Реферат: Меры уголовно-процессуального принуждения - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Меры уголовно-процессуального принуждения

Рефераты по государству и праву » Меры уголовно-процессуального принуждения

МЕРЫ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ


Все меры уголовно-процессуального принуждения можно разделить на меры пресечения и иные меры принуждения. Одной из основных мер принуждения является задержание, о чем будет сказано ниже.

Понятие и виды мер пресечения

Под мерами пресечения в советском уголовном процессе понимаются специально предусмотренные уголовно-процессуальным законом средства, применение которых оказывает на обвиняемого (подозреваемого) определенное психологическое воздействие или ограничивает его личную свободу с целью лишить возможности скрыться от дознания, предварительного следствия и суда; помешать установлению истины по делу; продолжать преступную деятельность; обеспечить исполнение приговора.

Обеспечивая раскрытие преступлений и назначение справедливого наказания лицам, привлекаемым к уголовной ответственности, меры пресечения, вместе с тем, сами по себе не являются наказанием за преступление.

К мерам пресечения относятся: подписка о невыезде, личное поручительство, поручительство общественных организаций, заключение под стражу, залог, отдача несовершеннолетних под присмотр родителей, опекунов, попечителей либо под надзор администрации закрытых детских учреждений, а в отношении обвиняемых военнослужащих — наблюдение за ними командования воинской части, в которой они состоят на службе.

Подписка о невыезде (ст. 93 УПК РСФСР) состоит в отобрании от подозреваемого или обвиняемого обязательства не отлучаться с места жительства или временного нахождения без разрешения соответственно лица, производящего дознание, следователя, прокурора или суда.

Место жительства или временного нахождения, из которого не должен отлучаться обвиняемый (подозреваемый), определяет орган, избирающий меру пресечения, с учетом возможностей и интересов лица, к которому применяется данная мера.

При отобрании подписки о невыезде обвиняемому (подозреваемому) разъясняется, что в случае нарушения им обязательства не отлучаться с определенного места жительства и являться по вызовам, а также при попытках помешать установлению истины по делу, к нему будет применена более строгая мера пресечения.

Личное поручительство (ст. 94 УПК РСФСР) состоит в принятии на себя заслуживающими доверия лицами письменного обязательства в том, что они ручаются за надлежащее поведение и явку подозреваемого или обвиняемого по вызову лица, производящего дознание, следователя, прокурора и суда.

Число поручителей не может быть менее двух. Лиц, которые могут быть поручителями, называет обвиняемый (подозреваемый), либо эти лица сами обращаются в органы предварительного расследования, прокуратуру или суд, заявляя о своем желании поручиться за лицо, привлекаемое к уголовной ответственности. В качестве поручителей могут выступать родственники, соседи, друзья или знакомые обвиняемого (подозреваемого), которые в силу своего авторитета имеют на него достаточное влияние. Поручителями могут быть только заслуживающие доверия лица.

При отобрании подписки о личном поручительстве поручитель должен быть поставлен в известность о сущности дела, по которому избирается мера пресечения, и об ответственности в случае ненадлежащего поведения обвиняемого (подозреваемого) или уклонении его от следствия и суда. В соответствии со ст. 94 УПК РСФСР на поручителя может быть наложено судом денежное взыскание в размере до одного минимального размера оплаты труда или применены меры общественного воздействия!

Поручительство общественной организации (ст. 95 УПК РСФСР) состоит в даче письменного обязательства в том, что общественная организация ручается за надлежащее поведение и явку подозреваемого или обвиняемого по вызовам лица, производящего дознание, следователя, прокурора и суда.

Инициатива в применении данной меры пресечения может исходить как от органа, в производстве которого находится дело, так и от общественной организации.

Общественная организация, дающая поручительство, должна быть поставлена в известность о сущности дела, по которому избирается мера пресечения. Вопрос о возможности поручиться за надлежащее поведение и явку обвиняемого (подозреваемого) подлежит обсуждению на правомочном собрании организации, причем в органы расследования, прокуратуру или суд должен быть представлен протокол, отражающий ход обсуждения, и принятое решение.

