Реферат: Законность и правопорядок 4 - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Законность и правопорядок 4

Рефераты по государству и праву » Законность и правопорядок 4
СОДЕРЖАНИЕ

1

СОДЕРЖАНИЕ 1

ВВЕДЕНИЕ 2

Глава I. законностЬ – понятие, основные Принципы, требования и гарантии. 4

1.1.пРИНЦИПЫ И требования законности. 6

1.2.гАРАНТИИ законности. 10

Глава 2. Правопорядок – понятие, структура, ФУНКЦИИ. 14

2.1.Соотношение правопорядка и общественного порядка. 16

Глава 3. Взаимосвязь законности, правопорядка, демократии и дисциплины. 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22

СПИСОК использованных источников 24


ВВЕДЕНИЕ

Законность и правопорядок являются объектом пристального внимания ученых – юристов, и это не случайно. Потребности и интересы граждан, общества и государства настоятельно требуют упорядоченности и стабилизации основных сторон общественной жизни. На современном этапе развития России четкий и жесткий общественный правовой порядок выступает единственно возможным путем дальнейшего движения. Формирование правового государства и цивилизованное демократическое развитие без этого не возможно. Законность и правопорядок выступают необходимыми условиями возрождения экономики, функционирования всех социальных сфер, стабилизации жизненных процессов и становления подлинного народовластия.

В юридической литературе нет единого мнения о трактовке данных правовых категорий, существует несколько определений и рассуждений о законности и правопорядке.

В правовой системе общества эти два понятия тесно взаимосвязаны между собой. Они имеют много общего, поскольку слишком высока степень их взаимопроникновения. Например, упорядоченность, с одной стороны, есть результат осуществления права и законности, а с другой – их важнейшее свойство. Долгое время в содержание законности и правопорядка вкладывалось исполнение законов и поэтому различие между ними не проводилось.

Действительно, эти категории формируются на одних и тех же принципах, тесно взаимосвязаны с властью, у них единое государственно-волевое содержание и интересы. Они сочетаются с правами, свободами, обязанностями и ответственностью граждан, субъектов права, имеют формальную нормативную определенность. Но все это не отрицает, а предполагает наличие принципиальных отличий, выражающих их самостоятельность, специфику.

Исследование законности и правопорядка актуально, так как состояние стабильности, уравновешенности и соразмеренности, гарантированности и упорядоченности важнейших сторон жизни людей в настоящее время необходимы как никогда.

Интересно исследовать не просто понятие правопорядка и его формирования и поддержания, но и взаимосвязь законности, правопорядка, демократии и дисциплины. В правовой сфере трудно найти явления более взаимосвязанные, чем законность и правопорядок. Кроме того, хотелось бы подчеркнуть, что при анализе и описании законности и правопорядка очень важно учитывать те социальные связи и отношения, в которых они исследуются.

Итак, цель данной курсовой работы – исследовать понятия законности, правопорядка, соотношение законности, правопорядка и демократии.

Исходя из поставленной цели необходимо:

- исследовать содержание законности, её основные принципы, требования и гарантии;

- исследовать содержание и структуру правопорядка, выявить соотношение правопорядка и общественного порядка;

- проследить взаимосвязь законности, правопорядка, демократии и дисциплины;

- подвести итоги по проделанной работе.


Глава I. законностЬ – понятие, основные Принципы, требования и гарантии.

Законность – фундаментальная категория всей юридической науки и практики, а ее уровень и состояние служат главными критериями оценки правовой жизни общества, его граждан.

В научной и учебной литературе приводятся различные формулировки понятия «законность», которые с определенной долей условности могут быть сведены к представлению о данном феномене как о «комплексном политико-правовом» явлении, отражающем правовой характер организации общественно-политической жизни, органическую связь права и власти, права и государства»1; «точном и неуклонном соблюдении и исполнении законов, иных нормативно-правовых актов всеми государственными органами, негосударственными организациями и гражданами»2; «правовом режиме жизнедеятельности общества, в рамках которого осуществляется принятие и обеспечивается реализация законов и других правовых актов»3.

