Управление внутренними делами

Рефераты по административному праву » Управление внутренними делами Скачать

Московская Государственная Юридическая Академия

МДФ

III курс, 13 группа

КУРСОВАЯ РАБОТА

ДИСЦИПЛИНА: Административное право

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Куншина

ТЕМА: Управление внутренними делами

ИСПОЛНИТЕЛЬ: Коровникова Е. А.

 

Москва

2002г.

Система МВД России её задачи и функции. В истории России такая государственная структура как Министерство внутренних дел (МВД) всегда занимала значи­мое место в системе государственной власти оказывая замет­ное влияние на общественно-политическую ситуацию в стране. Не является исключением в этом отношении и нынешний пе­риод исторического развития. МВД России находится под при­стальным вниманием властных структур политических сил са­мого различного спектра общественности рядовых граждан. Это объясняется в первую очередь характером функций и наз­начением МВД его широкими возможностями по применению комплекса мер для конструирования системы обще­ственной безопасности и обеспечения ее эффективного функ­ционирования а также тем что в современ­ных реалиях МВД России является одной из ведущих структур кризисного и антикризисного управления.

Повышение роли МВД России обусловлено в первую оче­редь нарастанием негативных явлений в оперативной обста­новке. Кризисные ситуации в экономике и политике не могли не сказаться на уровне общественного порядка и обществен­ной безопасности вызвав резкое усиление криминальных угроз. Ошибки допущенные при реформировании экономической военной правоохранительной и других сфер государственной деятельности ослабление системы государственного регулиро­вания и контроля несовершенство правовой базы и отсутствие сильной государственной социальной политики снижение ду­ховно-нравственного уровня общества являются на сегодняш­ний день объективными факторами способствующими сохра­нению расширенному воспроизводству и нарастанию преступ­ности и коррупции.

Последствия названных просчетов проявляются в ослабле­нии правового контроля за ситуацией в стране сращивании исполнительной и законодательной власти с криминальными элементами и структурами проникновении их в сферу управле­ния банковским бизнесом крупными производствами торговы­ми организациями и товаропроводящими сетями. Преступный мир бросил по существу вызов государству вступив с ним в открытую конфронтацию и конкуренцию. Поэтому борьба с преступностью и коррупцией носит не только правовой но и политический характер.

Роль и место МВД в системе органов государственной вла­сти. МВД России непосредственно реализуюет основные направления деятельности органов внутренних дел (ОВД) и внутренних войск (ВВ). Такова достаточно сложная правовая конструкция использованная для определения назна­чения миссии МВД в системе органов власти.

Согласно Положению о Министерстве Внутренних Дел Российской Федерации (в редакции Указа Президента РФ от 06.09.97 №993)[1] Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России)     является федеральным органом исполнительной власти осуществляющим  в   пределах своих  полномочий  государственное управление  в сфере охраны правопорядка   обеспечения общественной безопасности и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов внутренних дел Российской Федерации.

Министерство в своей деятельности руководствуется: Конституцией Российской Федерации федеральными конституционными законами   федеральными законами указами и распоряжениями Президента Российской Федерации постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации общепризнанными принципами и нормами международного права международными договорами Российской   Федерации. Деятельность Министерства осуществляется на основе принципов уважения и соблюдения  прав  и  свобод  человека и гражданина.

Единую систему исполнительной власти в Российской Феде­рации возглавляет коллегиальный орган—Правительство РФ. Оно согласно закону[2] решает следующие вопросы в сфере обес­печения законности прав и свобод граждан борьбы с преступ­ностью:

— участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности обще­ства и государства;

— осуществляет меры по обеспечению законности прав и свобод граждан по охране собственности и общественного порядка борьбе с преступностью и другими общественно опас­ными явлениями;

— разрабатывает и реализует меры по укреплению кадров развитию и укреплению материально-технической базы право­охранительных органов.

Министр внутренних дел (федеральный министр) является членом Правительства РФ и правомочен участвовать с правом решающего голоса в его заседаниях. Он принимает участие в выработке и реализации политики Правительства РФ. в целом.

