Синекдоха
(греч.) — вид тропа, употребление слова в переносном значении, а именно —
замена слова, обозначающего известный предмет или группу предметов, словом,
обозначающим часть названного предмета или единичный предмет; отсюда и
латинское наименование этого тропа — pars pro toto (часть взамен целого).
Прим.: «родной кров» или «родной очаг» вместо «родной дом», «парус» вместо
«лодка», «волна» или «волны» вместо «море». От метафоры С. отличается тем, что
замещает слова на основании постоянного и реального соотношения, а не на
основании сходства более или менее произвольно сближаемых явлений. Ближе С. к
метонимии , которая тоже строится на постоянных отношениях между замещаемыми
явлениями, но несколько иного порядка (отношение орудия и действия, автора и
произведения и некоторые др.); сходство последних двух тропов настолько велико,
что одно и то же выражение в зависимости от интерпретации может быть отнесено и
к С. и к метонимиям. Так, пушкинское
«Все
флаги в гости будут к нам»
иногда
толкуется как С. («флаг» вместо «корабль»), иногда — как метонимия («флаг»
вместо «нация»).
Причина
этого смешения двух тропов заключается в том, что оба они построены на одном —
на обозначении предмета по его наиболее ярким различительным признакам (см.
«Семасиология»). Поэтому-то наряду с С. как выразительным средством
художественного стиля можно говорить о С. языка, уже не осознаваемых часто
говорящими; таковы напр. слова «царь», «король», представляющие С. от имен
собственных особенно прославившихся автократов древности и средневековья — Юлия
Цезаря и Карла Великого; здесь в языке осуществлена по существу та же С., что и
в художественных синекдохах Ломоносова
«...может
собственных Платонов
и
быстрых разумов Невтонов
российская
земля рождать...»
и
Пушкина:
«...мы
все глядим в Наполеоны».
В
грамматической системе русского языка своеобразной С. является употребление
названия единичного предмета для обозначения всего вида этих предметов. Ср.
«...и
слышно было до рассвета,
как
ликовал француз...» (Лермонтов).
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта feb-web/
Другие работы по теме:
Многозначность слова
Большинство слов в русском языке имеет несколько значений. Способность слова иметь не одно, а несколько значений называется многозначностью, или полисемией (гр. polysemos - многозначный), а слово называется многозначным.
Тропы
Тропы (греческое tropoi) — термин античной стилистики, обозначающий художественное осмысление и упорядочение семантических изменений слова, разнообразных сдвигов в его семантической структуре.
Билеты по лексикологии
Экзаменационный билет по предмету ЛЕКСИКОЛОГИЯ Билет № Лексикология как раздел языкознания. Общая и частная лексикология. Типы омонимов. Расскажите о префиксально-суффиксальном способе словообразования.
Тема Кол-во страниц
Семсиологические выразительные средства и приемы в современном английском языке
работа
Целью нашей работы является показать на примере одного из видов ораторской речи, а именно проповеди, насколько важны в стилистике и риторике все те оформления языкового материала, преднамеренные и непреднамеренные, отклоняющиеся от нормального употребления языка или созвучные с ним, однако подчеркивающие его с особенными целями, которые направлены на повышение речи, акцентирование отдельных частей или украшение высказывания
Актуальность темы и новизна исследования
Кроме того, oбобщённо-личные предложения – продуктивный тип предложений. Это удобная форма выражения общих положений, советов или описания действий, которые относятся ко всем людям, обращаются ко всем им
Контент-анализ графических образов компании Билайн
Качественный, количественный и причинно-следственный контент-анализ макетов компании "Билайн". Использование в рекламе бренда структурных особенностей предложения, фонетико-интонационных, графических средств и семантико-стилистического свойства слов.
Сатирические произведения Владимира Маяковского
Владимир Владимирович Маяковский создал очень много сатирических произведений. В ранние годы поэт сотрудничает в журналах "Сатирикон" и "Новый сатирикон" и в своей автобиографии "Я сам" под датой "1928" ( за два года до смерти) пишет: "Пишу поэму "Плохо" в противовес поэме 1927 года "Хорошо".
Гротеск в повести Гоголя Нос
"Гротеск – древнейший художественный прием, основанный, как и гипербола, на преувеличении, заострении качеств и свойств людей, предметов, явлений природы и фактов общественной жизни" – так объясняет понятие гротеска большая школьная энциклопедия литературы. Однако не всякое преувеличение является гротеском.
