Реферат: Правовое регулирование расчетов. Доверительное управление имуществом - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Правовое регулирование расчетов. Доверительное управление имуществом

Рефераты по государству и праву » Правовое регулирование расчетов. Доверительное управление имуществом

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

АЗОВСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

Факультет: Высшего профессионального образования

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: Хозяйственное право

Выполнила:

Студентка группы

ЗЭS – 22

Шулимова Ю.М.

Проверил:

Преподаватель

Е.А. Алёшина

2009 г.


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Вопрос I. Правовое регулирование расчетов

1.  Понятие расчетных отношений

2.  Понятие и способы расчетов

3.  Общая характеристика правового регулирования расчетов

Вопрос II. Доверительное управление имуществом

1.  Понятие договора доверительного управления имуществом

2.  Существенные условия, которые должны быть указаны в договоре доверительного управления имуществом

3.  Прекращение договора доверительного управления имуществом

4.  Права и обязанности сторон договора доверительного управления имуществом

Задача

Заключение

Используемая литература


Введение

 

Вклад юридической науки в развитие экономики состоит в изучении и осмыслении экономических законов и выработке рекомендации по государственно-правовому воздействию на них путем закрепления этих законов в нормативных актах, в свою очередь, позволяет добиться реального воздействия на экономику.

Как известно, центральной фигурой на рынке является предприниматель, и именно предпринимателям нужны знания об установленных государством правилах осуществления предпринимательской деятельности, без которых обречены на провал любые экономические реформы.

Совокупность законодательных норм, регулирующих положение предпринимателя на рынке и его взаимоотношения с другими субъектами рыночных отношений, изучается хозяйственным (предпринимательским) правом.

Основной целью правового регулирования хозяйственных отношений является адекватное отражение в нормативных актах экономических законов, создание благоприятного правового пространства для развития и функционирования предпринимательства.

Концепция хозяйственного права возникла после 1917 г., когда изменились подходы к регулированию экономических отношений. Нормы гражданского законодательства, основанные на равенстве субъектов, уже не могли адекватно отражать сложные механизмы плановой экономики. Потребовалось создание специальных норм, закрепляющих специфику возникших отношений.

КАК показывает практика, знания о правовой природе предпринимательской деятельности нужны не только юристам, но и людям других специальностей, так как многие из них в той или иной степени участвуют в хозяйственной деятельности либо непосредственно, либо при исполнении служебных обязанностей. С правовой основой предпринимательства так или иначе связана жизнь всех граждан государства. Во-первых, действующее законодательство предоставляет всем равные права по вступлению в предпринимательскую деятельность: каждый гражданин вправе начать свой собственный бизнес, соблюдаю при этом ограничения, установленные законом. Во-вторых, каждый человек, удовлетворяя свои повседневные нужды, вступает во взаимоотношения с хозяйствующими субъектами. И не будет преувеличением сказать, что даже минимальные правовые знания могут помочь в этих ситуациях защитить собственные интересы.

В этом смысле знания о правовом регулировании хозяйственной деятельности являются важным средством формирования правовой культуры и правового мышления.


Вопрос I. Правовое регулирование расчетов

 

1.  Понятие расчетных отношений

доверительное управление имущество расчет

Расчетные правоотношения – опосредованные правовыми нормами отношения, связанные с осуществлением расчетов между сторонами при участии кредитной организации, а также правоотношения, возникающие при осуществлении платежей в бюджеты всех уровней и в государственные внебюджетные фонды.

Расчетные отношения регламентируются нормами различных отраслей права. Важнейшими нормативными актами являются ГК РФ, Закон РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) от 02.12.90 г., Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.90 г.

Орган, координирующий, регулирующий и лицензирующий организацию расчетных систем в РФ, - Банк России. Одной из основных целей деятельности ЦБ РФ является обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. В полномочия ЦБ РФ входит установление правил, форм, сроков, стандартов осуществления безналичных расчетов.

Банк России в пределах своей компетенции вправе издавать нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц.

