Виды ответственности военнослужащих

Рефераты по военной кафедре » Виды ответственности военнослужащих Скачать

Оглавление

 

Введение

1. Конституционно-правовые особенности военной службы

1.1.Военная служба как особый вид государственной службы

1.2. Конституционно – правовое положение военнослужащих

1.3. Юридические гарантии прав и свобод военнослужащих

2.  Юридическая ответственность военнослужащих

2.1. Особенности юридической ответственности военнослужащих

2.2. Виды юридической ответственности военнослужащих

3. Правовые основы привлечения военнослужащих

к юридической ответственности

3.1. Основания для привлечения военнослужащих

к дисциплинарной и административной ответственности

3.2. Гражданско-правовая и материальная ответственность военнослужащих

3.3. Основания для привлечения военнослужащих к уголовной ответственности

Заключение

Список сокращений

Библиография

Приложения


1. Конституционно-правовые особенности военной службы

 

1.1.Военная служба как особый вид государственной службы

 

Военная служба является по своей природе и по определению особым видом государственной службы и имеет ряд специфических признаков отличающих ее от гражданской и военизированной государственной службы. Несмотря на то что Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ “О системе государственной службы Российской Федерации”[1] “устранил” особенности военной службы определив ее как вид государственной службы и тем самым уравняв ее с другими видами но по своему содержанию военная служба имеет ярко выраженные особенности характерные только для неё. В русском языке прилагательное “особый” имеет следующее значение: не похожий на других “не такой как все”[2]; необычный “особенный”[3]. Близким по смысловому значению является существительное “особенность” которое означает характерное отличительное свойство качество признак кого - чего-либо. Слово “особенность” иногда заменяется другим словом – “отличие” - признак создающий разницу различие между данным предметом явлением и т.п. и другим предметом явлением и т.п. Следовательно семантическое значение слова “особый” заключается в том что предмет или явление обладающие указанным свойством обладают признаками которых не имеют другие близкие по своим общим свойствам или признакам предметы или явления. Исходя из поставленной научной задачи необходимо определить те признаки которые свойственны только военной службе детерминированные её сущностью и не характерные для других видов государственной службы. В то же время разновидности государственной службы в том числе военной имеют различия в общих признаках характеризующих единый правовой институт государственной службы т.е. здесь можно выделить отличия военной службы.

Главное отличие специальных видов государственной службы в том числе и военной службы от общегражданской государственной службы заключается в “предназначении этих видов государственной службы т.е. в выполняемых ими функциях и задачах.”[4]

Для всех специальных видов государственной службы включая и военную службу характерны следующие признаки: специфика выполняемых задач и функций; наличие определённых принципов в организации службы; особые условия службы нередко сопряженные с риском; наличие профессиональной специфики; особые служебные обязанности (защита жизни и здоровья людей обеспечение безопасности граждан и установленного порядка управления прав и публичных интересов граждан материальных ценностей охрана общественного порядка и правопорядка и т.д.); наличие дисциплинарных уставов положений о дисциплине учитывающих особенности должностных функций и условия службы; особые условия и порядок поступления на службу ее прохождения присвоения званий аттестация прекращение службы; наличие определенного в нормативных административно-правовых актах статуса государственных служащих с установленным кругом прав и обязанностей; особый порядок привлечения к видам правовой ответственности и т.п. (Приложение 1).

Многие из перечисленных отличительных признаков имеют свой особый характер.

Рассмотрим отличие военной службы от других видов государственной службы (Приложение 2).

1.Федеральная государственная служба предназначена для обеспечения исполнения полномочий государственных органов т.е. обеспечения осуществления строго определенных задач и функций возложенных на неё государством.

Выполнение служебных функций в том или ином звене государственного аппарата имеет свои особенности выражающиеся в содержании и конкретных организационно-правовых формах их осуществления. Такие особенности имеют место как в организационной структуре самих органов так и в деятельности служащих (в том числе военнослужащих) каждого ведомства по выполнению возложенных на них задач. Это обусловлено тем что в отраслевой деятельности государственных органов в том числе тех в которых законом предусмотрена военная служба отражается не целиком та или иная функция а лишь некоторая часть характеризующая отдельную ее сторону.

