История Чили началась в первой половине XVI века, когда эта земля была открыта испанскими конкистадорами. К моменту прихода испанцев общая численность индейцев здесь составляла приблизительно миллион человек.
Центральная часть страны принадлежала племени мапуче. Конкистадоры называли их арауканами. Индейцы оказали захватчикам неожиданно сильное сопротивление. Испанцы потеряли в Чили больше солдат, чем во всех странах Америки, вместе взятых.
На Площади оружия стоит памятник капитану Педро Де Вальдивия, который в 1541 году основал Сантьяго. Через 12 лет он отправился на юг, в поход на индейцев мапуче, и там погиб.
Путь в страну мапуче лежит через город Carahue. Его основал все тот же неутомимый капитан Вальдивия. Он планировал сделать город испанским форпостом на землях индейцев.
Судьба Carahue досталась нелегкая. Мапуче без конца нападали на город и не меньше десяти раз сжигали его дотла. Поэтому все дома здесь новые, построенные в прошлом веке, когда город восстанавливали последний раз. От периода испанского владычества в Carahue ничего не осталось.
Город вообще не богат достопримечательностями. Единственное, что может привлечь внимание путешественника, — удивительная «аллея паровозов». Их использовали на лесозаготовках до появления современных машин. За Carahue лежат земли мапуче.
В 30 километрах отсюда находится озеро Лаго Буди. Индейцы селились вокруг него с незапамятных времен. Испанцы так и не сумели пробиться туда. Вообще, первый европеец появился в окрестностях озера только в XIX веке. У Лаго Буди живут люди, которые сохранили обычаи и традиции мапуче до наших дней.
Окрестности Лаго Буди выглядят довольно нетипично для Южной Америки. Как ни странно, эти места напомнили мне Подмосковье — сосны, березки, луга, пасутся коровы и лошади. Грунтовые дороги. Полное ощущение, что едешь на дачу. И погода для Чили довольно прохладная — днем плюс пятнадцать, а ночью и того меньше.
Но индейцев с подмосковными жителями, конечно, не спутаешь. Впрочем, наблюдая за детьми, которые общаются между собой на языке мапучо, прекрасно понимаешь, в чем суть их игры: у нас она называется — «камень, ножницы, бумага». А вот старые добрые «салки», мыльные пузыри!
Взрослые заняты тем же, что и многие поколения их предков — сельским хозяйством. Выращивают картфель и пшеницу, разводят свиней, коров и лошадей.
Нельзя сказать, что быт индейцев не претерпел никаких изменений за последние столетия. В традиционных домах из соломы «руку», понятное дело, давно не живут. Строят их только, чтобы показывать приезжим. Хозяин «руку» Мауриссио пригласил меня на обед, показав перед этим свое жилище.
Мапучи едят практически то же, что и мы, — хлеб, картошку и говядину. А вот вместо чая пьют напиток, который делается из пшеницы, зеленого гороха и картошки, который называется мудай.
После обеда гостей развлекают сказками. В этих местах сезон дождей длится пять месяцев в году, с апреля по август. Поэтому хороший рассказчик очень ценится — он помогает бороться с вынужденным бездельем.
Сказки у мапуче, надо сказать, довольно жестокие. В одной из них говорится о вороне, которая пригласила тюленя в гости. Тюлень приплыл почему-то в лодке и доверчиво вышел на берег. Тут ворона с сородичами на на него набросились и съели бедолагу. Вот, собственно, и все.
Мапуче пока не обзавелись фольклорным ансамблем. Народные песни и танцы исполняют не профессионалы, а обычные жители деревни. Дети показывают танец «чойки» — это сцены из жизни птиц.
Я сильно сомневаюсь, что в отсутствие приезжих мапуче пляшут друг перед другом «чойки». Однако в том, что они готовы в любое время заняться «палином» — сомнений нет.