Закон предъявляет к министру как члену Правительства РФ ряд специальных требований и налагает определенные ог­раничения. Так министр не вправе:

— быть депутатом любого органа представительной власти;

— занимать другие должности в органах власти и общест­венных объединениях;

— заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

— заниматься другой оплачиваемой деятельностью кроме преподавательской научной или творческой;

— быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органах государственной власти;

— использовать в неслужебных целях информацию средст­ва материально-технического финансового и информационного обеспечения предназначенные только для служебной деятель­ности;

— получать гонорары за публикации и выступления в каче­стве члена правительства;

— получать в связи с осуществлением своих полномочий от физических и юридических лиц не предусмотренные федераль­ным законодательством ссуды подарки денежное вознаграж­дение в том числе услуги оплату развлечений и отдыха;

— принимать без разрешения Президента Российской Фе­дерации почетные и специальные звания награды иные знаки отличия иностранных государств;

— выезжать в служебные командировки за пределы России за счет физических и юридических лиц за исключением слу­жебных командировок осуществляемых по международной до­говоренности.

МВД России принадлежит к числу так называемых «прези­дентских структур». Введение в обиход такого понятия означает результат серьезных политических столкновений в борьбе за утверждение нынешнего государственного строя — президент­ской республики. Правовой констатацией победы в этой борьбе сторонников президентской республики стал Закон от 25 де­кабря 1997 г. которым введена новая редакция ст. 32 Закона о Правительстве РФ. Теперь она звучит так: «Президент Рос­сийской Федерации ... руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти ведающих вопросами обороны безопасности внутренних дел иностранных дел предотвраще­ния чрезвычайных ситуаций»[3]. Кроме того b декабре 1998 г. непосредственно Президенту РФ переподчинены Минюст РФ и Федеральная служба налоговой полиции.

Президент РФ утверждает положения об этих министерст­вах назначает их руководителей включая заместителей мини­стра определяет состав коллегии утверждает штатную числен­ность центрального аппарата руководит внутренними войска­ми утверждает их состав численность и структуру принимает решения о дислокации и передислокации ВВ принимает решения о привлечении ВВ для участия совместно с ОВД в обеспе­чении режима чрезвычайного положения назначает военнослу­жащих на должности подлежащие замещению высшими офи­церами утверждает положение о Главкомате внутренних войск. Президент реализует в отношении МВД иные полномочия в том числе и как Председатель Совета Безопасности Российской Федерации.

За Правительством РФ закреплена функция координации деятельности «силовых министерств». Вокруг вопроса об орга­низационном обеспечение этой функции путях и методах ее осуществления продолжаются оживленные дискуссии в кори­дорах власти однако на этом направлении нет ни устоявшей­ся практики ни максимально конкретной правовой регламента­ции.

Основные задачи МВД России.    В нынешний период МВД является отраслевой подсистемой государственного управления и одновременно правоохранительным органом призванным осуществлять контроль за соответствием поведения деятельности всех членов общества правовым предписаниям и применяющим в установленных законом случаях в пределах своей компетенции принудительные меры воздействия в случаях правовой  паталогии   в  том числе при совершении преступлений. Положением[4] об МВД Рос­сии на Министерство возложены следующие задачи:

- защита прав человека и гражданина;   

- обеспечение безопасности личности;

- предупреждение и пресечение преступлений;

- выявление и раскрытие преступлений;

- защита частной государственной муниципальной и иных форм собственности;

- оказание помощи в пределах установленных законодательством гражданам (в том числе свидетелям и потерпевшим прежде всего)   должностным и частным лицам предприятиям учреждениям организациям и общественным объединениям в осуществлении их прав свобод и законных интересов   а также в реализации обязанностей;

- руководство органами внутренних дел и внутренними вой­сками в целях выполнения возложенных на них задач и при­нятие мер по совершенствованию их деятельности;

- совершенствование нормативной правовой основы дея­тельности органов внутренних дел и внутренних войск обеспе­чение законности их деятельности;

- совершенствование работы с кадрами их профессиональ­ной подготовки обеспечение правовой и социальной защищен­ности сотрудников и военнослужащих системы Министерства;

- развитие и укрепление материально-технической базы ОВД и ВВ.

При этом важно подчеркнуть   что вся их деятельность связанная с преступлениями и преступностью осуществляется до суда и для суда.

Основными задачами МВД являются обеспечение общест­венного порядка и общественной безопасности и борьба с прес­тупностью.

Возложенные на него задачи министерство реализует путем осуществления широкого спектра набора комплекса функций (в положении названы 45 функций МВД) объединенных общей направленностью и едиными целевыми ориентирами.

Структура МВД России. За последнее десятилетие можно выделить ряд этапов в формировании структуры МВД каж­дый из которых естественно был обусловлен объективными требованиями времени и нес на себе отчетливый отпечаток личности руководителей инициировавших структурные пере­мены.

