Управление в области обороны

Рефераты по административному праву » Управление в области обороны Скачать

Министерство образования и науки РФ НОУ ВПО «Омский гуманитарный институт» кафедра управления и права

Курсовой проект

По теме: «Управление в области обороны»

По дисциплине: «Правовые основы российского государства»

Выполнил: студент группы 21-у Мельников Александр Александрович

Проверил: Волох Олег Владимирович

Омск 2005 г.

Содержание:

 

Введение………………………………………………………………………………3 стр.

1.   ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЕ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ…………………………5 стр.

1.1.     Законы и принципы управления…………………………………………...5 стр.

1.2.     Функции управления……………………………………………………….7стр.

1.3.     Методы управления………………………………………………………..8 стр.

1.4.     Управленческие решения…………………………………………………….9 стр.

Приложение……………………………………………………………….....11 стр.

2.   УПРАВЛЕНИЕ ОБОРОНОЙ………………………………………………...12 стр.

2.1.     Организационно-правовые формы управления обороной……………12 стр.

Ä Министерство обороны Российской Федерации…………………………13 стр.

Ä Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации…………14 стр.

2.2.   Органы местного самоуправления и управление обороной……....16 стр.

2.3.     Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации…………..18 стр.

2.4.     Военная служба……………………………………………………………19 стр.

Приложение………………………………………………………………..21 стр.

Заключение…………………………………………………………………………..22 стр.

Список используемая литература…………………………………………………..23 стр.


Введение

 

Для курсового проекта я выбрал тему «Управление в области обороны» т.к. она является актуальной для России в наше время.  Потому что управление в  области обороны включает в себя правовое регулирование воп­росов обороны; прогнозирование и оценку военной угрозы; военную политику и доктрину; военное строительство и поддержание в не­обходимой боевой готовности Вооруженных Сил; проведение меро­приятий гражданской обороны; совершенствование оружия и воен­ной техники; развитие военной науки и т. д.

Управление – это воздействие с целью изменения (сохранения) состояния поведения направления развития движения кого чего либо реализуемое в рамках системы управления.        

В сфере управления как и в любой другой сфере созна­тельной деятельности общества действуют свои законы и зако­номерности и о них можно говорить что они носят всеобщий характер и достаточно исследованы.

В управление существуют принципы управления и это: оптимального сочетания централизации и децентрализации в    управлении; сочетания прав обязанностей и ответственности; иерархичность и обратная связь; научная обоснованность управления; демократизации управления и плановость.

В управление выполняются основные функции такие как: планирование организация мотивация контроль.

Каждый руководитель осуще­ствляет управленческую дея­тельность только ему прису­щими методами а из этих методов основными являются: правовые организационно-административные экономические социально-психологические.

Через ме­тоды управления реализуется основное содержание управленче­ской деятельности. При выполнение сложной управленческой деятельности постоянно требуется принятие решения. Также решение должно соответствовать ряду общих требований: всесторонняя обоснованность решения своевременность полномочность согласованность с принятыми ранее решениями.

Главным исследованием данного курсового проекта является управление в области обороны. Под оборо­ной РФ понимает систему политических экономических военных социальных правовых и иных мер по обеспечению готовности го­сударства к защите от вооруженного нападения а также защиты населения территории и суверенитета РФ.

Основой обороны являются Вооруженные Силы РФ которые призваны защищать суверенитет территориальную целостность и другие важные интересы РФ.

Управление в области обороны строится на началах жесткой централизации единоначалия и воинской дисциплины в Вооружен­ных Силах.

Общее руководство Вооруженными Силами осуществляет Пре­зидент РФ являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженны­ми Силами и правительства.

Правительство РФ осуществляет организацию необходимым  оснащение вооружением и военной техникой а также обеспечение материальными средства­ми ресурсами и услугами Вооруженных Сил других войск и во­инских формирований.

Руководство Вооруженными Силами возло­жено на Министерство обороны Российской Федерации Генераль­ный штаб Вооруженных Сил другие органы управления.

Значительное место в управление обороной занимает военный совет который создается президентом он действует на постоянной основе и являют­ся совещательными органами в видах Вооруженных Сил в родах войск в военных округах группах войск на флотах в армиях на флотилиях.

Цель данного курсового проекта является: изучить управление в области обороны.

