Административное право 11

Рефераты по государству и праву » Административное право 11

Администрати́вное пра́во — отрасль права регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства и муниципальных образований.

Административное право — отрасль права регулирующая общественные отношения которые возникают развиваются и прекращаются в сфере государственного управления (управленческие правоотношения)[2].

Предмет административного права - совокупность общественных отношений складывающихся в процессе организации и деятельности исполнительной власти.

Административное право призвано регулировать те общественные отношения которые возникают складываются развиваются и прекращаются в сфере управления.

Административное право закрепляет юридическое неравенство субъектов право носителей административной власти во внесудебном порядке воздействовать на граждан и организации.


2) Система элементов механизма административно-правового регулирования — это совокупность административно-правовых средств которые воздействуют на общественные отношения организуя их в соответствии с задачами государства и общества.

Механизм административно-правового регулирования государственной службы - это совокупность правовых средств а также процессов и состояний которые наступают в волевых общественных отношениях в области государственного управления в результате воздействия на них административно-правовых норм.

Таким образом предмет административно-правового регулирования можно определить как особое правовое состояние связанное с регламентацией учреждения и функционирования организационных структур применением особых методов воздействия на подвластные объекты связанных с ними управленческих процедур регулятивных и охранительных специальных правовых режимов в рамках которых действует государственная администрация в целях обеспечения реализации учредительной и внутриорганизационной деятельности аппарата государственной власти применения механизма взаимодействия личности и государства а также выполнения функций по обеспечения безопасности.

Элементы этого механизма:

1) нормы административного права;

2) акты толкования норм административного права издаваемые уполномоченными на то органами;

3) индивидуальные акты;

4) акты применения норм административного прав издаваемые должностными лицами органов исполнительной власти при реализации властных полномочий (в том числе и индивидуальные акты);

5) административно-правовые отношения.


административно-правовое регулирование представляет собой процесс последовательного использования административно-правовых средств для достижения целей регулирования поведения участников общественных отношений.


Важнейшими средствами административно-правового регулирования являются нормативные и индивидуальные акты. Акты применения норм административного права включаются в механизм административно-правового регулирования как средство индивидуализации прав обязанностей и мер ответственности.

В административно-правовом отношении как элементе правового регулирования индивидуализируются положения той или иной нормы административного права определяются характер права и обязанности участников отношения.

Наиболее важными в механизме административно-правового регулирования являются нормы и отношения.

Нормы - это установленные или санкционированные государством правила регулирующие общественные отношения в сфере государственного управления реализация которых как и норм других отраслей права при неисполнении обеспечивается государственным принуждением.

В административно-правовых нормах непосредственно выражается регулятивная роль административного права проявляющаяся в следующем:

1) административно-правовые нормы преследуют цель обеспечения должной упорядоченности и функционирования как всей системы исполнительной власти (государственного управления) так и ее отдельных звеньев рационального их взаимодействия;

2) административно-правовые нормы определяют тот или иной вариант должного то есть соответствующего интересам правового государства поведения всех лиц и организаций действующих непосредственно в сфере государственного управления и выполняют тот или иной объем функций (например исполнительный комитет области города). Тем или иным образом затрагивающих своими действиями интересы этой сферы (например общественные объединения граждан);

3) административно-правовые нормы действуя в сфере государственного управления прежде всего предназначены для обеспечения исполнительной власти то есть исполнения проведения в жизнь требований законов Республики Беларусь выражая тем самым сущность исполнительной ветви государственной власти;

4) административно-правовые нормы определяя границы должного поведения в сфере государственного управления служат для установления и обеспечения прочного режима законности и государственной дисциплины в общественных отношениях возникающих в государственно-управленческой деятельности.

Кроме того административно-правовые нормы имеют свои особенности. Прежде всего административно-правовые нормы являются актом правотворчества элементом компетенции соответствующих субъектов исполнительной власти.

Административно-правовые отношения - это урегулированные административно-правовой нормой управленческие общественные отношения в которых стороны выступают как носители взаимных обязанностей и прав установленных и гарантированных административно-правовой нормой.

Методы административно-правового воздействия связанные с обеспечением безопасности объединены в специальные запретительно-ограничительные административно-правовые режимы ибо далеко недостаточно ограничиваться принятием лишь норм устанавливающих возможные виды правоотношений. В силу особой важности регулируемой сферы требуется сопровождать принятый пакет норм также особыми гарантиями надлежащего развития на их основе реального процесса отношений обеспечить соответствующий порядок их реализации. Поэтому правовые акты относящиеся к тому или иному аспекту обеспечения безопасности оснащаются как правило необходимым организационно-техническим механизмом их неукоснительной реализации (регламентация порядка применения обеспечивающие органы системы контроля санкции и т.д.).