Реферат: Судебная система России 2 - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Судебная система России 2

Рефераты по государству и праву » Судебная система России 2

Введение

Судебная система Российской Федерации представляет собой совокупность действующих судебных органов, осуществляющих функции судебной власти, объединенных общностью задач, основ построения и организации деятельности с учетом федеративного и административно-территориального устройства Российской Федерации, единства федерального законодательства. Органы судебной власти подразделяются на федеральные суды и суды субъектов федерации. Федеральные суды называются так потому, что осуществляют судебную власть от имени РФ, их судьи назначаются исключительно федеральными органами государственной власти – члены Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ – Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, а судьи всех остальных судов – Президентом РФ. Финансирование федеральных судов производится только из федерального бюджета. Федеральными судами являются: Конституционный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции, федеральные арбитражные суды. К судам субъектов РФ относятся Конституционные суды субъектов федерации и мировые суды.

По характеру рассматриваемых судебных дел, судебная система РФ подразделяется на три ветви: конституционные суды, суды общей юрисдикции и арбитражные суды.

Целью данной работы является изучение системы судов общей юрисдикции. В компетенцию судов общей юрисдикции входит рассмотрение всех уголовных дел, а также гражданских дел и дел об административных правонарушениях (за исключением дел, подсудных арбитражным судам). Система судов общей юрисдикции – это возглавляемая Верховным Судом РФ совокупность судов (федеральных и местных), связанных между собой установленными законом взаимоотношениями по осуществлению правосудия по уголовным, гражданским делам и делам об административных правонарушениях. К судам общей юрисдикции относятся мировые судьи, районные (городские) суды, суды субъектов федерации, военные суды и Верховный Суд РФ. В основу построения и функционирования системы судов общей юрисдикции положены четыре основополагающих принципа

1.Единство системы судов общей юрисдикции. Признаками единства системы общих судов являются: а) объединение всех судов высшим судебным органом – Верховным Судом РФ; б) наличие одинаковых по своей правовой сущности связей между ее выше- и нижестоящими звеньями.

2.Соответствие административно-территориальному делению страны при учете ее федеративного устройства. Органы судебной власти созданы в каждом районе, в каждом субъекте федерации.

3.Разрешение уголовных и гражданских дел судами первой инстанции при непосредственном исследовании доказательств.

Какой бы суд системы судов общей юрисдикции не выступал в качестве суда первой инстанции, он обязан рассмотреть дело в условиях непосредственного исследования доказательств.

4.Нижестоящие звенья- основные звенья судов общей юрисдикции. Систему судов общей юрисдикции можно представить в виде пирамиды, на вершине которой находится Верховный Суд РФ, ниже расположены суды каждого из субъектов федерации, районные суды и, далее, мировые суды. Практически все за небольшим исключением уголовные и гражданские дела относятся к подсудности районных и мировых судов. Наличие иерархически выстроенной системы судов обеспечивает доступ к правосудию и своевременное устранение судебных ошибок.

Верховный Суд РФ: состав, структура, полномочия.


Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Верховный Суд Российской Федерации возглавляет всю систему судов, является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к высшим судебным органам субъектов Российской Федерации. Верховный Суд РФ действует в составе:

Пленума Верховного Суда РФ;

Президиума Верховного Суда РФ;

Кассационной коллегии;

Судебной коллегии по гражданским делам;

Судебной коллегии по уголовным делам;

Военной коллегии.

Возглавляет Верховный Суд РФ его председатель, который имеет первого заместителя и заместителей председателя. Заместители председателя суда являются по должности председателями соответствующих судебных коллегий. Судьи Верховного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации РФ по представлению Президента РФ.

Пленум Верховного Суда РФ действует в составе его председателя, заместителей председателя и судей. Заседание пленума правомочно при наличии не менее двух третей его состава. В заседании пленума обязательно участвует Генеральный прокурор РФ и Министр юстиции РФ. Пленум созывается не реже одного раза в четыре месяца. К компетенции пленума не относится осуществление правосудия по конкретным делам. Пленум рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики и дает руководящие разъяснения по вопросам применения законодательства, которые принимаются в форме постановлений. Посредством выработки руководящих разъяснений Верховный Суд РФ обеспечивает единство понимания норм судами, прокурорами, следователями, адвокатами и иными правоприменителями. Пленум утверждает по представлению председателю суда составы судебных коллегий и секретаря пленума, научно-консультативный совет, рассматривает представления в законодательные органы РФ в порядке реализации права законодательной инициативы, заслушивает сообщения о работе президиума суда и отчеты председателей коллегий, решает другие вопросы.