Несмотря на многообразие подходов к пониманию сущности законности, практически все исследователи едины в том, что формирование и функционирование данного института предопределяются рядом факторов, наиболее значимыми среди которых являются:

- наличие в государстве системы законодательства, понимаемого в широком смысле и включающего принимаемые либо санкционированные государством формально-юридические источники права – законы, подзаконные акты, прецеденты;

- наличие действенных механизмов законотворческой, исполнительно-распорядительной и судебной деятельности, посредством которой обеспечивается издание законодательных актов, претворение в жизнь закрепляемых в них предписаний, а также реализация мер юридической ответственности за предусмотренные этими актами правонарушения;

- формирование правосознания (индивидуального, корпоративного, общесоциального), в рамках которого вырабатывается позитивное психологическое отношение субъекта к требованиям законодательства;

- определение стимулов и ограничений, посредством которых обеспечивается законосообразное поведение субъектов.

В условиях демократического правового государства в поддержании и упрочении законности в одинаковой степени заинтересованы как государство, так и его граждане и различные коллективные образования.

Для граждан законность – это средство, при помощи которого они ограждаются от нарушения их прав и свобод, могут при необходимости требовать исполнения юридических обязанностей от других граждан, учреждений, организаций, должностных лиц. Законность обеспечивает безопасность личности, ограждает граждан от асоциальных явлений и произвола. Защищая свои права, гражданин охраняет не только свои личные интересы, но и выполняет свой гражданский долг, защищает закон, выражающий волю народа как основного и единственного источника государственной власти, способствует осуществлению норм права.

Для государства законность представляет собой средство управления обществом, повышения эффективности работы административного аппарат, защиты интересов и прав каждого гражданина и всего народа в целом.


пРИНЦИПЫ И требования законности.

Обобщая вышесказанное можно сделать вывод о том, что «законность» является сложным системным понятием и представляет собой «адаптированную к практике регулятивной и охранительной деятельности права теоретическую модель социального поведения, урегулированного посредством законов и направленного на воплощение в реальной жизни законодательно закрепленных властных предписаний».1

К основополагающим принципам законности относятся:

- всеобщность. Посредством законности обеспечивается исполнение законодательных предписаний должностными лицами, государственными органами, общественными, хозяйственными организациями и гражданами.

Требование соблюдать юридические нормы относится ко всем, кто находится в пределах действия права. Никто не может укло­няться от выполнения установлений, исходящих от государства, точно так же, как и государство не может уклониться от обеспечения и защиты законных прав личности. Всеобщность, как необходимая черта законности, в одинаковой мере относится и к государству, и к его гражданам. Государство ответ­ственно перед гражданином, а гражданин – перед государством.

Обеспечение всеобщности соблюдения правовых предписаний – задача государства и его органов. Обладая необходимыми организаци­онными, материальными и принудительными средствами, оно призвано надежно охранять законные права и интересы граждан. Сами граждане вне государственно-правовых структур не могут установить режим за­конности в общественной жизни. Чтобы быть творцом и «хранителем» законности, государство должно осуществлять свои властные функции исключительно на основе и в рамках действующих законов. Одновременно оно должно пресекать любые правонарушения как со стороны своих органов и должностных лиц, так и со стороны граждан2;

- правовой характер. Законность является формой выражения и осуществления правовых предписаний режимом, обеспечивающим действие права, его результативное воздействие на общественные отношения. При этом правовой характер законности предполагает непротиворечие общих принципов права и законодательно закрепленных властных предписаний. Однако оценить состояние режима законности в стране можно только на основании того, в какой мере законы госу­дарства отражают объективные потребности общественного развития. Если издаваемые государством правовые нормы закрепляют и охраняют интересы только отдельных лиц или определенных социальных групп, не учитывая общих и индивидуальных интересов всего населения стра­ны, – законность отсутствует. Если правовые нормы лишь формально отражают интересы различных слоев населения, но не гарантируют их, – то и здесь не может быть речи о законности. Нормативной основой законности являются правовые законы, адекватно отражающие общие и индивидуальные интересы всех участников общественных отношений.

