Реферат: Административное правонарушение и его признаки 2 - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Административное правонарушение и его признаки 2

Рефераты по государству и праву » Административное правонарушение и его признаки 2

СОДЕРЖАНИЕ


Введение 3
Понятие административного правонарушения 4
Признаки административного правонарушения 4
Отличие административных правонарушений от иных правонарушений: 8
преступления; 8
дисциплинарные проступки; 9
гражданско-правовые деликты. 11
Заключение 12
Список использованных источников 13

ВВЕДЕНИЕ

Отрицательное отношение к требованиям законов является источником правонарушений. Правонарушение - это безразличное отношение к законам, невыполнение их требований, полное отрицание законов как регуляторов общественных отношений.

Проблема отрицания авторитета закона сегодня стоит довольно остро. Достижения цели построить правовое общество, фундаментом в котором будет закон, возможно только при условии всемерного уважения закона и беспрекословного исполнения его нормативных установок, что в свою очередь может стать возможным, только в силу планомерного воспитания участников общественных отношений. Воспитание предполагает как убеждение, так и принуждение в случаях, когда субъект уклоняется от соблюдения норм права, совершая противоречащие закону неправомерные действия - правонарушения.

Таким образом, вопрос о правонарушениях и мерах ответственности за них является сегодня немаловажным для теории права. Данная проблема имеет не узкоотраслевой, а наоборот межотраслевой характер. Поэтому актуальность выбранной для исследования темы очевидна.

Сегодня, в период становления свободных рыночных отношений и революционных изменений в политической жизни нашего государства правовая сфера претерпела коренные изменения. Появились новые виды правовых связей, а также новые формы неправомерного поведения, требующие адекватной оценки и применения соответствующих мер ответственности. Вопросы неправомерного поведения, в том числе в административном праве, и возможного применения мер административного принуждения требуют всестороннего осмысления и детального изучения, с целью их адаптации к современным условиям изменившейся общественной жизни. Поведение людей в обществе может быть правомерным и не правомерным (противоправным). Противоправное поведение выражается в совершении гражданско-правовых деликтов, дисциплинарных проступков, преступлений и административных правонарушений (проступков).

На страницах данной работы нами будут затронуты такие проблемы административного правонарушения как: понятие административного правонарушения; признаки административного правонарушения; отличительные признаки административного правонарушения от иных правонарушений.


Понятие административного правонарушения.

Согласно ст. 2.1 КоАП Республики Беларусь - административным правонарушением признается противоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными КоАП РБ, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность [2].

Административным правонарушением может быть деяние в виде:

1) оконченного административного правонарушения;

2) покушения на административное правонарушение [2].


Понятие этой нормы позволяет выявить общие признаки, присущие всем административным правонарушениям, отличающие их от иных правонарушений (преступлений, дисциплинарных проступков, гражданско-правовых деликтов).


Признаки административного правонарушения.

К числу признаков административного правонарушения следует отнести: 1) действие или бездействие; 2) общественную опасность; 3) административную противоправность; 4) административную наказуемость и виновность.

Во-первых, административное правонарушение – это действие или бездействие, т.е. это поведение, которое принимает форму либо действия, либо бездействия.

Действие – это активное невыполнение правового предписания в виде обязанности или законного требования, правила, нормы, стандарта (нарушение тишины в ночное время, нарушение правил дорожного движения и т.д.).

Бездействие – это пассивное поведение, выраженное в не совершении лицом тех действий, которые оно должно было и могло совершить в силу возложенных на него обязанностей (уклонение от подачи декларации о доходах, невыполнение родителями своих обязанностей по воспитания и обучению детей).

Существенным признаком, присущим административному правонарушению, является его общественная опасность. Как административное правонарушение поведение человека может быть оценено тогда, когда оно представляло угрозу охраняемым общественным отношениям. Термин «общественная опасность» прямо не включен в определение административного правонарушения, содержащееся в ст. 2.1 КоАП РБ. Однако в этой норме говорится о том, что деяние, признаваемое административным правонарушением, посягает га государственный или общественный порядок. Сам термин «посягательство» свидетельствует о наличии угрозы нарушения общественных отношений, охраняемых законом. Правомерность вывода о признании общественной опасности в качестве признака административного правонарушения подтверждается и анализом нормы, содержащейся в ст. 1 УК Республики Беларусь, в которой говориться, что Уголовный кодекс Республики Беларусь определяет, какие общественно опасные деяния являются преступными [3]. Т.е. уголовный закон оценивает как преступления не все общественно опасные деяния, а лишь их определенную часть.

Если бы административные правонарушения не влекли вредных последствий, не представляли бы опасности для общества, государству не требовалось бы устанавливать юридическую ответственность за их совершение, создавать аппарат для борьбы с ними.

