Реферат: Правовое регулирование водных и лесопользовательских отношений - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Правовое регулирование водных и лесопользовательских отношений

Рефераты по государству и праву » Правовое регулирование водных и лесопользовательских отношений

Воды как объект использования и охраны. Водное законодательство

 

Экологическая функция вод весьма многообразна. Воды создают гидрологический режим жизни на Земле. Наличие водных ресурсов имеет исключительно важное значение для существования человека и природы. Воды выполняют незаменимые функции в биосфере как среда обитания растительного и животного мира и важнейший элемент круговорота веществ. С реками, озерами, другими водными источниками традиционно связано расселение людей и развитие всех видов общественного производства. Использование водных объектов носит, как правило, многоцелевой характер — они обеспечивают бытовое водоснабжение, удовлетворение рекреационных, эстетических и культурных потребностей населения. Наконец, воды служат средством и условием промышленного и сельскохозяйственного производства.

В юридической литературе понятие «воды» трактуется неоднозначно. Так, по мнению О.С. Колбасова, понятие «государственный водный фонд» тождественно понятию «воды». В.В. Петров рассматривает воды как часть окружающей среды, являющуюся средой обитания растительного и животного мира, средством и условием промышленного и сельскохозяйственного производства, необходимым условием отдыха и лечения населения. В трудах ученых-экологов стран Восточной Европы юридическое понятие вод используется водным законодательством лишь как совокупность водных объектов, использование которых поддается регулированию. В этой связи к водам там не относят природные воды в атмосфере, почвенную влагу, воду, добытую из природной среды, и т.п.

Воды — это охраняемый законом природный объект, представляющий собой часть природной среды — гидросферу нашей планеты, и ограниченный природный ресурс, содержащийся в подземных и поверхностных источниках — реках, озерах, водохранилищах, каналах, прудах, морях, океанах, ледниках, снежном покрове и входящий в состав водного фонда.

Проблемы использования и охраны вод исходят из сложившейся структуры водного фонда планеты (рис. 2).

Использование водных ресурсов в масштабах нашей планеты характеризуется следующим образом (рис. 3).

Отличительной особенностью водных ресурсов Республики Беларусь является приуроченность территории нашего государства к водоразделу Черного и Балтийского морей, обусловливающая тесную географическую связь и взаимозависимость с сопредельными странами (Российской Федерацией, Украиной, Литвой, Латвией, Польшей).

Возобновляемые ресурсы пресных поверхностных и подземных вод в целом по Республике Беларусь достаточны для удовлетворения текущих и ожидаемых потребностей в воде: ресурсы речных вод составляют 57,9 км3 в год (в средний по водности год), а естественные ресурсы пресных подземных вод —15,9 км3 в год. Общий объем воды, аккумулированной в озерах (около 11 тыс.), оценивается в 6— 7 км , а объем 145 водохранилищ — 3,1 км3. Водозабор на бытовые и хозяйственные цели не превышает в среднем 5—7% от ежегодно возобновляемых водных ресурсов. Ввиду отведения более чем половины отбираемой воды в реки (при сбросе сточных вод) уменьшение запасов водных ресурсов за счет хозяйственной деятельности не выходит за пределы точности гидрологических расчетов (2—3%). Не ожидается существенного роста потребности в воде и в ближайшие 10—15 лет (потребление воды к 2010 г. составит 2—3 км3).

Водные отношения в Республике Беларусь, т.е. общественные отношения в области рационального использования и охраны вод, регулируются Водным кодексом Республики Беларусь, принятым Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 18 июня 1998 г., одобренным Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 29 июня 1998 г. и подписанным Президентом Республики Беларусь 15 июля 1998 г.

Водное законодательство Республики Беларусь основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из Водного кодекса Республики Беларусь, иных актов законодательства Республики Беларусь. Экономическая основа водных правоотношений заложена в законах Республики Беларусь: «О собственности в Республике Беларусь», «О предприятиях в Республике Беларусь», «Об аренде», «О платежах за землю», «О налоге за пользование природными ресурсами (экологический налог)» и ряде других нормативно-правовых актах.

Задачами водного законодательства Республики Беларусь являются регулирование отношений в области использования и охраны вод в целях удовлетворения потребностей в водных ресурсах юридических и физических лиц, в том числе иностранных, охраны вод от загрязнения, засорения и истощения, предупреждения и ликвидации вредного воздействия вод, восстановления и улучшения состояния водных объектов.

