Реферат: Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде 2 - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде 2

Рефераты по государству и праву » Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде 2
Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде

Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде — это виды охранительной деятельности государственных органов и общественных организаций, направленной на обеспечение трудовых прав граждан и пресечение нарушений трудового законодательства.


Надзор — это деятельность государственных органов по обеспечению точного, неуклонного и единообразного исполнения законов.


Контроль — проверка соответствия деятельности нанимателя предписаниям нормативных актов. Различие между надзорной и контрольной деятельностью проводится по компетенции и функциям контрольно-надзорных органов а также по методам работы и проведению в жизнь предписаний надзорных и контрольных органов. В процессе осуществления надзорно-контрольной деятельности соответствующие органы предупреждают и выявляют нарушение трудового законодательства со стороны нанимателя, восстанавливают нарушенные права работников и привлекают виновных должностных лиц нанимателей к ответственности.


В Республике Беларусь надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляют различные органы. Систему государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде составляют специально уполномоченные государственные органы, действующие в соответствии с законодательством. В зависимости от органов, осуществляющих надзорно-контрольную деятельность в области трудового законодательства, различают государственный контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства, а также общественный контроль.


Важное место среди государственных контрольно-надзорных органов занимает Департамент по инспекции труда при Министерстве труда Республики Беларусь — республиканский орган государственного управления, осуществляющий надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и правил охраны труда. В функции Департамента входят также профилактика, выявление и пресечение нарушений законодательства о труде и правил по охране труда, в том числе с применением санкций к нанимателям и должностным лицам, допустившим такие нарушения, проведение специальных расследований несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваниях, сбор и анализ информации о несчастных случаях на производстве, профессиональных заболеваниях, нарушениях законодательства о труде и правил по охране труда, подготовка предложений по их предупреждению, участие в подготовке законодательных и других нормативных актов о труде по вопросам, входящим в его компетенцию. Предметом деятельности Департамента является контроль за соблюдением трудового законодательства во всех его аспектах, включая нормы и правила по охране труда.


Должностные лица Департамента по инспекции труда вправе беспрепятственно проходить на территорию, объекты и помещения нанимателя, требовать ознакомления с любыми документами для проверки соответствия их законодательству, осуществлять любые проверки, контроль и расследования и выдавать нанимателю, должностному лицу обязательные для исполнения ими предписания об устранении нарушений законодательства о труде и правил по охране труда, приостанавливать работу цехов, производственных участков, станков, оборудования, в случае выявления нарушений правил охраны труда, угрожающих здоровью и жизни работников, налагать на нанимателей и должностных лиц штрафы за нарушения законодательства о труде и правил по охране труда.


Департамент по инспекции труда не является органом по рассмотрению трудовых споров. В функции государственных инспекторов труда не входит выступление в качестве посредников или арбитров при разрешении трудовых споров. Их основная функция — проверка соблюдения трудового законодательства.


Органом надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде является также Комитет по занятости населения при Министерстве труда Республики Беларусь. Комитет и подведомственные ему органы для решения поставленных перед ними задач имеют право вносить в установленном порядке предложения о приостановлении или отмене действия на территории республики противоречащих законодательству нормативных актов и методических материалов министерств и других республиканских органов управления, контролировать выполнение установленных законодательством, коллективными соглашениями гарантий гражданам, давать нанимателям разъяснения по вопросам применения законодательства о занятости населения и др.


Органом государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде в сфере безопасности труда в промышленности является Комитет по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике при Министерстве по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.


Государственный энергетический надзор в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, устойчивого функционирования энергетического оборудования, систем энергоснабжения, соблюдения правил пользования электрической и тепловой энергией осуществляет Государственный комитет по энергосбережению и энергетическому надзору при Совете Министров Республики Беларусь.


Государственный санитарный надзор за соблюдением нанимателем гигиенических норм, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил осуществляется органами санитарно – эпидемиологической службы системы Министерства здравоохранения Республики Беларусь. Органы санитарного надзора применяют меры административного принуждения: приостанавливают до проведения необходимых мероприятий и устранения имеющихся нарушений санитарных правил, а в случае невозможности их соблюдения — прекращают работу по проектированию и строительству объектов и их пусковых комплексов, а также эксплуатацию действующих производственных объектов промышленности, рассматривают дела о санитарных правонарушениях, налагают административные взыскания, передают материалы о санитарных правонарушениях в следственные органы для возбуждения уголовных дел, представляют предложения о применении мер дисциплинарного взыскания к виновным и др.


Органы государственного пожарного надзора Министерства внутренних дел осуществляют государственный надзор за обеспечением пожарной безопасности министерствами, другими органами государственного управления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, а также гражданами. Государственный пожарный надзор проводится в целях защиты от пожаров жизни и здоровья людей.


Важную роль в защите трудовых прав работников играют органы прокуратуры. Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры осуществляют общий надзор за исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. Порядок организации и деятельности прокуратуры, ее полномочия по осуществлению надзора за соблюдением законодательства, в том числе и в сфере трудовых отношений, определены Законом


“О Прокуратуре Республики Беларусь”.


