Россия и Белоруссия

Рефераты по геополитике » Россия и Белоруссия

Министерство образования Российской Федерации

Курский государственный педагогический университет

Аналитическая записка

«Геополитические аспекты взаимоотношений России и Белоруссии»

Выполнил: студент отделения

экономики и менеджмента

2курса 2 группы

Веденьёв В.О.

Проверил: доцент Нечаев

Владимир Дмитриевич

Курск-2002

«В XXI век наши страны вступают в новом качестве вместе уверенно двигаясь к союзному государству. Это полностью отвечает чаяниям народов России и Беларуси».

Из выступления Бориса Ельцина на церемонии подписания Декларации о дальнейшем единении России и Беларуси 25 декабря 1998 года

Введение

Для России конца ХХ в. примечательным явлением стало выдвижение множества геополитических концепций по-разному рисующих положение нашей страны в мире. Сложный переходный период после распада Советского Союза — мощной сверхдержавы — характеризуется обилием проектов “обустройства России” зачастую слишком идеологизированных и даже совершенно фантастических. Опять заспорили “западники” и “славянофилы” громко заявили о себе евразийцы. Но при жарких спорах о судьбе и будущем России фактически были утрачены академические исследования современной геополитической ситуации и реальных а не воображаемых прожектерами и идеологами отношений с другими странами. Иными словами пока не сложился нормальный объективный геополитический анализ принятый в западной науке. В данной связи актуальным представляется изучение географической конфигурации современных внешних связей страны и ее внешней политики для определения того насколько реалии отличаются от геополитических проектов и каковы действительные геополитические позиции России.

Восточно-славянский треугольник

Вопреки появившимся в 90-е годы внешне привлекательным концепциям "межморья" или Балто-Черноморского пространства и попыткам противопоставить российскую государственность как якобы "евразийскую" "однозначно европейским" западным странам СНГ реальным фактом по-прежнему остается восточно-славянский треугольник то есть пространство интенсивных связей и особых отношений между Россией Украиной Белоруссией и их народами.

Такой вывод основан по меньшей мере на трех серьезных аргументах . Начать с того что в значительной степени сохранились желание поддерживать гуманитарные связи равно как и притяжение объективно более мощной российской культуры и русского языка . В свете этого понятно что на личностном уровне российско-украинско-белорусские отношения затрагивали десятки миллионов человек вырастая в особо значимую внутриполитическую проблему.

Другой центростремительный фактор - это неоспоримо выявившаяся к концу 1990-х принадлежность России Украины и Белоруссии к постсоветскому пространству успешно покинуть которое удалось странам Балтии. Уже тот факт что расширение НАТО остановилось на западных границах Украины весьма показателен. Но окончательную точку в этом вопросе поставила позиция Европейского союза который несмотря на все попытки Украины продекларировать свой европейский выбор отказывается предоставить Киеву кандидатский статус даже в перспективе и рассматривает Украину сквозь призму концепции "прямого соседства".

Наконец в последнее десятилетие продолжилась своего рода игра на ревности - демонстрация сближения с одним из партнеров чтобы воздействовать на позицию другого. А это говорит о реально существующем ощущении внутреннего единства трех стран. В России такая позиция была наиболее четко сформулирована в докладе СВОПа "Возродится ли Союз?" (1996) в котором было с одной стороны заявлено что перспективы российско-украинских отношений зависят от того как пойдут дела с Белоруссией (и Казахстаном) а с другой стороны отмечено что рост - благодаря экономическому сотрудничеству с Россией - благосостояния белорусов затруднит Киеву проведение "политики самоизоляции". Символичен в этом смысле и выбор маршрута экспортного газопровода в обход Украины который пройдет именно через Белоруссию. В свою очередь украинское руководство пыталось затормозить российско-белорусское сближение заявляя что "Украину отталкивают" и что это ведет к подрыву СНГ. Примечательно и то что президент Белоруссии Александр Лукашенко часто предпринимал шаги на украинском направлении как раз тогда когда ему было нужно в чем-то убедить Москву.

