Реферат: Цели, задачи аудита - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Цели, задачи аудита

Содержание


1. Какие виды контроля входят в систему финансового контроля РФ. Дайте характеристику общественного контроля…………………………………………….3

2. В чем заключается цель аудита………………………………………………4

3. Как организована система нормативного регулирования аудита в РФ……………………………………………………………………………………...5

4. На каких принципах базируется аудит. Дайте характеристику принципу профессионального поведения………………………………………………………...6

5. Назовите виды аудита и охарактеризуйте обязательный аудит и аудит на соответствие…………………………………………………………………………….9

6. В каких случаях может быть аннулирован аттестат аудитора……………11

7. Назовите формальные критерии независимости аудиторской организации……………………………………………………………………………12

8. В чем заключается ответственность аудируемого лица…………………..13

9. Что такое риск необнаружения……………………………………………..14

10. Что представляет собой репрезентативная выборка……………………..16

11. Каковы цели планирования аудита………………………………………..17

12. В чем сущность принципа комплексного планирования аудита………17

13. Какова роль стандартов в аудите………………………………………….18

14. Какими документами оформляется результаты планирования аудита. Охарактеризуйте общий план аудита………………………………………………..19

15. Что такое аудиторское заключение……………………………………….21

16. Перечислите виды аудиторских заключений…………………………….22

17. Когда аудитор дает отрицательное аудиторское заключение…………...23

18. Перечислите задачи финансового анализа в аудиторской деятельности…………………………………………………………………………..24

Список использованной литературы………………………………………….26


1. Какие виды контроля входят в систему финансового контроля РФ. Дайте характеристику общественного контроля


Финансовый контроль включает государственный финансовый контроль, общественный контроль и аудит (независимый контроль).

Государственный финансовый контроль. Этот контроль осуществляется в общегосударственной и ведомственной формах. Общегосударственный контроль охватывает все хозяйствующие субъ­екты независимо от формы собственности или ведомственной подчиненности. Этот контроль ведется как в масштабе Россий­ской Федерации, так и в ее субъектах. На уровне местного само­управления проводится муниципальный финансовый контроль.

Ведомственный государственный контроль проводится внутри отдельных государственных ведомств. Для этой цели в структуре ведомств предусмотрены органы ведомственного финансового контроля, которые и про­водят такой контроль. Основным объектом контроля является производственная и финансовая деятельность подведомственных организаций и учреждений. Для проведения ведомственного кон­троля могут привлекаться ревизоры федеральных служб и их под­разделений.

Общественный контроль реализуется на основе общественных институтов и законов, обязывающих органы исполнительной вла­сти предоставлять информацию всем заинтересованным лицам.

В организации общественного контроля большую роль играют средства массовой информации, выражающие интересы различных общественных орга­низаций, партий и других структур. Деятельность общественного контроля базируется на информации, предоставляемой органами Федеральной службы государственной статистики, государственного финансового контроля, прежде всего счетными палатами, для которых гласность – важ­нейший принцип деятельности.

Наряду с указанными видами финансового контроля в Рос­сии используется такая форма финансового контроля, как ауди­торский финансовый контроль.

Аудит – это предпринимательская дея­тельность по независимой проверке бухгалтерского учета и бухгалтер­ской (финансовой) отчетности организаций и индивидуальных предпри­нимателей.

Аудит обеспечивает не только проверку дос­товерности финансовых показателей, но и, а это не менее важно, разработку предложений по оптимизации хозяйственной деятель­ности в целях рационализации расходов и увеличения прибыли. Аудит можно определить как своеобразную экспертизу бизнеса.1


2. В чем заключается цель аудита


Цель аудита – конкретная задача, на решение которой направлена деятельность аудитора; она определяется законодательством, системой нормативного регулирования аудиторской деятельности, договорными обязательствами аудитора и клиента.

Целью аудита согласно закону об аудиторской деятельности в Российской Федерации является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Основная цель аудита может дополняться обусловленными договором с клиентом выявлением резервов лучшего использования финансовых ресурсов, анализом правильности исчисления налогов, разработкой мероприятий по улучшению финансового положения предприятия, оптимизации затрат и результатов деятельности, доходов и расходов.


3. Как организована система нормативного регулирования

аудита в РФ


В России с начала 90-х годов принят ряд нормативных ак­тов различных уровней, регулирующих вопросы организации аудиторской деятельности в Российской Федерации.

К первому уровню относится Федеральный закон «Об ауди­торской деятельности», который призван регулировать аудиторскую деятельность в Российской Федерации. В нем понятие и основные принци­пы аудита, порядок осуществления аудиторской деятельнос­ти, объекты и субъекты аудиторской проверки, порядок госу­дарственного регулирования, аттестации, лицензирования и стандартизации аудиторской деятельности, права, обязаннос­ти и ответственность аудиторов и их клиентов.

