ЕГЭ по литературе 2012 Кодификатор

ЕГЭ » ЕГЭ по литературе 2012 Кодификатор Скачать

Кодификатор

элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений

для проведения в 2012 году

единого государственного экзамена по ЛИТЕРАТУРЕ


Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2012 году единого государственного экзамена по литературе (далее – кодификатор) является одним из документов определяющих структуру и содержание КИМ ЕГЭ. Кодификатор представляет собой систематизированный перечень требований к уровню подготовки выпускников и проверяемых элементов содержания в котором каждому объекту соответствует определенный код. Кодификатор составлен на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089). Кодификатор 2012 г. как и в прошлые годы опирается не только на стандарт среднего (полного) общего образования но и на стандарт основного общего образования по литературе что не приводит к изъятию из экзаменационного материала важнейших тем которые традиционно присутствовали как в содержании государственного (итогового) контроля так и в программах для поступающих в вузы (древнерусская литература и литература XVIII в. значительная часть произведений первой половины XIX в. и др.).

Разработка КИМ ЕГЭ требует конкретизации некоторых положений раздела «Литературные произведения предназначенные для обязательного изучения» стандарта. Для решения данной задачи при составлении кодификатора использованы нормативные документы прошлых лет: Обязательный минимум содержания основного общего образования по литературе (приказ Минобразования России от 19.05.1998 № 1236); Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по литературе (приказ Минобразования России от 30.06.1999 № 56). Данное решение позволяет включить в кодификатор произведения представленные и рассмотренные во всех учебниках рекомендованных и допущенных Минобрнауки России.

Вместе с тем при разработке кодификатора 2010–2012 г. в определенной степени осуществлялась опора на нормативную базу
1998–1999 г. так как она позволяет сохранить в итоговом контроле ряд важных терминов и понятий рассказ М. Горького «Старуха Изергиль» конкретизировать перечень сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина и списки стихотворений (в стандарте 2004 г. минимальный перечень стихотворений дан с установкой на дополнительный самостоятельный выбор
3–5 стихотворений). В приложении 1 дан перечень элементов содержания включенных в кодификатор на основе Обязательных минимумов содержания основного общего и среднего (полного) общего образования по литературе (приказы Минобразования России от 19.05.1998 № 1236 и от 30.06.1999
№ 56).

ЕГЭ по литературе трех последних лет в большей степени ориентируется на государственный образовательный стандарт профильного уровня что заложено в общей концепции единого государственного экзамена и соответствует следующим специфическим особенностям двухуровневого стандарта по литературе:

– в стандарт профильного уровня полностью включен стандарт базового уровня;

– большая часть отличий стандарта базового и профильного уровней не сказывается на отборе материала для единого государственного экзамена1; различия в части материала подлежащего контролю минимальны (изучение профильного курса литературы предполагает не столько расширение круга писательских имен и произведений сколько освоение литературного материала на ином углубленном уровне).

Начиная с 2010 г. кодификатор в полном объеме содержит элементы проверяемого содержания названные в обязательном минимуме содержания среднего (полного) общего образования включенного в стандарт профильного уровня. В приложении 2 дан перечень элементов содержания добавленных в кодификатор с учетом требований государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень).

Следует подчеркнуть что кодификатор элементов содержания формируется в первую очередь на основе перечня произведений который включен в Обязательный минимум содержания основных образовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования по литературе (базовый и профильный уровни). Структура КИМ ЕГЭ по литературе учитывает следующие четыре способа представления учебного материала в названном перечне отличающиеся разной степенью детализации материала:

названо имя писателя с указанием конкретного(-ых) произведения(-ий);

названо имя писателя с указанием на обзорное изучение конкретного произведения (так представлены например роман М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» и роман Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго»);

названо имя писателя без указания конкретных произведений выбор которых предоставляется автору программы или учителю (так представлено например творчество Н.С. Лескова и А.П. Платонова);

предложен список имен писателей и указано минимальное число авторов произведения которых обязательны для изучения: выбор писателей и конкретных произведений из предложенного списка предоставляется автору программы или учителю (так представлен например раздел «Литература второй половины ХХ в.»).

В первом случае задания по представленному элементу содержания могут быть включены в любую часть экзаменационной работы. В остальных – задания даются только в части 3 экзаменационной работы. При этом в одном случае формулировка задания не содержит указания на конкретное произведение (выбор осуществляет экзаменуемый) а в другом формулировка задания не содержит указания на конкретное имя писателя и произведение (выбор также осуществляет экзаменуемый).

