Милиция: задачи, организация, полномочия

Рефераты по административному праву » Милиция: задачи, организация, полномочия

. (Курсовая Административное право(особенн. часть)).

         Административно - правовая  охрана общественного  порядка  осуществляется  прежде  всего  органами  государственного  управления. Это  основное  назначение  деятельности  органов состоящее  в  установлении  общественных  правил  поведения в  сфере  общественного  порядка;  в  создании  условий для  реализации  прав  и  свобод  граждан   охране  этих  прав;  в  осуществлении  административного  надзора;  в  применении  к  нарушителям  мер  административного  воздействия.  Общественный  порядок --  это  определённые  взаимоотношения  людей.  их  поведение  в  обществе   действия   поступки.  Кроме  того   общественный  порядок  можно  определить  как  отношения   которые  складываются  в  общественных  местах  Это  соблюдение  гражданами  таких  общепринятых  правил   как  поддержание  обстановки  спокойствия   правил  поведения  на  улицах   в  парках  и  других  общественных  местах.

Большая  роль  в  обеспечении  общественного  порядка  у  ОВД. Они  в  тесном  контакте  и  взаимодействии  с  другими  государственными  органами  ведут  работу  по  предупреждению  и  пресечению  нарушений  общественного  порядка   используя  широкую  гамму  средств  правового  и  морального  воздействия   арсенал  мер  убеждения  и  принуждения. Общественный  порядок -  это  система  общественных  отношений   закрепляемая  различными  нормами   определяющими   права  и  обязанности  их  участников. Состояние  общественного  порядка  характеризуется  прежде   всего  добровольным   сознательным  соблюдением  подавляющим  большинством  людей  установленных  государством  правовых  норм  и  действующих  правил  общежития   не  закреплённых  в  праве.  Однако  эксцессы  со  стороны  отдельных  лиц   выражающиеся  в  посягательствах  на  установленный  общественный  порядок   обуславливают  необходимость  его  защиты  от  посягательств  силами  и  средствами  специальных  государственных  органов – суда   прокуратуры ОВД.  Общественный  порядок  должен  обеспечивать  жизнь  и  неприкосновенность  граждан;  охранять  честь достоинство  и  иные  права  граждан;  охранять   государственную  и  общественную  собственность;  обеспечивать  спокойствие  в  общественных  местах;  поддерживать  необходимые  условия   для  нормальной  деятельности  учреждений   предприятий   организаций  и  их  сотрудников.

      Охрана  общественного  порядка ---  это  проведение  государственными  органами  в  тесной  связи  с  общественностью  разнообразных  мер  по  обеспечению  неприкосновенности  граждан   защите  их  прав  и  законных  интересов   по  созданию  нормальных  условий   для  работы  государственный  и  общественных  предприятий учреждений организаций. Эти  меры  включают  в  себя:  во - первых создание  законодательных  и  иных  нормативных  актов регулирующих  вопросы  охраны  порядка правила  поведения  людей  в  общественных  местах;  и  во - вторых деятельность органов  суда   прокуратуры внутренних  дел юстиции  т.д. Охрана  общественного  порядка  осуществляется  3-мя  методами: уголовно - правовой   гражданско - правовой административно - правовой.

           Наибольшая  часть  компетентности  в  области  охраны  общественного  порядка  принадлежит  Органам  Внутренних  Дел (ОВД). ОВД  -- весьма  своеобразное  звено  исполнительной  власти. Они  организационно  объединяют  в  себе  достаточно  разноплановые  структуры:  милицию   следственный  аппарат   государственную  противопожарную  службу   паспортно - визовую  службу   службу  исполнения  уголовных  наказаний а  также   если  брать  систему  МВД  России  в  целом то  и  внутренние  войска  МВД  России.

Задачи  ОВД: 1)- обеспечение  общественного  порядка;

2)- предупреждение  и  пресечение  преступлений;

3)-  расследование  преступления  и  розыск  преступников;

4)-предупреждение  пожаров  и  борьба  с  ними.