Под целью понимают идеальный ко­нечный результат.

И к цели предъявляются определенные требования:

Ä всестороннюю научную и практическую обоснован­ность;

Ä четкая определенность;

Ä формулировку ее в по­нятиях и терминах;

Ä  четкая формулировка.

Основные задачи это:

o  Общие положения теории управления;

o  Управление обороной.

При написании данного курсового проекта было использовано общенаучное методологическое исследование-это: анализ синтез логический моделирование.


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ

УПРАВЛЕНИЯ

Управление - профессиональная деятельность которой можно и нужно учиться.

И. Верещагин

1.1. Законы и принципы управления

Законы подобны паутине: сла­бого они запутывают а силь­ный их порвет.

Соломон из Афин

 

Управление – это воздействие с целью изменения (сохранения) состояния поведения направления развития движения кого чего либо реализуемое в рамках системы управления.        

Законы управления - это необходимые существенные устойчивые повторяющиеся отношения между субъектами и объектами управления в природе и обществе. Они имеют объективный характер то есть существуют независимо от сознания человека.

Законы являются высшей ступенью познания и имеют форму всеобщности то есть выражают общие отношения связи присущие всем явлениям данного рода класса. В объективном мире действуют всеобщие законы развития природы общества и мышления.

В сфере управления как и в любой другой сфере созна­тельной деятельности общества действуют свои законы и зако­номерности. На современном этапе развития общества можно говорить только о тех законах управления которые:

во-первых носят всеобщий характер и

во-вторых вскрыты и достаточно исследованы.

Таковыми являются:

Ä       закон единства и целостности системы управления;

Ä    закон  обеспечения  необходимого  числа  степеней свободы системы      управления;

Ä        закон обеспечения необходимого разнообразия сис­тем управления;

Ä        закон соотносительности управляющих и управляе­мых подсистем.

Закон единства и целостности системы управления гла­сит что система управления должна обладать организационным и функциональным единством. Она должна содержать все эле­менты объективно необходимые для достижения целей и реше­ния задач управления. Функциональная целостность означает что система управления должна реализовывать все функции не­обходимые для эффективного развития и функционирования со­циально-экономических систем и процессов. Без обеспечения единства и целостности системы управле­ния без четких принципов ее построения и функционирования невозможна эффективная деятельность ни одной из организаци­онных систем.

В соответствии с законом обеспечения необходимого числа степеней свободы системы управления она должна быть не только достаточно гибкой обладать необходимыми внутрен­ними ресурсами но и определенной устойчивостью и жестко­стью. Число степеней свободы управляющих подсистем ограни­чивается рамками принятых в стране законов нормами исполни­тельной власти национальными обычаями и традициями. Поэто­му обеспечение необходимого числа степеней свободы достига­ется универсальностью законодательных актов четкостью подза­конных актов разъяснениями и комментариями исполнительной власти что в совокупности характеризует гибкость системы управления.

Закон обеспечения необходимого разнообразия систем управления заключается в том что системы управления должны обладать необходимым разнообразием в соответствии с потреб­ностями организационной системы в целом а также в соответст­вии с потребностями управляющей и управляемой подсистем. Несмотря на типологическую общность систем управления воз­можны и необходимы существенные отличия их друг от друга обусловленные разнообразием факторов различной природы отраслевых природно-климатических этнических демографиче­ских профессионально-квалификационных личностных качеств руководителя и т.п.

Закон соотносительности управляющих и управляемых подсистем означает что они должны соответствовать друг другу по функциональным и структурным возможностям целям на­правлениям и задачам развития и функционирования организа­ционной системы. Он предполагает необходимость умелого использования единоначалия и коллегиальности в управлении.

Из законов управления вытекают основные принципы управления.

Принципы управления можно представить как основопо­лагающие идеи и правила поведения руководителей по осущест­влению управленческих функций.

Принципы управления имеют как объективный аспект (вы­текают из законов управления) так и субъективный (продукт мыслительной деятельности человека). Чем больше отражение принципа в сознании человека приближается к закону тем точнее знание тем эффективнее деятельность руководителя в сфере управления.

