Реферат: Понятие юридического лица реорганизация и ликвидация - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Понятие юридического лица реорганизация и ликвидация

Рефераты по государству и праву » Понятие юридического лица реорганизация и ликвидация

Министерство образования и науки

Федеральное агентство по образованию

Филиал ГОУВПО «Санкт-Петербургский государственный

инженерно-экономический университет» в г. Вологда

Кафедра общеобразовательных и специальных дисциплин


Дисциплина: хозяйственное право


Контрольная работа.

Вариант 9


Выполнила: студентка

Соколова Вера Геннадьевна


Курс 5

Группа М-5

Проверила: Шамонин Д. Н.


Вологда

2010


Содержание


1. Понятие юридического лица. Реорганизация и ликвидация юридического лица……………………………………………………………………………….3

2. Особенности судопроизводства по делам о банкротстве. Процедуры банкротства……………………………………………………………………….9

3. Ситуация………………………………………………………………………31

Список литературы……………………………………………………………...32


1. Понятие юридического лица. Реорганизация и ликвидация юридического лица.


Самостоятельными участниками предпринимательских отношений являются специально созданные организации - юридические лица.

В соответствии со ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации, дающей понятие юридического лица, таким лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. Следовательно, юридическое лицо должно обладать признаками, совокупность которых позволяет признать организацию самостоятельным объектом гражданских правоотношений. К числу таких признаков относятся: организационное единство; имущественная обособленность; самостоятельная имущественная ответственность; выступление в гражданском обороте и при разрешении споров в судах от своего имени.

Понятие юридического лица предусматривает признак организационного единства - это внутренняя структура организации, которая выражается в наличии у нее органов управления, иных подразделений, создаваемых для выполнения стоящих перед ней целей и задач.

Согласно ст.52 ГК РФ юридическое лицо действует на основании устава (акционерные общества), либо учредительного договора и устава (общество с ограниченной ответственностью), либо только учредительного договора (хозяйственные товарищества). В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида (это характерно для многих государственных и муниципальных учреждений).

Имущественная обособленность подразумевает, что имущество организации обособленно (отделено) от имущества ее учредителей (участников). Свое конкретное выражение имущественная обособленность находит в самостоятельном балансе.

Под имуществом юридического лица следует понимать вещи в гражданско-правовом смысле - движимое и недвижимое имущество, деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, включая исключительные права на них (интеллектуальная собственность). К имуществу юридического лица относятся также плоды, продукция и доходы, полученные в результате правомерного использования им своего имущества.

Юридическое лицо несет бремя содержания своего имущества (ст. 210 ГК РФ). Данные обязанности связываются с необходимостью несения расходов по поддержанию имущества в надлежащем состоянии (проведению текущего и капитального ремонта зданий, сооружений и т.п.), уплате предусмотренных законом налогов, внесению различного рода сборов и платежей в государственные и муниципальные фонды и т.д. В свою очередь, имущество учредителей (участников) юридического лица существует в самостоятельном правовом режиме отдельно от имущества организации и не связано с ним.

Еще один существенный признак, который включает в себя понятие юридического лица - самостоятельная имущественная ответственность, т.е. организация, считающаяся юридическим лицом, отвечает по своим обязательствам принадлежащим ей имуществом. Единственное исключение из данного правила сделано в отношении учреждений, имущественная ответственность которых ограничивается лишь находящимися в их распоряжении денежными средствами.

По общему правилу учредители и участники не отвечают по долгам юридического лица. В случаях, установленных законом, при недостаточности имущества юридического лица субсидиарная (дополнительная) ответственность может быть возложена на иных лиц (например, в некоторых случаях банкротства юридических лиц - на полных товарищей и собственников имущества учреждений и казенных предприятий).

Понятие юридического лица определяет, что юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. В этом заключается правоспособность юридического лица.

Содержание и объем правоспособности понятие юридического лица определяет с помощью двух критериев: цели деятельности и вида деятельности. Наличие цели деятельности, предусматриваемой в учредительных документах, является обязательным условием существования каждого юридического лица. При этом в понятие цели деятельности юридического лица вкладывается весьма широкий смысл - получение или неполучение прибыли в процессе своей деятельности.

В зависимости от целей создания и деятельности различаются коммерческие и некоммерческие организации. Коммерческими называются такие юридические лица, целью которых является извлечение прибыли путем осуществления любой, не запрещенной законом деятельности. Некоммерческими называются организации, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели и не распределяют полученную прибыль между участниками.

По видам деятельности различаются две категории юридических лиц. Одни из них вправе заниматься любыми видами деятельности, не запрещенными законом, и соответственно иметь все гражданские права и нести обязанности, предусмотренные законом и иными нормативными актами. Такие юридические лица обладают общей правоспособностью.

Другие юридические лица вправе заниматься только теми видами деятельности, которые указаны в их учредительных документах и соответствуют целям их создания. Гражданские права и обязанности таких юридических лиц должны соответствовать их уставной деятельности, а их правоспособность - иметь специальный характер (специальную правоспособность).

