Реферат: Государственная регистрация прав и сделок с недвижимостью - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Государственная регистрация прав и сделок с недвижимостью

Рефераты по государству и праву » Государственная регистрация прав и сделок с недвижимостью

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Читинский государственный университет»

Юридический институт

Заочный факультет
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Государственная регистрация прав и сделок с недвижимостью»


Вариант № 30


Выполнил студент 5 курса,

группы ЮРз – 04 – 2

Огурцова Виктория Владимировна


Проверил:

_______________________


Чита 2010

Оглавление

Сроки государственной регистрации недвижимости, приостановка регистрации………………………………………………………. 3

Открытый и закрытый перечни информации при выдаче сведений из Единого государственного реестра прав……………..…………. 6

Библиография………………………..…………………………………... 13


Сроки государственной регистрации недвижимости, приостановка регистрации

Большинство операций с недвижимостью – покупка или продажа, долгосрочная аренда, ипотека, дарение, наследование и другие – невозможны без процедуры государственной регистрации прав на недвижимое имущество и проведение сделок с ним. Обычно, никаких проблем с регистрацией обозначенных прав не возникает. Однако могут и отказать. Или просто приостановить регистрацию. Причины находятся.

Приостановить государственную регистрацию может государственный регистратор и только он. Для этого ему нужно соответствующее судебное решение (или определение суда) или же решение одной из сторон, участвующих в сделке с недвижимостью. Если регистрация приостановлена по суду, то срок приостановки не определен. По той простой причине, что судебное производство по делу об объекте недвижимости, регистрация которого предполагалась, еще не закончено. Когда судебное производство закончится – тогда и наступит срок. К слову сказать, если кто-то с кем-то спорит из-за недвижимости, которая является предметом ипотеки, то в этом случае государственная регистрация ипотеки также приостанавливается до лучших времен. То есть, до разрешения спора судом.

Еще весомым аргументом для приостановки регистрации могут быть сомнения государственного регистратора в подлинности предоставляемых ему документов, а стало быть, и сомнения в наличии прав регистрировать недвижимость. Любой сомневающийся государственный регистратор должен затребовать дополнительную информацию, подтверждающую подлинность документов и полной достоверности сведений, содержащихся в этих документах. Также может сомневаться регистратор и в полномочиях лица, которое пытается зарегистрировать недвижимость, чтобы провернуть с ней ту или иную сделку. Вполне возможно, что тот, кто пришел регистрировать недвижимость, не имеет права ею распоряжаться. И так далее.

Свои сомнения и аргументы (основания) государственный регистратор обязан оформить в письменном виде и довести их до сведения тех лиц, в ком он сомневается – до заявителей на регистрацию. Если у заявителей совесть чиста и документы в порядке, то они, естественно, быстренько предоставляют государственному регистратору необходимую информацию.
Особо хочется обратить внимание на регистрацию долевой собственности. Если в пакете документов будут отсутствовать отказы дольщиков от прав собственности на объект в пользу заявителя, то регистрация будет приостановлена также.

На все про все – срок 1 месяц. Регистрация приостанавливается не более, чем на 1 месяц. Если в течение этого месяца недочеты, выявленные регистратором, не будут устранены, то в регистрации отказывают вообще. Впрочем, регистрацию можно приостановить и на срок до 3 месяцев. Но для этого необходимо заявление одной из сторон сделки с указанием причины приостановки. Документально подтверждать причины приостановки в этом случае не нужно. Мало ли что, может, кто-то из сторон решил съездить в отпуск или жениться. По истечению трехмесячного срока приостановки, новый месячный срок регистрации включается «автоматически».

А могут и отказать… Для отказа у государственного регистратора могут быть следующие основания:

- Если право на недвижимость не является тем правом, которое нужно регистрировать. Если речь идет о жилых помещениях, то регистрируются только три вида права: собственности, оперативного управления и хозяйственного ведения.

- Если с заявлением о регистрации пришел не то, кто должен это делать. Например, малолетний гражданин. Или кто-то попытается зарегистрировать квартиру от имени правообладателя, не имея от этого правообладателя доверенности.

- Если документы, представленные на регистрацию, не соответствуют установленным законодательным требованиям, как по форме, так и по содержанию. Ну, к примеру, на договоре нет визы нотариуса. И так далее…

- Если какой-либо нормативный или ненормативный акт (государственный или местного самоуправления) нарушает закон и ущемляет интересы граждан. Кстати, это выясняет суд.

- Если правоустанавливающий документ выдан вам лицом, которое не имеет право этого делать. Например, дядей Колей из соседнего подъезда.

- Если в правоустанавливающем документе не указаны ограничения прав, если таковые, конечно, имеют место. Например, муж не получил нотариального согласия жены на совершение сделки.

- Если правоустанавливающий документ является фальшивкой.

