Атомные многоцелевые подводные лодки

Рефераты по военной кафедре » Атомные многоцелевые подводные лодки

Современные подводные лодки капиталистических государств по характеру решаемых задач составу вооружения и типу энергетической установки подразделяются на ПЛАРБ - атом-ные подводные лодки с баллистическими ракетами ПЛА - атомные многоцелевые и дизельные. В данной статье рассматриваются атомные многоцелевые подводные лодки ВМС стран НАТО (общее количество - около 120 ПЛА) их состояние и перспективы развития.

По взглядам командования ВМС НАТО на современные ПЛА может быть возложен широкий круг задач - поиск и уничтожение ПЛ противника прежде всего ПЛАРБ в районах боевого патрулирования и на переходах; уничтожение надводных кораблей и транспортов; борь-ба (совместно с надводными силами и авиацией) за завоевание господства на море; организация рубежей в узкостях с целью воспрепятствования выходу кораблей противника в открытый океан; участие в блокадный действиях; охранение авианосных групп и соединений; защита морских коммуникаций; нанесение ударов КР по наземным объектам; скрытая постановка мин ведение разведки высадка разведывательно-диверсионных групп.

На современных атомных подводных лодках запас ядерного топлива рассчитан на дальность плавания около 400 000 миль что соответствует 10-13 годам службы без перезарядки реактора. Большая мощность ядерной энергетической установки (ЯЭУ) позволяет обеспечить не только движение ПЛА но и действие разнообразных систем оружия бортового оборудования средств жизнеобеспечения и обнаружения а также электронных приборов.

В иностранной печати подчеркивается что ПЛА обладают стратегической мобильнос-тью и способны быстро осуществить переразвертывание в любую точку Мирового океана. При этом трудно определить сколько лодок развернуто в том или ином районе поскольку их основ-ное тактическое свойство - скрытность. Это качество является одним из основных преимуществ стороны обладающей атомными подводными лодками. Например появление английских ПЛА в Южной Атлантике в период англо-аргентинского военного конфликта в 1982 году и последую-щее торпедирование крейсера «Генерал Бельграно» ВМС Аргентины фактически сковало их надводные силы и борьба с английской эскадрой продолжалась в основном самолетами берего-вого базирования. Особое значение стратегическая мобильность ПЛА приобретает для америка-нских ВМС которые в соответствии с положениями наступательной «морской стратегии» (под-робнее об этом см.: Зарубежное военное обозрение. - 1986.- №11.- С. 49-53 ) намерены исполь-зовать их в районах находящихся на значительном удалении от своих баз и непосредст-венно примыкающих к территории Советского Союза.

Ядерная энергетика позволила подводным лодкам при любых погодных условиях ос-воить новые районы где противник имеет преимущество в надводных и воздушных силах и где не могут быть развернуты обеспечивающие корабли и суда (в частности в Баренцевом Карском и Охотском морях) в том числе подо льдом. Благодаря новым возможностям ПЛА меняются взгляды на их роль и место в составе оперативных формирований.

В зарубежной прессе отмечается что ПЛА присущи следующие качества: скрытность действий позволяющая выбирать время место и способ атаки при сохранении инициативы в от-ношении объекта удара; большая автономность или способность выполнять боевые задачи без пополнения запасов и смены личного состава в течение 60-90 сут. при сохранении высокой бое-готовности; значительные ударные возможности по уничтожению не только морских целей но и береговых объектов.

США. Строительство американских атомных подводных лодок началось в 1952 году с закладки ПЛА «Наутилус». Ее первый выход в море с использованием ядерной энергетической установки состоялся в начале 1955 года. За 35 лет в США построено около 120 ПАЛ. Из низ две («Скорпион» и «Трешер») погибли десять выведены из состава флота пять переданы в резерв. Подкласс многоцелевых лодок пополнился двумя переоборудованными ПЛАРБ типа «Этен Ал-лен» которые используются в интересах сил специальных операций. Сейчас в боевом составе флота насчитывается 99 ПЛА.