В первую категорию входят все коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и других видов организаций, предусмотренных законом. К числу таких организаций относятся, например, банки и организации, занимающиеся страхованием.

Во вторую категорию входят все некоммерческие организации, а также коммерческие организации, исключенные из числа организаций, имеющих общую правоспособность.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании лицензии - специального разрешения органов, уполномоченных на ведение лицензирования. Действие данной правовой нормы распространяется на юридические лица общей и специальной правоспособности.

Правоспособность юридического лица возникает в момент ее создания и прекращается в момент завершения ее ликвидации. Юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Решение об ограничении прав может быть обжаловано юридическим лицом в суд.

Понятие юридического лица предусматривает, что юридическое лицо как субъект гражданского права обладает также и дееспособностью, которая возникает одновременно с правоспособностью.

Порядок образования юридических лиц осуществляется в соответствии с действующим гражданским законодательством и состоит из нескольких этапов.

Вынесение решения о создании соответствующей организации зависит от способа образования юридических лиц. В некоторых случаях для создания юридических лиц требуется специальное предписание компетентного органа.

В основе добровольного порядка возникновения юридических лиц лежит решение, принятое коллективом будущих членов создаваемой организации. Добровольный порядок образования юридических лиц дифференцируется на две правовые группы: разрешительный и нормативно-явочный.

При разрешительном порядке решение учредителей о создании юридического лица вступает в силу после того, как оно будет санкционировано управомоченным на то органом.

При нормативно-явочном порядке образования юридического лица решение учредителей не нуждается в чьем-либо утверждении, а соответствующий орган ограничивается проверкой соблюдения учредителями тех содержащихся в законе требований, которым должна удовлетворять создаваемая организация.

После того как решение о создании юридического лица принято в установленном порядке, разрабатываются устав и другие учредительные документы, назначаются или избираются органы и формируется имущественная база.

Последней, завершающей, стадией в процедуре создания юридического лица является его государственная регистрация.

Деятельность юридического лица прекращается посредством его реорганизации или ликвидации. Реорганизация юридического лица ведет к прекращению самостоятельного существования организации без полной ликвидации ее дел и имущества. Реорганизация осуществляется путем разделения предприятия или организации и создания на их основе нескольких юридических лиц; слияния нескольких юридических лиц в одно; присоединения одного юридического лица к другому; преобразования одного юридического лица в другое; выделения из состава предприятия одного или нескольких юридических лиц.

Реорганизация юридического лица может быть осуществлена добровольно по решению учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, либо принудительно по решению уполномоченного государственного органа или по решению суда в форме его разделения или выделения в случаях, прямо определенных в законе.

Ликвидация отличается от реорганизации тем, что она влечет за собой прекращение правового статуса юридического лица без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.


2. Особенности судопроизводства по делам о банкротстве. Процедуры банкротства.


Особенности судопроизводства по делам о банкротстве.

Дела о несостоятельности относятся к делам особого производства. В них нет спора о праве. Условием возбуждения дела является невозможность получить от должника причитающиеся платежи при наличии предусмотренных признаков банкротства. Защита интересов заявителей осуществляется путем установления юридического факта - признания должника банкротом.

Реализация субъективных прав кредиторов зависит от установления факта несостоятельности. В случае признания должника банкротом открывается конкурсное производство, в ходе которого требования кредиторов удовлетворяются особым образом. При отказе в признании должника банкротом требования кредиторов удовлетворяются в рамках исполнительного производства в общем порядке.

Отнесение дел о несостоятельности к делам особого производства подтверждается и практикой Конституционного Суда. В частности, в Постановлении от 12 марта 2001 г. N 4-П указано, что в делах о несостоятельности (банкротстве) арбитражные суды устанавливают юридический факт неплатежеспособности должника, что влечет возникновение обязательств должника по платежам своим кредиторам, требования по которым удовлетворяются по особым правилам конкурсного производства. В случаях же признания должника платежеспособным эти требования удовлетворяются в исковом порядке.

В то же время в рамках дела о несостоятельности суд рассматривает как гражданско-правовые споры (например, споры в связи с установлением размера требований кредиторов в соответствии со ст. 71 Закона о банкротстве), так и административно-правовые (например, обжалование действий арбитражных управляющих в соответствии со ст. 60 Закона о банкротстве). Подобная ситуация не изменяет цели процесса о несостоятельности - установления юридического факта неплатежеспособности. В связи с указанным обстоятельством можно говорить о подчинении указанных споров логике дела о банкротстве. Можно согласиться с мнением, что рассмотрение гражданско-правовых и административно-правовых споров в рамках дел о несостоятельности обусловлено исключительно практическими удобствами и не меняет природы этих дел как дел особого производства.

В соответствии с АПК РФ дела о несостоятельности выделены в отдельную категорию дел (ст. 33). В гл. 28 АПК предусмотрены общие положения о рассмотрении дел о банкротстве (ст. ст. 223-225). В ст. 223 АПК установлено, что дела о несостоятельности рассматриваются по правилам, предусмотренным АПК с особенностями, установленными специальными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства). Аналогичная норма предусмотрена и в ст. 32 Закона о банкротстве, согласно которой дела о банкротстве юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными Законом о банкротстве.