2.Военная служба как и государственная служба организуется и осуществляется с непременным учетом многообразия и специфики сфер государственной деятельности. Деятельность государственных служащих разных ведомств имеет свои особенности так как они выполняют свойственные данной отрасли задачи связанные с осуществлением различных функций государства или отдельных их сторон. Деятельность военнослужащих осуществляется в специальных относительно самостоятельных государственных организациях и органах ее содержание и организационно-правовые формы определяются государством предназначением Вооруженных Сил других войск воинских формирований и органов функциями и задачами возложенными на них.

Целостность независимость стабильность внутри страны и защиту от угроз извне а также и государственный суверенитет и функционирование всей системы вооружённых сил обеспечивает военная организация Российской Федерации (Приложение 3).

3.Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения агрессии направленной против Российской Федерации для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Привлечение Вооруженных Сил Российской Федерации к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению производится Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральными законами (ст.10 Федерального закона “Об обороне”)[5].

Законодательством Российской Федерации до 2001 г. не предусматривалось использование Вооруженных Сил РФ на собственной территории по своему прямому предназначению - ведение боевых действий. Однако события последних лет показали необходимость их привлечения к решению задач в условиях внутригосударственного (немеждународного) конфликта для сохранения целостности государства и обеспечения государственного суверенитета на всей территории государства.

 Для этого потребовалось принятие специального закона.

Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ “О чрезвычайном положении”[6]  предусмотрено привлечение в исключительных случаях Вооруженных Сил к поддержанию режима чрезвычайного положения в том числе для поддержания особого режима въезда на территорию на которой введено чрезвычайное положение и выезда с нее; охрана объектов обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта и объектов представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей а также для окружающей природной среды; разъединение противоборствующих сторон участвующих в конфликтах сопровождающихся насильственными действиями с применением оружия боевой и специальной техники; участие в пресечении деятельности незаконных вооруженных формирований; участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций и спасении жизни людей в составе сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (п.2 ст.18).

Таким образом военная служба в отличие от гражданской государственной службы предназначенной для формирования и реализации государственно-управляющих воздействий предназначена для реализации функций собственно государства[7] в области обороны и военной безопасности т.е. является деятельностью военнослужащих в целях решения специфических задач по защите Отечества (обороны в условиях военного и чрезвычайного положения в период мобилизации и вооруженных конфликтов) а также в соответствии с международными договорами.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1.Военная служба - особый вид федеральной государственной службы представляющая собой деятельность граждан осуществляющих функции по обеспечению обороны и военной безопасности государства.

2.Статус военной службы устанавливается только федеральным законодательством и исключает возможность ее введения в государственных органах и организациях субъектов Российской Федерации. Финансирование военной службы осуществляется исключительно из федерального бюджета. Следовательно военная служба является разновидностью федеральной государственной службы Российской Федерации.

3.Содержанием военной службы как особого вида федеральной государственной службы являются юридически оформленные специфические отношения между государством (в лице органов государственной власти государственных органов и организаций) и гражданами в целях осуществления последними обязанностей и прав.

4.Военная служба представляет собой самостоятельные и относительно обособленные виды действий субъектов военно-служебных отношений в целях практической деятельности государственных организаций и органов в которых она предусмотрена законом.

Военная служба в отличие от гражданской государственной службы является деятельностью государственных организаций и органов в целях обеспечения решения задач в сфере безопасности и обороны государства в условиях военного и чрезвычайного положения в период мобилизации и вооруженных конфликтов а также в соответствии с международными договорами.

