Э. В. Хилханова
В многочисленных исследованиях, затрагивающих так или иначе данную тему, понятие этнической идентичности зачастую употребляется без какой-либо дефиниции, видимо, из-за кажущейся простоты. Действительно, для определения того, что есть этническая идентичность, достаточно ограничиться короткой формулой «ощущение принадлежности индивидуума к какому-либо этносу, отличному от других». Однако, помимо этого, представляется необходимым определить внутренние категории данного понятия, его структуру, поскольку этническая идентичность не является понятием монолитным.
В целом, обобщив литературу по данному вопросу, будем исходить из того, что этническая идентичность как многопризнаковая система состоит из следующих компонентов, некоторые из которых являются спорными:
1) антропологический тип;
2) язык и его диалекты, отношение к языку и разным формам его существования;
3) самоназвание;
4) общность материальной и духовной культуры;
5) общность религии;
6) формы, стереотипы поведения;
7) тип социальных связей;
8) установки по отношению к другим этносам;
9) общее прошлое;
10) модально-эмоциональные аспекты (чувство национальной гордости, обида за свой народ и т.п.).
Этническая идентичность, как и сам этнос, обладает иерархичной структурой. Еще Л. Н. Гумилев, определяя структуру этноса, приводил пример, что карел из Тверской губернии в своей деревне называет себя карелом, а приехав учиться в Москву - русским, потому что в деревне противопоставление карелов русским имеет значение, а в городе не имеет, т.к. различия в быте и культуре столь ничтожны, что скрадываются. Но если это не карел, а татарин, то он будет называть себя татарином, ибо былое религиозное различие углубило этнографическое несходство с русскими. Чтобы искренне объявить себя русским, татарин должен попасть в Западную Европу или Китай, а в Новой Гвинее он будет восприниматься как европеец... Таким образом, осознание и реализация этнической идентичности не инвариантно, а контекстуально обусловлено и изменяется в зависимости от ситуации.
В данном докладе делается попытка рассмотреть только один параметр этнической идентичности национальных меньшинств в современной России, а именно язык. Во всей обширной литературе, так или иначе рассматривающей вопросы этничности, считается аксиомой, что язык является одним из важнейших, а, может, и самым важным этноконсолидирующим признаком идентичности. Так ли бесспорно это утверждение, если мы рассмотрим реальные факты российской действительности?
Автор считает, что 70-летняя советская история создала специфический феномен в области соотношения языка и этнической идентичности, а именно:язык должен считаться не облигаторным, а скорее, факультативным компонентом структуры этнической идентичности.
Для доказательства данного тезиса рассмотрим, например, Республику Бурятию, где ситуация является типичной для Российской Федерации во всех отношениях: во-первых, представители титульной и коренной национальности являются в республике национальным меньшинством; во-вторых, буряты, как и многие другие национальные меньшинства, говорят преимущественно по-русски.
Микроперепись 1994 г. выявила, что дома преимущественно бурятским языком пользуются 682 человека из 1000 бурят, на работе - 286, в учебном заведении и дошкольном учреждении - 292. Однако на этом основании было бы неправомерно утверждать, что те, кто не знает бурятского языка, уже не являются бурятами, хотя такое мнение является достаточно распространенным. Небольшое социолингвистическое исследование, проведенное автором среди молодежи г. Улан-Удэ в возрасте от 18 до 35 лет, выявило, что 100 % молодых бурят, родившихся и выросших в Улан-Удэ и не знающих бурятского языка или знающих его в очень небольшом объеме («немного понимаю, но не говорю»), тем не менее ощущают себя бурятами. При этом все опрошенные показали, что они владеют русским языком.
Таким образом, появление в современной России целого слоя людей, не знающих родного языка, но ощущающих тем не менее свою принадлежность к тому или иному этносу, дает ученым право скорректировать тезис о языке как об облигаторном этнообразующем признаке. Принадлежность к тому или иному национальному меньшинству не зависит от знания родного языка. В целом современная языковая ситуация в национальных республиках Российской Федерации может быть коротко описана в двух терминах: билингвизм и диглоссия. Общеизвестно, что это следствие политики тотальной русификации и интернационализации, проводившейся на протяжении всей истории Советского Союза. Этот процесс был настолько всеобъемлющим, что можно говорить не только о билингвизме и диглоссии, но и о бикультурализме. Это не значит, что сегодня не делаются попытки возрождения национальных языков. Они делаются в общем контексте этнического возрождения и развития национального самосознания, характерного не только для России или Восточной Европы, но и для всего мира.