В Российской Федерации существует три вида судов, рассматривающих споры с участием юридических лиц: суды общей юрисдикции, арбитражные суды и третейские суды.

Применительно к делам о банкротстве установлена исключительная их подведомственность арбитражному суду. При этом дело о банкротстве не может быть передано на рассмотрение третейского суда. Нормы, определяющие исключительную подведомственность дел о банкротстве, содержатся как в АПК (ст. 233 Кодекса), так и в Законе о банкротстве (ст. 33). В соответствии с разъяснениями ВАС РФ дело о банкротстве подлежит рассмотрению в арбитражном суде, в том числе и когда заявитель является иностранной организацией, организацией с иностранными инвестициями, а также физическим лицом, в том числе иностранным гражданином (п. 7 Обзора практики применения арбитражными судами законодательства о несостоятельности (банкротстве), утв. Письмом ВАС РФ от 25 апреля 1995 г. N С1-7/ОП-237).

Подсудность дел о банкротстве определена ст. 224 АПК и ст. 33 Закона о банкротстве: указанные дела рассматриваются арбитражным судом по месту нахождения должника - юридического лица и по месту жительства должника - гражданина. Подсудность дел о несостоятельности не может быть изменена соглашением сторон.

Участники арбитражного процесса делятся на лиц, участвующих в деле, и иных участников процесса. К лицам, участвующим в деле, относятся: стороны; заявители и заинтересованные лица - по делам особого производства, по делам о несостоятельности (банкротстве) и в иных предусмотренных АПК РФ случаях; третьи лица; прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обратившиеся в арбитражный суд в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В определении участников процесса по делу о банкротстве имеется своя специфика, которая носит, прежде всего, терминологический характер. В соответствии со ст. ст. 34, 35 Закона о банкротстве различаются лица, участвующие в деле о банкротстве, и лица, участвующие в арбитражном процессе по делу о банкротстве.

К лицам, участвующим в деле о банкротстве относятся:

- должник;

- арбитражный управляющий;

- кредиторы (конкурсные кредиторы, уполномоченные органы);

- федеральные органы государственной власти, органы власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления;

- лицо, предоставившее обеспечение при проведении финансового оздоровления.

К лицам, участвующим в деле о банкротстве, относятся также ликвидатор (ликвидационная комиссия) (п. 2 ст. 224 Закона о банкротстве) и собственник имущества должника - унитарного предприятия или участник (учредитель) (п. 3 ст. 224 Закона о банкротстве). При банкротстве кредитных организаций к лицам, участвующим в деле, относится Центральный Банк Российской Федерации в случае возбуждения дела о банкротстве по его заявлению (ст. 37 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций") (с изменениями и дополнениями по состоянию на 21 марта 2002 г.).

Лица, участвующие в деле о банкротстве, имеют права, предусмотренные ст. 41 АПК и специальными нормами Закона о банкротстве (например, об арбитражных управляющих).

К лицам, участвующим в арбитражном процессе по делу о банкротстве, относятся:

- представитель работников должника;

- представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия;

- представитель учредителей (участников) должника;

- представитель собрания кредиторов или представитель комитета кредиторов;

- иные лица в случаях, предусмотренных АПК РФ и Законом о банкротстве (к этим лицам относятся, например, свидетели, эксперты, переводчики, представители, помощник судьи, секретарь судебного заседания);

- Центральный Банк Российской Федерации, если заявление о банкротстве кредитной организации направлено в суд не им, а иным лицом (ст. 38 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций");

- орган по надзору за страховой деятельностью при рассмотрении дела о банкротстве страховой организации (п. 1 ст. 183 Закона о банкротстве). В настоящее время таким органом является Федеральная служба страхового надзора, созданная в соответствии с Указом Президента от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (ранее функции страхового надзора осуществлял Минфин РФ в соответствии с подп. 31 п. 6 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. N 273*(9)).

Полномочия лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, определяются нормами АПК и Закона о банкротстве. Например, полномочия представителя работников должника определены ст. 2, п. 1 ст. 12, п. 11 ст. 16 Закона о банкротстве.

В соответствии с АПК представителями организаций в арбитражном суде могут выступать руководители организаций, действующие в пределах полномочий, предусмотренных федеральным законом, иным нормативным правовым актом, учредительными документами, или лица, состоящие в штате указанных организаций, либо адвокаты (п. 5 ст. 59 АПК). В Законе о банкротстве содержится иной подход к определению представителей организаций: представителем может быть любое лицо, имеющее надлежащим образом оформленную доверенность (ст. 36 Закона о банкротстве). В процессе о банкротстве применению подлежит норма Закона о банкротстве как норма специального закона.

Применительно к делу о банкротстве могут быть выделены следующие стадии процесса:

1. Возбуждение дела о банкротстве.