С созданием в 1989 г. МВД РСФСР его структура строи­лась как антипод существовавшему и то время МВД СССР. Были созданы ранее не имевшие аналогов такие структурные образования как «службы» (служба криминальной милиции служба милиции общественной безопасности служба организа­ции управления и т. д.). На базе бывших отделив создавались «бюро» «агентства» и т. п.

С сентября 1991 г. такие же поиски начались и в бывшем МВД СССР где само слово «управление» выкорчевывалось из обращения как не отражавшее умонастроений того времени.

В феврале—марте 1992 г. была предпринята попытка соз­дать так называемое МБВД — министерство безопасности и внутренних дел. Эта структура как нежизнеспособная и поли­тически невостребованная была отвергнута хотя огромная под­готовительная работа включая структурирование объединенных оперативных служб следственного аппарата обеспечиваю­щих подразделений была проделана.

По мере стабилизации политических структур выравнива­лась и структура МВД. Были оставлены в прошлом непривыч­ные наименования подразделений. Структура вновь стала фор­мироваться на базе главных управлений управлений и отде­лов. Помимо традиционных появились новые подразделения что объяснялось расширением задач и увеличением функций МВД с одной стороны и переменами в акцентах и приорите­тах — с другой. Так с расширением полномочий МВД по осу­ществлению оперативно-розыскных мероприятий было образо­вано Управление оперативно-технических мероприятий. Возло­жение на МВД задач и функций по контролю за частной де­тективной и охранной деятельностью потребовало создания ли-цензионно-разрешительных подразделений.

С середины 80-х гг. специалисты МВД заговорили об угрозе организованной преступности. Жизнь подтвердила остроту и нарастающую опасность этого явления. Для противодействия организованной   преступности  потребовалась  специальная структура.

С середины 90-х гг. в число главных криминальных угроз выдвигается наркоманийная преступность. Адекватным реаги­рованием стало создание подразделений по борьбе с незакон­ным оборотом наркотиков.

Расширение международных связей МВД по раскрытию преступлений и поимке преступников обусловило необходимость формирования национального бюро Интерпола.

Организационная структура МВД России не может оста­ваться неизменной. Она конструируется видоизменяется появ­ляются новые подразделения упраздняются исчерпавшие себя меняются коммуникации между структурными единицами их подчиненность а также протяженность их функций «по вер­тикали». Но во всем этом движении во всех этих названных переменах важным остается одно — обеспечение строжайшего следования требованиям научного управления. Это прежде всего требование адекватности структуры системы и методов управления свойственных характеру и особенностям оператив­ной обстановки. В противном случае эксперименты по струк­турному преобразованию становятся самоцелью способом де­монстрации новаторского склада ума отдельных личностей. Далее. Всеобщим требованием формирования оптимальной структуры является гибкость подвижность динамизм учиты­вающий все реалии оперативной обстановки. Закостенелость структуры — один из главных тормозящих факторов на пути к цели организации.

До 2001 года принципиальная схема структуры МВД выглядела следующим образом:

— руководство — министр десять заместителей министра в том числе три первых а также начальник ГУВД Москвы;

— подразделения реализующие основные задачи министер­ства — 13 из них восемь главных управлений одно уп­равление (режимных объектов) на правах главного Следствен­ный комитет при МВД и три управления;

— подразделения выполняющие обеспечивающие функ­ции — 12 из них пять главных управлений аппарат министра на правах главного управления шесть управлений;

— подразделения непосредственно подчиненные МВД — семь. Это Главный информационный центр (ГИЦ) Главное уп­равление вневедомственной охраны НЦБ Интерпола Оперативно-псгисковое управление Управление оперативно-техниче­ских мероприятий Экспертно-криминалистический центр и Уп­равление безопасности информационных технологий.

Таким образом аппарат МВД сформирован по традицион­ному линейно-функциональному принципу где «линия» — это выполнение основных задач а «функция» — обеспечивающие службы. Некоторым отступлением от традиций линейно-функ­ционального построения является наличие сильного штабного блока распространяющего организационные полномочия на все структуры.

Подразделения составлявшие МВД России можно условно разделить на три отраслевых блока: блок криминальной милиции; блок милиции общественной безопасности; блок обеспечивающий деятельность МВД России. В соответствии со своими задачами и функциями в указанные блоки не входили Главное командование внутренних войск и Главное управление Государственной противопожарной охраны а также Следственный комитет при МВД России.