Есенин
Хороша была Танюша, краше не было в селе, Красной рюшкою по белу сарафан на подоле. У оврага за плетнями ходит Таня ввечеру. Месяц в облачном тумане водит с тучами игру.
Сатирические произведения Маяковского
Основные темы, идеи и образы сатирических произведений. Сатира на обывателей, общественную жизнь. Художественные приемы и средства. Особенность стиха Маяковского.
Блок
А.А. «Мы встречались с тобой на закате» Мы встречались с тобой на закате, Ты веслом рассекала залив. Я любил твое белое платье, Утонченность мечты разлюбив.
Изобразительные средства языка в газетных заголовках
Заголовок, его виды и функции, оценочно-экспрессивные задачи, средства привлечения внимания в газетных заголовках. Активизация работы читательского мышления через возбуждение интереса. Анализ и выявление изобразительных средств в газетных заголовках.
Философская лексика в поэзии Бродского
Словарные пласты в лирике Бродского. Основные способы изображения Бродским лирического героя. Фрагментарность изображения (синекдоха, метонимия). Пространство и время в интерпретации Бродского. "Лексическая дерзость" как определяющая черта поэтики.
Анализ пьесы Отстровского "Пучина"
"Пучина" – одна из самых глубоких и мудрых пьес Островского — история человеческой души, слабой и доброй, тонущей в пучине житейского моря. Вереница живых и разнообразных характеров, характеристика действующих лиц. Развитие конфликта и развязка пьесы.
Информативность публичной речи
Введение 1. Понятность публичной речи 2. Выразительность публичной речи 3. Информативность публичной речи Список литературы Введение. Речевой опыт каждого из нас говорит о том, что по степени воздействия на наше сознание речь не одинакова. Две лекции, прочтенные на одну и туже тему, оказывают на человека совершенно разный эффект.
Словесна наочність в ораторському мистецтві
Реферат на тему: Словесна наочність в ораторському мистецтві ПОВТОР — повторення того самого слова чи виразу з метою виділити, підкреслити істотне у мовленні, підкреслити ті чи інші деталі в описах, посилити експресивно-зображувальні властивості мови. Повтор допомагає повніше відобразити хвилюючі моменти в житті людини, її емоційний стан: "Ох, як весело на світі, як весело стало" (T.
Лексический уровень языка
Министерство образования и науки Российской Федерации ГОУ ВПО «Набережночелнинский Государственный Педагогический Институт» Тест по теме: Лексический уровень языка..
Виды придаточных предложение
вопрос способ присоединения ПРИМЕР ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЕ какой? Союзные слова: который, какой, чей, что где, куда,откуда, когда. Союзы: что-бы, как, словно, будто, точ-но.
Тропы и их виды
Text Text Text Text Text Text Text Graphics Тропы Graphics Перифраз Перифра?з перефра?з перифра?за — в стилистике и поэтике троп, описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких. Перифраз — косвенное упоминание объекта путем не называния, а описания (например, «ночное светило» = «луна» или «Люблю тебя, Петра творенье!» = «Люблю тебя, Санкт-Петербург!»).
Теория фигур: тропы
Выразительность речи во многом зависит от того, в какой степени творящий ее знаком с художественными приемами, традиционно называемыми тропами и фигурами. Теория фигур: тропы. Гипербола. Мейозис. Метонимия. Синекдоха. Метафора и аллегория. Ирония.
Стилистические фигуры речи
Стилистические средства языка и приемы их использования. Стилистика как самостоятельная лингвистическая наука. Понятие фигуры речи. Типы стилистических фигур речи. Тропы как разновидность фигур речи. Соотнесение понятий "троп" и "стилистическая фигура".
Лексические ошибки
Понятие и виды лексических ошибок, допускаемых в деловой переписке. Порядок подбора синонимов к определенным словам. Запись числительных в родительном, дательном, творительном падежах. Правила расстановки переносов. Типы приемов языковой выразительности.
Способи словотвору
Закони утворення похідних слів від інших спільнокореневих слів. Морфологічні і неморфологічні способи словотвору. Результати лексико-синтаксичного способу словотвору або зрощення. Особливості лексико-семантичного способу. Дериваційна метафора і метонімія.