Административный процесс

Рефераты по административному праву » Административный процесс

Введение


Целью данной курсовой работы является выяснение понятия и сущности административного процесса а также выявление основных принципов административного про­цесса.

Прежде чем перейти к рассмотрению названных во­просов необходимо сделать некоторые терминологичес- кие пояснения.

Процесс - совокупность последовательных действий совершаемых для достижения определённого результата; порядок осуществления какой-либо деятельности.[2 300] В та­ком понимании говорят например о законодательном бюджетном землеустроительном процессе и т. п.

Поскольку исполнительная власть реализуется в раз­личного рода действиях совокупно характеризуемых как государственно-управленческая деятельность постольку имеются необходимые основания для того чтобы её также рассмотреть с процессуальных позиций. Это означает что данный вид государственной деятельности имеет процес­суальную форму.

С юридических позиций процесс своим назначением имеет реализацию норм материального права.[13] Исходя из данной методологической позиции деятельность по реали­зации материальных административно-правовых норм можно рассматривать в качестве административного про­цесса. В подобном понимании он предназначен для того чтобы обеспечить применение указанных правовых норм в сфере государственного управления в целях достижения юридических результатов (последствий) предполагаемых диспозицией нормы то есть соответствующих правил должного поведения.[2] [4]


Место административного права в правовой системе

Российской Федерации.


В начале необходимо остановиться на предмете адми­нистративного права а также на его месте в правовой сис­теме Российской Федерации.

Административное право представляет собой отрасль правовой системы Российской Федерации которая при­звана регулировать особую группу общественных отноше­ний. Главная их особенность состоит в том что они воз­никают развиваются и прекращаются в сфере государст­венного управления то есть в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях Российской Федерации. Такого рода отношения многообразные по своему характеру и составляют предмет административного права.

Таким образом административное право - отрасль российской правовой системы представляющая собой со­вокупность правовых норм предназначенных для регули­рования общественных отношений возникающих в связи и по поводу практической реализации исполнительной вла­сти (в более широком понимании - в процессе осуществле­ния государственно-управленческой деятельности).[2 31]

Предмет административного права достаточно разно­образен но в принципе охватывает однотипные общест­венные отношения управленческие по своей природе а именно:

а) управленческие отношения в рамках которых не­посредственно реализуются задачи функции и полномочия исполнительной власти;

б) управленческие отношения внутриорганизацион­ного характера возникающие в процессе деятельности субъектов законодательной (представительной) и судебной власти а также органов прокуратуры;


в) управленческие отношения возникающие с уча­стием субъектов местного самоуправления;

г) отдельные управленческие отношения организационного характера возникающие в сфере «внутренней» жизни общественных объединений и других негосударственных формирований а также в связи с осуществлением общественными объединениями внешне-властных функций и полномочий.[2 30]

Административное право тесно взаимодействует с другими отраслями российского права. Характеризуя это взаимодействие необходимо иметь в виду что админист­ративное право охватывает своим регулятивным воздейст­вием широкие области государственной и общественной жизни что определяется многообразием практического проявления действующего в Российской Федерации меха­низма исполнительной власти.

Служебная роль административного права в совре­менных условиях определяется многими существенными обстоятельствами вытекающими непосредственно из его природы. Так в связи с актуальностью проблемы правоох­раны как непременного элемента правового государства административное право в отличие от многих других пра­вовых отраслей имеет и укрепляет свои собственные юри­дические средства защиты от посягательств на правовой режим в сфере функционирования механизма исполни­тельной власти. Невыполнение или недобросовестное вы­полнение требований административно-правовых норм влечёт за собой приведение в действие предупредитель­ных пресекательных и карательных средств администра­тивно-принудительного характера. Среди них особая роль отводится институту административной ответственности а также административного процесса.

Следует отметить что в «чистом» виде практически не существует ни одна отрасль права. В каждой из них правовую базу составляют как правило нормы различного


отраслевого профиля с преобладанием «собственных» норм то есть полностью соответствующих предмету данной отрасли. На подобной основе фактически строится

российское законодательство.

Наиболее самостоятельны такие правовые отрасли как гражданское уголовное международное конституци­онное право. В иных случаях всегда легко обнаружить взаимодействие норм различных отраслей права и законо­дательства. Например в земельном или финансовом праве ярко проявляется тесное взаимодействие гражданско-пра­вовых административно-правовых и уголовно-правовых норм.

