Контрольная работа

1. Кем как осуществляется учет граждан РФ по месту пребывания и месту жительства в пределах России какими нормативно-правовыми актами регулируется этот вопрос.

Законом РФ "О праве граждан на свободу передвижения выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25.06.1993 г. № 5242-1 установлено что в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами государством и обществом вводится регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства. В ст.3 вышеуказанного Закона прямо указано что граждане РФ обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Согласно ст.4 Закона говорится об органах регистрационного учета граждан РФ. В городах поселках сельских населенных пунктах закрытых военных городках а также в населенных пунктах расположенных в пограничной полосе или закрытых административно-территориальных образованиях в которых имеются органы внутренних дел органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации являются органы внутренних дел в остальных населенных пунктах - местная администрация.

Согласно ст.5 Закона регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания производится без снятия с регистрационного учета по месту жительства.

Регистрация и снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания в гостинице санатории доме отдыха пансионате кемпинге на туристской базе в больнице другом подобном учреждении производятся по его прибытии и выбытии администрацией соответствующего учреждения.

В иных случаях регистрация и снятие гражданина с регистрационного учета по месту пребывания осуществляются органом регистрационного учета в соответствии с правилами утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст.6 Закона гражданин РФ изменивший место жительства обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу ответственному за регистрацию с заявлением по установленной форме и предъявить паспорт или иной заменяющий его документ удостоверяющий личность гражданина; документ являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер договор заявление лица предоставившего гражданину жилое помещение или иной документ) или его надлежаще заверенную копию.

Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень должностных лиц ответственных за регистрацию утверждены постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713.

Контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации возлагается на органы внутренних дел.

2. Сформулируйте понятие административно – правового статуса общественных объединений и раскройте его содержание со ссылкой на конкретные статьи закона об общественных объединениях.

Общественное объединение - добровольное самоуправляемое некоммерческое формирование созданное по инициативе граждан объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей указанных в уставе общественного объединения (ст.5 Закона "Об  Общественных объединениях").

Рассматривая общественные объединения как один из субъектов административного права следует подчеркнуть что это один из фундаментальных конституционно-правовых институтов. Нормы об общественных объединениях содержатся в ч. 4 5  ст. 13; ч. 2 ст.19; ч.1 ст. 30; ч. 2 ст. 46 Конституции  Российской Федерации. В этих статьях дана общая характеристика общественных объединений как субъектов российского права.

Более развернутая и конкретизированная характеристика общественных объединений как субъекта в частности административного права содержится в Федеральном законе от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» № 21 ст. 1930 других федеральных законах нормативно-правовых актах а также в уставах союзов ассоциаций и иных объединений граждан.

Конституция Российской Федерации Федеральный закон об общественных объединениях другие законы РФ образовали законодательную базу общественных объединений. Ее в частности составляют законы об отдельных видах общественных объединений: «О профессиональных союзах их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996г.; «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г.; «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. и др.

Административная правосубъектность общественных объединений включает комплекс принадлежащих им прав и обязанностей реализуемых во взаимоотношениях с субъектами исполнительной власти и гражданами. Государство закрепляя административную правосубъектность общественных объединений тем самым определяет виды административных правоотношений в которых они могут выступать в качестве субъектов.

Наиболее важные вопросы связанные с общественными объединениями решены в законе о них. Он определяет содержание права граждан на объединение основные государственные гарантии этого права статус общественных объединений порядок их создания деятельности реорганизации и ликвидации.

Права общественных объединений (cт. 27 Закона «Об общественных объединениях»):

- свободно распространять информацию о своей деятельности;

- учасвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления;

- проводить собрания митинги демонстрации шествия и пикетирования;

- учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;

- представлять и защищать свои права законные интересы своих членов и участников (других граждан) в органах государственной власти органах местного самоуправления и общественных объединениях;

- выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни вносить предложения в органы государственной власти;

- участвовать в избирательных компаниях и т.д.

