Реферат: Предмет и метод административного права 5 - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Предмет и метод административного права 5

Рефераты по государству и праву » Предмет и метод административного права 5

Предмет и метод административного права

Общественные отношения, регулируемые административным правом

Административное право - отрасль правовой системы Российской Федерации, регулирующая общественные отношения, которые возникают в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях Российской Федерации Такого рода отношения, многообразные по своему характеру, и составляют предмет административного права.

Предмет административного права - общественные отношения, возникающие, как правило, на основе власти и подчинения, в рамках управленческой деятельности между субъектами исполнительной власти, с одной стороны, а с другой стороны, ими же или гражданами, государственными (негосударственными) предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, профсоюзами и другими субъектами права. Управленческие отношения, регулируемые административным правом, многообразны. Так, в зависимости от особенностей участников выделяются следующие наиболее типичные их виды.

а) междусоподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на различном организационно-правовом уровне (например, вышестоящие и нижестоящие органы);

б) между несоподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на одинаковом организационно-правовом уровне (например, два министерства, администрация двух областей);

в) между субъектами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении (ведении) государственными объединениями (корпорации, концерны и пр.), предприятиями и учреждениями;

г) между субъектами исполнительной власти и не находящимися в их организационном подчинении (ведении) государственными объединениями, предприятиями и учреждениями (по вопросам финансового контроля, административного надзора и т.п.);

д) между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами системы местного самоуправления;

е) между субъектами исполнительной власти и негосударственными хозяйственными и социально-культурными объединениями, предприятиями и • учреждениями (коммерческие структуры и т.п.);

ж) между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями; з) между субъектами исполнительной власти и гражданами.

Административное право - отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти (в более широком понимании - в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности).

Система административного права и его принципы

Система административного права - это совокупность правовых норм административного права, объединенных в правовые институты. Нормы административного права по конкретному содержанию регулируемых ими общественных отношений подразделяются на нормы, регулирующие управленческие отношения общего характера, т.е. общие для всего управления эти нормы составляют первую (общую) часть, нормы, регулирующие общественные отношения в той или иной сфере или отрасли управления, они составляют вторую (особенную) часть, и нормы, регулирующие общественные отношения в сфере административно-юрисдикционной деятельности, составляющие третью часть).

Принципы административного права, т.е. основополагающие идеи, требования, выражающие сущность административного права. К числу основных принципов относятся:

демократизм нормотворчества и реализации права

равенство граждан перед законом и правоприменителем

взаимная ответственность государства и личности

федерализм

гуманизм

законность

Источники административного права

Источники административного права - это конкретные формы его выражения. Нормы административного права содержатся в различных по своему характеру и значению юридических актах.

Источниками административного права являются акты государственных органов (законы и подзаконные акты), в которых содержатся нормы административного права. Характерным для отрасли административного права является наличие множества источников юридических норм.

К источникам административного права относятся:

законы (Конституция Российской Федерации и конституции республик в составе России, конституционные законы, кодексы, федеральные законы)

постановления Государственной Думы и постановления Совета Федерации

акты (законы, решения, постановления) представительных органов субъектов федерации

Понятие, структура и виды административно-правовых норм

Норма административного права, как и норма любой другой отрасли права, представляет собой правило общего характера, определенную меру (масштаб) должного или возможного поведения, установленную государством и охраняемую специальными государственными средствами.

Административно-правовая норма - это норма права, регулирующая общественные отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в иных областях государственной деятельности.

Виды административно-правовых норм:

материальные и процессуальные

обязывающие, уполномочивающие, запретительные и поощрительные

общероссийские, территориальные, межтерриториальные и местные

срочные и бессрочные

Элементами (составными частями) административно-правовых отношений являются: субъекты, объекты и юридические факты.

Субъектом административно-правового отношения называется тот, кто наделен административными правами и обязанностями. Субъектами административно-правовых отношений являются:

граждане России

иностранные граждане и лица без гражданства

государственные органы, их структурные подразделения, предприятия, учреждения и иные государственные организации

общественные (негосударственные) объединения

служащие государственных органов и организаций, служащие общественных (негосударственных) объединений

представители общественных формирований, наделенные административными обязанностями и правами

Объект административно-правового отношения - это то, по поводу чего возникает правоотношение -действие, поведение субъекта права.

Юридические факты являются основанием возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений, т.е. это такие факты, с наличием которых законодатель связывает возникновение, изменение и прекращение правовых отношений.