Основные принципы управления:

Ä       принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в    управлении;

Ä      принцип сочетания прав обязанностей и ответственности;

Ä       принцип иерархичности и обратной связи;

Ä        принцип научной обоснованности управления;

Ä        принцип демократизации управления;

Ä        принцип плановости.

Принцип сочетания централизации и децентрализации

в управлении состоит в оптимальном распределении (делегиро­вании) полномочий при принятии управленческих решений. Сущность делегирования полномочий состоит в том что руково­дитель конкретного уровня управления пользуется правом еди­ноличного решения вопросов входящих в его компетенцию.

Принцип сочетания прав обязанностей и ответственно­сти предполагает что каждый член организации должен выпол­нять возложенные на него задачи и периодически отчитываться за их выполнение. Каждый в организации наделяется конкретны­ми правами и несет ответственность за выполнение возложенных на него задач.

Принцип иерархичности и обратной связи заключается в создании многоступенчатой структуры системы управления ор­ганизацией при которой первичные звенья (нижнего уровня) управляются своими же органами находящимися под контролем органов руководства следующего уровня. Те же в свою очередь подчиняются и контролируются органами следующего уровня и т.д. до самого верхнего уровня управления. Соответственно цели перед низшими звеньями организационной системы ставятся управляющими органами более высокого по иерархии звена управления.

Постоянный контроль деятельности всех звеньев организа­ции осуществляется на основе обратной связи. По сути это сиг­налы выражающие реакцию управляемого объекта на управ­ляющее воздействие. По каналам обратной связи информация о работе управляемой подсистемы непрерывно поступает в управ­ляющую подсистему которая имеет возможность корректировать ход управленческого процесса.

Принцип научной обоснованности управления предпола­гает научное предвидение планируемые во времени социально-экономические преобразования организации. Основное содержа­ние этого принципа заключается в требовании чтобы все управленческие действия были научно обоснованными и осуществля­лись с применением научных методов и подходов.

Принцип плановости состоит в установлении основных направлений и пропорций развития организации в перспективе. Планированием пронизаны (в виде текущих и перспективных планов) все звенья организации. План рассматривается как ком­плекс взаимосвязанных и соподчиненных экономических и соци­альных задач которые предстоит решить в будущем.

Демократизация управления - важнейший принцип со­временного управления который заключается в участии в управ­лении организацией всех ее сотрудников. Формы такого участия различны: долевая оплата труда; совместные денежные средства вложенные в акции; единое административное управление; кол­легиальное принятие управленческих решений и т.п.

Под целью в управлении можно понимать идеальный ко­нечный результат который хочет получить субъект управления. К цели предъявляются определенные требования к числу кото­рых можно отнести:

Ä всестороннюю научную и практическую обоснован­
ность цели;

Ä четкую определенность цели формулировку ее в по­
нятиях и терминах реально достижимого состояния;

Ä четкую формулировку необходимых и достаточных
условий реализации цели (ресурсы сроки исполнители).

1.2. Функции управления

Каждая функция управления но­сит самостоятельный харак­тер оказывая определенное присущее ей воздействие на вы­полнение задач в целом.

Г.Э. Слезингер

Функции управления - это особый вид специализиро­ванной управленческой деятельности выделившийся в процессе разделения управленческого труда который

осуществляется специальными приемами и способами.

Под функциями управления следует понимать устойчи­вую группу однородных по характеру и связанных между собой мероприятий выполнение которых позволяет достичь частной (промежуточной) цели на пути к общей (конечной) цели. В функ­циях их взаимосвязи и совокупности проявляются вся техноло­гия последовательность и динамика процесса управления.

Функции управления можно представить как виды управ­ленческого труда связанные с воздействием на управляемый объект. Принято считать что в процессе управления выполняют­ся следующие основные функции:

Ä планирование;

Ä организация;

Ä мотивация;

Ä контроль.

Каждая из четырех функций управления является жизненно важными. Вместе с тем планирование как функция управления обеспечивает основу для других функций и считается главнейшей из них. Функции организации мотивации и контроля ориентированы на выполнение тактических и страте­гических планов организации.

Кроме названных функций существуют и другие функции управления:

Ä прогнозирование;

Ä регулирование;

Ä анализ;

Ä учет.

1.3. Методы управления

Каждый руководитель осуще­ствляет управленческую дея­тельность только ему прису­щими методами. У каждого ру­ководителя просматривается свой «управленческий почерк».

