Да не оскудеет рука дающего...

Рефераты по финансам и кредитованию » Да не оскудеет рука дающего...

Введение

Отечественная история продолжает хранить немало так называемых “белых пятен” малоизвестных страниц которые долгие годы для исследователей были просто недоступны. Так например по существу только начинает изучаться в настоящее время история российской благотворительности представляющей крупное общественное явление.

Благотворительная деятельность в России имеет свои исторические корни и традиции которые восходят к Древней Руси. На протяжении столетий ее содержание и формы существенно менялись. Впервые этот термин в научной литературе встречается у Н.М.Карамзина. Однако активное его использование осуществляется во второй половине XIX столетия когда развивается теоретическая мысль в области социальной поддержки и защиты беднейшего населения. Под благотворительностью понимали проявление сострадания к ближнему негосударственную форму помощи нуждающимся. В ХХ веке до 90-х годов данное понятие интерпретируется в отечественной научной литературе как форма классового манипулирования общественным сознанием в капиталистическом обществе[1]. Сегодня под благотворительностью понимается некоммерческая деятельность направленная на оказание помощи нуждающимся[2].

В настоящее время в русле происходящего в нашем обществе пересмотра отношения к общечеловеческим ценностям наблюдается возрождение некогда забытых понятий традиций видов деятельности среди которых без сомнения может быть названа благотворительность.

Вместе с тем актуальность темы связана и с теми изменениями кризисными явлениями происходящими в российском обществе и обусловленными историческим переломом переходом от старых социальных отношений к новым. Этот процесс проходит особо болезненно для мало- или неимущей части российских граждан т.к. в стране отсутствует необходимая система социальной защиты населения и им не оказывается вовремя и адресно направленная поддержка. А условия необходимые для формирования многофункциональной  социальной политики пока еще не сложились в стране[3]. Прогрессирующая нищета небывалое социальное расслоение затронувшее все социальные группы и слои российского общества утрата многих мировоззренческих и нравственных жизненных ориентиров размытость исторического сознания – характерные черты сегодняшнего дня.

В концепции национальной безопасности Российской Федерации утвержденной Указом Президента 17 декабря 1997 г. особо подчеркивается что еще недостаточно устойчивы позитивные тенденции во внутреннем развитии государства и общества и увеличение удельного веса населения живущего за чертой бедности расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан усиление социальной напряженности как следствие кризисного состояния экономики несет угрозу безопасности России в социальной сфере[4].

В этих условиях потребность в изучении и научной разработке отдельных пластов и явлений социальной истории России приобретает особую значимость. Знание исторического опыта как положительного так и негативного дает возможность избежать ошибок и наряду с действием других важнейших факторов обеспечить достойное развитие современной России. С этим мнением современного исследователя Т.Е.Покотиловой трудно не согласиться[5]. Таким образом интерес исследователей в настоящее время к изучению опыта прошлого традиций российской благотворительности ее социально-политических аспектов в частности вполне закономерен.

На наш взгляд благотворительность ставшая в России именно в эпоху капитализма общественным явлением вместе с тем являлась частью политической идеологии российского государства того периода. В общественную психологию внедрялась идея тесной связи монарха со своим народом культивировалась мысль о безграничной монаршей милости укреплялось сознание что “лишь бы до царя дойти у него каждый найдет и правду и покровительство”. Именно на уровне государственной политики осуществлялась благотворительность. Властью инициировались и режиссировались всевозможные благотворительные акции “адресные” кампании и т.п. можно сказать даже что формировался культ благотворительности.  Не случайно благотворительность в дореволюционной России была делом престижным. Сначала дворянская аристократия – крупные землевладельцы а позднее промышленники купцы просто зажиточные люди вкладывая капитал в благотворительные дела стремились зарекомендовать себя в глазах общественности. Благотворительность считалась признаком хорошего тона. Для того чтобы завоевать определенные позиции в тогдашней общественной и государственной иерархии недостаточно было быть богатым нужно было совершать общественно полезные поступки. И они совершались в массовом масштабе. Пример подавали члены императорской семьи учреждавшие благотворительные общества вносившие при этом на их нужды значительные капиталы и опекавшие их. Социальный состав благотворителей менялся в соответствии с социально-экономическим развитием страны. Формы социальной помощи были многообразными они отражали многоукладность тогдашнего общества. Но в каком бы виде благотворительность ни проявлялась материальную основу ее в большинстве случаев составляли частные пожертвования[6].

