В научной литературе общим названием "обские угры" объединяются два современных народа: ханты и манси. Ханты были ранее известны под названием "остяки", "обские остяки" и т.п., а манси под названием "вогулы". Но некоторые группы манси тоже назывались "остяками".
Ханты и манси, за исключением небольших периферийных групп, живут в бассейне Оби. Манси - коренное население Ханты - Мансийского автономного округа Тюменской области (в бассейне реки Обь, главным образом по еЕ левым притокам Конда, Сев. Сосьва).
Незначительное число манси живет на С-В. Свердловской области. Численность 7,6 тыс. человек. в антропологическом отношении не однородны: представлены сибуральским и собственно уральским типом уральской переходной расы. Ханты - живут по Оби, Иртышу и их притокам в Ханты - Мансийском автономном округе и в Александровском и Каргасовском р-не Томской области.
Делятся на 3 этнографических группы: северную, южную и восточную, различия между которыми усилились в результате влияния соседних народов. Численность 20,9 тыс. чел. Относятся к уральской переходной расе.
Во многих местах своего расселения ханты и манси соседствуют с ненцами и коми, на востоке с селькупами. По своей культуре обские угры (ханты и манси) очень близки друг другу, особенно в области изобразительного искусства, верованиям, фольклора и формам социальной организации.
Хантыйский и мансийский языки вместе с венгерским составляют угорскую группу финно-угорских языков. По своей фонетике, морфологии и лексике хантыйский и мансийский языки близки друг другу. Языки распадаются на несколько диалектов, расхождение между диалектами настолько велико, что препятствует взаимопониманию представителей разных диалектов. Различия между диалектами также проявляются в фонетике, лексике и морфологии. Между удаленными диалектами они настолько велики, что некоторые ученые считают возможным говорить о существовании нескольких хантыйский языков.
В лексике хантыйского языка отразились связи с соседями. Так, оленеводческая терминология и названия зимней одежды схожи с ненецкими. Скотоводческая терминология близка к татарской и коми-зырянской. Все больше слов заимствуется из русского языка.
В антропологическом отношении ханты являются наиболее характерными представителями уральского антропологического типа, к которому относятся также манси, селькупы и ненцы.
Самые близкие родственники хантов по происхождению, языку и культуре - манси, особенно близки северные группы.
Верхняя одежда
Для одежды хантов и манси характерна универсальность многих еЕ видов. Единый принцип кроя для разных сезонов, сходство мужской, женской и детской одежды.
Праздничная одежда отличается от повседневной не покроем, а лишь внешним оформлением: яркой расцветкой ткани или белым цветом оленьих шкур. Специальной одежды для свадеб или погребения не существовало: в первом случае использовали только новую а во втором - любую.
Другие работы по теме:
Духовная культура и религиозные верования древних коми
Этногенез и этническая история народа коми. Религиозно-мифологические представления древних коми. Духовная культура и традиционные верования финно-угорских народов. Космогонические мифы, боги и духи природы народа коми. Почитание огня и животных.
Образ медведя в фольклоре
Происхождение медведя. Медвежий культ у древних славян. Бурятский народный календарь. Реликты культа медведя, бытовавшего прежде у бурят, прослеживаются на материалах по традиционной охоте. Опасность охоты на медведя. Бурятская народная медицина.
Заимствованные мифологические образы и сюжеты
Наряду с сюжетами и образами, восходящими к общепермскому или общефинно-угорскому культурным пластам, в современных мифологических текстах к.-з. и к.-п. встречается множество заимствований.
Слово о погибели Русской земли
"Слово о погибели Русской земли" - выдающееся произведение древнерусской литературы, написанное в Киеве при дворе князя Ярослава Всеволодовича в годы монголо-татарского нашествия (возможно, в н.1238).
Этнография
Этнография (от греч. - народ и – пишу) – отрасль исторической науки, изучающая преимущественно методом непосредственных наблюдений быт и нравы народов земного шара, их расселение и культурно-исторические взаимоотношения. Имея объектом своего изучения в первую очередь современные народы, этнография основывается на описаниях бытующих форм материальной культуры, социальных институтов, идеологии, народного искусства и т.д.
Дом как архитектурная модель мира традиционных культур
Традиционная культура народов Сибири и Кольского полуострова. Связь архитектурной формы с экосом культуры, модели мира с архитектурной моделью дома. Традиционное жилище ханты-мансийцев, хакасов, саамов и чукчей. Соотнесение модели мира с ярангой.
Этнические особенности народов Западной Сибири
Этнические особенности коренных народов. Коренные малочисленные народы Ханты-Мансийского автономного округа, ханты и манси - два родственных народа. Пирода и традиции народов Западной Сибири. Самобытность традиционной культуры и традиционного воспитания.
Предыстория венгров
Введение 1 Происхождение венгров 2 Венгры и Хазарский каганат 3 Миграция 4 Завоевание Паннонии Список литературы Предыстория венгров Введение Предыстория венгров — период в истории венгерского народа от обособления венгров от других угорских народов в 1000—500 году до н. э., до переселения их на территорию современной Венгрии в 896 году.
Юго-западные русские земли
(или «Юго-Западная Русь» ) — термин, имеющий разное содержание в зависимости от описываемого исторического периода. Во времена Киевской Руси (X—XII века) так называется Червоная Русь и Галицко-Волынское княжество. После ослабления Киева и во времена Золотой Орды (XIII—XV века) этот термин обозначает русские земли под эгидой Литвы и Польши.