2. Подготовка дела о банкротстве к судебному разбирательству.

3. Судебное разбирательство дела о банкротстве.

4. Обжалование и пересмотр судебных актов по делу о банкротстве (апелляционное обжалование, кассационное обжалование, пересмотр судебных актов в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам).

5. Исполнение судебных актов.

Первая стадия процесса банкротства - это возбуждение дела о банкротстве.

Она начинается с подачи заявления о признании должника банкротом.

Указанное заявление является единственным основанием для возбуждения дела о банкротстве. В соответствии со ст. 7 Закона о банкротстве правом на обращение в суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор и уполномоченный орган. Суд по собственной инициативе не может инициировать дело о банкротстве.

В соответствии с п. 14 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" функции по представлению интересов Российской Федерации перед кредиторами в процедурах банкротства переданы Федеральной налоговой службе (ФНС). ФНС представляет интересы Российской Федерации, вытекающие как из требований об уплате обязательных платежей, так и требований по денежным обязательствам (ранее, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2003 г. N 100 "Об уполномоченном органе в делах о банкротстве и в процедурах банкротства и регулирующем органе, осуществляющем контроль за саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих", уполномоченным органом, представляющим в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, являлась Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО России), упраздненная Указом Президента РФ от 9 марта 2004 N 314).

Нормативными актами субъектов Российской Федерации устанавливаются уполномоченные органы по требованиям субъектов Российской Федерации по денежным обязательствам (Постановление Правительства Москвы от 28 октября 2003 г. N 910-ПП "Об утверждении Положения о Комитете города Москвы по делам о несостоятельности (банкротстве)").

Заявление о признании должника банкротом может быть подано в арбитражный суд и иными лицами в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве. В частности, ликвидационной комиссией (п. 2 ст. 224 Закона о банкротстве), собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителем (участником) должника (п. 3 ст. 224 Закона о банкротстве). При банкротстве кредитных организаций правом на обращение обладает Центральный Банк РФ (ст. 35 Закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций").

Заявление о признании должника банкротом - самостоятельное средство правовой защиты интереса заявителя и его нельзя путать с исковым заявлением, выступающим средством правовой защиты в делах искового производства. В качестве самостоятельного документа заявление о признании должника банкротом особо выделено в п. 4 ст. 4 АПК.

В связи с неисполнением должником денежных обязательств с заявлением о признании банкротом вправе обращаться должник, конкурсный кредитор, уполномоченный орган. В связи с неисполнением обязанности по уплате обязательных платежей в суд вправе обращаться должник и уполномоченный орган.

В Законе о банкротстве выделяются особенности заявлений в зависимости от подающего их субъекта. Различаются заявления должника (ст. ст. 37, 38 Закона о банкротстве), конкурсного кредитора (ст. 39, 40 Закона о банкротстве), уполномоченного органа (ст. 41 Закона о банкротстве).

После поступления заявления в суд судья единолично принимает одно из следующих решений:

- о принятии заявления;

- об отказе в принятии;

- о возврате заявления.

Принятие заявления осуществляется в течение пяти дней со дня его поступления в суд и оформляется определением суда.

Заявление принимается при наличии внешних признаков банкротства, установленных п. 2 ст. 33 Закона о банкротстве: по сумме (требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее 100 000 руб., а к должнику-гражданину не менее 10 000 руб.) и по сроку (указанные требования не погашены в течение трех месяцев).

Применительно к отдельным категориям должников внешние признаки банкротства могут быть иными. Так, заявление о признании банкротом естественной монополии топливно-энергетического комплекса принимается арбитражным судом, если требования к организации-должнику в совокупности составляют не менее 50 000 МРОТ и указанные требования не погашены в течение шести месяцев (ст. 6 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса").

При принятии заявления судья определяет саморегулируемую организацию, из состава которой назначается арбитражный управляющий, а также назначает дату судебного заседания, на котором должны быть рассмотрены обоснования требований заявителя к должнику для решения вопроса о введении наблюдения.

В случае, если дело возбуждается по заявлению должника, с даты принятия заявления к производству у должника - юридического лица автоматически вводится наблюдение. В данном случае о введении наблюдения указывается в определении о принятии заявления.

На стадии возбуждения дела о банкротстве решаются вопросы принятия мер по обеспечению заявления о признании должника банкротом. Возможность принятия обеспечительных мер на данной стадии является еще одной из особенностей процесса по делу о банкротстве (в соответствии с общими нормами АПК решение о принятии обеспечительных мер принимается судом в рамках следующей стадии производства по делу - подготовке дела к судебному разбирательству (пп. 4 п. 1 ст. 135 АПК)).

В действующую редакцию АПК не вошли нормы старого Кодекса, предусматривающие возможность отказа от принятия поданного в суд заявления. Исключение этих норм из АПК было обусловлено тем, что, по сути, отказ в принятии заявления означает отказ в предоставлении судебной защиты, что противоречит ст. 46 Конституции РФ, гарантирующей каждому возможность судебной защиты его прав и свобод. При соответствии заявления предъявляемым законом требованиям, дело должно быть возбуждено и принято к рассмотрению. При этом у суда сохраняется возможность прекращения производства по возбужденному делу при наличии соответствующих оснований, предусмотренных ст. 150 АПК.

