Реферат: Предприятия и учреждения как субъекты административного права - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Предприятия и учреждения как субъекты административного права

Рефераты по государству и праву » Предприятия и учреждения как субъекты административного права

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАЗАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ МВД РОССИИ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ПЛАТНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО АДМИНИСТРАТИВНОМУ ПРАВУ

Предприятия и учреждения как субъекты административного права

Работу выполнила:

студентка 2 курса 371 гр.

заочной формы обучения

на базе высшего образования Юсупова Р.З.

Казань 2009


Оглавление

Введение

1. Субъекты административного права: понятие, виды, полномочия

1.1 Предприятия и учреждения как субъекты административного права

1.2 Основы административно-правового положения предприятий, учреждений

Заключение

Библиографический список


Введение

В условиях устойчивого гражданского общества и правового государства правовое регулирование положения личности, человека должно занимать центральное, приоритетное место, здесь право и государство в лице своих органов и должностных лиц призваны быть на службе у общества, его членов. Высшая цель государства и права, как средства реализации государством своих задач и функций – обеспечение развития гражданского общества, охрана порядка и безопасности лиц его составляющих.

Субъект права в любой отрасли права – это обладатель, носитель определенных прав и обязанностей, которыми он наделен в связи с необходимостью реализации своих жизненных потребностей, полномочий, возложенных на него правовым актом, участием в жизни общества, коллектива, государства[1] . В административном праве нормы реализуются гражданами, их объединениями, государственными органами и т.д., которые и являются в этом случае субъектами административного права, носителями конкретных прав и обязанностей.

Таким образом, целью написания данной курсовой работы является определение сущности предприятий и учреждений как субъектов административного права. Цель курсовой работы определяет следующие задачи:

1. Определение понятия, видов, полномочий субъектов административного права в целом;

2. Изучение сущности предприятий и учреждений как субъектов административного права;

3. Исследование основ административно-правового положения предприятий и учреждений.


1. Субъекты административного права: понятие, виды, полномочия

Полномочия, которыми наделены субъекты административного права, имеют определенные особенности по своему характеру, объему, формам выражения. Полномочия субъектов административного права могут выражать право гражданина на получение высшего образования или занятия предпринимательской деятельностью или только обязанности, например, обязанность граждан и организаций блюсти правила общественного порядка, благоустройства, являться в правоохранительные органы по их вызову и т. д. Есть полномочия, состоящие из правообязанностей, например, право обучаться в образовательном учреждении и обязанность получить там определяемый государством обязательный минимум образования.

Полномочия, которыми наделен субъект административного права, предоставляются ему в одних случаях по его желанию, например, гражданин обращается с заявлением в государственный орган, в другом случае – вопреки его желанию, например, лицо при привлечении его к административной ответственности, наделяется обязанностями исполнить меру административного взыскания, имея при этом определенные права и обязанности, в том числе по принудительному исполнению. Права и обязанности субъекта административного права образуют его правовой статус.

Правовой статус – категория комплексная, отражающая взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива[2] . Правовой статус субъекта административного права образуют нормы общие для всех субъектов, например, нормы о праве обращения субъектов в государственные и иные органы с заявлениями, жалобами, предложениями. Наряду с общими нормами, правовой статус субъекта административного права объединяет значительное число норм, которые реализуются только данным субъектом, например, правила учреждения общественных объединений, закрепленные в законодательстве, адресованы только этим субъектам административного права. В зависимости от вида и объема полномочий субъекты административного права делятся на группы и виды. Поэтому целесообразно с точки зрения практики правового регулирования и изучения данной проблемы классифицировать субъекты административно права на группы, каждая из которых имеет свой административно - правовой статус.

Субъекты административного права разделяются на две группы: физические лица и организации. В основу такого разделения положены как различия в выражении воли и интереса, так и в наборе полномочий субъектов – многие полномочия физических лиц присущи только им и совсем не свойственны организациям и наоборот, например, право жалобы, право и обязанность иметь Устав организации. Физические лица, как субъекты административного права, категория родовая и охватывает четыре вида субъектов: личность, гражданин, иностранный гражданин, лицо без гражданства (апатрид). За основу выделения этих видов приняты степень связи лица с данным государством и производный от этого объем прав и обязанностей лица: у гражданина Российской Федерации один объем правового статуса, у лица без гражданства, хотя и проживающего на территории РФ, иной объем, у иностранного гражданина на территории РФ – третий.