Расчетные операции осуществляются, как правило, через банки с открываемых предприятиями расчетных и иных счетов. Все расчеты между предприятиями по платежам, сумма которых превышает размеры, установленные Правительством РФ, осуществляются только в безналичном порядке. Формы безналичных расчетов определяются в соответствии с законодательными актами, а также нормативными актами ЦБ РФ. Предприятия могут выбирать любую из установленных форм расчетов, исходя из собственных интересов. Списание средств со счета предприятия может производиться банком только по распоряжению владельца счета, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством. Банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств, находящихся на счете предприятия, и устанавливать другие, не предусмотренные законом или договором ограничения его права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению. Платежи могут совершаться как после отгрузки товара (продукции), выполнения работ, оказания услуг, так и авансом или путем предварительной оплаты. Платежи производятся при наличии на счетах плательщика собственных средств или в установленном порядке за счет банковского кредита. Зачисление средств на счет предприятия-получателя средств осуществляется лишь после списания сумм со счета предприятия-плательщика. Формы расчетных документов, по которым производятся расчетные операции, устанавливаются ЦБ РФ (Банком России). Предприятия и банки обязаны своевременно рассчитываться по своим обязательствам, строго соблюдать договорную и расчетную дисциплину.

2.  Понятие и способы расчетов

Расчеты – это передача (перечисление) денежных средств во исполнение частноправовых или публично-правовых обязательств (обязанностей) денежного характера, а также передачу (перечисление) денежных средств в качестве предмета сделки.

При этом понятие «денежного обязательства» следует рассматривать в предельно широком значении как обязательства, предметом которого выступают денежные знаки, в том числе иностранная валюта. Действия по передаче (перечислению) денежных средств могут обозначаться термином «осуществление платежа». Определение этих понятий действующее российское законодательство не содержит.

В зависимости от вида обязательств, во исполнение которых осуществляются расчеты, можно выделить расчеты по гражданско-правовым обязательствам, расчеты по налогам и сборам, расчеты с бюджетом по неналоговым платежам, расчеты, связанные с исполнением бюджета, расчеты по оплате труда.

Расчеты могут осуществляться двумя способами: путем передачи наличных денег (посредством личного вручения гражданину, внесения в кассу юридического лица, перевода через предприятие связи); путем безналичного перечисления денежных средств с одного счета на другой в кредитных организациях.

Кроме того, можно выделить смешанный способ расчетов. В частности, это происходит при внесении плательщиком – физическим лицом наличных денег в кредитную организацию без открытия в ней банковского счета для перечисления (зачисления) этих денег на банковский счет получателя. Такой способ расчетов, с одной стороны, подпадает под правовое регулирование расчетов наличными деньгами, а с другой стороны, признается специальной банковской операцией (пп. 9 ч. 1 ст. 5 Закона «О банках и банковской деятельности»), на которую распространяются правила о расчетах платежными поручениями (п. 2 ст. 863 ГК РФ: «п. 2. Правила настоящего параграфа применяются к отношениям, связанным с перечислением денежных средств через банк лицом, не имеющим счет в данном банке, если иное не предусмотрено законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами или не вытекает из существа этих отношений.»).

3.  Общая характеристика правового регулирования расчетов

При правовом регулировании расчетов основополагающее значение имеют нормы, содержащиеся в гл. 45 и 46 ГК РФ.

Однако частноправовое регулирование в этом случае на уровне федеральных законов подвергается достаточно обширному публично-правому воздействию. Это прежде всего касается норм, определяющих организацию банковской системы, предусматривающих возможность открытия банковских счетов организациям и индивидуальным предпринимателям только после постановки на учет в налоговом органе, закрепляющих обязанность банков по осуществлению контроля за валютными операциями, устанавливающих законные основания для введения пределов расчетов наличными деньгами между юридическими лицами, вводящих необходимость применения контрольно-кассовых аппаратов при денежных расчетах с населения по оплате ими товаров и услуг и др.

Кроме того, существуют особенности правового регулирования расчетов нормами публичного права в зависимости от характера обязательств, из которых они возникают. Наиболее ярким примером здесь является налоговое законодательство, содержащее специальные нормы, посвященные уплате налогов и сборов, а также ответственности банков за нарушения, связанные с расчетами по платежам в бюджет и внебюджетные фонды.