Основу сегодняшних подводных сил общего назначения американских ВМС составля-ют ПЛА типов «Стерджен» (37 единиц построены в 1967-1975 годах) и «Лос-Анджелес» (46 единиц). Последние являются наиболее современными их поступление в состав флота начавше-еся во второй половине 70-х годов продолжается и в настоящее время со средним темпом три-четыре лодки в год. Головной корабль («Лос-Анджелес») строился около пяти лет и вступил в строй в конце 1976 года (к середине 1990 года построено еще 45 единиц). В различных стадиях строительства находится еще 16 ПЛА этого типа. Стоимость одной ПЛА около 700 млн. долла-ров (в ценах финансового 1987 года).

В соответствии с принятыми нормативами американские ПЛА до шести месяцев в го-ду проводят вне пунктов постоянного базирования - на боевой подготовке на переходах и в сос-таве передовых группировок. В это же время они могут совершить один-два длительных автоно-мных похода продолжительностью до двух месяцев каждый. Для поддержания высокого уровня боеготовности командование ВМС стремится повысить коэффициент оперативного использова-ния ПЛА при снижении расходов на их содержание и сохранении уровня безопасности эксплуа-тации. Так еще в 1973 году принята программа SEOC согласно которой оперативный цикл (пе-риод между капитальными ремонтами) для ПЛА типов «Пермит» и последующих был увеличен с 43 до 70 месяцев. Позднее (1981) этот период для кораблей типов «Стерджен» и «Лос-Андже-лес» достиг 84 месяцев. В результате в течение всего жизненного цикла на 17-19 % сокращается время нахождения ПЛА в ремонте и соответственно увеличивается время пребывания в боегото-вом состоянии. Для второй подгруппы лодок типа «Лос-Анджелес» (SSN700-718) предполагает-ся вместо ранее запланированного 16-месячного капитального ремонта (без замены активной зо-ны ядерного реактора) провести модернизационные работы.

В связи с увеличением межремонтных сроков на ПЛА осуществляется аналитический контроль за техническим состоянием основных систем а выявленные неполадки устраняются в ходе ограниченных ремонтов.

При модернизации атомных подводных лодок командование американских ВМС исхо-дит из того что они будут как правило действовать одиночно в водах контролируемых против-ником. Поэтому ПЛА должны быть способны противостоять любому виду угрозы. Планируется провести модернизацию 37 кораблей типа «Стерджен» в ходе которой намечается повысить их боевые возможности а затем постепенно начать выводить их из боевого состава (в период 1997-2005 годов). Большую часть работ по модернизации предусматривается провести в ходе плано-вых ремонтов; устанавливать гидроакустический комплекс (ГАК) AN/BQQ-5 систему управле-ния стрельбой Мк117 новую навигационную аппаратуру использовать последние достижения в области снижения шумности повышения безопасности плавания ремонтопригодности аппара-туры. Все лодки типа «Стерджен» будут оснащаться КР «Томагавк» и модернизированными торпедами Мк48 мод.5 ADCAP.

Основные направления модернизации ПЛА типа «Лос-Анджелес» (как существующих так и строящихся) сводятся к следующему: оснащение начиная с 32-го корабля - SSN719 «Про-виденс» - установкой вертикального пуска (УВП) Мк45 для 12 крылатых ракет «Томагавк» мон-таж бортовой автоматизированной системы боевого управления (АБСУ) AN/BSY-1 начиная с 40-го корабля - SSN751 «Сан Хуан»; дооборудование для подледного плавания Арктике в том числе усиление ограждения выдвижных устройств применение носовых заваливающихся гори-зонтальных рулей (с SSN751) установка дополнительных гидроакустических средств устройств для постановки мин; снижение шумности ядерной энергетической установки; применение проти-вогидроакустических покрытий и ГАС с протяженными антеннами. Кроме того повышение бое-вых возможностей ПЛА связывается с оснащением крылатыми ракетами «Томагавк» и ПКР «Гарпун» новых модификаций торпедами Мк48 мод.5 АDCAP а также новыми или модернизи-рованными ПЛУР.