Национальная игра мапуче называется «палин». Она немного похожа на хоккей с мячом, но имеет несколько отличий. В качестве мяча используют шарик, сделанный из конской кожи. Поле довольно узкое — всего семь метров. Зато очень длинное —140 метров.
Встречи устраиваются между соседними деревнями. Побеждает команда, которая забьет четыре гола подряд. Если сами пропустили мяч — все предыдущие очки сгорают. Поэтому матч может длиться несколько дней.
Как давно появился «палин», индейцы не знают. Говорят, был всегда. Во всяком случае, задолго до прихода европейцев с их футболом…
На ночь мне предложили устроиться в «руку». В округе не так уж много домов «руку», построенных по традиционной технологии. Честно говоря, всего два. И мне придется ночевать в одном из них. Говорят, солома прекрасно удерживает тепло и, несмотря на то, что на улице будет едва ли десять градусов тепла, я не замерзну.
Ночевка в таком жилище — это для туристов-экстремалов. Людей, которые не боятся одновременно угореть и замерзнуть.
Но туристов в этих местах не так уж и много. Отчасти из-за сложных отношений мапуче с чилийскими властями. Индейцы до сих пор искренне считают всех других жителей страны захватчиками.
В этом мирном с виду крае кипят нешуточные страсти.
Уго Пайнекео — бывший учитель, уволенный с работы за распространение националистических идей.
Уго Пайнекео:
— До прихода испанцев мы жили гораздо лучше. 350 лет мы с ними воевали — победить они нас не смогли. Теперь нам приходится противостоять чилийской государственной машине.
Мапуче требуют, чтобы их считали отдельным народом, а не какими-то «чилийцами». Чтобы их дети учились на родном языке.
Чтобы программа образования была составлена с учетом индейских традиций. Но главный камень преткновения — вопрос о земле.
Уго Пайнекео:
— По Закону об аборигенах 1993 года на каждую семью выделяется всего два гектара. Но нам принадлежит вся эта земля! И мы вернем ее себе.
Мапуче претендуют ни много ни мало на одну пятую всей территории страны. И на своих исконных землях хотят быть единственными хозяевами. Уго понимает, что эти требования утопичны. Но мапуче никогда не сдаются.
В 60-х годах прошлого столетия отношения между официальными властями и племенем в очередной раз обострились. Как ни странно, по вине стихии.
21 мая 1960 года с океана пришла большая волна — самое мощное цунами XX века. Оно было вызвано землетрясением силой 9,5 балла. (Для сравнения — недавнее цунами в Юго-Восточной Азии вызвано землетрясением силой 8,9 балла). Волна прокатилась пять километров в глубь территории Чили, сметая все на своем пути. И выплеснулась в озеро Лаго Буди. Это событие сильно повлияло на религиозные воззрения индейцев мапуче.
Катастрофа подорвала веру индейцев в католического бога, который не смог или не захотел их защитить.
Сегундо Эральдо Лефикео — глава совета старейшин:
— Мне было 16 лет, когда обрушилось цунами. Часов в 6 утра началось землетрясение. Потом море отступило на полкилометра. Обнажились черные, страшные скалы. И вот мы увидели гигантскую волну. Мне повезло, я был здесь, на холме. Все вокруг затопило. Животные, дома — все исчезло. Мы успели взять только пончо.
О надвигающейся катастрофе людей предупредили местные шаманы — мачи. Они призывали людей подняться на холмы. Те, кто послушался шаманов, выжили. Неудивительно, что после цунами многие индейцы вернулись к языческим верованиям.
Подземные толчки следовали один за другим и тогда самая уважаемая «мачи» объявила, что народ наказан за отказ от веры отцов. Чтобы умилостивить богов, нужно принести человеческую жертву.
