Да не оскудеет рука дающего...

Рефераты по финансам и кредитованию » Да не оскудеет рука дающего...

Введение

Отечественная история продолжает хранить немало так называемых “белых пятен”, малоизвестных страниц, которые долгие годы для исследователей были просто недоступны. Так, например, по существу только начинает изучаться в настоящее время история российской благотворительности, представляющей крупное общественное явление.

Благотворительная деятельность в России имеет свои исторические корни и традиции, которые восходят к Древней Руси. На протяжении столетий ее содержание и формы существенно менялись. Впервые этот термин в научной литературе встречается у Н.М.Карамзина. Однако активное его использование осуществляется во второй половине XIX столетия, когда развивается теоретическая мысль в области социальной поддержки и защиты беднейшего населения. Под благотворительностью понимали проявление сострадания к ближнему, негосударственную форму помощи нуждающимся. В ХХ веке до 90-х годов данное понятие интерпретируется в отечественной научной литературе как форма классового манипулирования общественным сознанием в капиталистическом обществе[1]. Сегодня под благотворительностью понимается некоммерческая деятельность, направленная на оказание помощи нуждающимся[2].

В настоящее время в русле происходящего в нашем обществе пересмотра отношения к общечеловеческим ценностям наблюдается возрождение некогда забытых понятий, традиций, видов деятельности, среди которых, без сомнения, может быть названа благотворительность.

Вместе с тем, актуальность темы связана и с теми изменениями, кризисными явлениями, происходящими в российском обществе и обусловленными историческим переломом, переходом от старых социальных отношений к новым. Этот процесс проходит особо болезненно для мало- или неимущей части российских граждан, т.к. в стране отсутствует необходимая система социальной защиты населения и им не оказывается вовремя и адресно направленная поддержка. А условия, необходимые для формирования многофункциональной  социальной политики, пока еще не сложились в стране[3]. Прогрессирующая нищета, небывалое социальное расслоение, затронувшее все социальные группы и слои российского общества, утрата многих мировоззренческих и нравственных жизненных ориентиров, размытость исторического сознания – характерные черты сегодняшнего дня.

В концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента 17 декабря 1997 г., особо подчеркивается, что еще недостаточно устойчивы позитивные тенденции во внутреннем развитии государства и общества, и увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, усиление социальной напряженности, как следствие кризисного состояния экономики, несет угрозу безопасности России в социальной сфере[4].

В этих условиях потребность в изучении и научной разработке отдельных пластов и явлений социальной истории России приобретает особую значимость. Знание исторического опыта, как положительного, так и негативного, дает возможность избежать ошибок и, наряду с действием других важнейших факторов, обеспечить достойное развитие современной России. С этим мнением современного исследователя Т.Е.Покотиловой трудно не согласиться[5]. Таким образом, интерес исследователей в настоящее время к изучению опыта прошлого, традиций российской благотворительности, ее социально-политических аспектов, в частности, вполне закономерен.

На наш взгляд, благотворительность, ставшая в России именно в эпоху капитализма общественным явлением, вместе с тем являлась частью политической идеологии российского государства того периода. В общественную психологию внедрялась идея тесной связи монарха со своим народом, культивировалась мысль о безграничной монаршей милости, укреплялось сознание, что “лишь бы до царя дойти, у него каждый найдет и правду, и покровительство”. Именно на уровне государственной политики осуществлялась благотворительность. Властью инициировались и режиссировались всевозможные благотворительные акции, “адресные” кампании и т.п., можно сказать даже, что формировался культ благотворительности.  Не случайно благотворительность в дореволюционной России была делом престижным. Сначала дворянская аристократия – крупные землевладельцы, а позднее промышленники, купцы, просто зажиточные люди, вкладывая капитал в благотворительные дела, стремились зарекомендовать себя в глазах общественности. Благотворительность считалась признаком хорошего тона. Для того, чтобы завоевать определенные позиции в тогдашней общественной и государственной иерархии, недостаточно было быть богатым, нужно было совершать общественно полезные поступки. И они совершались в массовом масштабе. Пример подавали члены императорской семьи, учреждавшие благотворительные общества, вносившие при этом на их нужды значительные капиталы и опекавшие их. Социальный состав благотворителей менялся в соответствии с социально-экономическим развитием страны. Формы социальной помощи были многообразными, они отражали многоукладность тогдашнего общества. Но в каком бы виде благотворительность ни проявлялась, материальную основу ее в большинстве случаев составляли частные пожертвования[6].

Исторический анализ социально-политических аспектов благотворительности в России в конце XIX – начале ХХ веков поможет глубже понять ее внутреннюю сущность, взаимосвязь социальных, экономических, политических, идеологических, правовых и ментальных начал ее развития. Объективно воссозданная картина благотворения в губерниях Центрального Черноземья, как одного из крупнейших российских регионов, дает богатейший материал для анализа и преломления на практике в нашей сегодняшней жизни многих полезных начинаний того времени. В условиях рыночной рациональности и расчетливости ориентация общественного сознания на феномены безвозмездной благотворительности позволяет также актуализировать проблематику духовно-нравственной составляющей социального развития. Наше общество, особо нуждается сейчас в превращении нравственного воспитания в практическую школу благонравия.

Об актуальности темы свидетельствует также анализ состояния ее разработки. В дореволюционный период вопросам общественного призрения и благотворительности уделялось достаточно большое внимание, о чем свидетельствуют библиографические издания, называющие многочисленные публикации, относящиеся ко второй половине XIX в.[7]. По подсчетам современных исследователей по вопросам благотворительности в дореволюционный период были опубликованы 323 работы (без учета периодики)[8]. Причем  некоторые издания являлись многотомными, а одно из них, “состоящее под высочайшим их императорского величества и покровительством Ведомство детских приютов и его задачи”, выходившее в С.-Петербурге в 1897-1911 гг. состояло из 34 частей. Общие проблемы благотворительности освещены в работах таких дореволюционных авторов как Н.Я.Воскобойников, Георгиевский, В.И.Ильинский, Н.Н.Кафтанов, А.Якоби, Н.А.Никольский и др.[9]. Их отличает очерковый, фрагментарный характер повествования. Вместе с тем, они дают представление об отдельных аспектах истории благотворительности в России, о призрении бедных и неимущих. Среди работ общего характера необходимо выделить книгу “Общественное и частное призрение в России”[10]. Она представляет собой сборник очерков о постановке дела призрения в России, выход которого был приурочен к проходившему в Милане IV Международному конгрессу  по общественному и частному призрению. Из большого числа статей по разнообразной тематике выделим “Очерк истории развития и современного положения общественного призрения” Е.Д.Максимова. Он подчеркивал, что государственное призрение появилось в России с появлением государства, характеризовал принципы государственного призрения, считая, что государственная  благотворительность берет свое начало с XVIII в. , т.е. с правления Петра I. Статья Максимова насыщена богатым фактическим, цифровым материалом. Отметим, что многочисленные работы Е.Д.Максимова[11], раскрывающие различные стороны истории российской благотворительности, внесли значительный вклад в историографию проблемы. Ни один современный исследователь, занимающийся вопросами благотворительности, не может обойтись без его трудов, отличающихся глубиной, аргументированностью в изложении материалы, серьезностью и основательностью. Охарактеризуем некоторые из них, использованные нами в настоящей работе.  В статье Е.Д.Максимова “Практическая и законодательная постановка мер общественного призрения”[12] затрагиваются вопросы реализации земствами благотворительных целей и задач. Причем автор, анализируя действовавшее российское законодательство об общественном призрении, пришел к неутешительному выводу о том, что законодательство мало соответствовало требованиям жизни и не могло удовлетворить российское общество. В статье приведен конкретный статистический материал об общественном призрении в России в середине 90-х годов XIX в., о количестве нуждавшихся в призрении из различных сословий, о взаимосвязи нищенства и преступности. Ценным для нас является и характеристика общественного призрения в России в конце XIX в., его направлений, анализ духовных форм общественного призрения по губерниям. Вместе с тем, в статье впервые предпринята попытка в историческом аспекте проанализировать российское законодательство по общественному призрению. Эти проблемы и до сегодняшнего дня остаются недостаточно исследованными, и статья Е.Д.Максимова – своеобразный вектор, ориентир для нынешних историков, занимающийся изучением социально-политических аспектов благотворительности в России.

