Единый государственный экзамен по ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
Демонстрационный вариант
контрольных измерительных материалов
единого государственного экзамена
2012 года по АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
подготовлен Федеральным государственным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»
Единый государственный экзамен по АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Пояснения к демонстрационному варианту контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена
2012 года по АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
При ознакомлении с демонстрационным вариантом контрольных измерительных материалов ЕГЭ 2012 года следует иметь в виду, что задания, в него включённые, не отражают всех вопросов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2012 году. Полный перечень вопросов, которые могут контролироваться на едином государственном экзамене 2012 года, приведён в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена 2012 года по английскому языку.
Назначение демонстрационного варианта заключается в том, чтобы дать возможность любому участнику ЕГЭ и широкой общественности составить представление о структуре будущих КИМ, количестве заданий, их форме, уровне сложности. Приведённые критерии оценки выполнения заданий с развёрнутым ответом, включённые в этот вариант, дают представление о требованиях к полноте и правильности записи развёрнутого ответа.
Эти сведения позволят выпускникам выработать стратегию подготовки к ЕГЭ.
Раздел 1. Аудирование
B1
1. | |
2. | |
3. | |
4. | |
5. | |
6. | |
7. | |
Говорящий | | | | | |
|
Утверждение |
A1
1) | | 2) | | 3) | |
A2
1) | | 2) | | 3) | |
A3
1) | | 2) | | 3) | |
A4
1) | | 2) | | 3) | |
A5
1) | | 2) | | 3) | |
A6
1) | | 2) | | 3) | |
A7
1) | | 2) | | 3) | |
A8
1) | |
2) | |
3) | |
A9
1) | |
2) | |
3) | |
A10
1) | |
2) | |
3) | |
A11
1) | |
2) | |
3) | |
A12
1) | |
2) | |
3) | |
A13
1) | |
2) | |
3) | |
A14
1) | |
2) | |
3) | |
Раздел 2. Чтение
B2
1. | | 5. | |
2. | | 6. | |
3. | | 7. | |
4. | | 8. | |
A. | |
B. | |
C. | |
D. | |
E. | |
F. | |
G. | |
A | B | C | D | E | F | G |
B3
1. | |
2. | |
3. | |
4. | |
5. | |
6. | |
7. | |
A | B | C | D | E | F |
A15
1) | |
2) | |
3) | |
4) | |
A16
1) | |
2) | |
3) | |
4) | |
A17
1) | |
2) | |
3) | |
4) | |
A18
1) | |
2) | |
3) | |
4) | |
A19
1) | |
2) | |
3) | |
4) | |
A20
1) | |
2) | |
3) | |
4) | |
A21
1) | |
2) | |
3) | |
4) | |
Раздел 3. Грамматика и лексика
B4
B5
B6
B7
B8
B9
B10
B11
B12
B13
B14
B15
B16
A22
1) | | 2) | | 3) | | 4) | |
A23
1) | | 2) | | 3) | | 4) | |
A24
1) | | 2) | | 3) | | 4) | |
A25
1) | | 2) | | 3) | | 4) | |
A26
1) | | 2) | | 3) | | 4) | |
A27
1) | | 2) | | 3) | | 4) | |
A28
1) | | 2) | | 3) | | 4) | |
Раздел 4. Письмо
C1
C2
Приложение 1
Тексты для аудирования
Сейчас Вы будете выполнять задания по аудированию. Каждый текст прозвучит 2 раза. После двух прослушиваний у Вас будет время для выполнения и проверки заданий. Все паузы включены в аудиозапись. Остановка и повторное воспроизведение аудиозаписи не предусмотрены. По окончании выполнения всего раздела «Аудирование» перенесите свои ответы в бланк ответов № 1.
Задание В1
Вы услышите 6 высказываний. Установите соответствие между высказываниями каждого говорящего A–Fи утверждениями, данными в списке 1–7. Используйте каждое утверждение, обозначенное соответствующей цифрой, только один раз. В задании есть одно лишнее утверждение. Вы услышите запись дважды. Занесите свои ответы в таблицу. У Вас есть 20 секунд, чтобы ознакомиться с заданием.
Now we are ready to start.
