Г. Нижний Новгород
2008г.
План:
1.Политическая система России: понятие, особенности, периоды развития……………………………………….3
1.1Политическая система как политико-социальное
явление…………………………………………………. 3
1.2 Функции политической системы…………………. 8
1.3 Политика, политическая деятельность – содержательные факторы политической системы……………..9
1.4 Типология политических систем………………….11
2. Структура политической системы………………….15
2.1 Политические партии………………………………15
2.2 Общественные объединения……………………….20
2.3 Церковь и политика………………………………....22
3. Роль СМИ в системе политических отношений……25
4. Основы нормативно – правовой системы России…..27
5. Заключение…………………………………………….28
6. Литература……………………………………………..32
Введение.
Политическая система общества – это сложная, многогранная система отношений государственных и негосударственных социальных институтов, выполняющих определённые политические функции. Она призвана отражать многообразные интересы социальных групп, которые непосредственно или через свои организации и движения оказывают влияние на государственную власть.
Можно отметить, что на протяжении длительного доперестроечного советского периода тема политической организации общества, как существенного элемента политической системы, считалась полностью освоенной, беспроблемной. Приоритетная роль в жизни общества признавалась за коммунистической партией, а в системе отношений, связанных с государственным управлением, ключевое знание придавалось системе Советов, объединяющих законодательную, исполнительную и контрольную функции.
Преобразования, проводимые в России на протяжении последних лет, привели к позитивным переменам в жизни общества. Либерализация в сфере политики, утверждение принципов разделения властей, гласности, многопартийности, а также реформирование государственной власти существенно изменили политическую систему России, её структуру, функции.
Конституция Российской Федерации в статье 1 провозглашает Россию правовым государством. Это, конечно, несмотря на конституционную форму выражения, норма-идеал, к которому необходимо стремиться. Вместе с тем построение правового государства предполагает наличие определённых базовых предпосылок. К таким предпосылкам, прежде всего, необходимо отнести гражданское общество и развитую политическую систему.
Современная политическая система России, являясь формой гражданского общества, отражает демократические перемены в обществе (возрастание роли личности в политических процессах, формирование новой партийной системы, укрепление регионов,
изменение системы выборов в Государственную Думу Федерального собрания и др).
Вместе с тем необходимо видеть в политической системе современного российского общества и плюсы и минусы, воспринимать её со всеми достоинствами и недостатками, сильными и слабыми сторонами. Последние, в частности, обусловлены тем, что в стране осуществляется переход от предыдущего периода – социализма – к качественно новому постсоциалистическому правовому строю. Этим объясняется непоследовательность разделения властей, хрупкое равновесие между федеральным центром и регионами, а также между самими регионами, нестабильность федерального законодательства, свойственные ему противоречия и несогласованности.
По-видимому, в этой связи в официальных материалах нередко обращается внимание на то, что «политическая система современной России развита недостаточно. Государственный аппарат малоэффективен.
Представляется, что именно этим предопределяется актуальность темы исследования. Очевидно, нельзя улучшить деятельность политической системы в целом, не зная её устройства и принципов функционирования. Несмотря на обили статей, касающейся политической системы, её содержания, модернизации, до сих пор отсутствует ясность относительно того, что такое политическая система общества, каково её предназначение, как она функционирует и что включает. Не ответив на эти вопросы, невозможно подготовить научно обоснованные предложения по реформированию политической системы и рекомендации относительно более продуктивной деятельности её элементов
При этом в соответствии с системным подходом политическая система, подобно любой другой системе, рассматривается как целостная совокупность взаимосвязанных элементов. К инститционным элементам этой системы традиционно отнесены государство (как ядро политической системы), политические партии, общественные объединения, профсоюзы, СМИ, церковь и другие институты общества. Соответственно обращено внимание на их особенности и относительную самостоятельность.
Углублённое изучение названной проблемы диктуется объективно необходимыми обстоятельствами, воздействием политической системы на политическую и иные сферы жизнедеятельности общества, на внутреннюю и внешнюю политику государства, реализацию его законодательной и иных функций.
В этой связи одна из задач монографической работы состоит в том, чтобы рассмотреть особенности и структуру политической системы современной России, тенденции её развития правовые механизмы, обеспечивающие взаимодействие её элементов. Такой подход предопределяется в частности, тем, что в современных публикациях по политологии и правоведению политическая система, как правило, рассматривается традиционно, т.е. узко, не комплексно. Вне поля зрения остаются государственная власть – ключевой элемент политической системы, соотношение политики и права – своеобразных «сообщающихся сосудов» этой системы, особенности государственной политики, имеющей прямое отношение к деятельности государственных структур, партий и др.
В научной литературе общепризнанным считается то, что особым ключевым элементом политической системы Российской Федерации выступает само государство, его органы, что соответствует действительности. Именно государство устанавливает правовой режим деятельности партий, общественных движений и др., осуществляет их регистрацию, ориентирует на соблюдение принципов законности. Вместе с тем упускается из вида то, что значение и роль государства в политической системе российского общества по многим параметрам стало иным. Одна из его главных задач – обеспечение стабильности в стране, разрешение возникающих проблем при достижении относительного консенсуса, согласия между всеми слоями общества на основе демократического общественного развития, соблюдения прав и свобод граждан.
