Правовые аспекты регулирования сотрудничества
полицейских и судебных органов Европейского
союза.
Сотрудничество полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере (СПСО) выступает, как сфера деятельности Европейского союза(Союз, ЕС) в целом, и как самостоятельный компонент в структуре ЕС («третья опора»). Речь идёт о формировании и развитии общей политике Союза в сфере борьбы с преступностью.
Источником компетенции Европейского союза в рамках СПСО является 6 раздел его учредительного договора «Положения о сотрудничестве полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере»[1].
Предмет СПСО образует вопросы борьбы с преступностью, включая деятельность по предотвращению, расследованию, привлечению к ответственности и исполнению наказаний за уголовные преступления. В качестве приоритетной задачи СПСО (ст.29 Договора о Европейском союзе) указана борьба с тяжкими и особо тяжкими преступлениями, которые представляют значительную угрозу для всех государств-членов Союза. Это терроризм, торговля людьми, преступления против детей, торговля наркотиками, оружием, коррупция, мошенничество[2].
Направления деятельности Союза и государств-членов в рамках третьей опоры вытекают из её названия. Во-первых, это полицейское сотрудничество, во-вторых, это сотрудничество органов уголовной юстиции.
Совместная деятельность в области полицейского сотрудничества, подразделяется на:
- «оперативное сотрудничество» полицейских, таможенных органов и других - «специальных карательных служб» государств-членов в сфере предотвращения, обнаружения и расследования уголовных преступлений, т.е оперативно-розыскная деятельность;
- «сбор, хранение, обработка анализ и обмен соответствующей информацией», т.е информационная деятельность [3] ;
- «сотрудничество и совместные инициативы в сфере обучения, обмена офицерами по взаимной связи, использование оборудования и криминалистических исследований», т.е. совместная подготовка кадров;
В рамках судебного сотрудничества по уголовным делам, совместная деятельность охватывает преимущественно пять сфер:
- «облегчение и активизация сотрудничества между компетентными министерствами, судебными или аналогичными органами государств-членов в том, что касается процедуры и исполнения решений»
- «Облегчение экстрадиции между государствами -членами»;
- «обеспечение взаимного соответствия правил, применяемых в государствах-членах», т.е. гармонизация норм процессуального права, в том числе уголовного процесса;
- «предотвращение конфликтов в сфере компетенции между государствами-членами», т.е. разграничение подведомственности уголовных дел между государствами-членами[4].
Европейский союз наделён полномочиями издавать нормативные, а так же, индивидуальные акты в сфере борьбы с преступностью. Они реализуются Советом в двух формах: рамочное решение и решение. Первый документ сходен с директивой ЕС, т.е. выступает в качестве «основ законодательства» по определённому вопросу, отнесённому к предмету третьей опоры. Решения Союза в рамках третьей опоры так же являются юридически обязательным актом. Они издаются для достижения «любой другой цели, соответствующей целям Положения о СПСО, кроме цели сближения законодательных и регламентарных положений государств-членов».
В настоящее время, когда преступность внутри Европейского союза приобретает транснациональный характер, борьба с ней требует координации из единого центра. С этой целью в рамках организационного механизма Европейского союза создаются два специальных учреждения. Европейское полицейское ведомство (Европол) координирует и содействует работе полицейских служб государств-членов, прежде всего, в сфере информационного обмена. В настоящее время планируется расширение полномочий Европола. Второе учреждение, создание которого предусматривает договор Ниццы – Евроюст. В состав Евроюста включены высшие работники юстиции изи каждого государства-члена. Задача Евроюста – «содействовать надлежащей координации деятельности национальных органов, уполномоченных осуществлять уголовное преследование, и оказывать помощь в расследовании дел, связанных с организованной преступностью» [5].
Список литературы:
Консолидированный текст Договора о Европейском союзе и Договора об учреждении Европейского сообщества //Европейское право: учебник для вузов.- НОРМА, 2001.- С. 539-547.
Консолидированный текст Договора о Европейском союзе и Договора об учреждении Европейского сообщества//Европейское право: учебник для вузов.- НОРМА, 2001.- С.539.