Отношения, связанные с использованием и охраной атмосферного воздуха, земель, недр, лесов, растительного и животного мира, возникающие при водопользовании, регулируются соответствующим законодательством Республики Беларусь.

Предметом правового регулирования водных отношений являются воды (водные объекты) Республики Беларусь. В соответствии со статьей 3 Водного кодекса Республики Беларусь все воды (водные объекты), находящиеся на территории республики, составляют государственный водный фонд Республики Беларусь (далее водный фонд).

Он включает:

О поверхностные воды (водные объекты) — реки, ручьи, родники, озера, пруды, водохранилища, каналы и т.п.;

О подземные воды.

Отнесение земель к землям водного фонда и определение их границ производится в порядке, установленном земельным законодательством Республики Беларусью

Основу водных отношений составляет государственная собственность на воды (водные объекты). В соответствии со статьей 13 Конституции Республики Беларусь воды составляют исключительную собственность государства. Содержание данного права составляют правомочия Республики Беларусь по владению, пользованию и распоряжению водами на территории республики в интересах белорусского народа. Это означает, что воды (водные объекты) предоставляются только в пользование, а право распоряжения ими на территории республики принадлежит только государству в лице его соответствующих органов. Причем субъектом права собственности на воды (водные объекты) является Республика Беларусь в целом. Право коммунальной собственности на воды (водные объекты), т.е. собственности административно-территориальных образований, законодательством не предусмотрено.

Субъектами водных отношений могут выступать органы государственного управления, объединения, подчиненные Правительству Республики Беларусь, и водопользователи.

Водопользователями могут быть юридические и физические лица Республики Беларусь и иностранных государств, а также лица без гражданства, которым водные объекты предоставлены в пользование.

В соответствии со статьей 6 Водного кодекса Республики Беларусь объектами водных отношений являются водные объекты (их части) в установленных границах:

- поверхностные воды (водные объекты) — реки, ручьи, родники, озера, пруды, водохранилища, каналы;

- подземные воды.

Водные объекты — это сосредоточения природных вод на поверхности земли либо в ее недрах, имеющие характерные формы распространения и черты режима, являющиеся важным элементом природного комплекса и удовлетворяющие потребности человека в воде.

Правовой режим объектов водных отношений определяется Водным кодексом Республики Беларусь и иными актами законодательства Республики Беларусь.

право законодательство водный лесопользование

Право лесопользования и его виды

 

Право лесопользования — это совокупность юридических норм, направленных на регулирование отношений по использованию лесов, устанавливающих условия и порядок многоцелевого использования, сохранения и восстановления лесной среды, права и обязанности лесопользователей исходя из интересов общества. Право лесопользования можно определить и как совокупность правовых норм, регулирующих право на извлечение полезных веществ леса и других его полезных свойств (например, рубка древесины, заготовка живицы и т.д.).

Лесопользование осуществляется с соблюдением следующих основных принципов:

- обеспечения непрерывного, неистощительного и рационального использования лесов для удовлетворения потребностей офаслей экономики, юридических и физических лиц в лесных ресурсах;

- сохранения и усиления средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных функций лесов в целях охраны здоровья населения и улучшения состояния окружающей среды;

- обеспечения условий для воспроизводства лесов;

- платности лесопользования (за исключением случаев, оговоренных Лесным кодексом);

- соблюдения научно обоснованных норм лесопользования, исключающих переруб расчетной лесосеки.

Право пользования участками государственного лесного фонда возникает на основании решений органов государственного управления, в компетенцию которых входит принятие таких решений, договора аренды участка государственного лесного фонда, договора безвозмездного пользования участками государственного лесного фонда, а также лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета.

Право пользования участками государственного лесного фонда может быть ограничено или приостановлено в той мере, в какой это необходимо для обеспечения рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, защиты конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, охраны окружающей среды и здоровья населения, историко-культурного и природного наследия, прав и законных интересов граждан.

Лесное законодательство закрепляет, что субъектами права лесопользования могут быть юридические и физические лица.

Лесное законодательство предусматривает следующие виды лесопользования в государственном лесном фонде:

- заготовка древесины;

- заготовка живицы;

- заготовка второстепенных лесных материалов (пней, корней, бересты, новогодних елок, еловой серки и т.п.);

- побочное лесопользование (заготовка древесных соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и технического сырья, сбор мха, лесной под стилки и опавших листьев, размещение ульев и пасек, сенокошение, пастьба скота и другие виды побочного лесопользования, перечень которых утверждается Минлесхозом по согласованию с Минприроды);

- пользование участками государственного лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства;

- пользование участками государственного лесного фонда в культурно-оздоровительных, туристических, спортивных и иных рекреационных целях.