Деятельность предприятий связи, через которые также могут осуществляться платежи в определенных случаях, регулируется специальным законодательством (Федеральные законы «О связи», «О почтовой связи» и принятыми в их исполнение подзаконными актами).

Вопрос о соотношении норм федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, разрешается по общим правилам разрешения коллизии в праве.

Применительно к осуществлению правового регулирования по вопросам, относящимся к компетенции Банка России, в том числе по вопросам расчетов, это означает, что акты Президента РФ, Правительства РФ, других государственных органов, напрямую затрагивающие эту сферу, не могут применяться без одобрения Банка России. Формами этого одобрения могут быть согласование, издание совместного акта, издание банком России порядка применения конкретного акта.

Порядок осуществления расчетов регулируется и международными договорами, которые в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и ст. 7 ГК являются составной частью правовой системы России (особенно важное значение они имеют по вопросам расчетов между предприятиями государств – бывших республик СССР).

В сфере международных расчетов используются публикации международной торговой палаты, которыми унифицированы правила и обычаи, касающиеся, в частности, расчетов по аккредитивному и инкассо. Данные правила и обычаи на основании ст. 5 ГК могут применяться на территории России как обычаи делового оборота, если не противоречат законодательству или договору, заключенному между участниками соответствующего соглашения.

Определенные вопросы регулируются локальными нормативными актами самих кредитных организации.

 


Вопрос II. Доверительное управление имуществом

 

1.  Понятие договора доверительного управления имуществом

Договор доверительного управления имуществом – договор, по которому одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона – доверительный управляющий – обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица – выгодоприобретателя. (ст. 1012 ГК РФ).

Особенности договора доверительного управления имуществом:

ü  Договор доверительного управления имуществом – реальный договор. Он считается заключенным с момента передачи имущества управляющему в доверительное управление. Если же договор подлежит государственной регистрации, он считается заключенным с момента регистрации.

ü  Договор доверительного управления имуществом может быть как возмездным, так и безвозмездным. Возмездный договор доверительного управления имуществом является взаимным договором.

ü  Договор доверительного управления имуществом должен быть заключен в письменной форме.

ü  Предметом договора доверительного управления и, соответственно, объектом доверительного управления признается поступающее в доверительное управление имущество. Состав такого имущества как существенное условие договора доверительного управления должен быть определен в договоре.

ü  Перечисляя виды имущества, которое может быть объектом доверительного управления, закон называет как предприятия и другие имущественные комплексы в целом, так и отдельные объекты, относящиеся к недвижимому имуществу, ценные бумаги, права, удостоверенные бездокументальными ценными бумагами, исключительные права и другое имущество.

ü  Нельзя передавать в доверительное управление имущество, находящееся в хозяйственном ведении либо оперативном управлении. Не могут быть самостоятельным объектом доверительного управления деньги, за исключением случаев, предусмотренных законом.

ü  Сторонами договора доверительного управления имуществом являются учредитель доверительного управления и доверительный управляющий. В тех случаях, когда доверительное управление имуществом учреждается в пользу третьего лица, не принимающего участия в заключении договора, стороной возникшего обязательства становится также третье лицо.

ü  Учредителем доверительного управления является собственник имущества, а в случаях, предусмотренных законом, - другие лица.

ü  Доверительным управляющим может быть индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия.

2.  Существенные условия, которые должны быть указаны в договоре доверительного управления имуществом

ü  Состав имущества, передаваемого в доверительное управление;

ü  Наименование юридического лица или имя гражданина, в интересах которых осуществляется доверительное управление;

ü  Размер и форма вознаграждения управляющему, если выплата вознаграждения предусмотрена договором;

ü  Срок действия договора.


3.  Прекращение договора доверительного управления имуществом

Договор доверительного управления имуществом прекращается надлежащим исполнением обязательства, если к моменту окончания срока договора сделано заявление сторон либо одной из них о его прекращении.