Speaker A
For any celebration you have so many people to give presents to: your mates, parents, relatives. It creates a problem of choosing an original present. I think everybody is so tired of traditional gifts! To my mind, the simplest way out is accessories. They are always different and can suit everybody. For family members it may seem a good investment if it’s expensive enough and it may definitely help your friends look great at a party!
Speaker B
As for me, I dislike pragmatic, domestic gifts. They may be useful, of course, but when you get a present, you expect a surprise, not a new kind of washing powder.
I do not understand people who are happy to get kitchen towels, cups, dishes or anything like that. If you do not have any innovative ideas, buy some perfume or flowers – they are not practical, they are pleasant.
Speaker C
Honestly speaking, I’d be glad to get a weekend camping tour even to a local place of interest. It would be the best present and the worst is perfume. Perfume is the ultimate in personal gifts, even more than accessories. What scent a person chooses is unique and usually very subjective. It also looks like a last-minute decision which may seem impolite, unless you are absolutely sure in your choice, which, as I said is a rare case.
Speaker D
Giving and receiving presents can be stressful. A picky person can dislike some gifts or even worse – give them to somebody else. Horrible! So I found a perfect way out – a gift certificate. For anyone who likes shopping it is ideal and you don’t waste time trying to find something special. But there are disadvantages about
a gift certificate too. A person may think that you just didn’t want to be bothered and get offended, so it’s not a universal present after all.
Speaker E
If you can afford it, try not to give things, but experiences as a present. It is not necessarily something very expensive. Tickets to the first night performance or to a new exhibition in an art gallery, or anywhere else will do fine. It is even better if you can go there together and share these experiences. Take a camera with you and take pictures! Such a present will leave long-standing memories which are dear themselves.
Speaker F
Living in a high-tech world, it would not be unusual to buy gadgets as a present. If your friend commutes, it can be an iPod, if your friend is very busy – an electronic organizer will be an excellent idea. There are millions of choices and they are not expensive either. Such a present can show the person exactly how much thought you put into choosing the perfect gift taking into account his or her way of life and needs.
You have 15 seconds to complete the task. (Pause 15 seconds.)
Now you will hear the texts again. (Repeat.)
This is the end of the task. You now have 15 seconds to check your answers. (Pause 15 seconds.)
Задания А1–А7
Вы услышите диалог. Определите, какие из приведённых утверждений
А1–А7 соответствуют содержанию текста (1 – True), какие не соответствуют (2 – False) и о чём в тексте не сказано, то есть на основании текста нельзя дать ни положительный, ни отрицательный ответ (3 – Not stated). Обведите номер выбранного Вами варианта ответа. Вы услышите запись дважды. У Вас есть 20 секунд, чтобы ознакомиться с заданиями.
Now we are ready to start.
Jane: Hello, Peter! What are you doing here in the library? I often come to the reading room but I have never seen you here before!
Peter: Hello, Jane. That’s right – you could not have possibly seen me here.
I come round to change my books or look through some journals now and then during the term time, but that is it. The end of the term is different, of course.
Jane: Why so?
Peter: Well, you know, the exams are coming and I am getting a bit nervous.
Jane: Have you missed many classes then?
Peter: Not many, really, but the fact is that I did just the bare minimum even for my major! There is a lot of information which went over my head completely. My group mates have lent me their notes but they are of very little use. They are really brief, as a rule, so I cannot make out a single thing of them!
Jane: So, you have missed not classes, but opportunities if I can put it this way.
Peter: I guess you can. Do you think I will be able to catch up with the rest of the group? I doubt it. I have been using my computer much to put all the information in proper schemes and tables but that does not seem to be helping much.
Jane: It is totally up to you! If you are determined to succeed, you will have to spend days and nights with books and your computer.
Peter: What worries me is the language course. It seems totally impossible!
Jane: Yes, that will be the most difficult one for you. You simply cannot expect to take in all the words and grammar rules in just a few nights.
Peter: Do you think I will fail it then?
Jane: Peter, be more optimistic! If the teacher sees you have tried to do at least something, she will appreciate it, I am sure.
Peter: Thank you, Jane; you are such a good friend! How about you? Are you ready for your exams? I bet you are!
Jane: Actually, I am not so sure about Literature. I think I am on the teacher’s blacklist for not meeting deadlines with some of the essays.
Peter: You will pass, do not worry!
Jane: Well, let us hope for the best!
