два уровня публичной власти ‑ государственной власть и муниципальная власть (местное самоуправление). Основными признаками государственной власти являются публичность, суверенитет, монополия на нормотворчество, монополия на легальное использование принуждения, моноцентричность, территориальная ограниченность. Местное самоуправление представляет собой децентрализованную форму организации территориальной публичной власти, которая обеспечивает решение вопросов местного значения и исполнение нормативных актов органов государственной власти в пределах территории отдельных поселений самим населением либо образуемыми им органами. Будучи формой публичной власти, муниципальная власть отличается от государственной следующими признаками: отсутствием суверенитета, подзаконностью и подконтрольностью государству (государство определяет объем полномочий органов местного самоуправления, контролирует исполнение полномочий, переданных им на местный уровень).
Местное самоуправление в России проделало сложный и противоречивый путь развития. Его роль и значение в различные периоды истории неоднократно менялись, в связи с чем менялась и система взаимоотношений местного самоуправления и государственной власти. Конституцией России 1993 года было провозглашен принцип независимости местного самоуправления и невключения его в систему органов государственной власти. В 2003 году с принятием закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» начался новый этап преобразований. Сегодня процесс реформирования системы местного самоуправления вступил в решающую стадию: с 2009 года Закон действует во всех субъектах Федерации без исключения.
Во взаимодействии государственной власти и местного самоуправления мы выделяем две стороны – социально-экономическую и политико-правовую (данная классификация предложена Т. Р. Гарром и Д. Кингом). Социально-экономическая сторона взаимодействия определяется налоговой и бюджетной политикой государства, возможностью органов местного самоуправления самостоятельно мобилизовать и использовать экономические ресурсы для выполнения своих функций, а также степенью финансовой зависимости от государства и подконтрольности в распоряжении ресурсами. Политико-правовая сторона включает в себя правовой элемент – институциональное регулирование местного самоуправления и его отношений с органами государственной власти и политическую составляющую – реальную практику взаимодействия между органами местного самоуправления и государственной власти.
Анализируя первые результаты муниципальной реформы, автор диссертации констатирует, что заложенный в Конституции Российской Федерации принцип самостоятельности органов местного самоуправления не был реализован в практике муниципальной реформы по причине значительного усиления позиций субъектов Федерации, а отсутствие навыков самоуправления во вновь образованных муниципальных образованиях закрепляет их зависимость от региональной власти.
проблемы судебной защиты местного самоуправления. Как свидетельствует практика, в судейском сообществе отсутствует понимание принципиальных отличий местного самоуправления от государства, и, как следствие, не адекватно фиксируется сфера нарушений прав местного самоуправления. Это приводит к тому, что многие судебные решения основываются не на нормах муниципального права, а на политических предпочтениях, при этом субъект Федерации и находящиеся на его территории муниципальные образования, фактически, рассматриваются как единый публично-правовой и хозяйственный механизм.
Специальное внимание в исследовании уделено вопросу о влиянии региональных властей на органы местного самоуправления через партийные структуры и межмуниципальные ассоциации, которое существенно усилилось в последние годы. Анализируя региональную политическую практику, диссертант приходит к выводу о том, что в условиях формирования в стране системы с явным доминированием одной политической партии («партии власти») значительно возрастает риск зависимости органов местного самоуправления от государственных органов власти. Этот риск усиливается и в связи с тем обстоятельством, что в настоящее время закон обязывает муниципальные образования входить в региональные советы, которые дают государству возможность усилить свое влияние на органы местного самоуправления ‑ как в плане сотрудничества, так и в плане контроля. В диссертации показано, что власти субъектов федерации могут контролировать муниципалитеты через партийные организации, а также через широкий спектр неформальных практик, сложившихся в отношениях между представителями региональных и местных органов власти.
Реформа налогового законодательства оставила за муниципалитетами только два местных налога – налог на землю и налог на имущество физических лиц, которые не могут обеспечить расходные обязательства местного самоуправления даже в городах, а на уровне большинства мелких сельских поселений наполняют бюджеты максимум на 8 –10%. При этом в регионах по-прежнему сохраняется практика недофинансирования передаваемых государственных полномочий.
Контроль над местным самоуправлением передается в основном на уровень федерального законодательства, которое теперь детально регулирует организацию местного самоуправления, его финансирование, полномочия и предметы ведения. Вместе с тем, автор диссертации указывает, что изменения в законодательстве остро ставят вопрос о конституционности, и особенно эффективности проводимых преобразований.
для создания эффективной модели взаимодействия государства и местного самоуправления, контроль государственных органов в определенных случаях возможен и необходим. Однако его средства должны применяться лишь в случае нарушения закона, а не использоваться для подчинения муниципальных властей политике, проводимой государством (регионом), поскольку в этой ситуации они не смогут эффективно выражать интересы местного сообщества.
Другие работы по теме:
Муниципальное самоуправление
Понятие муниципального права РФ. Муниципально – правовые отношения. Понятие местного самоуправления. Право граждан Российской Федерации на осуществление местного самоуправления. Правовые (законодательные) основы местного самоуправления в РФ.