У подножия холма, индейцы мапуче совершили человеческое жертвоприношение. Еще живы люди, которые помнят это событие. Богу моря Ньен Лав Кену отдали мальчика — сироту. Говорят, что после этого море сразу успокоилось…
«Мачи» была арестована и посажена в тюрьму. Но ее быстро освободили — на защиту встало все племя…
То, что такие поступки, с точки зрения западного человека выглядят ужасно, мапуче мало волнует. Индейцы, считают они, мало хорошего видели от пришельцев, чтобы интересоваться их мнением…
Я начали свое повествование с площади, где стоит памятник капитану Педро Де Вальдивия. Однако на этой Площади оружия стоит и другой памятник — всем индейцам Чили. В нем сочетаются элементы разных культур. Он весь слеплен как бы из разнородных элементов. Это символизирует разрушение мира индейцев с приходом завоевателей из Европы.
Другие работы по теме:
Расизм в США
существовал с самого основания государства. Общество, основанное белыми людьми, различающимися по своим национальным и религиозным признакам, сильно отличалось своим отношением к другим группам. Жертвами расизма стали небелые коренные жители — индейцы — и негры-рабы.
Число православных в мире
Число православных в мире составляет, по разным подсчетам, от 125 до 180 миллионов. Ситуация, в которой находится большинство Поместных Православных Церквей, делает сложным, почти невозможным делом ведение какой-либо статистики, остающейся, как мы видим, весьма приблизительной.
Джемини обсерватория
) находится: Мауна-Кеа, Гавайи Серо Пачина, Чили Джемини (англ. Gemini) — астрономическая обсерватория, которая имеет два восьмиметровых телескопа на Гавайях и в Чили.
Арауканизация
, исп. Araucanizaciуn — процесс экспансии культуры народов мапуче и мапудунгунского языка из исторической области Араукания на территорию равнин Патагонии.
Рекабаррен, Луис Эмилио
Луис Эмилио Рекабаррен Серрано (исп. Luis Emilio Recabarren Serrano, 6 июля 1876, Вальпараисо — 19 декабря 1924, Сантьяго) — чилийский революционер-социалист, основатель Социалистической (Коммунистической) партии Чили и Коммунистической партии Аргентины, депутат. Из семьи рабочего. Будучи рабочим-типографом, Рекабаррен возглавил ряд забастовок печатников и явился инициатором создания в Чили рабочих ежедневных газет марксистского направления («El Grito Popular», 1911, «El Socialista», 1912, «El Despertar», 1912, «La Vanguardia», 1915, «La Defensa Obrera», 1917, и др.).
Сантильян, Фернандо де
Введение 1 Биография 1.1 Оидор Аудиенции в Лиме 1.2 Судья Королевской Аудиенции в Перу 1.3 Поездка в Чили 1.4 Подать Сантильана 1.5 Снова в Лиме 1.6 Оидор и Президент Аудиенции в Кито
Дороги инков
(кечуа Qhapaq Сan — Кхапак-Ньан — Великая Дорога) — сеть многочисленных мощёных дорог, проложенных на протяжении нескольких тысячелетий индейскими цивилизациями в Южной Америке в Андском регионе: Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия, Чили, как на прибрежных равнинах в пустынях, так и в горах, через скалы и ущелья, с помощью навесных мостов и ступеней.
Ортоироидная культура
(ортоироиды; Ortoiroid) — первая известная археологическая культура на островах Вест-Индии. Считается, что она происходит из бассейна Ориноко (север Южной Америки), откуда её носители мигрировали на Малые Антильские острова и дошли до Пуэрто-Рико. Согласно Раузу ортоироидная культура долгое время развивалась в Южной Америки прежде чем началось переселение на Антильские острова.[1] Наиболее ранние радиоуглеродные датировки для Тринидада относятся к 5230 году до н. э., наиболее поздние (190 год н. э.) получены для Пуэрто-Рико.
Londres 38
Введение 1 История 2 Пытки 3 Современность Список литературы Введение «Londres 38» — дом в центре Сантьяго, один из тайных центров содержания и проведения пыток над бессудно арестованными диссидентами и оппозиционерами диктатуре Пиночета. До военного переворота здание использовалось местным отделением Социалистической партии Чили.
