ЗАРОЖДЕНИЕ
И РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ
В настоящее время
наблюдается рост интереса и внимания (прежде всего офицерского состава) к военной
педагогике: передовому опыту обучения и воспитания военнослужащих в армии. Понятен
интерес и к истории возникновения данной науки.
Зарождение и развитие военной
педагогики в России неразрывно связано со всей историей страны и ее армии и
флота. Военная педагогика, как и любая другая наука, прошла в своем развитии
определенный путь, который можно подразделить на определенные периоды:
1)
с древнейших времен до XVII в.
Обобщение практики военного
обучения и воспитания первоначально было стихийным. Приобретенный опыт
вооруженной борьбы, правила военного обучения и воспитания передавались от
поколения к поколению. С появлением письменности военно-педагогическая практика
и мысль стали отражаться в летописях, государственных актах, поучениях,
завещаниях, затем в воинских уставах, приказах, наставлениях, трудах по военным
вопросам, а также в военно-исторических и художественных произведениях: «Поучение»
великого князя Владимира Мономаха (1053–1125гг.), «Слово о полку Игореве» (XII
в.), летописные повести о монголо-татарском нашествии [3].
В дальнейшем подготовка армии
приобретала все более осознанные формы, которые находили свое отражение в
уставах, наставлениях и инструкциях. Наибольший интерес с педагогической точки
зрения представляют «Уложения о службе» (1556г.), «Боярский приговор о
станичной и сторожевой службе» (1571г.), «Военная книга» (1607г.), «Устав
ратных, пушечных и других дел, касающихся до военной службы» (1621г.), «Учение
и хитрость ратного строения пехотных людей» (1674г.) и др. [2]
2) XVIII – первая
половина XIX в.
Конец XVII — начало XVIII в., когда
реформами Петра I были созданы регулярные армия и флот России, можно по праву
считать началом формирования единой системы обучения и воспитания офицеров и
солдат. Именно тогда закладывались взгляды и принципы, на основе которых в
дальнейшем развивалась отечественная школа военной педагогики.
Так, в 1698г. создается первая
отечественная военная школа. Для обеспечения в армии и на флоте четкого порядка,
организации, дисциплины, единой системы обучения и воспитания, отрабатывались и
вводились в жизнь воинские уставы и инструкции. Все это завершилось созданием
Устава воинского 1716г. и Устава морского 1720г.[3, 5]
После смерти Петра I, в 30-40-е гг.
XVIII в., а так же с приходом на престол Павла I,
в армии насаждались прусская система муштры и плац-парада, слепое повиновение,
бездушное отношение к солдату. [3]
В годы царствования Екатерины II
система военного образования совершенствуется и достигает мирового уровня.
Основные положения обучения и воспитания войск были изложены в «Инструкции
пехотного (конного) полка полковнику». Значительный вклад в
становление военной педагогики внесли известные политики и военачальники Г.А.
Потемкин, А.В. Суворов, М.И. Кутузов, Ф.Ф. Ушаков и др. Не без их участием были
открыты военно-учебные заведения закрытого типа (кадетские корпуса) [2,7]. В
1832г., для подготовки офицеров высшего звена открыта военная академия [6].
После неудавшегося восстания
декабристов в 1825г. в военно-педагогической мысли России наступило время застоя
и постепенного забвения прогрессивных отечественных взглядов на обучение и
воспитание воинов.
3) вторая половина XIX
– начало XX в.
Развитие военной педагогики в этот
период неразрывно связано с реформами во всех областях общественной жизни
Российского государства.
В 1862г. по предложению
генерал-фельдмаршала Д. А. Милютина начала создаваться сеть военных гимназий и
прогимназий, военных, юнкерских и специальных училищ, было расширено число
военных академий [2].
В 1863г. было учреждено Главное
управление военно-учебных заведений с целью упорядочения руководства
военно-учебными заведениями. Начал издаваться первый специализированный журнал
по проблемам военной педагогики – «Педагогический сборник», а в 1879г. вышло в
свет первое пособие «Военно-педагогический курс». В это же время создается
Педагогический музей, ставший распространителем передовых педагогических идей в
армейской среде. [1, 3]
В 1900г. в Санкт-Петербурге были
открыты Педагогические курсы ведомства военно-учебных заведений под
руководством генерала А. Н. Макарова. Они стали первым учебным заведением
российской армии, где проводилась психолого-педагогическая подготовка
офицеров-воспитателей и преподавателей для военно-учебных заведений. После
революции на их базе был открыт Военно-педагогический институт. [3]
4) советский период
развития военной педагогики (1917–1991 гг.)