С 1978 года по программе ASWSOW велась разработка новой ПЛУР «Си Ланс» (под-робнее см.: ЗВО.- 1989.- №7.- С.56-58). Однако при обсуждении бюджета на 1991 финансовый год министерство обороны США объявило о замораживании работ по этой программе посколь-ку устранение вскрытых на испытаниях опытных образцов технических проблем требует допол-нительно около 1 млрд. долларов. В связи с этим в американской печати отмечается что ВМС в настоящее время прорабатывают несколько вариантов замены ПЛУР «Си Ланс». В частности ожидается что можно использовать технологические новшества применяемые в ракете АСРОК с вертикальным пуском (VL-ASROC или VLA) для модернизации ПЛУР САБРОК.

Наряду с реализацией намеченных мероприятий по совершенствованию кораблей типа «Лос-Анджелес» развертывается программа строительства ПЛА нового поколения «Сивулф». В 1988 году было выделено 213 млн. долларов на завершение исследований по корпусу и борто-вым системам вооружения новой ПЛА а также 258 млн. долларов на закупку компонентов дли-тельного изготовления. В 1989 году заключен контракт на строительство головного корабля SSN21 «Сивулф» ввод его в боевой состав намечен на 1995 год. Постройку второй и третьей ло-док предполагается финансировать в 1991 году а в дальнейшем ежегодно выделять средства на три ПЛА. Ориентировочная стоимость строительства серии из 29 единиц составляет 32 млрд. долларов.

При разработке проекта лодок типа «Сивулф» ставилась задача добиться качественно-го скачка - резкого повышения характеристик лодок. Во-первых это относится к уровню первич-ного и вторичного акустических полей ходовым и маневренным качествам и глубине погруже-ния. Кроме того новая ПЛА будет приспособлена к плаванию подо льдом значительно увеличи-вается боекомплект (50 единиц оружия включая ракеты торпеды и мины). Подводное водоиз-мещение составит 9150 т длина 99 4 м диаметр корпуса 12 9 м осадка 10 9 м. Как сообщается в зарубежной печати перечисленные выше и другие характеристики корабля опубликованные во время работы над проектом не являются окончательными и по ходу строительства могут из-меняться.

Корпус лодок типа «Сивулф» будет короче и шире чем у кораблей типа «Лос-Андже-лес». Отношение его длины к ширине (7 7:1) близко к оптимальной величине (7:1). В результате снижается гидродинамическое сопротивление что способствует увеличению скорости хода при заданных водоизмещении и мощности ЯЭУ и сокращению эффективной поверхности рассеяния при отражении гидролокационных сигналов. Кроме того улучшается компоновка внутренних помещений уменьшается радиус циркуляции и повышается маневренность. При выборе диамет-ра корпуса учитывались ограничения связанные с необходимостью выполнения доковых работ а также с глубинами в акваториях военно-морских баз и пунктов базирования лодок.

Прочный корпус и забортные системы первых лодок в серии планируется изготавли-вать из стали марки HY-100 а в дальнейшем предполагается перейти на новую марку HY-130. Предусматриваются также установка обтекателя (волнореза) в нижней части ограждения выдви-жных устройств и новая форма кормового оперения которое включает шесть а не четыре эле-мента. Увеличение более чем на 2 тыс. т водоизмещения данных кораблей по сравнению с суще-ствующими лодками типа «Лос-Анджелес» позволит внедрить результаты НИОКР по созданию перспективных гидроакустических средств объединению всего электронного оборудования в единую АСБУ AN/BSY-2 (программа SubACS [подробнее см.: ЗВО.- 1988.- №9.- С.55]) приме-нению дополнительных мер по обесшумливанию лодки и повышению ударостойкости ее обору-дования. Глубину погружения предполагается увеличить до 600 м а скорость хода - до 35 уз. Основное вооружение составят КР «томагавк» ПКР «Гарпун» торпеды Мк48 мод.5 новые или модернизированные ПЛУР.