Н.Н. Трусевич

 Реализация рассмотренных выше принципов и функций управления осуществляется путем применения различных

 методов.

Метод управления - это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставлен­ных целей.

Слово «метод» греческого происхождения (metodos) в пе­реводе означает способ достижения какой-либо цели. Через ме­тоды управления реализуется основное содержание управленче­ской деятельности. В практике управления как правило одно­временно применяют различные методы управления и их сочета­ния (комбинации). В настоящее время существуют различные подходы к классификации методов управления.

Принято выде­лять следующие методы управления:

Ä       правовые;

Ä       организационно-административные   основанные  на прямых директивных   указаниях;

Ä       экономические      обусловленные     экономическими стимулами;

Ä       социально-психологические применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников (ра­ботников) организации.

Установлено что результаты труда во многом зависят от целого ряда психологических факторов. Умение учитывать эти факторы и с их помощью целенаправленно воздействовать на отдельных работников поможет руководителю сформировать коллектив с едиными целями и задачами. Социологические ис­следования свидетельствуют о том что если успех деятельности хозяйственного руководителя на 15% зависит от его профессио­нальных знаний то на 85% - от умения работать с людьми.

1.4. Управленческие решения

Кто принимает решение не вы­слушав обе стороны поступает несправедливо хотя бы решение это и было справедливое.

Сенека Младший

Решение  задач  связано  с   необходимостью   выполнения  сложной сети процедур (мероприятий) в процессе которых в движение приводятся материальные трудовые и финансовые ресурсы. Эта последовательность реализуется в про­цессе принятия и реализации управленческих решений.

Понятие «решение» в современной жизни весьма много­значно. Чаще всего под решением подразумевают процесс или результат выбора одного варианта из множества рассматривае­мых вариантов решения задачи (проблемы) осуществляемый по некоторым критериям выбора. Результат выбора обычно фикси­руется в письменной или устной форме и включает в себя план (программу) действий по достижению поставленной цели.

К управленческому решению  предъявляется  ряд  общих требований к числу которых можно отнести:

Ä        всестороннюю обоснованность решения;

Ä        своевременность;

Ä        необходимую полноту содержания;

Ä        полномочность;

Ä        согласованность с принятыми ранее решениями.

Управленческое решение будет эффективным в том случае когда соблюдается технология его принятия и реализации. Про­цесс принятия и организации выполнения управленческих реше­ний как показывает практический опыт осуществляется в опре­деленной последовательности. В практике управления в этой последовательности принято выделять две основных фазы (бло­ка):

фаза подготовки и принятия решения и

фаза организации реализации (выполнения) принятого решения.

Подготовка и принятие решения - выбор одного из вариан­тов решения задачи (проблемы) из множества рассматриваемых (возможных) вариантов. В широком смысле принятие реше­ния - это особый вид человеческой деятельности связанный с творческим процессом выбора наилучших действий ведущих к поставленной цели (целям).

Фаза подготовки и принятия управленческих решений включает следующие последовательные этапы:

1)            предварительная  формулировка (или  получение)  и уяснение задачи;

2)      анализ и сбор информации о задаче подлежащей ре­шению;

3)      выбор критериев оценки эффективности решения.

Критерий - это правило на основе которого производится

сравнение вариантов решений классификация объектов процес­сов и явлений.

Вариант решения - один из возможных способов решения задачи или проблемы для достижения поставленной цели или желаемого конечного результата.

4)      формирование и анализ возможных вариантов реше­ния;

5)      обоснование и выбор рационального (оптимального) варианта решения для чего иногда необходим выбор дополнительных   критериев    сбор   дополнительной информации;

Обоснование решения - процесс в ходе которого специа­листы отсеивают неэффективные (нерациональные) варианты решения задачи (проблемы) и отбирают один или несколько ва­риантов обладающих определенными преимуществами перед остальными вариантами.

6)    декомпозиция принятого управленческого решения до уровня конкретных исполнителей с увязкой ресур­сов и сроков.

