Реферат: ГИА биология 2009 спецификация - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

ГИА биология 2009 спецификация

ЕГЭ » ГИА биология 2009 спецификация
Государственная (итоговая) аттестация выпускников IX классов
общеобразовательных учреждений 2009 г.
(в новой форме) по БИОЛОГИИ
СПЕЦИФИКАЦИЯ
экзаменационной работы по биологии
государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов
общеобразовательных учреждений (в новой форме) 2009 г.
подготовлена Федеральным государственным научным учреждением
«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»
Спецификация экзаменационной работы для проведения
государственной итоговой аттестации выпускников IX классов
общеобразовательных учреждений 2009 года (в новой форме)
по БИОЛОГИИ
1.
Назначение экзаменационной работы –оценить уровень
общеобразовательной подготовки по биологии выпускников IX классов общеобразовательных учреждений с целью их государственной (итоговой) аттестации. Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы.
2. Документы, определяющие нормативно-правовую базу
экзаменационной работы
Содержание экзаменационной работы определяется на основе
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по биологии (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).
3. Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы
Работа включает 32 задания и состоит из трех частей. Часть 1 (А) содержит 25 заданий с выбором одного верного ответа из
четырех, из них 21 – базового и 4 – повышенного уровня сложности.
Часть 2 (В) включает 4 задания повышенного уровня сложности с
кратким ответом: 1 – с выбором трех верных ответов из шести; 1 – на соответствие; 1
– на определение последовательности биологических
процессов, явлений, объектов; 1 – на включение пропущенных в тексте слов.
Часть 3 (С) содержит 3 задания с развернутым ответом, из них 1 – на
применение биологических знаний на практике, 2 – задания на работу с текстом, требующие соотнесения сведений из текста со знаниями, полученными при изучении курса; первых два задания повышенного, а последнее – высокого уровня сложности.
Распределение заданий экзаменационной работы по частям и типам
заданий: с выбором ответа (В), с кратким ответом (К), с развернутым ответом (Р) и с учетом максимального первичного балла каждой части и работы в целом – приводится в таблице 1.
2
Таблица 1.
Распределение заданий экзаменационной работы
по частям и типам заданий
N Части Число Тип Макси- Процент максимального
работы зада- заданий мальный первичного балла за задания
ний первич- данной части от максимального
ный балл первичного балла за всю работу
1 Часть 1 25 В 25 62%
2 Часть 2 4 К 8 19%
3 Часть 3 3 Р 8 19%
Итого 32 41 100%
Содержание экзаменационной работы определялось в соответствии с
целями обучения биологии в основной школе:
освоение знаний о живой природе, ее закономерностях; строении,
жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы; –
овладение умениями применять биологические знания для
объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты; –
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и
творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе,
собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе; –
использование приобретенных знаний и умений в повседневной
жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
3
4. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности
Экзаменационная работа включает 5 содержательных блоков, которые
соответствуют блокам федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по биологии.
П ервый блок «Биология как наука» включает задания,
контролирующие знания о роли биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей; методах изучения живых объектов (наблюдение, описание, измерение, эксперимент).
Второй блок «Признаки живых организмов»представлен заданиями,
проверяющими материал о строении, функциях и многообразии клеток, тканей, органов и систем органов; признаках живых организмов, наследственности и изменчивости; способах размножения, приемах выращивания растений и разведения животных.
Третий блок «Система, многообразие и эволюция живой природы»
содержит задания, контролирующие знания оважнейших отличительных признаках основных царств живой природы: животных, растений, грибов, бактерий; классификации растений и животных: отдел (тип), класс; об усложнении растений и животных в процессе эволюции; о биоразнообразии как основы устойчивости биосферы и результата эволюции. .
Четвертый блок «Человек и его здоровье»включает задания,
выявляющие знания о происхождении человека и его биосоциальной природе; строении и жизнедеятельности органов и систем органов: опора и движение, кровеносная, лимфатическая, дыхания, выделения, пищеварения, нервная, эндокринная, половая и др.; внутренней среде, иммунитете, органах чувств, нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности; высшей нервной деятельности и особенностях поведения человека; гигиенических нормах и правилах здорового образа жизни.