      Сущность  их  деятельности  состоит  в  повседневном  исполнении  и  проведении  в  жизнь  законов  и  подзаконных  актов   регулирующих  общественный  порядок. В  соответствии  с  возложенными  на  ОВД  задачами   их  деятельность  регулируется  следующими  законодательными  актами: а)- Закон  РСФСР «О  милиции»  от  18.04.91 г.;

б)- ФЗ  «О  пожарной  безопасности» от 21.12 94 г.;

в)- ФЗ  «Об  учреждениях  и  органах   исполняющих  уголовное  наказание  в  виде  лишения  свободы» от  21.07.93 г.;

г)- ФЗ  «О  внутренних  войсках  министерства Внутренних  дел  РФ»  от  06.02.97 г.

       Мы  рассмотрим  в  нашей  работе  -  одно  звено  в  системе  ОВД ---- милицию.  В   соответствии  с  законом  «О милиции» милиция – это  система  государственных  органов  исполнительной  власти   призванных  защищать  жизнь   здоровье   права  и  свободы  граждан   собственность   интересы  общества  и  государства  от  преступных  и  иных  противоправных  посягательств  и  наделённых  правом  применения  мер  принуждения. (ст.1). Отличительной  чертой  милиции  является  возможность  применения  к  правонарушителям  мер  непосредственного  государственного  принуждения.  Во  многих  случаях  оказывается  достаточно  только  потенциальной  возможности  принуждения. С  деятельностью  милиции  не  идёт  ни  в  какое  сравнение  деятельность  организаций  общественной  самодеятельности  с  ограниченными  функциями  охраны  правопорядка: частные  агентства бюро и пр. Именно  милиция  находится  на  первой  линии  борьбы  с  правонарушениями в  частности преступлениями. Действует  она  от  имени  и  по  поручению  государства что  налагает  на  неё  высокую  ответственность.

          Вышеназванный  закон  возлагает  на  милицию  следующие  задачи: 1)- обеспечение  личной  безопасности  граждан;

2)- предупреждение  и  пресечение  преступлений  и  административных  правонарушений;

3)- раскрытие  преступлений;

4)- охрана  общественного  порядка  и  обеспечение  общественной  безопасности;

5)- оказание  помощи  в  пределах   установленных  ФЗ «О милиции» гражданам   должностным  лицам   предприятиям учреждениям   организациям  и  общественным  объединениям  в  осуществлении  их  законных  прав  и  интересов.

          Например обеспечение  личной  безопасности  граждан   может  быть  достигнуто: ---- наличием  в  системе  милиции  различных  функциональных  подразделений (ППС служба  участковых  инспекторов) которые  действуя  в  пределах  собственной  компетенции в  конечном  счёте   обеспечивают  достижение  этой  общей  цели;

   ------  профилактической  направленностью  деятельности  милиции;

------ принимаемыми  в  особых  случаях  мерами  по  обеспечению  безопасности определённых  лиц например   участников  уголовного  процесса в  безопасности  которых  есть  основания  сомневаться.   === Весь  этот  комплекс   мероприятий гласных  и  негласных   призван  гарантировать  личную имущественную  и  иную  безопасность  граждан.

       В  деятельности  милиции  необходимо  выделить  три  основных  направления   каждое  из  которых  имеет  особую  правовую  характеристику:

1. Административная  деятельность   на  основе  административного  законодательства. В  ходе  отправления  административных  полномочий  сотрудники  и  аппарат  милиции  вступают  в  административно - правовые  отношения  в  гражданами учреждениями организациями.

  Виды  админ. деятельности  милиции: а)- деятельность  участковых  инспекторов  милиции;

б)- служба  милицейских  нарядов  по  охране  порядка  в  общественных местах;

в)- обеспечение  безопасности  движения  транспорта  и  пешеходов  в  населённых  пунктах  и  на  автомобильных  трассах.

2. Милиция  как  орган  дознания – следственные  функции: а)- возбуждение  уголовного  дела;

    б)- следственные  действия  по  установлению  и  закреплению  следов  преступления – осмотры обыски выемки   задержание  и  допрос  подозреваемых   допрос  потерпевших  и  свидетелей.

3. Оперативно - розыскная  деятельность:

а)- предупреждение  и  пресечение  преступлений;

б)- розыск  преступников.