Фаза организации реализации управленческого решения включает следующие этапы:

1)            доведение решения до исполнителей;

2)            приспособление организационной структуры к зада­чам поставленным в управленческом решении;

3)      подбор людей (исполнителей) для конкретной работы и делегирование им полномочий и прав использова­ния ресурсов организации;

4)      организация взаимодействия индивидуальных испол­нителей и подразделений организации  и  контроль выполнения работ как единого комплекса;

5) подведение итогов деятельности анализ полученных результатов и стимулирование исполнителей.

Процесс принятия и реализации решений всегда является итеративным то есть предполагает на каждом шаге на каждой операции выработку корректирующих воздействий которые с помощью многочисленных контуров обратной связи используют­ся для повышения эффективности и качества реализации приня­того управленческого решения.

Таким образом можно говорить о существовании опреде­ленной технологии принятия управленческих решений как о сумме методов способов и процедур анализа ситуаций поста­новки проблем выработки и оценки вариантов решения органи­зации и контроля их выполнения.

Однако процесс выбора конкретного варианта всегда будет иметь творческий характер и зависеть от конкретной личности руководителя.

Приложение к общему положению теории управления:

 2. УПРАВЛЕНИЕ ОБОРОНОЙ

2.1. Организационно-правовые формы управления обороной

Федеральный закон от 31 мая 1996 г. "Об обороне"1 под оборо­ной РФ понимает систему политических экономических военных социальных правовых и иных мер по обеспечению готовности го­сударства к защите от вооруженного нападения а также защиты населения территории и суверенитета РФ.

Основными правовыми актами закрепляющими основы орга­низации обороны РФ являются федеральные законы: "Об обороне" от 28 марта 1998 г. "О воинской обязанности и военной службе"2 от 27 мая 1998 г. "О статусе военнослужащих"3 от 26 февраля 1997 г. "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Феде­рации"4 Положение о порядке прохождения военной службы утвер­жденное Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г5 и др.

Организация обороны включает правовое регулирование воп­росов обороны; прогнозирование и оценку военной угрозы; военную политику и доктрину; военное строительство и поддержание в не­обходимой боевой готовности Вооруженных Сил; проведение меро­приятий гражданской обороны; совершенствование оружия и воен­ной техники; развитие военной науки и т. д.

Основой обороны являются Вооруженные Силы РФ которые призваны защищать суверенитет территориальную целостность другие важные интересы РФ в случае совершения вооруженной агрессии против нее. Они могут быть также использованы для вы­полнения задач вытекающих из международных обязательств РФ (например в качестве миротворческих сил).

Согласно Военной доктрине Российской Федерации утверж­денной Указом Президента РФ от 21 апреля 2000 г.6 Вооруженные Силы могут применяться для защиты от антиконституционных дей­ствий противоправного вооруженного насилия угрожающих цело­стности и неприкосновенности территории РФ.

Законодательством определены случаи когда в обороне могут участвовать пограничные войска Федеральной пограничной служ­бы России внутренние войска Министерства внутренних дел РФ войска правительственной связи войска гражданской обороны Ми­нистерства РФ по делам гражданской обороны чрезвычайным си­туациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Железно­дорожные войска РФ и другие воинские подразделения.

Управление в области обороны строится на началах жесткой централизации единоначалия и воинской дисциплины в Вооружен­ных Силах.

Общее руководство Вооруженными Силами осуществляет Пре­зидент РФ являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженны­ми Силами (ст. 87 Конституции РФ) а также Правительство РФ.

Президент РФ определяет основные направления военной по­литики РФ утверждает военную доктрину РФ объявляет состоя­ние войны; вводит на территории РФ военное положение в случае агрессии или угрозы агрессии против

1              СЗ РФ. 1996. № 23. Ст. 2750.

2              СЗ РФ. 1998. № 13. Ст. 1475; 2001. № ?. Ст. 620 621; № 30. Ст. 3061; 2002. № 7. Ст. 631.

3              СЗ РФ. 1998. № 22. Ст. 2331; 2001. № 31. Ст. 3173.

4              СЗ РФ. 1997. № 9. Ст. 1014.

5              СЗ РФ. 1999. № 38. Ст. 4534.

6            СЗ РФ. 2000. № 17. Ст. 185

РФ с незамедлительным со­общением об этом Федеральному Собранию; отдает приказ Воору­женным Силам РФ о ведении военных действий; утверждает кон­цепцию планы строительства применения дислокации Вооружен­ных Сил других войск и воинских формирований а также их струк­туру и состав; присваивает высшие воинские звания; издает указы о призыве граждан РФ на военную службу; назначает и освобож­дает высшее командование Вооруженных Сил и т п.