Несмотря на исключение этих норм из АПК, в Законе о банкротстве аналогичные нормы сохранились. В соответствии со ст. 43 Закона о банкротстве судья отказывает в принятии заявления о признании должника банкротом при отсутствии внешних признаков банкротства и в случае подачи заявления о признании должника банкротом, в отношении которого арбитражным судом возбуждено дело о банкротстве и введена одна из процедур банкротства. Иных оснований для отказа в принятии заявления не имеется.

Отказ в принятии заявления оформляется соответствующим определением суда.

Предусмотренные ст. 44 Закона о банкротстве основания для возвращения заявления соответствуют установленным АПК основаниям для оставления заявления без движения (ст. 128 Кодекса). В свою очередь Закон о банкротстве не предусматривает оставление заявления без движения как самостоятельное процессуальное действие. Представляется, что помимо ст. 44 Закона о банкротстве подлежат применению нормы ст. 129 АПК, устанавливающие общие основания для возвращения заявления. Иными словами, возвращение заявления в соответствии с нормами Закона о банкротстве охватывает такие предусмотренные АПК действия, как оставление заявления без движения (ст. 128 Кодекса) и возвращение заявления (ст. 129 Кодекса).

Подготовка дела к судебному разбирательству - вторая стадия производства по делу о банкротстве

Правовое регулирование данной стадии осуществляется на основании ст.ст. 133-137 АПК с особенностями, установленными ст. 50 Закона о банкротстве.

О подготовке дела судья единолично выносит соответствующее определение в соответствии со ст. 133 АПК.

При подготовке дела о банкротстве судья должен совершить следующие действия: провести судебное заседание по проверке обоснованности требований заявителя к должнику; рассмотреть заявления, жалобы и ходатайства лиц, участвующих в деле о банкротстве; установить обоснованность требований кредиторов в порядке, определенном ст. 71 Закона о банкротстве. Кроме того, судья по ходатайству лиц, участвующих в деле о банкротстве, может назначить экспертизу в целях выявления признаков фиктивного или преднамеренного банкротства, а также принять меры для примирения сторон.

В соответствии со ст. 134 АПК подготовка дела к судебному разбирательству должна быть завершена проведением предварительного судебного заседания в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления заявления в арбитражный суд. Однако в делах о банкротстве предварительное заседание не проводится.

После того, как суд принял заявление, у должника возникает право на предоставление отзыва должника, в котором он вправе указать все имеющиеся у него возражения относительно требований заявителя. Должник может реализовать свое право на предоставление отзыва в течение 10 дней со дня получения определения о принятии заявления конкурсного кредитора (уполномоченного органа) о признании должника банкротом. Отсутствие отзыва должника не препятствует дальнейшему рассмотрению дела о банкротстве.

После принятия заявления о банкротстве судья назначает дату рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику. Судебное заседание, которое проводится судьей единолично, должно быть назначено не ранее пятнадцати и не позднее тридцати дней с даты вынесения определения о принятии заявления.

По результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику арбитражный суд выносит одно из следующих определений:

- о признании требований заявителя обоснованными и введении наблюдения;

- об отказе во введении наблюдения и об оставлении заявления без рассмотрения;

- об отказе во введении наблюдения и о прекращении производства по делу о банкротстве.

Определение о введении наблюдения выносится в случае, если у должника имеются внешние признаки банкротства. Определение об отказе во введении наблюдения и об оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения выносится в случае, если арбитражный суд признал требование лица, обратившегося с заявлением о признании должника банкротом, необоснованным или установил отсутствие у должника внешних признаков банкротства, при условии, что имеется заявление иного кредитора.

Арбитражный суд выносит определение об отказе во введении наблюдения и о прекращении производства по делу о банкротстве при отсутствии заявлений иных кредиторов о признании должника банкротом в случае, если на дату заседания арбитражного суда по рассмотрению заявления о признании должника банкротом требование лица, обратившегося с таким заявлением, удовлетворено, или требование такого кредитора признано необоснованным, либо установлено отсутствие у должника внешних признаков банкротства.

В соответствии со ст. 137 АПК стадия подготовки дела к судебному разбирательству заканчивается вынесением определения о назначении дела к судебному разбирательству. В деле о банкротстве назначение судебного разбирательства производится определением о введении наблюдения (п. 2 ст. 67 Закона о банкротстве).

Судебное разбирательство - следующая, третья стадия процесса. Задача судебного разбирательства - рассмотрение дела по существу.

Рассмотрение дела о банкротстве осуществляется коллегиально тремя профессиональными судьями. Участие арбитражных заседателей не допускается.

Законом о банкротстве установлен максимальный срок рассмотрения дела о банкротстве - семь месяцев с даты поступления заявления в суд.