Развитие отношений

При рассмотрении вопроса о создании российско-белорусского союза следует принимать во внимание несколько факторов повлиявших на развитие объединительной инициативы:

1) стремление ослабить кризис в СНГ и закрепить интеграционные тенденции в Содружестве;

2) решить проблему «изоляции» России в связи с расширением НАТО и ослаблением влияния России в Европе;

3) претворить в жизнь идею «избирательного» подхода к интеграции на постсоветском пространстве перейти к двусторонней модели межгосударственных отношений как более перспективной форме интеграции;

4) хотя бы частично осуществить идею создания «славянского союза» из стран наиболее близких России по политическому экономическому и культурному развитию.

Российско-белорусские отношения активно развивались еще до образования СНГ. В декабре 1990 года впервые в истории двусторонних отношений между Россией и Белоруссией был подписан политический договор со сроком действия десять лет. В последующие годы по мере того как в Содружестве стали проявляться несовпадающие интересы объединенных в нем новых независимых государств и разнонаправленность их геостратегических устремлений вошедшие в СНГ страны начали отдавать предпочтение двусторонним и региональным связям а не многостороннему сотрудничеству. На этом фоне российско-белорусские отношения занимают особое место и интеграция российской и белорусской экономик не имеет аналогов в других странах СНГ.

В то же время сходство Союза России и Белоруссии с Европейским Союзом - не более чем внешняя аналогия за которой стоит совсем другое содержание. Согласно западной классификации в региональных международных объединениях коим по существу и является Союз России и Белоруссии выделяются следующие виды экономического сотрудничества. В зонах свободной торговли между странами-участницами ликвидируются тарифы и другие торговые барьеры. Участники таможенного союза в дополнение к ликвидации барьеров во внутрирегиональной торговле принимают единые таможенные правила и тарифы для торговли с третьими странами. Общий рынок представляет особой союз в котором осуществляется свободное перемещение по территории региона товаров рабочей силы и капитала. Экономический союз обладает всеми чертами общего рынка страны-участницы которого при этом согласовывают и координируют свои экономические курсы. Наконец всеобъемлющая экономическая интеграция предполагает полную экономическую унификацию хозяйственных институтов и экономических стратегий развития включая создание общей валютной системы. (Эта схема носит прежде всего теоретический характер на практике же встречаются различные комбинации вариантов подобных отношений.) Российско-белорусское сотрудничество скорее подпадает по этой классификации под промежуточное определение между таможенным союзом и общим рынком т. е. занимает весьма далекое место от собственно экономической интеграции.

При этом данное сотрудничество - качественно иное явление нежели современные интеграционные процессы в западных странах. Прежде всего это - не интеграция двух рыночных основанных па частной собственности экономик. Белорусскую экономику вообще еще нельзя назвать рыночной - в ней практически не представлена частная собственность она контролируется и направляется государством. Российская экономика является экономикой переходного периода со смешанными формами собственности в которой роль рынка и частного капитала значительно больше. Но в своем взаимодействии с Белоруссией Россия представлена прежде всего государством. Роль частного российского капитала в российско-белорусской экономической интеграции минимальна в силу как общего характера белорусской экономики так и сознательной политики белорусских властей. Кроме того если в западных интеграциях речь идет об установлении новых связей то в российско-белорусском случае - скорее о сохранении старых сложившихся в социалистической системе разделения труда. В условиях перехода к рынку это можно сделать лишь целенаправленными волевыми усилиями зачастую ограничивающими действие рыночных механизмов.