В кодификатор не включены элементы содержания выделенные курсивом в Обязательном минимуме содержания основных образовательных программ: данное содержание подлежит изучению но не является объектом итогового контроля.


Раздел 1. Перечень элементов содержания проверяемых на едином государственном экзамене по ЛИТЕРАТУРЕ


Перечень элементов содержания проверяемых на едином государственном экзамене по литературе составлен на основе раздела «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по литературе (базовый и профильный уровни) а также с учетом Обязательного минимума содержания основного общего и среднего (полного) общего образования 1998 и 1999 гг.

В первом столбце таблицы указаны коды разделов и элементов содержания для которых создаются проверочные задания. Жирным шрифтом указаны крупные блоки содержания которые ниже разбиты на более мелкие элементы.

Романы М.А. Булгакова «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита» в кодификаторе помечены кодом с дополнительным буквенным обозначением: 7.15.А и 7.15.Б поскольку экзаменуемым предоставляется право выбора задания по одному из указанных произведений.

Курсивом выделены понятия которые напрямую не названы в государственном образовательном стандарте однако являются необходимыми для конкретизации включенных в стандарт терминов и понятий высокого уровня обобщения. Например при характеристике особенностей композиции произведения часто требуется использовать термин антитеза; анализ проблематики произведения образа героя (в том числе с учетом авторской позиции) требует знания понятий портрет пейзаж говорящая фамилия ремарка; выявление языковых особенностей текста предполагает использование таких понятий как риторический вопрос афоризм инверсия повтор анафора олицетворение; оперирование понятиями поэзия стихотворение требует владения термином рифма.


Код эле-ментов Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ ЕГЭ

1

Сведения по теории и истории литературы

1.1 Художественная литература как искусство слова
1.2 Фольклор. Жанры фольклора
1.3 Художественный образ. Художественное время и пространство
1.4 Содержание и форма. Поэтика
1.5 Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика
1.6 Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм
1.7 Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма
1.8 Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Антитеза. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Портрет. Пейзаж. Говорящая фамилия. Ремарка. «Вечные темы» и «вечные образы» в литературе. Пафос. Фабула. Речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь. Сказ
1.9 Деталь. Символ. Подтекст
1.10 Психологизм. Народность. Историзм
1.11 Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск
1.12

Язык художественного произведения. Риторический вопрос. Афоризм. Инверсия. Повтор. Анафора. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия. Гипербола. Аллегория.

Звукопись: аллитерация, ассонанс

1.13 Стиль
1.14 Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр
1.15 Литературная критика

2

Из древнерусской литературы

2.1 «Слово о полку Игореве»

3

Из литературы XVIII в.

3.1 Д.И. Фонвизин. Пьеса «Недоросль»
3.2 Г.Р. Державин. Стихотворение «Памятник»

4

Из литературы первой половины XIX в.

4.1 В.А. Жуковский. Стихотворение «Море»
4.2 В.А. Жуковский. Баллада «Светлана»
4.3 А.С. Грибоедов. Пьеса «Горе от ума»
4.4

А.С. Пушкин. Стихотворения: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд...», «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге»,
«К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»),
«19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…») «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил…»

4.5 А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка»
4.6 А.С. Пушкин. Поэма «Медный всадник»
4.7 А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин»
4.8

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон»
(«В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу...»

4.9 М.Ю. Лермонтов. «Песня про… купца Калашникова»
4.10 М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»
4.11 М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени»
4.12 Н.В. Гоголь. Пьеса «Ревизор»
4.13 Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель»
4.14 Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души»

5

Из литературы второй половины XIX в.

5.1 А.Н. Островский. Пьеса «Гроза»
5.2 И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети»
5.3 Ф.И. Тютчев. Стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»), «Природа – сфинкс. И тем она верней...»
5.4 А.А. Фет. Стихотворения: «Заря прощается с землею...», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь»
5.5 И.А. Гончаров. Роман «Обломов»
5.6 Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей...», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…»
5.7 Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
5.8 М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь»
5.9 М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман «История одного города» (обзорное изучение)
5.10 Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир»
5.11 Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»
5.12 Н.С. Лесков. Одно произведение (по выбору экзаменуемого)

6

Из литературы конца XIX – начала XX в.