Таким образом, режим законности в правовом государстве пред­полагает наличие двух взаимосвязанных факторов:

– совершенного, четко отработанного законодательства, отве­чающего потребностям общественного прогресса;

– полной и безусловной реализации предписаний законов и подза­конных правовых актов государственными органами, должностными лицами, гражданами и различными объединениями.

Основными требованиями законности являются:

Верховенство закона по отношению ко всем другим правовым актам. В правовом государстве закон обладает высшей юридической силой. Он выступает главным, основополагающим регулятором обще­ственных отношений. Те отношения, которые в силу объективных усло­вий должны находиться в сфере правового воздействия, регулируются,
как правило, законом. Подзаконные акты действуют лишь в том случае, когда какие-либо отношения законодательно не урегулированы. При этом они должны издаваться в строгом соответствии с законом и на основе закона.

Единство понимания и применения законов на всей территории их действия. Законы предъявляют абсолютно одинаковые требования ко всем субъектам, находящимся в сфере их временного и простран­ственного действия. Законы федеративного государства имеют одина­ковую силу на территории всех государственных образований, входя­щих в состав федерации. Единое понимание сущности и конкретного
содержания законов обеспечивает законность правоприменительной деятельности компетентных органов и должностных лиц. Она соответ­ствует действительному смыслу закона и проводит в жизнь заложенные в нем регулятивные функции.

3. Равная возможность всех граждан пользоваться защитой закона и их равная обязанность следовать его предписаниям (равенство всех перед законом и судом). Прочный и эффективный режим законности в обществе возможен только в условиях равенства всех людей перед зако­ном и судом. С одной стороны, субъекты права должны в полном объе­ме выполнять возложенные на них обязанности, подчиняться требова­ниям закона. С другой стороны, государство должно создать все необ­ходимые условия для осуществления их законных прав и интересов.

4. Осуществление прав и свобод человеком не должно нарушать права и свободы других лиц. В условиях правовой государственности это требование имеет принципиальное значение, поскольку свобода одного человека не может быть реализована в ущерб свободе другого. Закон не допускает ущемления прав одних за счет прав других граждан государства.

5. Недопустимость противопоставления законности и целесообраз­ности. Целесообразность издания закона определяется его социальной полезностью. Применение закона предполагает обеспечение и защиту важнейших правовых институтов и принципов и в силу этого целесообразно, а значит – необходимо. Вместе с тем целесообразность не может противопоставляться законности. Утрата законом своей актуальности не означает возникновения возможности или оснований для его несоблюдения. Таким образом, целесообразность допустима только в рамках, определенных действующим законодательством.

6. Предотвращение и эффективная борьба с правонарушениями. Законность требует, чтобы любые отступления от предписаний закона своевременно вскрывались, последствия правонарушений устранялись, а виновные в их совершении привлекались к ответственности.

Правовое государство создает необхо­димые материальные, политические, социальные и другие предпосылки для предотвращения и пресечения правонарушений. Благоприятные материальные условия жизни, социальная защищенность населения, политическая стабильность в стране, наличие справедливых правоохра­нительных законов составляют реальную основу режима законности.

Непосредственная защита интересов субъектов права, любого гражданина, проживающего на территории государства, осуществляет­ся специальными правоохранительными органами: судом, прокурату­рой, милицией. Обеспечивая законное функционирование общественных отношений, эти органы в необходимых случаях приме­няют к правонарушителям различные меры государственного принуж­дения.

Итак, законность – это такой политико-правовой режим, такие условия жизни, такая правовая атмосфера, которые ограждают личность от произвола власти, массу людей – от анархии, общество в целом – от насилия, хаоса, беспорядка.


гАРАНТИИ законности.