Геополитическое значение союза

Российско-белорусская интеграция и основана на политической воле на сознательных целенаправленных усилиях правительств обеих стран. Чем же обусловлена эта политическая воля какие мотивы стоят за интеграционными усилиями России и Белоруссии? Интеграционную политику России невозможно объяснить чисто экономическими причинами (как впрочем и любую другую все дело однако в пропорциях экономики и политики). Для России интеграция имеет прежде всего «геополитическое» значение . Союз с Белоруссией обеспечивает России прямой доступ к Калининградскому анклаву сохраняет открытыми ворота в Европу экономит значительные средства необходимые для создания системы военно-стратегического сдерживания на западной границе России поскольку объекты ПВО на территории Белоруссии обеспечивают безопасность всего пространства Союза РФ с РБ. Пророссийская позиция Белоруссии также «разрывает» Балто-Черноморский коридор который в противном случае может отгородить Россию от основных магистралей транспортировки нефти через Латвию и Литву в Балтийское море и через Украину - в Черное. В случае реализации этого проекта западные постсоветские республики не только избавятся от российской энергозависимости но могут создать Москве реальную конкуренцию в вопросах реэкспорта каспийской нефти в Европу. После же строительства на территории Белоруссии газопровода «Ямал-Западная Европа» Балто-Черноморский коридор распадется на два самостоятельных направления - южное и северное.

Белоруссия обладает целым рядом факторов благоприятствующих динамичному развитию экономики страны . Это и ее чрезвычайно выгодное геоэкономическое положение поскольку через территорию Белоруссии проходят сухопутные транзитные пути связывающие Россию страны Центральной Азии и Закавказье с Европой. Кроме того в республике сохранилась относительно развитая коммуникационная инфраструктура квалифицированная и относительно дешевая рабочая сила достаточно высокий научно-технический потенциал производственные мощности для выпуска целого ряда конкурентоспособной на российском рынке и на рынке третьих стран продукции развитый агропромышленный сектор.

Препятствия для экономической интеграции

Наиболее радикальным с точки зрения интеграционного процесса представляется переход к единой денежной единице и формирование единого эмиссионного центра.

В мае 2000 г. появились сообщения о согласии партнеров использовать в качестве единой валюты российский рубль но при этом белорусская сторона настаивала на том чтобы Россия выделила стабилизационный кредит для поддержания ее национальной валюты в размере 150-200 млн. долл. Руководство ЦБ РФ возражало против предоставления кредита настаивая на изменения кредитно-денежной политики Национального банка РБ которые способствовали бы оздоров­лению финансового положения страны.

Тем не менее к концу 2000 г. компромиссы бы­ли найдены и 30 ноября В. Путин и А. Лукашенко подписали Соглашение о введении единой денеж­ной единицы и формировании единого эмиссион­ного центра Союзного государства. Документом предусматривается что с 1 января 2005 г. в каче­стве единственного платежного средства на территории России и Белоруссии будет функциони­ровать российский рубль а с I января 2008 г. предполагается ввести новую общую валюту уже Союзного государства.

О том что страна начинает вступать в полосу рыночных преобразований свидетельствует и принятие нового закона об экономической несо­стоятельности который вступил в силу с февраля 2001 г. Процедуре банкротства и санации подвер­гаются сейчас не единицы и не десятки а сотни предприятий-должников. Причем примерно чет­верть дел о банкротстве возбуждаются против го­сударственных предприятий чего прежде прак­тически не было.

Соглашение о Тамо­женном союзе между РФ и РБ предусматривав­шее создание единой таможенной территории и отмену таможенного контроля на российско-бе­лорусской границе было подписано еще 6 января 1995 г. Данное намерение подтверждалось Дого­вором о Сообществе России и Белоруссии Уста­вом Союза России и Белоруссии наконец Дого­вором о создании Союзного государства. Однако это не решило проблему. Сохранявшиеся разли­чия в размерах таможенных платежей позволяли коммерсантам уклоняться от их уплаты в России путем оформления товаров из третьих стран на более благоприятных условиях в Белоруссии с последующей переброской грузов в Россию. Бю­джету нашей страны наносился весьма сущест­венный урон.

Кроме того российская сторона терпела убытки и от разницы экспортных пошлин на неф­тепродукты . В конце марта 2000 г. власти РФ фактически восстановили контроль на границе с Белоруссией а последняя естественно предпри­няла адекватные меры. Таможенный союз ока­зался под угрозой.