Президиум Верховного Суда РФ состоит из 13 судей и утверждается Советом Федерации Федерального собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении председателя суда. В состав президиума по должности входят руководители суда. Заседания президиума проводятся не реже одного раза в месяц и правомочны при наличии большинства его членов. К полномочиям президиума суда относится рассмотрение материалов изучения судебной практики, анализ судебной статистики, организация работы судебных коллегий и аппарата суда, осуществление правосудия по конкретным уголовным и гражданским делам в надзорном порядке и ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств. Президиум является последней надзорной инстанцией в системе судов общей юрисдикции. Повторное рассмотрение одного и того же дела по тем же самым вопросам не предусмотрено. Специфика производства по вновь открывшимся обстоятельствам позволяет осуществлять проверку законности и обоснованности приговора или решения неоднократно.

Кассационная коллегия Верховного Суда РФ состоит из председателя коллегии и 12 членов из числа судей данного суда и утверждается Советом Федерации по представлению Президента РФ. Рассмотрение дел в коллегии осуществляется судебными составами (по три судьи). К полномочиям кассационной коллегии относится пересмотр приговоров, определений и постановлений по уголовным делам и решений по гражданским делам, вынесенных судебными коллегиями Верховного Суда РФ по первой инстанции, в кассационном порядке. Судьи, являющиеся членами данной коллегии, в период между ее заседаниями участвуют в рассмотрении дел в составе соответствующей судебной коллегии либо президиума с соблюдением требования о недопустимости повторного участия судьи в рассмотрении одного и того же дела.1

Судебная коллегия по гражданским делам и Судебная коллегия по уголовным делам, а также Военная коллегия Верховного Суда РФ утверждаются Пленумом Верховного Суда РФ из числа его судей. Названные судебные коллегии рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ подсудны уголовные дела в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда по их ходатайству. Судебная коллегия по уголовным делам образуется в составе председателя коллегии, его заместителя, председателей судебных составов и других судей Верховного Суда РФ.

Выступая в качестве второй инстанции, Судебная коллегия Верховного Суда РФ осуществляет проверку законности, обоснованности и справедливости не вступивших в законную силу приговоров и иных судебных решений по уголовным делам, вынесенных верховным судом республик, краев, областей, судом городов федерального значения, судом автономной области, судом автономных округов. Поводом для рассмотрения уголовного дела Верховным Судом РФ в качестве суда кассационной инстанции, является кассационная жалоба, либо кассационное представление прокурора.

Выступая в качестве суда надзорной инстанции, Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ рассматривает надзорные жалобы или представления прокурора на:

-приговоры и постановления мирового судьи при условии, что они уже обжаловались в порядке надзора в президиуме верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа;

-приговоры, определения и постановления районного суда при условии, что они уже обжаловались в порядке надзора в президиуме верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа;

-кассационные определения верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа при условии, что они уже обжаловались в порядке надзора в президиуме верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа;

-приговоры, определения и постановления верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа при наличии условия, что данные судебные решения не были предметом рассмотрения в кассационном порядке Судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда РФ;

-постановления президиума верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ образуется в составе председателя коллегии, его заместителя, председателей судебных составов и других судей Верховного Суда РФ. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ рассматривает в качестве первой инстанции гражданские дела:

- об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, ненормативных правовых актов палат Федерального Собрания, ненормативных правовых актов Правительства РФ;

-об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, нормативных правовых актов Правительства РФ и нормативных правовых актов иных федеральных органов государственной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций;

-об оспаривании постановлений о приостановлении или прекращении полномочий судьи либо о прекращении их отставки;

-о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории двух и более субъектов РФ;

-об обжаловании решений Центральной избирательной комиссии РФ, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий референдума;

-по разрешению споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, между органами государственной власти субъектов РФ, переданных на рассмотрение в Верховный Суд РФ Президентом РФ в соответствии со ст. 85 Конституции РФ;

-другие дела, отнесенные к подсудности Верховного Суда Федеральными законами РФ.

По гражданским делам Судебная коллегия Верховного Суда РФ, выступая в качестве суда второй инстанции, проверяет законность и обоснованность решений суда первой инстанции, которые не вступили в законную силу. Судом первой инстанции, рассматривающим гражданские дела по существу, в данном случае должен выступать верховный суд республик, краев, областей, суд городов федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа. Поводом для рассмотрения дела в кассационной инстанции является также подача кассационной жалобы либо представление прокурора.

