Контроль в системе органов государственной власти

Рефераты по административному праву » Контроль в системе органов государственной власти

Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева

           

Реферат

на тему : Контроль в системе органов государственной власти.

                                               Выполнил :

                    студент 301 группы 

                         ф-та Истории и права

        Костин Е. М.

                                 

                                        Проверила : Владимирова Н. А.

Саранск 2002

План :

  

 

 Введение

 

 

 

 

1. Президентский контроль.

 

 

 

 

2. Контроль законодательных (представительных) органов власти.

 

 

 

 

3. Контроль в системе органов исполнительной власти.

 

 

 

4. Судебный контроль.

 

 

 

 

Список литературы

 

 

Введение

 

Государственный контроль в сфере исполнительной власти Исходя из установленного Конституцией России разделения госу дарственной власти на самостоятельные ветви а также разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами различаются следующие виды государственного контроля :

1) резидентский контроль;

2) контроль законодательных (представительных) органов власти;

3) контроль в системе органов исполнительной власти;

4) судебный контроль.

Основные цели контроля — соблюдение органами исполнительной власти и их должностными лицами законодательства обеспечение це лесообразного и экономного расходования средств поддержание ста бильности государственного устройства повышение эффективности государственного регулирования. Его основные принципы: закон ность объективность независимость гласность экономичность со хранение государственной коммерческой и иной охраняемой законом тайны.

Достижение целей и соблюдение принципов контроля не предпо­лагает образования единого и всеобъемлющего контрольного органа стоящего над всеми ветвями власти что противоречило бы принципу разделения властей. Поэтому контрольные полномочия за деятельностью органов исполнительной власти установлены законодательством отдельно по каждому виду государственного контроля.

1.   Президентский контроль.

Контрольные полномочия Президента Российской Федерации за деятельностью органов исполнительной власти наиболее полно выражаются в определении им согласно ст. 80 Конституции основных направлений внутренней и внешней полити ки государства претворение которой в жизнь возлагается на соответст вующие органы исполнительной власти.

Президент осуществляет контрольные полномочия также при фор мировании Правительства и других федеральных органов исполни тельной власти а кроме того при назначении должностных лиц в частности Председателя Правительства его заместителей и федераль ных министров при формировании Совета Безопасности и Админи страции Президента назначении высшего командования Вооружен ных Сил.

Президент имеет возможность осуществлять повседневный кон троль за деятельностью Правительства и других органов исполнитель ной власти поскольку вправе председательствовать на заседаниях Пра вительства и его Президиума руководить деятельностью федеральных органов исполнительной власти ведающих вопросами обороны без опасности внутренних дел юстиции налоговой полиции предотвра щения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий а также осуществлять иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами и Председатель Совета Безопасности Российской Федерации.

Президент осуществляет постоянный контроль за законностью актов органов исполнительной власти. Им могут быть отменены поста новления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции федеральным законам и указам Президента. В опреде ленных Конституцией случаях Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации. Контроль в сфере исполнительной власти Президент осуществляет лично и через соответствующие президентские структуры прежде всего Администрацию Президента. Главное контрольное управление как подразделение Администрации Президента: организует систематический контроль и проверку дея тельности федеральных органов исполнительной власти подразделе ний Администрации органов исполнительной власти субъектов Феде рации организаций и их руководителей; при осуществлении проверки координирует деятельность органов контроля и надзора федеральных органов исполнительной власти и их подразделений в субъектах Феде рации; по результатам проверки вносит Президенту предложения о совершенствовании деятельности федеральных органов исполнитель ной власти а в необходимых случаях направляет в органы прокуратуры внутренних дел федеральной службы безопасности и другие органы исполнительной власти материалы о выявленных нарушениях.