К документам второго уровня могут быть отнесены указы и распоряжения Президента Российской Федерации, поста­новления Правительства Российской Федерации, регламен­тирующие отношения, возникающие при осуществлении ауди­торской деятельности:

К документам третьего уровня можно отнести правила (стандарты) аудиторской деятельности, одобренные Комис­сией по аудиторской деятельности при Президенте РФ, разрабатываемые с целью установления норм аудита, однознач­но интерпретируемых всеми субъектами финансово-хозяй­ственной деятельности, включая арбитражный суд. Они в свою очередь подразделяются на три основные группы: общие пра­вила (стандарты), правила (стандарты) проведения аудитор­ской проверки, правила (стандарты) составления отчета.

Четвертый уровень – это нормативные акты министерств и ведомств, устанавливающие правила организации аудиторс­кой деятельности и проведения аудита применительно к кон­кретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам. Все нормативные документы этого уровня приняты не ранее 1997 г., и их дальнейшее действие будет зависеть от направле­ния развития аудита в стране и степени эффективности реше­ния специфических отраслевых вопросов независимыми ауди­торскими фирмами. Вероятно, на этом уровне могут быть раз­работаны и правила (стандарты) аудиторской деятельности, регулирующие специфические вопросы аудита.

Пятый уровень – внутрифирменные стандарты аудитор­ской деятельности, разрабатываемые аудиторскими организа­циями на базе практики аудита. Документы этого уровня лишь детализируют документы более высоких уровней, принима­ются в их развитие и не должны им противоречить. Содержа­ние и форма таких документов совершенствуются по мере ста­новления и расширения рынка аудиторских услуг и, следова­тельно, документов более высоких уровней.

Регулирование аудиторской деятельности осуществляется также в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. В случае противоречия указов Прези­дента РФ, постановлений Правительства РФ и других норма­тивных актов Федеральному закону или иному федеральному закону применяется Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» или соответствующий федеральный закон.1


4. На каких принципах базируется аудит. Дайте характеристику принципу профессионального поведения


Аудиторская деятельность строится на соблюдении основных принципов аудита, которые и определяют всю деятельность проверяющего:

1. Научность. Это означает, что методология аудита должна базироваться на диалектическом методе и экономической теории, наиболее полно отражающих объективную действительность. Аудит должен проводиться на всестороннем учете требований, действующих в условиях рыночной экономики. Итоги аудита подтверждают или отвергают вариант действия, исходя из существующих положений науки управления и теории аудиторского контроля, показывают научную истинность или ложность теоретической базы, построенных на определенных исходных моментах. Эта база формируется в результате обобщения опыта, вытекающего из практики аудита и как результат развития его теории. Аудиторские услуги с позиции научного управления включают в себя элемент исследования, поскольку позволяют проверить, как некоторое научное положение, счи­тающееся истинным, можно реализовать в практике хозяйст­венного руководства. Поэтому в качестве аудитора чаще всего вы­ступает ученый, обладающий определенными знаниями и навыками.

2. Системность, целостность и комплексность. Систем­ность и целостность требуют при проведении аудиторских проверок рассматривать все стороны объекта исследования не изолированно, а во взаимосвязи. Объект аудирования рассматривается как целостная система, что обеспечивает глубину познания.

Комплексность означает системное рассмотрение всех стадий, явлений, показателей деятельности хозяйствующего субъекта в их взаимозависимости, логическую, структурированную и организованную последовательность аудиторских процедур.

3. Сохранение системы. В практике аудита необходимо ру­ководствоваться также принципом сохранения системы, явля­ющейся объектом аудиторского контроля. Суть этого тезиса состо­ит в том, что воздействие на систему в ходе аудиторского контроля должно осуществляться в пределах, когда все его качественные характеристики и режим практически не нарушаются. Если же под влиянием аудиторов система будет качественно от­личаться от исходной, то она может выйти на новые режимы функционирования, которые затруднят оценку роли аудитора в достижении назначенной цели. Да и цель системы может изме­ниться.

4. Сосредоточение контроля на определенных участках. При аудиторской проверке весьма затруднительно, а подчас и практически нецелесообразно изучать все стороны деятельности предприятий, причинные связи и зависимости (факторы). Поэто­му важное методологическое значение имеет принцип сосредоточения контроля на определяющих участках хозяйственной деятельности предприятия.

5. Объективность – это образ мышления, принимающий во внимание только факты, имеющие отношение к данному делу. Аудитор должен быть прямолинейным, правдивым и искренним в подходе к профессиональной работе.

