Реферат: ЕГЭ по истории 2012 Спецификация PDF - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

ЕГЭ по истории 2012 Спецификация PDF

ЕГЭ » ЕГЭ по истории 2012 Спецификация PDF
Единый государственный экзамен по ИСТОРИИ
Спецификация
контрольных измерительных материалов для
проведения в 2012 году
единого государственного экзамена
по истории
подготовлен Федеральным государственным научным учреждением
«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»
ИСТОРИЯ, 11 класс
Спецификация
контрольных измерительных материалов
для проведения в 2012 году единого государственного экзамена
по ИСТОРИИ
1. Назначение КИМ ЕГЭ
Контрольные измерительные материалы позволяют установить уро-
вень освоения выпускниками знаний и умений по курсу истории в соответствии с требованиями Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования.
Результаты единого государственного экзамена по истории признаются
образовательными учреждениями среднего профессионального образования и образовательными учреждениями высшего профессионального образова- ния как результаты вступительных испытаний по истории.
2. Документы, определяющие содержание КИМ
Содержание экзаменационной работы определяется на основе Феде-
рального компонента государственных стандартов среднего (полного) общего образования, базовый и профильный уровни (приказ Минобразова- ния России от 05.03.2004 № 1089).
3. Подходы к отбору содержания и разработке структуры КИМ
Экзаменационная работа охватывает содержание курса истории России
с древности по настоящее время с включением элементов всеобщей истории (история войн, дипломатии, культуры, экономических связей и т.п.) и нацелена на выявление образовательных достижений выпускников средних общеобразовательных учреждений.
Задания КИМ охватывают значительный пласт фактического материа-
ла. В то же время особое внимание уделяется проверке аналитических и информационно-коммуникативных умений выпускников. Акцентируется внимание на заданиях, направленных на проверку умений систематизировать исторические факты, устанавливать причинно-следственные, структурные и иные связи, использовать источники информации для решения познаватель- ных задач, формулировать и аргументировать собственную позицию с привлечением исторических знаний, писать сочинение на историческую тему. Ориентация на активную деятельность экзаменуемых, а также привле- чение широкого круга исторических источников, проблемных исторических материалов создают возможности для выявления выпускников, в наибольшей степени ориентированных на продолжение образования по данному профи- лю. Все вышесказанное позволяет качественно дифференцировать участни- ков экзамена по уровню их подготовки по истории.
4. Структура КИМ ЕГЭ
Общее число заданий в экзаменационной работе – 39. Каждый вариант
КИМ состоит из 3 частей.
Часть 1 содержит 21 задание с выбором ответа (один верный ответ из
четырех предложенных). С их помощью проверяются базовые знания
исторических фактов, процессов, явлений, причин и следствий событий; умение производить поиск информации в источнике.
Часть 2 состоит из 12 заданий с кратким ответом (слово (словосочета-
ние), сочетание цифр). Эти задания позволяют проверить, в дополнение к вышеуказанным элементам подготовки выпускников, умения извлекать информацию из источника, классифицировать и систематизировать факты.
Часть 3 содержит 6 заданий с развернутым ответом, выявляющих и
оценивающих освоение выпускниками различных комплексных умений.
С1–С3 – комплекс заданий, связанных с анализом исторического ис-
точника (проведение атрибуции источника; извлечение информации; привлечение исторических знаний для анализа проблематики источника, позиции автора).
С4–С6 – задания, связанные с применением приемов причинно-
следственного, структурно-функционального, временн?го и пространствен- ного анализа для изучения исторических процессов и явлений.
Задание С4
связано с анализом какой-либо исторической проблемы, ситуации. Задание С5 – анализ исторических версий и оценок фактов, процессов с привлечени- ем знаний курса. С6 – сочинение на историческую тему, предполагающее анализ деятельности какой-либо исторической личности. С6 – альтернатив- ное задание: выпускник имеет возможность выбрать одного из трех предлагаемых деятелей различных эпох и продемонстрировать свои знания и умения на наиболее знакомом ему историческом материале. Задание С6 оценивается по системе критериев.
Таблица 1. Распределение заданий
по частям экзаменационной работы
Процент максимального
первичного балла за выпол-
работы Части заданий Число первичный балл Максимальный от максимального первично- нение заданий данной части Тип заданий
го балла за всю работу,
равного 58
Часть 1 (А) 21 21 36,2 С выбором
ответа
Часть 2 (В) 12 20 34,5 С кратким
ответом
Часть 3 (С) 6 17 29,3 С развернутым
ответом
Итого 39 58 100
5. Распределение заданий КИМ ЕГЭ по содержанию, видам умений
и способам деятельности
Содержание материала по истории России представлено в работе по
разделам: 1) VIII–XVII вв.; 2) XVIII – начало ХХ в.; 3) 1917–2010 гг.