Другие работы по теме:
История итальянского языка
Итальянский язык — разговорный и официальный язык Италии. На итальянском языке также говорят в государстве Сан-Марино, на Мальте, Корсике. В Швейцарии итальянский является одним из четырех официальных языков.
Этническая идентичность, её типы и основания
Типы этнической идентичности. Когнитивный и аффективный компоненты структуры этнической идентичности. Позитивная этническая идентичность (норма). Этноэгоизм, этноизоляционизм, национальный фанатизм. Осознание этнической идентичности и ее основные виды.
Социальная структура общества 2
1. Социальная структура общества вместе с другими аспектами характеризуется наличием и взаимодействием социально-этнических общностей. Социология изучает генезис, сущность, функции, общие закономерности развития этносов, межэтнические (межнациональные) отношения и разрабатывает основные методологические принципы их исследования.
Этническое самосознание 2
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования филиал Костромского государственного университета
Психология национальной идентичности
Во второй половине нашего столетия усилились процессы, характеризующиеся всплеском осознания своей этнической идентичности – принадлежности к определённому этносу, "этнической общности". Значение термина "этнос" до сих пор остаётся неоднозначным. Российские этнологи и психологи рассматривают этнос как реальную социальную группу, сложившуюся в ходе исторического развития общества.
Этнополитология
Ростовский государственный университет Институт по переподготовке и повышению квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук Отделение «Регионоведение»
Национальные права человека
Права человека как политико-идеологическая проблема предметной области этнополитологии, разработка методов ее разрешения и порядок реализации. Применение права народа на самоопределение в полиэтнической стране. Самоуправление национальных меньшинств.
Взаимодействие государства и этноса
Характерные признаки национального государства. Типы и отличительные черты полиэтничных государств. Конституционный национализм и попытки создания этнократического государства в Латвии. Сущность и задачи этнополитики государства на современном этапе.
Глобализация и национальная идентичность
Во всем мире сегодня можно увидеть процессы одной и той же направленности: идет необычайное усиление этнических чувств, проявляющееся во всех сферах человеческой жизни; значительно повысилась роль национального фактора.
1 Современная национальная политика России 2
Государство Российское”. Это было многонациональное государство со многими вероисповеданиями, обладавшее гибкими конституционными формами, допускавшими разнообразные конфедеративные отношения например, с Пути выработки и реализации национальной политики в России 4
«Экономическая теория»
Курсовая работа по курсу «Экономическая теория» (выполняется на протяжении академического года) – оценка
Этнический ресурс
Анализ подходов к изучению этничности. Этничность как ресурс государственного строительства. Этнополитическая мобилизация и этнократизация власти как способ нациестроительства. Процессы мобилизации этнических меньшинств на территории государства.
Сейм Карпатской Украины
(укр. Сойм Карпатської України) ( ) — законодательный орган автономного Закарпатья, избранный 12 февраля 1939 года в составе 32 членов (29 украинцев и трое от национальных меньшинств) из единого списка Украинского Национального Объединения.
Фелпс, Фред
Фред Уолдрон Фелпс старший (англ. Fred Waldron Phelps, Sr.) (род. 13 ноября 1929 в Меридиане, Миссисипи) — американский протестантский пастор, глава Баптистской церкви Уэстборо. Наиболее известен своими радикальными высказваниями и организуемыми им акциями, направленными против ЛГБТ и сторонников движения за права сексуальных и гендерных меньшинств.
Хеспенгау
о значении «ЭСБЕ» см. ЭСБЕ. Хеспенгау (нем. Hespengau), или Хаспенгау (нидерл. Haspengouw), или Эсбе (фр. Hesbaye) — так в раннем средневековье назывались земли вокруг Тонгерена, на юге современной бельгийской провинции Лимбург. Этот значительный феод в составе меровингской Австразии именовался в латинских текстах
Англо-индийцы
— смешанная этническая группа, сформировавшаяся на Индийском субконтиненте в результате половых связей индийских женщин и британских мужчин в период вхождения его в состав Британской империи. Вследствие этнической дискриминации со стороны чистокровных англичан (которые презирали англо-индийцев, называя их «высшей угрозой распада империи») и индийцев, относящихся к англо-индийцам как к предателям и пособникам колонизаторов, единственным местом реализации своих талантов и способностей были «индийские железные дороги», где и работало большинство англо-индийцев.