Организации как субъекты административного права, так же разделены на виды и группы. В первую очередь все организации следует разделить на государственные и не государственные. Государственные организации выполняют задачи, функции и полномочия, порученные им государством, базируются на государственной собственности и управляются государством, к числу государственных организаций относятся органы государства (представительной власти, исполнительной власти и другие), государственные предприятия и учреждения (образовательные, научные, учреждения культуры и другие). Организации не государственные не выполняют государственных задач и функций, хотя и могут способствовать этому, например, в области охраны порядка и безопасности народные дружины не финансируются государством и им не управляются, профсоюзы, спортивные организации и другие общественные объединения граждан, кооперативные объединения, политические партии и другие. Эта классификация не государственных организаций проводится по их целям, форме собственности, территориальным масштабам деятельности. Для системы министерства внутренних дел, как государственной системы, характерно наличие в ней субъектов административного права в виде государственных организаций. Но законодательство допускает участие личного состава и в организациях не государственных, например, в профсоюзах, спортивных организациях и других.

Различают субъект административного права и субъект административного правоотношения. Субъекты административного права определяются в нормах права как вообще граждане, общественные объединения, государственные организации, не государственные организации, предприятия учреждения, трудовые коллективы. Они могут в течение длительного времени не вступать ни с кем в административные правоотношения, то есть не становиться их субъектами. Субъект правоотношения всегда конкретен. Субъекты административных правоотношений – это конкретные участники, стороны правоотношения, наделённые обязанностями и правами в сфере исполнительной власти и способные их осуществлять. Субъекты административного права могут стать субъектами административных правоотношений, если имеются три условия:

1. Административно-правовая норма, предусматривающая права и, обязанности субъекта;

2. Административная правоспособность и дееспособность субъекта;

3. Основание возникновения изменения и прекращения правоотношений (юридический) факт.


1.1 Предприятия и учреждения как субъекты административного права

Предприятия и учреждения относятся к субъектам административного права, но только в определённых правом случаях и в соответствующем качестве, поскольку они, в отличие от органов исполнительной власти, не осуществляют функций руководства, а выполняют экономические, социально-культурные и другие задачи и функции в целях удовлетворения материальных, духовных и иных потребностей граждан, общества и государства.

Конституция Российской Федерации применяет термины «предприятия», «учреждения», «государственные, муниципальные и другие жилищные фонды», «государственные или муниципальные образовательные учреждения».

В Гражданском кодексе РФ нашли свое юридическое закрепление и развитие такие понятия, как хозяйственные товарищества и общества; производственные кооперативы; государственные и муниципальные унитарные предприятия; некоммерческие организации.

Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) содержит и раскрывает фундаментальные и чрезвычайно важные не только для гражданского, но и для административного, финансового, трудового, налогового, таможенного права понятия.

Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей.

Предприятие – это хозяйственная организация, образованная для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли (ст. 132 ГК РФ)[3] .

Учреждение – это организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично (ст. 120 ГК РФ)[4] . Учреждения создают ценности в основном непроизводственного характера.

Предприятия подразделяются на различные виды. По видам их можно условно разделить на три группы. Например, по виду производства:

1) предприятия, производящие продукцию;

2) предприятия, производящие работы;

3) предприятия, производящие хозяйственные услуги.

В свою очередь, в каждой группе предприятий по видам производства можно произвести дальнейшее их разделение на подвиды.

Предприятия, производящие продукцию, делятся на предприятия промышленные (заводы, фабрики, шахты, комбинаты), сельскохозяйственные (акционерные общества, кооперативы, фермерские хозяйства, артели и т.д.).

Предприятия, производящие работы, делятся на предприятия строительные, проектные, изыскательские и др.