В результате рассмотрения некоторых вариантов проекта ПЛА разработчики отказа-лись от намеченного на начальном этапе проектирования расположения торпедных аппаратов (ТА) в носовой части параллельно диаметральной плоскости. Как и на существующих американ-ских лодках они размещаются побортно под углом 10 град. Количество ТА возрастает с четы-рех до восьми их диаметр впервые в американской практике достигнет 762-мм (вместо 533-мм). Благодаря этому можно будет применять бесшумный способ стрельбы самовыходом торпед а также зарезервировать габариты для вероятного увеличения калибра торпед в будущем. Кроме того их этих ТА можно выпускать необитаемые подводные аппараты позволяющие расширить боевые возможности ПЛА по обнаружению целей распознаванию миноподобных объектов оп-ределению благоприятных маршрутов в ледовых условиях. Принятое расположение торпедные аппаратов имеет серьезный недостаток - затрудняет или исключает возможность производить стрельбу на высоких скоростях хода но одновременно позволяет в носовой оконечности разме-щать крупноразмерные акустические антенны ГАК включая сферическую антенну диаметром 7 3 м.

Основное требование к ПЛА нового поколения состоит в том чтобы они стали в пол-ном смысле многоцелевыми то есть имели вооружение необходимое для боевых действий в различных условиях. За счет использования более совершенных средств связи они могут дейст-вовать совместно с надводными кораблями в составе тактических групп. ПЛА будут привлекать-ся для нанесения ударов по береговым объектам крылатыми ракетами осуществления минных постановок ведения противолодочных действий подо льдом.

В энергетической установке ПЛА «Сивулф» предполагается использовать новый водо-водяной реактор S6W с естественной циркуляцией теплоносителя на малошумных ходах (макси-мальная мощность 60 тыс. л.с.). При изготовлении активной зоны применяются улучшенные ма-териалы и топливо. В состав ГЭУ с частичным вспомогательным электродвижением на мало-шумном ходу войдут турбогенераторы насосы и другие механизмы с уменьшенными габарита-ми. Традиционный гребной винт будет заменен низкооборотным многолопастным винтом в на-садке (pump-jet).

Особое место среди американских кораблей занимают ПЛА приспособленные для пе-реброски подводных диверсантов. В 1983-1985 годах две лодки типа «Этен Аллен» (SSN609 «Сэм Хьюстон» и SSN611 «Джон Маршалл») переоборудованы в транспортно-десантные. На них имеются помещения для личного состава подразделений сил специальных операций (так на-зываемые команды SEAL) в которых можно разместить до 65 десантников с оружием и снаря-жением. На верхней палубе установлены фундаменты для крепления двух контейнеров цилинд-рической формы (DDS- Dry Deck Shelter) имеющих шлюзовую и декомпрессионную камеры и служащих для доставки боевых пловцов. В тех же целях на ПЛА типа «Стерджен» устанавлива-ется один такой контейнер (переоборудование прошла SSN684 «Кавелла» планируется произ-вести еще пять таких контейнеров для пяти других кораблей данного типа).

Великобритания. Первая английская атомная подводная лодка «Дредноут» (в настоя-щее время исключена из состава флота и находится в Розайте в небоеготовом состоянии) была заложена в 1959 году введена в строй в 1963-м. Остальные 17 ПЛА (строились с 1966 по 1990 год) составляют основу подводных сил английского флота.