Режим законности означает такое состояние общественной жизни, при котором участники правоотношений свободно реализуют принадлежащие им юридические права и обязанности. Законность есть предпосылка такого порядка в общественной жизни, который соответствует предписаниям правовых норм. Другими словами, в результате действия законности в обществе складывается правовой порядок, являющийся целью правового регулирования общественных отношений.

В правовом государстве существует целая система гарантий законности. Под гарантиями законности понимают систему условий и средств, обеспечивающих процесс реализации законности1.

В литературе гарантии законности подразделяются на две основные группы: общие, к которым относятся социально-экономические, политические, духовные гарантии, и специальные (юридические) гарантии.

Социально-экономические гарантии законности – это сложившиеся в обществе и санкционированные государством отношения, связанные с производством и распределением материальных благ.

При эквивалентных рыночных товароотношениях создается ре­альная материальная основа для нормального функционирования гражданского общества. В этих условиях любой субъект нрава стано­вится экономически свободным и самостоятельным. Поддерживаемый и охраняемый законом, он в полной мере реализует свои возможности в сфере материального производства, что является важнейшей гарантией законности и правопорядка в обществе. Материально обеспеченный и социально защищенный индивид, как правило, сообразует свое поведе­ние с правом, поскольку его интересы гарантируются режимом закон­ности и получают объективное воплощение в правопорядке2.

Применительно к современной России к числу социально-экономических гарантий следует отнести законодательное закрепление многообразия форм собственности и многоукладность экономики; единство экономического пространства; свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; проведение антимонопольной политики и т.д.

Политические гарантии законности включают в себя условия взаимоотношения государства, общества, личности в сфере социального управления.

Государство, его органы, разнообразные общественные объединения и частные организации, трудовые коллективы, то есть все звенья совре­менной политической системы общества, в интересах своего жизнеобес­печения всемерно поддерживают необходимый режим законности и стабильность правопорядка. Те политические организации или отдель­ные политические деятели, которые противопоставляют себя порядку, установленному законом, лишаются защиты со стороны государства.

К числу политических гарантий в современной России можно отнести демократический политический режим; формирование государственной власти путем свободных, альтернативных выборов; официальный статус политической оппозиции; многопартийная система; недопустимость юридической ответственности за «инакомыслие»; свобода слова и т.д.

Духовными или нравственными гарантиями законности являются благоприятная морально-психологическая обстановка, в которой реа­лизуются юридические права и обязанности участников правоотноше­ний; уровень их духовности и культуры; чуткость и внимание государ­ственных органов и должностных лиц к человеку, его интересам и по­требностям. В создании здоровой нравственной обстановки в сфере правового регулирования участвуют все звенья политической системы общества, в том числе благотворительные организации, учреждения культуры и искусства, школа, высшие учебные заведения, церковь. Нравственно здоровое общество — это общество, функционирующее на основе законов, в условиях стабильного правопорядка.

Духовные гарантии законности в России охватывают конституционно закрепленное идеологическое многообразие, свободу вероисповедания, систему общего и профессионального образования. Кроме того, к духовным гарантиям следует отнеси культурное наследие, национальный язык, традиции и обычаи, сформировавшиеся в процессе социального развития и оказывающие существенное влияние на формирование и функционирование правового режима законности.

К специальным или юридическим гарантиям относится деятельность государствен­ных органов и учреждений, специально направленная на предотвращение и пресечение нарушений законности и правопорядка. Ее осу­ществляют законодательные, исполнительные и судебные органы госу­дарственной власти. Основные направления борьбы с правонарушения­ми формируют законодательные органы, издавая соответствующие нормативно-правовые акты, предусматривающие юридическую ответ­ственность за противоправные действия. Непосредственную же работу по профилактике и пресечению правонарушений осуществляют право­охранительные государственные органы. При наличии достаточно прочных экономических и политических гарантий правоохранительная деятельность государства эффективно обеспечивает оптимальный ре­жим законности и устойчивость правопорядка.