Ниже приведены основные принципы отбора заданий.
• Значимость проверяемых фактов.
• Отражение различных аспектов истории: экономики, социальных от- ношений, внутренней и внешней политики, материальной и духовной культуры. Это правило распространяется на раздел в целом. В работе 2012 г. выделены отдельные позиции части 1, на которых проверяется знание истории материальной и духовной культуры (А4, А13, А20).
• Пропорциональность представления заданий, связанных с различными эпохами. В часть 1 включены 5 заданий по истории VIII–XVII вв., 8 за- даний по истории XVIII – начала ХХ в. и 8 заданий по Новейшей ис- тории. В части 2 – по 3 задания, относящихся к истории VIII–XVII вв. и XVIII – начала ХХ в., 4 задания по Новейшей истории. 3 задания час- ти 2 (В10–В12) могут относиться к любому периоду. В части 3 также представлены задания по всем периодам истории (устанавливается та- кое сочетание заданий, чтобы в совокупности они охватывали основ- ные содержательные разделы курсов истории).
• Расположение заданий в хронологической последовательности (по названным выше периодам).
• Выделение в работе (в части 1) заданий, проверяющих знание истории Великой Отечественной войны (А16, А17).
Таблица 2. Распределение заданий по основным
разделам курса истории
процент максимального
Разделы курса истории заданий Число мальный первич- Макси- первичного балла за выполне- максимального первичного ние заданий к разделу от
ный балл балла за всю работу, равного
58
1. VIII–XVII вв. 8 10 17,2
2. XVIII – начало ХХ в. 10 12 20,7
3. 1917–2010 гг. 12 14 24,1
4. Задания, не закреплен- ные за определенными разделами 9 22 38,0
(В10–В12,
С1–С6)
Итого 39 58 100
Таблица 3. Распределение заданий экзаменационной работы
по умениям и видам познавательной деятельности
Процент макси-
Код Виды умений и познавательной деятельности Число зада- ний мальный первич- Макси- балл ный нение заданий по балла за выпол- данному виду деятельности, первичного мального
равного 58
1 Знание основных фактов, процессов и явлений, характеризующих целост- ность отечественной и всемирной истории, периодизации всемирной и отечественной истории 13 13 22,4
1
2.1 Умение проводить поиск историче- 6 7 12,0
ской информации в источниках разного типа
2.2 Умение осуществлять внешнюю и 1 2 3,4
внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источни- ка, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности)
2.3 Умение анализировать историче- 1 3 5,2
скую информацию, представленную в разных знаковых системах (табли- ца)
2.6 Умение систематизировать разнооб- разную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях историче- ского процесса 9 15 26,0
2
2.5 Умение использовать принципы причинно-следственного, структур- но-функционального, временн?го и пространственного анализа для изу- чения исторических процессов и явлений 7 10 17,2
2.7 Умение представлять результаты историко-познавательной деятельно- сти в формах исторического сочи- нения, резюме и др. 1 5 8,6
1 Знание исторических фактов, процессов и явлений необходимо для выполнения всех заданий
КИМ. В данном случае выделен ряд заданий, проверяющих преимущественно знание.
2 Умения 2.5, 2.6, 2.8 в той или иной мере используются при выполнении многих заданий.
В таблице выделены задания, проверяющие преимущественно эти умения.
2.8 Умение формулировать собственную 1 3 5,2
позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации истори- ческие сведения
Итого 39 58 100
6. Распределение заданий КИМ ЕГЭ по уровню сложности
В экзаменационную работу включены задания базового, повышенного
и высокого уровней сложности. Они располагаются по принципу нарастания от простых – в части 1 – к наиболее сложным – в части 3.
Часть 1 содержит все задания базового уровня. В части 2 представлены
задания базового и повышенного уровня, в части 3 – задания базового,
повышенного и высокого уровней сложности.
Таблица 4. Распределение заданий по уровню сложности
Процент максимального
сложности Уровень заданий Число заданий первичный балл Максимальный сложности от максимально- го первичного балла за всю заданий данного уровня балла за выполнение
работу, равного 58
Базовый 25 26 44,8
Повышенный 10 19 32,8
Высокий 4 13 22,4
Итого 39 58 100
7. Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы
в целом
За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл. Если
указаны два и более ответов (в том числе правильный), неверный ответ или ответ отсутствует – 0 баллов.