При этом необходимо учитывать, что степень общественной опасности административного правонарушения не является абстрактной категорией. Она определена на основании учета многочисленных конкретных обстоятельств, которыми являются:

особенность объекта правонарушения;

личность правонарушителя;

повторность;

злостность противоправного посягательства;

наличие тяжких последствий;

характер вины.

Всесторонний анализ всех этих обстоятельств, которые могут как повышать, так и понижать степень общественной опасности, позволяет разграничивать административные правонарушения и преступления, правильно квалифицировать противоправные посягательства, определять необходимую меру принуждения.

Следует признать, что общественная опасность отдельных проступков не столь очевидна, как опасность преступлений. Но взятые в массе, даже на первый взгляд безобидные правонарушения дезорганизуют общественные отношения, в сохранении которых заинтересовано общество и государство.

Признание общественной опасности в качестве сущностного (материального) признака административного правонарушения означает, что деяние, лишенное его, не может квалифицироваться как административное правонарушение.

Например, гражданин Л. Перешел улицу в неустановленном месте, нарушив тем самым правила дорожного движения. Однако на проезжей части этой улицы проводились ремонтные работы, в связи с чем проезд транспортных средств по ней был запрещен. При таких обстоятельствах поступок Л. Не может рассматриваться как административное правонарушение, предусмотренное КоАП РБ, так как он не создавал (и не мог создать) угрозу безопасности дорожного движения. Указанные действия лишены признака общественной опасности [4, стр. 206-207].

Юридическим выражением признака общественной опасности административного правонарушения является его административная противоправность. Административным правонарушением может быть признано только такое поведение, которое запрещено нормами административного права (противоречит содержащимся в них предписаниям).

Если административная общественная опасность является качеством, объективно присущим определенным деяниям, то их противоправность устанавливается законодателем (иным компетентным органом) в нормах, запрещающих совершение подобных деяний. Общественная опасность деяния не означает его обязательной противоправности. Законодатель не всегда реагирует на существование общественно опасных деяний установлением правового запрета на их совершение.

Неотъемлемым признаком административного правонарушения является административная наказуемость. Общественно опасное деяние, запрещенное законом, признается административным правонарушением лишь в том случае, когда за его совершение предусмотрена административная ответственность.

Следует иметь ввиду, что далеко не все общественные отношения, регулируемые административно-правовыми нормами, охраняются административными взысканиями (санкциями). Например, правила пользования метрополитеном запрещают бежать по эскалатору, облокачиваться на поручни, ставить вещи на ступеньки и т.д. Следовательно, эти действия являются противоправными, при определенных обстоятельствах они могут быть общественно опасными, но, несмотря на это, не оцениваются как административные правонарушения, так как за их совершение не предусмотрено применение административного взыскания [4, стр. 207].

Обязательным признаком административного правонарушения является виновность совершенного деяния. Вина выражает психическое отношение лица к содеянному и его последствиям. Для признания деяния (действия или бездействия) правонарушением надо установить, что оно явилось проявлением воли и разума, т.е. продуктом психической деятельности здравомыслящего лица. Не может оцениваться, как административное правонарушение нарушение общественно опасное, противоправное и административно наказуемое деяние, совершенное помимо воли человека, т.е. лицом, не способным руководить своими действиями, отдавать в них отчет. Например, не может рассматриваться как административное правонарушение дорожно-транспортное правонарушение, случившееся в результате того, что водитель автомобиля внезапно потерял сознание и не мог управлять им [4, стр.208].

Любое административное правонарушение характеризуется наличием совокупности названных признаков. Отсутствие любого из них, означает, что рассматриваемое деяние не является административным правонарушением, в таком случае оно может быть признано либо правомерным поведением, либо иным правонарушением.


Отличие административных правонарушений от иных правонарушений.

Разграничение административных правонарушений от иных правонарушений является одной из первоочередных и весьма важных задач органа (должностного лица), применяющего нормы законодательства. Сложность ее решения обусловлена наличием ряда общих признаков, присущих всем типам правонарушений:

все они являются опасными (вредными) для общества, государства и граждан;

любое из них нарушает требования (предписания) тех или иных правовых норм.

Однако все они (правонарушения) различаются по иным существенным признакам.


Преступления.

По основному материальному признаку – степени общественной опасности все правонарушения делятся на преступления и проступки (административные, дисциплинарные, гражданско-правовые). Преступление в отличие от административного правонарушения обладает более высокой степенью общественной опасности, которая определяется:

объектом посягательства;

характером деяния;

способом его совершения;

наступившими последствиями (размером ущерба);

мотивом;

целью;

формой вины;

юридическими признаками лица, совершившего правонарушение, и др.