          В  связи  с  возложенными  на  милицию  задачами свою  деятельность  последняя  строит  в соответствии  с  принципами  законности   гуманизма   уважения  прав  человека  и гласности.  Принцип  законности  в  деятельности  милиции  означает что  она  не  только  является  одним  из  гарантов  точного  и  единообразного  исполнения  законов отнесённых  к  её  ведению   но  и  сама  в  своей  деятельности  обязана  строго  исполнять  нормативные  предписания. Недолжное  выполнение  своих  служебных   обязанностей   допущенные  при  этом  служебные  проступки  преследуются  по  закону. Сотрудник  милиции   совершивший  должностное  правонарушение может  быть  привлечён  к  дисциплинарной  или  даже  уголовной  ответственности.   Принцип  гуманизма  означает  уважительное  отношение  к  людям   в  том  числе   и  к  правонарушителям.  Во   всех случаях  запрещается  применение  методов  воздействия   унижающих  человеческое  достоинство. Принцип  уважения  прав  человека:  В  законодательстве  РФ  находит  своё  отражение  международно - признанное  положение  об  охране  фундаментальных  прав  человека (всеобщая  декларация  прав  человека ст.29 и Конституция РФ гл.2)). Их  нарушение  преследуется  по  закону. Милиция  действует  на  основе  гласности: это  означает извещение  правонарушителя  об  имеющихся  к  нему  юридических  претензиях   предоставление  к  нему  в  связи  с  этим  возможности  защищаться  как  лично   так  и  с  помощью  профессионального  адвоката  против  выдвинутого  обвинения (подозрения) возможность  обжалования  действий  и  решений  должностных  лиц  милиции которые  он  считает  незаконными  и  необоснованными   в  том  числе  и  в  судебном  порядке. Кроме  того действия  милиции  могут   в  пределах не  разглашающих  служебную  тайну освещаться  средствами  массовой  информации . В ряде  случаев  закон  допускает  исключения  из  принципа  гласности в  частности в интересах  расследования (ст.139 УПК). Материалы  оперативно - розыскной  деятельности   как  правило  всегда  закрыты ( с ними  в  рамках  специальной   процедуры  могут  знакомиться  некоторые  ответственные  работники  прокуратуры).

         Милиция  решает  стоящие  перед  ней  задачи  во  взаимодействии  с  другими  государственными  органами общественными  объединениями трудовыми  коллективами  и  гражданами.(ст.3). При этом  в  рамках  оперативно - розыскной  деятельности  допускается  использование  агентурных  источников ( ФЗ «Об оперативно - розыскной  деятельности»). Кроме  того к  выполнению  задач  милиции  могут  привлекаться  сотрудники  системы  МВД   не  являющиеся  сотрудниками  милиции  с  момента  и  в  порядке который  определяется  министром  внутренних  дел РФ. И  в  этом  случае  на  них  распространяются обязанности  и  права   гарантии  правовой  и  социальной  защищённости   а  также  ответственность   предусмотренные  для  сотрудников  милиции. Следует  отметить что  взаимодействие ---  не  только  принцип  деятельности  милиции но  и  требование  к  ней.

         Особую  социальную  значимость  деятельность  милиции  приобретает  вследствие  того что  она  сопряжена  со  вторжением  в  сферу  прав  с  свобод  граждан. Подобное  вторжение  необходимо  постольку   поскольку  в  отсутствие  третьей  силы (милиции)   способной  осуществлять  принудительную  защиту  права   в  обществе  может  начаться  «война  всех  против  всех». Всякое  ограничение  граждан  в  их  правах  и  свободах  милицией  допустимо  лишь  на  основаниях  и  в  порядке  прямо  предусмотренных  законом. Закон  здесь  понимается  как  нормативный  акт  высшей  юридической  силы. В этой  связи  в  настоящее  время  взят  курс  на  решительное  свёртывание  подзаконного  нормотворчества  в  сфере  деятельности  милиции. Вместе  с  тем  нельзя  считать что  если  закон  не  уполномочивает  милицию  на  совершение  каких -  либо  действий  в  отношении  граждан то  она  обречена  на  бездействие. Важно  подчеркнуть что  милиция  вправе  обращаться  к  гражданам  с  просьбой  о  добровольном  принятии  на  себя  некоторых  обязательств  или  самоограничении  в  своих  правах  и  свободах: оказать  помощь  сотруднику  милиции  в  пресечении  хулиганских  действий  и  доставлении  задержанного  лица  в  милицию   разрешить  «засаду»  в  своей  квартире   предоставить  в  распоряжение  милиции  какие - либо  предметы  и  т. п.. Но такое  вмешательство  допустимо  лишь  в том  случае если  оно  помимо  наличия  согласия  или  просьбы  гражданина  на  противоречит  общепризнанным  нормам  морали.