Вопросы истории общественного призрения, развития благотворительности в медицине, образования в России затрагиваются и в книге “Из истории и опыта земских учреждений в России”, специально посвященной 50-летию земских учреждений[13]. В одном из ее разделов специально рассматривается вопрос о деятельности земских учреждений в области организации “народного здравия” и общественного призрения. В ней содержатся также, в частности, интересные сведения о деятельности Курского губернского земства в области народного образования, показано на примере Курской губернии влияние крестьянского представительства в земских учреждениях на образование. Прослеживаются общие тенденции по развитию общественного призрения в земских губерниях России, выделяются типичные закономерности в его развитии в этих губерниях, включая Воронежскую, Тамбовскую и Курскую

В разделе “Народное здравие и общественное призрение” Е.Д.Максимов показал деятельность земств в этом направлении, отмечая слабую, несовершенную законодательную базу в сфере общественного призрения. Он вскрыл также основные причины недостаточного финансирования земств, их трудного материального положения, отрицательно влиявшего на решение насущных вопросов медицинского обеспечения, общественного призрения населения. Анализируются также ходатайства земств к правительству, остававшиеся, как правило, без положительного ответа. Автор определил также основные виды и формы общественного призрения, осуществляемого земствами, показал их влияние на развитие благотворительности в России, наметил конкретные пути дальнейшей деятельности земств в этом направлении. Статья имеет большое методологическое значение, содержит конкретный статистический материал о развитии земской благотворительности и общественного призрения во второй половине XIX – начале ХХ вв.

К этим материалам примыкает книга Е.Д.Максимова “Очерк земской деятельности в области общественного призрения”, вышедшей еще в середине 90-х годов XIX в.[14]. Эта книга специально посвящена интересующему нас вопросу – земство и благотворительность и уже только в силу этого обстоятельства является исключительно ценной для исследования.

Обширный документальный материал, собранный и систематизированный автором, дал возможность по достоинству оценить заслуги земства. Отметим, что Е.Д.Максимов в этой работе по-новому подходит к вопросу о роли государства в организации общественного призрения. Он справедливо утверждает, что общественное призрение должно быть важнейшей сферой государственного управления, которая требует систематической заботы и внимания со стороны государства. Е.Д.Максимов, настаивая на праве человека на попечение, призрение, вместе с тем поставил вопросы о реализации этого права через судебные органы и о необходимости создания для этого соответствующей законодательной основы. Заметим, кстати, что работы Е.Д.Максимова, впрочем как и многие другие дореволюционные издания по истории благотворительности и общественного призрения, давно уже стали библиографической редкостью, что делает их труднодоступными для исследователя и использования в научных целях.

В дореволюционной историографии выделяется также книга В.Ф.Дерюжинского “Заметки об общественном призрении”[15], в которой содержится краткий обзор состояния общественного призрения в России, критически оценивается его законодательная база. Вместе с тем, автор в историческом аспекте анализирует имевшийся опыт благотворительности в Западной Европе, выделяя в нем рациональное и значимое для использования в российских условиях.

Правовые вопросы общественного призрения, как нам представляется, были чрезвычайно актуальными в конце XIX- начале ХХ века, поскольку законодательная политика царского правительства, являющаяся неотъемлемой частью его политической идеологии, во многом определяла практическую направленность благотворительного движения в указанный период как в центре, так и в различных регионах империи. Поэтому, думается, не случайно в это время появляются работы известных историков, правоведов, общественных деятелей, считавших, что существовавшее законодательство не отвечало потребностям общества. В связи с этим представляет интерес работы К.К.Победоносцева[16], в которой он  касается  проблемы совершенствования управлением благотворительными учреждениями. Она написана в виде комментария к работе особой правительственной комиссии по пересмотру действовавшего тогда законодательства об общественном призрении, созданной под председательством статс-секретаря К.К.Грота в ноябре 1892 г. И хотя политические аспекты в комментируемых нами исследованиях дореволюционных авторов открыто не присутствуют, но совершенно очевидно, что отстаиваемые ими позиции выражали интересы монархического государства, его политическую идеологию.

Отметим также фундаментальный труд по истории благотворительности в России под ред. П.И.Лыкошина “Благотворительная Россия”[17]. Как и в трудах вышеуказанных авторов в книге в качестве исторического рубежа, с которого благотворительность в России приобретает общественный характер, указывается период буржуазных реформ 60-70-х годов.

Отдельные направления благотворительной деятельности в России представлены в дореволюционной литературе крайне неравномерно. Основное внимание уделяется государственной благотворительности и тем благотворительным обществам, которые находились под покровительством членов Императорской семьи. В конце XIX – начале ХХ вв. вошли юбилейные издания о Ведомстве учреждений императрицы Марии и Императорском Человеколюбивом Обществе, в которых содержится богатый фактический материал, используемый в нашем исследовании и иллюстрирующий основные направления деятельности этих ведомств по развитию благотворительности не только в Петербурге, Москве, но и по всей России[18], включая губернии Центрального Черноземья.