Главному контрольному управлению поручено регулярно прово дить проверки хода исполнения поручений Президента органами ис полнительной власти Федерации и ее субъектов вносить представле ния о привлечении должностных лиц виновных в несвоевременном или ненадлежащем исполнении либо неисполнении поручений главы государства к дисциплинарной ответственности Основные направления деятельности этого Управления — обеспе чение президентского контроля за деятельностью федеральных минис терств и иных федеральных органов исполнительной власти в том числе внешнеэкономической деятельности; ходом экономических ре форм и выполнением государственных программ; использованием го сударственных средств выделенных целевым назначением. Особое внимание оно уделяет исполнению нормативных актов Президента и. Правительства имеющих социальную направленность.

Важную роль в осуществлении президентского контроля играют полномочные представители Президента в регионах Российской Федерации. Согласно Положению утвержденному Указом Президента от 9 июля 1997 г. полномочный представитель осуществляет свою дея тельность по поручению Президента в целях обеспечения реализации главой государства своих конституционных полномочий. Полномоч ный представитель Президента наделен необходимыми полномочия ми для выполнения своих ответственных задач: вправе запрашивать и получать необходимые сведения документы и материалы от федераль ных и региональных органов власти участвовать в работе органов ис полнительной власти региона и др. Посредством института полномоч ного представительства обеспечивается дополнительное усиление ис полнительной власти контроль в регионах за выполнением федераль ных законов указов и распоряжений Президента. По результатам кон троля полномочный представитель готовит и представляет Президенту аналитические и иные материалы об экономических социальных и политических процессах в соответствующем регионе и вносит свои предложения. По предложению полномочного представителя Прези дент приостанавливает действие актов органов исполнительной власти

субъектов Федерации если они противоречат федеральной Конститу ции федеральным законам или нарушают права и свободы человека и гражданина. Полномочный представитель Президента вносит также в Главное контрольное управление Президента соответствующие феде ральные органы исполнительной власти а также органы исполнитель ной власти субъектов Федерации представления в случае нарушения неисполнения или ненадлежащего исполнения территориальными ор ганами федеральных органов исполнительной власти и органами ис полнительной власти субъектов Федерации федеральных законов ука зов и распоряжений Президента РФ а также вступивших в законную силу решений суда. Полномочный представитель является федеральным государствен ным служащим и входит в состав Администрации Президента назна чается на должность и освобождается от должности Президентом по представлению Руководителя Администрации.

2.   Контроль законодательных (представительных) органов власти.

Этот вид контроля регламентирован Конституцией (ст. 102 103). Существует механизм построения контроля со стороны Федераль ного Собрания за соответствием указов Президента Конституции и законам РФ. Так Совет Федерации осуществляет контроль при утверж дении указов Президента о введении военного положения чрезвычай ного положения а также за решением Президентом вопроса о возмож ности использования Вооруженных Сил за пределами территории РФ (ст. 102 Конституции). К числу контрольных полномочий Государственной Думы в сфере исполнительной власти указанных в ст. 103 Конституции относятся: дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства; решение вопроса о доверии Правительству; выдвижение обвинения против Президента для отрешения его от должности в случаях преду смотренных ст. 93. На основании ст. 103 Конституции Председатель Центрального банка России и Уполномоченный по правам человека назначаются и освобождаются от должности Государственной Думой.Контрольные полномочия Федерального Собрания выражаются и в том что назначение и отзыв дипломатических представителей Рос сийской Федерации в иностранных государствах и международных ор ганизациях осуществляются Президентом после консультаций с соот ветствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Со брания (п. «м» ст. 83 Конституции). Формой контроля за деятельностью органов исполнительной влас ти является также запрос депутата или группы депутатов Совета Феде рации Государственной Думы Правительству страны руководителям федеральных органов исполнительной власти органов исполнитель ной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления по вопросам входящим в их компетенцию. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюд жета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную па лату состав и порядок деятельности которой определен в Федераль ном законе от 11 января 1995 г.' Задачами Счетной палаты являются:

организация и осуществление контроля за своевременным испол нением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюдже тов внебюджетных фондов по объемам структуре и целевому назначе нию; определение эффективности и целесообразности расходов госу дарственных средств и использования федеральной собственности оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов финансовая экспертиза проектов федеральных законов и норма тивных правовых актов федеральных органов государственной власти анализ отклонений от показателей федерального бюджета и бюдже тов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений по их устранению и совершенствованию бюджетного процесса в целом контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке России и иных финансово-кредитных учрежде ниях; регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета.

