Административное право

Рефераты по административному праву » Административное право

ВОПРОСЫ

Для подготовки к экзамену по курсу «Административное право»

 

Билет 1:

1. Исполнительная власть и государственное управление

2. Стадии производства по делам об административных правонарушениях

Билет 2:

1. Предмет и метод административного права

2. Субъекты исполнительной власти и их полномочия в сфере ВЭД

Билет 3:

1. Система административного права

2. Субъекты исполнительной власти и их полномочия в сфере иностранных дел

Билет 4:

1. Нормы административного права

2. Производство по делам об административных правонарушениях: понятие доказательство участники сроки

Билет 5:

1. Административно-правовые отношения

2. Понятие и виды государственных служащих

Билет 6:

1. Источники административного права

2. Понятие государственной службы

Билет 7:

1. Граждане как субъекты административного права

2. Порядок наложения административных взысканий

Билет 8:

1. Иностранцы и лица без гражданства как субъекты административного права

2. Судебное обжалование неправомерных действий должностных лиц нарушающих права граждан

Билет 9:

1. Способы обеспечения законности в сфере деятельности исполнительной власти

2. Дисциплинарная и материальная ответственность по административному праву

Билет 10:

1. Понятие и виды органов исполнительной власти

2. Прохождение государственной службы

Билет 11:

1. Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти

2. Понятие и виды методов управления

Билет 12:

1. Система федеральных органов исполнительной власти

2. Требования предъявляемые к актам органов исполнительной власти

Билет 13:

1. Администрация Президента РФ

2. Правовые акт управления

Билет 14:

1. Правительство РФ

2. Пресечение по административному праву

Билет 15:

1. Аппарат Правительства РФ

2. Принуждение по административному праву

Билет 16:

1. Система органов исполнительной власти республик в составе РФ

2. Виды административных взысканий

Билет 17:

1. Система органов исполнительной власти края области в составе РФ

2. Способы замещения государственных должностей

Билет 18:

1. Административно-правовой статус общественных объединений

2. Государственная должность

Билет 19:

1. Основы правового положения государственного служащего

2. Административный договор

Билет 20:

1. Формы управления

2. Административно-предупредительные меры

Билет 21:

1. Виды правовых актов управления

2. Административный проступок

Билет 22:

1. Понятие и особенности административной ответственности

2. Субъекты исполнительной власти и их полномочия в области народного хозяйства

Билет 23:

1. Система административного права

2. Субъекты исполнительной власти и их полномочия в сфере административно-политической деятельности

Билет 24:

1. Принципы административного права

2. Субъекты исполнительной власти и их полномочия в культурной сфере

Билет 25:

1. Административный процесс

2. Субъекты органов исполнительной власти и их полномочия в сфере управления наукой

Билет 26:

1. Субъекты органов исполнительной власти и их полномочия в сфере социальной защиты населения труда и занятости

2. Субъекты органов исполнительной власти и их полномочия в сфере управления здравоохранением и образованием

 

Билет 1

1. Исполнительная власть и государственное управление

В соответствии с принципом разделения властей единая государственная власть организационно и институционально подразделяется на три относительно самостоятельные ветви – законодательную исполнительную и судебную. В соответствии с этим и создаются высшие органы государства которые взаимодействуют на началах сдержек и противовесов осуществляя постоянно действующий контроль друг за другом. Однако среди них должен быть лидирующий орган иначе между ними возникает борьба за лидерство которая может ослабить каждую из ветвей власти и государственную власть в целом. Лидирующая роль принадлежит представительным органам.

Исполнительная власть должна быть подзаконной. Её главное предназначение – исполнение законов их реализация. В подчинении исполнительной власти находится большая сила – чиновничий аппарат силовые министерства и ведомства. Всё это составляет объективную основу для возможной узурпации всей полноты государственной власти как раз органами исполнительной власти. Поэтому в демократическом государстве формирование и порядок деятельности административной (исполнительной) ветви государственной власти должны быть чётко урегулированы юридическими нормами. Административное законодательство является правовой основой построения и эффективного функционирования самой большой самой активной   самой мощной подсистемы государственного аппарата – исполнительной власти.