В научной литературе довольно подробно охарактеризован количественный и качественный состав юридических гарантий законности. В качестве наиболее значимых можно назвать: полноту и эффективность юридических норм; эффективность мер юридической ответственности и защиты, способствующих восстановлению нарушенных прав; высокий уровень надзора за реализацией требований законности; неотвратимость юридической ответственности за совершение правонарушений; высококачественная и профессиональная работа органов государственной власти по обеспечению законности и правопорядка; постоянное совершенствование юридической деятельности; развитое правовое сознание и высокая правовая культура населения в государстве.




Глава 2. Правопорядок – понятие, структура, ФУНКЦИИ.

Правопорядок – это фактическое состояние правовой жизни общества, которое характеризуется внутренней согласованностью, упорядоченностью системы правовых отношений, основанных на требованиях законности, а также на свободе и ответственности всех субъектов права1.

Правопорядок есть порядок, основанный на праве. То есть это система отношений, охраняемых, защищаемых, регулируемых правом. Вне права или без права правопорядок не мыслим. Само это понятие слагается их двух слов «право» и «порядок», наиболее точно передающих суть этого явления. Назначение права – вносить определенный порядок во взаимоотношения между людьми и их объединениями. Поэтому правопорядок выступает как «состояние урегулированности общественных отношений».2

Правопорядок как особое урегулированное правом состояние общественных отношений обладает характерными чертами – признаками:

- формальная определенность. Правопорядок базируется на формально-определенных правовых предписаниях, реализация которых и обеспечивает определенность общественных отношений;

- системность. Правопорядок – это система отношений, которая основана на единой сущности права, господствующей в обществе форме собственности, системе экономических отношений и обеспечивается силой единой государственной власти;

- государственная гарантированность. Существующий правопорядок обеспечивается государством, охраняется им от нарушений;

- устойчивость. Правопорядок достаточно стабилен и устойчив. Попытки дестабилизации, нарушения правопорядка пресекаются соответствующими правоохранительными органами;

- единство. Правопорядок основан на унифицированных политических и правовых принципах, обеспечивается единой системой правовых средств и методов и является единым на всей территории страны.

Правовой порядок образует правовую основу гражданского общества. На нем базируются все его сферы: и социально-культурная, и экономическая, и политическая. Он, следовательно, является правовой основой и всей государственной деятельности1.

Правопорядок составляет реальную основу современной цивилизованной жизни общества. В условиях стабильного правопорядка эффективно функцио­нирует экономика, достигается гармония в действиях законодательной, исполнительной и судебной властей, активно осуществляется деятель­ность различных общественных и частных организаций, реально гаран­тируется свободное развитие человека, максимально удовлетворяются его материальные и духовные потребности.

В формировании правового порядка участвуют все элементы ме­ханизма правового регулирования общественных отношений. Их при­чинно-следственная связь составляет основу правовой жизни общества, которая и приводит в конечном счете к установлению правового поряд­ка.

Нормативной предпосылкой правопорядка является норма права. Это первичное звено механизма правового регулирования, моделирующее «идеальный» правопорядок.

Правоотношения – элемент механизма правового регулиро­вания, обеспечивающий переход от идеального, предполагаемого зако­нодателем правопорядка к установлению конкретного возможного или должного поведения участников общественных отношений, предусмот­ренного правовыми нормами. На этом этапе к механизму правового регулирования подключается законность, призванная гарантировать возможное и должное поведение субъектов правоотношений.

Завершающей предпосылкой правопорядка являются акты реализации юридических прав и обязанностей. В условиях режима закон­ности права и обязанности участников правоотношений реально во­площаются в их поведении, достигают своей цели и, таким образом, переходят в такую систему общественных отношений, которая и образу­ет правовой порядок.

Содержание правопорядка составляет правомерное поведение субъектов, то есть такое поведение, которое урегулировано нормами права и достигло целей правового регулирования.

Структура правопорядка – это единство и одновременное раз­деление урегулированной правом системы общественных отношений в соответствии с особенностями их отраслевого содержания.