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются не только на государственные органы (в том числе их аппараты) и учреж дения но и на органы местного самоуправления и вообще на все ор ганизации и объединения вне зависимости от видов и форм собствен ности если они получают перечисляют используют средства из феде рального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею а также имеют какие-либо официально предоставлен ные льготы и преимущества.

Счетная палата проводит ревизии проверки и иные контрольные мероприятия. Проверяемые организации обязаны обеспечивать усло вия для этого и предоставлять все необходимые документы и информа цию под угрозой юридической ответственности. По результатам про верок Счетная палата направляет проверяемым организациям пред ставления которые должны быть рассмотрены в определенные сроки с уведомлением Счетной палаты о принятых мерах. В случае выявления

признаков преступлений материалы проверок передаются в правоохра нительные органы. Счетная палата уполномочена также давать предпи сания предусмотрен механизм их обязательного исполнения и обжа лования в судебном порядке.

Согласно ст. 77 Конституции субъекты Федерации сами образуют соответствующие органы государственной власти. Эти органы наделе ны и соответствующими контрольными полномочиями по отношению к органам исполнительной власти. Они особенно значительны в рес публиках входящих в состав Федерации. Конституции республик ус танавливают что представительные органы являются не только высши ми законодательными но и контрольными органами.

3.   Контроль в системе органов исполнительной власти.

Функции го сударственного контроля осуществляют Правительство федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти а также соответствующие органы исполнительной власти субъектов Фе дерации.

Правительство Российской Федерации как орган общей компетен ции наделено широкими контрольными полномочиями в отношении федеральных органов исполнительной власти и органов исполнитель ной власти субъектов Федерации. Согласно ст. 114 Конституции и Фе деральному конституционному закону «О Правительстве Российской Федерации» оно осуществляет меры по обеспечению законности прав и свобод граждан и иные полномочия возложенные на него Конститу цией федеральными законами и указами Президента. В пределах своей компетенции оно организует исполнение федеральных консти туционных законов федеральных законов нормативных указов Пре зидента международных договоров Российской Федерации осущест вляет систематический контроль за исполнением их федеральными ор ганами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации принимает меры по устранению нарушений действующего законодательства.

Правительство вправе отменять акты федеральных органов испол нительной власти или приостанавливать их действие. Оно направляет в законодательные (представительные) органы и органы исполнитель ной власти субъектов Федерации проекты своих решений по предметам совместного ведения федерации и ее субъектов. Предложения указан ных органов по таким проектам подлежат обязательному рассмотре нию в Правительстве РФ.

Правительство обеспечивает соблюдение федеральными органами исполнительной власти прав органов исполнительной власти субъек тов Федерации и способствует их взаимодействию. Оно разрешает споры и устраняет разногласия между федеральными органами испод нительной власти и органами исполнительной власти субъектов Феде рации. Для этих целей создаются согласительные комиссии из предста вителей заинтересованных сторон.

Правительство вносит предложения Президенту страны о приоста новлении действия актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае их противоречия федеральной Конституции фе деральным конституционным законам федеральным законам между народным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина.

Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнитель ной власти могут осуществлять межотраслевой (надведомственный) и отраслевой (внутриведомственный) контроль. Среди этих органов имеются такие основной деятельностью которых является именно межотраслевой (специализированный) контроль например. Минис терство по антимонопольной политике и поддержке предпринима тельства Министерство по налогам и сборам. Государственный тамо женный комитет. Федеральная служба по валютному и экспортному контролю. Большинство же федеральных министерств и иных феде ральных органов исполнительной власти осуществляют контроль по отраслям и сферам своей деятельности. Так в финансово-экономичес кой сфере контроль осуществляют министерства финансов экономи ки государственного имущества Центральный банк России. Жесткий контроль за целевым использованием бюджетных средств — одна из основных задач экономической политики. В связи с этим министерст вам финансов экономики и Центральному банку поручено ежеквар тально докладывать Правительству о ходе выполнения федерального бюджета и сконцентрировать свои усилия на финансовой стабилиза ции и укреплении курса рубля.

Контроль в сфере правопорядка осуществляют министерства юсти ции внутренних дел в сфере природопользования производства и реализации сельскохозяйственной продукции — Министерство при родных ресурсов Государственный комитет по охране окружающей среды Министерство сельского хозяйства и продовольствия Минис терство экономики Федеральная служба лесного хозяйства. В иных сферах деятельности контроль возлагается на: Министерст во транспорта (по вопросам безопасности движения). Министерство по связи и информатизации (контроль за использованием частот и радиоволн) Министерство труда и социального развития (контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда). Министерство культуры (контроль за вывозом и ввозом сохранностью культурных ценностей). Для осуществления межотраслевых контрольных функций созда ются также специализированные инспекции (например Государст пенная жилищная инспекция) и специальные структурные подразделе ния внутри федеральных органов исполнительной власти.

Особенностью межотраслевого контроля федеральных органов ис полнительной власти является то что он осуществляется за определен ными сферами (вопросами) деятельности не подчиненных им органов и должностных лиц.Чаще всего такой контроль касается только опре деленной функции или отдельной стороны деятельности подконтроль ных органов независимо от ведомственной подчиненности объектов управления.

Сферы (вопросы) управления на которые распространяется меж отраслевой контроль его пределы и юридические последствия опреде лены конкретными положениями о соответствующих органах и иными нормативными актами. Например согласно Закону РСФСР от 19 де кабря 1991 г. «Об охране окружающей природной среды»' государст венный экологический контроль осуществляется специально уполно моченными на то государственными органами. Должностные лица этих органов наделены широкими контрольными полномочиями. В частности они вправе посещать предприятия учреждения и органи зации независимо от форм собственности и подчинения знакомиться с документами иными материалами; назначать государственную эко логическую экспертизу обеспечивать контроль за выполнением ее за ключения; привлекать в установленном порядке виновных лиц к ад министративной ответственности; принимать решения об ограниче нии приостановлении прекращении работы предприятий и любой деятельности причиняющей вред окружающей природной среде.

Своеобразной формой межотраслевого контроля является деятель ность Межведомственной комиссии по анализу предложений и приос тановлению действия (отмене) законов и иных нормативных правовых актов не имеющих финансовой базы для реализации. Распоряжением Правительства от 18 января 1995 г. на Комиссию возложено проведе ние углубленного анализа и определение социально-экономических последствий принятия проектов федерального закона указа Прези дента постановления Правительства предусматривающих приоста новление действия (отмену) законов и иных нормативных правовых актов не имеющих финансовой базы для реализации.

Отраслевой (внутриведомственный) контроль в отличие от межот раслевого проводится органами одной отрасли или феры в отноше нии подчиненных им органов и кадров по всем вопросам исполнител ной и распорядительной деятельности. При этом все федеральные о ганы исполнительной власти и их территориальные структуры осу ществляют контроль в отношении подчиненных (подведомственных) а руководители (администрация) конкретных организаций — внутрен ний контроль за деятельностью своих структурных подразделений и из Должностных лиц. Еще раз отметим: отраслевой контроль — непремен ная часть управляющих воздействий руководителей на своих подчи ненных. Непосредственный руководитель осуществляющий контрол) за подчиненными структурами и лицами по всем вопросам их деятель ности вправе отменять или изменять их решения вмешиваться в опе ративную деятельность наказывать виновных принимать меры для исправления выявленных недостатков и устранения их причин.

Страницы: 1 2