В законодательстве и юридической литературе как очень близкие используются понятия: исполнительная власть государственное управление государственная администрация административная власть. Эти понятия связаны с властной деятельностью которая осуществляется под руководством более высокой власти (парламента монарха и т.д.). Но их смысл не совпадает полностью. Управление – это деятельность администрация – основной субъект этой деятельности власть – главный способ её (деятельности) осуществления. Понятие «государственное управление» прежде всего раскрывает содержание властной деятельности понятие «государственная администрация» связано с её субъектом. Понятия «административная власть» и «исполнительная власть» не идентичны но оба соединяют субъектов деятельность и методы воздействия часто под ними понимают только власть. Все эти названия связаны с понятием которое включает в себя три основных признака: управленческий (исполнительный административный) аппарат (совокупность служащих органов) выполняемую им деятельность (управленческую исполнительную административную) и используемую им при этом управленческую (исполнительно-распорядительную административную) власть.

2. Стадии производства по делам об административных правонарушениях

Под стадией следует понимать такую сравнительно самостоятельную часть производства которая наряду с его общими задачами имеет свойственные только ей задачи документы и другие особенности.

Производство состоит из 4 частей (стадий) а на каждой стадии существуют этапы - группы взаимосвязанных действий:

1)Административное расследование (формальные моменты процедуры): а) возбуждение дела; б) установление фактических обстоятельств; в) процессуальное оформление результатов расследования; г) направление материалов для рассмотрения по подведомственности.

2)Рассмотрение дела (сбор и анализ информации): а) подготовка дела к рассмотрению и слушанию;

анализ собранных материалов обстоятельств дела; б) принятие постановления; в) доведение постановления до сведения.

3)Пересмотр постановления (проделанная работа фиксируется в документе): а) обжалование (опротестовывание) решения; б) проверка законности постановления; в) вынесение решения; г) реализация решения.

4)Исполнение постановления: (материалам дается ход): а) обращение постановления к исполнению; б) фактическое исполнение; в) окончание исполнения (дела).

Билет 2

1. Предмет и метод административного права

АП – самостоятельная отрасль правовой системы РФ которая опутывает человека с момента его рождения вплоть до его смерти на протяжении всей жизни. В советское время право систематизировалось по предмету и методу на Западе в развитых странах первоначальное деление права имело иной характер (от римских юристов – на частное и публичное). В СССР всё право считалось публичным. Сейчас нами перенят западный способ деления права и АП в соответствии с ним относится к публичному и только следующая ступень деления права (внутри подсистемы публичного права) по предмету и методу.

Предмет данной отрасли права – это совокупность однородных общественных отношений т.к. в самом общем виде можно сказать что АП – это управленческое право то регулирует оно отношения возникающие в ходе формирования и функционирования государственной администрации обслуживает сферу государственного управления т.е. регулирует управленческие отношения.

Признаки управленческих отношений: а) управление рассматривается как функция всех систем в т.ч. и социальных; б) управление обеспечивает взаимодействие элементов в системе (оказывает упорядочивающее воздействие на эти элементы); в) наличие 2-х элементов – субъекта и объекта управления; г) управление может быть как внутрисистемным так и внесистемным различают внутри- и внешнеорганизационные отношения в АП и соответственно в управлении (социальном управлении объект воздействия – поведение людей); г) властные полномочия субъекта управления; д) наличие специального субъекта – органа государства осуществляющего управленческую деятельность.