Задание с кратким ответом считается выполненным верно, если пра-
вильно указаны требуемые одно-два слова или последовательность цифр. Полный правильный ответ на задания В1, В6, В9, В10, В11 оценивается 1 баллом; неполный, неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов. Полный правильный ответ на задания В2, В3, В4, В5, В7, В8 оценивается 2 баллами; если допущена одна ошибка – 1 балл; если допущены две и более ошибок или ответ отсутствует – 0 баллов. Полный правильный ответ на задание В12 оценивается 3 баллами; если допущена одна ошибка – 2 балла, допущены две-три ошибки – 1 балл, допущены четыре и более ошибок или ответ отсутствует – 0 баллов.
Ответы на задания части 3 оцениваются экспертами. Полное правиль-
ное выполнение заданий С1, С2, С3 оценивается 2 баллами; заданий С4 и С5 – 3 баллами; задания С6 – 5 баллами. Задание С6 оценивается по двум критериям (указание времени жизни исторического деятеля, характеристика основных направлений деятельности и ее основных результатов).
В соответствии с Порядком проведения единого государственного эк-
замена, утверждаемым приказом Минобрнауки России (п. 53), «баллы за ответы участника ЕГЭ на задания экзаменационной работы с развернутым ответом определяются, исходя из следующих положений:
• если баллы двух экспертов совпали, то полученный балл является окончательным;
• если установлено несущественное расхождение в баллах, выставлен- ных двумя экспертами, то окончательный балл определяется как среднее арифметическое баллов двух экспертов с округлением в боль- шую сторону;
• если установлено существенное расхождение в баллах, выставленных двумя экспертами, то назначается проверка ответа участника ЕГЭ… третьим экспертом».
Существенным считается расхождение в 2 и более баллов оценки за
выполнение любого из заданий С1–С5. При оценивании задания С6 сущест- венным расхождением между двумя экспертами считается различие в 2 и более баллов по критерию К2.
На основе результатов выполнения всех заданий работы определяются
первичные баллы, которые затем переводятся в тестовые по 100-балльной шкале. Тестовые баллы выпускника фиксируются в свидетельстве о резуль- татах ЕГЭ для поступления в ссузы и вузы. В свидетельство выставляются результаты ЕГЭ по истории при условии, что выпускник набрал количество баллов не ниже минимального.
8. Продолжительность ЕГЭ по истории
На выполнение экзаменационной работы по истории отводится
210 минут.
Примерное время выполнения отдельных заданий, составляет: 1) для каждого задания части 1 — 1–3 минуты; 2) для каждого задания части 2 — 3–7 минут; 3) для каждого задания части 3 — 5–20 минут.
9. Изменения в КИМ 2012 года по сравнению с КИМ 2011 года Общее направление совершенствования КИМ – усиление блока зада-
ний, проверяющих аналитические и информационно-коммуникативные умения выпускников. Сокращено число заданий репродуктивного характера и увеличено число заданий, направленных на проверку умений систематизи- ровать исторические факты, устанавливать причинно-следственные, струк- турные и иные связи, использовать источники информации для решения познавательных задач, формулировать и аргументировать собственную
позицию с привлечением исторических знаний. Оптимизирована структура работы: до 21 задания сокращено количество заданий части 1; до 12 сокра- щено количество заданий части 2 и включено 3 новые модели заданий (В10–В12); сокращено до 6 количество заданий части 3, скорректировано требование задания С5, включена новая модель задания (историческое сочинение (С6)).
В заданиях В1, В6 ответ записывается в виде последовательности цифр.