Предметом общего надзора является точное и единообразное исполнение законов всеми юридическими и физическими лицами. При осуществлении надзора прокуратура не вмешивается в оперативно-производственную деятельность предприятий, учреждений, организаций. Проверки исполнения законов проводятся на основании сообщений и других имеющихся данных о нарушениях законности, требующих непосредственного прокурорского реагирования. Кроме того, прокуратура проводит плановые надзорные проверки.


В процессе проверки прокурор вправе требовать от руководителей и других должностных лиц предоставления издаваемых ими приказов, инструкций, решений и других актов, необходимых документов и материалов, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; вызывать должностных лиц и требовать от них объяснений по поводу нарушений закона, а также совершения других действий.


При установлении нарушений закона прокурор вносит представления и предписания с требованием об их устранении, а также об устранении причин нарушений и способствующих им условий, официально предупреждает должностных лиц, граждан о недопустимости нарушений ими требований закона; в установленном порядке решает вопрос о привлечении нарушителей закона к уголовной или административной ответственности, возбуждает дисциплинарные производства.


Прокуратура может в установленном порядке приносить протесты на акты нанимателя, нарушающие трудовые права граждан, вносить представления с требованиями об устранении нарушений закона, причин нарушений и способствующих им условий, выносить предписания об устранении нарушений закона. Вопрос о привлечении нарушителей закона к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности решается в установленном порядке.


Статья 463 Трудового кодекса закрепляет право профсоюзов на общественный контроль за соблюдением законодательства о труде. Для его осуществления профсоюзы имеют право запрашивать и получать необходимую для этого информацию от нанимателя, государственных органов. Профсоюзы защищают трудовые права граждан — членов профсоюзов при заключении или расторжении трудовых договоров (контрактов), знакомят вновь принятых на работу с содержанием коллективного договора (соглашения) и уставом юридического лица. В случае несоответствия трудового договора (контракта) законодательству Республики Беларусь, коллективному договору (соглашению) профсоюзы вправе требовать от нанимателя в интересах работника — члена профсоюза изменения условий трудового договора (контракта).


Профсоюзы имеют право проверять соблюдение нанимателями независимо от форм собственности


(их объединениями и обособленными подразделениями), законодательства о труде, регулирующего трудовые и связанные с ними отношения. Полномочия представителя профсоюза на осуществление общественного контроля за соблюдением законодательства о труде подтверждаются документом. оформленным и выданным соответствующим профсоюзом, либо удостоверением территориального или отраслевого выборного органа профсоюза.


Представители профсоюзов при осуществлении общественного контроля за соблюдением нанимателем, собственником или уполномоченным им органом управления законодательства о труде имеют право: осуществлять проверки соблюдения законодательства о труде по вопросам заключения. изменения и прекращения трудового договора (контракта), рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, охраны труда, выполнения коллективных договоров, соглашений, прав профсоюзов, а также по другим вопросам социально – трудовой сферы в организациях, в которых работают члены данного профсоюза; запрашивать и получать от уполномоченных должностных лиц нанимателя, органов государственного управления информацию, сведения о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях, документы, локальные нормативные акты; принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях; требовать от нанимателя немедленного устранения нарушений по охране труда, угрожающих жизни и здоровью работников. а в случаях непосредственной угрозы их жизни и здоровью приостановления работ до принятия решения соответствующим органом государственного управления; выдавать представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства; подавать в суд по просьбе своих членов исковые заявления в защиту их трудовых и социально-экономических прав; и др.


Профсоюзы осуществляют общественный контроль посредством проверок, получения от нанимателя информации, а в необходимых случаях — объяснений должностных лиц и других работников нанимателя по вопросам, относящимся к предмету контроля, оформления представлений, вносимых нанимателю, в органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, в правоохранительные органы, ведения коллективных переговоров с нанимателями и государственными органами, рассмотрения предложений, заявлений и жалоб членов профсоюзов по вопросам, относящимся к предмету контроля, других действий, предусмотренных законодательством, коллективными договорами, соглашениями.


В случае выявления в ходе проверки нарушений законодательства о труде, профсоюзы оформляют представление установленного образца об устранении нарушений, которое вручается нанимателю, а при необходимости направляется в органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, в правоохранительные органы. В случае несоответствия трудового договора законодательству о труде, коллективному договору, соглашению, представители профсоюза вправе требовать от нанимателя в интересах работника — члена профсоюза изменений условий трудового договора (контракта).


Профсоюзы вправе ходатайствовать перед компетентными органами о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства о труде.


Наниматель, собственник или уполномоченный им орган управления обязаны рассмотреть представление профсоюза об устранении нарушений законодательства о труде и письменно в месячный срок уведомить его о результатах этого рассмотрения. Представление о допущенных нарушениях законодательства о труде при прекращении трудового договора с работником — членом профсоюза должно быть рассмотрено нанимателем в


5-дневный срок со дня его получения.


Профсоюзы могут осуществлять контроль за соблюдением законодательства о труде лишь в отношении нанимателя, где работают члены данного профсоюза и создан его первичный выборный орган.


При осуществлении общественного контроля за соблюдением законодательства о труде профсоюзы взаимодействуют с органами государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде.