По соотношению прав и обязанностей участников административно-правовые отношения делятся на две группы :

1 ) отношения, в которых один из участников подчинен другому (вертикальные правоотношения);

2) отношения, участники которых не находятся в подчинении друг у друга (горизонтальные правоотношения).

Наука административного права исследует:

правовое положение граждан (физических лиц) в сфере государственного управления;

правовой статус органов государственного управления;

правовое положение негосударственных объединений в сфере управления, предприятий, учреждений, организаций, юридических лиц;

административно-правовой статус государственных и общественных служащих;

правовые формы и методы управления;

способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении;

административный процесс и его виды;

системы общего, отраслевого и межтерриториального управления и регулирование управления в указанныхсистемах нормами административного права;

административно-юррисдикционную деятельность государства.


4. Понятие и виды источников административного права.

Источник административного права - это внешняя форма выражения административно-правовых норм. Таковыми являются юридические акты государственных органов, содержащие нормы административного права, т.е. нормативные акты. Во избежание путаницы в дальнейшем, следует вспомнить из курса теории государства и права что понимается под нормативным актом. Нормативный акт - это официальный письменный документ, принимаемый уполномоченным органом государства, который устанавливает, изменяет или отменяет нормы права.

В отличие от правовых актов индивидуального значения (приговор суда, постановление, приказ о наложении взыскания, поощрения), предписания нормативных актов носят более или менее общий характер, направленный на регулирования определенного вида общественных отношений и применяются они неоднократно.

Индивидуальные акты, в отличии от нормативных, - акты однократного применения. Индивидуальные акты иногда называют правоприменительными, поскольку они всегда заключаются в применении какого-либо нормативно-правового акта в данной конкретной ситуации.

Следуя данному нами определению источника административного права, следует особо подчеркнуть, что индивидуальные акты источником права являться не могут!

Нормативные акты (а значит и источники права) классифицируются по различным признакам. Наиболее значимой для нас будет являться их классификация по юридической силе. По юридической силе источники административного права можно разделить на две группы: 1. Законы; 2. Подзаконные акты. В свою очередь законы и подзаконные акты можно также классифицировать по юридической силе, выстроив своего рода цепочку иерархии правовых норм. Довольно условно такая классификация может выглядеть следующим образом:


1) Источники административного права, имеющие силу закона:

а) Международные правовые акты, ратифицированные РФ;

б) Конституция РФ;

в) Федеральные конституционные законы;

г) Кодексы РФ;

д) Федеральные Законы;

е) Всевозможные Уставы, Положения и т. д., имеющие силу закона;

ж) Законы субъектов РФ.


2) Источники административного права - подзаконные акты:

а) Нормативные указы Президента РФ;

б) Нормативные Постановления Правительства РФ;

в) Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (приказы, инструкции и т.д.);

г) Нормативные акты органов исполнительной власти субъектов федерации (постановления Правительства, глав администраций субъектов федерации и т.д.);

д) Нормативные акты органов местного самоуправления (в случае наделения их государственно-властными полномочиями в соответствии со ст. 132 Конституции РФ);

е) Нормативные акты руководителей государственных предприятий, учреждений, организаций.

Таким образом, приказы, и иные нормативно-правовые акты руководителей государственных предприятий, учреждений, организаций являются низовым звеном, на уровне которого могут издаваться источники административного права. На более низких ступенях уполномоченными должностными лицами могут издаваться лишь индивидуальные правовые акты управления, которые источниками административного права не являются.

Следует также отметить, что не все нормативно-правовые акты являются источниками административного права, а только те из них, которые хотя бы одной нормой в них содержащейся, регулируют хотя бы одно административно-правовое отношение.

Как нами уже отмечено, административное право регулирует широкий круг правоотношений. Из этого следует то, что подавляющее большинство нормативно-правовых актов из приведенной нами классификации являются источниками административного права, поскольку содержат в себе одну или более норм административного права.

Каждая норма административного права имеет свое внешнее выражение. Юриспруденции известны три внешней формы выражения правовых актов управления: устная, письменная и путем конклюдентных (обоюдопонятных) действий. Устная форма не присуща нормативно-правовым актам управления, ввиду невозможности ее выявления для неоднократного их применения, на которое нормативно-правовые акты и рассчитаны. Две остальные формы выражения для норм административного права приемлимы.