Компетенция таможенных органов в области валютного контроля

Рефераты по государству и праву » Компетенция таможенных органов в области валютного контроля Скачать

Российская Правовая Академия Калужский филиал

Калуга 2004 г.

Введение

Либерализация внешнеэкономической деятельности и предоставление права выхода на внешний рынок практически любому хозяйствующему субъекту включая физических лиц занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица привели к возникновению новой для российской экономики и законодательства проблемы массовой утечки из России за рубеж валютных средств. Суммы размещенные на зарубежных счетах российских физических и юридических лиц исчисляются миллионами долларов. Отмечая масштабность этих процессов эксперты указывают что в случае возврата в Россию ее валютных ресурсов страна смогла бы не только решить проблему выплаты внешней задолженности но и отказаться от финансовой помощи других государств и международных организаций. Таким образом сформировалась система утечки финансовых ресурсов из России в основе которой лежит незаконная реализация российскими предпринимателями прав на осуществление внешнеэкономической деятельности (злоупотребление данным правом). Причины существования этой системы - непривлекательность инвестиционного климата России не только для иностранных но и для собственных предпринимателей.

Цель данной работы определить что входит в компетенцию таможенных органов в области валютного контроля в Российской Федерации.

Глава 1. Основные понятия

В данной главе даётся определение понятий необходимых для понимания при написании данной работы. Для большей наглядности глава разбита на пункты.

1.1. Валюта Российской Федерации

а) находящиеся в обращении а так же изъятые или изымаемые из обращения но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов банкнот Центрального банка Российской Федерации и монеты;

б) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях в Российской Федерации;

в) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях за пределами Российской Федерации на основании соглашения заключаемого Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации с соответствующими органами иностранного государства об использовании на территории данного государства валюты Российской Федерации в качестве законного платежного средства.

1.2. Иностранная валюта

а) денежные знаки в виде банкнот казначейских билетов монеты находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств а так же изъятые или изымаемые из обращения но подлежащие обмену денежные знаки;

б) средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

1.3. Валютные ценности

а) иностранная валюта;

б) ценные бумаги в иностранной валюте;

в) драгоценные металлы в любом виде и состоянии за исключением ювелирных и других бытовых изделий а также лома этих изделий;

г) природные драгоценные камни а также жемчуг за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий (ст. 1 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле").

1.4. Валютные операции

Понятие валютных операций дано в п. п. 7-10 ст. 1 Закона о валютном регулировании. К валютным операциям законодатель отнес: операции связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности в том числе использование в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте; ввоз и пересылку в Российскую Федерацию и из нее валютных ценностей; осуществление международных денежных переводов. Таким образом предварительная оплата по внешнеторговому контракту однозначно должна квалифицироваться как валютная операция связанная с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты.

Операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции связанные с движением капитала.

Глава 2. Таможенный контроль

Наряду с фактическим контролем за пересылкой ввозом и вывозом валютных ценностей таможенные органы осуществляют также документальный контроль за валютными операциями связанными с перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств.

2.1. Проведение таможенного контроля

В связи с осуществлением валютного контроля должностные лица таможни наделяются правом в пределах своей компетенции: проверять все документы связанные с осуществлением ими функций валютного контроля получать необходимые объяснения справки и сведения по вопросам возникающим при проверках изымать документы свидетельствующие о нарушениях в сфере валютного законодательства не производить выпуск товаров в случае представления паспорта сделки оформленного с нарушениями установленных требований а также другими правами предусмотренными российским законодательством.

Таможенные органы при осуществлении ими функций валютного контроля имеют право:

не производить выпуск товаров в случае представления ненадлежаще оформленных документов необходимых для валютного контроля;

осуществлять в пределах своей компетенции проверки валютных операций экспортеров;

запрашивать у экспортера и банков документы и информацию об осуществляемых ими валютных операциях связанных с перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств.

2.2. Органы таможенного контроля

Распределение компетенции по валютному контролю производится между следующими структурными подразделениями таможенных органов:

таможенным постом (отделом таможенного оформления и таможенного контроля при его наличии в структуре таможенного поста) акцизным таможенным постом (отделом таможенного оформления и таможенного контроля при его наличии в структуре акцизного таможенного поста);

отделом таможенного оформления и таможенного контроля и отделом таможенной стоимости и валютного контроля таможни (в т.ч. таможни центрального подчинения);

отделом таможенной стоимости и валютного контроля регионального таможенного управления.

Управлением валютного контроля Государственного таможенного комитета.