Предприятия, производящие хозяйственные услуги, делятся на предприятия транспортные, торговые, связи, бытового обслуживания населения, жилищно-коммунальные и др.

В условиях многообразия форм собственности необходимо разделение предприятий на группы в зависимости от формы собственности. По этому признаку предприятия делятся на:

а) государственные (основанные на государственной федеральной собственности или собственности субъектов Федерации);

б) муниципальные (основанные на собственности органов местного самоуправления);

в) кооперативные (основанные на кооперативной собственности);

г) частные предприятия (основанные на частной собственности);

д) предприятия, принадлежащие общественным организациям и основанные на их собственности, например полиграфические предприятия политических партий;

е) смешанные предприятия (основанные на двух и более формах собственности, например, государственной и частной, государственной собственности РФ и собственности другого государства).

Разделение предприятий по формам собственности, имеющей различный правовой статус, влечет значительные различия в их правовом статусе. По этому признаку, т.е. по правовому статусу, предприятия делятся на:

1) государственные (находящиеся в управлении государства);

2) муниципальные, управляемые органами местного самоуправления;

3) частные предприятия (находящиеся в ведении отдельных лиц или семьи);

4) полные товарищества (с солидарной ответственностью);

5) смешанные товарищества;

6) акционерные общества закрытого типа;

7) акционерные общества открытого типа;

8) филиалы и представительства.

В Гражданском кодексе РФ обозначены так называемые унитарные предприятия (государственные и муниципальные) – ст. 113 ГК РФ.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество[5] .

В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. (Например, завод оборонной промышленности по виду собственности – это государственное предприятие, а по способу управления – унитарное предприятие (государство доверило администрации этого завода осуществлять управленческие функции от имени государства).

Учреждения тоже делятся на виды. По роду деятельности различают учреждения:

- хозяйственные (хозяйственные министерства и ведомства, их органы на местах и т.д.);

- социальной сферы (образовательные, научные, здравоохранения и др.);

- внешнеполитические (системы Министерства иностранных дел, консульские учреждения);

- внешнеэкономические;

- правоохранительные (система правосудия, система прокуратуры, милиции и другие правоохранительные системы);

По формам собственности учреждения, как и предприятия, подразделяются на: государственные, муниципальные, кооперативные, частные и т.д.

Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющую полученную прибыль между участниками[6] .

Большинство негосударственных некоммерческих организаций созданы для решения тех же самых задач, с которыми повседневно имеют дело государственные и муниципальные органы. Это забота о малообеспеченных, больных, социально неблагополучных гражданах, содействие воспитанию и образованию детей и подростков, сохранение и развитие культуры, реальная защита прав и свобод, гарантированных Конституцией РФ, и многое другое из того, что не может быть обеспечено на чисто коммерческой, рыночной основе.

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Перечень важнейших форм некоммерческих организаций предусмотрен Гражданским кодексом и Законом «О некоммерческих организациях». Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

Предприятия и учреждения являются субъектами административного права. Они вступают в административно-правовые отношения с органами исполнительной власти и иными субъектами административного права в связи с осуществлением своих функций.

Нормы права, определяющие административно-правовой статус предприятий и учреждений, устанавливают:

- общий порядок их взаимоотношений с исполнительными органами государственной власти;

- государственную регистрацию предприятий и учреждений;

- по отдельным видам деятельности – государственное лицензирование, нормирование, техническое регулирование, контроль и надзор и т.п.

- общеобязательный порядок ведения и представления бухгалтерской и статистической отчетности государственным органам, необходимый для налогообложения и ведения общегосударственной экономической информации.

Административно-правовой статус государственных предприятий и учреждений имеет свои особенности. К особенностям административно-правового статуса предприятий и учреждений относится, прежде всего, то, что они являются собственностью государства.

Руководство государственными предприятиями и учреждениями осуществляют должностные лица, назначаемые компетентными государственными органами и обладающие государственно-властными полномочиями. Порядок образования и ликвидации предприятий и учреждений регламентируется законодательством. Они могут быть созданы по решению собственника или уполномоченного органа.