Обязанности общественных объединений (cт. 29 Закона «Об общественных объединениях»)

- соблюдать законы общепризнанные принципы и нормы международного права свой устав и другие правовые нормы;

- ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом;

- ежегодно информировать соответствующие органы о продолжении своей деятельности с указанием соответствующей информации об объединении;

- представлять по запросу соответствующего органа годовые и квартальные отчеты о своей деятельности решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения;

- допускать представителей органа регистрирующего общественные объединения на проводимые общественным объединением мероприятия;

- оказывать содействие контролирующему органу в ознакомлении с деятельностью общественного объединения.

Контроль и надзор за деятельностью общественных объединений (cт. 38 Закона «Об общественных объединениях»).

За деятельностью общественных объединений осуществляют надзор и контроль следующие органы:

1. Прокуратура. Осуществляет надзор за соблюдением законов.

2. Орган регистрирующий общественные объединения. Осуществляет контроль за уставными требованиями.

3. Финансовые органы. Контролируют источники доходов размеры получаемых средств уплату налогов.

4. Экологические пожарные эпидемиологические и другие органы. Осуществляют надзор и контроль за выполнением существующих норм и стандартов.

За нарушения Конституции РФ за нарушения законодательства РФ или за нарушения других правовых норм деятельность общественных объединений по решению суда может быть приостановлена или ликвидирована.(Деятельность приостанавливается и по решению органов которые осуществляют контроль и надзор за деятельностью общественных объединений).

Случаи ликвидации общественных объединений (cт. 44 Закона «Об общественных объединениях»).

- за насильственное изменение основ конституционного строя;

- за нарушение целостности РФ;

- за подрыв безопасности государства;

-     за создание вооруженных формирований;

-     за разжигание социальной расовой национальной или религиозной розни;

-           при нарушении прав и свобод граждан;

-           при неоднократных или грубых нарушениях закона или иных правовых актов либо при систематическом осуществлении объединением деятельности противоречащей его уставным целям.

Вывод: Общественные объединения представляют собой добровольные самоуправляемые некомерческие формирования которые образуются на основе общности интересов граждан закрепленных в уставе и которые принимают участие в государственном управлении путем реализации своих прав и обязанностей.

3. Посмотрите несколько номеров собрания законодательства РФ и приведите по три примера указа Президента постановлений и распоряжений правительства РФ являющихся нормативными и ненормативными правовыми актами управления.

Нормативные акты обладают рядом характерных признаков которыми отличаются от всех иных правовых актов в частности правоприменительных носящих индивидуально – определённый характер. Эти признаки заключаются в следующем :

1.    нормативные акты есть результат правотворческой деятельности компетентных органов государства и должностных лиц а также уполномоченных на то общественных объединений и организаций;

2.    они содержат в себе общеобязательные правила поведения (нормы);

3.    содержащиеся в них предписания являются выражением государственной воли;

4.    применяются и реализуются в особом процессуальном порядке;

5.    имеют строго определённую документальную форму (закон указ постановление и т. д.);

6.    направлены на регулирование наиболее типичных массовых отношений в то время как акты применения норм права касаются в основном лишь конкретных жизненных случаев ситуаций объстоятельств.

7.    рассчитаны на постоянное либо длительное действие тогда как применительные акты – на однократную реализацию;

8. нормативные акты не персонифицированы адресуются либо ко всем либо к неопределённо большому числу субъектов а акт применения правовой нормы имеет конкретного адресата.

Поэтому нормативно – правовые акты необходимо отличать от индивидуальных правовых актов которыми источниками права не являются. Индивидуальный правовой акт распространяет своё действие на конкретных субъектов права которые находятся в сфере правового регулирования. Он рассчитан на одноразовое применение относится персонально к определённым лицам и прекращает своё действие с реализацией конкретного права или обязанности (например назначение органом социального обеспечения пенсий конкретному лицу решения суда о принудительном возвращении долга обязанным лицом).