Эрсилья-и-Суньига, Алонсо де
Введение 1 Биография 2 Творчество 3 Интересные факты Введение Ало́нсо де Эрси́лья-и-Суньи́га (исп. Alonso de Ercilla y Zъсiga; 7 августа 1533, Мадрид — 29 ноября 1594, там же) — испанский поэт баскского происхождения, автор поэмы «Араукана».
Оре, Луис Херонимо де
Лу́ис Херо́нимо де Оре́ (исп. Luis Jerуnimo de Orй, 1554, Уаманга, Перу — 30 января 1630, Консепсьон, Чили). Перуанский священнослужитель и миссионер, монах ордена францисканцев. Четвёртый архиепископ Чили (1620—1630).
Геноцид индейцев в Гватемале
(также просто Гватемальский геноцид ; исп. Genocidio guatemalteco) - условное название цепи лишений, которые понесли автохтонные народы Гватемалы в 1980-е годы, на последнем этапе гражданской войны в стране. Когда конфликт в стране принял хаотичный характер, столкновения постепенно перешли в социально-экономическую, а затем и этническую плоскость.
Каталан, Эльмо
Введение 1 Биография 2 Книги Список литературы Введение Эльмо Каталан Авилес (исп. Elmo Catalбn Avilйs, 1932, Арика, Чили — 16 июня 1970, Кочабамба, Боливия) — чилийский журналист и революционер-интернационалист.
Хара, Виктор
Ви́ктор Ли́дио Ха́ра Марти́нес (исп. Vнctor Lidio Jara Martнnez; 28 сентября 1932(19320928) — 15 сентября 1973) — чилийский поэт, театральный режиссёр, певец и политический активист, погибший во время военного переворота 1973 года в Чили, организованного генералом Аугусто Пиночетом.
Чилийская кошка
Чилийская кошка Чилийская кошка (Leopardus guigna) Научная классификация Латинское название Leopardus guigna (Molina, 1782) Синонимы Oncifelis guigna
Тейтельбойм, Володя
Валентин Тейтельбойм Волоски (исп. Valentнn Teitelboim Volosky, псевдоним — Володя Тейтельбойм (исп. Volodia); 17 марта 1916, Чильян — 31 января 2008, Сантьяго) — чилийский писатель и поэт, общественный и политический деятель, подпольщик, генеральный секретарь Коммунистической партии Чили.
Война короля Георга
Война короля Георга Противники Франция Новая Франция Индейские союзники Великобритания Британская Америка Ирокезы Война короля Георга (1744—1748) — боевые действия в Северной Америке в ходе войны за австрийское наследство, результат эскалации боевых действий в Центральной Америке после того, как Франция присоединилась к Испании в её войне с Великобританией.
Индейская резервация
План Введение 1 США 1.1 История 2 Канада 3 Бразилия Список литературы Введение Инде́йская резерва́ция — территория в США, Канаде и некоторых других государствах Америки, управляемая индейским племенем.
Чикаго-бойз
План Введение 1 Состав чикаго-бойз 2 Чикаго бойз в других странах Латинской америки Список литературы Введение Чикаго-бойз («чикагские мальчики») — группа из около 25-и чилийских экономистов 70-х годов XX века, работавших во время режима Аугуста Пиночета с целью построения экономики «свободного рынка» в Чили и децентрализации её экономико-политической системы.
Испанское завоевание инков
Инки жили в Андах, на территории Перу, Чили, Эквадора и Боливии. Они создали величественные города Куско, Кито и Мачу-Пикчу. Хотя испанцам было выгодно представлять инков, как неграмотные племена, поздние исследования показали, что инки обладали собственной письменностью и летописью, см. кипу.
Вторая тихоокеанская война
План Введение 1 Предыстория и причины 2 Ход военных действий 3 Окончание войны и её итоги Вторая тихоокеанская война Введение Вторая Тихоокеанская война 1879—1883 гг. — война Чили (при поддержке Англии) против Перу и Боливии с целью захвата месторождений селитры на чужой территории, из-за чего иногда называется Селитряная война.