Формальным признаком, положенным в основу разграничения преступления от административного правонарушения, является характер их противоправности и наказуемости. Преступлением признается совершенное общественно опасное деяние, характеризующееся признаками, предусмотренными Уголовным кодексом Республики Беларусь, и запрещенные им под угрозой наказания (ч.1 ст.11 УК РБ) [5]. Административное правонарушение – деяние, предусмотренное нормами административного права, содержащимися как в законе, так и в подзаконных нормативных актах, за которые установлена административная ответственность.

Следует иметь ввиду, что названные признаки разграничения преступления и административного правонарушения не являются неизменными. На разных этапах развития общества одни и те же деяния могут оцениваться законодательством как более или менее общественно опасные, а следовательно, признаваться либо преступлениями, либо административными правонарушениями.


Дисциплинарные проступки.

Административные правонарушения следует отличать от иных неприступных правонарушений и, прежде всего, от дисциплинарных проступков. Административные и дисциплинарные проступки по степени общественной опасности существенно не различаются. Различия между ними обнаруживаются при анализе характера общественных отношений, которым причиняется вред в результате их совершения. Дисциплинарные проступки посягают на внутренний трудовой распорядок, установленный в конкретных организациях (учреждениях, предприятиях), на отношения трудовой (служебной, воинской) дисциплины. Указанные отношения объектами административных правонарушений, по общему правилу, не являются.

Административные правонарушения – деяния, предусмотренные административно-правовыми нормами, содержащими описание их важнейших юридических признаков. Дисциплинарные проступки лишь в самом общем виде определены нормами трудового, административного права. Описание конкретных признаков таких деяний эти нормы не содержат.

Кроме того, если административное правонарушение заключается в нарушении общеобязательных правил, норм, регулирующих поведение всех граждан, независимо от их принадлежности к той или иной организации, трудовому коллективу, то дисциплинарный проступок – это неисполнение лицом обязанностей, которые на него возложены как на работника определенного предприятия (учреждения, организации).

Следует заметить, что в некоторых случаях одно и то же деяние одновременно признается административным правонарушением и дисциплинарным проступком. При этом лицо, его совершившее, привлекается к административной ответственности, и к дисциплинарной ответственности. Так, нарушение правил техники безопасности, предусмотренное ст. 9.17 КоАП РБ, одновременно является нарушением трудовой дисциплины и влечет применение к работнику дисциплинарного взыскания.


Гражданско-правовые деликты.

Административные правонарушения по ряду признаков отличаются от гражданско-правовых деликтов. Круг общественных отношений, на которые посягают последние, значительно уже (это имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения). Гражданско-правовой деликт – нарушение субъективных прав лица (физического или юридического), а административное правонарушение, как правило, представляет собой нарушение объективного права.

Совершение гражданско-правового нарушения влечет ответственность, предусмотренную нормами гражданского права. Эта ответственность обычно носит имущественный характер. Административное правонарушение – деяние, за которое предусмотрена административная ответственность (административное взыскание), состоящая как в имущественных (штраф, конфискация), так и в неимущественных ограничениях правонарушителя (предупреждение, арест, лишение специального права). Административное правонарушение, причинившее имущественный ущерб гражданину, предприятию, учреждению или организации, одновременно является и гражданско-правовым деликтом. Наряду с привлечением к административной ответственности лицо, совершившее такое правонарушение, подлежит и гражданско-правовой ответственности.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, мы закончили рассмотрение вопросов, связанных с понятием административного правонарушения, его признаков, отличий от иных правонарушений, и пришли к следующим выводам.

Административные правонарушения, в отличие от преступлений не столь опасны для общества. Они могут посягать на различные стороны общественного правопорядка, в результате чего, каждый вид административных правонарушений имеет свои определенные черты и признаки.

Совершение лицом административного правонарушения является законным основанием для применения мер административной ответственности. Законодатель располагает широким спектром мер административной ответственности, каждая из которых имеет свои собственные преимущества перед другими видами ответственности и свои ограниченные возможности. Поэтому достижение целей ответственности возможно только при условии использования в каждом конкретном случае именно той меры ответственности, которая соответствует совершенному административному правонарушению и вызванному им ущербу. К такому соответствию может привести только строго соблюдение закона и основных принципов применения мер административно-правовой ответственности:

правомерности применения мер административного принуждения, т.е. они должны применяться в строгом соответствии с законом;

целесообразности привлечения лица к административной ответственности;

справедливости назначаемого наказания;

соразмерности: должно быть достигнуто соответствие между совершенным правонарушением и ответственностью за причиненные негативные последствия.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24.11.1996г. и 17.10.2004г.). Мн., 2005.

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Уголовный кодекс Республики Беларусь.

Административное право. Курс лекций. / Под ред. Л.М. Рябцева. Мн., 2006.

Уголовное право. Учебно-методическое пособие. / Е.Н. Котов, Н.П. Вербицкий. Мн., 2010.

Административное право: Учебное пособие. Д.А. Гавриленко, С.Д. Гавриленко. Мн., 2002.

13