Герой лирического произведения - тот, чьи мысли, чувства, переживания отражены в этом произведении.
Завязка - событие, послужившее началом возникновения и развития конфликта, который составляет основу сюжета произведения.
Идея - главная мысль художественного произведения, отражающая отношение автора к действительности и выступающая через всю систему образов.
Композиция - построение художественного произведения, система организации образов, их связей и отношений.
Конфликт - противоборство или противоречие между изображенными в художественном произведении действующими лицами или группами лиц.
Кульминация - момент наивысшего "напряжения" в развитии сюжета.
Лирическое отступление - высказывание автором своих чувств и мыслей по отношению к событиям в поизведении.
Образ автора - способ авторского существования в пределах произведения, концентрированное воплощение сути произведения; он не всегда совпадает с образом рассказчика или повествователя.
Образ повествователя - неопределенный образ от имени которого идет повествование художественного произведения; он проявляет себя только в речи и выражает отнрошение к людям, событиям и к сюжету в целом.
Образ рассказчика - условный образ человека от лица которого ведется повествование в литературном произведении.
Подтекст - скрытый, отличный от прямого значения смысл, который восстанавливается на основе контекста с ситуацией.
Развязка - разрешение конфликта в лтературном произведении, исход событий.
Сюжет - событие или ряд событий, составляющих содержание художественного произведения.
Фабула - цепь событий, составляет сюжет в их причинно-временной последовательности. Фабула может совпадать или расходиться с сюжетом.
Эпиграф - короткий текст, помещаемый автором перед текстом сочинения и выражающий тему, идею и настроение произведения.
--------------------------------------------------------------------------------
Тропы
Тропа - оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном смысле. (Гипербола, ирония, литота, метафора, метонимия, олцетворение, перифраза, синекдоха, сорказм, сравнение, эпитет.)
Гипербола - средство художественного изображения, основанное на преувеличении.
Ирония - троп, стоящий в употреблении с целью насмешки слова или выражения в смысле, обратном буквальному.
Литота - выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, силы, значения и тд какого-либо предмета или явления.
Метафора - переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или другому контакту.
Метонимия - переносное значение слова, основанное на замене прямого названия другим по сложности.
Олцетворение - троп, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевленные предметы или отвлеченные понятия.
Перифраза - оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты.
Синекдоха - перенесение значения одного слова на другое на основе замены количественных отношений: часть вместо целого или целое вместо части, единственное число вместо множественного и тд.
Сорказм - высшая степень иронии.
Сравнение - сопоставление двух предметов, явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого.
Эпитет - художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность.
--------------------------------------------------------------------------------
Стилистические фигуры
Стилистические фигуры - призванны усилить выразительность высказывания особой организации языкового материяла, в первую очередь специальными синтаксическими построениями; эти средства можно назвать выразительными.
Антитеза - оборот, в котором для усиления выразительности резко противопоставляются противоположные понятия.
Апифора - это повторение отдельных слов, или оборотов, или однотипных синтаксических конструкций.
Бессоюзие - пропуск союзов, который придает стремительность.
Градация - стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждая последующая содержит усиливающееся значение.
Инверсия - обратный порядок слов в предложении.
Многосоюзие - намеренное повторение союзов.
Риторический вопрос - стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а что бы привлечь внимание читателя к тому или иному явлению.
Риторическое обращение - стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи.
Умолчание - оборот речи, заключающийся в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю самому догадаться о невысказанном.
Эллипсис - стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумиваемого члена предложения.
Эпифора - повторение слов или выражений в конце смежных отрывков (предложений).
--------------------------------------------------------------------------------
Стихотворные размеры
Хорей - стропа с двусложным размером, в котором ударение в стропе падает на первый слог. (/- /- /-)
Ямб - стропа с двусложным размером, в котором ударение в стропе падает на второй слог. (-/ -/ -/)
Дактиль - стропа с трехсложным размером, в котором ударение в стропе падает на первый слог. (/-- /---)
Амфибрахий - стропа с трехсложным размером, в котором ударение в стропе падает на второй слог. (-/- -/-)
Анапест - стропа с трехсложным размером, в котором ударение в стропе падает на третий слог. (--/ --/)
Другие работы по теме:
Структурная поэтика
Структурная поэтика - направление в литературоведении начала 1960-х - конца 1970-х гг., взявшее основные методологические установки у классической структурной лингвистики де Соссюра и, с другой стороны, у русской формальной школы 1920-х гг.
Стиховедение
Стиховедение — раздел поэтики, изучающий свойства стихотворной речи и принципы ее анализа.
Определение понятий
Определение — логическая операция, раскрывающая основное содержание понятия. Платоновское определение человека.
Полнота и время
Мир для наблюдателя, пытающегося осмыслить его логически, пытающегося открыть его общие законы, предстает в парадоксальном единстве своей целостности
Философское знание 2
Специфика философского знания 1. Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно: • имеет очень много общего с научным знанием — предмет,
Виды понятий
Конкретные и абстрактные понятия. Относительные и безотносительные понятия. Собирательные и несобирательные понятия. Положительные и отрицательные понятия.