Одним из важнейших направлений в истории российского благотворения являлась трудовая помощь, которая особенно активизировалась в 90-е годы, что было связано  с недостаточной занятостью населения и появлением острой безработицы. Вопросами трудовой помощи занимались теоретики и практики социальной работы в дореволюционной России, среди которых ведущую роль играли В.И.Герье, В.В.Гаген, К.К.Грот, Е.Д.Максимов, Г.Г.Швиттау[19] и др. Они обосновывали необходимость государственной системы “трудовспоможения”, предлагали свои варианты решения вопроса. Но до революции так и не удалось развить эту систему хотя бы в начальном виде. Поэтому трудовая помощь оставалась делом многочисленных и почти не связанных друг с другом общественных организаций и негосударственных учреждений. Наиболее значительным трудом по этим вопросам является книга Г.Г.Швиттау (в двух частях) “Трудовая помощь”[20] . Это  монографическое исследование остается до сих пор самым важным и крупным по истории трудовой помощи. Для настоящей работы эта книга являлась не только важным в историографическом плане, поскольку в ней содержится комплексное и основательное изложение вопроса, но она представляет ценность и как источник, где удалось почерпнуть важные сведения по развитию трудовой помощи в губерниях Центрального Черноземья. В исследовании содержится материал о домах трудолюбия и работных домах, об Ольгинских детских домах трудолюбия, о создании летних детских приютов-яслей, о пунктах трудовой помощи для сельского населения и многое другое. Сегодня совершенно необходимо хорошо знать о находках и открытиях теоретиков и практиков трудовой помощи, так как наши проблемы сродни тем, которые решались сто лет назад, и опыт предшественников может оказаться вполне полезным при борьбе с безработицей, решение вопросов профессионального обучения, профилактики бедности, трудоустройстве людей и т.п.

Одним из важнейших направлений общественного призрения является призрение детства. Этому вопросу в дореволюционной литературе уделялось большое внимание, свидетельством чему являются многочисленные работы о благотворительных учреждениях различных типов. Существовала литература справочного характера по детской благотворительности в целом, которая содержит интереснейшие сведения о положении детей не только в России, но и за границей[21]. В то же время среди многочисленных книг и брошюр нет такой работы, в которой бы проблемы детской благотворительности были бы освещены на общероссийском уровне, не говоря уже о региональном аспекте темы. Небольшое исключение составляет лишь работа о воспитательных домах, но ее содержание сводится к тому, что в ней помещено около сотни документов о детской благотворительности, включая извлечения из законов, указов, постановлений, рескриптов, справок и сведений и т.п. за период с 1774 по 1888 г.[22]. Отметим также литературу об Ольгинских детских приютах, основанных в ознакоменование рождения в 1895 г. первенца Николая II - великой книгяни Ольги (эти заведения содержались на средства царской семьи)[23]. В них помещались, как правило, дети, имевшие какие-то особенности в своем развитии. Эти приюты размещались в 14 губернских городах и 22 уездах и селах (в том числе в губерниях Центрального Черноземья) и в них соответственно находилось 582 и 600 детей.

Важное значение имеет монография М.Д.Путерена (главного врача С.-Петербургского воспитательного дома)[24], посвященная призрению подкидышей в 17 странах (подробно дан материал о Франции). Но основной акцент сделан на России .

В книге анализируется эта проблема в свете ее решения приказами общественного призрения (с. 74-101), всеми губенскими земствами (с. 102-361), уездными земствами и городскими управами (с. 362-420) и другими организациями, общественными и частными лицами (с. 421-464). Монография является ценнейшим источником при изучении призрения детства, содержит огромный фактический и документальный материал. К ней примыкают работы С.Э.Термена, Н.Жеденева, Г.Я.Щербинина[25] по истории сельских приютов, которые стали возникать с 1892 г. и имели свои отличительные особенности. В книге обращается внимание на создание приютов, строительство зданий, обучение детей грамоте,  ремеслам, привитие навыков по домоводству, организацию выставок изделий, воспитательную работу с учащимися. Отметим также монографию Э.Я.Бари, которая носит общеисторический характер[26].

Все перечисленные нами работы носят обобщающий характер, но без знакомства с ними невозможно исследовать проблемы детского призрения на региональном уровне, показать ваимосвязь протекавших процессов в провинции с общероссийскими тенденциями в сфере детского призрения.

Обратимся еще к одному направлению в российской благотворительности конца XIX - начала ХХ вв. , также нашедшему свое проявление в губерниях Центрального Черноземья, церковно-приходской. Благотворительность в России была неразрывно связана с русской православной церковью, и эта связь прослеживалась на протяжении многих веков. Именно церковь постоянно внушала мысль о том, что надо помогать людям любыми доступными средствами. В то же время церковь сама постоянно показывала пример подобного отношения, особенно в трудные времена. Интерес к благотворительной деятельности русской православной церкви постоянно был в центре внимания, свидетельством чему являются многочисленные труды по проблемам благотворительности церкви[27]. Многие из них носят общий характер[28]. Из этих работ можно выделить книги В.М.Бензина. Их отличительной особенностью является то, что они содержат богатейший фактический материал по всем основным направлениям церковно-приходской благотворительности. В работах Бензина  широко представлен научный аппарат, что является для книг дореволюционной историографии большой редкостью.

Особое внимание привлекает вторая книга В.М.Бензина, в которой содержится интересный материал о благотворительности в России после 1864 г. В обобщенном виде здесь представлены источники финансирования церковной благотворительности, помещены данные о приходских попечительствах и братствах, богадельнях при церквях и др.

К этой литературе примыкают многочисленные справочные издания по истории монастырей, храмов Российской империи, в которых содержится ценная информация о монастырских больницах, богадельнях, школах, рукодельнях и т.п.[29] Особо отметим книгу “Православные русские обители. Полное иллюстрированное описание всех православных русских монастырей в Российской империи и на Афоне”[30]. Книга содержит богатый фактический, иллюстритивный материал, она является путеводителем по всем русским монастырям, включая монастыри губерний Центрального Черноземья. В ней содержится полное, точное и всестороннее описание всех как бывших, так и существовавших (к 1910 г.) русских монастырей.

В целом, анализируя дореволюционную литературу по теме, автор пришел к выводу, что проблема благотворительности, хотя и привлекала к себе внимание , была притягательной для многочисленных авторов, но многие ее стороны не получили достаточно глубокого изучения и представлены преимущественно в практической плоскости. Естественно, не нашли в ней отражение социально-политические аспекты благотворительности в России в целом и в губерниях Центрального Черноземья. Фактически специальные исследования по истории общественного призрения в Центрально-Черноземном регионе в дореволюционной историографии вообще отсутствуют.

