Контрольная работа

 

      17. Понятие и виды административно -правовых методов

      28. Управление промышленностью в современных условиях

      Задача

      Литература


17. Понятие и виды административно-правовых методов

Методы административно - правового  управления - средство практического осущест­вления функций государственно- управленческой деятельности достижения её целей.

Методам административно - правового  управления присущи следующие наиболее характерные черты:

- органическая связь целевым подчинением этого вида государственной деятельности как особого варианта практической реализации единой государ­ственной власти;

- выражение управляющего воздействия субъектов исполнительной власти на соответствующие объекты;

- непосредственное выражение в связях между субъектами и объектами го­сударственного управления как формы практической реализации единой испол­нительной власти;

- использование субъектами исполнительной власти в качестве средств реализации закреплённой за ними компетенции;

- метод административно - правового  управления всегда имеет своим адресатом соответствующий объ­ект;

- с учётом многообразия приёмов и способов реализации управленческой компетенции метод управления есть определённая возможность решения управ­ленческих задач стоящих перед субъектом исполнительной власти;

- в методах администаривно - правового управления в соответствующем объёме находит своё выраже­ние государственный интерес управляющая воля государства;

- непосредственное выражение в методе администаривно - правового управления принадлежащих и его исполнительному аппарату полномочий юридически властного характера;

- для методов администаривно - правового управления характерна правовая форма их непосредственно­го практического выражения;

- выбор конкретных методов управления и воздействия находится в пря­мой зависимости не только от особенностей субъектов исполнительной власти но прежде всего- от особенностей управления.

Итак по своим показателям метод администаривно - правового управления есть средство целенаправленного управляющего воздействия. Такой подход к его пониманию сближает его с методом правового регулирования управленческих общественных отношений. Общее для них- и тот и другой являются регулирующими средствами т.е. высту­пают в роли "носителей" административно- правовых дозволений запретов предписаний. Однако акценты при этом различны: либо речь идёт о механизме правового регулирования в принципе едином для всех отраслей права либо об управленческом инструменте используемом конкретными исполнительными ор­ганами для решения стоящих перед ними повседневных задач.

Главный критерий необходимый для разграничения названных ва­риантов в методологическом смысле следующий:

*           метод правового регулирования - функция административного права;

*           метод управления - функция субъекта административного права причем не всякого а лишь того который одновременно является субъектом исполни­тельной власти (государственного управления).

Важность иных средств используемых в работе органов управления несомненна но связываются они с решением задач иного порядка. Так для при­нятия решения в виде правового акта субъект исполнительной власти предварительно проводит значительную работу используя при этом различные средства - социологические математические графические выполняемую до принятия ре­шения в целях выработки его наиболее эффективного варианта. Но самого управляющего воздействия еще нет; оно найдет свое выражение в будущем управленческом решении.

Несомненно что налицо определенные приемы или способы управлен­ческой работы но если нет управляющего воздействия нет и собственно методов управления.

Вот почему не следует выделять в качестве самостоятельных мето­дов управления математические графические социологические исследователь­ские воспитательные и прочие средства. Подобного рода действия можно отнес­ти к так называемым организационным мероприятиям находящим свое выраже­ние как правило в неправовых формах государственно-управленческой деятель­ности и не вызывающих прямых юридических последствий внешнего характера т.е. не оказывающих влияния на объект управления.

Таким образом следует различать:

а) методы управленческого воздействия они всегда имеют внешнее юриди­чески - властное значение и выражение и выявляются собственно методами управ­ления;

б) методы организации работы аппарата управления; имеют чисто внутри -аппаратное значение;

в) методы совершенствования отдельных управленческих действий; это ме­тоды процедурного характера.

Первые из них- административно- правовые методы. В них проявля­ются все основные качества присущие государственно-управленческой деятель­ности в рамках которой реализуется исполнительная власть. С помощью ряда методов имеющихся в том или ином наборе в распоряжении каждого субъекта исполнительной власти управляющее воздействие на объект практически осу­ществляется путем использования административно-правовых форм и методов. Практически тот или иной метод управления находит свое выражение в норма­тивных либо индивидуальных правовых актах управления.