Консолидированный текст Договора о Европейском союзе и Договора об учреждении Европейского сообщества//Европейское право: учебник для вузов.- НОРМА, 2001.- С.539.
Консолидированный текст Договора о Европейском союзе и Договора об учреждении Европейского сообщества//Европейское право: учебник для вузов.- НОРМА, 2001.- С. 540
Дагавор Ніцы, які змяняе дагавор аб Еўрапейскім саюзе, Дагавры, якія ўстанаўліваюць Еўрапейскія супольнасці, а так сама некаторыя адпаведныя акты.- Мінск: Тэхналогія, 2002.- С.16
Тёплый Алексей гр.11127 Специальность политология.
Другие работы по теме:
Система органов государственной власти по управлению ВЭД в РФ
их функции Государственное регулирование внешнеторговой деятельности основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. Эффективность государственного регулирования внешнеторговой деятельности во многом определяется его организацией.
Развитие сообществ в единый европейский рынок
К началу 70ых годов стало ясно, что основные требования, связанные с созданием единого таможенного союза и формированием общего рынка были в основном выполнены. Необходимо было наметить дальнейшие рубежи сотрудничества.
Экономический суд СНГ
Экономический суд — орган Содружества Независимых Государств. Его создание было предусмотрено Соглашением о мерах по обеспечению улучшения расчетов между хозяйственными организациями стран — участниц СНГ от 15 мая 1992 г.
Краткая история ЕС
После разрушений, которые принесла вторая мировая война, европейские лидеры пришли к убеждению, что сотрудничество и общие усилия являются лучшим способом обеспечения мира, стабильности и процветания в Европе.
«История европейской интеграции»
Понятие «интеграция». Интеграция и глобализация. Интеграция экономическая и политическая. Предпосылки и условия для развития интеграции
Список сокращений (аббревиатуры)
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ – Азиатско-Тихоокеанский регион АТЭС – Организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества Бенилюкс – таможенный союз Бельгии, Нидерландов и Люксембурга
Россия и ЕС: тенденции экономического сотрудничества
Создание общего европейского пространства. Процесс сближения России и ЕС. Снятие препятствий для перемещения товаров, услуг, рабочей силы и капитала со стороны России и ЕС. Последовательная либерализация экономики на основе реализации "четырех свобод".
Европейский Союз
История образования Европейского Союза, страны-участницы и основные принципы и цели деятельности. Направления общей внешней политики и политики безопасности стран-участниц ЕС, их права и обязанности. Перечень и характер деятельности основных институтов.
Целовальник
— должностные лица Московской Руси, выбиравшиеся земщиной в уездах и на посадах для исполнения судебных, финансовых и полицейских обязанностей. Избранный человек клялся честно исполнять свои обязанности и в подтверждение клятвы целовал крест, откуда и происходит название.
Декларация о преступлениях коммунизма
Введение 1 Подписавшие 3 Внешние ссылки Список литературы Введение Декларация о преступлениях коммунизма, является декларацией, подписанной 25 февраля 2010 года несколькими известными европейскими политиками, бывшими политическими заключенными и историками, в которой содержится призыв к осуждению коммунистических режимов[1] Декларация была принята в ходе международной конференции «Преступления коммунистических режимов», которая была организована правительством Чешской республики, при содействии «Института по изучению тоталитарных режимов», совместно с учреждениями-партнерами из рабочей группы «Европейской памяти и совести» и прошла в Чешском Сенате с 24 по 26 февраля 2010 года, под патронажем премьер-министра Чехии Ян Фишера.
Американский союз защиты гражданских свобод
(англ. American Civil Liberties Union, ACLU) — некоммерческая, неправительственная организация США, провозгласившая своей целью «защиту и охрану частных прав и свобод, гарантированных каждому человеку в этой стране конституцией и законами Соединенных штатов»[1]. Деятельность организации направлена главным образом на участие в судебных процессах, законотворчество и осуществление образовательных программ.
Внешняя политика Мальты
В течение нескольких лет после обретения независимости в 1964 году, Мальта проводила политику тесного сотрудничества с Великобританией и другими странами НАТО. После победы Лейбористской партии по ее указанию был закрыт офис НАТО на Мальте, а также были прекращены походы Шестого флота США в страну.
