Корсика

Корсика! Маки! Разбойники! Горы! Родина Наполеона! — это цитата из романа Мопассана «Жизнь». И Мопассан совершенно прав: говоря о Корсике в восторженных тонах без восклицательных знаков не обойтись. Корсика сама — большой поросший лесом восклицательный знак. Корсика — это крик это вызов. На сравнительно небольшом острове в Средиземном море вздымаются горы назло всей Европе растут непроходимые леса назло индустриальному миру текут чистейшие горные реки остров окружает прозрачнейшая морская вода а в каждом доме — и это не преувеличение — на стене висит ружье.

Охота — это главная страсть корсиканцев. В зимнее время когда туристов мало они выезжают на охоту. И это — целое событие. Хозяин одного ресторана рассказывал нам что сотрудники его заведения соревнуются с коллективом работников ресторана находящегося напротив а последующее обсуждение охотничьих подвигов занимает многие зимние вечера. С охотой связана еще одна корсиканская «традиция» — стрельба по дорожным указателям. Встретив случайно на дороге табличку написанную по-французски корсиканцы открывают по ней огонь. И таким образом корсиканские охотники уже «победили» несчетное их количество…

Как можете вы оставаться равнодушным к прелести безграничной свободы в таком прекрасном климате как наш?» — спрашивает бандит Кастрикони в «Коломбе» Проспера Мериме. Свобода — такая же неотъемлемая часть корсиканского пейзажа как и горы. Это действительно часть климата. На протяжении всей истории острова свобода была главной темой разговоров местного населения. Волна за волной захлестывали остров завоеватели. С римских времен до наших дней на Корсике 19 раз (по самым скромным подсчетам) менялась власть остров пережил 39 народных восстаний и 7 периодов полной анархии. Счастье и беда Корсики состояли в том что остров всегда имел в Средиземном море доминирующее положение и потому владевший им мог контролировать огромный один из важнейших в мировой истории регион. В древности греки карфагеняне затем римляне последовательно захватывали Корсику. Но они не были первыми: на острове существуют остатки поселений VII тысячелетия до н. э. а в IV тысячелетии до н. э. загадочный народ уставил весь остров мегалитическими скульптурами — неиссякаемым источником вдохновения для археологов… Все завоеватели сталкивались с ожесточенным сопротивлением местного населения которое под натиском неравных сил отходило в неприступные горы. После 500-летнего правления римлян на Корсику напали вандалы которых в 534 году разбили византийские войска но удержать остров византийцы не смогли — его отбили лангобарды которых в это время атаковали мавры. Король франков Пепин Короткий отдал Корсику Папе Римскому но мавры не успокоились они продолжали свои атаки и в итоге получили остров в свое распоряжение на 200 лет. Корсика давно привлекала внимание и Генуи. Начав войну в IX веке генуэзцы окончательно установили свою власть над ней лишь к 1453 году до этого она постоянно переходила из рук в руки то пизанцев то испанцев. Генуэзцы серьезно подошли к проблеме защиты своей собственности — вдоль побережья всего острова были построены сторожевые башни. 91 башня по окружности Корсики до сих пор напоминает о тех временах когда ее постоянно атаковали пираты. Пираты-сарацины из Северной Африки захватывали мирных жителей и продавали их сотнями в рабство в мусульманские страны. Любопытен правда тот факт что например в середине XVI века из 10 тысяч алжирских пиратов 6 тысяч по происхождению были сами корсиканцами. А все потому что для получения свободы достаточно было принять ислам чем многие и пользовались ради денег и пиратской славы.

