Административное право РБ

Рефераты по административному праву » Административное право РБ Скачать

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3

1.Понятие производства по делам об административных правонарушениях его

задачи…………………………………………………………………………………5

2.Принципы производства по делам об административных

правонарушениях……………………………………………………………………11

3.Участники производства по делам об административных

правонарушениях……………………………………………………………………..17

4.Организационная структура производства по делам об административных

правонарушениях……………………………………………………………………..18

      4.1 Возбуждения дела об административном правонарушении……………….21

      4.2 Рассмотрение дел об административных правонарушениях………………23

       4.3 Исполнение постановлений о применении административных взысканий

Заключение……………………………………………………………………………29

Список использованной литературы…………………………………………………………………………….30

В В Е Д Е Н И Е

Административное право занимает особое место в системе правового 

регулирования поскольку выступает необходимым и важным инструментов

управления социальными процессами в обществе. Ему присущи соответству­ющие

границы правового регулирования - деятельность государственной исполнительной

власти всех рангов общественных отношений управленчес­кого характера которые

складываются в этой сфере внутренняя органи­зационная деятельность других

государственных органов связанных с функцией управления а также

внешнеорганизационные отношения негосу­дарственных организаций учреждений и

предприятий.

Административное право охватывает широкий круг общественных отно­шений

которые возникают в связи с реализацией ей функций управления в процессе

деятельности органов исполнительной власти.

Наиболее тесную связь административное право имеет с государс­твенным правом

которое составляет основу всех отраслей права включая административное и занимает

ведущее место.

Административное право тесно связано также и с гражданским пра­вом. Прежде

всего потому что связи регулируют отношения имущественно­го характера при этом

необходимо указать что нормы гражданского пра­ва касаются имущественных

отношений в тех случаях когда стороны рав­ноправны  например (договор поставки

продукции). А нормы администра­тивного права касаются имущественных отношений

которые базируются на административной подчиненности одной стороны другой

(например если не оплачен проезд в трамвае) определенные связи есть у

административного права с трудовым правом в сфере регулирования служебных

отношений. Так трудовое право определяет статус государственного служащего как

участ­ника трудового процесса а нормы государственного права регулируют го­

сударственно-служебные отношения.

Административное право граничит с финансовым земельным аграрным и

другими отраслями права.

Таким образом анализ взаимодействия административного права с другими

отраслями права позволяет установить что его предметом есть сфера государственного

управления. Другими словами административное право регулирует общественные

отношения в сфере государственного уп­равления.

Предложенная ниже тема - "Рассмотрение дел об административ­ных

правонарушениях" -интересна тем что позволяет наглядно понять и проследить

принципы государственного управления и контроля сложнейшим искусственным

организмом созданного людьми - ГОСУДАРСТВОМ.

1.Понятие производства по делам об административных

правонарушениях его задачи

        Производство по делам об административных правонарушениях определяется как

правовой институт и как вид административно-процессуальной деятельности.В первом

случае это совокупность административно-процессуальных норм определяющих порядок

действий участников административно-юрисдикционного процесса по поводу разрешения

конкретных дел возникающих в связи с совершением административных

правонарушений;во втором-урегулированный административно-процессуальными

нормами порядок действий участников административно-юрисдикционных

правоотношений в связи с реализацией задач производства по делам об

административных правонарушениях.

         Производство по делам об административных правонарушениях являясь составной

частью административно-юрисдикционного процесса имеет свою структуру образуемую

совокупностью стадий характеризующихся специфической функциональной

направленностью относительной самостоятельностью и логической завершенностью.

          Административное производство будучи составной частью административного

процесса отличается от других административных производств главным образом

содержанием решаемых задач.

           В систему понятия административного процесса можно включить следующие

административные производства:

1.Производство по предложениям заявлениям и жалобам граждан;

2.Производства по делам о поощерениях;

3.Производство по делам о дисциплинарных проступках подлежащих разрешению

администрацией предприятия учреждения организации;

4.Производства по делам об административных правонарушениях.

Масленников М.Л.Производство по делам об административных правонарушениях.-М 1994 с.13-14

Все административные производства объединяет то.что они есть различные проявления

единой по своей сути административно-процессуальной деятельности и осуществляются

на принципиально единой организационно-структурной основе.

       Законодательством Республики Беларусь в этой связи регламентированы задачи и

цели конкретного вида производства права и обязанности соответсвующего

органа порядок обжалования его действий и принимаемых решений.

        Производство по делам об административных правонарушениях является составной

частью административного процесса.Вместе с тем оно является самостоятельным

институтом административно-процессуального права призванным осуществлять

специфические задачи юрисдикционного характера.

         Производство по делам об административных правонарушениях-это

 

деятельность уполномоченных субъектов по применению административных

 

взысканий осуществляемая в административно- процессуальной форме.