Перечень специальных обстоятельств, влекущих прекращение договора

(данный перечень с учетом доверительного характера договора закрепляет статья 1024 ГК РФ):

Договор доверительного управления имуществом прекращается вследствие:

ü  Смерти гражданина, являющегося выгодоприобретателем, или ликвидации юридического лица - выгодоприобретателя, если договором не предусмотрено иное;

ü  Отказа выгодоприобретателя от получения выгод по договору, если договором не предусмотрено иное;

ü  Смерти гражданина, являющегося доверительным управляющим, признания его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим, а также признания индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом);

ü  Отказа доверительного управляющего или учредителя управления от осуществления доверительного управления в связи с невозможностью для доверительного управляющего лично осуществлять доверительное управление имуществом;

ü  Отказа учредителя управления от договора по иным причинам, чем та, которая указана в абзаце пятом настоящего пункта, при условии выплаты доверительному управляющему обусловленного договором вознаграждения;

ü  Признания несостоятельным (банкротом) гражданина-предпринимателя, являющегося учредителем управления.

При отказе одной стороны от договора доверительного управления имуществом другая сторона должна быть уведомлена об этом за три месяца до прекращения договора, если договором не предусмотрен иной срок уведомления.

  ри прекращении договора доверительного управления имущество, находящееся в доверительном управлении, передается учредителю управления, если договором не предусмотрено иное.

4.  Права и обязанности сторон договора доверительного управления имуществом

Обязанности доверительного управляющего:

ü  Основной обязанностью является надлежащее, в строгом соответствии с договором управление полученным от учредителя имуществом. Выполняя эту обязанность, доверительный управляющий должен поступать разумно, соблюдать требования закона и следовать принципам добросовестности и справедливости.

ü  Совершая от своего имени в процессе доверительного управления имуществом различные сделки, доверительный управляющий обязан информировать контрагентов о том, что действует в качестве доверительного управляющего. При этом в устных сделках достаточно устного уведомления другой стороны, в письменных же после имени или наименования доверительного управляющего должна быть сделана пометка «Д. У.».

ü  Во всех действиях по управлению имуществом доверительный управляющий обязан руководствоваться интересами учредителя управления или указанного им выгодоприобретателя, обеспечивать сохранность и приращение имущества, получение соответствующей прибыли.

ü  Обязанностью доверительного управляющего является предоставление учредителю управления и выгодоприобретателю отчета о своей деятельности. Порядок и сроки его представления устанавливаются договором.

ü  Прекращение договора влечет за собой обязанность доверительного управляющего вернуть учредителю управления все имущество, находящееся в его доверительном управлении, если иное не предусмотрено договором.

Права доверительного управляющего:

ü  В перечне прав доверительного управляющего следует прежде всего назвать право совершать в соответствии с договором в отношении полученного в управление имущества любые юридические и фактические действия в интересах учредителя или выгодоприобретателя.

ü  Доверительный управляющий имеет право на получение вознаграждения, если оно предусмотрено в договоре. Он вправе также получить возмещение необходимых расходов, которые произведены им при управлении имуществом. И то и другое возмещается за счет доходов, полученных доверительным управляющим от использования имущества.

ü  Для защиты прав на имущество, находящееся в его управлении, доверительный управляющий наделен законом правом предъявления виндикационного и негаторного исков.

ü  В случае невозможности лично осуществлять управление имуществом доверительный управляющий приобретает право отказаться от договора.

Права и обязанности учредителя управления и выгодоприобретателя как кредиторов обязательства во многом совпадают, поскольку доверительное управление имуществом осуществляется в их интересах

ü  Учредитель управления, а при указании им третьего лица – выгодоприобретатель имеют право требовать от доверительного управляющего надлежащего исполнения договора, то есть управления имуществом в их интересах в полном соответствии с требованиями закона и условиями договора, передачи им причитающейся части доходов от управления имуществом.

ü  У учредителя управления и выгодоприобретателя есть право на получение от доверительного управляющего отчета о его деятельности по управлению имуществом.