© 2012 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 8
ИСТОРИЯ, 11 класс ИСТОРИЯ, 11 класс
Приложение
Обобщенный план варианта КИМ ЕГЭ 2012 года по истории 17 А17 1941–1945 гг. Умение проводить поиск 2.1 Б 1
исторической информации в источниках разного типа
Обозначение заданий в работе и бланке ответов: А – задания с выбором ответа,
В – задания с кратким ответом, С – задания с развернутым ответом. 18 А18 1945–1991 гг. Знание основных фактов, 1.1–1.5 Б 1
Уровни сложности задания: Б – базовый (примерный интервал выполнения процессов, явлений
задания – 60–90%), П – повышенный (40–60%), В – высокий (менее 40%). 19 А19 1945–1991 гг. Установление причинно- 2.5 Б 1
№ значе- в рабо зада- Обо- ния ние те содержание – Проверяемое раздел курса Проверяемые умения, виды деятельности ряемых умений прове- Коды слож- ности зада- вень Уро- ния Макси- балл за выпол- нение маль- зада- ный ния 22 20 21 А20 1917–2010 А21 1992–2010 В1 VIII–ХIX вв. гг. гг. процессов, явлений (культура) Знание Умение определять последо- вательность событий Знание процессов, явлений следственных связей основных основных Часть 2 фактов, фактов, 1.1–1.5 1.1–1.5 2.6 П 1 Б 1 Б 1
Часть 1 23 В2 VIII–XVIII вв. Систематизация исторической информации (множественный выбор) 2.6 П 2
1 А1 VIII–XVII вв. Знание основных фактов, 1.1–1.5 Б 1
процессов, явлений
2 А2 VIII–XVII вв. Знание основных фактов, 1.1–1.5 Б 1 24 В3 VIII–XVIII вв. Систематизация исторической информации (соответствие) 2.6 П 2
процессов, явлений
3 А3 VIII–XVII вв. Установление причинно- 2.5 Б 1 25 В4 ХIX – начало XХ в. Систематизация исторической 2.6 П 2
следственных связей информации (множественный выбор)
4 А4 VIII–XVII вв. Знание основных фактов, 1.1–1.5 Б 1
процессов, явлений (культура) 26 В5 ХIX – начало XХ в. Систематизация исторической 2.6 П 2
5 А5 VIII–XVII вв. Умение проводить поиск 2.1 Б 1 информации (соответствие)
исторической информации в источниках разного типа 27 В6 ХХ – начало XXI в. Умение определять последо- 2.6 П 1
вательность событий
6 А6 XVIII – середина Знание основных фактов, 1.1–1.5 Б 1 28 В7 ХХ – начало XXI в. Систематизация исторической 2.6 П 2
XIX в. процессов, явлений информации (множественный выбор)
7 А7 XVIII – середина Знание основных фактов, 1.1–1.5 Б 1
XIX в. процессов, явлений 29 В8 ХХ – начало XXI в. Систематизация исторической 2.6 П 2
8 А8 XVIII – середина Установление причинно- 2.5 Б 1 информации (соответствие)
XIX в. следственных связей 30 В9 ХХ – начало XXI в. Умение проводить поиск 2.1 Б 1
9 А9 XVIII – середина Умение проводить поиск 2.1 Б 1 исторической информации в источниках разного типа
XIX в. исторической информации в источниках разного типа
31 В10 VIII – начало XXI в. Различное содержание в 2.6 Б 1
10 А10 вторая половина XIX – начало XX в. Знание основных фактов, 1.1–1.5 Б 1 разных вариантах (системати- зация исторической информа- ции)
процессов, явлений
11 А11 вторая половина XIX – начало XX в. Установление причинно- 2.5 Б 1
следственных связей 32 В11 VIII – начало XXI в. Различное содержание в 1.1–1.5 Б 1
12 А12 вторая половина XIX – начало XX в. Умение проводить поиск 2.1 Б 1 разных вариантах (знание основных фактов, процессов, явлений)
исторической информации в источниках разного типа
13 А13 XVIII – начало Знание основных фактов, 1.1–1.5 Б 1 33 В12 VIII – начало XXI в. Различное содержание в 2.3 П 3
XX в. процессов, явлений (культура) разных вариантах (системати- зация исторической информа- ции, представленной в различ- ных знаковых системах (таб- лица))
14 А14 1917–1941 гг. Знание основных фактов, 1.1–1.5 Б 1
процессов, явлений
15 А15 1917–1941 гг. Установление причинно- 2.5 Б 1
следственных связей
16 А16 1941–1945 гг. Знание основных фактов, 1.1–1.5 Б 1
процессов, явлений
© 2012 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 9 © 2012 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 10
ИСТОРИЯ, 11 класс
Часть 3
34 С1 VIII – начало XXI в. Различное содержание в 2.2 П 2
разных вариантах: характери- стика авторства, времени, об- стоятельств и целей создания источника
35 С2 VIII – начало XXI в. Различное содержание в 2.1 Б 2
разных вариантах: умение проводить поиск историче- ской информации в источ- никах разного типа
36 С3 VIII – начало XXI в. Различное содержание в 2.5 В 2
разных вариантах: умение использовать
принципы
структурно-функционального, временн?го и пространствен- ного анализа при работе с источником
37 С4 VIII – начало XXI в. Различное содержание в 2.5 В 3
разных вариантах: умение использовать
принципы
структурно-функционального, временн?го и пространствен- ного анализа при рассмотре- нии фактов, явлений, процес- сов
38 С5 VIII–XXI вв. Различное содержание в 2.8 В 3
разных вариантах: умение формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам,
используя для
аргументации исторические
сведения
39 С6 VIII–XXI вв. Различное содержание в 2.7 В 5
разных вариантах: умение
представлять результаты
историко-познавательной деятельности в форме истори- ческого сочинения
Всего заданий – 39, из них по типу заданий: А – 21, В – 12, С – 6; по уровню сложности: Б – 25, П – 10, В – 4. Максимальный первичный балл за работу – 58. Общее время выполнения работы – 210 минут
© 2012 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 11