You have 15 seconds to complete the task. (Pause 15 seconds.)
Now you’ll hear the text again. (Repeat.)
This is the end of the task. You now have 15 seconds to check your answers.
(Pause 15 seconds.)
Задания А8–А14
Вы услышите интервью. В заданиях А8–А14 обведите цифру 1, 2 или 3, соответствующую выбранному Вами варианту ответа. Вы услышите запись дважды. У Вас есть 50 секунд, чтобы ознакомиться с заданиями.
Now we are ready to start.
Presenter: With us in the studio today we have the owner of famous British Vintage Inns. Good afternoon, Mr. Mitchell.
Michael Mitchell: Good afternoon, but, please, call me Michael.
Presenter: So, Michael, what is so special about Vintage Inns for Englishmen or tourists?
Michael Mitchell: I must say one of our greatest advantages is that we are in really prime places. Imagine a summer’s day, a river gently flowing past as you enjoy a light lunch or an evening meal with friends. Or, maybe, it is winter and you sit in front of a log fire. Our inns are always in a quaint village in the heart of the English countryside which makes it attractive for both nostalgic British people and enthusiastic tourists.
Presenter: As I understand, most of your inns have their own gardens.
Michael Mitchell: Yes, it is certainly true. They are every bit as pleasant as the places the inns are in – ideal for a meal in fine weather, which is, of course, seasonal.
Presenter: Still, competition is high in your sphere. Being not so close to centers of big cities, what do you do to make sure people will drive specially to you?
Michael Mitchell: Actually, I do nothing special to attract potential customers. You see, I do not have to as the inns are generally located in places worth visiting and many are close to enchanting walks. Very often there is a Vintage Inn close to a stately home or a historic village or another tourist attraction. What could be a better way to spend a day off with your family? Even London pubs cannot offer this.
Presenter: Any chain store risks becoming boring for clients as they all look exactly the same. What do you think about this opinion?
Michael Mitchell: I’d like to say that every Vintage Inn is different, but they are all the same. All our inns will definitely offer the same high quality menu and standards of service. All our landlords and ladies share the same passion for ‘getting it right’. However, each Vintage Inn has its own unique character. You will discover thatched roofs, soft, natural slate, buildings of hewn stone. There are Tudor, Georgian, Victorian and many more styles of architecture, including modern ones.
Presenter: What about food in Vintage Inns?
Michael Mitchell: What we offer is best described as leaning towards traditional home style cooking but with a contemporary twist. Still, we do allow the best of great food from around the world to add a little influence on what we do. Many of our dishes are our own creation – and all dishes are designed to look tempting and great on the plate.
Presenter: Is there a difference between an afternoon menu and an evening one?
Michael Mitchell: Well, on working days at lunch time you can choose anything from a range of sandwiches to full three-course meals. Our evening meals also offer lighter choices but includes fish, chicken, pasta, salads, steaks and pies too. On Sundays we include a choice of traditional roasts and puddings.
Presenter: What is your booking policy? You must have a long line of people wishing to visit your places!
Michael Mitchell: I know many people prefer to book for their Friday dinner well beforehand. Nevertheless, in fact, at Vintage Inns you cannot book! That is because we are always ready to welcome you – seven days a week. Just turn up and we will make you feel welcome, even if you choose to come at the busiest time. As soon as a table is vacant, you can have it.
Presenter: Thank you, Michael.
Michael Mitchell: Pleasure.
You have 15 seconds to complete the task. (Pause 15 seconds.)
Now you will hear the text again. (Repeat.)
This is the end of the task. You now have 15 seconds to check your answers.
(Pause 15 seconds.)
This is the end of the Listening test.
Время, отведённое на выполнение заданий, истекло.
