Копцев Максим ВМ1-01
Самые важные требования, предъявляемые к нормативным актам:
1. Чтобы иметь большую регулирующую силу, нормативные акты должны быть качественными. Этого можно достигнуть, если они будут не представлять собой плод фантазии или желаемого правотворческих субъектов, а отражать объективную реальность. В принципе, данное требование носит более общий характер и относится к правовым нормам в целом. Но именно при принятии правовых актов возможность принятия волюнтаристских решений становится наиболее очевидной.
Однако свобода законодателя в принятии тех или иных решений не безгранична. Выше уже говорилось об объективной обусловленности права общественными отношениями. В том случае, если принятые нормативно-правовые акты будут противоречить объективной действительности, содержащиеся в них нормы как минимум станут "мертвыми", не применяющимися на практике. В случае же острого противоречия принятие такого акта чревато социальными потрясениями. Любые, даже очень хорошие идеи не могут быть претворены в жизнь с помощью нормативных актов, если общество до них не "дозрело", если нет необходимых условий. В качестве примера можно привести Закон о выборах, которым вводятся элементы пропорциональной избирательной системы, т. е. представительства в парламенте партий, при отсутствии таковых в российской действительности (партии, не имеющие электората, не в счет).
2. Нормативные акты должны иметь структуру, а не представлять хаотичный набор нормативных положений. Как правило, нормативный акт имеет вводную часть, называемую преамбулой. В ней излагаются цели и задачи нормативного акта, характеризуется общественно-политическая обстановка, существующая в момент его принятия. Первые статьи нормативного акта могут быть посвящены определению терминологии, используемой в дальнейшем. Затем построение нормативного акта может укладываться в следующую схему: субъекты правоотношений (например, налогоплательщики и финансовые органы), объекты, (получаемый доход), права и обязанности (обязанность уплатить налоги, право проверить точность их уплаты и др.), льготы, меры поощрения (освобождение от налогов малых предприятий в течение двух лет с момента создания) и санкции (за уклонение от уплаты налогов штраф в размере сокрытой суммы). Такой порядок компоновки нормативного материала используется в некодифицированных актах, наличие которых присуще "молодым", недавно появившимся отраслям права. "Старые" отрасли права, как правило, кодифицированы. Кодексы же имеют более сложное строение.
3. Нормативные акты должны быть доступными для понимания гражданами. Причем здесь законодатель должен ориентироваться не на интеллектуалов, а на людей среднего или даже ниже среднего интеллектуального уровня. Нормативные акты должны излагаться простым, ясным языком, отличаться строгостью стиля, соответствовать законам формальной логики, а также не носить слишком абстрактного характера, но одновременно и не увязать в деталях. В них не должно быть сложных юридических терминов.
Нормативные акты при разумном и умелом их составлении — могучее орудие преобразования общества. Однако очень многое зависит от их разработчиков, которые максимально должны учитывать объективные реалии и напрочь отбрасывать свои личные пристрастия. Если печать субъективизма будет неумеренно яркой, то нормативные акты могут стать орудием причинения вреда народу. Например, издание в 1991 г. Указа Президента РФ, разрешающего свободу торговли, преследовало благородную цель: раскрепостить граждан в сфере обмена. Но непродуманность в организации исполнения Указа повлекла нежелательные последствия: антисанитарию на территории городов, всплеск инфекционных заболеваний и др. Поэтому крайне важным является разработка руководства по производству нормативных актов (закона об издании нормативных актов).
Другие работы по теме:
Право и иные социальные нормы
Разновидности социальных норм. Право в системе социальных норм. Общее и особенное между правом и иными социальными нормативными регуляторами. Соотношение права и морали.
Государственный долг Республики Казахстан
В соответствии со статьей 201 Бюджетного кодекса Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года: Государственным долгом является сумма на определенную дату полученных (освоенных) и непогашенных государственных займов, а также долговых обязательств на определенную дату, отнесенных в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан на долг Правительства Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан или решениями маслихатов на долг местных исполнительных органов, без учета взаимных требований.
Капитальные вложения, государственные гарантии и защита
Федеральный закон об инвестиционной деятельности. Определение капитальных вложений. Государственное гарантирование равных прав для субъектов всех форм собственности и гласности в обсуждении проектов. Методы расчета эффективности инвестиционных планов.
Задачи бюджетного учета
Бюджетный учет как упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств органов государственной власти, его основные цели, задачи. Направления бюджетной реформы.
Понятие и виды форм (источников) права
Понятие «источник права» существует много веков. Столетиями его толкуют и применяют правоведы всех стран. Если исходить из общераспространенного значения термина «источник», то в сфере права под ним нужно понимать силу, создающую право.