2.2. Ответственность за несоблюдение таможенного режима

В ходе осуществления контроля за соблюдением участниками внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД) требований валютного и таможенного законодательства отделом валютного контроля (далее - ОВК) запрашивает у уполномоченных банков участников ВЭД и на таможенных постах документы необходимые для осуществления данного контроля (ГТД ПС транспортные документы инвойсы письма из уполномоченных банков и другие).

При подтверждении своевременного и полного зачисления выручки либо ввозе товаров работ услуг результатов интеллектуальной деятельности на основании подтверждающих документов ОВК готовит акт о результатах проверки.

В случае непоступления (несвоевременного поступления) выручки; неввоза товаров эквивалентных по стоимости переведенным в их оплату средствам или неосуществления возврата переведенных ранее в оплату товаров средств; неввоза товаров работ услуг результатов интеллектуальной деятельности при совершении бартерных сделок выносится определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования или составляется протокол об административном правонарушении ответственность за которое предусмотрена статьями 15.25 или 16.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Акт проверки определение о возбуждении дела об административном правонарушении или протокол об административном правонарушении вместе с материалами являющимися поводом и основанием для возбуждения дела об административном правонарушении передаются в соответствии с порядком предусмотренным в том числе приказом МЮТ от 29.07.2002 N 333 для регистрации в правоохранительный блок таможни где осуществляются дальнейшие процессуальные действия по материалам об административном правонарушении.

В процессе проведения проверки ОВК для получения необходимых сведений направляет соответствующие запросы в ОРО а также в ОТИ таможни. Информация о присвоении номера определению или протоколу об административном правонарушении о суммах штрафных санкций указанных в постановлении по делу об административном правонарушении об уплаченных суммах штрафов после получения указанных сведений в виде копий документов из ОТР и ОИПпоДАП таможни заносится сотрудниками ОВК в электронные копии КУ и УК и с копиями постановлений по делу об административном правонарушении передается в ОВК ЦТУ.

ОТР регистрирует поступившее из ОВК определение или протокол об административном правонарушении в порядке определенном соответствующими нормативными документами ГТК России и приказом МЮТ от 29.07.2002 N 333. Сотрудники ОТР принимают материалы к производству и осуществляют в установленном порядке конкретные процессуальные действия. Сотрудники ОТР в рамках производства по делу в части касающейся незачисления выручки при выявлении превышения суммы незачисления свыше 10000-кратного установленного МРОТ предусмотренного ст. 193 УК РФ в соответствии со ст. 300 ТК РФ решают вопрос о передаче материалов дела об административном правонарушении в органы дознания. В процессе производства при необходимости привлекают сотрудников ОВК для консультаций а при подготовке постановления по делам возбужденным в соответствии со ст. 15.25 КоАП согласовывают с ОВК проект постановления. ОТР информирует ОВК о продлении производства по делу об административном правонарушении о соединении дел в одно производство или направлении материалов в судебные инстанции а также о результатах рассмотрения материалов дела в судебной инстанции.

После завершения производства по делу об административном правонарушении в 3-дневный срок ОТР направляет копии постановлений по делам в ОВК таможни для формирования установленной отчетности по валютному контролю .

Заключение

Обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций является единственной целью валютного контроля.

Необходимо обратить внимание что ЦБ РФ в соответствии со ст.9 НК не является участником отношений регулируемых законодательством о налогах и сборах. Участником таких отношений из числа органов валютного контроля является только Государственный таможенный комитет РФ который в соответствии с п.2 ст.10 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" может контролировать выполнение резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством. Заметим однако что на территории РФ ни на кого не может возлагаться обязанность уплаты налога и сбора в иностранной валюте. Безусловное право (а не обязанность) уплаты налогов и сборов в иностранной валюте предоставлено лишь лицам не являющимся налоговыми резидентами РФ. Резидентам же такое право в виде отступления от общего правила об исполнении обязанности по уплате налогов и сборов в валюте РФ может быть предоставлено федеральными законами (п.3 ст.45 НК). Однако возможности возложения на резидентов обязанности по уплате налога в иностранной валюте ст.45 НК не предусматривает.

Список литературы

Таможенный кодекс Российской Федерации. - М.: «ТД ЭЛИТ-2000» 2002.

Комментарий к таможенному кодексу. - М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА 1997.

Комментарий к Закону РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" (А.М. Эрделевский) - М.: Юрид. лит. 2000.

Приказ МЮТ 392 от 19.08.02 «О введении порядка взаимодействия структурных подразделений таможни при осуществлении валютного контроля»