Правопорядок есть реализованная система права. Он включает конституционные, административные, финансовые, земельные, семей­ные и другие виды общественных отношений, урегулированные норма­ми соответствующих отраслей права. В структурном отношении право­порядок отражает реализованные элементы системы права. В этой связи в структуре правопорядка выделяются не только отраслевые, но и более дробные группы отношений, которые урегулированы подотраслями и институтами права.


Соотношение правопорядка и общественного порядка.

Особенность правопорядка как специфической системы обще­ственных отношений выражается в том, что складывается он только на основе правовых норм и в силу этого охраняется государством. Поэтому правопорядком охватываются далеко не все отношения, имеющие место в обществе. Определенная часть общественной жизни не нуждается в правовой регламентации. Она находится в сфере действия норм морали, норм различных общественных организаций и других неправовых нор­мативных регуляторов. В этом смысле правопорядок является лишь эле­ментом общей системы общественных отношений, складывающейся под воздействием нормативного регулирования. Это часть общественного порядка.

Общественный порядок представляет собой всю совокупную си­стему общественных отношений, которая складывается в результате реализации социальных норм: норм права, норм морали, норм обще­ственных организаций, норм неправовых обычаев, традиций и ритуа­лов.

В качестве задач, решаемых посредством установления и поддержания общественного порядка, следует выделить:

- обеспечение социального мира и справедливости;

- защиту населения от посягательств на их социальные права и интересы;

- создание условий для поддержания «достойного образа жизни» представителей социально незащищенных слоев;

- гуманизацию всех сфер жизнедеятельности общества.

Между общественным и правовым порядком существует тесная взаимосвязь, выражающаяся во взаимодействии и взаимообусловленности этих явлений, их единой социальной природе, общности целевых установок и решаемых задач.

Вместе с тем существуют и достаточно существенные различия. В частности, общественный порядок включает в себя наряду с правоотношениями общественные отношения, урегулированные социальными нормами неюридического характера.

В целом различия между общественным порядком и правопорядком заключаются в следующем:

Данные категории не совпадают по своему происхождению и эволюции.

Общественный порядок исторически возникает одновременно с появлением первичных форм социального взаимодействия, вместе с возникновением и становлением человеческого общества как его органическая часть и условия существования. Правопорядок же представляет собой явление, производное от формирующихся на определенном этапе развития государства и права и зарождается гораздо позже, когда возникает публичная власть, право, законы, так как он – атрибут государства.

Правопорядок и общественный порядок имеют разную правовую основу. Правопорядок базируется на нормах права и является результатом реализации этих норм. Общественный порядок основывается на следствии соблюдения не только правовых, но и всех социальных норм общества.

При нарушении правопорядка и общественного порядка возникают разные последствия. В первом случае могут быть применены юридические санкции, а во втором – только меры морального характера.

Данные категории по-разному обеспечиваются. Если правопорядок опирается на особый аппарат принуждения, то общественный порядок – на силу общественного мнения, меры негосударственного воздействия.

В субсистеме отношений, образующих общественный порядок, основным связующим звеном выступает правопорядок, поскольку он в той или иной мере отражает наиболее существенные черты нормативно­го регулирования в целом.


Глава 3. Взаимосвязь законности, правопорядка, демократии и дисциплины.

Законность есть реализация свободы человека, смоделированная в нормах права. Предусмотренные ими разнообразные социально-экономические, политические и личные права, свободы и обязанности становятся реальностью общественной жизни лишь в режиме дей­ствующего закона. В противном случае они оказываются лишь благими намерениями законодательной власти.

Законность – это сфера свободного волеизъявления субъектов, в которой они осуществляют любые действия, не запрещенные правовыми нормами. Другими словами, это свобода, определяемая объективными условиями общественного развития, мера которой получает выражение в законе.