Исторический анализ социально-политических аспектов благотворительности в России в конце XIX – начале ХХ веков поможет глубже понять ее внутреннюю сущность взаимосвязь социальных экономических политических идеологических правовых и ментальных начал ее развития. Объективно воссозданная картина благотворения в губерниях Центрального Черноземья как одного из крупнейших российских регионов дает богатейший материал для анализа и преломления на практике в нашей сегодняшней жизни многих полезных начинаний того времени. В условиях рыночной рациональности и расчетливости ориентация общественного сознания на феномены безвозмездной благотворительности позволяет также актуализировать проблематику духовно-нравственной составляющей социального развития. Наше общество особо нуждается сейчас в превращении нравственного воспитания в практическую школу благонравия.

Об актуальности темы свидетельствует также анализ состояния ее разработки. В дореволюционный период вопросам общественного призрения и благотворительности уделялось достаточно большое внимание о чем свидетельствуют библиографические издания называющие многочисленные публикации относящиеся ко второй половине XIX в.[7]. По подсчетам современных исследователей по вопросам благотворительности в дореволюционный период были опубликованы 323 работы (без учета периодики)[8]. Причем  некоторые издания являлись многотомными а одно из них “состоящее под высочайшим их императорского величества и покровительством Ведомство детских приютов и его задачи” выходившее в С.-Петербурге в 1897-1911 гг. состояло из 34 частей. Общие проблемы благотворительности освещены в работах таких дореволюционных авторов как Н.Я.Воскобойников Георгиевский В.И.Ильинский Н.Н.Кафтанов А.Якоби Н.А.Никольский и др.[9]. Их отличает очерковый фрагментарный характер повествования. Вместе с тем они дают представление об отдельных аспектах истории благотворительности в России о призрении бедных и неимущих. Среди работ общего характера необходимо выделить книгу “Общественное и частное призрение в России”[10]. Она представляет собой сборник очерков о постановке дела призрения в России выход которого был приурочен к проходившему в Милане IV Международному конгрессу  по общественному и частному призрению. Из большого числа статей по разнообразной тематике выделим “Очерк истории развития и современного положения общественного призрения” Е.Д.Максимова. Он подчеркивал что государственное призрение появилось в России с появлением государства характеризовал принципы государственного призрения считая что государственная  благотворительность берет свое начало с XVIII в. т.е. с правления Петра I. Статья Максимова насыщена богатым фактическим цифровым материалом. Отметим что многочисленные работы Е.Д.Максимова[11] раскрывающие различные стороны истории российской благотворительности внесли значительный вклад в историографию проблемы. Ни один современный исследователь занимающийся вопросами благотворительности не может обойтись без его трудов отличающихся глубиной аргументированностью в изложении материалы серьезностью и основательностью. Охарактеризуем некоторые из них использованные нами в настоящей работе.  В статье Е.Д.Максимова “Практическая и законодательная постановка мер общественного призрения”[12] затрагиваются вопросы реализации земствами благотворительных целей и задач. Причем автор анализируя действовавшее российское законодательство об общественном призрении пришел к неутешительному выводу о том что законодательство мало соответствовало требованиям жизни и не могло удовлетворить российское общество. В статье приведен конкретный статистический материал об общественном призрении в России в середине 90-х годов XIX в. о количестве нуждавшихся в призрении из различных сословий о взаимосвязи нищенства и преступности. Ценным для нас является и характеристика общественного призрения в России в конце XIX в. его направлений анализ духовных форм общественного призрения по губерниям. Вместе с тем в статье впервые предпринята попытка в историческом аспекте проанализировать российское законодательство по общественному призрению. Эти проблемы и до сегодняшнего дня остаются недостаточно исследованными и статья Е.Д.Максимова – своеобразный вектор ориентир для нынешних историков занимающийся изучением социально-политических аспектов благотворительности в России.

