Спрос на факторы производства предъявляют лишь предприниматели, т.е. та часть общества, которая способна организовать и осуществить выпуск продукции и услуг, необходимых для конечного потребления. Производство - это процесс изготовления материальных или духовных благ. Для того, чтобы начать производство, необходимо наличие по крайне мере того, кто будет производить и того, из чего будут производить. Марксистская теория в качестве факторов производства выделяет рабочую силу человека, предмет труда и средства труда, подразделяя их на две большие группы: личный фактор производства и вещественный фактор. Личный фактор представляет собой рабочую силу, как совокупность физических и духовных способностей человека к труду. В качестве вещественного фактора выступают средства производства. Организация производства предполагает согласованное функционирование этих факторов. Марксистская теория исходит из того, что взаимосвязь факторов производства, характер их соединения определяют социальную направленность производства, классовый состав общества и отношения между классами. |
18. Спрос на факторы производства
В отличие от спроса на продукты конечного потребления, спрос на факторы производства имеет производный, вторичный характер. Производный характер объясняется тем, что потребность в факторах производства возникает лишь в том случае, если с их помощью могут быть произведены пользующиеся спросом конечные потребительские блага.
Спрос на любой фактор производства находится в прямой взаимосвязи со спросом на потребительские товары, изготовленные с помощью данного фактора производства. В то же время существует обратная зависимость между спросом на ресурс и его ценой, что является следствием уменьшения предельного продукта ресурса в денежном выражении.
В связи с тем, что все факторы производства, с одной стороны, являются взаимозаменяемыми, а с другой – взаимодополняемыми, спрос на факторы производства – это взаимозависимый процесс, где объем каждого привлекаемого в производство ресурса зависит от уровня цен не только на каждый из них, но и на все остальные, сопряженные с ними ресурсы и факторы.
Рынок труда – это сфера взаимоотношений покупателей и продавцов трудовых услуг. Как и любой рынок ресурсов, он формируется за счет взаимодействия спроса и предложения. Рынок труда имеет свои особенности. Спрос на труд считается вторичным, производным от первичного спроса на готовые продукты, и особенно на потребительские товары. Основным фактором, формирующим спрос на труд, является потребность производства в людских ресурсах. Закон спроса на труд: чем меньше заработная плата, тем больше величина спроса на труд.
Зарплата рассматривается как факторный доход и предстает как цена труда. В широком смысле зарплата – это все вознаграждения, получаемые работником (все виды доходов), в узком смысле зарплата – это ставка зарплаты, т. е. цена, выплачиваемая за единицу труда в течение определенного интервала времени. Номинальная заработная плата (W), реальная заработная плата (W/P) – это то, что мы реально можем купить на эту сумму денег.
Предложение труда – количество труда, которое может быть предложено производству (фирмам) по определенной цене – заработной плате и в определенное время. Закон предложения: чем больше заработная плата, тем больше величина предложения труда. Субъекты спроса на рынке труда – фирмы и государства, а субъекты предложения – домашние хозяйства.
Для рынка труда в условиях совершенной конкуренции характерно:
– взаимодействие на рынке стольких продавцов и покупателей, что никто не может повлиять на ставку зарплаты;
–наличие одинакового уровня квалификации у всех рабочих;
– мобильность рабочих, т. е. нет преград для перехода с одного места работы на другое.
Равновесная ставка заработной платы и равновесный уровень занятости данного вида труда определяется на пересечении кривых спроса и предложения труда (рис. 18.1).
| |
Рис.18.1. Равновесие на совершенно конкурентном рынке |
Здесь DL отражает предложение продукта в денежном выражении в данной отрасли; SL показывает предложение труда в альтернативных отраслях. В точке Е MRPL=MRC, т.е. W1 – оптимальный уровень зарплат, а N – оптимальное предложение труда.
Эффект замещения (рис. 18.2) наблюдается до точки I: при росте зарплаты рабочие отказываются от свободного времени для увеличения заработка. Эффект дохода после точки I: рабочие при высокой зарплате больше ценят свободное время.
| SL отражает общее количество рабочего времени, которое согласна отработать какая-либо категория рабочих при данной величине заработной платы. |
Рис. 18.2. Эффект дохода и замещения |
|
Рынок труда в условиях несовершенной конкуренции характеризуется:
- воздействием предпринимателей на спрос на труд, а, следовательно, и на ставку заработной платы;
- влиянием профсоюзов на предложение труда, а значит, и на ставку заработной платы.
Следовательно, рынок труда может быть монополизирован как со стороны спроса (модель монопсонии – как правило, одна фирма – работодатель), так и со стороны предложения труда (модель с профсоюзом).
Для рабочих монопсония на рынке труда оборачивается потерей рабочих мест и снижением заработной платы, т. е. они получают ставку зарплаты, меньшую, чем их предельный продукт в денежном выражении. Монопсонист сокращает занятость для того, чтобы снизить ставку заработной платы аналогично тому, как монополист на рынке благ сокращает производство с целью повышения цены на свой продукт.
Главной экономической задачей профсоюзов является повышение ставки зарплаты. Основными способами достижения данной цели являются: стимулирование спроса на труд (путем изменения неценовых факторов); ограничение предложения труда; организация давления на предприятия и государство.
Другие работы по теме:
Частичное и общее экономическое равновесие
Экономика представляет собой множество разобщённых рынков, на которых функционируют относительно обособленные механизмы ценообразования. Равновесие на каждом таком рынке экономисты называют частичным равновесием
Спрос на товар и его характеристика
Спрос – это одна из сторон процесса рыночного ценообразования. Спросом называется количество товара, которое будет куплено за приемлемую цену в определенный промежуток времени. Спрос, обеспеченный денежными средствами покупателя, называется платежеспособным.