После Октябрьской революции 1917г.,
когда изменилась социально-политическая система России, появилась необходимость
в иной военно-педагогической концепции. В результате была создана советская
военная педагогика, которая основывалась на теоретико-методологических
установках К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина. В соответствии с целями
государства формировалось содержание обучения офицеров.
Начиная с 1924г. армия и флот
подверглись всесторонним преобразованиям: был осуществлен переход к смешанному,
территориально-кадровому комплектованию, создан ряд национальных военных
формирований, разработаны новые уставы, последовательно вводилось единоначалие,
создавалась многоступенчатая сеть военно-учебных заведений [1].
Напряженная ситуация в мире после
окончания Великой Отечественной войны создала предпосылки для открытия
дополнительных училищ и академий. С 1946г. начинается защита докторских и
кандидатских диссертаций по проблемам военной педагогики. В 1950г. состоялась
первая научная конференция по вопросам советской военной педагогики, где была
выработана и принята единая структура курса советской военной педагогики [5].
Начиная с 1960-х и до конца 1980-х
гг. советские военные педагоги стали тесно взаимодействовать с коллегами из
других социалистических стран [3].
5) современный этап
(1991 г.– настоящее время).
В данный период начали
осуществляться следующие мероприятия в военной области: разработка закона РФ об
обороне; новая военная доктрина; проведение конверсии в военно-промышленном
комплексе; доведение численности личного состава, техники, вооружения,
материальных средств до необходимых пределов; пересмотр системы и содержания
подготовки офицерских кадров в военно-учебных заведениях. Необходимость
совершенствования системы обучения и воспитания военнослужащих связана с
уроками из опыта проведения контртеррористических операций на территории
Северо-Кавказского региона РФ, выполнения миротворческих операций, с изменением
военно-политической обстановки в мире и непосредственно у границ России,
характером современных войн и вооруженных конфликтов.
В 2002г. президентом РФ утверждена
Программа перехода Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и
органов к единой системе воспитания [3].
В 2004г. приказом министра обороны
№ 70 был принят основополагающий правовой акт Министерства обороны РФ в области
воспитания – Концепция воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской
Федерации [3].
Таким образом,
военная педагогика, прошла сложный путь своего становления и развития. Она
базируется на мощном фундаменте педагогической мысли и практики отечественного
и мирового педагогического опыта. Все это служит основой для развития теории и
практики обучения и воспитания военнослужащих Вооруженных Сил РФ.
Список литературы
1.Барабанщиков А.
В. История
отечественной и зарубежной педагогики: В 3 ч. / Барабанщиков А. В., Иванов В.
Н. - Голицыно, 1995.
2.Большая
Советская энциклопедия [Электронный ресурс] . – М., БСЭ.-
3.Военная педагогика/Ефремов
О.Ю. и др.. – СПб., 2008. -640с.
4.Военная
педагогика и психология: Уч. пос.- М., Совершенство,1998.-376с.
5.Калюжный А.С.
Военная психология и педагогика в профессиональной деятельности офицера
Военно-морского флота: Уч. пос. – Н. Новгород: НГТУ, 2004. – 39с.
6.Скворцов
А.С. Военное дело России и ее соседей в прошлом, настоящем, будущем/ Скворцов
А.С. // Военно-исторический журнал.-2005.- №6.-80с.
7.Юсупов Э.
Военно-педагогическая система обучения и воспитания [Электронный ресурс].-Ташкент,
1995. –
Другие работы по теме:
Анкета Спорт в жизни людей
Институт специальной педагогики и психологии проводит исследование на тему "Спорт в жизни людей". Вы окажите нам большую помощь ответив на все наши вопросы. Мы гарантируем полную анонимность Ваших сведений.
Развитие социологии в России
Томский Политехнический Университет Кафедра социологии Реферат Развитие социологии в России Выполнил: Луков Дмитрий ИЭФ, 3А01 Томск, 2000 1. Зарождение русской социологии.