Муниципальные предприятия и учреждения – основанные на собственности муниципальной, т.е. органов местного самоуправления.

1.2 Основы административно-правового положения предприятий, учреждений

Содержание административно-правового статуса предприятий, учреждений в основном зависит от следующих обстоятельств:

1) является он частью государственного механизма или нет;

2) каким видом деятельности он занимается (хозяйственной, культурно-воспитательной и т. д.);

3) является он самостоятельной организационной единицей или включен в более сложную организационную структуру.

Правовой статус предприятий и учреждений определяется нормами ряда отраслей права, но преимущественно административным правом, гражданским правом и трудовым правом.

Административно-правовой статус государственных предприятий и учреждений характеризуется рядом особенностей. Они образуются и ликвидируются органами государственной власти, которые утверждают их устав, назначают их руководителей, контролируют их деятельность, определяют их заказы.

В административно-правовом статусе государственных субъектов можно выделить три главных блока:

а) целевой;

б) структурно-организационный;

в) компетенционный (компетенцию).

Первым элементом административно-правового статуса государственного коллективного субъекта являются его цели, задачи и функции, закрепленные юридически. Цель в данном случае можно понимать как обеспечение определенной социальной потребности, которая в положениях, уставах и иных управленческих актах конкретизируется в перечне задач и выполняемых функций.

Все задачи, которые ставятся перед структурными единицами государственного механизма, можно объединить в три группы:

1) производственные, конкретизирующие ту цель, ради которой она создана (выпускать продукцию, учить, лечить, контролировать и т. д.);

2) экономико-экологические, закрепляющие обязанности бережно использовать природные и другие ресурсы, обеспечивать сохранность окружающей среды и государственного имущества;

3) социальные, нацеливающие на заботу о коллективе работников и его членах, создание благоприятных условий для трудовой деятельности, организацию культурно-бытового обслуживания, улучшение материального благосостояния своих рабочих, служащих и их семей.

Второй – организационно-структурный – компонент правового статуса сам является довольно сложной системой. В него входит нормативное регулирование порядка образования, легализации, реорганизации, ликвидации субъектов, их подчиненности и передачи из ведения одних организаций в подчинение других, установления и изменения их организационных структур, права на организационное самоопределение, процедур деятельности и права на официальные символы.

У негосударственных предприятиях, в редких случаях, имеются все те элементы статуса, что и у государственных (целевого, организационного, компетенционного блоков), чаще всего – лишь некоторые из них.

Минимальный объем административно-правового статуса негосударственного коллективного субъекта включает в себя право на государственное признание, наименование, право самостоятельно вступать в административно-правовые отношения с государственными органами.

Негосударственные предприятия и учреждения самостоятельны в организации своей деятельности и реализации продукции и услуг. Законодательство запрещает какое-либо вмешательство государства в их хозяйственную деятельность. Управление ими осуществляют собственники (учредители) или уполномоченные ими органы, не обладающие государственно-властными полномочиями.

Правовой статус учреждений отличается большим диапазоном их прав и обязанностей, а потому в решении данного вопроса законодательство пошло по пути установления правового статуса учреждений по отраслям.

Например, Закон РФ «Об образовании» в редакции Федерального закона от 20 июля 2000 г. № 102-ФЗ устанавливает систему образовательных учреждений (ст. 12) – дошкольные, общеобразовательные, профессиональные и др., и определяет основы их правового статуса[7] . На базе Закона в специальных нормативных актах определяется полный, исчерпывающий правовой статус общеобразовательного учреждения.

Аналогичным образом решается вопрос о правовом статусе учреждений в других отраслях. Например, военно-учебные заведения внутренних войск создаются по решению Правительства Российской Федерации, равно как и учебные заведения для подготовки сотрудников милиции.

Предприятия (учреждения) независимо от видов собственности и организационно-правовых форм, обязаны соблюдать законы и иные административно-правовые акты (законодательство об охране окружающей среды, земельное законодательство, правила безопасности на производстве, санитарно-гигиенические нормы и т.д.).

