Административно-правовой статус военнослужащих

Рефераты по государству и праву » Административно-правовой статус военнослужащих Скачать

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3

Глава I ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА В ВОПРОСЕ О СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ………………………………………………………  6

§ 1. Законодательство СССР……………………………………………………6

§ 2. Нормативно-правовые акты периода 1977- 1993 гг.……………………11

§ 3. Законодательство России после 1993 года………………………………16

Глава II ОБЯЗАННОСТИ  ВОЕННОСЛУЖАЩИХ…………………….……19

§ 1. Общие должностные и специальные обязанности военнослужащих….19

§ 2. Ответственность военнослужащих ………………………………………22

§ 3. Офицерские суды чести в Вооруженных Силах СССР………………….24

Глава III ПРАВА И ЛЬГОТЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ..……………………..27

§ 1. Права военнослужащих ……………………………………………………27

§ 2. Льготы и компенсации предоставляемые военнослужащим……………39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….48

Список использованной литературы…………………………………………..53

ВВЕДЕНИЕ

          В семидесятых-восьмидесятых годах двадцатого века был принят ряд законов определяющих  права свободы обязанности и ответственность военнослужащих а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих граждан уволенных с военной службы и членов их семей.

 В соответствии с этими законами военнослужащие подразделялись на ряд категорий: военнослужащие срочной службы военнослужащие сверхсрочной службы прапорщики и мичманы офицерский состав военнослужащие женщины. Для каждой из этих категорий был разработан отдельный закон («Положение о прохождении военной службы офицерским составом ВС СССР» «Положение о прохождении действительной сверхсрочной службы в ВС СССР» и т. д.) кроме того существовало Положение о льготах для военнослужащих военнообязанных лиц уволенных с военной службы в отставку и их семей утвержденное постановлением СМ СССР от 17 февраля 1981 года № 193 и ряд других законов касающихся различных прав свобод и обязанностей военнослужащих.

 В названных законах достаточно полно регламентировались порядок приема на военную службу и увольнения права и обязанности данной категории военнослужащих правовые гарантии социальной защиты. Помимо этого обязанности военнослужащих и действия их в определенных ситуациях прописывались в «Уставах Вооруженных Сил СССР».

На тот период времени правовая база по этому вопросу была достаточно полной и охватывала практически все аспекты жизни военнослужащих. Но с принятием 12 декабря 1993 года Конституции Российской Федерации и в связи с переменами произошедшими в нашем обществе возникла необходимость принятия нового закона о статусе военнослужащих.

Новая конституция нашей страны потребовала коренного изменения многих ранее принятых законов и подзаконных актов. Следует подчеркнуть что в условиях развития демократии и строительства правового государства на первое место выдвигается не принцип государственного принуждения а гарантия прав свобод и интересов человека обеспечение справедливости и гуманизма. Естественно что это не обошло стороной  вооруженные силы и спецслужбы нашего государства.

Демократические процессы происходящие ныне в Российской Федерации затронули все слои общества включая Вооруженные Силы. В условиях резкого обострения общественных противоречий когда развитие российского общества подчас приобретает непредсказуемый характер роль правового регулирования строительства и использования Вооруженных Сил резко возрастает. При этом невозможно решать военные проблемы не учитывая проблем экономических правовых и гуманитарных.

На сегодняшний день в условиях рыночной экономики спада  производства и нехватки бюджетных средств военнослужащие представляют одну из категорий населения нашей страны которой весьма необходимы поддержка государства и правовая защита.

Военная мощь государства во многом зависит от разработанности содержания и качества правовых норм. Регулирующая роль права способствует обеспечению сплоченности и единства действий военнослужащих мобилизации их на совершенствование боевого мастерства на безупречное несение военной службы а также реализации их прав и законных интересов.

Регулирование сложных комплексных правоотношений характерных для Вооруженных Сил требует применения норм многих отраслей права. Следовательно военное право – это не самостоятельная обособленная отрасль а одна из органических частей всей правовой системы государства.

 В военно-правовой литературе наряду с термином “военное право” часто встречается термин “военное законодательство”. Под ними в принципе понимается одно и тоже. Но строго юридически это не так. Право – это нормы общие правила которые содержатся в различных нормативно-правовых актах. Законодательство – это законы то есть официальные документы имеющие высшую юридическую силу.

