NATO

Содержание

1.    Структура им организация НАТО

2.    Основные документы НАТО.

3.    Структура и механизм принятия решении

4.    Экономическая политика в отношении других стран

5.    Отношения между НАТО и СССР

6.    Агрессивная политика НАТО на Балканах

7.    Список используемых документов и  литературы.

Структура и организация НАТО

Североатлантический альянс (блок НАТО) был образован в 1949 году  представителями 12 стран: Соединенные  Штаты Америки Бельгия Канада Дания Франция Исландия Италия Люксембург Нидерланды Норвегия Португалия Великобритания. Договор северного Атлантического Альянса подписанный в Вашингтоне 4 апреля 1949 года предусматривал взаимную защиту и  коллективную  безопасность первоначально  против  угрозы  агрессии со стороны Советского Союза. США являлись организаторами этого союза который был создан в период послевоенного времени когда только начиналась холодная война и большинство стран признавало свою слабость в отношении Советского Союза. Это был первый союз послевоенного времени созданный Соединенными штатами  Америки и  представлявший собой союз капиталистических стран. Поэтому стоит рассмотреть историю создания Соединенными Штатами Америки этого союза.

 Итак в США второе президентство Трумэна проходило под флагом усиления международной напряженности обострения советско-американских отношений.

«План Маршалла» вступивший в силу в апреле 1948 г. рассматри­вался в Вашингтоне как экономическая основа и подготовка к объеди­нению капиталистических стран Европы в военном союзе с Соединенными Штатами Америки для неизбежной как тогда считали во влиятельных кругах США войны с СССР. Еще до принятия «плана Маршалла» Западноевропейские страны в 1947 году начали  создавать  структуру для сотрудничества в защите поскольку чувствовали себя слишком слабыми для индивидуальной защиты от советского союза. Результатом этого в марте 1948 года 5 стран: Бельгия Франция Люксембург Нидерланды и Великобритания подписали Брюссельский договор который впоследствии стал основой для организации НАТО.

 В это время в Вашингтоне обсуждались про­екты военного союза с будущими «маршаллизованными» государствами. Без такого союза твердили его поборники в США Западной Европе угрожает включение в орбиту СССР и тогда ресурсы и мощь Советского Союза настолько увеличатся соотношение сил настолько изменится что США окажутся в очень опасном положении.

В разгар выборной кампании в июне 1948 г. сенат большинством 64 против 4 при­нял резолюцию А. Ванденберга одобрявшую оказание помощи регио­нальным военным союзам. Впервые в истории сенат США одобрил предо­ставление в мирное время военной помощи иностранным государствам расположенным за пределами Западного полушария.

В сенате большинство принадлежало респуб­ликанцам. Одобрение этим большинством подобных резолюций в июне 1948 г. свидетельствовало о том что республиканцы в кон­грессе как и на национальном конвенте желают демонстрировать перед выборами что они всячески открещиваются от изоляционизма. По суще­ству эти резолюции санкционировали участие США в военных союзах.

     Они служили прелюдией к заключению Соединенными Штатами военно­го союза со многими капиталистическими странами.

После выборов правительство США действовало более энергично и открыто. 20 января 1949 г. в речи посвященной началу второго срока своего президентства Трумэн заявил: «Мы сейчас вырабатываем с рядом государств общее соглашение предназначенное для укрепления безопас­ности района Северной Атлантики... Мы уже создали такой оборонитель­ный пакт для Западного полушария договором в Рио-де-Жанейро... Я на­деюсь скоро послать в сенат договор содержащий план обеспечения безопасности Северной Атлантики».

Через два с половиной месяца 4 апреля 1949 г. представители 12 правительств подписали в Вашингтоне договор о Северо-Атлантиче­ском военном союзе названном НАТО. Его подписали США Канада Бельгия Дания Франция Исландия Италия Люксембург Нидерланды Норвегия Португалия Великобритания. Вашингтон оказывал сильное давление на Стокгольм. Но Швеция сохранившая нейтралитет в двух мировых войнах предпочла не вступать в военный союз созданный для подго­товки третьей мировой войны. Спустя некоторое время США объявили Грецию и Турцию североатлантическими государствами и добились включения их в НАТО в 1952 году. Впоследствии в 1955 г. по настоянию амери­канцев полноправным членом этого военного союза официально стала и Федеративная Республика Германия. А еще позже в 1982 году и Испания. И вот совсем недавно в январе 1999   Польша Чехия и Венгрия.