После прихода большевиков к власти положение с благотворительностью начинает меняться. Уже в первом Советском правительстве появляется Наркомат государственного призрения, но 27 апреля 1918 г. он реорганизуется в Наркомат социального обеспечения.  Это была не просто смена вывески, а смена приоритетов. Благотворительность в существовавшем в течение многих веков виде по существу исчезает и вместо сети благотворительных обществ и организаций до наших дней дошло лишь Общество Красного Креста. Взамен этого постепенно вырабатывается система социального обеспечения, действие которой, в отличие от прошлого, распространяется на все население страны. Создаются общественные фонды потребления, даются социальные гарантии[31]. В соответствии с этими изменениями в словарях и справочных изданиях появляются новые трактовки понятия благотворительность[32].

Приведем трактовку филантропии, данную в “Словаре иностранных слов”, изданном в 1951 г.: Филантропия - это “одно из средств буржуазии маскировать свой паразитизм и свое эксплуататорское лицо посредством лицемерной, унизительной “помощи бедным” в целях отвлечения их от классовой борьбы”[33]. Подобная идеологическая одномерность в оценке сложного явления сказывалась не только на общих выводах, но и закрывала возможность серьезного изучения проблематики, связанной с дореволюционной моделью благотворительности[34]. С этим выводом одного из современных исследователей истории благотворительности Е.Ю.Горбуновой нельзя не согласиться.

За период Советской власти ни историками, ни представителями других гуманитарных наук не было создано практически ни одной работы о становлении и развитии благотворителности в России, в которой анализировалась бы благотворительная деятельность как в целом, так и по отдельным направлениям, не говоря уже о работе обществ, заведений, организаций, приходов и т.п. в регионах. Единственным исключением могут быть немногочисленные работы по истории Общества Красного Креста, образовавшегося во второй половине XIX в. Но и в них дореволюционный период их деятельности показан схематично и невыразительно, к тому же с преобладанием не анализа, а критики.

Таким образом, в силу негативного отношения к благотворительности, культивировавшееся долгое время в советском обществе, эта тема оказалась практически закрыта для изучения.

На наш взгляд, такой негативизм в оценке благотворительности связан еще с дореволюционным периодом. Достаточно вспомнить “Проект и объяснение программы социал-демократической партии”, написанным В.И.Лениным еще в 1895-1896 гг. В нем четко выражена точка зркения молодой российской социал-демократии, ее отношение к благотворительной деятельности царского правительства. В пункте 4 “Проекта” читаем: “Русская социал-демократическая рабочая партия будет вести войну со всеми стремлениями облагодетельствовать трудящиеся классы опекой неограниченного правительства и его чиновников (подч. нами) и задержать развитие капитализма, а следовательно, и развитие рабочего класса”[35]. И в продолжение этой мысли в пункте 6 В.И.Ленин дает объяснение такой воинственной позиции социал-демократии: “Русскому народу нужна не помощь неограниченного правительства и его чиновников, а освободждение от его гнета”[36]. Как видим, стержень этой точки зрения лежит в политической плоскости и обусловлен именно политическими мотивами, связанными со стремлением разоблачать правительство, которое, по словам В.И.Ленина, “прошло уже огонь и воду в искусстве лицемерить”[37]. Причины нищенства, о которых так много дискутиировали на рубежде XIX-ХХ вв., В.И.Ленин видел в наличии частной собственности на средства производства, орудия труда, на землю. Именно в силу этого обстоятельства рабочие массы находятся в нищенском состоянии и вынуждены продавать свой труд капиталистам[38]. В другом месте “Проекта” В.И.Ленин писал: “Роскошь и мотовство во всех этих классах богачей достигли небывалых размеров, и парадные улицы больших городов застроились и княжескими палатами и роскошными замками. Но положение рабочего по мере роста капитализма всех ухудшалось”. Контрасты жизни, ее реалии были необычайно острыми и непримиримыми, что не могло не вызвать такого неприятия их у радикально настроенной части  общества. Именно этими причинами обусловлено такое критическое отношение оппозиционных сил к тем попыткам власти, которые она предпринимала для успокоения протестующих настроений и опеки социально незащищенны слоев населения. Безусловно, в такой направленности деятельности правительства имелись определенные политические мотивы, которые, как правило, проявлялись в периоды особой социальной напряженности в обществе и были связаны с конкретными историческими событиями - будь-то неурожаи и голод (1891-1892 гг., 1898 и др.) или военные обстоятельства, как, например, события русско-японской войны и др. Однако, говоря о благотворительности правительства в тот период, ее истоках и содержании как составной части политической идеологии, нельзя забывать и о том, что традиции благотворительности и милосердия имели в России многовековую историю и, что проблемы нищенства на Руси, борьбы с ним восходят к глубокой древности. Поэтому, на наш взгляд, истоки и смысл благотворительности периода капитализма необходимо рассматривать комплексно, с учетом множества факторов (а не одного социально-политического), определявших рост благотворительного  движения в обществе в указанный период и, в частности, активизацию деятельности в этом направлении самого правительства.

В настоящее время благотворительность как общественное явление по существу только начинает изучаться. Сегодня крайне важно воссоздать  историю благотворительности, осмыслить это явление как элемент русского менталитета, выявить корни, традиции, ценностные ориентации в их становлении и развитии как в центре, так и в российской провинции.  Такой подход позволит глубже понять современность, когда общественное внимание вновь обращается к благотворительности в ее изначальном, исторически сложившемся смысле[39].

Интерес к истории благотворительности в России снова возник в конце 80-х-нач. 90-х годов  нашего столетия. Были опубликованы работы А.НБоханова, П.В.Власова, П.И.Нещеретного, Л.В.Бадя, Г.Г.Силласте, М.В.Фирсова[40], в которых дана характеристика и классификация основных этапов развития благотворительности в России. Эти труды в определенной степени заложили также методологические основы изучения благотворительности в России. Основное внимание в них уделено проблемам частной, общественной благотворительности, меценатства, истории земства. Характерной особенностью историографии первой полвоины 90-х годов является также расширение диапазона методологических ориентиров исследований, их проблематики, переход от очерково-публицистического интереса к теме, к профессиональному подходу в ее изучении. Многие работы появляются в периодических научных изданиях, в научных сборниках. Активизируется исследовательская деятельность и в регионах[41]. Особое значение для нашего исследования имеет работа Е.А.Абросимовой, посвященная истории законодательного регулирования, создания и деятельности российских благотворительных организаций. Отметим также брошюру В.Н.Егошиной и Н.В.Елфимовой[42], раскрывающей различные аспекты истории детского призрения в России начиная с Х в. и до 30-х годов ХХ в.  Авторы большое внимание уделяют классификации детских благотворительных учреждений, специфике российской системы детского призрения на рубеже IX-ХХ веков, новым формам призрения детей в России. Пожалуй, это единственная в настоящее время книга, в обобщенном виде освещающая исторический опыт детского призрения.

