Органы государственного управления как объект административного права

Рефераты по административному праву » Органы государственного управления как объект административного права Скачать

Содержание:

Введение

1. Понятие и административно-правовой статус органов исполнительной власти

2. Виды органов исполнительной власти

3. Система органов исполнительной власти

4. Место ОВД в системе исполнительной власти

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Конституция РФ 1993 года отказалась от термина "государственное управление". Вместо него внедрен в оборот новый термин – исполнительная власть. Согласно статьям 10 и 11 Конституции к числу государственных органов относятся органы трех ветвей власти - законодательной исполнительной судебной - как федерального уровня так и уровня субъектов Федерации. Органы местного самоуправления согласно статье 12 Конституции не входят в систему органов государственной власти.

К числу "иных" государственных органов образуемых в соответствии с Конституцией относятся:

1) Центральный банк Российской Федерации;

2) Совет Безопасности Российской Федерации;

3) Администрация Президента Российской Федерации;

4) полномочные представители Президента Российской;

5) дипломатические представители РФ в иностранных государствах и международных организациях;

6) Счетная палата РФ;

7) Прокуратура РФ;

8) Аппарат правительства РФ;

9) Председатель зам. председателя секретарь Центризбиркома РФ.

Управление различными сторонами государственной и общественной жизни не является исключительной функцией исполнительного аппарата государства. В этом процессе активно участвуют и другие субъекты единой государственной власти. И главное в управляющем воздействии состоит не столько в принятии соответствующих законов а в их реализации т. е. в строгом проведении в жизнь содержавшихся в них юридически-властных требований. А это и есть процесс исполнения. Законодатель не в состоянии взять на себя функцию исполнения принятых им законов и вообще недопустимо законодателю самому исполнять законы. Поэтому возникает необходимость в специальном управленческом звене государственного аппарата которое осуществляет исполнительно-распорядительные функции. Исполнение – это и есть непосредственная государственно-управленческая деятельность т. е. управляющее воздействие и исполнительство полностью совместимы.

Исполнительная власть характерна следующим:

1. Это относительно самостоятельная ветвь единой государственной власти РФ тесно взаимодействующая с законодательной и судебной ее ветвями;

2. Ее функции связаны с практической реализацией законов а общегосударственном масштабе т. е. она является подсистемой единой государственной власти или ее механизма.

3. Это непременный атрибут государственно-властного механизма существующий наряду с законодательной и судебной властями.

4. Она способна оказывать определяющее воздействие на деятельность поведение; право и возможность подчинять других своей воле.

5. Для нее характерно правоприменение позитивного характера т. е. прямое исполнение требований законодательства в целях нормальной и эффективной работы объектов экономики культуры и т. п.

6. Она олицетворяется с деятельностью специальных субъектов наделенных исполнительной компетенцией т. е. представлена органами исполнительной власти которые не могут быть ни законодательными ни судебными. Ст. 77 Конституции РФ гласит: "Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов федерации образуют единую систему исполнительной власти в РФ".

7. Она организована и осуществляется на началах федерализма.

8. Она непосредственно распоряжается такими атрибутами государственной власти как финансами важнейшими средствами коммуникаций армией и иными воинскими формированиями милицией службой внутренней и внешней безопасности исправительно-трудовыми учреждениями и т.п.

Государственное управление по своему назначению представляет собой не что иное как вид государственной деятельности в рамках которого практически реализуется исполнительная власть.

Органы государственного управления – это субъекты исполнительной власти и иные звенья осуществляющие в каком-то объеме государственно-управленческую деятельность.

В данной работе мы хотим раскрыть проблему органов государственного управления как субъектов административного права через их адиминистративно-правовой статус виды и систему органов исполнительной власти и место органов внутренних дел в этой системе.

1. Понятие и административно-правовой статус органов исполнительной власти

Понятие органа исполнительной власти . Специфику любого органа государственной власти составляет то что он осуществляет задачи и функции государства и выступает от его имени наделен государственными властными полномочиями. Эти полномочия состоят в праве органа издавать юридические акты от имени государства являющиеся обязательными для тех кому они адресованы и применять меры обеспечивающие реализацию юридических актов в том числе меры убеждения стимулирования и принуждения.

Исполнительные органы (органы государственного управления администрации) являясь одним из видов органов государственной власти обладают вышеуказанными признаками. Они отличаются от других органов (законодательных и судебных) назначением содержанием своей деятельности и ее характером. Исполнительные органы осуществляют функции общего управления непосредственное повседневное оперативное руководство в социально-политической социально-культурной хозяйственной и межотраслевых сферах.

Органы исполнительной власти государственного управления образуются в установленном законодательством порядке — путем избрания или назначения.

Органы исполнительной власти государственного управления администрация являются в пределах своих полномочий самостоятельными коллективными образованиями выполняющими определенным штатом людей (государственных служащих) функции целенаправленного воздействия на управляемые объекты.

В структуру органа т.е. во внутреннее его построение входят: руководство (начальник его заместители коллегия если имеется); подразделения (штабы аппараты) осуществляющие функции общего управления отраслевые функциональные вспомогательные подразделения и службы. Структура может быть принтерной типовой и индивидуальной. Она отражается в штатном расписании — перечне структурных подразделений и должностей.