В рамках судебного разбирательства допускается совершение судом таких процессуальных действий, как приостановление дела, оставление заявления без рассмотрения и прекращение производства по делу. Общие основания для совершения указанных действий определяются нормами АПК РФ, а специальные - нормами Закона о банкротстве.

Судебное разбирательство заканчивается вынесением решения по существу. При этом суд принимает один из следующих актов:

- решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

- решение об отказе в признании должника банкротом;

- определение о введении финансового оздоровления;

- определение о введении внешнего управления;

- определение о прекращении производства по делу о банкротстве;

- определение об оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения;

- определение об утверждении мирового соглашения.

Все указанные судебные акты подлежат немедленному исполнению.

В соответствии с п. 1 ст. 207 Закона о банкротстве одновременно с вынесением определения о введении наблюдения в отношении гражданина арбитражный суд налагает арест на его имущество, за исключением имущества, на которое в соответствии с гражданским процессуальным законодательством не может быть обращено взыскание. Данное правило устанавливает дополнительные правовые последствия вынесения судебного акта в отношении граждан. В то же время приведенная норма вступает в противоречие с п. 2 ст. 27 Закона о банкротстве, согласно которому при рассмотрении дел о банкротстве граждан процедура наблюдения не применяется. Представляется, что в приведенном п. 1 ст. 207 Закона о банкротстве имеет место опечатка. Вместо "наблюдения" законодатель, очевидно, имел в виду "конкурсное производство". Подтверждением этому может служить норма старого Закона о банкротстве, согласно которой арест является последствием введения в отношении гражданина именно конкурсного производства (ст. 157 Закона о банкротстве 1998 г.).

Закон о банкротстве предусматривает обязательную публикацию сведений о судебных актах, вынесенных судом. Опубликованию подлежат сведения о вынесении определения о введении наблюдения, о введении финансового оздоровления, введении внешнего управления, прекращении производства по делу о банкротстве, об утверждении, отстранении или освобождении арбитражного управляющего, о принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, постановления об отмене или изменении указанных актов. Эта информация публикуется в официальном издании, определенном Правительством РФ, а до этого, в соответствии с переходными положениями Закона о банкротстве, - в "Российской газете".

В соответствии со старой редакцией Закона о банкротстве (1998 г.) право на обжалование судебных актов в деле о банкротстве было ограничено. Обжалованию подлежали судебные решения и только те определения, для которых такая возможность предусматривалась АПК или самим Законом о банкротстве. Для целого ряда определений обжалование было невозможно. Например, для определений об установлении требований кредиторов, жалобы кредиторов, заявления арбитражных управляющих (полный перечень не подлежавших обжалованию определений содержится п. 22 Письма ВАС РФ от 6 августа 1999 г. N 43*(15)).

Данное обстоятельство стало предметом рассмотрения Конституционного Суда. В его Постановлении от 12 марта 2001 г. N 4-П было указано на то, что отсутствие возможности пересмотреть ошибочный судебный акт умаляет и ограничивает право каждого на судебную защиту. В связи с этим Конституционный Суд признал не соответствующими Конституции РФ нормы Закона о банкротстве, препятствующие обжалованию определений суда.

Позиция Конституционного Суда нашла отражение в новой редакции Закона о банкротстве, существенно расширившей возможность обжалования судебных актов в деле о банкротстве.

Судебные акты в делах о банкротстве обжалуются в различном порядке. Источниками правового регулирования процедур обжалования являются общие нормы АПК, п. 3 ст. 223 АПК, а также ст. 61 Закона о банкротстве.

Судебные акты в делах о банкротстве в целях определения порядка обжалования делятся на три вида.

Первый вид судебных актов - это акты, принимаемые по результатам рассмотрения дел о банкротстве по существу. Указанные акты перечислены в п. 1 ст. 52 Закона о банкротстве. К ним относятся: решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; решение об отказе в признании должника банкротом; определение о введении финансового оздоровления; определение о введении внешнего управления; определение о прекращении производства по делу о банкротстве; определение об оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения; определение об утверждении мирового соглашения. Эти акты пересматриваются по общим правилам раздела VI АПК в апелляционной, кассационной инстанциях, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Второй вид - это определения, выносимые судом отдельно от судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу и обжалование которых предусмотрено АПК и иными федеральными законами, регулирующими вопросы банкротства. К числу судебных актов данного вида относятся определения, выносимые судом на стадии подготовки дела к судебному разбирательству по результатам рассмотрения заявлений, ходатайств и жалоб лиц, участвующих в деле, определения об установлении размера требований кредиторов, определения о возвращении заявления и ряд других. Данные акты обжалуются на основании п. 3 ст. 223 АПК в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение десяти дней со дня их вынесения. При этом, как указано в п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 8 апреля 2003 г. N 4 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", "данная норма не препятствует дальнейшему пересмотру указанных определений в кассационном и надзорном порядках, а также по вновь открывшимся обстоятельствам".