Значительный интерес для нашего исследования представляет докторская диссертация Б.М.Нувахова и его книга “Странноприимный дом: традиции российского милосердия, XVIII-ХХ вв.”[43]. В этих работах впервые сделан специальный, обобщающий анализ истории становления, развития побуждающих сил, форм, методов благотворительности в отечественной медицине. В историко-медицинской науке впервые представлено историко-теоретическое, историко-практическое и историко-экономическое обобщение по данной проблеме, выявлены важнейшие закономерности, характеризующие особенность развития милосердия и благотворительности в отечественной медицине, показана динамика численности благотворительных учреждений и благотворительных обществ за 300-летний интервал времени. Впервые установлены сложные зависимости этого социального явления от уровня общественного развития, государственной политики, от характера социальной экономической, культурной обстановки. Вместе с тем, интересующий нас вопрос о роли благотворительности в сфере медицины как способ утверждения авторитета власти не рассматривается. В контексте этой проблемы отметим книгу М.Б.Мирского “Медицина России XVI-XIX веков”[44], в которой одним из аспектов исследования являются вопросы развития земской медицины, являющейся национальным достоянием России. Автор большое внимание уделяет бесплатности медицинской помощи, санитарно-профилактическому направлению Пироговского общества. Как и вышеуказанные труды эта книга имеет большое методологическое значение для настоящего исследования.

В середине и второй половине 90-х годов расширилась проблематика исследований по истории благотворительного движени в России. Появляются новые работы по истории христианского служения русской православной церкви[45], истории дореволюционного социального попечения[46], истории купеческой благотворительности[47]. По обозначенным и близким к ним проблемам защищены также диссертационные исследования[48].

Широкий спектр вопросов благотворительности  в социальной истории дореволюционной России исследуется в монографии и докторской диссертации Т.Е.Покотиловой[49]. В частности, автор рассматривает основные тенденции и этапы в законодательство-административной деятельности государства в сфере социальной помощи нуждающимся, дает анализ сущности, особенностей, преимуществ и недостатков земской благотворительной деятельности, показывает особенности и результаты частной благотворительной деятельности в России XIX - нача. ХХ веков и др. Источниковая база исследования уникально и чрезвычайно обширна. Она включает материалы и документы, хранившиеся в архивных учреждениях Москвы, Ставрополя, материалы периодических изданий и т.п. Работы Т.Е.Покотиловой значительной обогатили историографию проблемы, являются обобщающими, чрезвычайно важными в методологическом плане.

Отметим также диссертацию Н.А.Иванниковой “Исторический опыт земского самоуправления по развитию общественного призрения”[50], в которой на основе широкого круга источников обобщается опыт земских органов самоуправления в сфере общественного призрения, показана органическая взаимозависимость социальных процессов и проблем нищеты и нищенства “сирых и убогих”. Пожалуй, это пока единственная в настоящее время работа,  посвященная указанной проблематике.

Заслуживает внимания сборник научных статей “Социальная работа в России: прошлое и настоящее”[51]. В него включены интересные материалы по истории трудовой помощи в России (авторы - Л.В.Бадя, Е.А.Денисова, Н.Е.Смоленская), по истории социальной работы в губерниях России (Тамбовской, Воронежской, Ставропольской, Ярославской, Московской и др.). Об углубленном изучении проблем благотворительности в наши дни свидетельствуют и материалы Всероссийской научно-практической конференции “Благотворительность и социально-экономическа политика России: традиции и современность”[52], прошедшей в 1997 г. в Калуге. Многие сообщения, представленные в сборнике, затрагивают исторический аспект проблемы с выходом на современную действительность. Вопросам историографии посвящена работа петербургских исследователей В.Г.Афанасьева, А.В.Соколова, предпринявших попытку дать анализ дореволюционных изданий по истории благотворительности[53].

Важное значение для исследования имела и книга В.П.Мельникова, Е.И.Холостовой “История социальной работы в России”[54], в которой раскрываются этапы развития социальной помощи с древних времен, излагаются ее формы, анализируется становление системы государственного призрения, общественной и частной благотворительности в пореформенный период. Особое внимание авторы уделили социальной деятельности земских органов самоуправления, органов городского самоуправления, церковно-монастырской благотворительности в условиях абсолютистского государства XVIII - начала ХХ вв., традициям и формам социальной помощи в крестьянской общине, социальной защите служащих гражданских ведомств и учреждений, а также военнослужащих. В книге рассматриваются мероприятия правительства, его законодательные меры по общественному призрению. Однако социально-поилтические аспекты благотворительности в ней не рассматриваются, ккк, впрочемс, и во всех выше отмеченных исследованиях.

Об активизации исследований проблем благотворительности на региональном уровне свидетельствует книга Н.И.Суркова “Страницы истории социальной работы в КОМИ крае (1860-1918 гг.)”[55], в которой автор подчеркивает, что в России не было разветвленной системы государственных учреждений, которые профессионально занимались бы социальными проблемами. Функции социальной защиты и социального обеспечения выполняли государственные казначейства, земские учреждения, органы городского самоуправления, посильную ношу несло общество, отдельные гражданские организации. Эти работы проходили под бдительным оком Министерства Внутренних дел. В книге представлены материалы о деятельности государственных органов и благотворительных организаций по социальной защите различных слоев населения (отставных солдат, семей военнослуждащих и др.) в разные периоды истории.

В последние годы появились публикации по истории благотворительности в Курском крае - Л.С.Гатиловой, В.В.Голубцова, Г.В.Голубцовой, А.Ю.Друговской, Н.Ф.Литвиненко[56], в которых дана характеристика благотворительных обществ и учреждений в конце ХIX- начале ХХ вв, проанализирована и разносторонняя деятельность в сфере культуры, образования, медицины, исследованы формы и содержание церковной благотворительности, являвшейся одним из главных ее направлений в тот период в России, выявлено значение развития благотворительности в крае в контексте общероссийских тенденций в этом направлении, показана роль отдельных личностей, их вклад в развитие общественного призрения, земской медицины, культуры края.

В связи с этим представляет интерес кандидатская диссертация И.Г.Косихиной “Общественно-культурные организации Курской губернии в 60-е гг. XIX - февраль 1917 г.”[57]. На примере Курской губернии автор исследовала возникновение разнообразных форм деятельности провинциальных общественно-культурных организаций в царской России, состав их участников, влияние обществ на развитие культуры, формирование духовных ценностей, стабилизации социальной обстановки. Много внимания автор уделил и вопросам благотворительности, которой активно занимались в сфере культуры, образования и просвещения курские общественно-культурные организации. 