Сторожевые башни эффективно использовались и по прошествии столетий. В XVIII веке они столь успешно отражали атаки английского флота что англичане сами возвели подобные сооружения по всему побережью Британии для обороны от французов. Именно XVIII столетие осталось в памяти корсиканцев как единственное время когда они были свободны. Вспыхнувшее в 1731 году восстание против генуэзцев привело к тому что повстанцы объявили национальную независимость и приняли конституцию. Корсиканцы очень гордятся этим фактом ведь это событие произошло на 50 лет раньше чем во Франции! «Мы были первыми кто принес в мир свободу и демократию» — эти слова мы часто слышали от корсиканцев. Генуэзцы обратились за помощью к французам которые добившись некоторых успехов тем не менее были вынуждены отступить. В 1752 году была принята новая конституция а крепость Корте где укрывались генуэзцы была захвачена Джан Пьетру Гаффори (несмотря на то что там удерживался в заложниках его сын). После убийства Гаффори произошедшего в 1753-м корсиканцы призвали Паскаля Паоли сына одного из руководителей восстания находящегося вдали от родины после его подавления в 1731 году. Паскаль Паоли — ключевая фигура корсиканской истории. Он имевший хорошее образование и вдохновленный передовыми идеями французских философов ввел на острове новую конституцию наделив всех граждан (естественно мужчин) старше 25 лет правом избирать своих представителей в Административный Совет. Эти шаги вызвали восторг у либералов на континенте — Жан Жак Руссо даже собирался приехать на остров и написать его историю. Паоли утвердил столицу острова в городе Корте поскольку он был удален от опасного побережья где хозяйничали генуэзцы. Он же затеял осушение строительство дорог разработку новых карьеров и создание торгового флота. Это был период подлинной независимости Корсики к сожалению для корсиканцев длившийся недолго. Поняв что Корсику назад им не получить генуэзцы передали свои «права» на остров французам. 8 мая 1769 года в битве при Понте-Нуово корсиканцы потерпели сокрушительное поражение от превосходящей французской армии. А Паскаль Паоли бежал в Англию… В «Общественном договоре» Руссо писал: «Есть в Европе еще одна страна способная принять свод законов это — Корсика. Достоинство и упорство с какими этот мужественный народ отстоял свою свободу вполне заслужили того чтобы какой-нибудь мудрец увековечил ее для него. Меня не оставляет предчувствие что когда-нибудь этот маленький остров еще удивит Европу». Предчувствие не обмануло философа.

Удививший многих

15 августа 1769 года — в год поражения корсиканцев — в городе Аяччо в семье аристократов скорее всего тосканского происхождения родился Наполеон Бонапарт. Впоследствии а именно в 1814 году когда Наполеон уже не был нужен Франции дата его рождения даже оспаривалась Сенатом ведь ее перенос всего на полгода назад делал императора иностранцем-узурпатором… В начале своей активной политической деятельности Наполеон был восторженным поклонником Паскаля Паоли который назначал его отца Карло Бонапарта на весьма ответственные должности. Сам же Паоли к молодому Наполеону относился мягко говоря прохладно…

Тот же в письме к Паоли от 1789 года так отзывался о своих будущих подданных: «Я появился на свет в день кончины моей родины. Тридцать тысяч французов заполонивших мою землю и потопивших в крови трон свободы — такова жуткая картина открывшаяся моему детскому взору.

Моя колыбель оглашалась криками умирающих стонами угнетенных скорбными рыданиями. Вы покинули наш остров и вместе с вами нас оставила надежда на счастье рабством заплатили мы за свою покорность. Придавленные тройным гнетом солдатского сапога легиста и сборщика налогов мои соотечественники страдают от всеобщего презрения».

Эти слова Наполеона невольно наводят на странную мысль: а не потому ли будущий император с легкостью посылал на смерть тысячи французов что пусть и подсознательно но мстил Франции за Корсику… 1789 год стал годом Великой французской революции. После свержения короля Корсика сама обратилась в Конвент с просьбой включить ее в состав Французской республики. После этого на Корсике многое изменилось. Паскаль Паоли триумфально возвратился на родину и встал во главе корсиканского правительства. Французы — уже не враги а собратья и Паоли заявил о поддержке Республики казалось бы уже не помышляя о независимости. Наполеон — верный паолист. А всего через 4 года в 1793-м Наполеон Бонапарт уже ярый противник Паскаля Паоли бежал со всей семьей на континент. Дом Бонапартов как и дома их приверженцев разгромлены. Эти 4 года а также провалившаяся военная экспедиция на Сардинию (где будущий великий полководец потерпел невольную неудачу) выкинули Наполеона с Корсики под Тулон открыв ему тем самым дорогу к исторической славе. За те же 4 года Паскаль Паоли разонравился революционному Конвенту которым и был выдан ордерна его арест. В ответ корсиканцы нарекли Паоли Отцом нации а все профранцузски прореспубликански настроенные корсиканцы бежали с острова. Паоли прекрасно понимая невозможность справиться с Францией в одиночку обратился за помощью к англичанам. Последние — в то время главные соперники французов — и сами давно уже пытались закрепиться на такой идеальной стратегической базе. Именно в боях за Корсику адмирал Нельсон потерял свой глаз в 1794 году. В том же году после захвата городов Бастия Кальви и Сен-Флоран было провозглашено Англокорсиканское королевство. Оно просуществовало два года после чего Корсика вошла в состав Французской республики. Далее же Наполеона заинтересовали более важные дела чем Корсика…