В дальнейшем США заключали другие военные союзы. Но НАТО продолжала оставаться центральным самым важным из них приковав­шим к себе основное внимание госдепартамента США олицетворявшим послевоенную глобальную политику Вашингтона направленную на борь­бу с мировой социалистической системой с национально-освободитель­ным и революционным движением во всем мире.

Подписание 4 апреля 1949 г. в мирное время военного союза с евро­пейскими державами — неслыханный акт в истории США. Конституция США выработанная еще в 1787 г. по существу лишила возможности правительство США заключать военные союзы с иностран­ными государствами. Вернее она лишила военные союзы той надежно­сти которую обычно им придают в Европе. Прерогативу объявления вой­ны конституция США сохранила только за конгрессом. Каждый засе­дающий в данное время конгресс обязан руководствоваться конституцией. Но акты правительства и решения прошлых конгрессов для него необя­зательны. Правительства Англии и Франции например могут заключать союзные договоры обязывающие будущие правительства их стран всту­пать в войну если создадутся условия предусмотренные в этих догово­рах. Правительство США может заключить договор о военном союзе. Сенат может его ратифицировать. Но подобные акты правительства и сената отнюдь не обязывают конгресс объявлять войну. Конечно если господствующий в США монополистический капитал выступает за войну то большинство в обеих палатах конгресса за нее голосует. Но автоматически на основании заключенного правительством военного союза конгресс войну не объявляет. Во всяком случае нет уверенности в том что конгресс поступит так как предусмотрено дого­вором о союзе. Поэтому ни у кого не было уверенности в прочности военных союзов США.

Совершенно другое положение создалось после второй мировой вой­ны. США не только заключали военные союзы с иностранными госу­дарствами но и выступали как инициатор и создатель таких союзов. Более того в отличие от военных союзов в прошлом НАТО создала свои штабы и свои вооруженные силы куда входят сухопутные войска военно-морские и военно-воздушные силы ряда государств. В соответст­вии с этим договором суверенные государства Западной Европы позволи­ли Соединенным Штатам содержать в мирное время вооруженные силы на своей территории. В 1953 г. вооруженные силы США в Западной Европе насчитывали 427 тыс. человек.

Президент США и его ближайшие сотрудники сравнивали НАТО с договором о защите Западного полушария подписанным в сентябре 1947 г. в Рио-де-Жанейро. Об этом говорил Трумэн в речи произнесенной в связи с началом второго срока его президентства. Оба договора сходятся в одной формуле: в Рио-де-Жанейро было объявлено что нападение на одну американскую страну будет рассматриваться как нападение на все американские государства; ст. 5 Северо-Атлантического пакта гласит: «Договаривающиеся стороны считают что вооруженное нападение против одной или нескольких из них в Европе или Северной Америке будет рассматриваться как нападение против них всех».

Однако договор подписанный 2 сентября 1947 г. в Рио-де-Жанейро существенно отличается от пакта заключенного 4 апреля 1949 г. в Ва­шингтоне.

Договор американских государств 1947 г. предусматривал немедленную консультацию его участников в случае нападения или угрозы напа­дения на кого-либо из них. Но он не предусматривал немедленного автоматического применения вооруженной силы. Более того ст. 20 догово­ра отмечает что ни один из его участников без своего согласия не обязан принимать участие в применении вооруженной силы. Каждый из участ­ников сохраняет суверенное право решать — воевать или нет.

В договоре об образовании НАТО такой оговорки нет. НАТО отлича­ется также от договора американских государств 1947 г. тем что этот договор не региональный пакт.

Формально в преамбуле договора от 4 апреля 1949 г. говорится что НАТО имеет своей целью коллективную оборону. Фактически США созда­ли Северо-Атлантический пакт как агрессивный наступательный воен­ный союз.

Так называемый оборонительный Северо-Атлантический пакт сразу после его возникновения в 1949 г. выработал стратегический план на­ступательных военных операций предусматривавший нападение воздуш­ных сил США на СССР с применением атомных бомб .

Осведомленный лидер республиканской партии сенатор Тафт коммен­тируя стратегические планы Пентагона создававшиеся в соответствии с образованием НАТО пришел к следующему заключению: «Отсюда явст­вует что предусматривается использование американских армий в сухо­путной войне против России на континенте Европы как только начнется война. В дальнейшем предполагается предпринять вторжение по тем на­правлениям которые для Наполеона и Гитлера оказались роковыми».