Отметим также публикацию И.Н.Сафоновой и И.Т.Шатохина “Из истории общества содействия начальному образованию в Курской губернии”, созданному на благотворительных началах земским врачом и видным общественным деятелем В.И.Долженковым[58]. Общество просуществовало до 1907 г. и многое сделало для развития благотворительности в сфере образования. Историческая справка А.Д.Афанасьева об Обществе содействия начальному образованию в Курской губернии опубликована также в краеведческом словаре-справочнике “Курск”[59]. Более подробно этот сюжет рассматривается в диссертации А.Д.Афанасьева “Общественно-политическая деятельность провинциального учительства с 90-х гг. XIX в по 1917 г. (На примере Курской губернии)”[60]. Однако вопросы благотворительности в сфере народного образования в работе затрагиваются лишь попутно, они не являются предметом исследования.

Значительно активизировалась исследовательская деятельность по изучению благотворительности в Тамбовском крае. В связи с этим укажем диссертацию А.С.Тумановой “Неполитические общественные организации города Тамбова в начале ХХ века (1900-1917 гг)”[61]. Опираясь, в основном, на местные архивные источники из фонда Тамбовского  губернского по делам об обществах и союзах присутствия и сохранившиеся фонды самих организаций (Ученой архивной комиссии, Общества по устройству народных чтений и др.) рассматривает деятельность тамбовских обществ в социокультурной сфере, в области здравоохранения и социального обеспечения. Важным достоинством работы является вывод, что “ведущая роль в объединениях этого профиля принадлежала интеллигенции”, которая избрала “путь постепенного и поэтапного улучшения всех столрон городской жизни без кардинальной ее ломки и болезненной революционной перестройки и реализовала его в рамках неполитических организаций”[62].

Заслуживают внимания и специальные публикации по истории благотворительности в Тамбовском крае[63]. Заслугой авторов является то, что на основе новых архивных материалов и документов, использования широкого круга источников и литературы они впервые на региональном уровне исследуют различные направления российского благотворения, показывают значение благотворительности в развитии медицины, здравоохранения, культуры, образования, общественного призрения взрослы и детей в Тамбовской губернии. В статьях содержится значительный конкретный, фактический материал, иллюстрирующий и достаточно полно раскрывающий состояние благотворительности в губернии в конце XIX-начале ХХ вв.

Отметим также очень ценную книгу В.Кученковой “Неизвестный Тамбов”[64], в которой содержится анализ многих ранее неисследованных проблем, в том числе и развитие благотворительности в Тамбовской губернии в конце XIX - начале ХХ вв. В книге также использован большой фактический материал, иллюстрирующий роль благотворительности в сфере медицины, образования, социального обеспечения.

В целом анализ литературы по проблемам благотворительности позволяет сделать вывод об отсутствии комплексного исследования по истории благотворительности в губерниях Центрального Черноземья. До сих пор нет и специального исследования, раскрывающего социально-политические аспекты благотворительности в России.



[1] См.: Определение благотворительности: Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1. – М, 1955. С. 94. Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. Т. IV. - СПб., 1891. С. 55; Энциклопедический словарь Товарищества братьев Гранат. 7-е изд. Т. 6. – М., 1911; Большая советская энциклопедия. 1-е изд. Т. 6. – М., 1930. С. 466.

[2] См.: Социальная работа. Российский энциклопедический словарь; Под общ. ред. проф. В.И.Жукова. – М., Т. 1, 1997. С. 103.

[3] См.: Жуков В.И. Реформы в России: 1985-1995 гг. – М., 1997. С. 267.

[4] Концепция национальной безопасности Российской Федерации \ Российская газета. – 1997. – 26 декабря.

[5] См.: Покотилова Т.Е. Благотворительность: в социальной истории дореволюционной России: мировоззрение и исторический опыт. Автореф. Дисс… доктора историч. Наук. – М., 1998. С. 3.

[6] См.: Помоги ближнему. Благотворительность вчера и сегодня. – М., 1994. С. 65.

[7] См.: Межов В.И. Благотворительность в России: Библиографический указатель книг и статей на русском языке, вышедших в России в период царствования Императора Александра  II . – СПб., 1883; Селиванов А.Ф. Библиография о благотворительности // Вестник благотворительности. – 1901. №№ 4-6.

[8] См.: Невский архив. – СПб., 1994; Афанасьев В.Г., Соколов А.В. Благотворительность в России. Историографические аспекты проблемы. Учебно-методическая работа. – СПб., 1998. С. 16.

[9] См.: Воскобойников Н.Я. Материалы по истории призрения бедных и неимущих в России. – СПБ., 1894; Кафтанов Н.Н. Общественная благотворительность в России в 1888 г. – М., 1889; Якоби А. Благотворительность. – СПб., 1899; Никольский Н.А. Об общественной благотворительности и ее организаторах – приходских попечительствах. – М., 1876; Ильинский В.  Благотворительность в России: (история, настоящее положение и задачи). – СПб., 1908 и др.

[10] Общественное и частное призрение в России. – СПб., 1907.

[11] См.: Максимов Е.Д. Историческое развитие общественного призрения в России // Антология социальной работы. Т. I. М. 1995; Он же. Очерк земской деятельности в общественном призрении. – СПб., 1895; он же. Помощь бедным в Древней Руси. – СПб., 1895; он же. Статистические и финансовые вопросы общественного призрения. – СПб., 1895; он же. Очерк частной благотворительности в России. – СПб., 1897-1898; он же. Очерк исторического развития и современного положения общественного призрения в России. – Б.М., 1900; он же. Происхождение нищенства и меры борьбы с ним. – СПб., 1901 и др.

[12] Максимов Е.Д. Практическая и законодательная постановка мер общественного призрения // Русское богатство. – 1896. № 10. С. 19-50

[13] См.: Из истории и опыта земских учреждений в России. Очерки М.Слобожанина. Издание журнала “Жизнь для всех”. – СПб., 1913; М.Слобожанин – псевдоним Е.Д.Максимова.

[14] См.: Максимов Е.Д. Очерк земской деятельности в области общественного призрения. – СПб, 1895.

[15] См.: Дерюжинский В.Ф. Заметки об общественном призрении. – М., 1897.

[16] См.: Победоносцев К.К. Организация общественного призрения в России. – СПб., 1898.

[17][17] См.: Благотворительная Россия. История государственной, общественной и частной благотворительности в России. Под ред. П.И.Лыкошина. Т. I. – СПб., 1901.

[18] См.: Ведомство учреждений императрицы Марии. Исторический очерк. 1797-1897. – СПб., 1897; Очерк деятельности Совета Императорского Человеколюбивого Общества за 100 лет. 1816-1916 гг. – СПб., 1916.

[19] См.: Максимов Е.Д. Трудовая помощь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. Т. 66. С. 938-939; Горовцев А. Трудовая помощь как средство призрения бедных. – СПб., 1901; Дмитриев М.Н. Дома трудолюбия. – СПб., 1900; Кустарная промышленность в России. Женские промыслы. – М., 1913 и др.

[20] См.: Швиттау Г.Г. Трудовая помощь в России. Ч. I-II. – Пг., 1915.