Васи лий I Дми триевич
Васи́лий I Дми́триевич (30 декабря 1371(13711230) — 27 февраля 1425) — великий князь Московский и Владимирский с 1389 года, старший сын Дмитрия Ивановича Донского и великой княгини Евдокии, дочери великого князя Суздальского Дмитрия Константиновича. Был женат на Софье — дочери Великого князя Литовского Витовта.
Стояние на реке Угре
Введение 1 Начало военных действий 2 Противостояние на Угре 3 Окончание противостояния 4 Итоги 5 Память Список литературы Введение Стоя́ние на реке́ Угре́, Угорщина — военные действия в 1480 году между ханом Большой Орды Ахматом и великим князем московским Иваном III, вызванные отказом Москвы (1476) платить Орде ежегодную дань.
Этногенез белорусов 2
Введение 1 Концепции этногенеза 1.1 «Польская» и «великорусская» концепции 1.2 «Племенные» концепции 1.3 «Древнерусская» концепция 1.4 «Балтская» концепция
Становление Российского централизованного государства
Формирование русского государства было объективным и закономерным процессом дальнейшего развития государственных форм на территории Восточно-Европейской равнины. На становление русской государственности важное воздействие оказало монголо-татарское нашествие, приведшее, в частности, к изменениям в органах власти: усилению монархических, единовластных начал в лице князей.
Летописная Литва
План Введение 1 История 1.1 X—XII вв. 1.2 XIII в. Список литературы Введение Древняя Литва — историко-географическая и этнографическая область восточной Литвы и северных районов Верхнего Понеманья и Поднепровья.
Освобождение Москвы от власти Орды
Анализ статьи А.А. Горского "О времени и обстоятельствах освобождения Москвы от власти Орды". Оценка развития российского государства XVI веке. Мнение других ученых по данной теме. Правление Ивана III, объединение части русских земель вокруг Москвы.
ВКЛ: ацэнка дзяржау у беларускай гисторыяграыии
Канцэпцыi паходжання ВКЛ. Тэрыторыя Верхняга Панямоння, якую М.Ермаловiч лiчыць месцам знаходжання летапiснай Лiтвы. Заходнерускiя i лiтоускiя земелi перад уваходжаннем у склад ВКЛ. Аб’яднанне заходнерускiх i лiтоускiх зямель у адзiную дзяржаву.
Происхождение верховых и низовых чувашей
Существует разные версии происхождения чувашского народа. В этой книге мы рассмотрим их среднеазиатскую версию, предложенную в 40-50 годах прошлого века, профессором Самаркандского университета В.И. Шахмайкиным.
Ученые о происхождение чуваш
Мысль о родстве чувашей с волжскими болгарами впервые была высказана В. Н. Татищевым еще в первой половине XVIII в. Он писал: «Вниз по Каме жили биляры и чалматы... Ныне остатки их — чуваши, которых и вниз по Волге довольно…".
Пояс Пресвятой Богородицы
После "Стояния на Угре" в осенние месяцы 1480 года Русская держава добилась того, к чему русские княжества стремились долгие 240 лет — Русь окончательно освободилась от ордынского ига.
Коней ордынского ига
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА ИСТОРИИ РОССИИ РЕФЕРАТ
Иван III и конец ордынского ига
Реферат на тему: ”Иван III и конец ордынского ига” студентки 14 группы КОЭК Гарифуллиной Динары. Во второй половине XIV – начале XV в. произошли большие перемены на политической карте Восточной Европы. Постепенное ослабление Золотой Орды позволило Великому княжеству Литовскому занять ряд территории бывшей Киевской Руси.
Памятники природы Калужской области
Содержание БЕРЕЗУЙСКИЙ ОВРАГ 3 ГОРОДСКОЙ КАЛУЖСКИЙ БОР 3 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАПОВЕДНИК "КАЛУЖСКИЕ ЗАСЕКИ" 4 КОМСОМОЛЬСКАЯ РОЩА 5 ЛАВРЕНЬТЬЕВА МОНАСТЫРЯ ПАРК, ПРУД, ИСТОЧНИК 5
Памятники природы города Калуги и Калужской области
Курс географии в средней школе включает в себя небольшой объем информации по краеведению. Меня заинтересовала тема "". Мне хотелось изучить тот край, ту область, в которой я родилась и в которой я живу, ознакомиться с ее природными достопримечательностями.
Валаам
Название "Валаам" переводят с финского как "высокая земля", менее вероятный перевод - "земля клятвы" или "земля света". Некоторые полагают, что название происходит от имени языческого бога Ваала (иногда идентифицируемого со славянским Велесом).
Финно-угорские народы
После славянской и тюркской эта группа народов - третья по численности среди всех народов России. Из 25 млн. финно-угров планеты более 3 млн. живет сейчас на территории России.
Манси
Численность - 8459 человек. Язык - финно-угорская группа урало-юкагирской семьи языков. Расселение - Ханты-Мансийский автономный округ Тюменской области.
Святослав Владимирович
Летописные свидетельства о Святославе Владимировиче крайне скудны, в других же источниках он вообще не упоминается. Мы не можем назвать год, когда он родился и не можем ответить с полной уверенностью на вопрос о том, кто была его мать.