Заключение аудитора, в котором он выражает свое мнение о достоверности финансовой отчетности предприятия, должно точно отражать его финансовое состояние. Точная, объективная оценка результатов деятельности хозяйствующего субъекта – необходимая предпосылка для принятия пользователями инфор­мации правильных хозяйственных решений. Объективность предполагает интеллектуальную честность - не просто чест­ность в обычном смысле этого слова, но истинность и объектив­ность подхода к делу в целом, ибо подразумевается, что внеш­ние аудиторы должны быть объективными, поскольку они являются независимыми.

6. Честность. Аудитор не должен подтверждать то, в истинность чего не верит. Им должен быть человек, который прекрасно понимает «что такое хорошо и что такое плохо», не поддающийся соблазнам стяжательства, сребролюбия, алчности и чревоугодия.

7. Независимость. Аудиторы должны без предубеждений изучать проверяемые финансовые отчеты и другую информа­цию, беспристрастно относиться к должностным лицам, пред­ставляющим финансовую информацию, и к ее пользователям. Об­щественное признание профессионального статуса аудиторов основано на признании их независимости. Каждый аудитор обязан формировать свои суждения самостоятельно, и ничто не должно влиять на его беспристрастность. Аудитор независим тогда и только тогда, когда он свободен от контроля или влияния с чьей-либо стороны.

Профессиональное поведение означает, что аудитор должен соблюдать законы и нормативные акты и избегать любых дейст­вий, которые дискредитируют или могут дискредитировать про­фессию либо являются действиями, которые разумное и хорошо осведомленное стороннее лицо, обладающее всей необходимой информацией, расценит как отрицательно влияющие на хорошую репутацию профессии. При предложении и продвижении своей кандидатуры и услуг аудитор не должен дискредитировать про­фессию. Он должен быть честным, правдивым и не должен делать заявлений, преувеличивающих уровень услуг, которые он может предоставить, его квалификацию и приобретенный им опыт, давать пренебрежительные отзывы о работе других аудиторов или проводить необоснованные сравнения своей работы с работой других аудиторов.


5. Назовите виды аудита и охарактеризуйте обязательный аудит и аудит на соответствие


Как правило, теория аудита рассматри­вает следующие виды аудита: обязательный аудит, операционный аудит, аудит на соответствие требованиям, аудит финансовой отчетности.

Обязательный аудит – это ежегодная обязательная аудитор­ская проверка ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской (фи­нансовой) отчетности организации или индивидуального пред­принимателя.

Законом «Об аудиторской деятельности» (ст. 7) определено осуществление обязательного аудита в следующих случаях:

1) организация имеет организационно-правовую форму откры­тою акционерного общества;

2) организация является кредитной, бюро кредитных историй страховой организацией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, источником образования средств кото­рого являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные исчисления, производимые физически­ми и юридическими лицами, фондом, источниками образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;

3) объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции за один год превышает в 500 тыс. раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда, или сумма активов баланса пре­вышает на конец отчетного года в 200 тыс. раз минимальный раз­мер оплаты труда;

4) организация является государственным унитарным пред­приятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели его деятельности соответствуют указанным выше. Для муниципаль­ных унитарных предприятий законом субъекта Российской Фе­дерации финансовые показатели могут быть понижены;

5) обязательный аудит в отношении этих организаций или индивидуальных предпринимателей предусмотрен федеральным законом.

Проведение обязательного аудита имеет следующие особен­ности.

1. Обязательный аудит может проводиться только аудиторски­ми организациями и не может проводиться индивидуальными аудиторами.

2. При проведении обязательного аудита в организациях, в ус­тавных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федера­ции составляет не менее 25%, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам размеще­ния заказа на оказание таких услуг в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О разме­щении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказа­ние услуг для государственных и муниципальных нужд».

3. Аудиторская проверка аудируемых лиц, в бухгалтерской (финансовой) документации которых содержатся сведения, со­ставляющие государственную тайну, осуществляется в соответст­вии с законодательством Российской Федерации, т.е. путем по­лучения аудиторской организацией и (или) работающими в ней аудиторами допуска к работе со сведениями, составляющими го­сударственную тайну.

4. При проведении обязательного аудита аудиторские орга­низации обязаны страховать риск ответственности за нарушение договора.

Операционный аудит проводится как проверка любой час­ти процедур и методов функционирования хозяйственной системы в целях оценки ее производительности и эффектив­ности. Результатом аудита является передача управленческо­му персоналу рекомендаций по совершенствованию деятель­ности.

Аудит на соответствие принятым требованиям проводится в целях установления:

- соответствия бухгалтерской отчетности принципам бух­галтерского учета;

- соответствия действий налогоплательщиков требовани­ям налогового законодательства;

- соответствия деятельности государственных организа­ций установленным вышестоящими органами предписаниям;

- соответствия действий внутренних подразделений орга­низации требованиям и правилам, закрепленным рас­поряжениями администрации, и т. д.