Об избрании в качестве меры пресечения поручительства общественной организации объявляется обвиняемому или подозреваемому и сообщается организации, принявшей на себя поручительство.

В случае нарушения обвиняемым (подозреваемым) поручительства к нему может быть применена более строгая мера пресечения.

Заключение под стражу (ст.ст. 96—98 УПК РСФСР) — наиболее строгая мера пресечения. Обвиняемый (подозреваемый), взятый под стражу, физически изолируется от общества и содержится под охраной и в условиях режима, который лишает его возможности продолжать свою преступную деятельность, помешать установлению истины, скрыться от следствия и суда, уклоняться от исполнения приговора.

Заключение под стражу позволяет наиболее эффективно обеспечить те цели, которые достигаются применением мер пресечения. Однако данная мера связана с существенным ограничением личной свободы граждан и потому ее применение допустимо лишь в случаях действительной необходимости.

Мера пресечения — заключение под стражу может применяться только по делам о таких преступлениях, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года. По делам же о преступлениях, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не свыше одного года, заключение под стражу может иметь место лишь в исключительных случаях, когда иные меры пресечения не могут обеспечить достижение задач уголовного судопроизводства. В соответствии со ст. 393 УПК применение этой меры пресечения в отношении несовершеннолетних вообще допустимо лишь в исключительных случаях, когда это вызывается тяжестью совершенного преступления, при наличии оснований, указанных в ст.ст. 91, 96 УПК.

Обеспечивая право граждан на неприкосновенность личности, Конституция РФ установила: “Никто не может быть подвергнут аресту иначе как на основании судебного решения или с санкции прокурора”.

Органы дознания и предварительного следствия могут применять к обвиняемым и подозреваемым меру пресечения в виде заключения под стражу только с санкции прокурора. Это — важная гарантия от необоснованного ограничения прав личности в уголовном процессе.

Местами предварительного заключения являются следственные изоляторы. В отдельных случаях лица, взятые под стражу в порядке применения меры пресечения, могут содержаться в тюрьме, в помещениях, специально оборудованных для содержания задержанных, а также на гауптвахте.

Основными требованиями режима в местах содержания лиц, заключенных под стражу, являются: изоляция лиц, взятых под стражу, постоянный надзор за ними и раздельное содержание в установленном законом порядке.

Содержание под стражей при производстве предварительного расследования не может продолжаться более двух месяцев. Этот срок может быть продлен районным, городским прокурором, военным прокурором армии, флотилии, соединения, гарнизона и приравненным к ним прокурором в случае невозможности закончить расследование и при отсутствии оснований для изменения меры пресечения — до трех месяцев. Дальнейшее продление срока может быть осуществлено лишь ввиду особой сложности дела прокурором субъекта РФ, военным прокурором Федеральной пограничной службы, Ракетных войск стратегического назначения, округа, группы войск, флота и приравненным к ним прокурором — до шести месяцев со дня заключения под стражу.

Продление срока содержания под стражей свыше шести месяцев допускается в исключительных случаях и только в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких преступлений. Такое продление осуществляется заместителем Генерального прокурора РФ — до одного года, а Генеральным прокурором РФ — до полутора лет. Дальнейшее продление срока не допускается.

Ходатайство о продлении срока содержания под стражей оформляется в виде постановления.

Лица, заключенные под стражу, могут быть освобождены из-под стражи в связи:

1) с отменой меры пресечения;

2) изменением меры пресечения;

3) истечением предусмотренного законом срока содержания под стражей, если он не продлен в установленном законом порядке

Залог (ст. 99 УПК) состоит в деньгах или ценностях, вносимых в депозит суда обвиняемым (подозреваемым) либо другим лицом или организацией в обеспечение явки обвиняемого (подозреваемого) по вызовам лица, производящего дознание, следователя, прокурора и суда. Органы дознания и следователь вправе применить эту меру пресечения только с санкции прокурора.

Размер залога определяется органом, избирающим меру пресечения, с учетом обстоятельств дела и данных, характеризующих личность обвиняемого (подозреваемого).