Пятый блок «Взаимосвязи организмов и окружающей среды»
содержит задания, проверяющие знания о системной организации живой природы, экологических факторах, взаимодействии разных видов в природе; естественных и искусственных экосистемах и входящих в них компонентах, пищевых связях; экологических проблемах, их влиянии на жизнь людей; правилах поведения в окружающей среде и способах сохранения равновесия в ней.
Распределение заданий по основным содержательным блокам
приводится в таблице 2.
4
Таблица 2.
Распределение заданий по основным содержательным блокам
(темам, разделам) учебного предмета
Содержательные блоки Число Макси- Процент максимального
заданий мальный первичного балла за задания
первичный данного блока содержания от
балл максимального первичного
балла за всю работу
Биология как наука. Методы биологии 3 5 12%
Признаки живых организмов 3 4 10%
Система, многообразие и эволюция живой природы 8 9 22%
Человек и его здоровье 15 19 46%
Взаимосвязи организмов и окружающей среды 3 4 10%
Итого 32 41 100%
В экзаменационной работе проверяются следующие умения и виды
деятельности: 1)
объяснять роль биологии в формировании современной
естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей; 2)
называть, приводить примеры клеток, тканей, органов, систем
органов, организмов различных царств живой природы, экосистем;
3) выявлять изменчивость организмов, их приспособления к среде
обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме; 4)
определять и классифицировать принадлежность биологических
объектов к определенной систематической категории; 5)
устанавливать причинно-следственные связи между строением и
функциями клеточных структур, тканей, органов и систем, между организмами и средой их обитания; 6)
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы
органов, организмы, представителей отдельных систематических групп, экосистемы), процессы, явления и делать выводы на основе сравнения; 7)
применять биологические знания в практической деятельности;
8) анализировать и прогнозировать воздействие факторов окружающей
среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах; 9)
уметь проводить мысленный эксперимент, обобщать и
формулировать выводы.
5
Распределение заданий по проверяемым умениям и видам
деятельности приводится в таблице 3.
Таблица 3.
Распределение заданий по проверяемым умениям и видам деятельности
Проверяемые умения ивиды Число Макси- Процент
деятельности зада- мальный максимального
ний перви- первичного балла за
чный задания данного вида
балл учебной деятельности
от максимального
первичного балла за
всю работу
1. Объяснять роль биологии в формировании 2 2 5%
современной
естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей.
2. Называть, приводить примеры клеток, тканей, органов, систем органов, 6 6 15%
организмов различных
царств живой природы, экосистем.
3. Выявлять изменчивость 2 2 5%
организмов, их приспособления к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме.
4. Определять и классифицировать принадлежность 3 3 7%
биологических
объектов к определенной
систематической категории.
5.Устанавливать причинно- 5 6 15%
следственные связи между строением и функциями клеточных структур, тканей, органов и систем, между организмами и средой их обитания.
6.Сравнивать биологические 6 10 24%
объекты, процессы, явления и делать выводы на основе сравнения.
7. Применять биологические знания в практической деятельности. 6 9 22%
6
8. Анализировать и прогнозировать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах. 1 2 5%
9. Уметь проводить мысленный эксперимент, 1 1 2%
обобщать и
формулировать выводы.
Итого 32 41 100%
5. Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности
Экзаменационная работа предусматривает проверку результатов
усвоения знаний и овладения умениями учащихся на разных уровнях: воспроизводить знания, применять знания и умения в знакомой, измененной и новой ситуациях.
Воспроизведение знаний предполагает оперирование следующими
учебными умениями: узнавать типичные биологические объекты, процессы, явления; давать определения основных биологических понятий; пользоваться биологическими терминами и понятиями. Задания на воспроизведение обеспечивают контроль усвоения основных вопросов курса биологии на базовом уровне.
Применение знаний в знакомой ситуации требует овладения более
сложными умениями: объяснять, определять, сравнивать, классифицировать, распознавать и описывать типичные биологические объекты, процессы и явления. Задания, контролирующие данные умения, направлены на выявление уровня усвоения основного содержания по всем пяти блокам стандарта основной школы по биологии.