5.Военная служба - это особый вид установленной государством на основании федерального закона деятельности человека в специально создаваемых им государственных организациях (вооруженных силах войсках воинских формированиях) и государственных органах решающих задачи в сфере военной безопасности и обороны государства специфическими (военными) методами и средствами вооруженной борьбы предполагающими использование оружия и вооружения индивидуального и коллективного применения в целях защиты Отечества т.е. практического осуществления закрепленных в Конституции Российской Федерации функций государства по обеспечению его независимости суверенитета и целостности (Приложение 4).

 

1.2. Конституционно – правовое положение военнослужащих

 

При рассмотрении данного вопроса необходимо выявить основные черты правового положения военнослужащих в Российской Федерации определить круг их прав и обязанностей.

На основании вышеизложенного  можно сделать вывод что военная служба в силу присущей ей особой правовой специфики должна обладать особым правовым статусом что в свою очередь наравне с особой организацией военной службы и принципов подчёркивающих её “индивидуальность” является определяющим правовое положение участников военно-правовых отношений.

В данном случае общее (государственная служба в целом её правовой статус) конкретизируется в особенном т.е. правовом статусе тех или иных категорий граждан (военнослужащих) объединенных не только принадлежностью к российскому гражданству но и другими специфическими признаками. Применительно к предмету исследования будет предпринята попытка проанализировать понятие и содержание статуса военнослужащих в Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом “О воинской обязанности и военной службе” военнослужащими являются граждане проходящие военную службу (п.3 ст.2)[8]. Субъектами государственно-правового отношения[9] по поводу военной службы выступают с одной стороны государство в лице Вооруженных Сил других войск воинских формирований и органов в которых федеральным законом предусмотрена военная служба с другой - граждане Российской Федерации проходящие военную службу исполняющие конституционную обязанность по защите Отечества т.е. военнослужащие.

В соответствии со ст.71 Конституции Российской Федерации вопросы обороны и безопасности государства отнесены к ведению Российской Федерации т.е. правовое регулирование в этой сфере относится к компетенции федеральных органов государственной власти. Таким образом Конституцией Российской Федерации закреплены основы правового регулирования в сфере обороны и безопасности государства и основополагающие вопросы касающиеся прохождения гражданами Российской Федерации военной службы и вытекающие из этого ограничения их прав и свобод как человека и гражданина (ч.3 ст.55 Конституции РФ)[10].

Сущностью военной службы как специфической государственной деятельности ее целью являются вооружённая  защита Отечества. Как уже было отмечено в главе 1.1 настоящего исследования военная служба имеет ряд особенностей или отличий выделяющих ее в особый вид государственной службы. То есть на военнослужащих распространяется законодательство представляющее собой специальный комплекс правовых актов и норм регулирующих общественные отношения возникающие в том числе при исполнении гражданами Российской Федерации военной службы[11].

Юридическое основание для существования отдельной отрасли законодательства - положение ст.3 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” в соответствии с которой “правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации настоящий Федеральный закон другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны воинской обязанности военной службы и статуса военнослужащих международные договоры Российский Федерации”[12].

Особенности военной службы выделяющие ее в особый вид федеральной государственной службы детерминируют существование особенностей правового статуса военнослужащего как специфического субъекта права прямо предусмотренных ст.1 Федерального закона “О статусе военнослужащих”. “На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации что связано с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей возложенных та военнослужащих им предоставляются льготы гарантии и компенсации”[13].

На существование специального правового статуса военнослужащих указывают и ряд зарубежных ученых. Так немецкий юрист К. Хессе указывает на понятие и своеобразие “особых отношений властвования” (особый статус). “Это понятие - пишет он - широко применяемое в настоящее время означает и показывает взаимосвязь между личностью и государством которая и основывается на особых обязанностях выходящих за рамки обычных прав и обязанностей гражданина в государстве. Это проявляется и в особых правах например в отношениях государства и чиновников солдат и учащихся государственных школ”[14]. Такие отношения необходимы для жизни общества в целом. Далее К. Хессе отмечает что эти “особые отношения” должны регулироваться отдельными актами но сам их порядок определяется не в сфере лежащей вне конституции а наоборот находит свое подтверждение именно в конституции. Исходя из указанных существенных особенностей отношений невозможно определить единый особый статус военнослужащего а можно говорить лишь о множестве различных отношений особого статуса общность которых заключается в модификации гражданского статуса.