По юридической силе содержанию и уровню социальной защиты право и обязанности военнослужащих можно разделить на три группы.

Первая группа – содержащиеся в Конституции основные неотъемлемые права и обязанности военнослужащего которые определяют его статус как гражданина страны и защищают его неприкосновенность как особого должностного лица. Это те социально-экономические политические и личные права и свободы которые не могут быть изменены отменены или ограничены другими нормативно-правовыми актами меньшей юридической силы. Недопустимы факты установления различных ограничений и запретов конституционных прав и свобод со стороны военного командования и отдельных ведомств. Только реальное обеспечение конституционных прав военнослужащих дает гарантии социальной защищенности этой категории российских граждан.

Международные пакты о правах человека предусматривают возможность ограничения прав военнослужащих только в отдельных строго определенных случаях. Все эти случаи должны быть оговорены в Конституции.

Вторая группа – те права и обязанности содержащиеся в нормах различных отраслей права которые распространяются на военнослужащих но в отличие от первой группы в некоторых случаях имеют свои особенности по отношению к военнослужащим.

Третья группа – права и обязанности военнослужащих которые вытекают из условий военной службы и устанавливаются законами о вооруженных силах а также изданными на их основе правовыми актами. Эти нормы определяют общие должностные и специальные права и обязанности военнослужащих.

В данной работе мы постараемся рассмотреть все три группы прав и свобод военнослужащих содержащихся в нормативно-правовых актах СССР и Российской Федерации так как на сегодняшний день вопрос о статусе военнослужащих продолжает оставаться одним из актуальных и достаточно серьезных. Дальнейшая проработка этого вопроса позволит укрепить правовое положение военнослужащих а  также обеспечить должную правовую и социальную защищенность как их самих так и членов их семей.

Задачи данной работы провести сравнительный анализ законодательства СССР и законодательства Российской Федерации в области обеспечения прав и свобод военнослужащих их обязанностей и ответственности правовой и социальной защиты постараться выявить достоинства недостатки и недоработки современного законодательства в этой области.

Цель данной работы: попытка выработки предложений и рекомендаций по улучшению законодательства в вопросе социальной защищенности военнослужащих.

Для этого в первой главе данной работы мы ознакомимся с законодательством Российской Федерации и законами принятыми в СССР по интересующему нас вопросу.

Во второй главе мы рассмотрим обязанности и ответственность военнослужащих РФ.

Глава третья будет посвящена правам свободам и социальной защите военнослужащих граждан уволенных с военной службы и членов их семей.

I.          ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА В ВОПРОСЕ О СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

§ 1. Законодательство СССР

За время своего существования СССР вел достаточно много войн как на своей территории так и на территории других государств. Для этих целей стране была нужна достаточно большая профессиональная армия. С целью привлечения в армию молодежи и квалифицированных кадров была развернута пропаганда военной службы и приняты ряд законов о правах и обязанностях  военнослужащих.

Военная служба считалась очень престижной. Со школьной скамьи советский человек готовился стать защитником родины и считал это почетной обязанность. Руководство страны всячески проявляло заботу о военнослужащих. “…Партия воспитывает коммунистов всех советских людей в духе постоянной готовности к защите социалистической отчизны любви к своей армии. Она будет всесторонне способствовать дальнейшему развитию деятельности общественных оборонных организаций. Защита отечества служба в Советских Вооруженных Силах – высокая и почетная обязанность советского гражданина…”[1].

Государство заботилось не только о военнослужащих но и проявляло большую заботу о военно-патриотическом воспитании молодежи с целью подготовки кадров для службы в армии. Формирование точки зрения о престижности военной службы начиналось именно в школе. В школах и на предприятиях молодежь проходила начальную военную подготовку положение о которой было утверждено министром обороны СССР 17 июня 1968 года.

Конечно одним из основных законов регламентирующих права и обязанности военнослужащих был закон СССР “О всеобщей воинской обязанности” от 12 октября 1967 года (глава VIII ст. 63 “…Права и обязанности военнослужащих и призванных на сборы военнообязанных вытекающие из условий военной службы устанавливаются настоящим Законом и воинскими уставами[2]…”).