Как и право природопользования в целом, различают общее лесопользование и специальное.

Общее лесопользование осуществляется без применениясооружений и технических устройств, влияющих на состояние объекта. Лесной кодекс в качестве общего лесопользования предоставляет гражданам право на свободное пребывание в лесах с целью отдыха, сбора дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод и других ресурсов леса. Однако данное общее природопользование может быть ограничено в порядке, предусмотренном законодательством, в интересах пожарной безопасности, ведения орехопромыслового и лесосеменного хозяйства, в лесах заповедников и других особо охраняемых лесах, в лесах, переданных в аренду, в связи с установлением в них специального порядка пользования.I

Специальное лесопользование осуществляется с применением сооружений или технических устройств, витающих на состояние природного объекта, а также без применения таких сооружений и устройств, но при этом оказывается влияние на состояние лесных ресурсов. Специальное лесопользование характеризуется тем, что оно предоставляется только по специальному разрешению.

Законодательство регулирует порядок предоставления права на осуществление лесных пользований. Участки государственного лесного фонда предоставляются в пользование лесопользователям для использования лесных ресурсов и извлечения полезных свойств леса, проведения научных экспериментов и наблюдений и других целей как с их изъятием у владельцев государственного лесного фонда, так и без изъятия в соответствии с требованиями Лесного кодекса и других нормативных правовых актов. Один и тот же участок государственного лесного фонда может предоставляться в пользование нескольким лесопользователям для осуществления разных видов лесопользования с определением для каждого лесопользователя соответствующих условий.

Предоставление участков государственного лесного фонда для осуществления лесопользования осуществляется:

- в научно-исследовательских и учебно-опытных целях с правом ведения лесного хозяйства — на основании решения Правительства Республики Беларусь;

- в научно-исследовательских и учебно-опытных целях без права ведения лесного хозяйства — на основании решения Минлесхоза;

- для заготовки древесины в порядке проведения рубок главного пользования и других, а также заготовки живицы — на основании решения Минлесхоза;

- для нужд охотничьего хозяйства на условиях аренды (за исключением юридических лиц, ведущих лесное хозяйство) — на основании решений местных исполнительных и распорядительных органов по согласованию с Минлесхозом и Минприроды;

- для осуществления лесопользования в культурно-оздоровительных, туристических, спортивных и иных рекреационных целях — на основании решения местных исполнительных и распорядительных органов;

- для иных видов лесопользования — на основании решения юридических лиц, ведущих лесное хозяйство, путем выдачи лесорубочных билетов, ордеров и лесных билетов.

Предоставление в пользование сельскохозяйственных угодий государственного лесного фонда осуществляется на основании решения районных исполнительных и распорядительных органов.

Принятие решений о предоставлении участков государственного лесного фонда в пользование может осуществляться на основании результатов аукционов. Согласно статье 44 Лесного кодекса лесные аукционы проводятся юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство, совместно с местными исполнительными и распорядительными органами. Порядок проведения аукционов определяется Минлесхозом. Лицо, выигравшее аукцион, и организаторы аукциона подписывают протокол, в котором указываются: границы участка государственного лесного фонда; виды лесопользования; объемы (размеры) лесопользования; размер платы за пользование участком государственного лесного фонда, порядок ее внесения и пр.

Практика правового регулирования лесопользования выработала и иной порядок предоставления права лесных пользований — через заключение договора аренды, т.е. участки государственного лесного фонда могут предоставляться в пользование и на условиях аренды. Участки государственного лесного фонда могут быть предоставлены в аренду лесопользователям (кроме осуществления лесопользования в научно-исследовательских и учебно-опытных целях) для осуществления одного или нескольких видов лесопользования. Арендатор должен иметь лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности, если этот вид деятельности подлежит лицензированию. Участки государственного лесного фонда предоставляются лесопользователям в аренду на основании решений местных исполнительных и распорядительных органов, принимаемых по согласованию с Минлесхозом или по результатам лесных аукционов. Передача участков государственного лесного фонда в аренду оформляется договором аренды участков государственного лесного фонда, который подлежит государственной регистрации в соответствии с гражданским законодательством Республики Беларусь. В договоре аренды указываются: границы участков государственного лесного фонда, передающихся в аренду; виды лесопользования; объемы (размеры) лесопользования; сроки аренды (от одного года до пятнадцати лет); размер арендной платы и порядок ее внесения; обязанности сторон по охране, защите участков государственного лесного фонда и воспроизводству лесов; порядок оплаты лесопользователю проведенных им лесовосстановительных и лесохозяйственных работ; иные условия пользования участками государственного лесного фонда, предусмотренные законодательством и определенные по согласованию сторон.

