Реферат: Судова система Японії - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Судова система Японії

Рефераты по государству и праву » Судова система Японії

Япония.

Возглавляет японскую судебную систему Верховный суд, наделенный са­мыми широкими полномочиями в качестве высшей судебной инстанции, выс­шего органа конституционного надзора и как орган руководства всеми ниже­стоящими судами. Верховный суд устанавливает правила для работы не только судов, но и адвокатов. Изданным им правилам обязаны следовать и прокуроры. Он заседает в Токио и состоит из председателя и 14 членов суда. Верховный суд рассматривает в качестве окончательной инстанции жалобы на решения и приговоры нижестоящих судов по гражданским и уголовным делам, как прави­ло, в коллегиях из пяти судей. К разбирательству Верховным судом принима­ются лишь жалобы по вопросам права, а не по оценке фактических обстоя­тельств дела. Верховный суд рассматривает обязательно в пол­ном составе жалобы на неконституционность законодательных или адми­нистративных актов, а также дела, по которым возникает вопрос о толковании Конституции или внесении в нее изменений либо требуется изменение преж­них решений самого Верховного суда.

Высшие суды (их восемь, они расположены в крупнейших городах в раз­ных частях страны) выступают, главным образом, в качестве судов апелляци­онной инстанции и рассматривают в коллегиях из трех судей жалобы на реше­ния и приговоры нижестоящих судов по гражданским и уголовным делам, в том числе и на решения, вынесенные по второй инстанции. Кроме того, в кол­легиях из пяти судей они рассматривают дела о некоторых государственных преступлениях. Согласно постановлению Верховного суда, в случае необходи­мости могут быть дополнительно учреждены одно-два отделения (филиала) каждого из высших судов.

Территориальные суды, ко­торые расположены в центрах каждой из 47 префектур (многие из них имеют свои отделения и в других городах). В них рассматривается по первой инстан­ции основная масса гражданских и уголовных дел — все дела, за исключением отнесенных к компетенции высших и первичных судов (полномочия неко­торых отделений территориальных судов в зависимости от их категории не­сколько ограничены). Эти же суды могут разбирать жалобы на решения и по­становления первичных судов, вынесенные ими по гражданским делам. В территориальных судах дела рассматриваются либо единоличным судьей (как правило), либо коллегией из трех судей, если речь идет о большой сумме иска или обвинении в таком преступлении, которое наказывается лишением свобо­ды на срок свыше одного года. В составе территориальных судов имеются младшие судьи с ограниченной компетенцией.

Семейные суда. Они считаются судами того же уровня, что и территориальные, и создаются в тех же городах. В их компетенцию входит разбирательство споров имущественно­го и неимущественного характера между супругами, дел о наследстве и др., а также дел о правонарушениях несовершеннолетних в возрасте до 20 лет (в случае совершения теми серьезного преступления дело после проверки обос­нованности обвинения в семейном суде передается в территориальный суд). Дело в семейном суде разбирает, как правило, единоличный судья и лишь в от­дельных случаях — коллегия из трех судей. Нередко эти суды прибегают к примирительной процедуре.

Первичные суды — низшая судебная инстанция (их около 600) — рас­сматривают гражданские дела с небольшой суммой иска, пределы которой периодически пересматриваются Верховным судом, и уголовные дела, по ко­торым может быть назначено наказание в виде штрафа, а также дела о неко­торых категориях преступлений, караемых лишением свободы (эти суды вправе приговорить к не более чем трем годам заключения). Дела в первичных судах рассматривают только единоличные судьи. Ни в одном из японских судов нет присяжных заседателей.

Конституционный контроль, проверка любых законодательных или ад­министративных актов на предмет их соответствия Конституции, может осу­ществляться не только Верховным судом, но и нижестоящими судами, неко­торые из которых неоднократно на протяжении последних десятилетий выно­сили с весьма прогрессивных позиций решения о признании неконституцион­ными даже важнейших правительственных постановлений внутри- и внешне­политического характера.