Государство понимало необходимость повышения образовательного уровня военнослужащих и поэтому  в то время существовало достаточно много нормативных актов регламентирующих этот вопрос.

В этих целях и для  реализации  права военнослужащих на образование приказом Министра обороны СССР от 8 января 1976 года № 4 было введено в действие “Положение об обучении офицеров прапорщиков мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы в вечерних и заочных высших и средних специальных гражданских учебных заведениях”.

Среднее военное и специальное образование в Вооруженных Силах осуществлялось через систему средних военно-учебных заведений. “Положение о средних военных училищах Вооруженных Сил СССР” было введено в действие приказом Министра обороны СССР от 8 мая 1962 года № 120.

В целях обеспечения возможности получения военнослужащими среднего военно-специального образования без отрыва от службы существовало “Положение об экстернате при военных училищах министерства обороны СССР” (приказ Министра обороны № 218 от 25 сентября 1974 года).

Военнослужащие также пользовались различными льготами в области образования. Так  статья 43 Закона СССР “О всеобщей воинской обязанности” гласит: “…За лицами призванными на действительную военную службу в период обучения в учебных заведениях при увольнении в запас сохраняется право быть зачисленными для продолжения учебы в том учебном заведении и на том курсе где они обучались до призыва на военную службу…”[3]. Льготы установленные для студентов вечерних и заочных вузов и учащихся вечерних и заочных средних специальных учебных заведений распространялись и на военнослужащих обучающихся в этих учебных заведениях (приказ Министра обороны СССР от 8 января 1976 года № 4). Согласно приказа Министра обороны СССР от 14 октября 1975 года № 245 льготы предоставлялись и военнослужащим обучающимся без отрыва от службы (работы) в общеобразовательных школах.

Военнослужащие имели льготы при поступлении в средние специальные и высшие учебные заведения прописанные в правилах приема в эти учебные заведения.

Такое многообразие нормативно-правовых актов так или иначе регламентирующих вопрос об образовании военнослужащих объясняется тем что в армии потребовались образованные квалифицированные кадры. Естественно государство установило ряд льгот для военнослужащих в области образования.

Вопрос снабжения вещевым имуществом был прописан в “Положении о вещевом снабжении советской армии и военно-морского флота на мирное время” (приказ Министра обороны СССР № 60 от 12 марта 1971 года).

«Настоящим Положением определяется порядок вещевого снабжения воинских частей Советской Армии и Военно-Морского Флота…»[4] кроме того в данном положении прописывалось кто может пользоваться правом на вещевое довольствие и в чем оно (снабжение) заключается.

Один из самых актуальных вопросов который стоял в нашем обществе во все времена – квартирный. Министерство обороны СССР не обошло его стороной. В Законе СССР «О всеобщей воинской обязанности» этому вопросу посвящены статьи 70-72: «Статья 70. За военнослужащими действительной срочной военной служб сохраняется жилая площадь и они не могут быть исключены из списков очередности на получение жилой площади.

Статья 71. Офицерский состав прапорщики мичманы состоящие на действительной военной службе и военнослужащие сверхсрочной службы оплачивают занимаемую ими жилую площадь по льготным ставкам согласно действующему законодательству.

Статья 72. Обеспечение жилой площадью офицерского состава прапорщиков мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы уволенных в запас или отставку производится исполнительными комитетами Советов депутатов трудящихся в порядке устанавливаемом Советом Министров СССР…»[5]

22 апреля 1965 года приказом Министра обороны СССР № 100 было введено “Положение о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии советской армии и военно-морского флота”. Кроме того продолжали действовать “Кодекс о льготах для военнослужащих и военнообязанных РККА и членов их семей” утвержденный постановлением ЦИК и СНК СССР от 23 апреля 1930 года и циркуляр Всесоюзного совета коммунального хозяйства при ЦИК СССР от 8 апреля 1936 года о порядке применения постановления ЦИК и СНК Союза ССР от 17 апреля 1936 года “О ставках квартирной платы для военнослужащих кадрового командного и начальствующего состава кадрового младшего командного и начальствующего состава сверхсрочной службы и кадрового рядового состава сверхсрочной службы РККА пограничной и внутренней охраны НКВД Союза ССР”.