Предоставление участков государственного лесного фонда в аренду должно осуществляться гласно, с учетом интересов населения, проживающего на прилегающей к передаваемому участку государственного лесного фонда территории. Переданные в аренду участки не подлежат передаче в собственность арендатора по истечении срока аренды. Выкуп арендованных участков государственного лесного фонда запрещается.

Содержание права лесопользования составляют права и обязанности пользователей. Именно в лесном законодательстве наиболее рационально сочетаются права и обязанности природопользователей. Лесопользователи имеют права и обязаны осуществлять только те лесные пользования, которые им разрешены. В зависимости от вида осуществляемого лесопользования лесопользователи имеют право:

- получать информацию об участках государственного лесного фонда, передаваемых им в пользование;

- осуществлять пользование государственным лесным фондом в пределах тех объемов, видов и сроков, которые указаны в документах на лесопользование;

- в установленном порядке по согласованию с юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство прокладывать на срок лесопользования дороги, оборудовать площадки для складирования лесной продукции, возводить строения и сооружения, связанные с пользованием предоставленными участками государственного лесного фонда;

- иметь другие права, если их реализация не противоречит требованиям лесного законодательства. В зависимости от вида осуществляемого лесопользования лесопользователи обязаны:

- использовать участки государственного лесного фонда в соответствии с целями, для которых они предоставлены;

- соблюдать условия договора аренды участков государственного лесного фонда, а также требования, изложенные в лесорубочном билете, ордере и (или) лесном билете;

- вести работы, заготовку и сбор лесных ресурсов способами, предотвращающими возникновение эрозии почв, повреждение и уничтожение древостоев и отдельных деревьев, подроста и подлеска, иной растительности и исключающими или ограничивающими негативное воздействие лесопользования на состояние и воспроизводство лесов, а также на состояние водных и других природных объектов;

- проводить на участках государственного лесного фонда, предоставленных в пользование, противопожарные мероприятия, а в случае возникновения лесного пожара — обеспечивать оповещение государственной лесной охраны и оказывать содействие в его тушении;

- приводить земли государственного лесного фонда в состояние, пригодное для лесопользования или иного целевого использования, и осуществлять сдачу участков государственного лесного фонда после завершения на них работ юридическим лицам, ведущим лесное хозяйство;

- проводить лесовосстановительные мероприятия за свой счет или возмещать стоимость лесовосстановительных работ на участках, где по их вине уничтожен подрост или погибли лесные насаждения;

- возмещать в установленном порядке юридическим лицам, ведущим лесное хозяйство, убытки лесохозяйственного производства;

- своевременно вносить плату за лесопользование;

- соблюдать требования санитарных правил и др.

С целью обеспечения рационального использования лесных ресурсов, максимального снижения отрицательного воздействия деятельности субъектов хозяйствования на окружающую среду и здоровье людей в Республике Беларусь проводится лицензирование деятельности по использованию государственного лесного фонда. Виды деятельности по использованию государственного лесного фонда, подлежащие лицензированию, и порядок лицензирования определяются Правительством Республики Беларусь. Юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе осуществлять заготовку древесины, живицы, древесных соков и других лесных ресурсов на основании лицензий, выдаваемых Минлесхозом и Минприроды.


Список используемой литературы

1.  Экологическое право России: Учеб.для юрид.вузов, 1997

2.  Лесной кодекс Республики Беларусь 14 июля 2000 г. № 420-З, зарегистрированный в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 6, 2/1648)

3.  Экологическое право: учеб. для вузов / О.Л. Дубовик, 2006

4.  Экологическое право: учебно-методическое пособие / В. В. Шеин, А. В. Гуринович, 2009

5.  Экологическое право Республики Беларусь. Особенная часть: курс лекций / А. Н. Сапогин, 2009

6.  Экологическое право: учеб. для вузов / под ред. С. А. Боголюбова, 2006