Реферат: Бережливое производство как средство повышения эффективности производства - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Бережливое производство как средство повышения эффективности производства

Рефераты по государству и праву » Бережливое производство как средство повышения эффективности производства

БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА


В последнее время модно говорить о концепции «Бережливое производство». Более того, модно внедрять эту концепцию. И если она проста для понимания, то сделать так, чтобы принципы бережливого производства стали частью повседневной работы, довольно сложно.

Что же представляет собой бережливое производство?

Бережливое производство – это выявление и устранение трения, т.е. устранение сопротивления достижения целей, возникающего при взаимоотношении между людьми и окружающей средой. Причем первая часть этой задачи – выявление трения – зачастую оказывается не менее сложной, чем вторая – его устранение.

Бережливое производство – это подходы, методы, направленные на уменьшение всех возможных издержек и увеличение производительности. Опираясь на принципы бережливого производства, можно сократить внутренние потери, высвободить людей, помещения, энергию, уменьшить время между заказом и отгрузкой товара, что в конечном итоге позволит получить «бережливое предприятие». Однако создание такого предприятия не сводиться к применению набора приемов и методов, оно требует коренной перестройки всей корпоративной культуры предприятия и соответствующего менталитета его работников. Для внедрения в жизнь таких изменений неотъемлемыми условиями должны быть, как личная заинтересованность руководства, так и понимание со стороны работников. Ведь каждый сотрудник предприятия должен поддерживать внедрение принципов бережливого производства, иначе «игра не стоит свеч».

Как же «вырастить» бережливое производство? Огромный накопленный опыт, в данной сфере, позволяет определить наиболее эффективный порядок внедрения инструментов бережливого производства (Рисунок 1).




Рисунок 1 – Порядок внедрения инструментов бережливого производства

Практика показала, что первым шагом построения бережливого производства должна стать система 5S, представляющая собой постоянный поиск способов организации рабочих мест и поддержания на них частоты и порядка (рассмотрим систему 5S более подробно ниже).

Следующим шагом создания бережливого производства является внедрение системы TPM. Цель системы – это совершенствование деятельности компании за счет повышения эффективности оборудования, процессов производства, а также улучшения качества продукции и повышения производственной безопасности.

Методики 5S и TPM должны работать «рука об руку», чтобы обеспечить безопасность и высокую производительность на каждом рабочем месте, значительно уменьшить затраты от простоев оборудования.

Правильность последовательности применения этих методов хорошо иллюстрирует следующий пример. В ряде случаев предприятия, приступившие сначала к внедрению системы TPM, все равно были вынуждены вернуться к тому, чтобы пройти первые шаги системы 5S не только для обеспечения эффективной работы оборудования, но и для рациональной организации всей производительной среды, создания условий для производительного выполнения трудовых операций, визуализации управления и контроля.

Эффективное функционирование этих систем должно стать мощным толчком к дальнейшему внедрению более сложных инструментов, таких как, JIT (точно вовремя), SMED (быстрые переналадки), защита от ошибок и т.д.

Включившись в процесс создания бережливого производства, не стоит забывать о дальнейшем совершенствовании. На очереди – бережливая логистика. Появляется необходимость анализа всего потока создания ценностей, а в следствии проведение комплекса мероприятий, направленных на повышение эффективности производства. Самое главное нужно помнить, что «каждый новый шаг будет ложиться на твердую основу, и не будет претерпевать откатов назад».

Таким образом, концепция бережливого производства это не просто набор приемов и методов, а высокоорганизованная система, позволяющая при строгом выполнении всех правил, построить не только бережливое предприятие, но и предприятие с высоким уровнем культуры.

С чего надо начинать улучшение качества? Специалисты советуют начинать с качества на рабочем месте. Более того, они разработали стройную систему улучшения качества на рабочем месте, которую назвали 5S.

Дадим четкое содержание каждого из этапов системы 5S.

Этап 1. Сортировка. Сортировать – значит обойти всю операционную зону и удалить все ненужное. Поместить вещи, которые используются ежедневно, в одно место. Предметы, используемые раз в неделю, поместить в другое место, ежемесячно – в третье и так далее.

Этап 2. Содержание в чистоте. Содержание в чистоте – значит обеспечить оборудованию и рабочему месту опрятность, достаточную для проведения контроля, и постоянно поддерживать ее. Установить стандарты (нормы) чистоты, которые должны соблюдаться каждым работником.

Этап 3. Соблюдение порядка. Соблюдать порядок означает определить и обозначить «дом» для каждого предмета, необходимого в рабочей зоне. Аккуратно разложить все бумаги и папки. Это – ключевое условие минимизации затрат времени на непродуктивные поиски.

Этап 4. Стандартизация. Ознакомить всех сотрудников, имеющих отношение к этому рабочему месту, со стандартами чистоты и поместить фотографии с «правильной» стандартной обстановкой. Каждый обязан понимать необходимость и обоснованность новых требований и стандартов, и для этого целесообразно провести специальное обучение.

Этап 5. Совершенствование. Чтобы совершенствовать систему 5S, руководители и рабочие должны проводить улучшения совместно, не забывая наградить тех, кто выполняет договоренности. Не стоит забывать и об анализе стандартов чистоты и их пересмотра при необходимости.

Исследователи считают: если менеджеры компании не могут реализовать 5S , значит, они не могут эффективно управлять. И напротив, если вы можете освоить систему 5S, это значит, что вы сможете также успешно внедрить и другие более сложные системы. Причина этого заключается в том, что система 5S не требует для своего осуществления какого-то особого штата управленцев и не станет эффективной, пока весь персонал не будет к ней приобщен и не начнет думать об успехе этой системы. Но если система 5S внедрена, то можно считать, что и другие системы почти наполовину освоены (в части готовности персонала к осуществлению изменений).

В последние годы система 5S получила широкую известность на российских предприятиях, таких как, НПО «Барс» (Челябинск), ОАО «УАЗ», ОАО «ГАЗ» и др. Из отечественной практики внедрения этой системы можно сделать следующие выводы:

- она применима и может успешно внедряться на отечественных предприятиях и в организациях различных форм собственности при заинтересованности в этом руководства;

- содержание принципов системы и технология ее внедрения требуют существенной адаптации к особенностям отечественной экономики, методам организации производства и менталитета;

- возможность успешного внедрения непосредственно зависит от социально-экономических условий труда на рабочих местах, т.е. уровня и регулярности выплаты заработной платы, систематической и ритмичной загрузки производства, соблюдения со стороны администрации хотя бы основных требований к безопасным условиям труда.

Предприняты попытки модернизации этой системы с учетом принципов научной организации труда и практики улучшения качества. Новая система, вобравшая в себя элементы системы 5S и адаптированная к отечественным условиям производства, получила название «Упорядочение». Принципы, на которых базируется эта система, идентичны принципам системы 5S.

Наибольшая сложность при внедрении этих систем заключается в том, что от понимания принципов необходимо перейти к их реализации, постоянному выполнению требований, правил и договоренностей, достигнутых в коллективе. Эти системы нельзя внедрить быстро по приказу высшего руководства. Они требуют терпеливого и скрупулезного труда каждого работника предприятия.

Результатом внедрения системы 5S или системы «Упорядочение» должна стать новая атмосфера в коллективе фирмы: исключение из производства всего лишнего, ненужного; наведение порядка; бережное отношение к здоровью и жизни друг друга; поддержание и сохранение работоспособного состояния оборудования – все это позволяет людям проявлять свои лучшие качества, создавать обстановку доброжелательного отношения друг к другу, формировать позитивный настрой не только на работе, но и в жизни.