Арауканская война
Арауканская война ПротивникиИспанская империяМапучеКомандующиеПедро де Вальдивия, Гарсия Уртадо де Мендоса, Франсиско де Вильягра, Мартин Гарсия Оньес де Лойола,
Война за независимость Перу
План Введение 1 Предыстория 2 Обретение независимости 3 Итоги войны Введение Война за независимость Перу — (англ. Guerra de Independencia del Perъ) — часть Войны за независимость испанских колоний в Америке, проходившей на территории вице-королевства Перу и Верхнего Перу (современные Перу, Боливия, части Чили и Аргентины).
Социалистическая республика Чили
План Введение 1 Предыстория 2 Социалистическая республика Чили 3 Падение республики 4 Дальнейшее развитие событий Введение Социалистическая республика Чили (исп. Repъblica Socialista de Chile) (6—18 июня 1932) — государство на юго-западе Южной Америки, занимавшее длинную полосу земли между Тихим океаном и Андами.
Вальдивия, Педро де
План Введение 1 Биография 1.1 Ранние годы 1.2 Губернаторство 1.3 Смерть Введение Педро де Вальдивия (исп. Pedro de Valdivia, 1500 (по другим сведениям — не ранее 1497), Бадахос, Испания — декабрь 1553 или 1 января 1554, Тукапел, Чили) — испанский конкистадор, первый губернатор Чили.
Гонсалес, Гало
Гало Гонсалес Диас (исп. Galo Gonzбlez Dнaz, 22 февраля 1894, Ногалес — 8 марта 1958, Сантьяго) — чилийский политический деятель, генеральный секретарь Коммунистической партии Чили (1949—1958).
О Хиггинс, Бернардо
Бернардо О’Хиггинс Рикельме (исп. Bernardo O'Higgins Riquelme; 20 августа 1778(17780820), Чильян — 24 октября 1842, Лима, Перу) — революционер, национальный герой Республики Чили, руководитель борьбы за независимость испанских колоний в Южной Америке, Великий Маршал Перу (1828). С 29 ноября 1813 по 14 марта 1814 года входил в т. н. 5-ю Правительственную Хунту Чили, до 12 января 1818 года исполняющий обязанности, а с 12 января 1818 года Верховный правитель Чили (до 28 января 1823 года).
Гладис Марин
Гладис дель Кармен Марин Милли (исп. Gladys del Carmen Marнn Millie, 16 июля 1941(19410716), Курепто, Чили — 6 марта 2005, Сантьяго, Чили) — чилийский политик, генеральный секретарь Коммунистической партии Чили с 1994 по 2002 и председатель КПЧ с 2002 по 2005.
Континент Южная Америка расположение этнос культура
Graphics Graphics Языки Наиболее распространенными языками Южной Америки являются португальский и испанский. На португальском языке говорит Бразилия, население которой составляет около 50 % населения этого континента. Испанский язык является официальным языком большинства стран этого континента.
Боливия
Боливия - государство в центральной части Южной Америки. На севере и востоке граничит с Бразилией, на юго-востоке-с Парагваем, на юге-с Аргентиной, на западе-с Чили и Перу.
Саутин Дмитрий Иванович
Дмитрия Саутина по праву называют королем прыжков в воду, символом этого вида спорта. Сегодня он находится в том возрасте, когда его мастерство и годы позволяют говорить - он истинный профессионал.
Чили
Территория современного Чили была открыта в 1520 году легендарным португальским мореплавателем Ф.Магелланом, совершавшем свое кругосветное путешествие. А первым испанцем, пришедшем в Чили «посуху», был конкистадор Педро де Вальдивия.
Картофель
Место первого появления картофеля до сих пор остается тайной, загадкой, ученые не могут точно ответить на этот вопрос. Лишь известно, что его большая родина – это Латинская Америка, многие считают, что родиной картофеля когда-то было древнее Перу.