          Можно выделить следующие сущностные черты производства по делам об

административных нарушениях:

           1.Это специфическая процедура рассмотрения дел по наложению

административных взысканий.

            2.Каждая стадия этого производства завершается принятием по делу

соответсвующего акта не сходного с актами применяемыми в других производствах.

             3.Определённые отношения охраняемые данным производством урегулированные

административным правом обособленность и завершенность которых обеспечивается с

момента возникновения административного спора и до его разрешения.

Постникова А.А. Сухаркова А.И.Административное право РБ.Мн.1994 : «Молодёжное общество» С.124-125

Согласно законодательства задачами производства по делам об административных

 

правонарушениях являются:

-своевременное всесторонее полное и объективное выяснение обстоятельств каждого

дела;

-разрешение его в точном соответствии с законодательством;

-обеспечение исполнения вынесенного постановления;

-выявление причин и условий способствующих совершению административных

правонарушений;

-предупреждение правонарушений воспитание граждан в духе соблюдения

законов укрепление законности.

        Каждая из перечисленных задач конкретизирована в административно-

процессуальных нормах которые содержаться в Кодексе РБ об административных

правонарушениях.

Производство по делам об административных правонарушениях-вид административно-

юрисдикционного производства имеющий специфическую процедуру рассмотрения дел

по наложению административных взысканий и нуждающийся в единобразном

применении.

          При разработке понятия производства по делам об административных

правонарушениях советские учёные подходили к нему со стремлением обеспечить

законность в деятельности государственного управления путём упорядочения законом их

властных действий и процедуры этих действий при взаимоотношениях властей с

гражданами.Поэтому А.Е. Лунев подчеркивал что под административным процессом

следует понимать порядок деятельности всех органов государственного управления по

осуществлению их компетенции порядок разрешения дел возникающих в процессе

Постникова А.А. Сухаркова А.И.Административное право РБ.Мн.1994 : «Молодёжное общество» С.124-125

Он писал в частности: «Весь этот широкий круг вопросов имеющих важное значение в

управления а также применение норм материального административного права.

дальнейшем улучшении работы органов государственного управления входит в понятие

административного процесса».

         Среди редких высказываний теоретиков права о процессе можно привести мнение

О.Э.Лейста; «Различаются нормы материального права(определяющие содержание

прав обязанностей и запретов непосредственно направленных на регулирование

общественных отношений) и нормы процессуального права (определяющие

порядок процедуру форму реализации норм материального права)».Не всякая реализация

нормы-это процесс в правовом смысле.Д.М.Чечот пишет что в некоторых случаях и суд

может действовать как административный орган а следовательно его отношения не будут

в этом случае процессуальными.

           Схематически всю последовательность административных управленческих

отношений можно разбить на во-первых совокупность мер по принятию правового

решения(изданиие закона нормы права акта управления).во-вторых комплекс  мер по

реализации нормы права в ординарном порядке в-третьих комплекс правовых мер по

принудительной реализации правовой нормы.При этом третий этап для правового метода

регулирования общественных отношений представляется основным ибо без

необходимости принуждения общественные отношения могут регулироватьяс и другими

методами:моралью внутриорганизационными нормами.          

            Производство по делам об административных правонарушениях- это системное

образование комплекс взаимосвязанных процссуальных действий которые:

            1.Образуют определенную совокупность процессуальных

Лунев А.Е. Вопросы административного процесса.//Правоведение.-Л. 1962.-№2.-С.43

Теория государства и права.-М. 1987.-С.313

Чечот Д.М. Административная юстиция. Теоретические проблемы.-Л. 1973.-С.28

правоотношений отличающихся предметной характеристикой и взаимосвязанностью с

соответствующими материальными правоотношениями.

2.Вызывают потребности установления доказывания а также обоснования всех

обстоятельств и фактических данных рассматриваемого юридическогог дела.

3.Обуславливают необходимость закрепления офицального оформления полученных

процессуальных результатов в соответствующих актах документах.

           Производством по делам об административных правонарушениях и производство

по делам возникающим из административно-правовых отношений теснейшим образом

между собой взаимосвязаны.Для дел возникающих из административно-правовых

отношений присуще наличие административного спора о праве подведомственного

судам когда:

            -возникает из административных финансовых или иных властеотношений и весьма

тесно связан с взаимообусловленными или правовыми отношениями;

             -хотя бы один из его участников должен обладать властными полномочиями;

             -заинтересованное лицо имеет право на выбор обращения либо в суд либо к

вышестоящему в порядке подчинения административному органу но иногда

безрезультативность обращения в вышестоящий орган является обязательным элементом

(предпосылкой) для обращения в судебные инстанции;

              -важнейшей целью имеющей самостоятельное значение является признание

незаконным акта(действия) административного органа (должностного лица);

               -принятое судебное решение может значимо для неопределенного круга

лиц заинтересованных в осуществлении данного субъективного публичного

права и наконец административный иск расматриваеться должен специальным

административным судом.