В СССР государство вмешивалось во все стороны жизни общества и не было органов власти – только органы управления. В РФ нет органов государственного управления есть 3 ветви власти хотя все они занимаются управлением. Изменились отношения между властью и гражданами (если в советское время основным приоритетом была действующая идеология и её институты то сейчас основной охраняемый приоритет – наши права и гражданин вправе предъявить иск даже государству в случае ущемления его прав). Изменились экономические отношения появились различные формы собственности: т.о. поменялся субъект управления сократилась сфера управления поменялось содержание управления и появились новые правовые отношения.

АП – отрасль права регулирующая отношения возникающие в сфере деятельности органов исполнительной власти по поводу реализации их задач и функций а также внутриорганизационные управленческие отношения возникающие в остальных органах государства. Предмет правового воздействия определяет специфику метода регулирования. Человек – существо общественное. Совместная деятельность предполагает управление. Управленческие отношения существуют постольку поскольку существует человеческое общество. Управление предполагает доминирование преобладание одной воли над другой а часто и подчинение одного лица другому юридически оформляется неравенство этим объясняются особенности административно-правового метода.

Главные признаки метода  АП: а) юридическое положение сторон: юридическое неравенство асимметрия субъектов управленческих отношений что связано с подчинением одной стороны другой которое может быть а) линейным («начальник – подчиненный») б) функциональным («инспектор – контролируемый»); б) юридические факты: АП отношения чаще всего возникают в связи с событиями односторонними волеизъявлениями; в) права и обязанности субъектов административных правоотношений: нормами точно определяются права и обязанности сторон; г) защита прав и интересов субъектов правоотношений: в основном права участников споры между ними решаются: в административном порядке ( управляющим субъектом) или в судебном порядке.

В АП возникает административно-правовой режим регулирования. Правовой режим ориентирован на способы правового регулирования: дозволение (гражданское право) запрещение (уголовное право) обязывание (АП строится на нём).

2. Субъекты исполнительной власти и их полномочия в сфере внешнеэкономической деятельности

Общая компетенция: Статья 71 КРФ: «В ведении Российской Федерации находятся: … к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира; л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации; …».

Полномочия Президента РФ: Статья 86 КРФ: «Президент Российской Федерации: а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации; б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации; в) подписывает ратификационные грамоты; г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей».

Полномочия Правительства РФ: Статья 114 КРФ: «1. Правительство Российской Федерации: … д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны государственной безопасности реализации внешней политики Российской Федерации; …».

Разграничение компетенции: Статья 72 КРФ: «1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: … о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации выполнение международных договоров Российской Федерации».

Смысл государственного управления в сфере ВЭД регулируется ФЗ “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности” № 157-ФЗ от 13.10.95 г.

Механизмы функционирования органов ИВ: Министерство иностранных дел РФ (Указ Президента РФ № 271 от 14.03.95 г.) и Министерство экономического развития и торговли РФ (переданы функции Министерства РФ по делам СНГ) Министерство ЭРиТ РФ (переданы функции Министерство торговли РФ и Федеральной служба России по валютному и экспортному контролю). Положение о Министерстве ЭРиТ РФ не принято.

Билет 3

1. Система административного права

АП – целостная система правовых норм и институтов объединенные общим предметом целью принципами и методом регулирования согласованные друг с другом опирающиеся на единые определения использующие единую терминологию. Внутри отрасли существует субординация норм разной юридической силы (общих и специальных) и в целом отрасль создает специфический (административно-правовой) режим регулирования который строится на обязывание как способе правового регулирования.

Система АП делится на общую и особенную части. Общая – нормы охватывающие управление в целом а особенная состоит из норм действующих в пределах отдельных сфер деятельности исполнительной власти (образование охрана общественного порядка и др.).

В общую часть входят пять групп институтов (подотраслей): а) регулирующих административно-правовые статусы граждан (индивидуальных субъектов права); б) регулирующих основы организации и деятельности исполнительной власти (аппарата государственного управления); в) регулирующих административно-правовой статус негосударственных организаций; г) обеспечивающих законность деятельности исполнительной власти; д) регулирующих принуждение по административному праву.