Аудит финансовой отчетности выявляет, согласуется ли бухгалтерская отчетность с определенными критерия­ми. Обычно критериями являются действующее законодатель­ство и различные инструкции по бухгалтерскому учету. Распространена также практика проведе­ния аудита финансовой отчетности на основе имеющейся ин­формации о движении денежных средств или на какой-то другой основе, свойственной бухгалтерии проверяемой хозяй­ственной системы. Бухгалтерская отчетность в самом общем случае включает бухгалтерский баланс и приложения к нему, а также сопутствующие документы (справки, расшифровки, объяснительные записки и т. д.), на которые в них имеются ссылки.

Аудит финансовой отчетности базируется на предположе­нии о том, что она будет использоваться разными группами для различных целей. Следовательно, более эффективен ва­риант, когда один независимый аудитор выполняет аудит и делает заключение, на которое могут положиться все пользо­ватели, нежели тот, при котором каждый пользователь прово­дил бы свой собственный аудит.1


6. В каких случаях может быть аннулирован аттестат аудитора


В соответствие с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» (ст. 16 п. 1) основаниями для аннулирования квалификационного аттестата аудитора являются следующие факты:

1) Установлен факт получения квалификационного аттестата с использованием подложных документов;

2) Вступил в законную силу приговор суда, предусматривающий наказание в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью в течение определенного срока;

3) Установлен факт несоблюдения следующих требований: неразглашение сведений, составляющих аудиторскую тайну; независимость аудитора;

4) Установлен факт систематического нарушения аудитором при проведении аудита требований, установленных законодательством РФ или федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности;

5) Установлен факт того, что в течение двух календарных лет подряд аудитор не осуществлял аудиторскую деятельность;

6) Аудитор нарушает требование о прохождении обучения по программам повышения квалификации.


7. Назовите формальные критерии независимости аудиторской организации


Критерии независимость аудиторских организаций установлены статьей 12 Закона «Об аудиторской деятельности». Они состоят в ограничении случаев проведения аудита.

Так, аудиторские организации не могут осуществлять:

1) аудиторами, являющимися учредителями (участниками) аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами и иными ли­цами, несущими ответственность за организацию и ведение бух­галтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) от­четности;

2) аудиторами, состоящими с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными ли­цами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгал­терского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетно­сти, в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов);

3) аудиторскими организациями, руководители и иные долж­ностные лица которых являются учредителями (участниками) ау­дируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;

4) аудиторскими организациями, руководители и иные должно­стные лица которых состоят в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супру­гов) с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностны­ми лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответствен­ность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;

5) аудиторскими организациями в отношении аудируемых лиц, являющихся их учредителями (участниками), в отношении ауди­руемых лиц, для которых эти аудиторские организации являются учредителями (участниками), в отношении дочерних организаций, филиалов и представительств указанных аудируемых лиц, а также в отношении организаций, имеющих общих с этой аудиторской ор­ганизацией учредителей (участников);

6) аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, оказывавшими в течение трех лет, непосредственно предшествовав­ших проведению аудиторской проверки, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности физическим и юридическим лицам, – в отношении этих лиц.

Порядок выплаты и размер денежного вознаграждения аудитор­ским организациям и индивидуальным аудиторам за проведение аудита (в том числе обязательного) и оказание сопутствующих ему услуг определяются договорами оказания аудиторских услуг и не могут быть поставлены в зависимость от выполнения каких бы то ни было требований аудируемых лиц о содержании выводов, кото­рые могут быть сделаны в результате аудита.


8. В чем заключается ответственность аудируемого лица


Ответственность аудиторов за качество оказываемых ими аудиторских услуг определяется Гражданским кодексом Рос­сийской Федерации; Уголовным кодексом; Федеральным законом «Об аудиторской деятельности», и может быть условно разделена на четыре части:

- перед клиентом (в связи с нарушением условий догово­ра, гражданского законодательства или небрежностью при ока­зании услуг). Во избежание ошибок проверка должна прово­диться в соответствии с общепринятыми стандартами аудита. Обязательства сторон и ответственность аудитора должны быть четко оговорены в договоре. Аудитор должен письменно уве­домить клиента о необходимости каких-либо изменений в системе учета или предоставлении необходимых документов;

- перед третьими лицами. В качестве подтверждения сво­ей правоты аудитор должен опираться на общепринятые стан­дарты аудита и доказать непричастность третьей стороны к договору;

- уголовная;

- связанная с соблюдением конфиденциальности.