Источники горного права
Главным источником горного права в РФ является Конституция Российской Федерации. В ней установлен характер и значимость недр, виды собственности на них, разграничение компетенции РФ и ее субъектов по вопросам недропользования.
Нормативный правовой акт
Действие нормативного правового акта. Признаки нормативного правового акта, виды актов. Основания прекращения действия нормативно-правовых актов.
Таможенное законодательство и внешнеэкономическая деятельность
Источником таможенного права может быть не любой правовой акт, а только тот который носит нормативный характер. Также большое влияние на правовое регулирование таможенных отношений оказывают судебная практика, накопленная при разрешении таможенных споров.
Характеристика источников Конституционного права
РЕФЕРАТ ПО КОНСТИТУЦИОННОМУ ПРАВУ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН НА ТЕМУ: ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА 2002 год Объективные причины (источники) возникновения и существования конституционного права коренятся в материальных условиях жизни общества. Правовой же наукой выработано понятие юридических источников права.
Понятие и источники налогового права
Налоговое право Понятие и источники налогового права Реферат РГГУ 2005 Координаты: электронная почта acher@wiseowl Icq 170552870, телефон 89168119086. www.wiseowl
Должностная инструкция менеджера по рекламе
I. Общие положения Менеджер по рекламе должен знать: - Законодательные и нормативные правовые акты, регулирующие предпринимательскую, коммерческую и рекламную деятельность. - Основы рыночной экономики. - Конъюнктуру рынка и основные тенденции на рынке. - Теорию и практику
Чёрные кодексы
— законодательные акты, введённые в ряде Южных штатов США (бывших участников Конфедерации (КША)) после окончания Гражданской войны в США 1861—1865гг в период «Реконструкции Юга», которые были связаны с отменой рабовладельческой системы на их территории.
Левантийская компания
План Введение 1 Нормативные акты, связанные с компанией 2 История компании 3 Закат компании Список литературы Введение Левантийская компания (англ. Levant Company) или Турецкая компания (англ. Turkey Company) — английская торговая компания, созданная в 1581 году[1] и получившая привилегии для торговых операций в Османской империи.
Акты Западной России
Акты Западной России («Акты, относящиеся к истории Западной России, собранные и изданные Археографическою комиссиею») — сборник документов по истории России, Белоруссии, Литвы и Украины, за XIV—XVII вв. (тт. 1-5, СПБ., 1846—1853).
Виды правовых актов управления
Цели, задачи и функции исполнительной власти практически реализуются в правовых управленческих актах различного харак¬тера и содержания. Соответственно имеются условия, необходимые для классификации этого вида юридических актов по различным критериям.
Предмет и метод административного права 5
Предмет и метод административного права Общественные отношения, регулируемые административным правом Административное право - отрасль правовой системы Российской Федерации, регулирующая общественные отношения, которые возникают в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях Российской Федерации Такого рода отношения, многообразные по своему характеру, и составляют предмет административного права.
Административное право 11
Администрати́вное пра́во — отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства и муниципальных образований.
Источники налогового права
Источники налогового права – нормативно-правовые акты, в которых содержатся нормы налогового права. К ним относятся: международные договоры; Конституционные законы;
Администрация Санкт-Петербурга
Перечень исполнительных органов государственной власти г. Санкт-Петербурга. Основные задачи Комитета по образованию. Транспортное обслуживание населения Санкт-Петербурга. Организационная структура и задачи Комитета по физической культуре и спорту.
Нормативные основы местного самоуправления
План: Введение………………………………………………………….3 1.Источники муниципального права……………………………4 2. Специфика муниципально-правовых норм………………….9 Заключение………………………………………………………..12
Понятие и виды источников коммерческого права
Понятие, сущность и классификация источников коммерческого права. Конституция Российской Федерации как основной нормативный правовой акт в системе права страны. Особенности и порядок вступления в силу Указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ.
Источники земельного права
Источники земельного права и их признаки, виды в зависимости от системы права. Порядок проведения и законодательная база государственного и муниципального, общественного и производственного земельного контроля. Вступление в право пользования землей.
Управление охраной труда в организации
Сегодня правительство любой экономически развитой страны уделяет пристальное внимание правильной организации охраны труда на предприятиях. разрабатываются и принимаются различные межгосударственные нормативные акты.
Локальные нормативные акты по охране труда в организации
Согласно статьям 8 и 22 ТК РФ работодатель (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) имеет право принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором и соглашениями.
Законодательные основы охраны труда
В основном законе нашего государства. Конституции Российской Федерации, принцип охраны труда определён в статье 37: "...Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены ...".