В особенной части АП четыре подотрасли объединяющие нормы: а) регулирующие обеспечение безопасности граждан общества государства административно-политическую деятельность; б) регулирующие организационно-хозяйственную деятельность государственной администрации; в) регулирующие ее социально-культурную деятельность; г) регулирующие деятельность государственной администрации по организации и осуществлению политических экономических и иных связей с другими странами (внешних связей).

АП – одна из самых сложных отраслей правовой системы России что предопределено большим числом и разнообразием управленческих отношений. АП – самая массивная отрасль права. Нет ни одной сферы жизни общества в которой не участвовала бы государственная администрация.

Вокруг АП группируются финансовое земельное экологическое право т.е. оно стоит во главе целой семьи отраслей многие нормы которых тоже закрепляют управленческие отношения и в которых широко используется административно-правовой метод регулирования.

2. Субъекты исполнительной власти и их полномочия в сфере иностранных дел

Общая компетенция: Статья 71 КРФ: «В ведении Российской Федерации находятся: … к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира; л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации; …».

Полномочия Президента РФ: Статья 86 КРФ: «Президент Российской Федерации: а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации; б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации; в) подписывает ратификационные грамоты; г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей».

Полномочия Правительства РФ: Статья 114 КРФ: «1. Правительство Российской Федерации: … д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны государственной безопасности реализации внешней политики Российской Федерации; …».

Разграничение компетенции: Статья 72 КРФ: «1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: … о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации выполнение международных договоров Российской Федерации».

Смысл государственного управления в сфере ВЭД регулируется Положением о Министерстве иностранных дел РФ (Указ Президента РФ № 271 от 14.03.95 г.) и Положением о консульском учреждении РФ (Указ Президента РФ № 1330 от 05.11.98 г.).

Билет 4

1. Нормы административного права

Административно-правовая норма – это правило поведения устанавливаемое и охраняемое государством и регулирующее отношения возникающие в сфере функционирования исполнительной власти по поводу реализации её задач и функций а так же внутриорганизационные отношения возникающие в сфере деятельности других органов. Норма права в т.ч. и административного – это сердцевина механизма правового в т.ч. и административно-правового регулирования. Механизм правового регулирования есть совокупность соответствующих правовых средств с помощью которых государство воздействует на общественно-правовые отношения (законы НПА индивидуальные акты правоотношения правовая культура и правосознание).

Функции административно-правовой нормы: а) АПН обеспечивает организацию и упорядоченность общественно-правовых отношений; б) АПН определяют вариант должного поведения субъекта правоотношений; в) АПН предназначены для эффективного функционирования органов исполнительной власти; г) АПН обеспечивают прочный правовой режим в деятельности органов исполнительной власти; д) АПН несут двойную нагрузку и бывают: правоисполнительными (устанавливаются самими субъектами исполнительной власти а не законодательными органами) и правоустановительными (устанавливаются законодательными органами и охраняются своими санкциями – КобАП).

Виды административно-правовой нормы: Существует несколько классификаций: а) в зависимости от их функционального назначения нормы подразделяются на нормы материальные и процессуальные (в АП в отличие от гражданского процессуальные нормы не обособлены кроме норм применения взысканий а значит они ещё не сформировались в качестве самостоятельной части); б) в зависимости от содержания их делят на обязывающие уполномочивающие запрещающие стимулирующие и рекомендательные; в) в зависимости от адресата их делят на нормы адресованные гражданам органам исполнительной власти общественным объединениям; г) в зависимости от территориальной принадлежности – на федеральные субъектов федерации и органов местного самоуправления; д) по характеру регулирования различают общие отраслевые и межотраслевые.

Реализация административно-правовых норм: Существует 3 формы: соблюдение (не требует вмешательства государства – соблюдение незаметно все граждане их соблюдают) исполнение (знают и исполняют) и применение (знают и обязаны выполнять под угрозой принуждения).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7