Отношения между понятиями
Связь между двумя понятиями по содержанию. Типы совместимости: равнозначность (тождество), перекрещивание, подчинение (отношение рода и вида). Типы несовместимости; соподчинение, противоположность, противоречие.
Концепция психоанализа Фрейда
Влияние Фрейдизма особенно проявилось в социальной психологии, этнографии, литературоведении и художественной критике.
Литературный герой РОБЕРТ ДЖОРДАН
РОБЕРТ ДЖОРДАН (англ. Robert Jordan) - герой романа Э.Хемингуэя «По ком звонит колокол» (1940). Р.Д. - это обобщенный образ лирико-биографической прозы Хемингуэя, итог развития образов Ника Адамса («В наше время», 1925), Джейка Барнса («Фиеста» /«И восходит солнце»/ 1926) и Фредерика Генри («Прощай, оружие!», 1929).
Литературный герой КЛАЙД ГРИФФИТС
Клайд гриффитс англ. Clyde Griffiths герой романа. Американская трагедия Т. Драйзера в котором как и во всех крупнейших произведениях писателя поставлена проблема гибели развращенной американским обществом личности.
Тема Кол-во страниц
Социалистический реализм в советском литературоведении и в трактовке А. Синявского
Контрольные вопросы по логике
Что изучает логика. Что мы называем истиной и ложью. Когда возникла логика как наука. Зачем нужно изучать логику. Определение понятия. Какие функции выполняют понятия.
Контрольные вопросы по логике
Принципы моделирования. Теоретико-множественные средства моделирования. Средства моделирования логики высказываний. Средства моделирования логики предикатов. Логика научного познания. Доказательство и дедуктивный вывод. Виды индукции. Аналогия.
Менеджмент и управление
Управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.
Шпаргалка по логике 2
СУЖДЕНИЕ Форма мышления , в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах. ВАЖНЕЙШИЕ ХАРАКТЕРИТСТИКИ СУЖДЕНИЯ Истинность, ложность СУБЪЕКТ СУЖДЕНИЯ
Логика контрольная 3 и 4
Международный Университет Бизнеса и Управления Контрольная работа по предмету «Логика». Задание 1. Определит отношения между понятиями и изобразить их кругами Эйлера:
Образ маленького человека по повести Шинель
Автор: Гоголь Н.В. Мы все вышли из гоголевской “Шинели”. Ф. Достоевский Русская литература с ее гуманистической направленностью не могла пройти мимо проблем и судеб простого человека. Условно в литературоведении она стала именоваться темой “маленького человека”. У ее истоков стояли Карамзин и Пушкин, Гоголь и Достоевский.
Исполнил ли Чичиков завет отца По поэме Н. В. Гоголя Мертвые души
Исполнил ли Чичиков завет отца? (По поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души") Автор: Гоголь Н.В. Павел Иванович Чичиков был сыном бедных дворян. Сразу после рождения "жизнь взглянула на него... кисло-неприютно". Мальчик запомнил из своего детства только шарканье и кашель отца, корпение над прописями, щипки за ухо и вечный отцовский рефрен: "не лги, послушествуй старшим".
Тема Родины в поэзии Блока
Автор: Блок А.А. Хорошо известна поэтическая метафора: "Родина-мать". Русские художники часто изображали Родину в виде женщины-матери, например, на плакатах времен Великой Отечественной войны. В литературоведении этот способ называется "олицетворением". Так, образ Правды может предстать в виде женщины в отрепьях, что символизирует ее гонимость и неприкаянность, а образ Справедливости — в виде женщины с весами в руках и завязанными глазами, чтобы подчеркнуть ее беспристрастие.
История создания повести Капитанская дочка
История создания повести "Капитанская дочка" Автор: Пушкин А.С. С середины 1832 года А. С. Пушкин начинает работу над историей восстания под предводительством Емельяна Пугачева. Поэту царем была предоставлена возможность ознакомиться с секретными материалами о восстании и действиях властей по его подавлению.
Особенности композиционного построения романа Герой нашего времени
Автор: Лермонтов М.Ю. В творчестве Лермонтова роман «Герой нашего времени» занимает особое место, в свое время это произведение поставило в литературоведении ряд важных вопросов:, о художественном стиле, о жанре, о новом образе (художественном типе) главного героя в русской литературе.
Культурология - как научная дисциплина
Культурология - наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность, специфическую функцию и модель человеческого бытия. Происхождение термина связано с именем Уайт Лесли Алвин.
Оскар Вальцель
Вальцель Оскар (Oscar Walzel, 1869—) — историк и теоретик немецкой литературы, представитель философско-формалистического метода в германском литературоведении.
Виктор Шкловский
Выдающийся литературовед и писатель, участник ОПОЯЗа, один из зачинателей формальной школы в литературоведении.