Индивидуальные правовые акты являются и необходимым средством реализации общих предписаний правовых норм содержащихся в нормативно – правовых актах. Они имеют обязательный государственный характер их осуществление обеспечивается компетентными органами государства (судом мэрией арбитражем) однако источниками права они не являются поскольку норм права не содержит. В отличие от правовых норм их предписания относятся к персонифицированным лицам и конкретным жизненным ситуациям.

Нормативные правовые акты

1. Постановление Правительства РФ от 05.12.2003 N 735 "Об утверждении положения о лицензировании деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию".

Положение определяет порядок лицензирования деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию (обязательному и профессиональному) осуществляемой на территории Российской Федерации.

2. Федеральный закон от 08.12.2003 N 169-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты российской федерации а также о признании утратившими силу законодательных актов РССФР"
Вступает в силу с 01.01.2004 за исключением статьи 22 которая вступает в силу со дня официального опубликования.

В целях обеспечения реализации порядка государственной регистрации индивидуальных предпринимателей предусматриваемого Федеральным законом от 23 июня 2003 года N 76-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц" внесены изменения и дополнения в некоторые законодательные акты Российской Федерации (Закон РФ "О государственной пошлине" Закон РФ "Об образовании" Федеральный закон "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" Уголовный кодекс Российской Федерации Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях). Закон РСФСР от 07.12.1991 N 2000-1 "О регистрационном сборе с физических лиц занимающихся предпринимательской деятельностью и порядке их регистрации" признан утратившим силу.

3. Указ Президента РФ от 28.11.2003 N 1410 "О Признании утратившими силу некоторых указов президента Российской Федерации"

Вступит в силу с 01.01.2004.

В связи с внесением изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц" вступающих в силу с 1 января 2004 года признан утратившим силу Указ Президента РФ от 08.07.1994 N 1482 "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации" а также отдельные положения ряда указов Президента РФ по вопросу государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Ненормативные правовые акты

1. Определение Конституционного Суда РФ от 16.10.2003 N 326-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Насташкина Аркадия Михайловича на нарушение его конституционных прав статьей 1 частью второй статьи 42 частью первой статьи 79 федерального конституционного закона "о конституционном суде российской федерации" и статьей 3 закона российской федерации "об обжаловании в суд действий и решений нарушающих права и свободы граждан".

Конституционным Судом РФ отказано в принятии к рассмотрению жалобы как не отвечающей требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" в связи с тем что заявитель не приводит какого-либо правового обоснования неконституционности указанных законоположений.

2. Определение Конституционного Суда РФ от 16.10.2003 N 334-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Хромова Андрея Викторовича на нарушение его конституционных прав частью второй статьи 2 закона российской федерации "о праве граждан российской федерации на свободу передвижения выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".

Отказано в принятии к рассмотрению жалобы в которой оспаривается конституционность части второй статьи 2 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" предусматривающей местом пребывания гостиницу санаторий дом отдыха пансионат кемпинг туристскую базу больницу другое подобное учреждение а также жилое помещение не являющееся местом жительства гражданина - в которых он временно проживает поскольку по предмету обращения Конституционным Судом РФ ранее уже были вынесены сохраняющие свою силу решения касающиеся регистрации граждан по месту пребывания и жительства.

3. Определение Конституционного Суда РФ от 02.10.2003 N 345-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса советского районного суда города липецка о проверке конституционности части четвертой статьи 32 федерального закона от 16 февраля 1995 года "о связи".

Отказано в принятии к рассмотрению запроса о проверке конституционности положения предусматривающего что прослушивание телефонных переговоров ознакомление с сообщениями электросвязи задержка осмотр и выемка почтовых отправлений и документальной корреспонденции получение сведений о них а также иные ограничения тайны связи допускаются только на основании судебного решения. Суд указал что норма содержащаяся в части четвертой статьи 32 Федерального закона от 16.02.1995 "О связи" согласно которой получение сведений о телефонных переговорах допускается на основании судебного решения является специальной конкретизирующей и обеспечивающей действие статей Конституции РФ применительно к вопросам сохранения тайны связи.