Правительство РФ осуществляет необходимые меры по обес­печению обороны страны. Оно организует оснащение вооружением и военной техникой а также обеспечение материальными средства­ми ресурсами и услугами Вооруженных Сил других войск и во­инских формирований. На него возложено обеспечение выполнения государственных целевых программ и планов развития вооружения программ подготовки граждан по военно-учетным специальностям мобилизационных планов планов накопления мобилизационных ресурсов социальных гарантий для военнослужащих лиц уволен­ных с военной службы членов их семей руководство гражданской обороной и т. д.

Непосредственное руководство Вооруженными Силами возло­жено на Министерство обороны Российской Федерации Генераль­ный штаб Вооруженных Сил другие органы управления.

Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России)

 

является федеральным органом исполнительной власти проводящим государственную политику и осуществляющим госу­дарственное управление в области обороны а также координирую­щим деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам оборо­ны. Оно является также центральным органом военного управления.

Правовой статус Минобороны России закреплен в Федераль­ном законе "Об обороне" а также в Положении о Министерстве обо­роны Российской Федерации утвержденном Указом Президента РФ от 11 ноября 1998 г.7 Свою деятельность Минобороны России осу­ществляет под руководством Президента РФ. Правительство РФ ко­ординирует деятельность Минобороны России.

В соответствии с названными правовыми актами Минобороны России разрабатывает и принимает меры по подготовке к вооружен­ной защите РФ целостности и неприкосновенности ее территории; организует и осуществляет мероприятия по обеспечению боевой и мобилизационной готовности оперативной боевой и мобилизацион­ной подготовки Вооруженных Сил в целях предотвращения и отра­жения агрессии направленной против РФ вооруженной защиты це­лостности и неприкосновенности территории РФ; обеспечивает фи­нансовыми средствами материальными и другими ресурсами Воо­руженные Силы другие войска воинские формирования и органы; участвует в осуществлении военного строительства в РФ; укрепляет в Вооруженных Силах организованность и воинскую дисциплину.

Минобороны России участвует в разработке предложений по вопросам формирования военной политики государства и органи­зации ее реализации по военной доктрине РФ; готовит Президен­ту РФ предложения по вопросам обороны; осуществляет контроль за состоянием Вооруженных Сил и др.

 

7              СЗ РФ. 1998. № 46. Ст. 5652.

Основными задачами Министерства обороны являются:

1.      разработка и принятие мер по подготовке к воору­женной защите Российской Федерации целостности и неприкосновенности ее территории

2.      организация и осуществление мероприятий по обес­печению   боевой   и   мобилизационной   готовности оперативной боевой и мобилизационной подготовки Вооруженных   Сил   Российской   Федерации

3.      обеспечение финансовыми средствами материальны­ми и другими ресурсами  Вооруженных Сил

4.        координация деятельности федеральных министерств иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обороны

5.        участие в осуществлении  военного строительства  в Российской Федерации

6.        совершенствование   правовой   основы   деятельности Вооруженных Сил

7.        разработка мер направленных на повышение автори­тета и престижа военной службы на сохранение и приумножение патриотических традиций

8.        участие в международном сотрудничестве по военным вопросам 

9.        и т. д.

 Функциями Министерства обороны являются:

1.   контроль состояния Вооруженных Сил и

2.      разработка   предложений   по  расходам   на  оборону

3.    организация научных исследований в целях обороны

4.    заказ и финансирование производства закупки и ре­монта вооружения и военной техники

5.     организация эксплуатации модернизации и ремонта вооружения военной техники и имущества в Воору­женных Силах

6.     обеспечение разведывательной деятельности в интере­сах обороны и безопасности Российской Федерации

7.     обеспечение защиты государственной границы  Рос­сийской Федерации в воздушном пространстве и под­водной среде

8.     организация прохождения военной службы военно­служащими

9.     участие в разработке государственных стандартов в области обязательной подготовки граждан к военной службе

10.  участие в переговорах по проблемам безопасности

11.  оказание в установленном порядке иностранным го­сударствам услуг по подготовке национальных воен­ных кадров и технического персонала

12.       организация работы по созданию и ведению баз дан­ных в области обороны

13.       и т. д.

Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации

 

является центральным органом военного управления и основным органом оперативного управления Вооруженными Силами РФ осу­ществляющим координацию деятельности органов военного управ­ления других 'войск и воинских формирований по выполнению за­дач в области обороны.

В соответствии с Федеральным законом "Об обороне" и Поло­жением о Генеральном штабе Вооруженных Сил Российской Феде­рации утвержденным Указом Президента РФ от 11 ноября 1998 г.8

 

Основные типы генерального штаба:

- Луи Бертье и его штаб при Наполеоне.

- Феномен «большого генерального штаба» Мольткестаршего.

- Германский генштаб как «скрытый главнокомандующий».

-Магия «большого генерального штаба».

- Мольтке и Бисмарк как модель взаимоотношений между высшим военным чином и государственным руководителем.

- Последствия чрезмерного усиления роли генштаба.

 -Генштаб Гинденбурга и Людендорфа и поражение Германии в Первой мировой     войне.

На основе реального исторического опыта и современной практики различных стран можно говорить о нескольких типах генерального штаба.

Один тип — это орган анализа прогнози­рования и планирования подготовки проектов директив и приказов Главнокомандующего (Верховного Главнокомандую­щего) а также контроля за выполнением принимаемых Глав­нокомандующим решений.

Другой тип генштаба - это орган прямого управления стратегическими действиями операция­ми с самостоятельной отдачей соответствующих директив приказов; такому органу высшим политическим руководством страны делегируется весьма значительный объем полномочий которые являются полномочиями самого Верховного Главно­командующего.

Еще один тип генштаба — это своего рода кан­целярия административный орган при Верховном Главноко­мандующем.

Генеральный штаб осуществляет стратегическое планирование при­менения Вооруженных Сил других войск воинских формирований и органов военного управления; проводит мероприятия связанные с поддержанием боевой и мобилизационной готовности Вооружен­ных Сил; осуществляет координацию деятельности по проведению в РФ мероприятий по воинскому учету подготовке граждан РФ к военной службе и их призыву на военную службу и военные сбо­ры; организует разведывательную работу в целях обороны; разра­батывает предложения по основным вопросам касающимся подго­товки страны к обороне военной доктрины РФ структуры соста­ва численности дислокации задач Вооруженных Сил и т. д.

В организации обороны и управлении Вооруженными Силами значительное место отводится военным советам которые создаются Президентом РФ. Они действуют на постоянной основе и являют­ся совещательными органами в видах Вооруженных Сил в родах войск в военных округах группах войск на флотах в армиях на флотилиях. В процессе своей деятельности военные советы разра­батывают рекомендации связанные с реализацией государственной военной политики в войсках и на флотах со строительством и раз­витием Вооруженных Сил с выполнением мероприятий по поддер­жанию боевой готовности войск с организацией обеспечения пра­вопорядка воинской дисциплины.

8              СЗ РФ. 1998

Военные советы тесно взаимодействуют с органами государ­ственной власти по вопросам обеспечения выполнения правовых актов в области обороны социально-правовой защиты военнослу­жащих по подготовке территорий в целях обороны по призыву на военную службу и т. д.9

Для оперативного управления войсками Вооруженных Сил су­ществуют военные округа флоты. Военный округ является опера­тивно-стратегическим (оперативно-территориальным) командовани­ем Вооруженных Сил на соответствующем стратегическом направ­лении. В пределах своих границ органы военных округов осуществ­ляют оперативное руководство объединениями соединениями и воинскими частями видов и родов войск Вооруженных Сил Других войск воинских формирований и органов по вопросам обороны стра­ны. Флот является оперативным объединением Военно-Морского Флота Российской Федерации. Руководит военным округом (флотом) командующий который осуществляет свою деятельность через со­ответствующие штабы управления отделы округа (флота).

Войсковые соединения и части (армии дивизии полки и др.) возглавляют командиры соединений воинских частей. Командова­ние соединениями и частями они осуществляют через подчиненные им штабы и различные службы.

В систему органов управления обороной входят военные ко­миссариаты образуемые в субъектах РФ городах и районах воз­главляемые военными комиссарами.