Представляется, что толкование Высшим Арбитражным Судом РФ Закона является спорным. Из буквального смысла п. 3 ст. 223 АПК вытекает, что целью законодателя являлось ограничение процедур обжалования только рамками апелляционной инстанции. В таком контексте имеются основания утверждать, что ВАС РФ превысил свои полномочия, скорректировав АПК и фактически установив норму права.

Третий вид судебных актов - это иные определения арбитражного суда, которые приняты в рамках дела о банкротстве, но не предусмотрены АПК, и в отношении которых не установлено, что они подлежат обжалованию. К числу таких актов относится, например, определение об отказе в принятии заявления о банкротстве. Они могут быть обжалованы в соответствии с п. 3 ст. 61 Закона о банкротстве только в апелляционном порядке в течение четырнадцати дней со дня их вынесения. Постановление суда апелляционной инстанции является окончательным. В таком же порядке обжалуется ряд определений, в отношении которых Законом о банкротстве прямо предусмотрено применение подобной процедуры обжалования, например, определение о признании недействительным решения собрания кредиторов или об отказе в признании недействительным решения собрания кредиторов (п. 5 ст. 15 Закона о банкротстве), определение о продлении срока внешнего управления (п. 2 ст. 93 Закона о банкротстве), определение о продлении срока конкурсного производства (п. 3 ст. 124 Закона о банкротстве).

Особенности пятой, заключительной стадии - исполнения судебных актов в деле о банкротстве - определяются спецификой содержания конкретных процедур банкротства. Подробное рассмотрение особенностей исполнения судебных актов в деле о банкротстве целесообразно проводить с учетом анализа указанных процедур.


Процедуры банкротства.

Закон выделяет следующие основные процедуры банкротства:

- наблюдение;

- финансовое оздоровление;

- внешнее управление;

- конкурсное производство;

- мировое соглашение.

Наблюдение - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Процедура наблюдения вводится определением арбитражного суда по результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя. Тем же определением суда назначается временный управляющий. При этом руководитель предприятия-должника и иные органы управления продолжают свою работу, но ряд сделок они могут совершать только с письменного согласия временного управляющего. Кроме того, в период наблюдения они не могут принимать ряд решений (о реорганизации, ликвидации юридического лица, создании филиалов и представительств и др.). С даты введения финансового оздоровления, внешнего управления, признания арбитражным судом должника банкротом и открытия конкурсного производства или утверждения мирового соглашения наблюдение прекращается.

Финансовое оздоровление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности перед всеми кредиторами в соответствии с утвержденным арбитражным судом графиком погашения задолженности.

Процедура финансового оздоровления может быть введена собранием кредиторов либо арбитражным судом по ходатайству учредителей (участников). Максимальный срок финансового оздоровления составляет 2 года. Арбитражным судом назначается административный управляющий, который осуществляет свои полномочия до окончания процедуры финансового оздоровления либо до его отстранения арбитражным судом.

Внешнее управление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности. Эта процедура вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов в случае установления реальной возможности восстановления платежеспособности должника. Максимальный срок внешнего управления также составляет 2 года. С даты введения внешнего управления прекращаются полномочия руководителя должника, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего; вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов. Мораторий распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления. Помимо этого, внешний управляющий вправе заявить отказ от исполнения договоров и иных сделок должника в отношении сделок, не исполненных сторонами полностью или частично, если такие сделки препятствуют восстановлению платежеспособности должника или если исполнение должником таких сделок повлечет за собой убытки для должника. Внешний управляющий может также обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании сделок должника недействительными.

Планом внешнего управления могут быть предусмотрены следующие меры по восстановлению платежеспособности должника:

- перепрофилирование производства;

- закрытие нерентабельных производств;

- взыскание дебиторской задолженности;

- продажа части имущества должника;

- уступка прав требования должника;

- исполнение обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами;

- увеличение уставного каптала должника за счет взносов участников и третьих лиц;

- размещение дополнительных обыкновенных акций должника;

- продажа предприятия должника;

- замещение активов должника;

- иные меры по восстановлению платежеспособности должника.

В новом законе на основе имеющейся практики появились два новых способа по восстановлению платежеспособности должника:

1) Замещение активов должника

Этот способ может использоваться должником любой организационно-правовой формы. Суть этого способа восстановления платежеспособности заключается в том, что на базе всех активов должника учреждается новое открытое акционерное общество или несколько акционерных обществ. В уставный капитал вновь создаваемого акционерного общества вносится все имущество, но долги остаются на должнике. Переходят только текущие требования. Акции поступают в собственность должника и могут быть реализованы (то есть преобразованы в денежную сумму). И затем полученные денежные средства идут на погашение задолженности.
Этот способ может попасть в план внешнего управления исключительно по решению учредителей (участников) должника или собственника имущества должника - унитарного предприятия.

2) Увеличение уставного капитала за счет дополнительной эмиссии акций.