Приложение 2
Ответы
Раздел 1. Аудирование | Раздел 2. Чтение | Раздел 3. Грамматика и лексика | |||
№ задания | Ответ | № задания | Ответ | № задания | Ответ |
А1 | 1 | А15 | 1 | А22 | 3 |
А2 | 2 | А16 | 3 | А23 | 4 |
А3 | 2 | А17 | 1 | А24 | 3 |
А4 | 3 | А18 | 2 | А25 | 2 |
А5 | 2 | А19 | 2 | А26 | 2 |
А6 | 3 | А20 | 3 | А27 | 1 |
А7 | 1 | А21 | 4 | А28 | 2 |
А8 | 1 | ||||
А9 | 3 | ||||
А10 | 1 | ||||
А11 | 3 | ||||
А12 | 2 | ||||
А13 | 3 | ||||
A14 | 1 |
Аудирование | |
В1 | 431627 |
Чтение | |
В2 | 1468527 |
B3 | 642153 |
Грамматика и лексика* | |
В4 | me |
В5 | wouldcome |
В6 | worst |
В7 | greatest |
В8 | wasbuilt |
B9 | began |
B10 | hasbecome |
B11 | population |
B12 | natural |
B13 | visitors |
B14 | seriously |
B15 | protection |
B16 | scientists |
____________________________
* Написание ответов (без пробелов и знаков препинания) соответствует инструкции ФЦТ по заполнению бланка ответов № 1.
Приложение 3
Критерии и схемы оценивания выполнения заданий
раздела «Письмо» (2012 г.)
(максимум 20 баллов за весь раздел)
Критерии оценивания выполнения задания С1
(максимум 6 баллов)
Баллы | Решение коммуникативной задачи | Организация текста | Языковое оформление текста |
К1 | К2 | К3 | |
2 | Задание выполнено полностью: содержание отражает все аспекты, указанные в задании (даны полные ответы на все вопросы, заданы три вопроса по указанной теме); стилевое оформление речи выбрано правильно с учетом цели высказывания и адресата; соблюдены принятые в языке нормы вежливости | Высказывание логично; средства логической связи использованы правильно; текст верно разделён на абзацы; структурное оформление текста соответствует нормам, принятым в стране изучаемого языка | Используемый словарный запас и грамматические структуры соответствуют поставленной задаче; орфографические и пунктуационные ошибки практически отсутствуют (допускается не более 2-х негрубых лексико-грамматических ошибок или/и не более 2-х негрубых орфографических и пунктуационных ошибок) |
1 | Задание выполнено не полностью: содержание отражает не все аспекты, указанные в задании (более одного аспекта раскрыто не полностью или один аспект полностью отсутствует); встречаются нарушения стилевого оформления речи или/и принятых в языке норм вежливости | Высказывание не всегда логично; имеются недостатки/ошибки в использовании средств логической связи, их выбор ограничен; деление текста на абзацы нелогично/отсутствует; имеются отдельные нарушения принятых норм оформления личного письма | Имеются лексические и грамматические ошибки, не затрудняющие понимания текста; имеются орфографические и пунктуационные ошибки, не затрудняющие коммуникации (допускается не более 4-х негрубых лексико-грамматических ошибок или/и не более 4-х негрубых орфографических и пунктуационных ошибок) |
0 | Задание не выполнено: содержание не отражает тех аспектов, которые указаны в задании, или/и не соответствует требуемому объёму | Отсутствует логика в построении высказывания; принятые нормы оформления личного письма не соблюдаются | Понимание текста затруднено из-за множества лексико-грамматических ошибок |
Примечание. При получении экзаменуемым 0 баллов по критерию «Решение коммуникативной задачи» всё задание оценивается в 0 баллов.