С 1947 г. в Японии отсутствует система административной юстиции, и все жалобы на действия административных органов рассматриваются по первой инстанции территориальными судами как специфический вид гражданского судопроизводства.

Гражданский процессуальный кодекс Японии предусматривает возмож­ность арбитражного разбирательства споров, однако чаще всего к такой процедуре прибегают лишь по делам, связанным с внешней торговлей, в торговых палатах соответствующих префектур.

Прокуратура в Японии входит в систему министерства юстиции, являюще­гося одним из важнейших по своему значению (в его ведение входят также тюремные заведения, контроль за иммиграционными службами, за «подрыв­ными организациями» и др.). Прокуратура представляет собой централизован­ную организацию, возглавляемую генеральным прокурором, но структура ее приспособлена прежде всего к судебной системе: имеются службы прокуратуры (генеральной) при Верховном суде, при высших, территориаль­ных, семейных и других судах. Прокуроры ведут следствие по ограниченному кругу наиболее важных уголовных дел, наблюдают за дознанием и расследо­ванием, проводимым по всем остальным делам полицией, и за исполнением уголовных наказаний. Они возбуждают при необходимости уголовное пресле­дование, составляют обвинительное заключение, передают его в суд и под­держивают там обвинение, а также защищают «публичные интересы» при су­дебном разбирательстве гражданских дел. По действующим правилам судопроизводства прокурор не только не обязан предъявлять обвиняемому и его защитнику все доказательства, имеющиеся в его распоряжении, но может скрывать доказательства, свидетельствующие в пользу обвиняемого, в том числе и подтверждающие его алиби. Прокурор также не обязан знакомить со всеми материалами дела до судебного разбирательства и судью, которому он передает лишь обвинительное заключение без каких-либо других документов.

Согласно Конституции, защита обвиняемого по уголовному делу может осуществляться адвокатом либо по его выбору, либо назначенным госу­дарством, если у обвиняемого нет средств самому оплачивать услуги адвоката. В гражданском процессе малоимущим также может оказываться материаль­ная помощь, но она сводится либо к отсрочке уплаты судебных расходов, либо к назначению бесплатного адвоката Японской ассоциацией правовой помощи (ассоциация выделяет адвоката, лишь если имеется перспектива выигрыша процесса).

Все судьи назначаются на свои должности сроком на 10 лет. Назначения осуществляются Кабинетом министров, в большинство судов — на основании списка Кандидатов, составленного Верховным судом (председатель Верховного суда назначается императором). Спустя 10 лет судья может быть назначен на свой пост повторно, и так до тех пор, пока он не достигнет возраста, установ­ленного законом для выхода в отставку (65 или 70 лет). Для занятия должности судьи, а также для того, чтобы стать прокурором или адвокатом, установлены строгие правила отбора. Выпускники юридиче­ских факультетов японских университетов, желающие посвятить себя практи­ческой деятельности в одном из указанных трех направлений, обязаны пройти экзамены, которые ежегодно устраиваются специальной комиссией мини­стерства юстиции. Требования, предъявляемые этой комиссией, столь высоки, что их выдерживает не более 2 — 3% экзаменующихся. Они зачисляются на двухгодичные курсы подготовки работников юстиции при Верховном суде, в программу которых входят не только теоретические занятия, но и практика в судах (восемь месяцев), а также в прокуратуре и адвокатуре (по четыре месяца). Лишь после окончания курсов и сдачи новых экзаменов претенденты на должность судьи, прокурора или адвоката могут начать избранную ими карьеру, если получат соответствующее назначение.

Дисциплинарные суды (всего 575) рассматривают незначи­тельные гражданские дела с ценою иска не свыше 900 тыс. иен мелкие уголовные дела. Дела рассматриваются одним судьей, который не обязательно должен иметь юридическое образование.