Впрочем, отказ в регистрации по любой из указанных причин можно обжаловать в суде. Тем не менее, даже при отказе в регистрации, пошлина, уплаченная за эту процедуру, вам возвращена не будет. Но пока решение об отказе не принято, вы можете прекратить регистрацию. Тогда половину денег вам вернут.


Открытый и закрытый перечни информации при выдаче сведений из Единого государственного реестра прав

Одним из основных принципов государственной регистрации прав и сделок с недвижимостью является открытость. По этим причинам столь значительное место отводится в законодательстве нормам, призванным обеспечить возможность ознакомления с данными государственной регистрации прав на недвижимость любому лицу. Государственная регистрация прав и сделок с недвижимым имуществом осуществляется внесением соответствующих записей в Единый государственный реестр прав и сделок с ним, в связи с чем информация о зарегистрированных правах предоставляется в письменной форме – в виде выписок (справок) из реестра по месту совершения государственной регистрации прав. Однако создается неверное впечатление, что любое лицо может получить любую информацию о любом объекте недвижимости, правах любого лица на объект (объекты), условиях сделок с недвижимым имуществом и т. п.

Неприемлемость столь широкого понимания открытости сведений о регистрации очевидна. Неограниченное распространение такой информации может причинить вред обладателям вещных прав. В целях обеспечения защиты интересов правообладателей Федеральный закон от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее ФЗ РФ № 122-ФЗ) конкретизирует порядок выдачи информации о зарегистрированных правах и устанавливает четкую границу между сведениями, предоставляемыми любому лицу (сведения открытого характера) и строго ограниченному кругу лиц (сведения конфиденциального характера).

К сведениям открытого характера относятся описание объекта недвижимости, данные о зарегистрированных правах на объект, ограничениях (обременениях) прав, сведения о существующих на момент выдачи выписки правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении данного объекта недвижимости.

Конфиденциальной информацией являются сведения о содержании правоустанавливающих документов, за исключением сведений об ограничениях (обременениях), обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости, выписки, содержащие сведения о переходе прав на объекты недвижимости, а также сведения о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным. Перечисленные сведения, ограничения на предоставление которых установлены законодателем с целью охраны правообладателя от вмешательства в его коммерческую и иную деятельность, предоставляются только:

- самим правообладателям или их законным представителям;

- физическим и юридическим лицам, получившим доверенность от правообладателя или его законного представителя;

- руководителям органов местного самоуправления и руководителям органов государственной власти субъектов РФ;

- налоговым органам в пределах территорий, находящихся под их юрисдикцией;

- судам, правоохранительным органам, судебным приставам-исполнителям, имеющим в производстве дела, связанные с объектами недвижимого имущества и (или) их правообладателями;

- лицам, имеющим право на наследование имущества правообладателя по завещанию или по закону;

- федеральному антимонопольному органу и его территориальным органам в пределах территорий, находящихся под юрисдикцией указанных территориальных органов;

- Председателю Счетной палаты РФ, его заместителю и аудиторам Счетной палаты РФ для обеспечения деятельности Счетной палаты РФ.

Порядок предоставления информации о зарегистрированных правах достаточно прост. Физическое или юридическое лицо должно обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, с письменным заявлением, содержащим соответствующую просьбу. Заявитель – физическое лицо –  предъявляет документ, удостоверяющий его личность.

При обращении лиц, имеющих право на наследование имущества правообладателя по закону или по завещанию, для получения конфиденциальной информации должны доказать наличие данного права. Очевидно, что орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не может (и не должен) решать вопросы о переходе имущества по наследству, в том числе анализировать родственные отношения заявителя и правообладателя, свидетельство о смерти и т. п. Поэтому при обращении указанных лиц в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, они дополнительно представляют запрос нотариуса, в производстве которого находится наследственное дело, подтверждая включение их в круг наследников и право на получение данной информации. Представитель юридического лица кроме документа, удостоверяющего его личность, должен предъявить документы, подтверждающие регистрацию данного юридического лица и его полномочия.

Информация о зарегистрированных правах и иных ограничениях (обременениях) предоставляется за плату, кроме случаев, установленных законом, поэтому наряду с названными документами для получения информации о зарегистрированных правах заявитель представляет  документ, подтверждающий внесение платы за предоставление соответствующей информации (физическое лицо – квитанцию, юридическое лицо – платежное поручение с отметкой банка).

Правообладатель имеет право на получение еще одного вида информации: по его письменному заявлению орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан предоставлять ему информацию о лицах, получивших сведения об объекте недвижимого имущества, на который он имеет права.