ü  Учредитель управления имеет право требовать прекращения договора при выявившейся невозможности для доверительного управляющего лично осуществлять управление имуществом.

ü  Основной обязанностью учредителя управления (и, соответственно, выгодоприобретателя) является обеспечение выплаты доверительному управляющему вознаграждения, предусмотрено договором, и возмещение произведенных им в процессе управления имуществом необходимых расходов, полученных от использования имущества.

  Ответственность доверительного управляющего:

ü  Ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств участниками договора доверительного управления имуществом регламентируется как общими нормами ГК РФ об ответственности за нарушение обязательств, так и специальными нормами.

ü  Ответственность доверительного управляющего, не выполнившего своих обязательств перед учредителем управления и выгодоприобретателем, наступает независимо от его вины в нарушении обязательства.

ü  Определяя размер (объем) ответственности доверительного управляющего, ГК РФ исходит из принципа возмещения убытков.

 


Задача 4

Совет директоров АО «Питер-Ойл» принял решение об одобрении крупной сделки, которая оказалась крайне невыгодной для АО и повлекла за собой огромные убытки. Один из акционеров, гражданин Г., располагает доказательствами того, что члены Совета директоров халатно отнеслись к изучению рабочих материалов заседания Совета, на котором принималось решение об одобрении этой сделки. Гражданин Г. обратился к генеральному директору АО с письменным требованием предъявить от имени АО к виновным лицам иск о взыскании с них убытков, причиненных обществу.

Генеральный директор отказался предъявить такой иск, объяснив это гражданину Г. тем, что решение Совета директоров носит коллегиальный характер и было принять единогласно и поэтому нести ответственность за его последствия должны не отдельные члены Совета директоров, а сам Совет как орган управления АО. Предъявление же иска одним органом АО (генеральным директором) к другому органу (Совету директоров) невозможно, поскольку истец и ответчик совпадут в одном лице.

На внеочередном общем собрании акционеров, созванном по инициативе гражданина Г., было принято решение привлечь к гражданской ответственности и совет директоров АО, и генерального директора общества, предъявив им от имени АО иск о возмещении ущерба.

Оцените доводы сторон и правомерность решения.

Решение

 

Следуя положению, предусмотренному статьей 56. Ответственность юридического лица, можно сделать вывод о том, что:

При разрешении споров, связанных с ответственностью учредителей (участников) юридического лица, признанного несостоятельным (банкротом), собственника его имущества или других лиц, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия (часть вторая пункта 3 статьи 56), суд должен учитывать, что указанные лица могут быть привлечены к субсидиарной ответственности лишь в тех случаях, когда несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана их указаниями или иными действиями. К числу лиц, на которые может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам признанного несостоятельным (банкротом) юридического лица, относятся, в частн6ости, лицо, имеющее в собственности или доверительном управлении контрольный пакет акций акционеров общества, собственник имущества унитарного предприятия, давший обязательные для него указания.

Требования к указанным в настоящем пункте лицам, несущим субсидиарную ответственность, могут быть предъявлены конкурсным управляющим. В случае их удовлетворения судом взысканные суммы зачисляются в состав имущества должника, за счет которого удовлетворяются требования кредиторов.


Заключение

В Российской Федерации гарантируется свобода экономической деятельности, признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, предоставляется право каждому на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. На этих конституционных предписаниях основаны взаимосвязанные положения ГК РФ о равенстве участников гражданских правоотношений, неприкосновенности собственности, свободе договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, об осуществлении субъектами гражданских правоотношений принадлежащих им прав по своему усмотрению.


Используемая литература

 

1.  Гражданский кодекс РФ – Москва – ГроссМедиа – 2007;

2.  Забарчук Е.Л. – Комментарий к ГК РФ части I-II – Москва – Экзамен – Право и закон – 2008;

3.  Круглова Н.Ю. – Хозяйственное право – Москва – РДЛ – 2007;

4.  Предпринимательское право – UiBт Ершова – Москва – Юриспруденция – 2008;

5.  Пугинский Б.И. – Правоведение – 2-е издание – Москва – Юрайт – 2007.