Устав благочиния
Введение 1 Работа над проектом 2 Источники Устава 3 План Введение Устава 4 Значение Устава Введение Уста́в благочи́ния 1782 года — нормативно-правовой акт, регламентирующий правовой статус полицейских органов, их систему и основные направления деятельности.
Кангарский союз
Введение 1 Образование союза 2 Падение союза Введение Кангарский родоплеменной союз, каз. Қаңғар Одағы — тюркское государство на территории Казахстана, кроме Жетысу. Кангары — это средневековые канглы, сейчас которые входят в казахскую нацию. Его западная ветвь кангар после поражение от кыпчаков влилась в венгерскую нацию.
Латинский союз Древний Рим
Латинский союз — в древности федерация городов Лация (современный Лацио, Италия), возникшая в начале 1-го тыс. до н. э. и насчитывавшая, согласно античной традиции, 30 общин. Члены Латинского союза имели общие религиозные праздники, союзное собрание решало общие вопросы и споры между членами союза.
Расширение Европейского союза 2004
Празднование в Брюсселе в день присоединения Расширение Европейского союза в 2004 году — крупнейшее разовое расширение Европейского союза, как по затронутой территории так и по количеству населения, однако не самое крупное с точки зрения валового внутреннего продукта.
Источники права Европейского союза
Понятие и особенности Европейского Союза, отличающие его от других международных организаций. Основные виды источников права. Понятие, виды источников права Европейского Союза, их характеристика. Акты первичного и вторичного права. Прецедентное право.
Правовые процедуры и судебные процессы правовых процедур от судебного процесса
ПРАВОВЫЕ ПРОЦЕДУРЫ И СУДЕБНЫЕ ПРОЦЕССЫ. (отличие правовых процедур от судебного процесса) Юридический процесс включает в себя как различные правовые процедуры, так и судебные процессы (судопроизводства). Наличие в праве процедур и судопроизводств не вызывает споров в юридической литературе, сложнее решается вопрос об их сходстве, различии и соотношении.
Институт гражданства ЕС
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЛИАЛ В Г. МИНСКЕ КАФЕДРА ПУБЛИЧНОГО ПРАВА РЕФЕРАТ по дисциплине «КОНСТИТУЦИОННОЕ (ГОСУДАРСТВЕННОЕ) ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН»
Административное право 11
Администрати́вное пра́во — отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства и муниципальных образований.
Институты европейского союза
Термином “институты” в праве Европейского Союза обозначаются руководящие органы данной организации, на которые возложено осуществление ее основных задач. Институты Европейского Союза одновременно выступают в качестве институтов каждого из Европейских сообществ: Европейского сообщества, Европейского объединения угля и стали, Европейского сообщества по атомной энергии.
Федеральный уровень регулирования социальной сферы
14Федеральный уровень регулирования социальной сферы. Управление социальной сферой осуществляется на всех трех уровнях публичной власти: федеральном, региональном и муниципальном. Функции каждого уровня определяются в соответствии с законодательно разграниченными полномочиями
Компетенция Европейского союза
Общие положения о разграничении компетенции Европейского союза и ее принципы. Критерии введения единой валюты. Общая внешняя политика и политика безопасности стран-членов Европейского Сообщества, их сотрудничество в области внутренних дел и правосудия.
Органы принудительного исполения
Органы принудительного исполнения Понятие и признаки органа принудительного исполнения В исполнительном праве важный для правоприменительной практики вопрос об основном субъекте исполнительных правоотношений – органе исполнения решается
Предмет и метод муниципального права
Предмет и метод муниципального права Муниципальное право, как и любая отрасль права, имеет свой предмет. Под предметом муниципального права понимается совокупность общественных отношений, лежащих в основе организации и деятельности местного самоуправления.
Европол, его назначение и структура управления
Обновление Европола и его правового регулирования. Компетенция и функции современного Европола. Практического содействие и информационная поддержка на европейском уровне полицейских органов государств в области профилактики и борьбы с преступностью.
Союзная Республика Югославия: время перемен
Югославия открыта миру и заинтересована во всех формах взаимовыгодного международного экономического сотрудничества. Даже в условиях действия международных санкций Югославия сохранила свой экономический потенциал.