«Дредноут» была построена при технической помощи США и имела ядерный реактор американского производства. Все последующие ПЛА создавались по национальным проектам причем каждая серия основывалась на предыдущей и являлась ее дальнейшим развитием. Эво-люционный характер совершенствования английских атомных подводных лодок можно проил-люстрировать следующими примерами.

При проектировании ПЛА типа «Вэлиант» (пять единиц) для устранения недостатков присущих «Дредноут» был применен ряд новшеств. В частности носовые горизонтальные рули были несколько сдвинуты в сторону рубки с целью уменьшения помех работе ГАС. На малых ходах стал применяться режим вспомогательного (частичного) турбоэлектродвижения. Для сни-жения шумности произведена амортизация турбин и главного турбозубчатого агрегата (ГТЗА) которая достаточно эффективна при работе ГЭУ на мощности до 50 %. Применение на третьей и последующих ПЛА в этой серии американской стали марки HY-80 (вместо английской QT-35) позволило увеличить глубину погружения до 300 м.

В ходе строительства очередной серии ПЛА типа «Свифтшур» (шесть единиц) стави-лась задача повысить их эффективность благодаря улучшению таких характеристик как глуби-на погружения наибольшая подводная скорость хода уровень шумности и помех работе ГАС безопасность эксплуатации надежность и ремонтопригодность ГЭУ. За счет использования но-вой марки стали и выбора цилиндрической формы прочного корпуса (ПК) заканчивающегося полусферическими переборками (вместо ПК переменного сечения ПЛА «Вэлиант») глубина погружения достигла 400 м. Носовые горизонтальные рули (высоко расположенные у «Вэли-ант») перенесены на осевую плоскость и выполнены заваливающимися (убирающимися за об-шивку легкого корпуса) что обеспечивает их сохранность а также облегчает действия экипажа при швартовке и всплытии во льдах. Такое расположение способствовало хорошей управляемос-ти при минимальных размерах рулей и снижению сопротивления движению ПЛА. Размеры ог-раждения выдвижных устройств уменьшены. В сочетании с другими конструктивными мерами это обеспечило рост скорости хода.

Корпус и надстройка ПЛА покрыты специальным материалом для уменьшения акусти-ческого поля корабля. Обтекатель носовой антенны ГАС изготовлен из стеклопластика что по мнению английских специалистов снижает потери гидроакустических сигналов.

Для дальнейшего уменьшения уровня шумоизлучения применена единая амортизаци-онная платформа на которой размещаются турбины турбогенераторы и ГТЗА часть крупных вспомогательных механизмов. Водозаборники главных конденсаторов чтобы обеспечить цирку-ляцию забортной воды самопротоком на средних и высоких скоростях хода расположены в пе-редних кромках горизонтальных стабилизаторов. Улучшены виброакустические характеристики вспомогательных механизмов и их звукоизолирующих фундаментов. Снижено число оборотов гребного винта.

С целью повышения безопасности плавания сокращены количество и протяженность забортных систем существенно увеличена скорость продувания цистерн главного балласта раз-работаны пределы оптимальных сочетаний скорости и глубины хода с углами перекладки гори-зонтальных рулей.

В наиболее современной серии английских ПЛА (тип «Трафальгар») завершается строительство седьмого корабля - S93 «Триумф». Его намечено передать флоту в 1991 году. После этого количество многоцелевых ПЛА в английских ВМС достигнет 18 единиц. Проект «Трафальгар» разрабатывался модификация лодок типа «Свифтшур». Различные усовершенст-вования и новые технические решения включались в него с таким расчетом чтобы в последст-вии использовать их для модернизации лодок предыдущих серий. В начале проектирования бы-ло принято решение о размещении всего оборудования энергетического отсека на единой амор-тизированной платформе которая крепилась бы не к прочному корпусу а непосредственно к по-перечным переборкам. Впоследствии оказалось что такое решение связано со значительным те-хническим риском и может привести к удорожанию строительства увеличению главных разме-рений ПЛА и снижению скорости хода на 2 уз.

Страницы: 1 2