Новейшая история

Период конца XVIII века в истории Корсики очень важен для понимания сегодняшнего дня и характера нынешних корсиканцев. XIX столетие означало для корсиканцев бедность малярию вендетту и как следствие — эмиграцию. Население острова из-за этого сократилось почти наполовину. В начале XX века корсиканцы заплатили 20 тысячами жизней за Первую мировую войну (самый высокий процент смертей в пропорции к населению Европы). Во вторую мировую войну остров был оккупирован 80 тысячами итальянцев и 10 тысячами немцев. После того как в 1943 году итальянцы перешли на сторону союзных войск (многие из них ушли в горы к партизанам своим недавним врагам) немцы покинули остров. Но радость освобождения была омрачена американскими бомбардировщиками которые по ошибке разбомбили город Бастию когда партизаны и части Сопротивления праздновали победу в результате — сотни погибших. В последний период второй мировой Корсика служила форпостом в борьбе с нацистской Германией. Именно из Бастии отправился в свой последний полет Антуан де Сент-Экзюпери…

В послевоенной истории острова стоит отметить прибытие на него 15 тысяч переселенцев из Алжира после 1962 года когда эта страна получила независимость от Франции. Местное население с подозрением отнеслось к вновь прибывшим боясь за сохраненную в веках самобытность. Напряжение добавлял и тот факт что Франция не очень стремилась инвестировать дополнительные средства в экономику Корсики. Помимо этого тогдашний президент Шарль де Голль сделал один весьма резкий ход — когда мнение международного сообщества сделало невозможным проведение ядерных испытаний в Сахаре де Голль объявил о проекте ядерных испытаний на Корсике недалеко от Кальви. Корсиканцы пришли в ярость: 30 тысяч человек вышли на улицы Бастии и Аяччо. И тем не менее Де Голль отказался менять свои планы… Терпение корсиканцев лопнуло — вооруженный патруль местных жителей задержал двух инженеров кстати не имевших никакого отношения к проекту и едва не убил их. В результате все технические сотрудники были немедленно эвакуированы а проект заморожен. Это был первый случай когда корсиканцы после полутора веков мира подняли оружие против французского государства. Таким образом с середины 1960-х годов националистическое движение стало набирать ход но первая активная конфронтация пришлась на 1975 год когда несколько человек из радикально настроенного крыла националистов захватили винный погреб в городе Алерия.

Причина конфликта заключалась в том что местные виноделы и без того недолюбливавшие алжирских поселенцев обнаружили что те удваивали объемы производимого ими вина путем добавления в него сахара и химических соединений. Возмущенные бездействием властей местные националисты ведомые братьями Симеони захватили погреб одного из торговцев. На их беду министр внутренних дел Мишель Понятовский из правительства Жискара д`Эстена был близким знакомым пострадавшей стороны. Через два дня после инцидента 1 250 полицейских 4 танка и несколько вертолетов обрушились на захваченный погреб. В перестрелке двое полицейских были убиты а зачинщики арестованы и осуждены (корсиканские националисты пытались освободить братьев Симеони многие годы).

Это в истории острова стало поворотным моментом. Именно тогда на Корсике возник Фронт национального освобождения «прославившийся» сотнями терактов как на острове так и на континенте в результате которых погибли многие корсиканцы и французы. Противостояние продолжается и поныне — несколько лет назад при выходе из театра был убит префект острова Клод Эриньяк. Противоборствующие стороны время от времени обвиняют друг друга в провокациях.