6.1 А.П. Чехов. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон»
6.2 А.П. Чехов. Пьеса «Вишневый сад»

7

Из литературы первой половины XX в.

7.1 И.А. Бунин. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник»
7.2 М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль»
7.3 М. Горький. Пьеса «На дне»
7.4 А.А. Блок. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «О, я хочу безумно жить…»
7.5 А.А. Блок. Поэма «Двенадцать»
7.6 В.В. Маяковский. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой»
7.7 В.В. Маяковский. Поэма «Облако в штанах»

7.8 С.А. Есенин. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи...», «Низкий дом с голубыми ставнями...»
7.9 М.И. Цветаева. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов – как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»)
7.10

О.Э. Мандельштам. Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…»,
«Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»

7.11 А.А. Ахматова. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова...», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие...», «Не с теми я, кто бросил землю...», «Стихи о Петербурге», «Мужество»
7.12 А.А. Ахматова. Поэма «Реквием»
7.13 М.А. Шолохов. Роман «Тихий Дон»
7.14 М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека»
7.15.А М.А. Булгаков. Роман «Белая гвардия» (допускается выбор)
7.15.Б М.А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (допускается выбор)
7.16 А.Т. Твардовский. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери» («В краю, куда их вывезли гуртом…»), «Я знаю, никакой моей вины…»
7.17 А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок», «Смерть и воин»)
7.18 Б.Л. Пастернак. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле…»), «Никого не будет в доме...», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест...», «Сосны», «Иней», «Июль»
7.19 Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов)
7.20 А.П. Платонов. Одно произведение (по выбору экзаменуемого)
7.21 А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор»
7.22 А.И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича»

8

Из литературы второй половины ХХ в.

8.1

Проза второй половины XX в.

Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, А.Г. Битов, В.В. Быков, В.С. Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л. Кондратьев, В.П. Некрасов, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, В.Ф. Тендряков, Ю.В. Трифонов, В.М. Шукшин (произведения не менее трех авторов по выбору)

8.2

Поэзия второй половины XX в.

Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский (стихотворения не менее трех авторов по выбору)

8.3

Драматургия второй половины ХХ в.

А.Н. Арбузов, А.В. Вампилов, А.М. Володин, В.С. Розов, М.М. Рощин (произведение одного автора по выбору)


Раздел 2. Перечень требований к уровню подготовки выпускников достижение которого проверяется на едином государственном экзамене поЛИТЕРАТУРЕ

Контрольные измерительные материалы разрабатываются не только на основе перечисленных в разделе 1 элементов содержания но с опорой на требования к уровню подготовки выпускников сформулированные в Федеральном компоненте государственного стандарта среднего (полного) общего образования по литературе базовый и профильный уровень (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).

В первом столбце таблицы указаны коды требований для которых создаются проверочные задания. Жирным курсивом указаны крупные блоки требований которые ниже разбиты на более мелкие элементы1.


Код требования

Требования к уровню подготовки выпускников, проверяемые заданиями КИМ

1

Знать/понимать:

1.1 образную природу словесного искусства;
1.2 содержание изученных литературных произведений;
1.3

основные факты жизни и творчества писателей-классиков
XIX–XX вв., этапы их творческой эволюции;

1.4 историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;
1.5 основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;
1.6 основные теоретико-литературные понятия

2

Уметь:

2.1 воспроизводить содержание литературного произведения;
2.2 анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
2.3 соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;

2.4 раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;
2.5 соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
2.6 определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;
2.7 сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;
2.8 выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
2.9 аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
2.10 писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.

3

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

3.1 создания связного текста (устного и письменного) на предложенную тему с учетом норм русского литературного языка;
3.2 участия в диалоге или дискуссии

Проверяемые в ЕГЭ умения сформулированные на основе указанных требований описаны также в разделе 5 спецификации КИМ ЕГЭ по литературе 2012 г.

Не все умения соответствующие требованиям к уровню подготовки выпускников сформулированным в государственном образовательном стандарте по литературе могут быть проверены в формате ЕГЭ (например не проверяется умение выразительно читать изученные произведения составлять планы и тезисы статей на литературные темы готовить учебно-исследовательские работы). Кроме того часть знаний и умений сформулированных в требованиях прямо не отражена в формулировках заданий но эти знания и умения могут быть проявлены выпускниками при выполнении заданий с развернутым ответом (например знание основных фактов жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв. этапов их творческой эволюции творческой истории изучаемых произведений; умение соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества; сопоставлять различные художественные критические и научные интерпретации литературных произведений умение подать материал в дискуссионной форме писать рецензии на прочитанные произведения оценивать их эстетическую значимость).