В случае неоднократного (два и более раз) неквалифициро­ванного проведения аудиторских проверок аудитор может быть лишен лицензии.

Осуществление аудиторской деятельности индивидуальным аудитором без получения соответствующей лицензии влечет взыскание с индивидуального аудитора штрафа, установ­ленного федеральным законом в размере от 100 до 300 минимальных размеров оплаты труда.1


9. Что такое риск необнаружения


Под риском необнаружения обычно понимают субъектив­но определяемую аудитором вероятность того, что применяе­мые в ходе проверки аудиторские процедуры не позволят обна­ружить реально имеющиеся существенные в отдельности либо в совокупности нарушения.

Аудитор определяет допустимый риск необнаружения на основе оценки внутрихозяйственного риска и риска средств контроля. Проверка должна планироваться с учетом миними­зации риска необнаружения.

Риск необнаружения является показателем эффективнос­ти и качества работы аудитора. Он зависит от профессиона­лизма аудитора в планировании и организации проверки, определении репрезентативной выборки, применении необ­ходимых и достаточных аудиторских процедур и такого нема­ловажного фактора, как квалификация аудиторов, принима­ющих участие в проверке.

Для правильного планирования и рациональной организа­ции проверки аудитор обязан не только оценивать аудитор­ский риск, но и понимать взаимосвязь между его составляю­щими и уровнем существенности. Между риском необнару­жения и комбинацией внутрихозяйственного риска и риска средств контроля существует обратная связь. Если аудитор считает внутрихозяйственный риск и риск средств контроля высокими, он обязан снизить, насколько возможно, риск не­обнаружения, т. е. вынужден работать более детально и тща­тельно, модифицировать применяемые аудиторские процеду­ры, изменяя их количество или содержание, увеличивать зат­раты труда и времени, необходимые для проверки. Если в ходе планирования выяснилось, что внутрихозяйственный риск и риск средств контроля имеют достаточно низкие значения, аудитор может позволить себе снизить реальные трудозатра­ты, применить менее трудоемкие методы получения аудитор­ских доказательств.

При планировании проверки аудитор должен учитывать, что между уровнем существенности и степенью аудиторского риска есть обратная зависимость. Чем выше уровень существенности, тем ниже аудиторский риск, и наоборот. Если по ходу выполнения проверки аудитор принимает решение о снижении уровня существенности, то он должен скорректи­ровать в сторону снижения и общий аудиторский риск. Сде­лать это аудитор может, воздействуя либо на риск средств контроля, либо на риск необнаружения. Снижение риска средств контроля предполагает расширение применяемых те­стов средств контроля. Для снижения риска необнаружения следует расширить круг применяемых аудиторских процедур, оценить возможность применения аудиторских процедур дру­гих типов, повысить объемы аудиторских выборок. Можно также привлечь более квалифицированных аудиторов или уве­личить продолжительность проверки.

Аудитор должен оценивать риски, от него не зависящие, как можно раньше и как можно тщательнее, поскольку риск необнаружения напрямую связан с объемом работы, объем работы – с себестоимостью, а себестоимость – с общей сто­имостью аудита. Если аудитор и клиент договорились о фик­сированной стоимости аудита, а высокие риски аудита выя­вились уже после того, как был подписан соответствующий договор и фактически начата работа, аудитор рискует понес­ти ущерб, связанный с незапланированным ростом объема работ. Если в договоре на проведение аудиторской проверки установлена предполагаемая стоимость работ, то увеличение этой стоимости в полтора-два раза вряд ли вызовет понима­ние у клиента, а соответствующие переговоры серьезно ус­ложнят жизнь аудитору.

Все, что касается оценки рисков, а также сопутствующие расчеты, мотивация их выбора и изменения должны документироваться. Во-первых, эти рабочие документы слу­жат подтверждением того, что аудиторская проверка плани­ровалась и проводилась .с необходимой тщательностью и над­лежащим качеством. Во-вторых, обобщение и изучение дан­ных рабочих документов позволит проанализировать, правиль­но ли были оценены и спланированы риски. Такие исследо­вания важны для формирования политики аудиторской организации, повышения качества оказываемых ею услуг.1


10. Что представляет собой репрезентативная выборка


Репрезентативная (представительная выборка) – это выборка, характерные особенности которой такие же, как и у генеральной совокупности.

Требование репрезентативности выборки содержит п. 2.1. российского стандарта: отмечается, что обычно выборка должна быть репрезентативной, т. е. представительной. Согласно правилу (стандарту) для обеспечения репрезентативности выборки необходимо использовать либо случайный, либо систематический отбор, либо их комбинацию. Причем в соответствии с принципом методической самостоятельности метод аудитор может выбирать сам.

