В учебном процессе карта выполняет разнообразные образовательные функции.
1. Карта служит главным средством наглядности в географии. На ней можно обозреть сразу огромные пространства земной поверхности и весь земной шар. Особое значение этого факта становится понятным, если учесть, что даже на ровной и открытой местности обозреваемый горизонт имеет радиус 5 км, что составляет примерно одну семимиллионную часть земной поверхности. Зрительный образ недоступного для непосредственного обозрения пространства, создаваемый с помощью карты, служит основой для формирования представлений о нем.
«Было бы совершенно безнадежным делом дать учащимся правильное представление о Кавказе, Великобритании, Южной Америке и т. д. со всеми характерными для этих стран особенностями береговой линии, рельефа, климата, гидрографической сети, растительного покрова и пр., — пишет проф. В. П. Буданов, — если бы учащиеся не видели хотя бы грубой схематической карты описываемой территории».
2. Главная функция карты — отражение сведений о размещении предметов на земной поверхности. В этом отношении она служит особым незаменимым средством познания, так как никакие другие средства — ни слово, ни картина, ни даже личное знакомство с местностью — не дают ясных и точных представлений о размещении предметов в пространстве, о направлениях, очертаниях и сочетаниях. Такие знания необходимы людям почти во всех сферах человеческой деятельности — вот почему карта приобрела важное значение в жизни людей. Особенно важна карта в географии. «Являясь отправным пунктом всякого географического исследования, сопровождая его во всех стадиях работы, карта вместе с тем есть и конечный его итог. Ее с полным правом можно назвать альфой и омегой географии»,— такими словами оценивает роль карты в научной географии академик-географ Л. С. Берг. Как же используется в школе эта основная функция карты?
Уже простое зрительное обозрение карты дает известное представление о размещении предметов. Так, по карте можно «на глаз» оценить формы, взаимное расположение и размеры площадей, расстояния между изображенными на ней географическими объектами. Учителя широко используют карту для этих целей, например приучают учеников на основе простого рассмотрения ее отвечать на вопросы о географическом положении, относительных размерах объектов, расстояниях между предметами и т. п.
3. Карта отражает языком условных символов не только размещение, но и характеристику самих изображенных на ней предметов, не только состояние, но и движение, развитие и изменение их. Пример — исторические, некоторые экономические и другие специальные карты.
Возможности карты в указанном отношении значительно увеличиваются при сопоставлении предметов друг с другом и установлении пространственных связей и взаимодействия между ними. В этом случае можно делать заключения даже о таких свойствах предметов, которые на карте не отражены, но обусловлены тем, что на карте показано. Например, определяя по карте географическое положение, ученик может достаточно обоснованно характеризовать климат страны, ее растительность. Сопоставляя эти данные с изображением на карте рельефа и гидрографии может делать заключения о водном режиме рек, характере почв, возможно, даже об особенностях хозяйственной деятельности людей в данной природной обстановке и т. п. Однако из приведенного примера нельзя делать вывод, что карта сама говорит обо всех свойствах предметов. Она раскрывает свое богатое содержание лишь тому, кто имеет знания и картографические и географические и умеет ими пользоваться, т. е. умеет читать карту. Сама же карта, при умелом ее чтении, выступает не только в роли богатого и разнообразного источника знаний, но и стимулятора умственного развития школьников. Чтение карты развивает способности учащихся к логическому, диалектическому мышлению, мышлению большими категориями, с широким охватом явлений и предметов, приводит к формированию многосторонних, «живых» представлений об изображенной на карте территории и, наконец, является хорошей основой осознанного и твердого знания географии.
4. Карта в процессе обучения географии выполняет очень важную психолого-педагогическую роль — способствует упорядочению знаний, облегчает их усвоение и запоминание.
Роль эта сохраняется за картой не только в школе, но и тогда, когда взрослый человек пополняет свои географические знания из книг, газет, журналов и т. п. При хорошем знании карты запас географических знаний будет все время увеличиваться, наращиваясь на приобретенную ранее пространственную основу. Вот почему очень важно, чтобы в школе было прочно закреплено в памяти учеников положение определенного количества географического номенклатурного материала на карте. С этой целью учителя широко применяют различные приемы, ведущие к запоминанию картографического рисунка: вычерчивание карт или картосхем по памяти, заполнение контурных карт, работа с немыми картами и др.
Работа с картами способствует развитию воображения, памяти, логического мышления и речи учеников, умений анализировать, сравнивать, сопоставлять и делать заключения. Она является самым доступным и очень действенным средством активизации обучения в смысле развития самостоятельности учеников, возбуждения у них интереса к предмету и установления связей школьной географии с жизнью, с практикой коммунистического строительства. Например, с картами могут проводиться разнообразные по содержанию и форме фронтальные и индивидуальные практические работы на любых уроках географии, решаться всевозможные задачи, связанные с изучением и хозяйственным освоением территории, прилегающей к школе, принадлежащей родному колхозу, промышленному предприятию.