Вопросы истории общественного призрения развития благотворительности в медицине образования в России затрагиваются и в книге “Из истории и опыта земских учреждений в России” специально посвященной 50-летию земских учреждений[13]. В одном из ее разделов специально рассматривается вопрос о деятельности земских учреждений в области организации “народного здравия” и общественного призрения. В ней содержатся также в частности интересные сведения о деятельности Курского губернского земства в области народного образования показано на примере Курской губернии влияние крестьянского представительства в земских учреждениях на образование. Прослеживаются общие тенденции по развитию общественного призрения в земских губерниях России выделяются типичные закономерности в его развитии в этих губерниях включая Воронежскую Тамбовскую и Курскую

В разделе “Народное здравие и общественное призрение” Е.Д.Максимов показал деятельность земств в этом направлении отмечая слабую несовершенную законодательную базу в сфере общественного призрения. Он вскрыл также основные причины недостаточного финансирования земств их трудного материального положения отрицательно влиявшего на решение насущных вопросов медицинского обеспечения общественного призрения населения. Анализируются также ходатайства земств к правительству остававшиеся как правило без положительного ответа. Автор определил также основные виды и формы общественного призрения осуществляемого земствами показал их влияние на развитие благотворительности в России наметил конкретные пути дальнейшей деятельности земств в этом направлении. Статья имеет большое методологическое значение содержит конкретный статистический материал о развитии земской благотворительности и общественного призрения во второй половине XIX – начале ХХ вв.

К этим материалам примыкает книга Е.Д.Максимова “Очерк земской деятельности в области общественного призрения” вышедшей еще в середине 90-х годов XIX в.[14]. Эта книга специально посвящена интересующему нас вопросу – земство и благотворительность и уже только в силу этого обстоятельства является исключительно ценной для исследования.

Обширный документальный материал собранный и систематизированный автором дал возможность по достоинству оценить заслуги земства. Отметим что Е.Д.Максимов в этой работе по-новому подходит к вопросу о роли государства в организации общественного призрения. Он справедливо утверждает что общественное призрение должно быть важнейшей сферой государственного управления которая требует систематической заботы и внимания со стороны государства. Е.Д.Максимов настаивая на праве человека на попечение призрение вместе с тем поставил вопросы о реализации этого права через судебные органы и о необходимости создания для этого соответствующей законодательной основы. Заметим кстати что работы Е.Д.Максимова впрочем как и многие другие дореволюционные издания по истории благотворительности и общественного призрения давно уже стали библиографической редкостью что делает их труднодоступными для исследователя и использования в научных целях.

В дореволюционной историографии выделяется также книга В.Ф.Дерюжинского “Заметки об общественном призрении”[15] в которой содержится краткий обзор состояния общественного призрения в России критически оценивается его законодательная база. Вместе с тем автор в историческом аспекте анализирует имевшийся опыт благотворительности в Западной Европе выделяя в нем рациональное и значимое для использования в российских условиях.

Правовые вопросы общественного призрения как нам представляется были чрезвычайно актуальными в конце XIX- начале ХХ века поскольку законодательная политика царского правительства являющаяся неотъемлемой частью его политической идеологии во многом определяла практическую направленность благотворительного движения в указанный период как в центре так и в различных регионах империи. Поэтому думается не случайно в это время появляются работы известных историков правоведов общественных деятелей считавших что существовавшее законодательство не отвечало потребностям общества. В связи с этим представляет интерес работы К.К.Победоносцева[16] в которой он  касается  проблемы совершенствования управлением благотворительными учреждениями. Она написана в виде комментария к работе особой правительственной комиссии по пересмотру действовавшего тогда законодательства об общественном призрении созданной под председательством статс-секретаря К.К.Грота в ноябре 1892 г. И хотя политические аспекты в комментируемых нами исследованиях дореволюционных авторов открыто не присутствуют но совершенно очевидно что отстаиваемые ими позиции выражали интересы монархического государства его политическую идеологию.

Отметим также фундаментальный труд по истории благотворительности в России под ред. П.И.Лыкошина “Благотворительная Россия”[17]. Как и в трудах вышеуказанных авторов в книге в качестве исторического рубежа с которого благотворительность в России приобретает общественный характер указывается период буржуазных реформ 60-70-х годов.

Отдельные направления благотворительной деятельности в России представлены в дореволюционной литературе крайне неравномерно. Основное внимание уделяется государственной благотворительности и тем благотворительным обществам которые находились под покровительством членов Императорской семьи. В конце XIX – начале ХХ вв. вошли юбилейные издания о Ведомстве учреждений императрицы Марии и Императорском Человеколюбивом Обществе в которых содержится богатый фактический материал используемый в нашем исследовании и иллюстрирующий основные направления деятельности этих ведомств по развитию благотворительности не только в Петербурге Москве но и по всей России[18] включая губернии Центрального Черноземья.