Уполномоченные государственные органы осуществляют контроль за соблюдением соответствующего законодательства и в этой части могут вмешиваться в деятельность предприятий, применять к его нарушителям меры принудительного воздействия, предусмотренные законодательством, вплоть до закрытия предприятия.

Предприятия и учреждения как юридические лица несут административную ответственность в соответствии с КоАП РФ. В отношении их руководителей и служащих может быть применена такая мера административной ответственности как дисквалификация. Она заключается в лишении права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в состав директоров, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом и иную управленческую деятельность, в случаях предусмотренных законом.


Заключение

Таким образом, субъект административного права – это участник общественных отношений, обладающий определенными правами и обязанностями, которыми он наделен в связи с необходимостью реализации своих жизненных потребностей. В административном праве его нормы реализуются гражданами, государственными органами, общественными объединениями и другими, которые и являются субъектами административного права, т.е. носителями конкретных прав и обязанностей, содержащихся в нормах административного права.

По своему административно-правовому статусу субъекты административного права делятся на две группы: физические лица и организации. Физические липа в свою очередь охватывают три вида субъектов: гражданин России, иностранный гражданин и лицо без гражданства.

Организации как субъекты административного права, прежде всего, надо разделить на государственные и негосударственные. Различие их состоит в том, что государственные организации:

1) выполняют задачи, функции и полномочия, порученные им государством;

2) они базируются на государственной собственности;

3) управляются государством.

К числу государственных организаций относятся органы государственного аппарата – представительные, исполнительные, судебные, органы прокуратуры и др., государственные предприятия, учреждения и организации – производственные, культуры, массовой информации, учреждения здравоохранения и т.д.

Организации негосударственные отличаются тем, что они не выполняют задач и функций государства, хотя могут и способствовать этому. Они не финансируются государством и не испытывают на себе непосредственного государственного управления. К таким организациям можно отнести объединения граждан – профсоюзы, спортивные общества, творческие союзы, партии, религиозные организации и т.д., а также коммерческие организации – частные, кооперативные, акционерные, смешанные и др.

Также, предприятия и учреждения являются коллективными (коллегиальными) субъектами административного права. Они вступают в административно-правовые отношения с органами исполнительной власти и иными субъектами административного права. В отличие от органов исполнительной власти они не осуществляют руководство, а выполняют функции в экономической, социально-культурной и иных сферах для удовлетворения материальных, духовных и других потребностей граждан, общества и государства.

Таким образом, можно сделать вывод, что в государственном управлении принимают участие различные субъекты административного права, наделенные соответствующими правами и обязанностями, которые позволяют им активно участвовать в общественной жизни, удовлетворять свои материальные и социально-культурные потребности.


Библиографический список

Нормативные акты

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая и третья. – М.: Проспект, 2005. – 448 с.

2. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Гарант – справочная правовая система // www.garant

3. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01. 1996 г. № 7-ФЗ // Гарант – справочная правовая система // www.garant

4. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» от 20.07.2000 г. № 102-ФЗ // Гарант – справочная правовая система // www.garant

5. Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 28.06.1995 г. № 10-ФЗ// Гарант – справочная правовая система // www.garant

Специальная литература

1. Административное право: Учебник / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. – М.: Юристъ, 2004. – 445 с.

2. Алёхин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. – М.: Зерцало-М, 2003. – 560 с.

3. Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник. – М.: НОРМА, 2003. – 546 с.

4. Большой юридический словарь. Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 790 с.


[1] Большой юридический словарь. Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. – М.: ИНФРА-М, 1998. – С. 662.

[2] Большой юридический словарь. Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. – М.: ИНФРА-М, 1998. – С. 525.

[3] Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая и третья. – М.: Проспект, 2005. – С. 60.

[4] Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая и третья. – М.: Проспект, 2005. – С. 56.

[5] Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая и третья. – М.: Проспект, 2005. – С. 51.

[6] Федеральный закон «О некоммерческих органи­зациях» от 12.01. 1996 г. № 7-ФЗ // Гарант – справочная правовая система // www.garant

[7] Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» от 20.07.2000 г. № 102-ФЗ // Гарант – справочная правовая система // www.garant