Основанием для возбуждения расссмотрения административных споров судом по

правилам особой исковой процедуры но в рамках гражданского судопроизводства

является жалоба а для арбитражных судов иск;

-принятие самостоятельного решения по административному делу всегда будет для

суда ограничено определенными пределами. Так если суд установит что штраф

наложен без учёта тяжести совершенного проступка личности виновного его

имущественного положения и сумма его занижена он имеет право изменить ситуацию.

 

Черты производства по делам об административных правонарушениях.

            1.Данное производство возникает в связи с совершением административного                

деликта(проступка).

         

            2.Круг субъектов уполномоченных осуществлять данное административно-

юрисдикционное производство весьма широк но их перечень чётко определён законами

РБ.

        

             3.Только посредством данного производства применяються административные

взыскания.

            

              4.Специфика процедуры производства порождена:оперативностью

экономичностью активностью правопринимающих органов простотой весьма краткими

сроками которые вообще присущи природе административно-процессуальной

деятельности.

            

             5.Специфичны акты сопровождающие каждую стадию данного производства.

            

             6.Предусматриваються широкие права лица привлекаемого к административной

ответственности но недостаточно регулируеться право на защиту потерпевшего.

2.Принципы производства по делам об административных

правонарушениях.

 

            

         1.Принцип законности.

        

          Процедура осуществления административного принципа должна реализоваться

строго согласуясь с буквой закона.Необходимо доказать виновность лица привлекаемого к

административной ответственности.Административное взыскание может быть наложено

только компетентными на то органами(должностными лицами).Существует возможность

обжалования решения по делам об административных правонарушениях и целая система

надзорных органов следящих за соблюдением законности.Необходимо соблюдать как

материальные так и процессуальные нормы законодательства.

          2.Принцип оперативности.

          Необходимо соблюдать краткость материально-правовых и процессуально-

правовых сроков в сфере административной ответственности принцип неотвратимости

административной ответсвенности в сочетании с быстрым реагированием на совершенные

правонарушения и своевременным применением к виновным мер административного

взыскания.

           3.Принцип непосредственности.

            Он состоит в требовании присутсвия лица совершившего административное

правонарушение на рассмотрении своего дела его законных представителей устного

производства компетентным органом обявления вынесенного постановления по

оканчанию процесса.

             4.Принцип равенства.

             Перед законом и органом рассматривающим дело все независимо от

происхождения социального и имущественного положения расовой национальной

принадлежности пола образования языка отношения к религии рода и характера

занятий.места жительства возраста равны.

         5.Принцип гласности.

        Дела об административных правонарушениях расматриваются открыто могут

привлекаться представители общественности трудовых коллективов.

        6.Принцип состязательности.

          Состязательность проявляется в разделении функций защиты и обвинения.И тот и

другой элементы процесса могут характеризовать как сторону привлекаемого к

административной отвественности лица так и сторону

потерпевшего.Органы рассматривающие дело обязаны учитывать позицию участников

процесса и мотивировать в постановлении принимаемое решение по делу с учётом мнения

участников процесса.

          7.Принцип объективности истины.

           При осуществлении производства по административнцм правонарушениям

доказыванию и оценке подлежат:

           -факт совершения правонарушения;

           -виновность (или невиновность) лица привлекаемого к административной

ответсвенности;

            -смягчающие и отягчающие отвественность обстоятельства;

            -основания для взыскания имущественного ущерба и его размер;

            -основания для прекращения производства по делу.

             Доказательства по делу оцениваются соответствующим органом (должностным

лицом) по внутреннему убеждению основанному на всестороннем полном и объективном

иследовании обстоятельств дела в их совокупности.

           8.Принцип двустепенности.

       Потерпевший и лицо привлекаемое к административной ответсвенности обладают

правом обжалования постановления по конкретному делу.Данное постановление может

быть проверено в органе второй инстанции.

        9.Принцип диспозитивности.

         Участники административно-юрисдикционного производства по собственному

усматрению могут распоряжаться своими правами:обращаться или не обращаться с

жалобами в органы административной юстиции знакомиться или не знакомиться с

материалами дела заявлять ходатайства пользоваться услугами переводчика обжаловать

постановления по делам об административных правонарушениях.

         10.Принцип устности.

          Участники процесса по делам об административных правонарушениях дают устные

объяснения которые записываються в соответсвующие протоколы.

           Таким образом в производстве по делам об административных правонарушениях

уплономоченными на то органами административной юрисдикции реализуются

общеюрисдикционные принципыя.имеющие свою специфику обусловленную

административно-правовой природой возникающих правоотношений регулируемых

посредством применения административно-процессуальных норм.

Страницы: 1 2