Залог может быть внесен как непосредственно самим обвиняемым (подозреваемым), так и любым другим лицом или организацией, которые обязательно должны быть поставлены в известность о сущности дела. О внесении залога составляется протокол, копия которого вручается залогодателю.

В случае уклонения обвиняемого (подозреваемого) от явки по вызовам лица, производящего дознание, следователя, прокурора или суда, внесенный залог по определению суда обращается в доход государства. Если же данная мера пресечения не нарушается, то по обращении приговора к исполнению, а также при прекращении дела залог возвращается залогодателю.

Наблюдение командования воинской части (ст. 100 УПК) состоит в принятии мер, предусмотренных уставами Вооруженных Сил, для того чтобы обеспечить надлежащее поведение и явку обвиняемого по вызовам лица, производящего дознание, следователя, прокурора, суда.

Данная мера пресечения может применяться только к военнослужащим срочной службы.

Командованию воинской части сообщается о сущности дела, по которому избрана мера пресечения. Об установлении наблюдения командование обязано в письменной форме уведомить орган, избравший меру пресечения.

Отдача несовершеннолетних под присмотр родителей, опекунов, попечителей или под надзор администрации закрытых детских учреждений (ст. 394 УПК) состоит в принятии на себя кем-либо из указанных лиц письменного обязательства обеспечить явку несовершеннолетнего к следователю и в суд, а также его надлежащее поведение.

По УПК РСФСР несовершеннолетний может быть передан под надзор администрации закрытого детского учреждения лишь в том случае, если он в этом учреждении (школа-интернат, детский дом и т.п.) воспитывается.

Лица, дающие подписку о принятии под присмотр несовершеннолетнего, должны быть предупреждены о характере преступления и об ответственности в случае нарушения принятой на себя обязанности. На родителей, опекунов, попечителей в случае нарушения ими принятого обязательства обеспечить надлежащее поведение несовершеннолетнего определением суда может быть наложено такое же взыскание, как и на лиц, принявших на себя личное поручительство (ст. 94 УПК).

Основания применения мер пресечения

Как правило, меры пресечения применяются только в отношении обвиняемых и лишь в исключительных случаях — в отношении лиц, подозреваемых в совершении преступления. К подозреваемому мера пресечения может быть применена не более чем в течение десяти суток. Если в этот срок обвинение предъявлено не будет, мера пресечения отменяется (ст. 90 УПК).

Наличие доказательств, изобличающих лицо в преступлении, еще недостаточно для принятия решения об избрании меры пресечения. Мера пресечения может быть применена лишь в том случае, если имеются фактические данные, позволяющие сделать вывод, что лицо, обвиняемое или подозреваемое в совершении преступления, скроется от следствия и суда, или воспрепятствует установлению истины, или будет заниматься преступной деятельностью, или уклонится от исполнения приговора.

Только наличие совокупных данных, изобличающих определенное лицо в преступлении и свидетельствующих о возможности его ненадлежащего поведения, может явиться основанием для применения к этому лицу меры пресечения.

Для правильного и обоснованного решения о мере пресечения необходимо дать оценку всех фактических обстоятельств дела и на основании собранных доказательств сделать вывод о таком поведении обвиняемого (подозреваемого), которое дает основание применить к нему меру пресечения. Вывод о вероятном поведении обвиняемого (подозреваемого) должен базироваться на объективно установленных фактах, на реальных доказательствах, свидетельствующих о том, что обвиняемый (подозреваемый) может скрыться от следствия и суда, воспрепятствовать установлению истины, заниматься преступной деятельностью, уклониться от исполнения приговора.

К лицам, обвиняемым (подозреваемым) в совершении наиболее тяжких преступлений, перечень которых установлен законодательством, мера пресечения, в виде заключения под стражу, может быть применена по мотивам одной лишь опасности преступления.

В деле может и не быть доказательств ненадлежащего поведения обвиняемого (подозреваемого), однако сам характер преступления свидетельствует о большой вероятности такого поведения.