Правопорядок есть результат действия законности, реализован­ной свободы участников правоотношений. Свободное, а не принуждае­мое воплощение в жизнь прав, свобод и обязанностей людей обеспечи­вает демократический образ жизни, реальную демократию, характери­зует цивилизованное общество как общество правопорядка:

- в деятельности государства осуществляется принцип разделе­ния властей;

- в общественной жизни реально воплощаются справедливость,
гуманизм, равенство всех перед законом и другие принципы права;

- интересы субъектов права находятся под надежной охраной государства;

- государство отвечает перед своими гражданами за нарушение их законных интересов;

- граждане, в свою очередь, несут ответственность перед госу­дарством за совершенные правонарушения.

В своей совокупности эти факторы образуют правовую основу реальной демократии, концентрируют в себе все положительные свойства правового регулирования общественных отношений.

Взаимосвязь законности, правопорядка и демократии четко прослеживается. Не может быть подлинной демократии без твердой законности и правопорядка, без дисциплины и организованности. Демократия в любом ее понимании не может действовать вне правового поля и может успешно развиваться только в правовом измерении. Демократия – это не вседозволенность, она есть четко отлаженная система управления обществом. Право, законы, порядок – неотъемлемые элементы демократии, без которых она превратилась бы в нечто непрочное и непонятное. Демократия без правовых рамок это анархия. Законность и правопорядок являются основой демократии.

Юридические нормы служат связующим звеном демократии, и чем надежнее эти звенья, тем устойчивее и стабильнее этот институт. Многие трудности российской демократии возникают оттого, что она пока не имеет твердых правовых основ, правовых традиций. Отсюда – многочисленные злоупотребления теми возможностями, которые открылись перед гражданами и их объединениями в новой России. Но, конечно же, само законодательство должно быть по своей сути демократическим.

Законность и правопорядок также немыслимы без демократии, так как в этом случае будут отсутствовать необходимые условия для реализации прав человека, свободы и безопасности личности, нормального функционирования юридических механизмов. При демократии права человека ограничены только такими же правами других людей. Демократия – естественная благодатная среда для пользования теми преимуществами, которые дают законность и правопорядок, их гарантии.

Дисциплина, будучи средством организации социальных связей в целях обеспечения внутренне согласованного поведения участников общественных отношений, является «цементирующим» началом любого государства1.

Понятие «дисциплина» имеет несколько значений. Под дисциплиной понимают учебный предмет, отрасль науки или нескольких наук, обязательное подчинение установленным правилам, выдержанность, привычку к строгому порядку. В общетеоретическом контексте дисциплина есть подчинение обязанностям, содержащимся в правовых актах (нормативных, правоприменительных, интерпретационных, договорных) и в иных социальных и технических предписаниях (нормативных и индивидуальных)2.

Дисциплина же в свою очередь является понятием более широким, чем понятие законности, так как она предполагает соблюдение не только законов и иных нормативно-правовых актов, но и всех индивидуальных правил и установлений, а также устных приказов, распоряжений, указаний. Важнейшей частью дисциплины являются соблюдение работником внутреннего трудового распорядка в организации, своих служебных обязанностей, порученного дела. Особое значение дисциплина имеет для должностных лиц, деятельности государственного аппарата.

Конечно же, дисциплина включает в себя законность, но к ней не сводится. Эти явления близкие, но не совпадающие. Законность является центром дисциплины, без которого последняя немыслима. Дисциплина - нечто большее, чем просто законопослушание. Общее же между двумя этими понятиями заключается в том, что и законность и дисциплина представляют собой определенный режим, состояние, упорядоченность связей, отношений; они объективно необходимы для общества и выполняют во многом одинаковые функции. Если результатом дисциплины выступает общественный порядок, то результатом законности – правопорядок.

Законность, правопорядок, демократия, государственная дисциплина – все эти понятия тесно связаны между собой, одно предполагает другое. Полноценное существование данных категорий в отдельности не возможно, так как одно дополняет другое, помогает обеспечивать исполнение основных принципов, требований других категорий.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании проведенного курсового исследования можно сделать вывод о том, что законность и правопорядок являются целью любого демократического государства и одновременно его состоянием.

Законность и правопорядок занимают важное место среди различных методов и средств, с помощью которых управляется государство, без которых невозможно обеспечить нормальную жизнедеятельность общества, его граждан.