В качестве суда надзорной инстанции Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ при наличии надзорной жалобы или надзорного представления прокурора рассматривает:

-определения президиумов верховных судов республик, краевых (областных) судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов;

-вступившие в законную силу решения и определения верховных судов республик, краевых (областных) судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции, при условии, что указанные решения и определения не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде РФ;

-кассационные определения верховных судов республик, краевых (областных) судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, а также на вступившие в законную силу решения и определения районных судов, принятые ими по первой инстанции, при условии, что надзорные жалобы и представления прокурора на указанные решения и определения были оставлены без удовлетворения президиумами, соответственно, верховных судов республик, краевых (областных) судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов.

Военная коллегия образуется в составе председателя военной коллегии, который является заместителем Председателя Верховного суда РФ, заместителя Председателя Военной коллегии, председателей судебных составов Военной коллегии и других судей Военной коллегии Верховного Суда РФ.

В качестве суда первой инстанции, рассматривающего уголовные дела по существу, Военная коллегия Верховного Суда РФвыступает в следующих случаях:

-когда в совершении преступлений обвиняются судьи военного суда, если им заявлено соответствующее ходатайство;

-когда уголовное дело представляет собой преступление особой сложности или особого общественного значения, которое Военная коллегия приняла к своему производству при наличии ходатайства обвиняемого.

В качестве суда второй инстанции по уголовным делам Военная коллегия Верховного Суда РФ выступает при наличии принесенной кассационной жалобы и кассационного представления прокурора на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу. При этом Военная коллегия рассматривает законность, обоснованность и справедливость приговора или иного судебного решения.

В качестве суда надзорной инстанции Военная коллегия Верховного Суда РФ по уголовным делам при наличии надзорной жалобы или надзорного представления прокурора рассматривает вступившие в законную силу:

-приговоры, определения и постановления гарнизонного военного суда, при условии, что они уже обжаловались в порядке надзора в президиум окружного (флотского) военного суда;

-кассационные определения окружного (флотского) военного суда при условии, что они уже обжаловались в порядке надзора в президиум окружного (флотского) военного суда;

-приговоры, определения и постановления окружного (флотского) военного суда при наличии условия, что данные судебные решения не были предметом рассмотрения в кассационном порядке Верховным Судом РФ;

-постановления президиума окружного (флотского) военного суда.

Также Военная коллегия рассматривает гражданские и административные дела, подсудные военным судам.2


2. Суды среднего звена: состав, структура, полномочия.


К числу судов среднего звена среди судов общей юрисдикции относятся: верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа. Число судов среднего звена равно числу субъектов Российской Федерации. Все названные суды относятся к одному звену. Они являются вышестоящими судами по отношению к районным и мировым судам и нижестоящими – по отношению к Верховному Суду РФ. Судьи этих судов назначаются на должность в едином порядке – Президентом РФ.

Отнесение всех судов субъектов федерации к одному звену означает, что все они вне зависимости от наименования субъекта обладают равной компетенцией. Суды среднего звена наделены полномочиями по рассмотрению гражданских и уголовных дел в качестве суда первой инстанции, в кассационном и надзорном порядке, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.

Во главе каждого из судов стоит председатель, первый заместитель и заместители председателя. Заместители председателя возглавляют судебные коллегии.

Все суды среднего звена имеют одинаковую структуру и состоят из президиума суда, судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам.

Судебная коллегия по уголовным делам рассматривает в качестве суда первой инстанции уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ч.2 ст.105 УК РФ, ч.3 ст. 126 УК РФ, ч.3 ст. 131 УК РФ, ст. 205 УК РФ, ст. 206 частями 2 и 3, ч.1 ст. 208 УК РФ и другие, предусмотренные ч.3 ст. 31 УПК РФ. В кассационном порядке она пересматривает не вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления районных судов, вынесенные ими в качестве суда первой или апелляционной инстанции. В соответствии со сложившейся практикой судьи специализируются на рассмотрении дел по первой инстанции либо в кассационном порядке. Как правило, судей, рассматривающих дела по первой инстанции курирует первый заместитель председателя областного (краевого и т.д.) суда, а судей, специализирующихся на пересмотре дел в кассационном порядке – заместитель председателя суда. Основной объем работы приходится на кассационное производство.

Компетенция судебной коллегии по гражданским делам определена в основном Гражданским процессуальным кодексом РФ. Она рассматривает по первой инстанции гражданские дела, отнесенные законом к подсудности судов данного звена ( ст. 26 УПК РФ):

1) связанные с государственной тайной;

2) об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций;

3) о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений; о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации; о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации; о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта Российской Федерации;


4) об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума;

5) о расформировании избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Федеральными законами к подсудности верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа могут быть отнесены и другие дела.