Использование сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав,  способами или в форме, которые наносят ущерб правам и законным интересам правообладателей, влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Предоставление информации из единого государственного реестра прав. Порядок, условия и объем предоставления информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество определены:

- статьями 7, 8, 9, 11 Федерального закона от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;

- инструкцией «О порядке заполнения и выдачи свидетельств о государственной регистрации прав, сообщений об отказах в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и информации о зарегистрированных правах», утвержденной приказом Министерства юстиции РФ от 18.09.2003г. № 226;

- инструкцией «О порядке выдачи правообладателям по их заявлениям в письменной форме копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме» утвержденной Приказом Министерства юстиции РФ от 25.05.2004г. № 107;

- Постановлением Правительства РФ от 14.12.2004г. № 773 «Об утверждении правил осуществления платы за предоставление информации о зарегистрированных правах, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме»

Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан предоставлять сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, о любом объекте недвижимости любому лицу, предъявившему удостоверение личности и заявление в письменной форме (юридическому лицу – документы, подтверждающие регистрацию данного юридического лица и полномочия его представителя) (ст. 7 ФЗ РФ № 122-ФЗ).

За предоставление информации о зарегистрированных правах, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, взимается плата (ст. 11 ФЗ РФ № 122-ФЗ).

Размер и порядок оплаты регулируется Постановлением Правительства РФ от 14.12.2004г. № 773.

Сведения из Единого государственного реестра прав предоставляются в следующих формах:

1. Выписка об объекте недвижимого имущества и зарегистрированных правах.

Предоставляется: любому лицу, предъявившему удостоверение личности и квитанцию об оплате государственной пошлины.

2. Выписка о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости.

3. Выписка о переходе прав на объект недвижимого имущества.

4. Справка о содержании правоустанавливающих документов.

5. Справка о лицах, получивших сведения об объекте недвижимого имущества.

Предоставляются:

- правообладателю или его законному представителю, предъявившему удостоверение личности и квитанцию об оплате государственной пошлины;

- физическому или юридическому лицу, получившему доверенность от правообладателя или его законного представителя, предъявившему удостоверение личности и квитанцию об оплате государственной пошлины;

- руководителям органов местного самоуправления и руководителям органов государственной власти субъектов РФ;

- налоговым органам в пределах территорий, находящихся под их юрисдикцией;

- судам, правоохранительным органам, судебным приставам-исполнителям, имеющим в производстве дела, связанные с объектами недвижимого имущества и (или) их правообладателями;

- лицам, имеющим право на наследование имущества правообладателя по завещанию или по закону;

- федеральному антимонопольному органу и его территориальным органам в пределах территорий, находящихся под юрисдикцией указанных территориальных органов;

Сроки предоставления сведений:

1. Выписка об объекте недвижимого имущества и зарегистрированных правах.

- выдается в течение 5 рабочих дней с момента получения письменного заявления или официального запроса. В течение указанного срока заявителю выдаются запрашиваемые сведения либо письменный мотивированный отказ.

2. Выписка о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости.

3. Выписка о переходе прав на объект недвижимого имущества.

4. Справка о содержании правоустанавливающих документов.

- предоставляются в течение 10 рабочих дней.

5. Справка о лицах, получивших сведения об объекте недвижимого имущества.

- предоставляется в течение 7 рабочих дней.

Ответственность при выдаче информации.

Согласно ст. 31 ФЗ РФ № 122-ФЗ органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, несут ответственность за полноту и подлинность предоставляемой информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним.

В соответствии с п. 5 ст. 7 ФЗ РФ № 122-ФЗ использование сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав, способами или в форме, которые наносят ущерб правам и законным интересам правообладателей, влечет ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

Выдача правообладателям по их заявлениям в письменной форме копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме

Согласно п. 3 ст. 9 ФЗ РФ № 122-ФЗ органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, выдают правообладателям по их заявлениям в письменной форме копии договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме.


Библиография

Нормативные акты:


Гражданский кодекс РФ (часть 1) от 30.11.1994 г. № 52-ФЗ; Гражданский кодекс РФ (часть 2) от 26.01.1996 г. № 15-ФЗ; Гражданский кодекс РФ (часть 3) от 26.11.2001 г. № 147-ФЗ; Гражданский кодекс РФ (часть 4) от 18.12.2006 г. № 231-ФЗ // по состоянию на 20.11.2009 г . – Новосибирск: Сиб. Унив. изд-во, 2009. – 541 с.

Федеральный закон от 31.01.1998 г. № 122-ФЗ (ред. от 08.05.2009 г.) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (принят ГД ФС РФ 17.06.1997 г.) // «Собрание законодательства РФ» 28.07.1997 г., № 30, ст. 3594

Постановление Правительства РФ от 18.02.1998 г. № 219 (ред. от 22.11.2006 г.) «Об утверждении правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним» / «Собрание законодательства РФ» 23.02.1998 г., № 8, ст. 963