В соответствии со ст. 91 УПК при решении вопроса о мере пресечения, помимо наличия оснований для избрания меры пресечения, законодатель обязывает учитывать такие обстоятельства, как тяжесть предъявленного обвинения, личность подозреваемого или обвиняемого, род его занятий, возраст, состояние здоровья, семейное положение и другие обстоятельства.

Процессуальный порядок применения мер пресечения

Меру пресечения применять вправе: лицо, производящее дознание, следователь, прокурор и суд. При этом лицо, производящее дознание, следователь и суд могут принять решение о мере пресечения только по делам, находящимся в их производстве. Прокурор вправе избрать, отменить или изменить меру пресечения по любому делу, находящемуся как в его производстве, так и в производстве органов дознания и предварительного следствия, за которыми он осуществляет надзор.

Решение об избрании меры пресечения оформляется мотивированным постановлением лица, производящего дознание, следователя или прокурора либо мотивированным определением суда.

В постановлении (определении) указываются анкетные данные лица, к которому применяется мера пресечения, преступление, в совершении которого оно обвиняется или подозревается, и основания для избрания применяемой меры пресечения. Кроме того, в постановлении (определении) необходимо указать дату (число, месяц, год) и место его составления; должностное положение, звание и фамилию лица, принимающего решение о мере пресечения; статьи УПК, в соответствии с которыми избирается мера пресечения. Важнейшей частью постановления является его мотивировка. В этой части кратко, но конкретно излагаются основания избрания меры пресечения и указываются цели, для достижения которых она применяется.

Постановление или определение о мере пресечения должно быть объявлено лицу, в отношении которого оно вынесено. При этом на постановлении делается отметка с указанием времени ознакомления, удостоверяемая подписью обвиняемого (подозреваемого).

Остающиеся без присмотра дети лиц, взятых под стражу, должны быть переданы на попечение родственников либо других лиц или учреждений (например, помещены в детский дом, школу-интернат), а в отношении остающегося без присмотра имущества или жилища должны приниматься меры к их охране. О принятых мерах уведомляется лицо, заключенное под стражу (ст. 98 УПК).

При необходимости продлить срок содержания обвиняемого под стражей об этой выносится мотивированное постановление, которое подписывается следователем (лицом, ведущим дознание), а также начальником следственного отделения (начальником органа дознания) и прокурором, осуществляющим надзор за расследованием. Если вопрос о продлении срока содержания обвиняемого под стражей возникает одновременно с вопросом о продлении срока расследования по уголовному делу и эти вопросы подлежат разрешению одним прокурором, выносится одно постановление — о продлении срока расследования и срока содержания под стражей.

В постановлении о продлении срока расследования и содержания обвиняемых под стражей указываются:

обстоятельства дела;

сущность предъявленного обвинения и доказательства, на которых оно основано;

даты основных процессуальных действий (возбуждения дела, предъявления обвинения, избрания меры пресечения и т.д.);

данные о личности обвиняемых, в отношении которых возбуждается ходатайство;

мотивы, по которым мера пресечения не может быть изменена;

конкретные следственные действия, которые необходимо выполнить;

срок исполнения; причины задержки расследования и меры, принятые к его быстрейшему окончанию.

Изменение и отмена меры пресечения

Мера пресечения отменяется в случаях, когда отпадают основания ее применения, т. е. не находят подтверждения данные, изобличающие лицо в совершенном преступлении либо свидетельствовавшие о возможности его неправомерного поведения.

Большое значение для отмены или изменения меры пресечения имеет изменение обстоятельств, которые учитывались при ее избрании: изменилось обвинение, отношение обвиняемого к содеянному, состояние его здоровья, семейное положение и т. п.

В соответствии со ст. 101 УПК РСФСР отмена или изменение лицом, производящим дознание, и следователем меры пресечения, избранной по указанию прокурора, допускается лишь с санкции прокурора.

Отмена или изменение меры пресечения производится мотивированным постановлением лица, производящего дознание, следователя или прокурора, а после передачи дела в суд — мотивированным определением суда. В постановлении (определении) должны быть указаны конкретные обстоятельства, в связи с изменением которых отменяется или изменяется мера пресечения.