[21] См.: Призрение детства. Сведения об общественной и частной благотворительности в России и за границей. Т. 1-3. – СПб., 1888; Т. I Призрение малолетних детей в России и за границей. Т. II; Призрение больных детей в России и за границей; Т. 3. Исправительные заведения для детей в России и за границей.

[22] К вопросу о преобразовании воспитательных домов. - Спб., 1889.

[23] См.: Гейслер М.Ф., Гуслистый Б. Постройка здания детского приюта трудолюбия св. Ольги в С.-Петербурге. 1899-1900. - Спб., 1900; Гейслер М.Ф. Санкт-Петербургский Ольгинский детский приют трудолюбия. 1897-1898. - Спб., 1901; Ольгинские детские приюты трудолюбия, 1895-1910. - Спб., 1911.

[24] См.: Путерен М.Д. Исторический обзор призрения внебрачных детей и подкидышей и настоящее положение этого дела в России и др. странах. - Спб., 1908.

[25] См.: Термен С.Э. Призрение несчастнорожденных в России. - Спб., 1912; Жеденев Н. Детские сельские кустарные приюты самопомощи. История их, устройство и жизнь. - Спб., 1896; Щербинина Г.Я. К вопросу об организации земледельческих приютов для сельских сирот. - Пг., 1915.

[26] См.: Бари Э.Я. О детских приютах: исторический очерк, составленный директором детского приюта княгини Белосельской-Белозерской доктором Э.Бари. - Спб., 1889.

[27] См.: Афанасьев В.Г., Соколов А.Р. Благотворительность в России. Историографические аспекты. - Спб., 1998. С. 71-73.

[28] См.: Бензин В.М. Церковно-приходская благотворительнолсть на Руси. - Спб., 1907; Бензин В.М. Церковно-приходская благотворительность на Руси после 1864 г. - Спб., 1907; Забелин А.В. Приходская благотворительность обществ в с.-Петербурге. - Спб., 1885; Он же. Что могут сделать приходские благотворительные общества?. - Спб., 1880; Кудрявцев А. Нищенство как предмет попечения церкви, общества и государства. - Одесса, 1885; Лабутин И.К. Характер христианской благотворительности. - Спб., 1899; Лаврентьев К. Христианское братолюбие. - Спб., 1875; Никольский Н.А. Об общественной благотворительности и ее органах - приходских попечительства. - М., 1876; Ульгорн Г. Христианская благотворительность в древней церкви. - Спб., 1899 и др.

[29] См.: История Российской иерархии, собранная Новгородской семинарии Ректором и Богословия учителем Антониева монастыря, Архимандритом Амвросием. - М., 1807-1815; Описание монастырей в Российской империи, находящихся с указанием времени построения оных и в к аких классах положены по штатам. - М., 1817; Ратишин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. - М., 1852; Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. Сост. Павел Строев. - Спб., 1877; Зверинский В.В. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. - Спб., 1890-1897; Православные монастыри и архиерейские дома в России ныне существующие. - М., 1889; Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи. - М., 1908; Православные русские обители... Спб., 1909 и др.

[30] См.: Православные русские обители. Полное иллюстрированное описание всех православных русских монастырей в Российской империи и на Афоне. - Спб., 1910.

[31] См.: Афанасьев В.Г. Благотворительность в России: история и современность // Общество и власть в истории России. - СПб.,  1999. С. 169.

[32] См.: Словарь русского языка. В 4-х тт. Т. 1. - М., 1957. С. III.

[33] См.: Краткий словарь иностранных слов. - М., 1951.

[34] См.: Горбунова Е.Ю. Благотворительность в России и ее роль в общественно-культурной жизни на рубеже XIX-ХХ веков. Автореф. дисс... канд. истор. наук. - М., 11996. С. 4.

[35] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 2. С. 85.

[36] Там же.

[37] Там же. С. 14.

[38] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 2. С. 106.

[39] См.: Благотворительность и социально-экономическая политикап России: традиции и современность. - Калуга, 1997. С. 29-30.

[40] См.: Боханов А.В. Коллекционеры и меценаты в России. - М., 1989; Власов П.В. Обитель милосердия. - М., 1991; Нещеретный П.И. Исторические корни и традиции развития благотворителности в Росси. - М., 1993; Бадя Л.В. Благотворительность и меценатство в России. - М., 1993; Исторический опыт социальной раоты в России / под общ. ред.  Бадя Л.В./. - М., 1994; Силласте Г.Г. Благотворительность как социальное явление // Помоги ближнему! Благотворительность вчера и сегодня. - М., 1994; Фирсов М.В. Краткий курс истории социальной работы за рубежом и в России. - М., 1992; он же. Социальная работа в России: теория, история, практика. - М., 1996 и др.

[41] См.: Семенова Л. Российская благотворительность: воспоминания о прошлом и наказ на будущее? // Социальна работа, 1991. № 1; Голубев В.В пользу бедных // Родина, 1991. № 3; Громов В.П. Культурно-просветительская деятельность Екатеринодарского благотворительного общества в 60-90-е годы XIX в. // Проблемы историографии и культурного наследия народов Кубани дореволюционного периода. - Краснодар, 1991; Павлова Т.В. Благотворители // Памятники Отечества. - М., 1991; Абросимова Е.А. История законодательного регулирования создания и деятельности российских благотвормительных организаций // Известия высших учебных заведений. Правоведение. - Спб., 1991; Бобровников В.Г. Церковно-приходская благотворительность на Руси и в Донской Епархии. - Волгоград, 1992 (рук. деп. в ИНИОН РАН ; 46834); Алферова Е.Ю. Призрение сирот в дореволюционный период // Население России в СССР: новые источники и методы исследования. - Екатеринбург, 1993; Феодор ван дер Воорт, протоиерей. Практике и богословие благотворительности в Русской Православной Церкви // Путь православия. - М., 1993. № 2; Бибанов Т.П., Бронский М.В., Гречин В.П. Предпринимательство и благотворительность в России: история и современность. - Н.Новгород, 1994; Баикин А.И., Додонова Л.А. Аристократы капитала. Очерки истории российского предпринимательства и благотворительности. Х-ХХ вв. - Тюмень, 1994; Бобровников В.Г. Библиографические и источниковые основы истории благотворительности в России в дореволюционный период - Волгоград, 1994 (рук. деп. в ИНИОН РАН “49618); Очерки истории благотворительности в русской церкви // Сфинкс. - Спб., 1994. № 1;  Щапов Я.Н. Благотворительность в дореволюционной России: национальный опыт и вклад в цивилизацию // Россия в ХХ веке. Историки мира спорят. - М., 1994.

[42] См.: Егошина В.Н., Елфимова Н.В. Из истории призрения и социального обеспечения детей в России. - М., 1993.