Одним из важнейших направлений в истории российского благотворения являлась трудовая помощь которая особенно активизировалась в 90-е годы что было связано  с недостаточной занятостью населения и появлением острой безработицы. Вопросами трудовой помощи занимались теоретики и практики социальной работы в дореволюционной России среди которых ведущую роль играли В.И.Герье В.В.Гаген К.К.Грот Е.Д.Максимов Г.Г.Швиттау[19] и др. Они обосновывали необходимость государственной системы “трудовспоможения” предлагали свои варианты решения вопроса. Но до революции так и не удалось развить эту систему хотя бы в начальном виде. Поэтому трудовая помощь оставалась делом многочисленных и почти не связанных друг с другом общественных организаций и негосударственных учреждений. Наиболее значительным трудом по этим вопросам является книга Г.Г.Швиттау (в двух частях) “Трудовая помощь”[20] . Это  монографическое исследование остается до сих пор самым важным и крупным по истории трудовой помощи. Для настоящей работы эта книга являлась не только важным в историографическом плане поскольку в ней содержится комплексное и основательное изложение вопроса но она представляет ценность и как источник где удалось почерпнуть важные сведения по развитию трудовой помощи в губерниях Центрального Черноземья. В исследовании содержится материал о домах трудолюбия и работных домах об Ольгинских детских домах трудолюбия о создании летних детских приютов-яслей о пунктах трудовой помощи для сельского населения и многое другое. Сегодня совершенно необходимо хорошо знать о находках и открытиях теоретиков и практиков трудовой помощи так как наши проблемы сродни тем которые решались сто лет назад и опыт предшественников может оказаться вполне полезным при борьбе с безработицей решение вопросов профессионального обучения профилактики бедности трудоустройстве людей и т.п.

Одним из важнейших направлений общественного призрения является призрение детства. Этому вопросу в дореволюционной литературе уделялось большое внимание свидетельством чему являются многочисленные работы о благотворительных учреждениях различных типов. Существовала литература справочного характера по детской благотворительности в целом которая содержит интереснейшие сведения о положении детей не только в России но и за границей[21]. В то же время среди многочисленных книг и брошюр нет такой работы в которой бы проблемы детской благотворительности были бы освещены на общероссийском уровне не говоря уже о региональном аспекте темы. Небольшое исключение составляет лишь работа о воспитательных домах но ее содержание сводится к тому что в ней помещено около сотни документов о детской благотворительности включая извлечения из законов указов постановлений рескриптов справок и сведений и т.п. за период с 1774 по 1888 г.[22]. Отметим также литературу об Ольгинских детских приютах основанных в ознакоменование рождения в 1895 г. первенца Николая II - великой книгяни Ольги (эти заведения содержались на средства царской семьи)[23]. В них помещались как правило дети имевшие какие-то особенности в своем развитии. Эти приюты размещались в 14 губернских городах и 22 уездах и селах (в том числе в губерниях Центрального Черноземья) и в них соответственно находилось 582 и 600 детей.

Важное значение имеет монография М.Д.Путерена (главного врача С.-Петербургского воспитательного дома)[24] посвященная призрению подкидышей в 17 странах (подробно дан материал о Франции). Но основной акцент сделан на России .

В книге анализируется эта проблема в свете ее решения приказами общественного призрения (с. 74-101) всеми губенскими земствами (с. 102-361) уездными земствами и городскими управами (с. 362-420) и другими организациями общественными и частными лицами (с. 421-464). Монография является ценнейшим источником при изучении призрения детства содержит огромный фактический и документальный материал. К ней примыкают работы С.Э.Термена Н.Жеденева Г.Я.Щербинина[25] по истории сельских приютов которые стали возникать с 1892 г. и имели свои отличительные особенности. В книге обращается внимание на создание приютов строительство зданий обучение детей грамоте   ремеслам привитие навыков по домоводству организацию выставок изделий воспитательную работу с учащимися. Отметим также монографию Э.Я.Бари которая носит общеисторический характер[26].

Все перечисленные нами работы носят обобщающий характер но без знакомства с ними невозможно исследовать проблемы детского призрения на региональном уровне показать ваимосвязь протекавших процессов в провинции с общероссийскими тенденциями в сфере детского призрения.

Обратимся еще к одному направлению в российской благотворительности конца XIX - начала ХХ вв. также нашедшему свое проявление в губерниях Центрального Черноземья церковно-приходской. Благотворительность в России была неразрывно связана с русской православной церковью и эта связь прослеживалась на протяжении многих веков. Именно церковь постоянно внушала мысль о том что надо помогать людям любыми доступными средствами.

Страницы: 1 2 3