Иная точка зрения на понятие применения методов государственно­го управления заключается в том что в каждом конкретном случае субъект управления должен найти наиболее целесообразные и прогрессивные методы пу­ти средства решения задачи. Можно назвать их наиболее существенные черты:

- это способы воздействия одного человека на другого одного коллектива на другой одного человека на коллектив или коллектива на человека. Во всех случаях метод управления выступает как особые связи людей;

- это способы обеспечения преобладания подчинения воли;

- это способы организации упорядочения происходящих в системе процес­сов приемы осуществления общих функций возникающих в процессе совместной деятельности;

- это средства достижения цели.

Методы при правильном применении образуют единую систему способов воздействия связанных друг с другом.

Средства реализации управленческих задач и функций разнообразны что дает основу для их классификации. Подобный подход к проблеме администра­тивно-правовых методов допустим как с общеюридических так и специальных позиций; последние основываются на первых и являются конкретизацией осо­бенностей сферы применения методов. С общетеоретических позиций проявляет­ся действие универсальных методов любой деятельности- убеждение и принужде­ние.

С помощью средств убеждения прежде всего стимулируется должное пове­дение участников управленческих общественных отношений путём проведения воспитательных разъяснительных рекомендательных поощрительных и иных мер преимущественно морального воздействия. Принуждение рассматривается в качестве вспомогательного метода воздействия используемого в силу нерезуль­тативности убеждения. В случае нарушения требований административно-правовых норм оно выражается в применении дисциплинарной и администра­тивной ответственности. При необходимости обеспечения общественной без­опасности действует особый комплекс принудительных мер в совокупности с юридической ответственностью обозначаемых как административное принужде­ние.

Специальный подход к проблематике видовой классификации админи­стративно-правовых методов исходит прежде всего из характера (содержания) управляющего воздействия. Из множества классификационных вариантов как правило наиболее распространённым является выделение двух групп методов а именно - административных и экономических.

Административные методы обычно квалифицируются в качестве способов или средств внеэкономического или прямого управляющего воздействия со сто­роны субъектов государственно - управленческой деятельности на соответствую­щие объекты управления независимо от конкретной области общественной жиз­ни. Своё выражение они находят в совершении субъектом управления таких управленческих действий в содержании которых проявляется властное обеспече­ние должного поведения управляемых объектов. Прямой их характер означает что объект управления в рамках своей компетенции принимает управленческое решение юридически обязательное для объекта управления. Нали­цо - прямое предписание ибо управляющее воздействие предполагает императив­ный (директивный) вариант волеизлияния субъекта управления. Такой характер управляющего воздействия вытекает из властной природы управления являю­щегося одним из существенных каналов практической реализации государствен­ной власти. Подразумевается реализация исполнительной власти.

Внеэкономический характер данных методов означает что реальным объ­ектом управления является сознательно- волевое поведение управляемых. Долж­ное поведение в сфере государственного управления обеспечивается через волю и сознание управляемых. При этом используются в необходимой мере средства убеждения и принуждения. Допускается возможность юридического принужде­ния к должному поведению что однако не даёт оснований для отождествления прямого управляющего воздействия с принуждением.

С учётом названных качеств административных методов очевидно что без их использования невозможно достижение целей упорядочивающего воздействия на поведение различных участников управленческих общественных отношений. Кто-то должен решать повседневно возникающие в этой сфере вопросы для чего и необходимы соответствующие рычаги юридического властвования. И они на­ходятся в руках субъектов государственно-управленческой деятельности кото­рые осуществляют администрирование т. е. управление. На этой базе и возникло наименование наиболее характерных для этих субъектов методов - администра­тивные.

Экономические методы обычно характеризуются в качестве способов или средств экономического или косвенного воздействия со стороны субъектов госу­дарственно-управленческой деятельности на соответствующие объекты управле­ния. Главное при этом заключается в том что с их помощью субъект управления добивается должного поведения управляемых путем воздействия на их матери­альные интересы т. е. опосредствованно в отличии от способов прямого властно­го воздействия.