Однако благодаря политической воле союз­ников противоречия удалось устранить. 29 янва­ря 2001 г. было подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Прави­тельством Республики Беларусь о завершении унификации и создании единой системы тарифно­го и нетарифного регулирования в Союзном госу­дарстве. В соответствии с этим соглашением и Россия и Белоруссия будут теперь применять в торговле с третьими странами единые таможен­ные тарифы.

Важным и трудно решаемым вопросом пред­ставляется и выработка единой ценовой полити­ки . Проще говоря нефть металл зерно или мясо должны стоить одинаково в обоих государствах (речь разумеется не идет о розничных ценах). Белорусские промыш­ленные предприятия оплачивают природный газ по ценам в 3.5-4.3 раза выше а электроэнергию - в 5.5-6 раз выше чем в соседних регионах России. Однако на прошедшем 12 апреля 2002 г. в Москве заседании ВГС Союзного государства стороны договорились что с 1 мая будут введены единые цены на энергоносители а с 1 июля - единые транспортные тарифы.

Одной из важнейших проблем интеграции яв­ляется унификация налогового законодательства и проведение единой налоговой политики. Серьезным камнем претк­новения является принятие единообразных норма­тивно-правовых актов определяющих принцип и порядок установления государственных тарифов на продукцию (услуги) предприятий естественных монополий. Есть и некоторые подвижки. Так практически унифицированы законодательные нормы двух стран по вопросам косвенного нало­гообложения. С 2000 г. Белоруссия перешла на зачетный метод при исчислении НДС который применяется в России. В целом же белорусская правовая база в налоговой сфере в значительно большей степени чем российская отстает от по­требностей рыночной экономики.

Заключение

Важнейшими выводами которые можно сделать из анализа дискуссий связанных с обсуждением белорусско-российского союза являются следующие:

1) для успешного решения внешнеполитических задач России требуется урегулирование внутренних проблем иначе они станут серьезным препятствием на пути реализации ее геополитических планов;

2) несмотря на окончание биполярной эпохи сохраняются старые стереотипы во взглядах на межгосударственные отношения на Россию и ее политику; продолжают существовать опасения возрождения сильной России страх перед «российской угрозой» пришедшей на смену «советской угрозе»;

3) в случае сохранения Россией независимого внешнеполитического курса она будет неизменно встречать препятствия в реализации своих геополитических планов в том числе на постсоветском пространстве со стороны не только США но и других региональных держав которые могут получать американскую поддержку;

4) существует серьезное противодействие закреплению двустороннего союза в ряде стран ЦВЕ которое находит сочувствие у США и будет оказывать влияние не только на внутриполитическую ситуацию в Беларуси но и на российско-белорусские отношения;

5) в Беларуси нет консенсуса среди представителей интеллектуальной и правящей элиты и весьма распространено мнение о том что республике следует иметь более «европоцентричный» курс и разновекторную политику в которой Россия будет одним из векторов.

Список использованной литературы:

  1. Н.Федулова. Перспективы российско-белорусского объединения//МЭИМО 06.2002 №7 с.93-102.
  2. В.А.Колосов Р.Ф.Туровский. Геополитическое положение России на пороге ХХI в.: реалии и перспективы.// www.politstudies/ 02.2000
  3. А.Розанов .Внешняя политика Белоруссии: представления и реальности // proetcontra 1998 т.3
  4. Шаклеина Т.А. Белоруссия во внешнеполитической стратегии РФ. М.:МОНФ 2000
  5. А.Машес. Внешняя политика России:1991-2000. // www.pubs.cornegie зима-весна т.6 2001.
  6. Поссорит ли Лукашенко Россию с Западом? // www.sewing 4.12.2000
  7. Россия и Белоруссия объединяют военную мощь. // www.ng 17.04.2001
  8. Т.Корнейко. Россия и Лукашенко. // www.gazeta.sng. 09.09.2001
  9. Морозов П. Политические грабли. // АИФ 41(866) 1997 с.10