Скальды — староскандинавские лирические и панегирические поэты. Слово skald означало поэта вообще, но в истории литературы оно применяется только к поэтам придворным (так наз. hofudhskald — «главным поэтам») в отличие от рапсодов, так наз. «народных» (см. «Эдда»). Время и место возникновения поэзии С. нам неизвестны. Древнейший памятник ее — «Рагнарсдрапа» Браги Старого (Brage den Gomle, ок. 830) — не моложе самых старых песен Эдды. Неизвестен также источник новых форм, введенных С.; кельтское происхождение их не может быть доказано за неимением точных эквивалентов. Первые скальды — норвежцы, но со времени колонизации Исландии это искусство почти целиком перешло к исландцам.
С. не являлись профессионалами-литераторами: в эпоху викингов они — купцы, воины и земледельцы, в XII—XIII вв. — очень часто клерики. Были среди С. и женщины (как королева Гунхильд, жена Эйрика Кровавой Секиры, X в.). Порой С. становился дружинником короля, сражался и умирал вместе с ним (как Тормод Кольбрунарскальд); некоторые С. занимали при дворе высокие должности (Сигхват Тордарсон, XI в.); другие лишь на время покидали исландское поместье, чтобы разъезжать по разным дворам и воспевать конунгов и ярлов. Многие норвежские короли (Харальд Прекрасноволосый, Олаф Трюггвасон, Олаф Святой, Харальд Суровый и др.) сами были поэтами. В награду за панегирик С. получал богатую одежду, деньги, роскошный щит или даже целую ладью груженую товаром. Поэмы С. говорились (а не пелись) без всякого аккомпанемента.
Основной жанр поэзии С. — панегирик. Кролю знатных лиц или их родов предметом панегирика могут быть и вещи: щит, расписанный мифологическими картинами, богатый дом. Большей частью восхваляются живые люди, но иногда и покойники (эрфидрапа); особенно выделяется по лирической силе песнь но умершем сыне Эгиля Скалаграмсона. Есть у С. и религиозный панегирик, сперва языческий (напр. «Торсдрапа» Эйлифа Гудрунарсона), а после христианский; последний обильно представлен в XII, XIII и XIV вв. Сохранились также стихотворения любовные (мансанг) и сатирические (флим), хотя и те и другие строго преследовались законом.
Основные формы поэзии С.: а) драпа — равнострофическое стихотворение (классическая структура: вступление, панегирик, снабженный припевом, и заключение); б) флокк — бесприпевная драпа; в) висы — отдельные импровизированные куплеты.
От поэзии Эдды произведения С. резко отличаются по стилю и метрике. Характерна перегруженность текста сложными метафорическими выражениями (так наз. кеннинги): «гуси битвы» — стрелы, «шум гусей битвы» — бой, «огонь реки» — золото, «сосна огня реки» — женщина и т. п. Злоупотребление вставными предложениями и инверсией сильно затрудняет понимание текста. Причудливый порядок слов появляется несомненно в результате строгих требований метрики, которая, разделяя с стихосложением Эдды и тонический принцип (счет ударений) и аллитерацию, вводит еще счет слогов и внутренние созвучия (так. наз. хендинг), а также строго регулирует место аллитерации. Основным размером является так наз. «дружинный» (дротквет): трехударные шестисложные стихи, содержащие внутреннее созвучие, скрепленные по двое аллитерацией и соединенные в восьмистишные строфы. Но имеется еще много других размеров. С XII в. появляются особые наставления для С. (так наз. «младшая» Эдда Снорри Стурлусона).
Поэзия С. переживала расцвет в эпоху викингов (приблизительно до смерти Харальда Сурового, 1066). С усилением церковного влияния начался упадок С. (конец XI в.). Затем Скандинавия все больше и больше входит в сферу общеевропейской культуры развитого феодализма; рыцарская и религиозная литература обильно притекает с континента, чему немало способствует участие скандинавов в Крестовых походах. Правда, с середины XII в. начинается некоторое возрождение поэзии С. под пером исландских ученых, которое продолжается в течение XIII в. (эпоха Стурлунгов) и захватывает начало XIV в.; но это — ученая, архаизирующая поэзия, не всегда умело копирующая старые формы. Поэзия С. незаметно переходит в религиозно-дидактическое стихотворство. В середине XIV в. она сменяется новой поэзией латинского происхождения, так наз. «римами» (rimur).