[43] См.: Нувахов Б.Ш. История милосердия и благотворительности в отечестввенной медицине XVIII -ХХ веков. - Автореф. дисс.... доктора историч. наук. - М., 1993; он же. Странноприимный дом: традиции российского милосердия, XVIII-XX вв. - М., 1994.

[44] См.: Мирский М.Б. Медицина России XVI-XIX веков. - М., РОССПЭИ, 1996. С. 301-364.

[45] См.: Зубанова С.Г. Православная церковь России в IX веке: социальный и духовно-культурный аспект. - М., 1995.

[46] См.: Егошина В.Н., Елфимова Н.В. Из истории призрения и социального обеспечения детей в России. - М., 1994; Елфимова Н.В. Социальная помощь студенчеству в дореволюционной России // Социальная р абота в России. - М., 1995; Ульянова Г.Н. Участковые попечительства в России // Вестник благотворительности. 1995. № 2.

[47] См.: Медведев Ю.В. Московское купечество и благотворительность // Социальные и гуманитарные науки. Отечестввенная и зарубежная литература. История. - М., 1995; Петров Ю.А. Москва купеческая на рубежде XIX-XX веков // Отечественная история, 1996. № 2.

[48] Ульянова Г.Н. Благотворительность московских предпринимателей. 1860-1914 гг. Автореф. дисс... канд. истор. наук. - М., 1995; Пашенцевв Д.А. Благотворительная деятельность русской православной церкви во второй половине XIX - нач. ХХ века. Автореф. дисс... канд. ист. наук, 1995; Чернецов Н.В. Генезис и эволюция социального призрения в России (Х-XIX века): Автореф. дисс... канд. истор. наук. - М., 1996; Миоров Д.Д. История правового обеспечения общественного призрения в России (вторая половина XVIII века). Автореф. дисс... канд. ист. наук. - М., 1997; Фирсов М.В. Социальная работа в России: теория, история, общественная практика. Автореф. дисс... докт. истор. наук. - М., 1997; Кононова Т.Б. История российской благотворительности и ее связь с государственными структурами социального обеспечения. Автореф. дисс... канд. истр. наук. - М., 1997; Белоусов А.А. Меценатство и благотворительность на Дальнем Востоке России, 1861-1917 гг. Исторический опыт. Автореф. ... дисс. канд. ист. наук. - Владивосток, 1997; Иванова Е.В. Внедрение в российскую систему благотворительности зарубежного опыта социальной работы в конце XIX- начале ХХ века. - Автореф. дисс.... канд. истор. наук. - М., 1998; Пашенцева С.В. Деятельность женских благотворительных обществ России в конце XIX - начале ХХ века. Автореф. дисс. ... канд. истор. наук. - М., 1999.

[49] См.: Покотилова Т.Е. Благотворительность в социальной истории дореволюционной России. - М., 1997; она же. Благотворительность в социальной истории дореволюциьонной России: мировоззрение и исторический опыт. Дисс. ... докт. историч. наук. - М., 1998.

[50] См.: Иванникова Н.А. Исторический опыт земского самоуправления по развитию общественного призрения. Автореф. дисс... канд. истор. наук. - М., 1998.

[51] См.: Социальная работа в России: прошлое и настоящее. - Москва - Ставрополь, 1998.

[52] См.: Благотворительность и социально-экономическая политика России: традиции и современность. Сборник сообщений и докладов. - Калуга, 1997.

[53] См.: Афанасьев В.Г., Соколов А.В. Благотворительность в России. Историографические аспекты проблемы. Учебно-методическа работа. - Спб., 1998.

[54] См.: Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России. Учебное пособие. - М. 1998.

[55] См.: Сурков Н.И. Страницы истории социальной работы в КОМИ крае (1860-1918 гг.) - Сыктывкар, 1988.

[56] См.: Литвиненко Н.Ф., Гатилова Л.С. Благотворительность в Курском крае // Из истории культуры курского края. Ч. I /Отв. редактор и  составитель проф.  А.Ю.Друговская). - Курск, 1996; Гатилова Л.С. Благотворительные общества и учреждения в Курске в конце XIX- нач. ХХ вв. // Курск. Документы, Статьи, Воспоминания / Отв. ред. и составитель проф. А.Ю.Друговская  - Курск, 1997; Друговская А.Ю. Гатилова Л.С. Благотворительность курских монастырей // Из истории монастырей и храмов Курского края. - Курск, 1998; Друговская А.Ю., Гатилова Л.С. Традиции милосердия и благотворительности как фактор гуманистического воспитания молодежи // История образования и просвещения в России. - Спб., 1998; Гатилова Л.С. Общественно-благотворительное движение в России на рубеже XIX-ХХ веков // Общество и власть. - Спб., 1999. С. 166-169; Голубцов В.В., Голубцова Г.В. Русский провинциализм и традиции благотворительности (из истории благотворительности в Курской губернии) // Благотворительность и социально-экономическая политика России: традиции и современность. Сборн. сообщений и докладов. - Калуга, 1997. С. 40-41.

[57] См.: Косихина И.Г. Общественно-культурные организации Курской губернии в 60-е гг. XIX вв. - февраль 1917 г. Автореф. дисс.... канд. историч. наук. - Курск, 1998.

[58] См.: Сафонова И.Н., Шатохин И.Т. Из истории “Общества содействия начальному образованию в Курской губернии” // Юг России в прошлом и настоящем: история, экономика, культура. - Белгород, 1998

[59] См.: Афанасьев А.Д. Общество содействия начальному образованию в Курской губернии - общественная учительская организация // Курск: Краеведческий словарь-справочник. - Курск, 1997. С. 268.

[60] См.: Афанасьев А.Д. Общественно-политическая деятельность провинциального учительства с 90-х гг. XIX в. по 1917 г. (на примере Курской губернии). Автореф. дисс. ... канд. историч. наук. - Курск, 1998.

[61] См.: Туманова А.С. Неполитические общественные организации города Тамбова в начале ХХ века (1900-1917 гг.). Дисс... канд. истор. наук. - Воронеж, 1996.

[62] См.: Туманова  А.С. Указ. соч.  С. 16,22.

[63] См.: Орлова В.Д. Проблемы благотворительной деятельности в  городах Тамбовской губернии во второй полвоине XIX- начале ХХ в. // Социальная работа в России: прошлое и настоящее. - М., Ставрополь, 1998. С. 54-65; Деревягина Т.Г. Благотворительные организации: опыт прошлого //Там же. С. 65-74; Долгова С.А. Благотворительная помощь народному образованию в Тамбовской губернии // там .же. С. 74-84; Деревягина Т.Г. Виды социальной помощи взрослым Тамбовщины на рубеже XIX-ХХ вв. // Там же. М. 85-95.

[64] См.: Кученкова В. Неизвестный Тамбов. - Тамбов, 1996.