Ключевыми блоками являются блок милиции общественной безопасности и блок криминальной милиции на которые согласно Положению об МВД России возлагается выполнение основной задачи Министерства - обеспечение общест­венного порядка и общественной безопасности и борьба с прес­тупностью. В соответствии с основными задачами и функциями блока милиции общественной безопасности в него входили:

1) Главное управление обеспечения общественного порядка;

2) Главное управление государственной инспекции безопасности дорожного движения;

3) Главное управление внутренних дел на транспорте;

4) Паспортно-визовое управление;

5) Управление режимных объектов;

Соответственно блок криминальной милиции составляли:

1) Главное управление уголовного розыска;

2) Главное управление по борьбе с организованной преступностью;

3) Главное управление по борьбе с экономическими преступлениями;

4) Управление по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

Таким образом организационное построение системы МВД России имело трёхуровневую иерархическую структуру:

1-й уровень - Министерство внутренних дел России;

2-й уровень - Министерство внутренних дел Управление внутренних дел субъектов Российской Федерации (далее - МВД УВД);

3-й уровень - городские и районные органы внутренних дел линейные органы внутренних дел на транспорте (далее горрайорганы горрайлинорганы внутренних дел).

Структурное построение МВД всегда вызывало и продол­жает вызывать столкновение различных мнений и подходов. Если отвлечься от деталей то суть разночтений в следующем:

— одни настаивают на том что МВД не должно решать оперативно-тактичесиие задачи а обязано сосредоточиться на стратегическом управлении. По сути дела речь идет о посте­пенном переходе к полицейской системе децентрализованного типа с элементами сильных федеральных структур на особо острых направлениях правоохранительной деятельности (США Великобритания);

— другие мотивируя свою позицию таким аргументом как необходимость обеспечения управляемости системы  (ОВД) склонны к конструированию такой структуры которая расши­рила бы возможности МВД по организации работы на всех уровнях вплоть до муниципального.

Структура МВД в широком смысле этого понятия включая набор и протяженность функций методы управления и управ­ленческого влияния сегодня отражает политические государст­венно-правовые и иные социальные реалии нашего времени.

Федеративное устройство государства с достаточно широ­кой самостоятельностью субъектов Федерации обусловливает систему двойного подчинения органов внутренних дел. Власт­ные полномочия в отношении МВД УВД и горрайорганов как бы распределяются по двум каналам — ведомственные органы управления и органы власти субъектов Федерации.

Кроме того децентрализация функций объясняется тем что попытки решать из единого центра все практические вопросы обеспечения общественного порядка и борьбы с преступностью контрпродуктивны и только тормозят достижение ожидаемого результата.

Вместе с тем налицо немало объективных факторов дик­тующих необходимость централизации управления объединения организационных и практических усилий под единым ру­ководством концентрации сил средств и возможностей на ре­шающих наиболее сложных и трудоемких оперативно-служеб­ных направлениях.

Центростремительные тенденции отчетливо и рельефно про­являются в организации служебно-боевой деятельности ВВ в обеспечении борьбы с организованной преступностью в управ­лении органами внутренних дел на транспорте в руководстве ОВД на режимных объектах. На этих и ряде других направле­ниях МВД России действует как единоначальник решающий служебные вопросы по принципу «Команда — исполнение».

Кроме того МВД Россия выступает в такой роли и при ру­ководстве силами и средствами обеспечивающими выполнение задач в кризисных ситуациях. Наглядный пример—управление силами и средствами несущими службу в Северо-Кавказском регионе (причем это не разовый эпизод а система закреплен­ная в недавно принятой концепции военной реформы в кото­рой прямо говорится что при силовом решении внутренних кон­фликтов координирующим и непосредственно управляющим ор­ганом выступает МВД России с подчинением ему сил и средств других армейских и военизированных структур).

Эффективность выполнения Министерством Внутренних Дел своей основной задачи - охраны правопорядка в немалой степени зависит от его структуры ибо этот элемент существенно влияет на качество выполнения оперативно-служебных задач.

После проведённой во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 4 июня 2001 года № 644[5] реорганизации принципиальная схема структуры МВД выглядит следующим образом:

Служба криминальной милиции: Отдел Координации служба криминальной милиции; Главное управление уголовного розыска; Главное управление по борьбе с экономическими пре­ступлениями; Главное управление по борьбе с незаконным оборотом наркотиков; Главное управление по борьбе с организованной пре­ступностью; Управление оперативно-розыскной информации.

Страницы: 1 2 3