Лузоны
Введение 1 Происхождение и язык 2 История 3 Экономика Список литературы Введение Лузоны ( лат. Lusones , др.-греч. Λούσωνες ) — древний доримский народ на севере Пиренейского полуострова, родственный кельтиберам. Населяли западную часть современной испанской провинции Сарагоса и восточные районы провинции Сория.
Борьба за статус бенгальского языка
Движе́ние за госуда́рственный ста́тус бенга́льского языка́ (Bhasha Andolon) — политическое движение в Бангладеш (в то время — Восточный Пакистан), послужившее началом политического процесса, приведшего к отделению Восточного Пакистана от Пакистана и образованию независимого государства Бангладеш.
Англо-бирманцы
– смешанная этническая группа, сформировавшаяся на территории современной Мьянмы (Бирма) в результате половых связей бирманских женщин (племена шан, карены, мон, китайцы), и британских мужчин (а также других европейцев) в период вхождения страны в состав Британской империи. Вследствие этнической дискриминации со стороны чистокровных англичан (которые презирали англо-бирманцев, называя их “высшей угрозой распада империи”) и коренных бирманцев, относящихся к англо-бирманцам как к предателям и пособникам колонизаторов, единственным местом реализации своих талантов и способностей были железные дороги, где и работало большинство англо-бирманцев, а также англо-индийцев, к которым они чувствовали вполне понятное естественное притяжение, часто вступая в браки.
Языки СССР
Введение 1 История 2 Письменность 3 Индоевропейские языки 3.1 Балтийские языки 3.2 Германские языки 3.3 Греко-фригийско-армянские языки 3.4 Иранские языки
Пацификация
(лат. pacificatio — умиротворение, замирение, успокоение, усмирение) — правительственная политика, направленная на насильственное умиротворение (в определенном смысле принудительный пацифизм, насаждаемый насильно) этнических и национальных меньшинств, направленный на частичное или полное подавление культурных, экономических и политических национальных инициатив, интересов и прав.
Культурная автономия
Культурная (национально- — автономия обособленной этнической группы в решении вопросов организации образования и других форм своей культурной жизни. Распространяется на всех представителей данной этнической группы, а не на конкретную территорию[1].
Национальная политика России 2
План Введение 1 Основные этапы Список литературы Введение 1. Основные этапы Российская империя: Устав об управлении инородцев (1822) Русификация Украины
Друк Деси
Друк Деси (англ. Druk Desi, Deb Raja, Regents) — наименование светских (административных) правителей Бутана в 17-19 веках нашей эры. В XVII веке Шабдрунг Нгаванг Намгьял объединил Бутан и ввёл систему управления государством, в которой для управления религиозной организацией был назначен Дже Кхемпо (главный монах), а для гражданского управления — Друк Деси (своего рода премьер-министр).
Союз трёх наций
План Введение 1 Предпосылки 2 История 3 Этническая стратификация и сегрегация Список литературы Введение Союз трёх наций (также Союз Трёх Народов, Триединый Союз, лат. Unio Trium Nationum)- союзное объединение трёх католических народов (венгры, немцы и секеи), контролировавших экономико-политическую жизнь средневековой Трансильвании до 1918 года, а затем 1940—1944 годах и проводивших дискриминационную политику институциональной сегрегации и эксплуатации по отношению к православному румынскому большинству.
Декларация прав народов России
Декларация прав народов России — один из первых документов Советской власти, принятый Советом народных комиссаров РСФСР 2 (15) ноября 1917 года. В Декларации резко осуждалась политика натравливания одной нации на другую, проводившаяся царским правительством, а затем буржуазным Временным правительством в отношении народов, населявших Россию.
Национальная армия Бирмы
Национальная армия Бирмы была создана японскими властями в конце 1941 года — под названием Армия независимости Бирмы . До 27 марта 1945 года сражалась на стороне Японии против Британии, затем объявила войну Японии.
Роль русского языка в современном мире
Единый язык русской нации, язык международного общения в современном мире. Усиливающееся влияние русского языка на другие языки. Замечательный язык мира по разнообразию грамматических форм и по богатству словаря, богатейшей художественной литературы.
Кумандинцы
Кумандинцы - это этническая группа северных алтайцев, проживающих компактно в Солтонском, Красногорском районах и городе Бийске Алтайского края; Турачакском районе и городе Горно-Алтайске Республики Алтай.