Как видно вопрос квартирного обеспечения регламентировался довольно большим количеством нормативно-правовых актов но этот перечень далеко не полон. Существовал еще ряд постановлений СМ СССР так или иначе затрагивающих этот вопрос (“О расширении льгот инвалидам отечественной войны и членам семей военнослужащих погибших в великую отечественную войну” “О размерах земельных участков и денежных ссуд предоставляемых генералам адмиралам и старшим офицерам для индивидуального строительства жилых домов” и т. д.).

Эти законодательные акты определяли льготы для различных категорий военнослужащих размеры квартирной платы размеры земельных участков суммы ссуд на строительство жилых домов и другие вопросы касающиеся квартирного обеспечения.

В вопросе медицинского обеспечения военнослужащих и членов их семей советское государство также установило ряд льгот. Существовали различные ведомственные инструкции и приказы регламентирующие вопрос медицинского обеспечения. Примером может служить введенная в действие приказом Военного Министра СССР от 10 марта 1952 года № 20 “Инструкция о порядке отбора и направления военнослужащих членов их семей пенсионеров и вольнонаемного состава в санатории и дома отдыха военного министерства СССР” определяющая кто из членов семей военнослужащих имел право на санаторное лечение стоимость санаторных билетов (путевок) и порядок их оплаты.

Вопрос пенсии военнослужащих регламентировался Законом СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях» постановлением СМ СССР от 2 января 1957 года № 1 «О пенсиях офицерам и военнослужащим сверхсрочной службы и их семьям» «Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий» утвержденным постановлением СМ СССР от 3 августа 1972 года № 590 постановлением СНК СССР от 5 июня 1941 года № 1474 «О пенсиях и пособиях лицам высшего старшего и среднего начальствующего состава лицам младшего начальствующего состава сверхсрочной службы специалистам рядового состава сверхсрочной службы и их семьям» и др.

В этих нормативно-правовых актах определялись лица имеющие право на государственное пенсионное обеспечение порядок исчисления пенсий порядок обращения за назначением пенсий порядок исчисления выслуги лет на пенсию порядок пересмотра ранее назначенной пенсии.

Военнослужащие армии СССР пользовались довольно большим перечнем льгот и этот перечень периодически пополнялся. Так в марте 1965 года было принято постановление Совета Министров СССР  № 140 «О расширении льгот инвалидам Отечественной войны и членам семей военнослужащих погибших в Великую Отечественную войну» а в постановлении СМ СССР от 20 мая 1965 года № 401 было сказано: «Совет Министров СССР постановляет:

Распространить льготы установленные постановлением Совета Министров СССР от 6 марта 1965 года № 140 для инвалидов Отечественной войны на других инвалидов из числа военнослужащих ставших инвалидами вследствие ранения контузии или увечья полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы либо вследствие заболевания связанного с пребыванием на фронте».[6]

Таким образом льготы распространялись не только на военнослужащих участников Великой Отечественной войны но и на других военнослужащих так или иначе получивших ранения или увечья при защите СССР.

Военнослужащие имели также ряд льгот по перевозкам. Закон СССР «О всеобщей воинской обязанности»: «Статья 68. Перевозка и обеспечение питанием в пути следования лиц призванных на действительную военную службу и на сборы а также уволенных их рядов Вооруженных Сил СССР по окончании действительной военной службы и сборов к месту жительства производятся за счет государства.

Статья 69. Офицерский состав прапорщики мичманы военнослужащие сверхсрочной службы и их семьи а также военнослужащие срочной службы при переездах по железнодорожным водным автомобильным и воздушным путям сообщения пользуются льготами в соответствии с действующим законодательством…»[7]

Льготы по перевозкам были установлены «Кодексом о льготах для военнослужащих и военнообязанных РККА и их семей» утвержденным постановлением ЦИК и СНК СССР от 23 апреля 1930 года. Этот кодекс устанавливал льготы по перевозкам и определял круг лиц имеющих право на эти льготы.

Оплата воинских перевозок производилась в соответствии с инструкцией «О порядке учета оформления и использования воинских перевозочных документов и оплате воинских перевозок» введенной в действие приказом Министра обороны СССР от 15 сентября 1964 года № 200. Инструкция определяла какие документы давали право на проезд и перевозку грузов срок действия перевозочных документов основания для  получения перевозочных документов.

Страницы: 1 2 3 4 5