Об отмене при изменении меры пресечения объявляется обвиняемому. В зависимости от вида меры пресечения о ее отмене или изменении уведомляются поручители, командование воинской части, родители несовершеннолетних или администрация закрытого детского учреждения.

Постановление об отмене или изменении меры пресечения в виде содержания под стражей направляется администрации соответствующего места предварительного заключения для немедленного исполнения.

Задержание

Задержание подозреваемого близко примыкает к таким мерам принуждения, как заключение под стражу, административное задержание. Общее у них то, что каждая из этих мер представляет собой лишение гражданина свободы, что существенно затрагивает его конституционное право на неприкосновенность личности. Вместе с тем, между ними имеются существенные различия, которые позволяют их выделить в самостоятельные правовые институты.

Задержание лица, подозреваемого в совершении преступления, отличается от применения меры пресечения в виде заключения под стражу.

Задержание осуществляется в стадии предварительного расследования, как правило, органом дознания и следователем. Оно предшествует заключению под стражу, но не заменяет его. Заключение под стражу применяется и в последующих стадиях. Эта мера пресечения может быть применена также прокурором и судом.

Задержание применяется только в отношении подозреваемого, заключение же под стражу — в отношении обвиняемого и лишь в исключительных случаях (ст. 90 УПК) и к подозреваемому.

Задержание носит неотложный характер, заранее оно планироваться не может, поэтому, в отличие от заключения под стражу, санкции прокурора не требует.

Срок задержания подозреваемого — не более 72 часов, он продлен быть не может (ст. 122 УПК)

Срок содержания под стражей обвиняемого при расследовании дела установлен до двух месяцев, который может быть продлен (ст. 97 УПК).

Задержание подозреваемого, как следственное действие, отличается от административного задержания.

Задержание в процессуальном смысле применяется только в отношении лиц, подозреваемых в совершении преступления, и только специально уполномоченными должностными лицами, наделенными правом расследования уголовных дел.

Административное же задержание применяется в отношении лиц, совершивших административные правонарушения, круг которых гораздо шире круга установленных Уголовным кодексом видов преступлений.

О задержании подозреваемого должно быть письменно сообщено прокурору, который провернет его законность и обоснованность. При административном задержании прокурору уведомление не направляется.

С вынесением протокола о задержании лицо, подозреваемое в совершении преступления, приобретает процессуальное положение подозреваемого и соответствующие права и обязанности участника уголовного процесса. Административно задержанный такого положения не приобретает.

Уголовно-процессуальное и административное задержание различаются по срокам: 72 часа—при задержании в порядке ст. 122 УПК и 3 часа — в случае административного задержания, если законодателем не установлены иные сроки.

Задержание в уголовно-процессуальном смысле необходимо отличать от такого понятия, как фактическое (физическое) задержание гражданина и доставление его в органы милиции.

Согласно закону, право применять задержание лица, подозреваемого в совершении преступления, принадлежит только органам дознания или следователю.

Принять решение о задержании лица, подозреваемого в совершении преступления, может и прокурор.

Задержание лица, подозреваемого в совершении преступления, будет законным и обоснованным при соблюдении следующих условий.

1. Задержание может проводиться только после возбуждения уголовного дела.

2. Орган дознания или следователь вправе задержать только лицо, подозреваемое в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы (ст. 122 УПК). Если такой вид наказания за преступление не предусмотрен, то подозреваемое лицо не может быть задержано.

3. Задержание не может применяться на основании голословного предположения о том, что то или иное лицо причастно к совершению преступления. Решение о задержании должно быть подкреплено необходимыми фактическими данными. Даже в том случае, когда лицо застигнуто на месте преступления, задержано “по горячим следам”, орган дознания или следователь, прежде чем применить к нему процессуальное задержание, должны провести неотложные дополнительные следственные действия: допрос очевидцев, осмотр места происшествия, личный обыск доставленного и т.д.

Не предусмотренные законом и не проверяемые источники информации (полученные из анонимных источников, в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий, применения служебно-розыскной собаки и т. д.) не могут быть положены в основу решения о задержании лица в качестве подозреваемого.