Изменилась и роль граждан в политической системе. Она не сводится к пассивному восприятию готовых и заданных государством стереотипов, а предполагает значительную свободу выбора вариантов поведения в политической и иных сферах жизнедеятельности. Граждане не порицаются за независимость суждений, оппозиционность по отношению к органам власти, что имело место в дореформенный период.
3
Следовательно, рассмотрение и осмысление названной проблемы представляет научный интерес. Это подтверждается содержанием исследования, включающего не только детальную характеристику политической системы современной России, но и анализ е правовых предпосылок, определение роли личности в сфере политики и права, иных факторов, оказывающих влияние на деятельность партий, общественных движений, СМИ в политической сфере деятельности Российского общества.
Критический обзор существующих концепций политической системы позволил обратить внимание на необходимость формирования этого понятия в органической связи с правом. Можно предположить, что такой подход в дальнейшем позволит приблизиться к «единому знаменателю», преодолеть существенные разночтения во взглядах на модернизацию, политической системы российского общества, полнее выявить её достоинства и недостатки.
4
Другие работы по теме:
Политическая культура 12
Политическая культура – это система исторически сложившихся, относительно устойчивых, воплощающих опыт предшествующих поколений людей, установок, убеждений, представлений, моделей поведения, проявляющихся в деятельности субъектов политического процесса, и обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности.
Теория домино
эффе́кт домино́ — политическая теория, которая заключается в том, что какое-либо изменение влечёт за собой линейный ряд других изменений, аналогично тому, как падают косточки домино, выстроенные в ряд.
Политология 6
Тема 13. Власть в обществе 1. Сущность и виды власти. 2. Особенности политической власти. 3. Основные концепции власти. Основная литература Каменская Е.Н. Политология: Учебное пособие. М.: Дашков и К, 2006.
Пиар
Сочинение-рассуждение Очень модная сейчас аббревиатура PR. Мы так ее и называем: «Пиар». Что же это такое? Действительно, система общественных связей (Public Relations) нынче у всех на устах. Внешняя и внутренняя политика государства, предвыборные кампании, «фабрика звезд», физиология популярности, эффективная работа с печатью, секреты формирования общественной мысли, имиджмейкинг, коммерческая, а также социально-политическая реклама — и это далеко не весь спектр Public Relations — своеобразной формулы популярности.
Управление национальной разведки
(исп. Direcciуn de Inteligencia Nacional) — чилийская политическая полиция, созданная после военного переворота 1973 года. Ее руководителем был полковник Мануэль Контрерас, его заместителем — Рауль Итурриага. В июне 1974 года была выделена в самостоятельную структуру. В число ее задач входил сбор и анализ информации, необходимой для обеспечения национальной безопасности.
Украинский центральный комитет
Украи́нский центра́льный комите́т , укр. Український Центральний Комітет (УЦК) — общественно-политическая организация украинских коллаборационистов, представлявшая в 1939—1945 их интересы на территории Генерал-губернаторства, созданного немецкой оккупационной властью на территории бывшей Польши.
Ларше, Жерар
Введение 1 Биография 1.1 Образование 2 Политическая карьера 3 Почётные звания и награды 4 Семья Список литературы Введение Жера́р Ларше́ (фр. Gйrard Larcher, род. 14 сентября 1949, Флер, Орн) — французский политик, член консервативной партии «Союз за народное движение», с 1 октября 2008 года — председатель Сената Франции.
Шура-и-Улема
(араб. «Совет духовенства») — общественно-политическая организация в Туркестане, существовавшая в годы революции 1917 года и Гражданской войны в России. В организацию входили представители мусульманского духовенства, местных феодалов, национальной буржуазии.
Кубанская Рада
Куба́нская Ра́да (укр. Куба́нська Ра́да) — политическая организация Кубанского Казачьего Войска, создана в апреле 1917. После Октябрьской революции боролась против Советской власти. 24 сентября 1917 приняла решение о создании Законодательной Рады (парламента), которая в ноябре 1917 избрала из своего состава краевое правительство, а 28 января 1918 года на землях бывшей Кубанской области провозгласила независимую Кубанскую народную республику со столицей в Екатеринодаре.
Даймонд, Энтони
Введение 1 Карьера 1.1 Политическая карьера Введение Энтони Джозеф Даймонд (англ. Anthony Joseph Dimond; 30 ноября 1881(18811130), Нью-Йорк — 28 мая 1953, Анкоридж) — политик, член американской Демократической партии, который на протяжении долгих лет (1933—1945) являлся представителем от Аляски в Палате представителей США.
Сигурими
(полное название: Drejtoria e Sigurimit tл Shtetit — Директорат государственной безопасности) — тайная политическая полиция в Албании в годы коммунистического режима.