На практике аудиторы не знают, является ли выборка представительной (даже после завершения всего тестирования). Однако они могут повысить ее представительность, проявляя должную тщательность при определении ее объема, в самом отборе и оценке результатов.

Требование репрезентативности предполагает, что все элементы изучаемой совокупности имеют равную вероятность попасть в выборку.


11. Каковы цели планирования аудита


Планирование, являясь начальным этапом проведения аудита, включает в себя разработку аудиторской организацией общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита, а также разработку аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации.

Аудиторская организация и индивидуальный аудитор обязаны планировать свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективно.
Планирование аудита предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур.

Аудиторская организация должна согласовать с руководством экономического объекта основные организационные вопросы, связанные с проведением аудита.

Планирование аудитором своей работы способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы и работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно. Планирование позволяет эффективно распределять работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, а также координировать такую работу. Затраты времени на планирование работы зависят от масштабов деятельности аудируемого лица, сложности аудита, опыта работы аудитора с данным лицом, а также знания особенностей его деятельности.


12. В чем сущность принципа комплексного планирования аудита


Будучи начальным этапом проведения аудита, планирование состоит в разработке аудиторской организацией:

- стратегии аудита, выражающейся в разработке общего пла­на аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сро­ков проведения аудита;

- детального подхода к ожидаемому характеру, срокам прове­дения и объему аудиторских процедур; в разработке аудитор­ской программы, определяющей объем, виды и последова­тельность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективно­го и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности ор­ганизации.

Принцип комплексности планирования аудита означает обес­печение взаимоувязанности и согласованности всех этапов пла­нирования – от предварительного планирования до составления общего плана и программы аудита.1


13. Какова роль стандартов в аудите


Стандарт в широком смысле слова – образец, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других объектов; нормативно-технический документ по стандартизации, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утвержденный компетентным органом.

Стандарты аудита позволяют достичь наибольшей объективности в выражении аудиторского мнения, в части соответствия финансовой (бухгалтерской) отчетности общепризнанным принципам ведения учета и формирования финансовой отчетности. Система стандартов аудита обеспечивает условие единообразия аудиторской деятельности, которое необходимо вследствие большого числа методик, применяемых в аудиторской практике, и сложности их сопоставления. Стандарты указывают на единые базовые требования, регламентирующие нормативы по качеству и надежности аудита и обеспечивающие необходимый уровень гарантии результатов аудиторской проверки при их соблюдении. Они представляют собой единые требования ко всем аспектам аудиторской деятельности, которые должны соблюдать субъекты аудиторской деятельности. Стандарты разработаны таким образом, чтобы аудитор независимо от условий проведения аудиторской проверки, неукоснительно их соблюдал.

Значение стандартов состоит в том, что они:

- регулируют аудиторскую деятельность на государственном уровне;

- обеспечивают проведение аудиторской проверки в соответствии с основными принципами аудита, чем гарантируют ее качество;

- обеспечивают понимание пользователями процесса и конечного продукта аудиторской проверки;

- позволяют установить общественно-положительный имидж аудиторской профессии;

- обеспечивают взаимосвязь отдельных элементов аудиторского процесса.


14. Какими документами оформляется результаты планирования аудита. Охарактеризуйте общий план аудита


Результаты процесса планирования в соответствии с порядком, установленным федеральным стандартом №3 «Планирование аудита», оформляются в двух документах: плане аудита и программе аудита. В соответствии с данными, полученными в ходе планирования (стоимость и длительность проверки), составляется и заключается договор.

Общий план – это руководство осуществления программы аудита. В процессе проведения аудиторской проверки у аудитор­ской организации могут возникнуть основания для пересмотра отдельных положений общего плана. Вносимые в план измене­ния, а также причины изменений аудитору следует подробно до­кументировать.

В общем плане необходимо предусмотреть сроки проведения аудита и составить график его проведения, подготовки отчета (информации руководству экономического субъекта) и аудитор­ского заключения. В процессе планирования необходимо учесть реальные трудозатраты, уровень существенности, проведенную оценку аудиторских рисков.

В общем плане аудиторская организация определяет способ проведения аудита на основании результатов предварительного анализа, оценки надежности системы внутреннего контроля и рис­ков аудита. Когда принимается решение о проведении выбороч­ного аудита, аудитор формирует аудиторскую выборку.