Критерии оценивания выполнения задания С2 (максимум 14 баллов)
Баллы | Решение коммуникативной задачи | Организация текста |
К1 | К2 | |
3 | Задание выполнено полностью: содержание отражает все аспекты, указанные в задании; стилевое оформление речи выбрано правильно (соблюдается нейтральный стиль) | Высказывание логично, структура текста соответствует предложенному плану; средства логической связи использованы правильно; текст разделён на абзацы |
2 | Задание выполнено: некоторые аспекты, указанные в задании, раскрыты не полностью; имеются отдельные нарушения стилевого оформления речи | Высказывание в основном логично, имеются отдельные отклонения от плана в структуре высказывания; имеются отдельные недостатки при использовании средств логической связи; имеются отдельные недостатки при делении текста на абзацы |
1 | Задание выполнено не полностью: содержание отражает не все аспекты, указанные в задании; нарушения стилевого оформления речи встречаются достаточно часто | Высказывание не всегда логично, есть значительные отклонения от предложенного плана; имеются многочисленные ошибки в использовании средств логической связи, их выбор ограничен; деление текста на абзацы отсутствует |
0 | Задание не выполнено: содержание не отражает тех аспектов, которые указаны в задании, или/и не соответствует требуемому объёму, или/и более 30% ответа имеет непродуктивный характер (т. е. текстуально совпадает с опубликованным источником или другими экзаменационными работами) | Отсутствует логика в построении высказывания, предложенный план ответа не соблюдается |
Баллы | Лексика | Грамматика | Орфография и пунктуация |
К3 | К4 | К5 | |
3 | Используемый словарный запас соответствует поставленной коммуникативной задаче; практически нет нарушений в использовании лексики | Используются грамматические структуры в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. Практически отсутствуют ошибки (допускается 1–2 негрубые ошибки) | |
2 | Используемый словарный запас соответствует поставленной коммуникативной задаче, однако встречаются отдельные неточности в употреблении слов (2–3), либо словарный запас ограничен, но лексика использована правильно | Имеется ряд грамматических ошибок, не затрудняющих понимания текста (не более 4-х) | Орфографические ошибки практически отсутствуют. Текст разделён на предложения с правильным пунктуационным оформлением |
1 | Использован неоправданно ограниченный словарный запас; часто встречаются нарушения в использовании лексики, некоторые из них могут затруднять понимание текста (не более 4-х) | Многочисленны ошибки элементарного уровня, либо ошибки немногочисленны, но затрудняют понимание текста (допускается 6–7 ошибок в 3–4-х разделах грамматики) | Имеется ряд орфографических или/и пунктуационных ошибок, в том числе те, которые незначительно затрудняют понимание текста (не более 4-х) |
0 | Крайне ограниченный словарный запас не позволяет выполнить поставленную задачу | Грамматические правила не соблюдаются, ошибки затрудняют понимание текста | Правила орфографии и пунктуации не соблюдаются |
Примечание. Критерий «Орфография и пунктуация» в разделе «Письмо» оценивается в 2 балла. При получении экзаменуемым 0 баллов по критерию «Решение коммуникативной задачи» всё задание оценивается в 0 баллов.
Приложение 4
Порядок определения процента текстуальных совпадений
в задании С2
При оценивании задания С2 особое внимание уделяется способности экзаменуемого продуцировать развёрнутое письменное высказывание. Если более 30% ответа имеет непродуктивный характер (т.е. текстуально совпадает с опубликованным источником или другими экзаменационными работами), то выставляется 0 баллов по критерию «Решение коммуникативной задачи», и, соответственно, всё задание оценивается в 0 баллов.
Текстуальным совпадением считается дословное совпадение отрезка письменной речи длиной 10 слов и более.
Выявленные текстуальные совпадения суммируются, и при превышении ими 30% от общего числа слов в ответе, работа оценивается в 0 баллов.
Приложение 5
Порядок подсчета слов в заданиях раздела «Письмо»
При оценивании заданий раздела «Письмо» (С1–С2) следует учитывать такой параметр, как объём письменного текста, выраженный в количестве слов. Требуемый объём для личного письма в задании С1 – 100–140 слов; для развёрнутого письменного высказывания в задании С2 – 200–250 слов. Допустимое отклонение от заданного объёма составляет 10%. Если в выполненном задании С1 менее 90 слов или в задании С2 менее 180 слов, то задание проверке не подлежит и оценивается в 0 баллов. При превышении объёма более чем на 10%, т. е. если в выполненном задании С1 более 154 слов или в задании С2 более 275 слов, проверке подлежит только та часть работы, которая соответствует требуемому объёму. Таким образом, при проверке задания С1 отсчитывается от начала работы 140 слов, задания С2 – 250 слов, и оценивается только эта часть работы.
При определении соответствия объёма представленной работы вышеуказанным требованиям считаются все слова, начиная с первого слова по последнее, включая вспомогательные глаголы, предлоги, артикли, частицы. В личном письме адрес, дата, подпись также подлежат подсчету. При этом:
стяжённые (краткие) формы can't, didn't, isn't, I'm и т. п. считаются как одно слово;
числительные, выраженные цифрами, т. е. 1; 25; 2009, 126204 и т. п., считаются как одно слово;
числительные, выраженные словами, считаются как слова;
сложные слова, такие как good-looking, well-bred, English-speaking, twenty-five, считаются как одно слово;
сокращения, например USA, e-mail, TV, CD-rom, считаются как одно слово.