Громкий скандал произошел со следующим префектом Бернаром Боннэ: полицейские доказали что поджог одного маленького ресторанчика на побережье был совершен вовсе не националистами как предполагалось а подчиненными шефа полиции Корсики. Последний тут же сообщил что выполнял приказания префекта. Префект же в свою очередь заявил что выполнял поручения премьер-министра Жоспена. Жоспен немедленно отстранил префекта который к тому же получил три года тюрьмы. А чтобы поправить положение Жоспен вышел с предложениями которые нашли на Корсике достаточно широкую поддержку. И тем не менее история с префектом Боннэ нанесла существенный удар по репутации премьер-министра что не в последнюю очередь привело к его поражению на выборах. После прихода к власти во Франции правых сил ситуация вновь обострилась а перемирие объявленное было националистами — нарушено.

Вендетта

На протяжении долгого времени вендетта или кровная месть была бичом острова. В корсиканском народе очень развита клановость. Семейные связи выдержавшие многовековую проверку крепки и сегодня хотя в последние десятилетия стали слабеть и видоизменяться. В прежние же времена не отомстить за оскорбление нанесенное родственнику значило покрыть себя несмываемым позором. Своего пика вендетта на Корсике достигла при генуэзцах — тогда при численности населения в 120 тысяч совершалось до 900 убийств в год. Смертельный спор мог возникнуть из-за чего угодно: 36 человек полегли в результате конфликта из-за каштанового дерева 14 — из-за кражи петуха. Одна из самых долгих и кровавых вендетт на Корсике возникла из-за упрямства осла… Семейная честь для корсиканцев всегда была важнее жизни. Как можно жить если твой брат не отомщен? Многочисленные правители острова неоднократно пытались положить конец этому древнему обычаю. Некоторых успехов в этом достигло единственное независимое правительство Корсики — Паскаль Паоли ввел за вендетту смертную казнь для зачинщиков. Количество убийств сократилось но полностью прекратить их не удалось. В XIX веке вендетта была поэтизирована французскими писателями. Бальзак Мериме Дюма и Мопассан внесли свой вклад в романтизацию кровной мести и корсиканских бандитов. Последние представляли собой на Корсике некий социальный институт — бежавшие от преследования правительства участники вендетты скрывались в непроходимых маки (густых поросших кустарниками лесах) и пользовались широкой поддержкой и уважением местного населения. «Но Корсика — это не Франция; здесь убивает не какой-нибудь каторжник который сбежал с галер и не нашел лучшего способа украсть ваше серебро — здесь человека убивают его враги и установить причину этой вражды очень и очень трудно. Многие семьи ненавидят друг друга по старой привычке и память о первоначальной причине их ненависти бесследно исчезла» — это цитата из «Коломбы» Проспера Мериме произведения принесшего первую широкую «славу» кровной мести. Официально вендетта перестала существовать на острове в 1950-х годах но и поныне здесь можно услышать фразу «сведение старых счетов» и совсем не исключено что где-то в глухих деревнях раздается voceru — песня-призыв плакальщицы с просьбой о мщении…

Ножи

Господин Бьянкуччи — истинный корсиканец он проследил свою родословную до XVIII века. Его живые глаза выдают в нем натуру творческую и делают его похожим на актера. Много лет назад он был один из мастеров которые создали организацию по поддержанию и развитию традиционных корсиканских ремесел. Сам он делает ножи в традиционном стиле — один из самых популярных корсиканских сувениров. На наш вопрос что же такое Корсика господин Бьянкуччи строго ответил: «Корсика — это первая в мире свободная страна». Мы спросили что главное в жизни корсиканца. «Корсика — это полифония — сказал он. — Вы должны знать что это такое потому что у вас есть нечто похожее это грузинские песни. Полифония или хоровое пение на Корсике имеет свои особенности. У нас каждый может вести свою партию и при этом создавать общую песню. И это очень важно в жизни корсиканца. Мы индивидуалисты каждый из нас сам по себе и тем не менее живем мы вместе и вместе участвуем в общих делах». После такого начала разговора мы поняли что нашли нужного нам человека. «Есть страны где главным мерилом человека являются деньги. У нас не так. У нас надо обладать какими-то иными качествами — добротой честностью силой умом… Каждый корсиканец — это личность.

Страницы: 1 2 3