Следствием данной особенности действующей право­вой системы является «проникновение» административ­ного права в сферу регулятивного функционирования иных правовых отраслей. В основе подобного явления - факти­ческое наличие управленческих по своей природе отноше­ний в сферах относящихся в соответствии с предметом той или иной отрасли права к её регулятивному воздейст­вию. Поэтому даже в гражданском законодательстве име­ется пусть небольшое но определённое число администра­тивно-правовых по своей сути норм.

Административное право с учётом специфических особенностей государственно-управленческой деятельно­сти как правовой формы реализации власти охватывает своим регулятивным воздействием чрезвычайно широкий круг общественных отношений управленческого типа. Тем самым отчётливо проявляется многообразие администра­тивно-правового регулирования. Например финансовое право регулирует строго ограниченные рамками его пред­мета общественные отношения. Административное право таких строгих границ не имеет. Следовательно трудно найти какой-либо специальный вопрос который можно было бы назвать чисто административно-правовым.


Сфера государственного управления не изолирована от действия норм других отраслей права которыми регу­лируются возникающие в ней общественные отношения не охватываемые предметом административного права. Так

возникает взаимодействие различных правовых отраслей.

[2 40-41]

Наиболее тесно административное право взаимодей­ствует с конституционным (государственным) правом. Конституционное право является ведущей отраслью рос­сийского права и закрепляет основные принципы органи­зации и функционирования исполнительной власти место её субъектов в государственном механизме правовые ос­новы их формирования их взаимоотношений с субъектами других ветвей единой государственной власти (ст. 10 11 71-72 77 83-88 102-103 110-117 125 Конституции Рос­сийской Федерации); права и свободы человека и гражда­нина значительная часть которых практически реализу­ется в сфере государственного управления (ст. 85 103 111 117) и т. п. Многие стороны организации и деятель­ности механизма исполнительной власти определяются федеральными и иными законодательными нормами. Ад­министративное право берёт исходное начало в нормах конституционного права детализирует и конкретизирует их определяя при этом правовой механизм реализации прав и свобод граждан компетенции различных звеньев системы исполнительной власти; административно-право­вой статус конкретных участников управленческих обще­ственных отношений и административно-правовые сред­ства его защиты; формы и методы государственно-управ­ленческой деятельности основы её отраслевой и межот­раслевой региональной и местной организации и т. п.

Гражданское и административное право регулируют нередко с внешней стороны исходные общественные от­ношения имущественного характера ориентируясь на пре­обладающее значение тех или иных элементов метода пра­


вового регулирования. Аналогично решается вопрос о со­отношении трудового и административного права. Наибо­лее сложно проведение граней между например админи­стративным правом и такими отраслями как финансовое

земельное право. Механизм их соотношения таков что фактически значительная часть отношений отнесённых к предмету названных отраслей регулируется нормами ад­министративного права и свойственными ему правовыми средствами.

Границы действия норм уголовного и административ­ного права определяются характером и направленностью соответствующих запретов. [2] [9]

Административный процесс: понятие и сущность.


С юридических позиций процесс своим назначением имеет реализацию норм материального права . Исходя из данной методологической позиции деятельность по реализации материальных административно-правовых норм можно рассматривать в качестве административного процесса. В подобном понимании он предназначен для того чтобы обеспечить применение указанных правовых норм в сфере государственного управления в целях достижения юридических результатов предполагаемых диспозицией нормы то есть соответствующих правил должного поведения.

Данная функция составляет прерогативу субъектов исполнительной деятельности осуществляемой в процессуальной форме. Именно в такой форме происходит юридически-властная реализация задач и функций исполнительной власти. Но процесс правоприменения не сводится лишь к обеспечению соблюдения соответствующих правил поведения (диспозиции). В равной мере на долю субъектов исполнительной власти приходится реализация санкций материальных административно-правовых норм. Соответственно возможен двоякий подход к пониманию сущности и назначения административно-процессуальной деятельности а именно: правоприменительный и правоохранительный.