Рыночная карусель
Возьмем, к примеру, ситуацию соотношения кривых спроса и предложения на рынке ламп накаливания. Допустим, что равновесная цена равна 2 рублям. Из графика видно, что если равновесная цена равна 2 рублям, то равновесное количество продукта равно 2
Формы разделения труда
Общее разделение труда выражается в разделении общественного производства на крупные сферы: промышленность, сельское хозяйство (с/х), строительство, связь и др.
Контрольная по экономической теории
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ Кафедра общей экономической теории Контрольная работа ПО ОБЩЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ Вариант №5.
Задача по Экономике 2
Задача Проводится исследование спроса на некоторый вид товара. Пробные продажи показали следующую зависимость дневного спроса от цены: Цена у.е. 10 12 14 16 18
Этапы процесса ценообразования и их характеристика
Процесс ценообразования включает в себя следующие этапы: 1)ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ Любая фирма должна, прежде всего, определить, какую цель она преследует, выпуская конкретный товар. Если четко определены цели и положение товара на рынке, то проще и легче установить цену. Существует три главные цели ценовой политики:
Основы теории спроса и предложения 2
ТЕМА 7. ОСНОВЫ ТЕОРИИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Теории спроса и предложения лежат в основе всей рыночной системы. Спрос и предложение – одни из важнейших элементов рынка.
Спрос и предложение 2
Спрос и предложение Спрос – желание и возможность потребителя приобрести определенное количество товара по определенной цене в определенный период времени.
Понятие дефицитной экономики
По определению приведенному в Большого экономического словаря Борисова А.Б. дефицитная экономика определяется как «экономика, в которой наблюдается хронический дефицит товаров в торговой сети». Из-за почти всеобщей дефицитности подавляющего большинства потребительских благ и производственных ресурсов централизованно планируемую экономику часто называют дефицитной экономикой.
Совокупный спрос
Общая характеристика данной модели состоит в том, что чем ниже уровень цен на товары, тем большую часть реального объема национального производства смогут приобрести покупатели.
Инфляция
Инфляция-это процесс обесценивания денег, связанный с ростом уровня цен. Социальная напряженность, , а также разрушение важнейших механизмов экономики(торговля, инвестирование и т.д.)— последствия инфляции.
Анализ товарного рынка основных продуктов питания
2.2 Анализ уровня концентрации и степени конкурентной среды на рынке хлебопродуктов. Для определения уровня концентрации используется коэффициент концентрации производства (G), который рассчитывается по формуле:
Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия
Гордеева Ольга Николаевна студентка ИУ ОГАУ з курс Специальность Коммерция (торговое дело) Научный руководитель – преподаватель Романов В.А. Формирование и дальнейшее развитие рыночных отношений вызывает необходимость повышения качества продукции и, следовательно, конкурентоспособности производства.
Макроэкономическое равновесие 2
ТЕМА 17. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ Модель Рассмотрим модель макроэкономического равновесия «AD-AS», а также основные постулаты классической и кейнсианской теорий занятости, которые являются основополагающими в макроэкономи
Система национальных счетов. Совокупный спрос
Макроэкономические показатели системы национальных счетов. Методы расчета валового внутреннего продукта. Факторы, которые влияют на величину валового внутреннего продукта. Совокупный спрос и предложение. Неценовые факторы совокупного предложения.
Взаимодействие спроса и предложения
Установление рыночных цен, понятие равновесной цены. Саморегуляция рынка, его реакция на изменение спроса и предложение. Изменение спроса и предложения в одинаковом или разном направлении. Неценовые факторы, влияющие на изменение спроса и предложения.
Экономическое равновесие
[править] Материал из Википедии — свободной энциклопедии (Перенаправлено с Рыночное равновесие) Перейти к: навигация, поиск Цена при рыночном равновесии:
Внешняя торговля и распределение доходов 2
Внешняя торговля и распределение доходов Внешняя торговля в разной степени затрагивает интересы отдельных групп населения. Помимо деления на потребителей и производителей, существует и другое, связанное с тем, какими факторами производства владеют экономические агенты и в каких отраслях заняты эти факторы.
Совокупный спрос и совокупное предложение
В исследовании микроэкономических процессов этот принцип выступал как постулат о равенстве спроса и предложения на том или ином товарном рынке, а также равенстве спроса и предложения на всех взаимосвязанных между собой рынках – товаров, труда, капитала
Изучение эластичности
Планирования объема и структуры производства. Эластичность и ценовые интервалы. Прогнозирование эластичности.
Маркетинговая среда фирмы
Понятие маркетинговой среды. Деление маркетинговой среды. Внутренняя микросреда, абсолютно контролируемая маркетинговой службой. Внешняя микросреда маркетинга регулируемая маркетингом компании. Факторы, определяющие микро- и макросреду маркетинга.
Классики, неоклассики, кейнсианство даты
Процент в трактовке Дж.М. Кейнса и "классиков" Классики. Процент является фактором, который приводит в равновесие желание инвестировать и готовность сберегать. Также процент рассматривается как вознаграждение за воздержание от использования текущего богатства. Процент стремится к уровню, при котором совокупный спрос на капитал на этом рынке при данной норме процента равен совокупному капиталу, притекающему на рынок при этой же норме процента.
Пузырь на рынке недвижимости
Пузырь на рынке недвижимости — является разновидностью экономического пузыря, происходящего на рынке недвижимости. Признаки Финансовая доступность. Измеряется стоимостью недвижимости к величине ВВП. Может определяться для отдельной взятой территории как стоимость к доходам населения.
Экологические факторы
Экологические факторы - отдельные элементы среды, взаимодействующие с организмами. Различают абиотические, биотические факторы и антропогенный фактор.