ФРЕЛИМО
(порт. ente de bertaзгo de зambique, Фронт освобождения Мозамбика) — политическая партия Мозамбика. Созданная в Дар-эс-Саламе (Танзания) в 1962 году организация, деятельность которой была направлена на выход Мозамбика из-под колониальной зависимости от Португалии. После десятилетия вооружённой борьбы, к 1974 году ФРЕЛИМО удалось взять под свой контроль до трети территории страны.
Морская блокада Юга
Морская блокада Юга — политическая, военная и экономическая акция властей Соединённых Штатов Америки против Конфедерации во время Гражданской войны в США. Блокада являлась частью плана «Анаконда» и была поддержана практически всеми властями Севера. Гедеон Уиллес, морской секретарь США, считал блокаду весомым вкладом ВМФ США в войну против Юга[1].
Сабейское царство
Введение 1 Периодизация 2 Политическая история Список литературы Введение Саба́ — древнее государство, существовавшее с конца 2-го тыс. до н. э. по конец III в н. э. в южной части Аравийского полуострова, в районе современного Йемена (но имевшее в самом начале своей истории колонию в Эфиопии).
Александров, Тодор
Введение 1 Путь к власти 2 Политическая деятельность 3 Майский манифест 4 Убийство 5 Оценки Введение Тодор Александров Попорушев (4 марта 1881, Ново Село, Македония, тогда Османская империя — 31 августа 1924, Сугарево, Болгария) — болгарский революционер и политический деятель, руководитель ВМРО в 1919—1924 годах.
Украинская социал-демократическая рабочая партия
(УСДРП) — украинская политическая партия, созданная в 1905 году. История УСДРП появилась в результате раздоров в Революционной украинской партии (РУП). Кроме УСДРП, после раскола РУП появились также Национальная украинская партия (НУП) под руководством Михновского, «Спилка», Украинская радикальная партия (УРП) во главе с Гринченко, Дорошенко и Ефремовым, а также Украинская демократическая партия (УДП) с Лотоцким и Чикаленко.
Донской курень
Введение 1 Предыстория 2 Культурная деятельность 3 Политическая деятельность 4 Источник Введение Донской курень — клуб, учреждённый донской казачьей интеллигенцией в конце XIX века в Петербурге.
Левая социалистическая партия Швеция, 1940
Левая социалистическая партия (швед. Vдnstersocialistiska Partiet) — левая политическая партия в Швеции в 1940—1963 годах. Образовалась в 1940 году в результате откола от Социалистической партии Нильса Флюга в результате ее поворота к нацизму.
Дауэс, Чарлз Гейтс
План Введение 1 Биография и политическая деятельность 2 Нобелевская премия Введение Чарлз Гейтс Дауэс (англ. Charles Gates Dawes; 27 августа 1865, Мариетта, штат Огайо — 23 апреля 1951, Эванстон, штат Иллинойс) — государственный деятель США, предприниматель и военный.
Кромвель, Ричард
План Введение 1 Биография 2 Политическая деятельность 3 Третий или старший? Введение Ричард Кромвель (англ. Richard Cromwell) (4 октября 1626, Хантингдон — 12 июля 1712, Финчли) — английский политический деятель, второй Лорд-протектор Англии, Шотландии и Ирландии (с 3 сентября 1658 до 25 мая 1659); третий сын Оливера Кромвеля.
Мусульманская лига
Всеиндийская мусульманская лига (англ. All India Muslim League) — политическая партия, призывавшая к разделу Британской Индии и выделению из её состава мусульманского государства.
Всероссийский земский союз
План Введение 1 Основание 2 Работа для фронта 3 Политическая деятельность Введение Всероссийский земский союз помощи больным и раненым воинам — общественно-политическая организация, возникшая в августе 1914 года.
Коммунистическая партия Аргентины
Коммунистическая партия Аргентины (исп. Partido Comunista de la Argentina) — аргентинская политическая партия, образованная как Интернациональная социалистическая партия
Политическая реакция
Реакция в политике политическая реакция — общественное движение в направлении, резко противоположном предшествовавшему или современному общественному строю, если такой строй считается наиболее прогрессивным. Реакцией также называется движение за сохранение и укрепление существующих порядков и подавление любых революционных или оппозиционных сил.
Украинская католическая народная партия
Украинская католическая народная партия (укр. Українська Католицька Народна Партія (УКНП), с 1931 года — Українська Народна Обнова (УНО)) — политическая партия, основанная в 1930 году во Львове. УКНП, придерживаясь христианского направления, заменила собой Христианско-Общественную Партию. УКНП выступала за более широкую автономию украинского населения, проживавшего на востоке Польши.
Бозоклар, Кутсийе
Кутсийе Бозоклар (тур. Kutsiye Bozoklar, 1953, Мерсин — 16 июля 2009, Анкара) — турецкая левая политическая деятельница, писательница, журналистка и поэт.
Джексон, Брюс
План Введение 1 Профессиональная деятельность 2 Политическая деятельность 3 Деятельность в Восточной Европе 4 Отношение к России 5 Отношение пользователей Рунета к Брюсу Джексону