Оценка деловой активности
Деловая активность является комплексной и динамичной характеристикой предпринимательской деятельности и эффективности использования ресурсов. Уровни деловой активности конкретной организации отражают этапы ее жизнедеятельности (зарождение, развитие, подъем, спад, кризис, депрессия) и показывают степень адаптации к быстроменяющимся рыночным условиям, качество управления.
Объект, субъект и задачи психологии и педагогики
Объект, предмет и задачи психологии и педагогики как науки. 1.Педагогика. Педагогика - это наука о воспитательных отношениях. Воспитательные отношения возникают "в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением. Так же педагогику можно определить как науку о том, как воспитывать человека, как помочь ему стать духовно богатым и творчески активным.
Общее понятие о дидактике
Дидактика — это крупная отрасль педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения. Уточним: обучение является объектом изучения ряда наук: психологии, методик частных учебных предметов, логики, кибернетики-(например, программированное обучение) и др. Притом разных исследователей интересуют проблемы своей науки, у них есть свой предмет.
О великой отчественной войне - Проза военных лет
На страницах прозаических произведений мы находим своеобразную летопись войны достоверно передававшую все этапы великой битвы советского народа с гитлеровским фашизмом. Традиции литературы. Великой Отечественной войны это фундамент творческих поисков современной советской прозы.
Новиков-Прибой АС
Новиков-Прибой (настоящая фамилия - Новиков) Алексей Силыч (1877 - 1944), прозаик. Родился 12 марта (24 н.с.) в селе Матвеевское Тамбовской губернии в крестьянской семье. Отец был из николаевских солдат, пробывших на военной службе 25 лет. Учился в церковноприходской школе, с окончанием которой в одиннадцать лет закончилось его образование, так как на его продолжение не было средств.
Жизнь и судьба
(По роману В. Гроссмана) О Великой Отечественной войне написано очень много. Первые произведения о ней начали появляться уже в середине сороковых годов, и с тех пор романы, рассказы, стихи о войне издавались сплошным потоком. И многие среди них были, к сожалению, совершенно бездарны и нечитабельны. Сегодня, находясь более чем на полувековой дистанции, отделяющей нас от той войны, читатель может подвести своеобразный итог развития "военной" литературы.
Помощники
Сочинение-рассуждение Пятиклассники взяли шефство над ветеранами Великой Отечественной войны, их осталось уже совсем мало. Эти старые воины бывших битв сейчас имеют особую потребность в заботливом отношении к себе, в постоянной заботе, так как уже ни ноги не носят, ни руки не держат. Когда-то они были молодыми, сильными, смелыми и защищали нашу страну от грозного врага - фашизма.
Об учителях
Каждый человек проходит через волшебный, замечательный, сказочный мир детства. И очень важно, кто поведет его странными тропинками к познанию мира, открывая тайны знаний, силу предмета, науки, процесса самообразования и самосовершенствования. А. Дистервег подчеркивал, что настоящими учителями и воспитателями рождаются.
Анализ повести Н.В. Гоголя Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем
Автор: Гоголь Н.В. Николай Васильевич Гоголь – писатель, с именем которого связано зарождение в литературе жанра сатиры. Конечно, она существовала и до него, но в его творчестве обрела особенное звучание. Соединяясь с реалистическими изображениями действительности, гоголевская сатира выставляет напоказ пошлость, глупость и невежество.
Басня И.А. Крылова Обоз
Басня И.А. Крылова "Обоз" Автор: Крылов И.А. Басня касается стратегии и тактики Кутузова в Отечественной войне 1812г. Полководец постоянно подвергался постоянным нападкам со стороны Александра I и военной молодёжи из-за уклонений от решительных сражений под стенами Москвы, и после сдачи её Наполеону.
Человек и история в басне Крылова Обоз.
Автор: Крылов И.А. Я прочитал басню И.А.Крылова «Обоз», касающуюся стратегии и тактики Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Автор обращается к истории и историческим персонажам, чтобы показать один из многих примеров, к которым можно отнести сюжет и мораль басни. Крылов написал свое произведение, чтобы показать, что Кутузов подвергался постоянным нападкам со стороны Александра 1 и военной молодежи из-за уклонений от решительных сражений, защитить полководца и его план; для поучения людей.
Давыдов Д. В.
Герой Отечественной войны 1812, военный писатель и поэт, генерал-лейтенант (1831).