В общем плане рекомендуется предусмотреть:

- конкретные области, подлежащие изучению, чтобы аудит был объективным;

- существенные моменты, которые следует охватить;

- формирование аудиторской группы, ее численность и ква­лификацию специалистов, привлекаемых к проведению про­верки;

- распределение аудиторов в соответствии с их профессио­нальными качествами и должностными уровнями по кон­кретным участкам аудиторской проверки;

- стандарты, процедуры, методики или документы, с кото­рыми следует ознакомить группу аудиторов;

- бюджет рабочего времени для каждого этапа аудита;

- предполагаемые сроки работы группы;

- инструктирование всех членов группы об их обязанностях, ознакомление их с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта, а также с положениями общего плана аудита;

- контроль руководителя за выполнением плана и качеством работы ассистентов аудитора, за ведением ими рабочей до­кументации и надлежащим оформлением результатов аудита;

- разъяснение руководителем аудиторской группы методи­ческих вопросов, связанных с практической реализацией аудиторских процедур;

- документальное оформление особого мнения члена ауди­торской группы (исполнителя) при возникновении разно­гласий в оценке конкретного факта между руководителем аудиторской группы и ее рядовым членом.

Аудиторская организация определяет в общем плане роль внут­реннего аудита, а также необходимость привлечения экспертов в процессе проведения проверки.

Общий перечень объектов проверки (планируемых видов ра­бот) при составлении общего плана аудита охватывает такие по­зиции:

- учредительные и другие общие документы организации (ус­тав организации, лицензии по видам деятельности, приказы, распоряжения, служебные записки, протоколы заседа­ний учредителей, штатное расписание и др.);

- учетная политика организации (в целях ведения бухгалтер­ского учета; в целях налогообложения);

- основные средства;

- нематериальные активы;

- производственные запасы;

- расчеты по оплате труда;

- затраты на производство;

- готовая продукция, товары и реализация;

- денежные средства;

- расчеты;

- финансовые результаты и использование прибыли;

- капитал и резервы;

- кредиты и финансирование;

- учет по забалансовым счетам;

- бухгалтерская (финансовая) отчетность и приложения.1


15. Что такое аудиторское заключение


Аудиторское заключение – официальный документ, пред­назначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) от­четности аудируемых лиц, составленный в соответствии с фе­деральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме мнение ауди­торской организации или индивидуального аудитора о достовер­ности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законо­дательству Российской Федерации.

Аудиторское заключение должно быть составлено на русском языке, стоимостные показатели в нем выражены в валюте Рос­сийской Федерации (рублях). Исправления не допускаются.

Аудиторское заключение включает в себя:

а) наименование;

б) адресат;

в) следующие сведения об аудиторской организации (аудито­ре): организационно-правовая форма и наименование, для ин­дивидуального аудитора – фамилию, имя, отчество и указание на осуществление им своей деятельности без образования юри­дического лица; место нахождения; номер и дату свидетельства о государственной регистрации; номер, дату предоставления ли­цензии на осуществление аудиторской деятельности и наимено­вание органа, предоставившего лицензию, а также срок действия лицензии; членство в аккредитованном профессиональном ауди­торском объединении;

г) следующие сведения об аудируемом лице – организационно-правовую форму и наименование; место нахождения; номер и дату свидетельства о государственной регистрации; сведения о лицен­зиях на осуществляемые виды деятельности;

д) вводную часть;

е) часть, описывающую объем аудита;

ж) часть, содержащую мнение аудитора;

з) дату аудиторского заключения;

и) подпись аудитора.

Необходимо соблюдать единство формы и содержания ауди­торского заключения, чтобы облегчить его понимание пользова­телем и помочь обнаружить необычные обстоятельства в случае их появления.


16. Перечислите виды аудиторских заключений


Виды аудиторских заключений:

- Безоговорочно положительное заключение. Такое заключение означает, что бухгалтерская (финансовая) отчетность дает досто­верное представление о финансовом положении и результатах финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица в со­ответствии с установленными принципами и методами ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности в Российской Федерации.

- Модифицированные заключения. Все остальные виды заключе­ний являются модифицированными.

Модифицированное аудиторское заключение может:

- содержать привлекающую внимание часть;

- содержать оговорку;

- содержать отказ от выражения мнения;

- быть отрицательным.

Аудиторское заключение считается модифицированным, ес­ли возникли:

- факторы, не влияющие на аудиторское мнение, но описы­ваемые в аудиторском заключении с целью привлечения вни­мания пользователей к какой-либо ситуации, сложившейся у аудируемого лица и раскрытой в бухгалтерской (финан­совой) отчетности;

- факторы, влияющие на аудиторское мнение, которые могут привести к мнению с оговоркой, отказу от выражения или отрицательному мнению.

При определенных обстоятельствах аудиторское заключение может быть модифицировано посредством включения части, при­влекающей внимание к ситуации, влияющей на бухгалтерскую (финансовую) отчетность, но рассмотренной в пояснениях к бух­галтерской (финансовой) отчетности.