Судебная коллегия по гражданским делам выступает в качестве суда кассационной инстанции по отношению к решениям районных судов, принятым в порядке первой и апелляционной инстанций. В соответствии с гражданским процессуальным законодательством вступившие в законную силу решение, определение суда первой инстанции пересматриваются по вновь открывшимся обстоятельствам, судом, принявшим эти решение, определение.

Президиум судов субъектов федерации является самостоятельным судебным подразделением, наделенным полномочиями по осуществлению правосудия в надзорном порядке и ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств.

Президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, и суда автономного округа образуется в составе председателя, заместителя председателя, входящих в состав президиума по должности, и других судей соответствующего суда в количестве, определяемом Президентом РФ.

Президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, и суда автономного округа: а) в пределах своих полномочий рассматривает дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам; б) утверждает по представлению председателя суда из числа судей составы судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам; в) рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и анализа судебной статистики; г)заслушивает отчеты председателей судебных коллегий о деятельности коллегий; рассматривает вопросы работы аппарата суда; д) оказывает помощь районным судам в правильном применении законодательства; е) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Заседания президиума верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, и суда автономного округа проводятся не реже двух раз в месяц. Заседание президиума правомочно при наличии большинства членов президиума. Постановления президиума принимаются открытым голосованием большинством голосов членов президиума, участвующих в голосовании.

Постановления президиума подписываются председателем суда.

Помимо осуществления правосудия по уголовным и гражданским делам высшие суды субъектов федерации осуществляют проверку законности и обоснованности решений нижестоящих судов по делам об административных правонарушениях.

3. Районные суды: порядок образования, полномочия.


Районные суды представляют собой второе звено в системе судов общей юрисдикции. Они являются вышестоящими судами по отношению к мировым судьям и – нижестоящими по отношению к судам субъектов федерации. Районные суды относятся к федеральным судам. Районные суды образуются по принципу максимального обеспечения возможности для граждан обращаться в суд по месту жительства на основании федерального закона. Кроме этого, районные суды действуют на территории соответствующего судебного района. По общему положению границы судебного района могут и не соответствовать административно-территориальным границам районов ( городов) РФ. Поэтому действия районных судов может распространяться на территорию нескольких районов, городов. Сами же границы территории судебного района определяются в федеральном законе, в соответствии с которым образуются, либо упраздняются районные суды.

Районные суды состоят из председателя суда и судей. В многочисленных судах имеются должности заместителя председателя. Какие – либо коллегии или иные официальные структурные подразделения в районных судах не созданы.

Судьи районных судов назначаются на должность Президентом РФ.

Районные суды осуществляют производство в сфере уголовного и гражданского процессов, а также рассматривают дела об административных правонарушениях.

В качестве суда первой инстанции районные суды рассматривают основную массу уголовных дел. Им подсудны уголовные дела о всех преступлениях, за исключением уголовных дел, отнесенных к компетенции мировых и областных судов. Кроме этого, районные суды выступают по уголовным делам в качестве судов второй инстанции. Так, они являются судами апелляционной инстанции, которые по апелляционным жалобам и представлениям проверяют законность, обоснованность и справедливость приговора и постановления мирового судьи.

Также районные суды осуществляют полномочия по контролю за досудебным производством по уголовным делам. Эта функция суда состоит в предварительном и последующем контроле за действиями и решениями органов расследования. Предварительный контроль представляет собой рассмотрение ходатайств органов расследования о даче разрешения на применение мер принуждения или производство следственных действий, сопряженных с ограничением конституционных прав граждан. Последующий контроль состоит в проверке законности и обоснованности решений и действий, проведенных в исключительных случаях неотложно без получения разрешения суда, а также по жалобам участников процесса.

Районным судам подсудны все подведомственные судам гражданские дела, за исключением дел, подсудных мировому судье, а также вышестоящим и специализированным судам (ст. 24 ГПК РФ). Районные суды уполномочены пересматривать вступившие в законную силу решения по гражданским делам, принятые этими же судами в качестве суда первой инстанции, в порядке производства по вновь открывшимся обстоятельствам. Будучи вышестоящей инстанцией по отношению к мировым судьям, районный суд уполномочен осуществлять проверку законности и обоснованности их решений в апелляционном порядке.