Список литературы
Thorlaksson Gr., Idsigt over de norsk-islandske skjalde, Kjöbnv., 1882
Mogk E., Geschichte der norwegisch-isländischen Literatur, 2 Aufl., Strassburg, 1904
Meissner R., Skaldenpoesie, Halle, 1904
Jonsson F., Den islandske litteraturs historie tilligemed den oldnorske, Kjöbnhv., 1907
Kock A., Notationes Norroenae, Lund. u. Lpz., 1923 u. ff.
Reichardt C., Studien zu den Skalden des 9 und 10 Jahrhunderts, Lpz., 1928
Горн Ф. В., История скандинавской литературы от древнейших времен до наших дней, перев. К. Бальмонта, М., 1894.
Другие работы по теме:
Былины
Былины - русские эпические песни, сохранившиеся главным образом в устах северного крестьянства под названием «старин», «старин» и «старинок». Термин былины искусственный, введенный в научное употребление в 30-х годах XIX века.
Скандинавская и Германская мифология
Северная мифология (точнее — скандинавская) — представляет самостоятельную и богато развившуюся ветвь германской мифологии, которая, в свою очередь, в основных чертах восходит к древнейшей праиндоевропейской истории.
Ведьма
Ведьма - общеславянское; образовано от глагола "знать": ведать. Первоначально -"ведающая, знающая" (ср. знахарь), потом - "колдунья". Бранное значение возникло позднее на базе второго значения.
Ввод в исландскую мифологию
Ранняя исландская поэзия связана с языческими верованиями. Многие из древнейших поэм посвящены языческим богам, а само искусство стихосложения считалось даром верховного бога Одина.
Особенности древнескандинавской мифологии
Древнескандинавская мифология. Пантеон Северогерманских богов. Древнегерманский культ и жречество. Скандинавская языческая символика. Обрядовая сторона древнегерманского язычества. Образ героя в древнескандинавской религии. Христианизация Скандинавии.
Религиозные верования древних бриттов и друидизм
Древнейшие кельтские обитатели Британии - гэлы и бритты, - как уже было сказано, относились к одной из ветвей арийской расы. Точнее говоря, сам это термин относится не столько к самой расе, сколько к обширной группе языков.
Скальдическая поэзия
Скальдическая поэзия ( Skaldekvad) — разновидность поэзии древней Скандинавии. Поэтическое творчество скандинавов и исландцев принято делить на два кардинально различающихся рода: на эддическую и скальдическую поэзию.
Древнескандинавская мифология и история Рун
Священная драма, которая лежала в основе мистерий Одина, ее сущность и источники. Руны как древняя магическая система, пиктографически представляющая основные силы природы, их место и значение в скандинавской мифологии, описание и характеристика.
Культура дохристианской Скандинавии
Традиции и верования, связанные с рождением. Обучение и "моральный кодекс". Погребальные обряды. Наука и искусство, календарь, навигация, кораблестроение, медицина, литература, поэзия Скандинавии. духовные ценности скандинавов дохристианской эпохи.
Фантазии глубокого проникновения
Мы уже привыкли к тому, что основная задача прикладного психоанализа - разбор содержания различных произведений искусства, анализ их смыслов, как формальных, так и скрытых, анагогических.
«Жизнь и творчество Константина Васильева»
Нередко люди, прежде не интересовавшиеся живописью, увидев его картины, испытывают состояние катарсиса — высочайшего духовного потрясения, — не могут сдержать восторга, а порой и слез
История музыки
Экспрессионизм в музыке сформировался в 1-м десятилетии 20 в.; ряд его элементов проявился в последних произведениях Г. Малера ("Песнь о земле", 1908; 9-я, 1909 и неоконченной 10-я симфонии) и операх. Р. Штрауса ("Саломея", 1905; "Электра", 1908). Однако В большей степени он связан с творчеством композиторов т. н. новой венской школы - А.
Музыка
Общая музыкальная теория. История музыки, основные музыкальные понятия. Музыкальные жанры и великие композиторы.
Стихотворения 15
Стихотворения Автор: Мандельштам О.Э. Камень Звук осторожный и глухой Плода, сорвавшегося с древа, Среди немолчного напева Глубокой тишины лесной...