Местное самоуправление 15
Местное самоуправление Местное самоуправление — система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории.[1]
Тема Кол-во страниц
История становления социального государства в дореволюционной России и его концепция
Муниципальное управление в Российской Федерации
1. Основы осуществления местного самоуправления в РФ. Муниципальное управление в РФ строится на основе Конституции РФ и нормативно правовых актов, регламентирующих построение структуры муниципальных органов и их компетенции, а также распределение государственных финансовых фондов и иных ресурсов между органами государственной власти и муниципального управления. «Термины "муниципальный" и "местный" и словосочетания с этими терминами применяются в отношении органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, объектов собственности и других объектов, целевое назначение которых связано с осуществлением функций местного самоуправления, а также в иных случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации.»
Ньюфаундленд доминион
Ньюфаундленд — британский доминион на территории нынешней провинции Канады Ньюфаундленд и Лабрадор. Существовал с 1907 по 1934 год. В 1855 году остров Ньюфаундленд получил право на местное самоуправление. Отсутствие сколь-либо значительных экономических и культурных связей Ньюфаундленда с другими британскими колониями в Северной Америке не способствовало укреплению и политического союза с ними.
Буйнакск
Введение 1 Исторический очерк 1.1 Основание крепости 1.2 Темир-Хан Шура до 1917 года 1.3 XX век 2 Население 3 Статистические данные 4 Местное самоуправление
Алексеев, Борис Алексеевич
Введение 1 Биография 2 Работы 3 Награды и звания Список литературы Введение Алексеев Борис Алексеевич (27 апреля 1911, Байсубаково, Чебоксарский уезд, Казанская губерния, Российская империя — 3 мая 1973, Чебоксары) — чувашский советский актёр, народный артист СССР (1969).
Британская Западная Африка
Британская Западная Африка была обобщенным названием британских колоний в Западной Африке во время колониального периода, как в общем географическом смысле, так и, более определенно, в виде формальной колониальной административной единицы. Соединенное Королевство колонизировало эти территории в течение периода с конца 1780-х до 1960-х.
Принципы местного самоуправления 4
1. Принципы местного самоуправления Местное самоуправление основано на ряде принципов. Принципы местного самоуправления — это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, закрепленные в нормах права
Местное самоуправление 14
Глава 1. Общие положения Статья 1. Местное самоуправление 1. Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
Понятие местного самоуправления
Содержание 1 Местное самоуправление 3 1.1 Понятие местного самоуправления 3 1.2 Компетенция местного самоуправления 6 1.3 Формы решения местных вопросов 6
Система муниципального права
Муниципальное право как отрасль права имеет свою систему, в которой выделяются комплексы однородных норм, регулирующих определенные группы общественных отношений, входящих в его предмет.
Цель муниципального управления
Каждое государство заинтересовано в таких способах формирования и деятельности местной власти, которые отвечали бы его политике и поддерживались населением. Именно местное самоуправление призвано обеспечить достижение этих целей.
Характеристика правомочий местного самоуправления
Гарантии правомочий местного самоуправления, его правовая защита. Механизм действительной способности реализации права на местное самоуправление. Значение утверждения конституционной модели российской государственности и развития законодательной базы.
Организация местного самоуправления
Содержание: Введение 3 стр. 1.Происхождение теорий местного самоуправлени. 3 стр. 2.Понтие местного самоуправлени в РФ 5 стр. 3.Принципы местного самоуправлени 6 стр.
Административное право 5
Вопросы к зачету по дисциплине «Муниципальное право России» Понятие и предмет муниципального права. Метод муниципального права. Муниципально-правовые нормы.
Нормативные основы местного самоуправления
План: Введение………………………………………………………….3 1.Источники муниципального права……………………………4 2. Специфика муниципально-правовых норм………………….9 Заключение………………………………………………………..12
Принципы местного самоуправления
Сущность понятия "местное самоуправление". Положительная и негативная ответственность. Признаваемая и гарантируемая Конституцией активность. Сущность понятия "самостоятельное решение". Местный референдум как универсальная форма прямого волеизъявления.
Билеты по Истории 1 курс МТЭТ РГТЭУ
Правление Павла 1. Внутренняя политика Правление Павла 1. Внешняя политика. Первые преобразования Александра 1. (1801-1803) Преобразовательная деятельность Сперанского.
Местное самоуправление
Характеристика общих принципов организации местного самоуправления. Самостоятельность местного самоуправления. Выборность, гласность в деятельности органов местного самоуправления как одно из основных условий осуществления демократических выборов.
Саратовская область 2
Саратовская область Дата образования Саратовской области – 10 января 1934 г. Центр – г. Саратов (836,1 тыс. жителей на 1 января 2008 г.), основан в 1590 г. Расстояние от Москвы до Саратова 858 км. Регион входит в Приволжский Федеральный округ.
Муниципальное право
От студента *** группы Amsterdamn Alex Реферат на тему: Основы местного самоуправления. Практика самоуправления имеет глубокие корни в человеческой истории. Она имела место и в Древнем мире, и в обществе нового времени, в жизни самых разных народов и государств. Идея территориального самоуправления, зародившись в глубокой древности, получила затем глубокую научную и литературную разработку в политических сочинениях самых разных направлений: утопических, либеральных, марксистских, социал-демократических.