Координация деятельности органов государственного надзора и контроля и общественного контроля по вопросам соблюдения законодательства о труде осуществляется соответствующим республиканским органом государственного управления в сфере труда.


Юридические и физические лица, виновные в нарушении законодательства о труде, несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством. Ответственность несут как наниматель, то есть предприятие, учреждение, организация, так и его должностные лица. При этом наниматель, как юридическое лицо, несет материальную ответственность. Другие виды ответственности — дисциплинарную, административную, уголовную, могут нести только физические лица — должностные лица нанимателя. Должностные лица, нарушившие законодательство при решении вопросов об увольнении, переводе, изменении существенных условий труда, привлечении к дисциплинарной и материальной ответственности могут быть привлечены к ответственности в зависимости от степени, характера и мотивов нарушения трудового законодательства.


Дисциплинарную ответственность за нарушение законодательства о труде виновные должностные лица несут в порядке, предусмотренном законодательством. Дисциплинарная ответственность заключается в применении мер дисциплинарного воздействия — замечания, выговора или увольнения (п. 4, 5, 7, 8, 9 ст. 42 ТК). Кроме того руководители организаций и их заместители (в том числе обособленного подразделения), а также главные бухгалтеры и их заместители могут быть уволены за однократное грубое нарушение трудовых обязанностей по пункту 1 статьи 47 ТК. К должностным лицам нанимателя, допустившим нарушение законодательства о труде, применение и наложение дисциплинарных взысканий производится в порядке, установленном статьями 197—204 ТК Республики Беларусь.


Административная ответственность за нарушение законодательства о труде наступает в соответствии со статьей 41 КоАП и иными статьями, устанавливающими ответственность за нарушение специальных норм и правил по охране труда. Она заключается в применении к виновным мер административного взыскания в виде штрафа. Объектом правонарушения является право на труд, а также право на здоровые и безопасные условия труда. Субъектами правонарушения могут быть должностные лица нанимателя, а также лица, на которых в силу их служебного положения возложена обязанность по охране труда. Особенностью административной ответственности (в отличие от дисциплинарной) является то, что виновное должностное лицо не находится в служебном подчинении органа, налагающего административное взыскание. Правом привлечения к административной ответственности обладают органы Комитета по инспекции труда, органы Госпроматомнадзора, органы, осуществляющие санитарный надзор, органы государственного пожарного надзора. Порядок наложения административного взыскания регламентируется Кодексом об административных правонарушениях. О каждом нарушении трудового законодательства составляется протокол. Административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — двух месяцев со дня обнаружения. Декретом Президента Республики Беларусь № 29 от 26 июля 1999 г. установлена административная ответственность должностных лиц нанимателя за незаконное привлечение к дисциплинарной или материальной ответственности.


Уголовная ответственность за нарушения законодательства о труде и правил охраны труда установлена статьями 194, 199, 301— 308. 318, 336, 338 Уголовного кодекса Республики Беларусь. Так, статьей 199 УК предусмотрена уголовная ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу или увольнение женщины по мотивам ее беременности, либо заведомо незаконное увольнение лица с работы, либо иное умышленное нарушение законодательства о труде, повлекшее причинение существенного вреда правам и законным интересам гражданина. Под иным умышленным нарушением законодательства о труде, повлекшем причинение существенного вреда правам и законным интересам гражданина, следует считать нарушение, при котором нанимателем нарушен прямой запрет или не выполнено императивное предписание закона. Уголовная ответственность наступает только в случае, когда в действиях должностного лица имеется вина в форме умысла. За совершение действий, предусмотренных статьей 199 УК, виновное лицо наказывается штрафом или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью либо исправительными работами. на срок до двух лет.


Статья 306 УК предусматривает уголовную ответственность за нарушение правил охраны труда. К ответственности по этой статье привлекаются только те должностные лица, которые отвечают за их соблюдение. В понятие правил охраны труда включаются правила техники безопасности, промышленной санитарии и иные правила охраны труда (напр. правила охраны труда отдельных категорий работников — инвалидов, несовершеннолетних, женщин и т.д.), правила охраны труда в отдельных отраслях производства. Уголовным кодексом предусмотрена ответственность за нарушения правил охраны труда: нарушение правил производственно-технической дисциплины или правил безопасности при выполнении различного рода работ; выпуск в эксплуатацию заведомо технически неисправного транспортного средства и др.


Материальная ответственность должностных лиц наступает в случае, если в результате допущенного нарушения законодательства о труде предприятию причинен материальный ущерб. В соответствии со статьей 245 ТК суд возлагает на должностное лицо, виновное в незаконном увольнении, переводе, перемещении, изменении существенных условий труда, отстранении от работы обязанность возместить ущерб, причиненный в связи с оплатой за время вынужденного прогула или выполнения нижеоплачиваемой работы. Эта обязанность возлагается, если увольнение, перевод, перемещение, изменение существенных условий труда, отстранение от работы были произведены с нарушением закона, а также при задержке исполнения решения суда о восстановлении работника на работе, прежнем рабочем месте, прежних существенных условий труда. В этом случае должностные лица нанимателя несут полную материальную ответственность.