В отечественной науке по вопросу существования специального правового статуса военнослужащих имелись различные точки зрения. Профессор А.М. Добровольский писал: “Правовое положение военнослужащих в государстве в некоторых отношениях является иным нежели других граждан. На это положение военнослужащих оказывает здесь воздействие особая природа военной службы. Определяющим моментом в этом отношении являются: во-первых особый публично-правовой характер армии как организации предназначенной для вооруженной борьбы; во-вторых особенность взаимных отношений составляющих ее элементов (дисциплина воинский правопорядок) обусловленная в своем существовании необходимостью внутренней сплоченности армии и проникновения ее единым духом и в третьих - существо военной службы как службы государственной вообще”[15].

Содержание конституционно-правового статуса человека и гражданина составляют права свободы обязанности и гарантии закрепленные Конституцией РФ и иными нормативными правовыми актами (Приложение 5). Его ядро составляют основные (конституционные) права свободы и обязанности человека и гражданина гарантированные Конституцией РФ. В то же время понятие конституционно-правового статуса человека и гражданина не в состоянии учесть всего многообразия субъектов права их особенностей отличий специфики. Это привело к необходимости введения в научный оборот понятия “специальный правовой статус личности” содержанием которого являются конкретизирующие и дополняющие общие права и обязанности с учетом специфики социального служебного и иного положения личности[16]”.

Специальный статус отражает особенности положения определенной категории граждан в том числе военнослужащих. Указанные категории базируясь на общем (конституционном) статусе гражданина могут иметь свою специфику дополнительные права обязанности льготы предусмотренные текущим законодательством. Таким образом содержание конституционно-правового статуса человека и гражданина конкретизируется в статусе граждан объединяемых по признаку исполнения ими в соответствии с законом военной службы.

Существует целая система обязанностей гарантий и компенсаций действующая в большей или меньшей степени в зависимости от характера службы и разработанная на базе прохождения службы кадровым составом.

Для исполнения специальных обязанностей военнослужащие наделяются специальными правами которые определяются законодательными актами и общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ. Так в соответствии с УГиКС РФ часовой для исполнения своих специальных обязанностей наделяется правами применять оружие.

Анализ законодательства позволяет выделить следующие права военнослужащих на:

хранение ношение применение и использование оружия в порядке определяемом законодательством и общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации;

участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной воинской должности;

продвижение по службе увеличение денежного содержания с учетом результатов стажа службы и уровня квалификации;

переподготовку (переквалификацию) повышение квалификации за счет средств бюджета;

пенсионное обеспечение с учетом стажа военной службы и т.д.

Указанные права и обязанности присущи всем военнослужащим независимо от ведомственной принадлежности и занимаемой должности. Именно общие права и обязанности военнослужащих составляют ядро или основное содержание специального правового статуса военнослужащих.

Каждый военнослужащий также имеет должностные обязанности которые определяют объем и пределы практического выполнения порученных ему согласно занимаемой должности функций и задач. Эти обязанности определяются воинскими уставами руководствами наставлениями положениями инструкциями или письменными приказами прямых и непосредственных начальников. Должностные права призваны создать военнослужащему надлежащие условия для их выполнения. Должностные обязанности и права составляют содержание должностного статуса военнослужащего.

Анализ Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” Федерального закона “О статусе военнослужащих” и других законов позволяет выделить особенности правового положения отдельных групп видов категорий военнослужащих.

Так в соответствии с Федеральным законом “О воинской обязанности и военной службе” граждане проходят военную службу по призыву а также в добровольном порядке т.е. по контракту (п.2 ст.2)[17]. Объем их прав обусловленных военной службой и связанных с государственным материальным обеспечением значительно различается что объясняется различием сущностного содержания этих двух видов исполнения военной службы.

Страницы: 1 2 3 4 5