4. В соответствии с ч. 1 ст. 122 УПК лицо, подозреваемое в совершении преступления, может быть задержано только при наличии одного из следующих оснований:

а) когда лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

б) когда очевидцы, в том числе и потерпевшие, прямо укажут на данное лицо, как на совершившее преступление;

в) когда на подозреваемом или на его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

Согласно ч. 2 ст. 122 УПК, основанием для задержания подозреваемого лица могут быть и иные данные. Они могут в той или иной степени указывать на его причастность к преступлению. При наличии иных данных, дающих основания подозревать конкретное лицо в совершении преступления, оно может быть задержано лишь при наличии хотя бы одного из трех дополнительных условий:

а) лицо покушалось на побег;

б) оно не имеет постоянного места жительства;

в) когда не установлена личность подозреваемого.

5. И, наконец, еще одно процессуальное условие правомерности задержания. Это — его мотивированность. В законе это условие задержания не раскрыто.

В общем своем значении в процессуальной литературе под мотивами задержания понимаются конкретные данные, обосновывающие необходимость задержания в данном случае, стремление к непосредственной цели задержания, обоснованности, аргументированность принимаемого решения.

Такими доводами (или мотивами) могут быть, например, реальные опасения, что подозреваемый, оставаясь, на свободе, может скрыться либо помешать установлению истины по делу, либо будет продолжать преступную деятельность.

О всяком случае задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, орган дознания или следователь обязаны составить протокол с указанием оснований, мотивов, дня и часа, года и месяца, места задержания, объяснений задержанного и времени составления протокола. Он подписывается лицом, его составившим, и задержанным .

На практике задержание, как правило, сопровождается личным обыском задержанного, который должен быть произведен в соответствии с правилами, установленными ст.ст 167—171 УПК, при обязательном участии понятых. Правда, личный обыск проводится без вынесения о том отдельного постановления и без санкции прокурора (ч. 2 ст. 172 УПК). Протокол в этом случае называется “Протокол задержания и личного обыска”.

Если задержание подозреваемого сопровождается проведением других следственных действий, например, его освидетельствованием, осмотром его одежды, то должны быть соблюдены те правила, которые регламентируют соответствующие следственные действия. В этом случае протоколы следственных действий составляются отдельно.

С составлением протокола задержания лицо, подозреваемое в совершении преступления, ставится в процессуальное положение подозреваемого. Тем самым оно приобретает права участника процесса (ч. 2 ст. 52 УПК).

О произведенном задержании орган дознания, следователь в течение 24 часов обязаны уведомить прокурора. В течение 48 часов с момента получения извещения о произведенном задержании прокурор обязан дать санкцию на заключение под стражу либо освободить задержанного.

О задержании лица, подозреваемого в совершении преступления, орган дознания или следователь уведомляют его семью, если известно ее место жительства. При задержании по подозрению в совершении тяжкого преступления уведомление семьи производится, если это не будет препятствовать установлению истины по уголовному делу.

О задержании несовершеннолетнего его родители или лица, их заменяющие, уведомляются во всех случаях независимо от тяжести преступления, в совершении которого подозревается задержанный.

Форма уведомления законом не установлена. Это можно сделать по телефону, телеграфу, через нарочного и т. д. Об уведомлении делается отметка, как правило, на протоколе задержания с указанием степени родства уведомленного члена семьи, его фамилии, имени, отчества, времени и способа уведомления.

Задержанные по подозрению в совершении преступления, освобождаются, если:

а) не подтвердилось подозрение в совершении преступления;

б) отсутствует необходимость применения к задержанному меры пресечения в виде заключения под стражу;

в) истек установленный законом срок задержания.

Освобождение задержанного производится начальником места содержания задержанных по постановлению лица, производящего дознание, следователя или прокурора, причем немедленно. Если в установленный законом срок (в течение 72 часов) не будет решен вопрос о задержанном — не поступит постановление об освобождении задержанного либо о применении меры пресечения в виде заключения под стражу,— то начальник места содержания задержанных сам освобождает это лицо. Это решение оформляется протоколом, одновременно направляется письменное уведомление прокурору, а также лицу, производящему дознание, или следователю.