К компетенции районных судов отнесено рассмотрение дел об административных правонарушениях, указанных в ч. 1 и 2 ст. 23.1 КоАП РФ, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, а также дела об административных правонарушениях, влекущих административное водворение за пределы Российской Федерации или административное приостановление деятельности.

Надлежащую работу районных судей обеспечивают помощники судей, консультанты, администратор суда, канцелярия, секретари по уголовным и гражданским делам, секретари судебных заседаний, работники архива и другой вспомогательный персонал.


4. Мировые судьи: порядок образования, полномочия.


Мировые суды являются первым звеном в системе судов общей юрисдикции. Мировые суды действуют в лице мировых судей, осуществляющих правосудие на конкретных участках. Общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта РФ определяются федеральным законом. При этом судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов РФ. Судебные участки создаются с учетом численности населения. Так на одном судебном участке должно проживать населения в пределах от 15 до 30 тысяч человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок.

Порядок назначения на должность мировых судей определяется федеральным законодательством и законами субъектов федерации. Мировые судьи назначаются на должность законодательным ( представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта федерации. Срок полномочий мирового судьи при первом назначении (избрании) не более 5 лет, при повторном- не менее 5 лет.

При осуществлении правосудия мировые судьи выступают в качестве суда первой инстанции, рассматривающего уголовные, гражданские и административные дела по существу, а также дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в законную силу. Все категории дел мировые судьи рассматривают единолично.

Подсудность дел мировым судам также характеризуется территориальными и родовыми признаками. В соответствии с территориальным признаком мировому судье будут подсудны те дела, которые совершены на территории судебного участка, в котором осуществляет правосудие мировой судья.

В соответствии с родовым признаком мировой судья рассматриваете дела, которые подсудны ему в силу закона.

Так, по уголовным делам мировым судьям подсудны дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает три года лишения свободы. в том случае, если уголовно-наказуемое деяние представляет наибольшую общественную опасность и за такое деяние санкция статей Особенной части УК РФ предусматривает наказание меньше трех лет лишения свободы, такие дела не будут подсудны мировым судьям. Подсудность данных категорий дел определяется по правилам ч. 1 ст. 31 УПК РФ (ч.1 ст. 107 УК РФ, ст.108 УК РФ, ч.1 и 2 ст. 109 УК РФ и т.д). Мировой судья рассматривает и гражданский иск в уголовном деле, но только в случае, если данное уголовное дело подсудно мировому судье и гражданский иск был предъявлен.

При рассмотрении гражданских категорий дел мировому судье подсудны: 1) дела о выдаче судебного приказа; 2) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях; 3) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества; 4) иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка; 5) дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей установленной законом суммы на момент подачи заявления; 6) дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе; 7) дела об определении порядка пользования земельными участками, строениями и другим недвижимым имуществом.

Мировые судьи рассматривают дела об административных правонарушениях. В их компетенцию входят все дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1,2 ст. 23.1 КоАП РФ. Но существуют определенные категории дел, которые неподсудны мировым судьям. К таким делам об административных правонарушениях будут относится те дела, за которое возможно наказание в виде выдворения за пределы РФ или если производство по данному административному делу осуществляется в форме административного расследования.

Судопроизводство и делопроизводство мировые судьи ведут на государственном языке Российской Федерации или на государственном языке республики, на территории которой находится соответствующий судебный участок.


Заключение


Разделение законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти является важнейшим принципом функционирования Российской Федерации как правового государства.

Судебная власть в Росси осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Эта деятельность носит наименование правосудия. Осуществление правосудия возложено на суды в лице судей.

Организация и порядок деятельности органов судебной власти определяются законами Российской Федерации и основываются на конституционных принципах:

осуществление правосудия только судом;

законности;

независимости судей и подчинение их только Конституции РФ и федеральному закону;

установление законом состава суда;

состязательности и равноправия сторон;

гласности судебного разбирательства;

государственного языка судопроизводства;

презумпция невиновности;

недопустимости повторного осуждения за одно и то же преступление;

обеспечение права на защиту и пользование квалифицированной юридической помощью.

Суду принадлежит особая роль в демократическом обществе. Выступая как полноценный носитель судебной власти, используя присущий только ему способ разрешения конфликта интересов – правосудие, суд выступает регулятором отношений субъектов общества, обеспечивая соответствие этих отношений в норме права.


1 Правоохранительные органы. Учебник.- М.:ЦОКР МВД России, 2007. С 75-77.

2 Н.А.Петухов и Г.И.Загорский Правоохранительные органы. – М.: «Дашков и К», 2005 С114-122