Даже Тафт отмечал что напрасно правительство США создавая Севе­ро-Атлантический союз ссылается па ст. 51 Устава ООН о «праве на индивидуальную и коллективную самооборону если вооруженное нападе­ние совершится против члена Объединенных Наций». При этом Тафт указывал на то что эта статья отнюдь не дает права направлять воору­женные силы одного государства на территорию других стран до того как такое нападение совершилось.

И дальше Тафт доказывая что создание НАТО нарушает принципы ООН писал: «Оно противоречит всему духу Устава Объединенных На­ций. Этот Устав предусматривает сокращение вооружений соглашением между отдельными государствами. Атлантический пакт действует как раз в направлении противоположном целям Устава и превращает в фарс дальнейшие попытки обеспечить международный мир с помощью права и справедливости. Он предопределяет разделение мира на два вооружен­ных лагеря... Этот договор неизбежно означает гонку вооружений а гон­ка вооружений в прошлом вела к войне».

Так авторитетный вожак республиканской партии непримиримый враг Советского Союза сенатор Тафт аттестовал НАТО которую прави­тельство США и их союзники выдавали за оборонительное миролюби­вое творение.

Президент США Трумэн и другие официальные лица Вашингтона пытались оправдать создание НАТО событиями происшед­шими в Чехословакии в феврале 1948 г. и закрытием свободного досту­па в Западный Берлин в июне того же года.

Объяснение что НАТО была создана как ответное мероприятие на события происшедшие в 1948 г. так же неверно как неверно утверж­дение что Северо-Атлантический пакт является оборонительным миро­любивым союзом. Вашингтон активно готовил почву для НАТО в Амери­ке и в Европе в 1946—1947 гг. В результате этой активной подготовки появилось выражение «холодная война».

Обсуждение правительством в сентябре 1946 г. вопроса о предостав­лении военной и экономической «помощи» Турции и Греции положило начало как мы видели подготовке к объединению капиталистических стран Европы против Советского Союза. Когда в  марте был заключен Брюссельский пакт на 50 лет между Англией Францией и странами Бенилюкса правительство США не сочло возможным в разгар президентской кампании объявить себя официальным членом Брюссельского пакта но оно вдохновляло и благословляло его обещало ему всяческую поддерж­ку. Договаривающиеся стороны обязались оказывать друг другу военную помощь в случае нападения на территорию одной из них в Европе. В день подписания пакта 17 марта 1948 г. Трумэн выступая в конгрессе заявил что этот пакт «заслуживает чтобы мы оказывали ему всевозможную помощь». С целью оказания военной помощи Брюссель­скому пакту сенат США принял 11 июня 1948 г. соответствующую резо­люцию Ванденберга. В то же время правительство США решило отпра­вить своих представителей в Лондон для участия в обсуждении военных вопросов стран Брюссельского пакта.

6 июня 1948 г. начались секретные переговоры между представите­лями США и стран образовавших Брюссельский пакт. Об этих переговорах Трумэн впоследствии писал: «Переговоры ве­лись в строжайшей тайне. Применялась специальная система безопасно­сти — фигурировало только самое минимальное число документов… Только очень ограниченно­му числу лиц разрешался допуск к какому бы то ни было из относя­щихся к данным переговорам документов». В этих секретных переговорах принимали участие также представите­ли Канады. Канаду Вашингтон начал готовить одновременно с европей­скими государствами к участию в осуществлении задуманного им общего антисоветского курса.

В 1949 г. был образован Европейский совет с привлечением более широкого круга стран чем Брюссельский пакт. Через два месяца была создана НАТО.

НАТО таким образом готовили более двух лет. Эта подготовка на­чалась за один-полтора года до тех событий 1948 г. в Чехословакии и в Западном Берлине на которые правители США ссылались как на при­чины побудившие Вашингтон организовать Северо-Атлантический воен­ный пакт. И это признавали в самих Соединенных Штатах.

Нарушение исторической традиции и особенности конститу­ции США обусловливали длительность этой подготовки. Правительство США могло надеяться на одобрение Северо-Атлантического пакта сена­том лишь после того как была найдена удобная для этого формулировка на которую согласились другие участники НАТО. Эта формулировка сво­дилась к тому что каждая из договаривающихся сторон обязуется (в со­ответствии со своей конституцией) оказывать всестороннюю помощь той из сторон которая подвергнется нападению.