Учебные политические, экономические карты — важное средство идейно-политического воспитания учащихся. Они дают возможность наглядно показать успешное решение задач построения коммунизма в нашей стране, новый тип географического разделения труда между социалистическими странами, успехи национально-освободительной борьбы народов и крах колониальной системы империализма и т. д.
Таким образом, перед нами вырисовывается очень важное значение карты в преподавании географии. Его трудно переоценить. Крылатая формула «без карты нет географии» заключает глубокий смысл.
Как сама географическая наука не может существовать без карты, так и обучение географии без нее невозможно. Но из этого вытекает еще одно положение: нельзя рассчитывать на улучшение преподавания географии без серьезного внимания к вопросам картографической культуры. Последняя же определяется не столько качеством и количеством карт и других картографических пособий, какими обеспечивается школа, сколько уровнем использования карты в обучении, общей постановкой работы с картой в школе.
Другие работы по теме:
Задачи на определение абсолютной и относительной влажности
В атмосфере вода содержится в газообразном (водяной пар), капельножидком и твердом (кристаллики льда) состояниях. Влажность воздуха - одна из наиболее существенных характеристик погоды и климата. Влажность воздуха имеет большое значение при некоторых технологических процессах, лечении ряда болезней, хранении произведений искусства, книг и т. д.
Карта трудовых процессов
– это карта, с помощью которой устанавливаются рациональные составы бригад или звеньев рабочих, организация строительного процесса, методы труда, технологическая последовательность и продолжительность операций
Тематическая радоновая карта Москвы
В радиационной гигиене термин «радон» обычно подразумевает и обязательно присутствующую наряду с ним всю совокупность его дочерних продуктов.
Шпора по ТВИМС
Подбр.2 игральных кости. Найти вер-ть соб-й: 3 белых шара и 2 черных. Найти вер-ть Из колоды карт в 36 шт. достается 4 карты. Из ящика, содержащего 5 бел,2 черн,3 красн,
Анкета салон связи Связной
Здравствуйте! Меня зовут _____. Я провожу маркетинговое исследование в интересах учебного процесса о салоне мобильной связи «Связной». Обращаюсь к Вам с просьбой уделить немного времени и ответить на мои вопросы.
Истоки убийства Германом главной героини по повести А.С. Пушкина Пиковая дама
Истоки убийства Германом главной героини (по повести А.С. Пушкина "Пиковая дама" ) Автор: Пушкин А.С. Герой романа А.С. Пушкина Герман – молодой человек, обделённый крупным капиталом, но не острым умом, он хорош собой и благодаря немецким корням расчетлив. Проводя один из вечеров у конногвардейца Нарумова, Герман как всегда лишь наблюдал за игрой в карты, не принимая участия.
Ревизор Гоголь
Не прошло и двух месяцев, как родилась комедия «Ревизор». Действия развиваются в небольшом провинциальном городке. Одно из главных действующих лиц комедии - Хлестаков. Он появляется в городке в тот момент, когда там все ждут появления ревизора. Чиновники испуганы, городничему от страха видятся во сне крысы.
Характеристика гарнизона в повести Куприна Поединок
Автор: Куприн А.И. За исключением немногих честолюбцев и карьеристов, офицеры несут службу, как принудительную и неприятную барщину, не любят ее и тяготятся ею. Младшие чины опаздывают на занятия, убегают с них, командирам тоже не до службы. Обремененные многочисленным семейством, долгами, непомерными расходами при мизерном жаловании, они нередко задерживают деньги, солдатские письма, нечисто играют в карты.
Отброшенный
Автор: Киплинг Редьярд. Молодой англичанин не готов для жизни в колонии. Там обыденная жизнь, скука. Он все воспринимает очень серьезно: и проигрыши в карты, и неудачи у женщин. Одна женщина говорит ему какие-то слова, мы не знаем какие. Он едет на охоту. Майор и рассказчик едут за ним, т. к. им странно, что он уехал.
Бордоне, Бенедетто
(итал. Benedetto Bordone) (1460, Падуя, Италия — 1531) — итальянский издатель манускриптов, миниатюрист, картограф. Его наиболее известная работа Isolario в которой описывает все известные острова в мире, с их мифами, культурами, климатом, расположением и историей. Отпечатана в Венеции в 1528 году в виде популярного в Италии XV—XVI столетий картографического жанра.
Гонзага, Чечилия
Чечилия Гонзага (ок.1424 — ок.1451) — единственная дочь маркграфа Джан-Франческо I Гонзага, правителя Мантуи. Славилась своей красотой и образованностью. Воспитывалась в школе нового типа: «Casa gioiosa» («Дом радости»), созданной Витторино де Фельтре. В этом учебном заведении обучались наравне с отпрысками знатных фамилий и дети бедняков.
Крагуевац
Введение 1 История 2 Современность 4 Топографические карты Введение Кра́гуевац (серб. Крагујевац, от старого общеславянского слова крагуй «ястреб, сокол») — город в Сербии, столица административного региона Шумадия. Четвертый по населению город Сербии: 193 390 жителей (с пригородами 211 580).