         Закон  требует  от  сотрудника  милиции  разъяснять  гражданину  во  всех  случаях  ограничения  его  прав  и  свобод  основание  такого  ограничения   а  также  возникающие  в  связи  с  этим  права  и  обязанности  гражданина.

          Милиция  обязана  защищать  человека  независимо  от  его  гражданства   места  жительства   социального имущественного  и  должностного  положения расовой  и  национальной  принадлежности пола  и  возраста образования языка политических  и  иных  убеждений. Ей  запрещается  прибегать  к  обращению унижающему  достоинство  человека (п.2 ст. 5 ФЗ «О милиции). Кроме  того милиция  должна  предоставлять  возможность  реализовать  установленное  законом  право  на  юридическую  помощь;  сообщать  по  их  просьбе  о  задержании  их  родственникам (а в случае  задержания  несовершеннолетних – в  обязательном  порядке); при  необходимости  принимать  меры  к  оказанию  им доврачебной  помощи а  также  к  устранению  опасности  чьей - либо  жизни здоровью  или  имуществу возникшей в  результате  задержания  указанных  лиц.

       Основными  факторами определяющими  организационное  построение  милиции   являются:

1)-возложенные  на  неё  задачи  и  выполняемые  функции;   2)- национально - государственное  и  административно - территориальное  устройство;

3)- организация  милиции  в  известной  степени  зависит  и  от  оперативной обстановки  на  обслуживаемой  территории;

4)- зависит от  специфических  условий  среды   функционирования  милиции.

           Милиция  в  РФ  организационно  входит   в  систему  МВД России  и  руководство  ею  в  стране  осуществляет  министр  внутренних  дел   хотя  появление  милиции  общественной  безопасности (местной муниципальной)  уже  означает  её  двойное  подчинение ---  по  вертикали  МВД  РФ   по  горизонтали --  соответствующим  органам  местной  власти  и  управления. В  субъектах  федерации   районах  городов  милицией  руководят  министры  внутренних  дел    начальники  соответствующих  ГУ   управлений  и  отделов  ВД .  Однако --- и  это  существенная  особенность  организации  милиции --- департамента  милиции  ни  в  МВД  России ни  в  подчинённых  ему главных  управлениях   управлениях  и  отделах  внутренних  дел  нет. Милиция  в  органах  ВД  представлена  не  одной  какой - то  единой а  организационно  обособленными  различными  службами. Например   в  центральной  аппарате  МВД  к  ним  относятся: ГУ угрозыска ГУ по  экономическим  преступлениям ГУ  по  организованной  преступности ГУ  обеспечения  общественного  порядка   ГУ  ГАИ ГУ  вневедомственной  охраны управления  по  незаконному  обороту  наркотиков управления  оперативно - технических  мероприятий оперативно - поисковое  управление  и  др.

          Законом  «О милиции» милиция  в  РФ  подразделена  на  криминальную  милицию  и  милицию  общественной  безопасности (местную  милицию).

      Криминальная  милиция. (КМ)

В  состав  криминальной  милиции  входят  оперативно - розыскные   научно - технические  и  иные  подразделения   необходимые  для  решения  стоящих  перед  ней  задач  и  оказания  помощи  милиции  общественной  безопасности.