Анкета Спорт в жизни людей
Институт специальной педагогики и психологии проводит исследование на тему "Спорт в жизни людей". Вы окажите нам большую помощь ответив на все наши вопросы. Мы гарантируем полную анонимность Ваших сведений.
Тимохович, Иван Васильевич
Введение 1 Биография 2 Сочинения 3 Награды Введение Тимохович Иван Васильевич (23 мая 1922 в селе Дручаны, Могилевской обл., Белорусской ССР – 13 мая 1994, в гор. Березино, Минской обл., Республика Беларусь) – российский военный историк, доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, член-корреспондент Российской академии естественных наук, генерал-майор авиации.
Зелёная лампа
«Зелёная книга» — дружеское общество петербургской дворянской, преимущественно военной, молодёжи в 1819—1820 годов, в числе членов которого были декабристы С. П. Трубецкой, Ф. Н. Глинка, Я. Н. Толстой, А. А. Токарев, а также А. С. Пушкин и А. А. Дельвиг. В собраниях участвовали Н. И. Гнедич, А. Д. Улыбышев, Д.
Джелали
Восстания (тур. Celalо ayaklanmaları) — серия народных выступлений и военных мятежей в Османской Анатолии XVI—XVII веков. Основной военной силой восставших были
Военно-исторический журнал
«Военно-исторический журнал» — ежемесячное издание Министерства обороны РФ. Первый номер ВИЖ вышел в свет 29 августа 1939 года. В 1939—40 журнал издавался как орган Народного комиссариата обороны СССР, в период с января по июль 1941 года как орган Генштаба РККА. С началом Великой Отечественной войны издание было прекращено и возобновлено в 1959 году.
Массовое убийство на военной базе Форт-Блисс
Введение 1 Причины 2 Хронология массового убийства 3 Дальнейшие события Список литературы Введение Массовое убийство на военной базе Форт-Блисс — преступление, совершённое 20 сентября 2010 года человеком, личность которого пока официально не объявлена. В результате происшествия погиб он сам и ещё две женщины, а также один человек получил ранения.
Массовое убийство на военной базе Форт-Худ
Массовое убийство на военной базе Форт-Худ — преступление, произошедшее на военной базе Форт-Худ (англ. Fort Hood) в американском штате Техас 5 ноября 2009 года. Убийства совершил 39-летний военный врач-психиатр, майор вооруженных сил США Нидал Малик Хасан (англ. Nidal Malik Hasan, род. 8 сентября 1970 года.
I век
План Введение 1 События 1.1 Зарождение христианства 1.2 Европа 1.3 Азия 1.3.1 Индия 1.3.2 Китай 1.4 Африка Введение Первый век длился с 1 января 1 года по 31 декабря 100 года по григорианскому календарю.
Белый билет идиома
План Введение 1 Информация 2 Выдача 2.1 Категории Список литературы Введение Белый билет — разговорное обозначение военного билета для тех, кто негоден к военной службе по состоянию здоровья и/или в силу иных причин не служил в армии, либо иного документа, дающего право на освобождение от военной службы.
Командование по оказанию военной помощи Вьетнаму
Командование по оказанию военной помощи Вьетнаму (англ. Military Assistance Command, Vietnam; MACV) — штабная структура в Вооружённых силах США во время войны во Вьетнаме, осуществлявшая командование всеми воинскими подразделениями США в Южном Вьетнаме.
Ланской, Павел Сергеевич
Павел Сергеевич Ланской (1757—1832), российский командир эпохи наполеоновских войн, генерал-майор Биография Из дворян Холмского уезда Новгородской губернии. 30 августа 1768 г. записан солдатом в л.-гв. Семёновский полк, в 1777 г. поступил сержантом в л.-гв. Преображенский полк. 23 сентября 1779 г. произведен в прапорщики.
Партеногенез
(Parthenogenesis - от греч. parthenos - девушка, девственница + genesis-зарождение) - форма полового размножения, при котором развитие организма происходит из женской половой клетки (яйцеклетки) без оплодотворения ее мужской (сперматозоид).
Новиков-Прибой А.С.
Новиков-Прибой (настоящая фамилия - Новиков) Алексей Силыч (1877 - 1944), прозаик. Родился 12 марта (24 н.с.) в селе Матвеевское Тамбовской губернии в крестьянской семье. Отец был из николаевских солдат, пробывших на военной службе 25 лет.