Понятие органа исполнительной власти (органа государственного управления администрации) может быть определено как целостное структурно оформленное самостоятельное социальное образование функционально осуществляющее исполнительную и распорядительную деятельность в целях решения задач общества и государства в социально-политической социально-культурной хозяйственной и межотраслевых сферах государственной деятельности.

Административно-правовой статус органов исполнительной власти (органов государственного управления администрации) определяется Конституцией конституциями республик в составе России федеральными и иными законами положениями об органах (например Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации). Все органы исполнительной власти обладают административной правосубъектностью.

Административно-правовой статус органа исполнительной власти определяется также его конкретным назначением местом и ролью в системе управления. Вместе с тем общими чертами правового положения органа являются:

— подзаконный характер деятельности органов исполнительной власти;

— наделениеих правом распорядительства издавать подзаконные юридические акты в том числе акты нормативного характера;

— подотчетность и подконтрольность нижестоящих органов вышестоящим в той или иной системе управления обязательность распоряжений вышестоящих органов для нижестоящих. При этом органы государственного управления могут действовать в рамках двойного подчинения — вертикальном и горизонтальном. В тех отраслях управления где требуется высокая степень централизации двойное подчинение отсутствует (управление оборонной железнодорожным транспортом и др.). Это объясняется спецификой данной отрасли управления;

— оперативная самостоятельность органов в пределах компетенции.

Компетенция органа исполнительной власти определяемая законодательным или иным нормативным актом включает: задачи органа его функции т.е. направления деятельности обязанности и права ответственность формы и методы деятельности и структуру органа.

2. Виды органов исполнительной власти

В административно-правовой литературе применяются следующие критерии для классификации органов исполнительной власти государственного управления и сведенияих в определенные видовые группы.

По основаниям образования все органы исполнительной власти государственного управления подразделяются на органы:

— образование которых предусмотрено конституциями (президентуры — президенты и их администрация правительства);

— создаваемые на основе текущего законодательства и подзаконных актов (министерства государственные комитеты комитеты департаменты управления отделы службы администрации и другие ведомства).

По порядку образования. Этот критерий позволяет свести все органы исполнительной власти в две родовые группы:

— избираемые (президенты главы администраций краев областей городов федерального значения автономной области автономных округов если они занимают эту должность в результате выборов населением);

— создаваемые путем распоряжения указа исходящего от уполномоченных органов исполнительной власти (министерства государственные комитеты комитеты ведомства отделы управления администрация и др.).

По характеру компетенции. По данному критерию органы исполнительной власти подразделяются на органы:

— общей компетенции ведающие всеми отраслями и сферами управления (президентуры правительства администрация краев областей городов федерального значения автономных образований);

— отраслевой компетенции ведающие какой-либо одной отраслью управления (министерства некоторые комитеты и ведомства отделы и управления);

— межотраслевой (специальной) компетенции ведающие вопросами управления имеющими межотраслевое значение (органы статистики стандартизации метрологии сертификации служба занятости населения и др.).

По порядку разрешения подведомственных вопросов. Классификация по данному критерию позволяет выделить две группы органов исполнительной власти:

— коллегиальные органы обсуждающие и разрешающие подведомственные вопросы имеющие наиболее важное значение коллегиально (Правительство Российской Федерации правительства субъектов федерации некоторые государственные комитеты и др.);

— единоначальные органы в которых подведомственныеим вопросы разрешаются единолично руководителем данного органа исполнительной власти (министерства ведомства управления отделы службы администрация и др.).

Однако в единоначальных органах исполнительной власти единоначалие сочетается с коллегиальностью. В министерствах ведомствах управлениях и других единоначальных органах образуются коллегии в состав которых входят руководитель органа его заместители и другие руководящие работники а также специалисты. Коллегия рассматривает наиболее важные вопросы управления отраслью сферой и т.п. Решения коллегии проводятся в жизнь как правило приказами руководителя единоначального органа.

По территории деятельности. Этот критерий определяется федеративным устройством и административно-территориальным делением Российской Федерации. По территориальным масштабам деятельности различаются:

— федеральные органы исполнительной власти распространяющие свою деятельность на всю территорию России (Президент России и его Администрация Правительство России федеральные министерства государственные комитеты и иные федеральные органы исполнительной власти);

— региональные федеральные органы исполнительной власти действующие на территории определенных регионов т.е. на части территории России. Деятельность этих органов может осуществляться в пределах нескольких республик краев областей и иных территориальных единиц (в пределах военного округа железной дороги и др.). Такие органы являются межтерриториальными (межрегиональными). Федеральные органы могут осуществлять свою деятельность и в пределах одной административно (государственно)-территориальной единицы (налоговые инспекции военные комиссариаты и др.). Образование реорганизация и ликвидация территориальных органов

производятся соответствующими вышестоящими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с субъектами федерации на территории которых они действуют. В таком же порядке производится назначение руководителей региональных (территориальных) органов аих финансирование как правило осуществляется за счет средств федерального бюджета;

— органы исполнительной власти субъектов федерации осуществляющие деятельность соответственно в пределах территорий республик краев областей городов федерального значения автономных областей и автономных округов. В масштабе республик действуют президенты правительства министерства комитеты и иные ведомства. В масштабе края области города федерального значения и автономного образования исполнительная управленческая деятельность осуществляется соответствующей администрацией руководимой ее главой (губернатором мэром). Администрации подчинены управления отделы комитеты департаменты и иные краевые областные городские окружные органы отраслевой и специальной компетенции.