Стихотворения 28
Стихотворения Автор: Батюшков К.Н. 1. Мечта <Первая редакция> 2. Послание к стихам моим 3. Элегия ("Как счастье медленно приходит...")
Блаженство безумия
Автор: Полевой Н.А. Н. А. ПОЛЕВОЙ БЛАЖЕНСТВО БЕЗУМИЯ On dit, quo Ja folie est un mal; on a tort -- e'est un bien... Говорят, что безумие есть зло, -- ошибаются: оно благо!
Стихотворения 27
Стихотворения Автор: Бальмонт К. Тишина --------------------------------------------------------------- Лирические поэмы 1897 -- Зима Есть некий час всемирного молчанья
Фольклорные мотивы в творчестве Лермонтова
Автор: Лермонтов М.Ю. Фольклорные мотивы в творчестве Лермонтова занимают свою особую нишу, хотя о них и не так часто говорят. Однако в своем главном стихотворении, посвященном России, Лермонтов самым «дорогим сердцу» образом называет именно народную Россию, с ее непростым, суровым, но истинно русским бытом.
Исландская литература
Независимость острова (до 1264) создавала благоприятные условия для сохранения и дальнейшего развития в Исландии старой норвежской культуры, для превращения ее в богатую и своеобразную исландскую культуру раннего средневековья.
Норвежская литература
Норвежская литература раннего средневековья не всегда может быть точно отделена от исландской, которая вырастает из нее, и язык которой долгое время почти не отличается от норвежского. Древнейшие песни «Эдды» вероятно сложились в Норвегии в IX в.
Скандинавские мифы
Автор: Фольклор Младшая Эдда Всемогущий господь вначале создал небо и землю, и все, что к ним относится, а последними он создал двух человек, Адама и Еву, от которых пошли все народы. И умножилось их потомство и расселилось по всему свету. Но с течением времени возникло в людях несходство. Некоторые среди них были хорошие и праведные, но гораздо более было таких, которые склонились к мирским страстям и презрели слово бога.
Культура средневековой Западной Европы 2
Содержание I. Периодизация и предпосылки формирования средневековой культуры Западной Европы Периодизация средневековой культуры II. Христианство как главный фактор формирования средневековой культуры
Халлдор Лакснесс. Исландский колокол
Действие романа-трилогии Халлдора Лакснесса (часть первая — «Исландский колокол», часть вторая — «Златокудрая дева», часть третья — «Пожар в Копенгагене») разворачивается в конце XVI — начале XVII в. в Исландии и Дании, а также в Голландии и Германии.
Викинги
Введение. Викинги… Бородатые мореходы, избороздившие на своих мощных драккарах суровые северные моря вдоль и поперёк… Отважные и доблестные воины Одина и Тора…Бездушные варвары и язычники. Отношение к ним в Европе было неоднозначным. Для одних это были опасные и безжалостные враги, для других – торговые партнеры и братья по оружию.
Викинги в Скандинавии
Викинги. Их называли «северными людьми», норманнами в Европе, датчанами в Германии, варангами в Византии и варягами на Руси.Г еографическое положение и природные условия.
Киевская Русь 5
Киевская Русь В начале первого тысячелетия нашей эры Восточно-Европейская равнина делилась на три довольно четко очерченных пояса. Север и северо-запад населяли земледельцы, расчищавшие лес для посевов, жившие его дарами и защищенные лесами и болотами, как от нашествий, так и от внешних влияний.
Время правления Ярослава Мудрого
Период княжения Ярослава Мудрого – это период наибольшего расцвета Киевской Руси. Характеристика внешней и внутренней политики Ярослава Мудрого. Брак Ярослава Мудрого и Ингигерд, дочери шведского конунга. "Русская Правда" - сборник норм древнего права.
Внутренний строй Киевского княжества в X в.
Сопоставление трех договоров, заключенных киевскими конунгами с византийцами, позволяет судить о внутреннем строе Киевского княжества. Договор 911 г. заключили послы от его, светлых и великих князь и его великих бояр".
Германская филология
Российская Федерация Министерство образования и науки Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО Тюменский государственный университет Лекции
Германская филология
Теоретические основы германистики. Место древних германских языков в классификации языков мира, их роль в дальнейшем языковом развитии народов мира. Анализ эволюции фонетической, лексической, грамматической и синтаксической подсистем германских языков.