При характеристике административного процесса прежде всего необходимо учитывать общие качества присущие этим двум направлениям его практического воплощения в повседневной государственно-управленческой деятельности. Эти качества находятся в прямой зависимости от основного признака процесса в его юридическом понимании а также органически связаны с определяющими свойствами деятельности по практической реализации исполнительной власти. Последние находят свое выражение в юридической властности и односторонности


волеизъявлений соответствующих субъектов исполнительной власти. Административно-процессуальная деятельность не может осуществляться вне влияния этих свойств поскольку она фактически проявляется как один из элементов характеризующих исполнительную власть в динамике (на ряду с формами методами ее осуществления и т.п.).

Есть еще одно важное обстоятельство без учета которого нельзя понять сущность административного процесса и соответственно административно-процессуальной деятельности. Его суть заключается в том что реально административно-правовые отношения всегда воспринимаются только как процессуальные. Это означает что особенности данного вида правовых отношений получают своё выражение прежде всего и главным образом в процессуальной форме.[2 300-301]

Следует заметить что в целом проблема административного процесса до сих пор у нас полностью не решена как в теоретическом так в законодательном или оном юридическом варианте.

При характеристике сущности и особенностей адми­ни­стративного процесса необходимо предварительно оп­реде­лить отношение к терминам «процесс» и «производство». Это следует сделать в связи с тем что в литературе по ад­министративному праву высказаны раз­личные суждения на этот счёт. Так по мнению Салищевой Н. Г. производство - это понятие более широкое нежели процесс. Она предлагает различать администра­тивное производство как процесс применения администра­тивно правовых норм как процесс деятельности исполнительно-распорядитель­ных органов и административный процесс как деятель­ность по разрешению споров и приме­нению мер принуж­дения [7 16].


Другая точка зрения состоит в придании названным терминам прямо противоположных значений. Эта позиция представляется более правильной ибо она опирается на существующую законодательную практику касающуюся процессов гражданского и уголовного. Напомним в связи с этим что например граж­данско-процессуальный кодекс РФ регулирующий граждан­ский процесс различает в нём несколько производств. Аналогичная кар­тина и с уголов­ным процессом который в соответствии с уголовно - про­цессуальным кодексом РФ включает ряд производств: производство в суде первой инстанции ; производство в надзорной инстанции ; производство по делам несовер­шен­нолетних и т. д.

Для административного процесса нет нужды менять со­держание понятий «процесс» и «производство». Соот­ноше­ние названных понятий в принципе сохраняется как общее и особенное: производство - часть процесса про­цесс - есть совокупность производств. Таким образом если производ­ство - это уже деятельность связанная с разрешением определённой сравнительно узкой группы

однородных дел скажем дел об административных на­рушениях.

Исследование сущности административного процесса у нас началось сравнительно давно выходом в свет мо­нографии Салищевой Н. Г. «Административный процесс в СССР». [7] Это была первая крупная работа в которой автор изложил исходные положения своей концепции о понимании сущности а также масштабах административ­ного процесса.

В вопросе о понятии и особенностях административ­ного процесса существуют две позиции. Первая - пред­ставлена в работах Салищевой Н . Г. Иванова О. В. Пискотина М. И. Самойленко Л. В. и др. она получила наименование «юрисдикционной концепции» административного про­цесса.


Она базируется на традиционно сложившихся взглядах на процессуальную деятельность в юридическом смысле как на чисто юрисдикционную. В данном случае за основу берется осуществление правоохранительной функции. Процесс при этом отождествляется с осуществлением правосудия по гражданским и уголовным делам а в последнее время и по административным делам. Именно в таком аспекте определяется функционально-компетенционное содержание судебной власти (ст. 118 Конституции Российской Федерации).[2 304]

Вторая - проводимая в работах Сорокина В. Д. Манохина В. М. Лунева А. Е. Корнеева А. П. и др. имеет своей целью доказать что административный процесс не может замыкаться в юрисдикционных рамках а представляет со­бой явление более широкого плана.

Рассмотрим кратко сущность этих двух точек зрения. Представители «юрисдикционной концепции» рассматри­вают административный процесс как «регламентирован- ную законом деятельность по разреше­нию споров возникающих между сторонами администра­тивного правоотношения не находящимися между собой в отношениях служебного подчинения а также по примене­нию мер административного принуждения». Основной методологический изъян заключается в стремлении по­строить административный процесс как копию граждан­ского и уголовного процессов.

Сторонники этой точки зрения именно так и заявляют.