         Например согласно  ФЗ « Об  оперативно - розыскной  деятельности» ст. 13 к  органам которые  имеют  право  осуществлять  оперативно - розыскную  деятельность  на  территории  РФ относятся: 1)- органы ВД РФ;

2)- органы ФСБ;

3)- федеральные  органы  налоговой  полиции;

4)- федер.  органы  госуд. охраны:  ГУ  охраны  РФ и служба  безопасности  Президента РФ;

5)- органы  пограничной  службы РФ;

6)- таможенные  органы  РФ;

7)- службы  внешней  разведки  РФ;

8)- органы  ФАПСИ проводят  оперативно - розыскные  мероприятия  только  в  целях обеспечения безопасности  указанных  органов  внешней  разведки  и  в  случае если   проведение  этих  мероприятий  не  затрагивает  полномочий  органов указанных в  пунктах (1 -7 см. выше).

     Численность  криминальной  милиции  устанавливается   Правительством РФ. Создание реорганизация  и  ликвидация  подразделений  криминальной  милиции  осуществляется  в  порядке который  определяет  также  Правительство РФ. Начальники  крим. милиции  ( далее КМ) субъектов РФ  назначаются  на  должность  и  освобождаются  от  неё  министром ВД  РФ  и  являются  по  должности  заместителями  соответствующих  министров  республик  или  начальников  ОВД. Начальники  КМ  районов городов  и  районов  в  городах  назначаются  на  должность  и  освобождаются  от  неё  министрами  ВД  республик начальниками ГУ  субъектов   и  являются  по  должности  заместителями  начальников  соответствующих  ОВД.

            Согласно  ст. 8 ФЗ «О  милиции» основными  задачами КМ  являются : предупреждение   пресечение  и  раскрытие  преступлений   по  делам  о  которых  обязательно производство  предварительного  следствия а  также  организация  и  осуществление  розыска  лиц   скрывающихся  от  органов  дознания   следствия  и  суда   уклоняющихся  от  исполнения  уголовного  наказания   без  вести  пропавших  и  иных  лиц в  случаях   предусмотренных  законодательством.

          Милиция  общественной  безопасности (местная  милиция; далее  ММ).

        В  соответствии  с  Положением  о  милиции  общественной  безопасности от 12.02.93 г. в городах районах  ММ  создаётся  и  функционирует  в  качестве  самостоятельного  структурного  звена  в  составе  соответствующих  управлений (отделов)  ВД.

          В  состав  ММ  входят: дежурные  части; участковые  инспектора  милиции; изоляторы  для  временного  содержания  задержанных  и  заключённых  под  стражу  лиц;  специальные  приёмники  для  содержания  лиц арестованных  в  административном  порядке; подразделения  патрульно - постовой  службы (ППС) в том  числе  отряды  особого  назначения (ОМОН);  ГАИ; подразделения  охраны  объектов  по  договорам; позразд. -ния охраны  и  конвоирования  задержанных  и  арестованных; подразд.  лицензионно - разрешительной  работы  и  контроля  за  частной  детективной  деятельностью; подразделения  по  исполнению  административного  законодательства;  подразд. по  предупреждению  правонарушений  несовершеннолетних; подразд.  по  раскрытию  преступлений   по делам  о  которых  производство  предварительного  следствия  не  обязательно; специализированные  подразделения  дознания  и  иные  подразделения необходимые  для решения  задач возложенных  на  ММ.

        В  отличие  от  КМ местная  милиция (кроме  ММ на  транспорте)  подчиняется  не  только  вышестоящему  органу ВД но  также  соответствующим  исполнительным  органам  власти  субъектов  федерации  и  органам  МСУ  в  пределах  их  компетенции. Подобный  порядок  обусловлен  прежде  всего  тем что  деятельность  ММ  происходит  на  виду местного  населения  и  призвана обеспечивать удовлетворение  интересов  местных  сообществ.

       В  соответствии  со ст.9 ФЗ «О милиции»   создание   реорганизация  и  ликвидация  подразделений  ММ в том  числе  подразделений  этой  милиции  на  транспорте осуществляется  министром ВД  РФ  в  пределах  ассигнований выделенных  для  этих  целей  Правительством РФ. Указом  Президента  от  12.02.93 г. за № 209   запрещено  использование  для  иных  целей  ассигнований  передаваемых  из  республиканского  бюджета РФ  на  содержание  участковых  инспекторов  милиции   ППС   госавтоинспекторов  по  регистрационно - экзаменационной  работе ГАИ. 

Страницы: 1 2