В современных российских условиях без законности и правопорядка невозможно решение стоящих перед обществом задач: успешное проведение курса экономических реформ, становление рыночных отношений, развитие производства; построение гражданского общества и правового государства; эффективное функционирование институтов демократии, политической системы; реализация прав и свобод человека, упрочнение их гарантий; четкая работа государственного аппарата; борьба с преступностью; обеспечение управленческого процесса; формирование политико-правовой культуры и повышение правосознания личности и всего общества.

Для претворения в жизнь этих и других задач требуется организованность, порядок и дисциплина. Понятно, что они касаются не только рядовых членов общества, но и властных структур, правящих элит и власти в целом. Стабильная правовая ситуация выступает важнейшей предпосылкой всякой иной – экономической, социальной, политической, морально-психологической. России как никогда нужны законность и правопорядок.

В нашей стране «законность» и «правопорядок» выступают лишь как теоретические понятия. Возможно, было бы целесообразным принятие в России Федерального закона, устраняющего этот пробел. В данном законе необходимо определить понятие «правопорядка» и «законности», цели и принципы правопорядка, четко определить государственную политику по их укреплению и поддержанию, органы, на которые возложена обязанность по поддержанию правопорядка.

Принятие такого нормативного акта не только бы устранило бы практический пробел в Российском праве, но и способствовало развитию и поддержанию демократического режима в нашей стране.


СПИСОК использованных источников

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ


1. Конституция Российской Федерации. // Российская газета, 25 декабря 1993 года.

УЧЕБНАЯ И НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Борисов В.В./ Общая теория государства и права: Академический курс: в 2 т./ Под ред. Марченко М.Н. т. 2 М., 1998.

2. Жинкин К.А.Теория государства и права: конспект лекций. Ростов н/Д: Феникс, 2008.

3. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для ВУЗов. М., 2000.

4. Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах. М., 2002.

5. Ромашов В.А. Теория государства и права: Учебное пособие – СПб.: Питер, 2009.

6. Сальников М.В., Ромашов Р.А., Оль П.А. Основы теории государства и права: Учебник /Под общ. ред. В.П. Сальникова, Р.А. Ромашова. СПб., 2002.

7. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1996.

8. Теория государства и права: Учебник для ВУЗов/Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. М., 2001.

9. Хабриева Т.Я., Конституция как основа законности в Российской Федерации. Журнал «Журнал российского права», № 3, март 2009.

10. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений /Под ред. профессора В.Г. Стрекозова. М., 2000.

11. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Курс лекций. Екатеринбург, 1996.

12. Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию. М., 1993.

1 Теория государства и права: Учебник для ВУЗов/Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова.2-е изд., изм. и доп. М., 2001. С. 437.

2 Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для ВУЗов. 2-е изд., испр. и доп. М., 2000. С. 423.

3 Сальников М.В., Ромашов Р.А., Оль П.А. Основы теории государства и права: Учебник /Под общ. ред. В.П. Сальникова, Р.А. Ромашова. СПб., 2002. С. 145.

1 Ромашов В.А. Теория государства и права: Учебное пособие – СПб.: Питер, 2009. С. 256.

2 Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. профессора В.Г. Стрекозова. – М.: Интерстиль, 2001, С. 377.


1 Жинкин К.А.Теория государства и права: конспект лекций. – изд. 10-е – Ростов н/Д: Феникс,2008. – С. 218.

2 Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. профессора В.Г. Стрекозова. – М.: Интерстиль, 2001, С. 377.


1 Ромашов В.А. Теория государства и права: Учебное пособие – СПб.: Питер, 2009. С. 256.

2 Борисов В.В./ Общая теория государства и права: Академический курс: в 2 т./ Под ред. Марченко М.Н. т. 2 М., 1998

1Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1996. С.176

1 Жинкин К.А.Теория государства и права: конспект лекций. – изд. 10-е – Ростов н/Д: Феникс,2008. – С. 218.

2 Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах. М., 2002. С. 244.