«Административный процесс - пишет Самойленко - дол­жен конструироваться по подобию давно и прочно усто­явшихся процессуальных систем - уголовного и граждан-­

ского процессов. Рамки административного процесса должны логически замыкаться порядком применения мер административных взысканий и иных мер административ­ного принуждения».[10 21-22]


Однако юрисдикционную функцию причем в значительном объеме повседневно и на различных уровнях системы государственного управления осуществляют исполнительные органы то есть во внесудебном порядке. Такого рода их действия выражают реализацию одного из составных элементов их административной право- и дееспособности. Это значит что они осуществляют тем самым административную юрисдикцию. Такого рода юрисдикция однако не является главным и определяющим содержание государственно-управленческой деятельности признаком что характерно для судебных органов. В основе юрисдикционной деятельности лежит рассмотрение и разрешение спорных вопросов применения материальных правовых норм правовая оценка поведения тех или иных лиц применение при необходимости предусмотренных действующим законодательством мер юридического (государственного) принуждения. Так в частности поступают судебные органы при рассмотрении правовых споров давая тем самым основу для понимания реального юридического содержания юрисдикции и юрисдикционной деятельности.

Эти позиции в целом применимы и для характеристики юрисдикционной деятельности исполнительных органов. В рамках своей управленческой деятельности они в праве а иногда и обязаны рассматривать и разрешать административно-правовые споры самостоятельно оценивать правомерность поведения участников правленческих общественных отношений применять в необходимых случаях меры административной ответственности. Они совершают при этом действия совпадающие по своему назначению и характеру с теми которые осуществляются в рамках судебного процесса или судебной юрисдикции.[2 304-305]


С таким пониманием полностью согласиться нельзя ибо при этом игнорируется факт первостепенной важности - органиче­ская теснейшая связь административного процесса с госу­дарственным управлением юридическим выражением ко­торого он является. Поэтому понятие административного процесса необходимо выводить не из уголовного и граж­данского процессов а из особенностей государственного управления.

Другие авторы дают более широкое толкование поня­тия административного процесса. Приведём несколько вы­сказываний на этот счёт. По мнению Манохина В. М. административный процесс не только деятельность государ­ственных органов по разрешению индивидуальных дел в сфере государственного управления но прежде всего по­рядок реализации административно-правовых норм. Осо­бенностью административного процесса - считает Бахрах Д. Н. - является то что он регулирует не только юрис­дикционную деятельность по рассмотрению споров и при­менению принудительных мер но и реализацию регуля­тивных норм. С чисто юридической стороны дело обстоит иначе.

Действующее российское законодательство и подзаконные административно-правовые нормы не содержат доброкачественной юридической основы для того чтобы можно было руководствоваться столь широким пониманием административного процесса. Нормативно-правовой материал существующий в настоящее время который позволяет объединить любые управленческие действия под эгидой административного процесса; единые правила совершения таких действий в большинстве случаев отсутствуют хотя значимость их бесспорна. Действительно должны существовать общие правила например разработки административно-правовых актов как нормативных так и индивидуальных; единые правила совершения различного рода распорядительных действий по реализации

запретов разрешений дозволений и прямых предписаний контрольно-надзорных разрешительных регистрационных координационных и прочих полномочий реализуемых субъектами исполнительной власти. Конечно такого рода правила существуют но они формулируются применительно к конкретным управленческим действиям конкретных исполнительных органов причём далеко не во всех случаях. Содержаться они в разрозненных нескоординированных правовых актах различного назначения и различной юридической силы. Господствующим является ведомственный подход к формированию такого рода правил. Всё это свидетельство того что административно-правовое законодательство в совершенном и универсальном варианте пока ещё отсутствует. Практически речь идёт о различного рода административных процедурах и соответствующих им административно-процедурных правилах. Создание на их основе свода (кодекса) - перспективная задача прямо связанная с укреплением правовой базы государственно-управленческой деятельности механизма реализации задач и функций исполнительной власти.[ 2 301 - 302]

Таким образом данный вариант административно-процессуальной деятельности можно охарактеризовать как организационно-процедурный. Он важен для правоустановительной и правоприменительной функций осуществляемых в ходе реализации исполнительной власти. Иначе говоря он служит целям организации повседневной работы исполнительного аппарата. В силу этого очевиден его широкий диапазон не позволяющий получить конкретизированное представление о его подлинном содержании тем более - его типизированное правовое оформление.

Страницы: 1 2