По источнику финансирования. Органы исполнительной власти по данному критерию можно сгруппировать следующим образом:

— бюджетные не связанные с производственной деятельностью обращением материальных ценностей и финансируемые за счет федерального бюджета или бюджета субъекта федерации;

— осуществляющие хозяйственную коммерческую и иную деятельность связанную с производством материальных ценностей или оказанием платных услуг и получающих прибыль.

3. Система органов исполнительной власти

Система органов исполнительной власти базируется на принципе федерализма. Юридически она закреплена Конституцией конституциями республик в составе России федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными актами.

В соответствии с принципом федерализма действующая система исполнительной власти состоит из следующих звеньев:

— федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации;

— органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации — республик краев областей городов федерального значения автономной области автономных округов.

Представляя единую систему исполнительной власти в Российской Федерации федеральные органы и органы субъектов федерации в пределах своих полномочий призваны проводить в жизнь социально-экономические преобразования в России в целом осуществлять эффективную региональную политику защищать права и свободы человека и гражданина обеспечивать правопорядок.

Единство системы исполнительной власти юридически выражается в том что акты федеральных органов исполнительной власти обязательны для соответствующих органов исполнительной власти субъектов федерации а акты последних подлежат соблюдению федеральными органами исполнительной власти. Федеральные органы исполнительной власти по согласованию с

органами исполнительной власти субъектов федерации могут передаватьим осуществление части своих полномочий если это не противоречит Конституции и федеральным законам. В свою очередь органы исполнительной власти субъектов федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передаватьим осуществление части своих полномочий. В то же время органы исполнительной власти субъектов федерации в пределах своей компетенции самостоятельны. В случае расхождения между федеральным законом и иным нормативным актом Российской Федерации изданным вне пределов ведения России и ее совместного ведения с субъектами федерации действует акт субъекта федерации.

К федеральным органам исполнительной власти относятся:

Президент Российской Федерации Правительство Российской Федерации федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти.

Президент Российской Федерации. На должность Президента — главы государства — может быть избран гражданин Российской Федерации в возрасте не моложе 35 лет постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Президент избирается сроком на 4 года на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд. Порядок избрания Президента определяется федеральным законом.

Президент Российской Федерации наделен широкими полномочиями:

— определяет внутреннюю и внешнюю политику России в соответствии с Конституцией и федеральными законами его полномочия распространяются и на сферу государственного управления;

— создает органы исполнительной власти определяет содержание и важнейшие направления деятельности ее системы;

— формирует Правительство Российской Федерации (назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации принимает решение об отставке Правительства по предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации федеральных министров);

— имеет право председательствовать на заседании Правительства Российской Федерации;

— издает указы и распоряжения обязательные для исполнения на всей территории России;

— вправе отменять акты Правительства Российской Федерации и приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов федерации;

— формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации формирует Администрацию Президента;

— назначает на должность и освобождает от должности полномочных представителей Президента Российской Федерации в краях областях городах федерального значения автономной области автономных округов в целях обеспечения единства государственной политики в деятельности органов исполнительной власти России повышения эффективности взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами субъектов федерации;

— назначает на должность и освобождает от должности высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

— является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России;

— в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии вводит военное положение а при обстоятельствах и в порядке предусмотренных конституционным законом вводит чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Президент прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. В случае прекращения полномочий Президентомих временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации.

Президент Администрация Президента многочисленные советы и иные службы состоящие при них образуют самостоятельный орган управления (президентуру). Этот орган возглавляет Президент. Он определяет полномочия главы Администрации Президента советников и других должностных лиц.

Правительство Российской Федерации. Федеральным органом общей компетенции осуществляющим исполнительную власть в России является Правительство Российской Федерации. Оно обеспечивает согласованную деятельность органов исполнительной власти и правомочно решать вопросы государственного управления отнесенные Конституцией и федеральными законами к ведению России.

Правовое положение Правительства его состав порядок формирования определяются Конституцией и федеральнымизаконами. В своей деятельности Правительство руководствуется также указами и распоряжениями Президента Российской Федерации которому оно подотчетно. Порядок деятельности Правительства регулируется федеральным конституционным законом.

Правительство Российской Федерации — коллегиальный орган. В состав Правительства входят Председатель Правительства его заместители и федеральные министры. Председатель Правительства назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы России. Другие члены Правительства — заместители и федеральные министры — также

назначаются Президентом по предложению Председателя Правительства.

Председатель Правительства представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти. В соответствии с Конституцией федеральными законами и указами Президента Председатель определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу.

Страницы: 1 2 3