Приложение 1


Перечень элементов содержания включенных в кодификатор

на основе Обязательных минимумов содержания основного общего и среднего (полного) общего образования по ЛИТЕРАТУРЕ

(приказы Минобразования России

от 19.05.1998 № 1236 и от 30.06.1999 № 56)


(жирным шрифтом выделены стихотворения добавленные в кодификатор в 2010 г.)


Г.Р. Державин. «Памятник».

В.А. Жуковский. «Море».

А.С. Пушкин. «Деревня» «Узник» «Во глубине сибирских руд...»
«Поэт».

М.Ю. Лермонтов. «Нет я не Байрон я другой…» «Тучи» «Нищий»
«Из-под таинственной холодной полумаски…».

Ф.И. Тютчев. «Полдень» «Певучесть есть в морских волнах…»;

А.А. Фет. «Заря прощается с землею...» «Одним толчком согнать ладью живую…».

А. Некрасов. «Тройка» «Я не люблю иронии твоей...».

М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил» «Дикий помещик» «Премудрый пескарь».

М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль».

А.А. Блок. «Вхожу я в темные храмы...» «Фабрика» «Русь»
«О доблестях о подвигах о славе...» «О я хочу безумно жить…».

В.В. Маяковский. «Нате!» «Хорошее отношение к лошадям» «Необычайное приключение бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» «Дешевая распродажа» «Письмо Татьяне Яковлевой».

С.А. Есенин. «О красном вечере задумалась дорога…» «Запели тесаные дроги…» «Русь» «Пушкину» «Я иду долиной. На затылке кепи...» «Низкий дом с голубыми ставнями...».

М.И. Цветаева. «Книги в красном переплете» «Бабушке» «Семь холмов – как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»).

А.А. Ахматова. «Заплаканная осень как вдова...» «Приморский сонет» «Перед весной бывают дни такие...» «Не с теми я кто бросил землю...» «Стихи о Петербурге» «Мужество».

Б.Л. Пастернак. «Никого не будет в доме...» «Снег идёт» «Про эти стихи» «Любить иных – тяжелый крест...» «Сосны» «Иней» «Июль».

Приложение 2


Перечень элементов содержания включенных в кодификатор с учетом требований государственного стандарта

среднего (полного) общего образования (профильный уровень)

(утвержден приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089)


В раздел «Сведения по теории и истории литературы» добавлены следующие термины и понятия:

– художественное время и пространство;

– поэтика;

– авторский замысел и его воплощение;

– постмодернизм;

– песня;

– фабула;

– внутренняя речь;

– сказ;

– дольник акцентный стих верлибр;

– литературная критика.

В раздел «Из литературы первой половины XIX в.» добавлены следующие стихотворения:

– А.С. Пушкин. «Разговор книгопродавца с поэтом»;

– М.Ю. Лермонтов. «Валерик».

В раздел «Из литературы второй половины XIX в.» добавлены следующие произведения:

– Ф.И. Тютчев. Стихотворение «Природа – сфинкс. И тем она верней...»;

– М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман «История одного города» (обзорное изучение);

– Н.С. Лесков. Одно из произведений (по выбору экзаменуемого).

В раздел «Из литературы конца XIX – начала XX в.» добавлен рассказ А.П. Чехова «Дама с собачкой».

В раздел «Из литературы первой половины XX в.» добавлены следующие произведения:

– Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов);

– А.П. Платонов. Одно из произведений (по выбору экзаменуемого);

– А.И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича».


1 Список изучаемых произведений включенный в образовательный стандарт профильного уровня в сравнении со стандартом базового уровня расширен прежде всего за счет выделенных курсивом произведений. Маркировка курсивом означает что данный материал изучается но не проверяется в рамках государственного (итогового) контроля (например трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов» поэма М.Ю. Лермонтова «Демон» роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?» рассказы И.Э. Бабеля роман Е.И. Замятина «Мы»).


11 Требования к уровню подготовки выпускников сформулированные в Федеральном компоненте государственного стандарта среднего (полного) общего образования по литературе базового уровня не приводятся так как они полностью включены в стандарт профильного уровня. Требования цитируются не в полном объеме (изъяты требования не проверяемые в рамках ЕГЭ).