17. Когда аудитор дает отрицательное аудиторское заключение


Аудитор может оказаться не в состоянии выразить безогово­рочно положительное мнение, если существует хотя бы одно из следующих обстоятельств и в соответствии с суждением аудитора данное обстоятельство оказывает или может оказать существенное влияние на достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности:

а) имеется ограничение объема работы аудитора;

б) имеется разногласие с руководством относительно:

- допустимости выбранной учетной политики; метода ее применения;

- адекватности раскрытия информации в бухгалтерской (фи­нансовой) отчетности. Обстоятельства, указанные в подпункте «а», могут привести к выражению мнения с оговоркой или к отказу от выражения мнения.

Обстоятельства, указанные в подпункте «б», могут привести к выражению мнения с оговоркой или к отрицательному мнению.

Мнение с оговоркой должно быть выражено в том случае, ес­ли аудитор приходит к выводу о том, что невозможно выразить безоговорочно положительное мнение, но влияние разногласий с руководством или ограничение объема аудита не настолько су­щественно и глубоко, чтобы выразить отрицательное мнение или отказаться от выражения мнения. Мнение с оговоркой должно со­держать формулировку: «за исключением влияния обстоятельств...» (указать обстоятельства, к которым относится оговорка).

Отказ от выражения мнения возможен в тех случаях, когда ограничение объема аудита настолько существенно и глубоко, что аудитор не может получить достаточные доказательства и, сле­довательно, не в состоянии выразить мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Отрицательное мнение следует выражать только тогда, когда влияние какого-либо разногласия с руководством настолько су­щественно для бухгалтерской (финансовой) отчетности, что ауди­тор приходит к выводу, что внесение оговорки в аудиторское за­ключение не является адекватным для того, чтобы раскрыть вводящий в заблуждение или неполный характер бухгалтерской (финансовой) отчетности.1


18. Перечислите задачи финансового анализа в аудиторской деятельности


Аудиторская деятельность (аудит) – это предпринимательская деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг:

– постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета;

– составление деклараций о доходах и бухгалтерской (финансовой) отчетности;

– анализ финансово-хозяйственной деятельности;

– оценка активов и пассивов экономического субъекта;

– консультирование в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства;

– обучение и др.

Финансовый анализ как составная часть аудита дает ответы на эти и другие вопросы. Можно смело утверждать, что качество принимаемых решений целиком зависит от качества аналитического обоснования.

Финансовый анализ предполагает комплексную оценку деятельности организации на основе использования ряда показателей. Такая оценка включает выбор наиболее значимых для конкретной организации или группы организаций показателей, исчисленных на основе бухгалтерских отчетных данных и анализа их динамики, ранжирования по степени значимости, изучение влияния на величину комплексного анализа.

Финансовый анализ позволяет судить об эффективности и надежности деятельности организации и ее руководящего состава. В рамках финансового анализа проводится «горизонтальное» сопоставление статей баланса и исчисляемых показателей за несколько отчетных периодов, а также «вертикальное» сопоставление деятельности данной организации с другой.1


Список использованной литературы


Аудит / под ред. В. И. Подольского. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 744с.

Демьяненко, Э. Ю. Аудит / Э. Ю. Демьяненко. – М.: МарТ, 2005. – 224с.

Мерзликина, Е. М. Аудит / Е. М. Мерзликина. – М.: Высшее образование, 2007. – 368с.

Шеремет, А. Д. Аудит / А. Д. Шеремет. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 448с.

Юдина, Г. А. Аудит / Г. А. Юдина. – М.: Кнорус, 2007. – 296с.


1 Система финансового контроля и аудита в Российской Федерации // Аудит / под ред. В. И. Подольского. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – С. 10–14.

1 Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в России // Демьяненко, Э. Ю. Аудит / Э. Ю. Демьяненко. – М.: МарТ, 2005. – С. 19–20.

1 Виды аудита // Демьяненко, Э. Ю. Аудит / Э. Ю. Демьяненко. – М.: МарТ, 2005. – С. 11–12.

1 Ответственность аудиторов и аудиторских организаций // Демьяненко, Э. Ю. Аудит / Э. Ю. Демьяненко. – М.: МарТ, 2005. – С. 29,30.

1 Риск необнаружения // Демьяненко, Э. Ю. Аудит / Э. Ю. Демьяненко. – М.: МарТ, 2005. – С. 79,80.

1 Планирование аудиторской проверки // Аудит / под ред. В. И. Подольского. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – С. 251, 252.

1 Содержание общего плана и программы проведения аудиторской проверки // Аудит / под ред. В. И. Подольского. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – С. 253–256.

1 Аудиторское заключение // Аудит / под ред. В. И. Подольского. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – С. 324–354.

1 Финансовый анализ в аудите // Аудит / под ред. В. И. Подольского. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – С.355–364.