Бечуаналенд
Введение 1 История 2 Интересные факты 4 Карты Введение Протекторат Бечуаналенд (англ. Bechuanaland Protectorate) — протекторат Великобритании в Южной Африке, существовавший с 31 марта 1885 по 30 сентября 1966.
Иракская колода
(другие названия: Most Wanted Колода смерти ) — известная комбинация игральных карт, выполненная в виде портретов самых разыскиваемых оккупационной администрацией США иракцев. Использовалась в течение Иракской войны для поиска свергнутых иракских лидеров.
Феррарис, Йозеф Иоганн фон
Йозеф Иоганн фон Феррарис (нем. Joseph Johann von Ferraris) (1726—1814) — австрийский фельдмаршал, вице-президент придворного военного совета. Родился в Люневиле 22 апреля 1726 года; пажом был определён ко двору вдовы императора Иосифа І Амалии Вильгельмины, и при открытии кампании за Австрийское наследство вступил в военную службу. 17 мая 1842 года битве при Хотусице был тяжело ранен.
Планисфера Кантино
— драгоценный памятник эпохи Великих географических открытий, запечатлевший состояние географических знаний португальцев на рубеже XV и XVI веков.
Географический атлас
Введение 1 История 2 Современные атласы Список литературы Введение Географический атлас — это собрание географических карт планеты или некоторой части планеты (обычно планеты Земля). Но также имеются атласы для других планет Солнечной системы и их спутников. Обычно атлас представляет собой книгу, но некоторые современные атласы представлены в электронном виде.
Анвиль, Жан Батист Бургиньон де
Введение 1 Биография 2 Память 3 Избранная библиография Список литературы Введение Жан Батист Бургиньон де Анвиль (фр. Jean Baptiste Bourguignon d'Anville; 1697—1782) — французский географ и картограф[1], Почётный член Петербургской академии наук. Его карты по древней географии, характеризуется осторожностью и точностью и основались главным образом на его оригинальные исследования, и потому являются особенно ценными.
Историческая география
Историческая география — это историческая дисциплина, изучающая историю через «призму» географии; также это и география какой-либо территории на определенном историческом этапе ее развития. На данный момент выделяется 8 секторов исторической географии: 1)историческая физическая география (историческое землеведение) - самая консервативная отрасль, изучает изменения ландшафта; 2)историческая политическая география - изучает изменения политической карты, государственного строя, маршруты завоевательных походов; 3)историческая география населения - изучает этнографические и географические особенности распределения населения на территориях; 4)историческая социальная география - изучает взаимоотношения общества, смену социальных слоёв; 5)историческая культурная география - изучает духовную и материальную культуру; 6)историческая география взаимодействия общества и природы - прямое (влияние
Ваш комитат
План Введение 1 География 2 История 3 Население 4 Административное деление 5 Источники 5.1 Статистика и карты Введение Ваш (венг. Vas; нем. Eisenburg; словен. Železna županija) — исторический комитат на западе Венгерского королевства. В настоящее время эта территория входит в состав медье Ваш Венгерской республики, а также, частично, в состав австрийской федеральной земли Бургенланд и Словении (Прекмурье).
Номер социального обеспечения
Введение 1 Применение 2 Злоупотребления 3 Карта Введение Номер социального обеспечения (англ. Social Security number) — уникальный девятизначный номер, присваиваемый гражданам и резидентам США. Выделение номера и изготовление карты осуществляется на безвозмездной основе агентством Социальное обеспечение (Social Security Administration).
Флэш Карта
Чтобы не опростоволоситься при покупке флэш карты, или чтобы не показать свою безграмотность в разговоре с «продвинутыми» друзьями, предлагаю выслушать доклад по флэш-технологиям хранения информации.
Публикация векторных карт
Подготовка векторных карт к виду, пригодному для их использования в геоинформационных системах (ГИС), является необходимой частью процесса создания карты.
Стандарты внешней флэш-памяти
В настоящее время используется не так много стандартов флэш-памяти. Это прежде всего Secure Digital (в модификации SDIO) и Multimedia Card (в том числе такие их подвиды, как, например, RS-MMC), CompactFlash Type II, реже MemoryStick.
Ревизор Гоголь
Не прошло и двух месяцев, как родилась комедия «Ревизор». Действия развиваются в небольшом провинциальном городке. Одно из главных действующих лиц комедии - Хлестаков. Он появляется в городке в тот момент, когда там все ждут появления ревизора. Чиновники испуганы, городничему от страха видятся во сне крысы.
Новые Нидерланды
Введение 1 История 1.1 Исторические карты региона 1.2 Колонизация 2.1 Источники Введение Но́вые Нидерла́нды (англ. New Netherland, нидерл. Nieuw-Nederland, лат. Novum Belgium) (1614—1674) — регион на территории восточной части побережья Северной Америки в XVII веке, который простирался от 38 до 45 градусов северной широты.
Виды табельных приборов и средств ориентирования
Карта - это уменьшенное изображение земной поверхности, выполненное в определенном масштабе. Виды карт очень разнообразны. Наиболее точные - топографические. Однако туристы чаще всего имеют дело с областными картами и туристскими картосхемами.