Согласно Положению о военных комиссариатах утвержденно­му Указом Президента РФ от 15 октября 1999 г.10 они создаются Минобороны России и являются его территориальными органами. Организацию деятельности военных комиссариатов осуществляет Генеральный штаб через управления соответствующих военных округов (управление флота). Военные комиссариаты отчитывают­ся о своей деятельности перед Генеральным штабом через управ­ления соответствующих военных округов.

На военные комиссариаты возлагается проведение призыва людских ресурсов поставка транспорта в сроки и объемах установ­ленных мобилизационным планом; обеспечение своевременного и полного выполнения планов призыва граждан на военную службу и их отправки в Вооруженные Силы и другие войска а также пла­нов отбора граждан для поступления на военную службу по кон­тракту; участие совместно с органами здравоохранения в контроле за медицинским обследованием и освидетельствованием граждан подлежащих первоначальной постановке на воинский учет или при­зыву на военную службу; содействие образовательным учреждени­ям в проведении обязательной и добровольной подготовки граждан к военной службе; осуществление воинского учета граждан пребы­вающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу и т. д.

Одним из важнейших направлений их деятельности является оказание социальной помощи уволенным из Вооруженных Сил офи­церам прапорщикам мичманам членам их семей.

2.2. Органы местного самоуправления и управление обороной

В соответствии с действующим законодательством органы ме­стного самоуправления наделены определенным комплексом полно­мочий в области

9              САПП РФ. 1993. № 36. Ст. 3390.

10           СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5013.

управления обороной которые реализуются ими в пределах подведомственной территории и в тесном взаимодей­ствии с органами военного управления.

Деятельность органов местного самоуправления в этом направ­лении предполагает прежде всего обеспечение ими на своей терри­тории соблюдения и исполнения законодательных и других право­вых актов в области обороны.

Согласно федеральным законам "Об обороне" "О воинской обязанности и военной службе" "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" Положению о призыве на

военную службу граждан Российской Федерации утвержденному Правительством РФ 1 июня 1999 г.11 Положению о воинском учете утвержденному Правительством РФ 25 декабря 1998 г.12 а также ряду других нормативных актов на органы местного самоуправле­ния возложена организация воинского учета подготовка молодежи к военной службе; организация призыва граждан на военную служ­бу военные сборы по мобилизации; осуществление мероприятий по выполнению мобилизационных планов и заданий.

Совместно с органами военного управления органы местного самоуправления принимают меры по подготовке своих территорий и коммуникаций в целях обороны. Они обязаны оповещать граждан о вызовах военного комиссариата и обеспечивать им возможность своевременной явки по вызовам; по запросам военного комиссара направлять ему необходимые для занесения в документы воинско­го учета сведения о гражданах поступающих на воинский учет либо состоящих на воинском учете; осуществлять контроль за посеще­нием гражданами подлежащими призыву на военную службу ле­чебно-профилактических учреждений в которые они направлены для медицинского обследования или освидетельствования.

Органы местного самоуправления обязаны выявлять во взаи­модействии с органами внутренних дел граждан постоянно или временно проживающих на их территории и подлежащих постанов­ке на воинский учет а также разъяснять им их обязанности по во­инскому учету и контролировать их выполнение.

Для первоначальной постановки граждан на воинский учет решением главы муниципального образования утверждается комис­сия по постановке граждан на воинский учет а для организации и проведения призыва граждан на военную службу им создается при­зывная комиссия.

Для работы призывных комиссий проведения медицинского освидетельствования и осмотров граждан поступающих на военный учет военную службу призываемых на военные сборы а также для призыва граждан на военную службу органы местного самоуправ­ления обеспечивают предоставление и оборудование необходимых помещений и территорий транспорта медикаментов медицинско­го оборудования иных материально-технических средств медицин­ского персонала и т. п. Они руководят гражданской обороной на тер­ритории муниципального образования; организуют работу по воен­но-патриотическому воспитанию граждан совместно с органами военного управления а также координируют и согласовывают с ними свою деятельность в области обороны.

В целях совершенствования организации обороны органы ме­стного самоуправления вправе вносить в соответствующие органы государственной власти предложения и рекомендации.

11           СЗ РФ. 1999. № 23.

Страницы: 1 2