Последние здесь отсутствуют. Объект управления ставится в такие усло­вия когда он сам начинает действовать должным образом не под влиянием ди­рективных предписаний субъекта управления а в силу того что такое его пове­дение материально стимулируется. Чаще всего стимулирующие средства сводятся к экономическим.

В научной литературе в директивных документах много внимания уделено соотношению административных и экономических методов. Но это разновид­ности прямого и косвенного воздействия которое осуществляется на экономиче­ские процессы. В обороне образовании экономические методы применяются ма­ло но другие разновидности косвенного влияния используются широко.

Для методов прямого воздействия характерны следующие признаки:

а) прямое воздействие на волю;

б) директивность приказной характер;

в) однозначность команд которые как правило не оставляют подчинен­ным возможности выбора вариантов и обязывают делать как приказано;

г) поскольку жизнь разнообразна а приказы однозначны их приходится издавать много что обуславливает существование многих норм и указаний ко­торыми стремятся как можно полнее регулировать деятельность подчиненных;

д) наличие большого аппарата контролирующего выполнение команд;

е) стимулирование осуществляется по усмотрению руководителя за выпол­нение команд а то и просто за послушание готовность выполнить любой приказ;

ж) широкое использование внеэкономического принуждения. Прямое воздействие во многих случаях позволяет быстро добиться резуль­татов. Часто без него не возможно обойтись.

Методам косвенного воздействия присущи следующие особенности:

а) руководящее воздействие осуществляется косвенно через создание си­туации заинтересовывающей в нужном поведении через интересы потребности исполнителей;

б) управленческие акты управомачивают на определенные действия;

в) у подвластных существует возможность выбора одного или даже нескольких вариантов поведения;

г) юридическими нормами и обычаями закреплен автоматически дей­ствующий механизм стимулирования;

д) наличие развитого механизма правосудия решения споров обеспечи­вающего защиту законных интересов граждан и их коллективов цивилизованные процедуры разрешения противоречий.

 

28. Управление промышленностью в современных условиях

Государственное регулирование в широком смысле выражается в установлении государством общих правил поведения (деятельности) участников общественных отношений и их корректировке в зависимости от меняющихся условий. Его субъектами являются органы законодательной (представительной) и исполнительной власти.

В узком смысле государственное регулирование - одна из функций государственного управления направленная на создание благоприятных экономических правовых и организационных условий деятельности коммерческих и некоммерческих организаций предпринимательства без вмешательства государственных органов в их производственную и хозяйственно-финансовую деятельность за исключением специально предусмотренных законом случаев. Сейчас данная функция является приоритетной в управлении не только экономикой но и социально-культурной сферой.

Содержание и механизм осуществления государственного регулирования включает:

·     нормативное регулирование путем установления общих правил;

·     его оперативную корректировку в соответствии с реальными задачами которые надлежит решать управлению;

·     контроль за исполнением правовых норм регулирующих те или иные отношения;

·     государственную защиту прав и интересов участников общественных отношений урегулированных соответствующими правилами;

·     координацию и общее направление их деятельности;

·     содействие ее успешному осуществлению;

·     определение приоритетов в структурной политике;

·     государственные контракты (договоры);

·     регистрацию;

·     лицензирование и др.

Основы административной организации управления

Административно-правовая организация управления есть закрепленная нормами административного права система субъектов призванных осуществлять управление их статус включая взаимоотношения этих субъектов внутри и вне этой системы

Элементами административной организации управления являются:

·     органы исполнительной власти;

·     другие органы управления входящие в разветвленный организационный механизм осуществления функций исполнительной власти;

·     нормы административного права устанавливающие соответствующий статус всех звеньев системы управления в том числе из служащих;

·     важнейшие параметры их отношений очерченных административным правом;

·     правовая ответственность субъектов вытекающая из их административно-правового положения.

Понятием организации управления охватывается как государственное так и негосударственное управление в той мере в какой оно регламентируется административным правом.