Используется в качестве способа по восстановлению платежеспособности только по решению собрания акционеров. В течение 45 дней после проведения эмиссии акций акционеры получают преимущественное право на приобретение дополнительных акций. Только по истечении 45 дней акции могут быть реализованы свободно. Оплата приобретенных акций осуществляется только денежными средствами. После реализации акций отношения начинают регулироваться акционерным правом.

Кроме того, в законе появился еще один способ восстановления платежеспособности. Он заключается в проведении одновременных расчетов со всеми кредиторами. При этом такие расчеты могут быть проведены как учредителями (участниками), собственником имущества должника, так и третьим лицом (третьими лицами). Порядок осуществления этого способа восстановления платежеспособности следующий. Лицо, проявившее желание рассчитаться по долгам, направляет арбитражному управляющему заявление. Арбитражный управляющий в случае принятия этого заявления должен каким-то образом зафиксировать дату принятия заявления, поскольку уже через неделю заинтересованное лицо должно начать расчеты с кредиторами. При этом все требования должника должны быть удовлетворены в течение 1 месяца. В случае, если не удается перечислить требуемую сумму кредитору, исполнением признается и перечисление денежных средств в депозит нотариусу. После проведения всех расчетов арбитражный управляющий направляет уведомления всем кредиторам и в арбитражный суд.

Конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Конкурсное производство вводится сроком на один год. Срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть месяцев. С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим; прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника; прекращается исполнение по всем исполнительным документам, снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника. Все требования кредиторов по денежным обязательствам могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства. Полномочия по управлению юридическим лицом переходят к конкурсному управляющему, который осуществляет инвентаризацию и оценку имущества должника, формирует конкурсную массу и осуществляет расчеты с кредиторами в соответствии с установленным законом порядком очередности.

Очередность расчетов с кредиторами установлена статей 134 Закона о несостоятельности (банкротстве)

1). Вне очереди за счет конкурсной массы погашаются следующие текущие обязательства:

- судебные расходы должника,

- расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, реестродержателю;

- текущие коммунальные и эксплуатационные платежи, необходимые для осуществления деятельности должника;

- требования кредиторов, возникшие в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшие в ходе конкурсного производства, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;

- задолженность по заработной плате, возникшая после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, и по оплате труда работников должника, начисленная за период конкурсного производства;

2) Требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

- в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни;

- во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

- в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, удовлетворяются за счет стоимости предмета залога преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога.

Основные изменения при проведении конкурсного производства в новом законе касаются двух аспектов:

- сокращения очередей

- особого положения залогодержателя

Мировое соглашение - процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами. Мировое соглашение заключается по решению собрания кредиторов между конкурсными кредиторами и уполномоченными органами, с одной стороны, и должником - с другой, и представляет собой гражданско-правовую сделку, путем которой стороны на основе взаимных уступок определяют размер подлежащих погашению денежных требований и сроки их погашения.

Мировое соглашение заключается в письменной форме и может содержать положения о прекращении обязательств должника путем предоставления отступного, обмена требований на акции, облигации, новации обязательства, прощения долга и т.д. Мировое соглашение утверждается определением арбитражного суда, после чего производство по делу о банкротстве прекращается. Соглашение может быть расторгнуто арбитражным судом в случае неисполнения или существенного нарушения должником его условий.

3. Ситуация


Участник общества с ограниченной ответственностью отказался от возмещения расходов общества пропорционально доле своего вклада.

Основателен ли отказ участника общества?


Ответ:


Отказ участника общества основателен, поскольку как Граждан­ский кодекс РФ (п. 1 ст. 87), так и Закон устанавливают, что участники ООО не отве­чают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью ООО, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Вместе с тем законодатель вводит два исключения из этого правила, предусматривая ситуации, когда на участника может быть возложена ответственность по обязательствам самого ООО: при солидарной ответственности участников и субсидиарной ответственности при не­состоятельности (банкротстве) ООО.

Солидарная ответственность предусмотрена для участников ООО, внесших вклады в уставный капитал ООО не полно­стью. В этом случае они несут солидарную ответственность по обя­зательствам ООО в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого участника ООО.

Субсидиарная ответственность. Согласно п. 3 ст. 3 Закона в случае несостоятельности (банкротства) ООО по вине его участников или по вине других лиц, которые имеют право давать обязательные для ООО указания либо иным обра­зом имеют возможность определять его действия, на указанных уча­стников или других лиц в случае недостаточности имущества ООО может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.


Список литературы


Гражданское право. Учебник./ Под ред. Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева - СПб.: издательская группа ИНФРА-М - КОДЕКС, 2008.

Могилевский С.Д. “Общество с ограниченной ответственностью”. Академия Народного хозяйства при Правительстве РФ, 2005 г.

Кашанина В.Г. Хозяйственные товарищества и общества: правовые основы внутрифирменной деятельности. - М.: ТЕИС, - 2007.

Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации./Под ред. Багринского В.А., Витрянского В.В.- М.: СПАРК, 2004.

Мартемьянов В.С. Хозяйственное право. Учебник в II томах. - М.: СПАРК - 2007.