Ст. 11 Северо-Атлантического договора гласит: «Этот договор будет ратифицирован и его условия будут выполняться его участниками в соответствии с конституционными особенностями». Такая формулировка в отличие от оговорки в договоре заключенном в сентябре 1947 г. в Рио-де-Жанейро поставила в привилегированное положение только одну из договаривающихся сторон. Только США ссылаясь на свою конституцию получили свободу действий. Все остальные участники НАТО оказа­лись в менее выгодных условиях. Создавая НАТО США обеспечили себе в этом военном союзе не только руководящее господствующее но и особо привилегированное положение.

12 апреля 1949 г. Трумэн отправил договор о создании НАТО в се­нат для ратификации. Лидер республиканцев Тафт голосовал против его ратификации. Он еще раньше предупреждал что согласится с Северо-Атлантическим пактом лишь в том случае если этот пакт будет состав­лен так как договор в Рио-де-Жанейро.

Ванденберг Коннели и комиссия по иностранным делам сената заверяли что большие американские гарнизоны не будут постоянно дислоцированы в Западной Германии что она не будет вооружена и что договор НАТО не обязывает США защищать Западную Европу в этом районе. Эти заверения нужны были для ратификации сенатом Северо-Атлантического договора. Уже в следующем году правительство США активно выступало за вооружение Западной Германии. В сентябре 1950 г. государственный секретарь Д. Ачесон призвал к ремилитаризации Западной Германии и к включению ее 12 дивизий в вооруженные силы НАТО.

21 июля 1949 г. сенат большинством голосов (82 против 13) одоб­рил Северо-Атлантический договор. Из 13 сенаторов голосовавших про­тив 11 были республиканцами оставшимися верными своему старому лидеру Тафту.

Через четыре дня 25 июля президент Трумэн подписал ратифициро­ванный сенатом договор. США сразу вступили в военный союз с 10 евро­пейскими государствами.

Даже после того как сенат подавляющим большинством ратифици­ровал Северо-Атлантический пакт борьба вокруг вопросов о роли и уча­стии США в этом пакте продолжалась дальше и в конгрессе и за его пределами. Существенные разногласия обнаружились когда речь зашла о финансировании НАТО о вооружении Соединенными Штатами Западной Европы.

17 сентября 1949 г. был создан Совет НАТО. В него вошли минист­ры иностранных дел государств - членов Северо-Атлантического пакта. Через год этот совет принял решение формировать общие вооруженные силы НАТО.

Вооруженные силы  НАТО были созданы в 1950 году в ответ на корейскую войну   которая началась в июне 1950 года   и воспринималась западными странами как часть всемирного коммунистического наступления. Война закончилась перемирием в 1953 г причем на тех же позициях на которых и начиналась.

 18 декабря 1950 г. генерал Эйзенхауэр был назначен командующим этими вооруженными силами. Совет НАТО образовал также его высший военный орган состоящий из начальников штабов воору­женных сил всех стран входящих в Северо-Атлантический пакт за ис­ключением не имеющей вооруженных сил Исландии которую в этом со­зданном военном органе представляет гражданское лицо. Начальники штабов стран НАТО должны собираться не менее 2 раз в год. В проме­жуток между этими собраниями всю оперативную работу проводят по­стоянные представители начальников штабов. Вооруженные силы НАТО имеют три командования: европейское — со штабом в Париже (впослед­ствии в Брюсселе) атлантическое — со штабом в Норфолке (штат Виржиния) и на Ла-Манше — со штабом в Англии (в г. Портсмуте). Вся военная организация НАТО ответственна перед его советом состоящим из министров иностранных дел стран-участниц.

Вскоре после создания совета НАТО 6 октября 1949 г. конгресс-США принял акт о так называемой взаимной помощи предусматривав­ший ассигнование 1314 млн. долл. на оказание военной помощи членам НАТО. Но этого оказалось далеко не достаточно. Эйзенхауэр доказывал что американские союзники в Европе сами вооружиться не смогут и что поэтому их должны вооружить Соединенные Штаты.

Правда конгресс ассигнуя миллиарды долларов на военную помощь членам НАТО требовал тут же определенных компенсаций. Северо-Ат­лантический пакт формально был создан как военный союз равноправ­ных членов. Акт конгресса от 6 октября 1949 г. обусловил получение союзниками американской военной помощи особыми односторонними пра­вами для США. От американского правительства зависят не только раз­меры и характер помощи каждой стране но оно может по своему ус­мотрению в любое время прекратить предоставление этой помощи.

Страницы: 1 2 3