Правовые основы организации управления

Виды правовых актов по организации управления по юридической силе:

·     Конституция Российской Федерации закрепляющая в общем виде структуру экономики социально-культурной и административно-политической деятельности;

·     законы Российской Федерации;

·     постановления палат Федерального Собрания;

·     конституции уставы и законы субъектов Российской Федерации. Уставы субъектов Российской Федерации кроме республик имеют большое значение для организации управления на уровне этих субъектов. В уставах принимаемых законодательными (представительными) органами соответствующих субъектов Российской Федерации решаются важнейшие вопросы структуры органов управления и их статуса;

·     подзаконные акты Президента Российской Федерации и органов исполнительной власти.

По содержанию различаются:

·   общие правовые акты распространяющие свое действие на общественные отношения независимо от того в какой сфере или отрасли они возникают;

·   специализированные регламентирующие вопросы организации правления в отдельных отраслях и сферах.

Органы государственного управления отраслями промышленности

Министерство топлива и энергетики РФ

Федеральная энергетическая комиссия РФ

Министерство экономики РФ

Министерство РФ по атомной энергии

Госкомитет РФ по строительной архитектурной и жилищной политике

Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ

Государственный контроль (надзор) в управлении промышленностью

Федеральный горный и промышленный надзор России

Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности

Органы энергетического надзора

Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства

Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению

Местное самоуправление и промышленность

Промышленные предприятия могут находиться в собственности органов местного самоуправления. В соответствии с Федеральным законом от 28 августа 1995 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ"' к полномочиям органов местного самоуправления отнесено владение пользование распоряжение муниципальной собственностью в том числе муниципальными предприятиями.

Органы местного самоуправления вправе:

·   создавать предприятия для осуществления хозяйственной деятельности реорганизовывать и ликвидировать их;

·   определять условия и порядок их деятельности утверждать их уставы назначать руководителей;

·   регулировать цены и тарифы на продукцию этих предприятий.

Задача

Глава районной администрации 20 декабря 1998 г. получил жалобы  военнослужащего Г. и гражданина С. на действия заведующего районным финансовым отделом. 8 января 1999 г. глава администрации рассмотрел жалобу военнослужащего самостоятельно а письменное обращение С. направил для разрешения по существу в районный финансовый отдел. Правильны ли действия Главы районной администрации? Какие виды письменных обращений граждан в органы государственного управления предусмотрены действующим законодательством? Дайте им соответствующую характеристику.

К основным нормативным правовым актам регулирующим порядок реализации гражданами права на обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления относятся: Конституция РФ Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Закон г. Москвы "Об обращениях граждан" аналогичные законы принятые в большинстве субъектов Российской Федерации а также ведомственные нормативные правовые акты регулирующие порядок рассмотрения обращений граждан в конкретных отраслевых системах. 3 декабря 1999 г. Государственная Дума приняла Федеральный закон "Об обращениях граждан" но в связи с несоответствием ряда его норм Конституции РФ федеральным законам и наличием внутренних противоречий Президент РФ 21 декабря 1999 г. отклонил этот Федеральный закон.

Согласно действующему законодательству для рассмотрения всех видов обращений граждан поданных в письменной форме установлены единые предельные сроки - до одного месяца. Обращения не требующие дополнительного специального изучения или проверки рассматриваются безотлагательно в срок не более 15 рабочих дней. Срок исчисляется с момента регистрации поступившего обращения. Заявления и жалобы военнослужащих и членов их семей рассматриваются в сокращенные сроки т.е. до 15 дней а в органах местного самоуправления на предприятиях в организациях и учреждениях независимо от организационно-правовой формы и формы собственности - безотлагательно но не позднее 7 дней.

Поэтому действия главы районной администрации не верны. Он должен был рассмотреть жалобу военнослужащего безотлагательно но не позднее 7 дней со дня регистрации жалобы (а не через 19 дней).

Кроме того законодательством запрещается направлять на рассмотрение жалобы тем органам и должностным лицам решения и действия (бездействие) которых обжалуются.

Страницы: 1 2