Применение знаний в измененной ситуации предусматривает
оперирование учащимися такими учебными умениями, как научное обоснование биологических процессов и явлений, установление причинно- следственных связей, анализ, обобщение, формулирование выводов. Задания, контролирующие степень овладения данными умениями, охватывают наиболее существенные вопросы содержания и в наибольшей степени представлены во второй и третьей частях работы.
Применение знаний в новой ситуации предполагает оперирование
умениями использовать приобретенные знания в практической деятельности, систематизировать и интегрировать знания, оценивать и прогнозировать биологические процессы, решать практические и творческие задачи. Задания подобного типа проверяют сформированность у школьников естественно- научного
мировоззрения, биологической грамотности, творческого
мышления.
7
В работе используются задания базового, повышенного и высокого
уровней сложности. Задания базового уровня составляют 60% от общего числа заданий экзаменационного теста, повышенного – 31%, высокого – 9%.
Распределение заданий экзаменационной работы по уровням
сложности приводится в таблице 4.
Таблица 4.
Распределение заданий по уровню сложности
Уровень сложности заданий Число заданий Максимальный первичный балл Процент максимального
первичного балла за задания данного уровня сложности от максимального
первичного
балла за всю работу
Базовый 21 21 51%
Повышенный 10 17 41%
Высокий 1 3 8%
Итого 32 41 100%
6. Время выполнения работы
На выполнение экзаменационной работы отводится 2,5 часа (150
минут). 7. Дополнительные материалы и оборудованиена экзамене по биологии не используются. 8. Условия проведения и проверки экзамена (требования к специалистам)
На экзамене в аудиторию не допускаются специалисты в области
биологии. Использование единой инструкции по проведению экзамена позволяет обеспечить соблюдение единых условий без привлечения лиц со специальным образованием по биологии.
Проверку экзаменационных работ (заданий с развернутыми ответами)
осуществляют специалисты-предметники.
9. Рекомендации по подготовке к экзамену
К экзамену можно готовиться по учебникам для основной школы,
включенным в «Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях». Перечень учебников размещён на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации (
www.edu ) в разделе
«Документы министерства».
8
10. Изменения в экзаменационной работе 2009 г. по сравнению с 2008 г.
Структура экзаменационной работы практически осталась неизменной
по частям, типам заданий, содержательным блокам, проверяемым умениям и видам деятельности.
В новый вариант демонстрационной версии внесены следующие
коррективы: 1.
Сокращено время на проведение экзамена с 3 часов (180 минут) до
2,5 часов (150 минут); 2.
Сокращено общее число заданий в варианте с 35 до 32. В части 1(А)
до 25; в части 2(В) с 5 до 4 (сокращено одно задание с выбором трех верных ответов из шести); в части 3(С) с 4 до 3 (сокращено задание на нахождение и исправление ошибок в тексте); 2.
Возросло число рисованных заданий в части 1(А) с 3 до 4, что
позволило расширить проверяемое содержание раздела «Растения, бактерии, грибы, лишайники».
11. План экзаменационной работы
Содержание экзаменационной работы 2009 года по биологии отражено
в плане демонстрационного варианта, приведенном в Приложении 1.
9
Приложение 1
План демонстрационного варианта экзаменационной работы
по биологии
Обозначение заданий в работе и бланке ответов: А – задания с выбором ответа, В – задания с кратким ответом, С – задания с развернутым ответом.
Уровни сложности задания: Б – базовый (примерный интервал выполнения
задания – 60%-90%), П – повышенный (30%-60%), В – высокий (менее 30%).
Порядок следования заданий в экзаменационной работе может быть изменен в
разных вариантах.
Обозначе Проверяемые Коды Уровень Примерное Максималь
ние элементы содержания проверяемых время ный балл за Проверяемые
зада задания в и виды учебной элементов сложности выполнения выполнение умения
ния работе деятельности содержания задания задания (мин.) задания
Часть 1
1 А1 Биология как наука 1.1 Б 1,5 1 1, 7, 8
Клетка – единица строения жизнедеятельности, роста,
2 А2 2.1 Б 1,5 1 2, 5, 6
развития
организмов
Одноклеточные и
многоклеточные организмы. Признаки
3 А3 2.2 Б 1,5 1 2, 4, 5, 6
живых
организмов
Система органического мира.
4 А4 Бактерии, 3.1 Б 1,5 1 2, 4, 5, 6
грибы, лишайники, вирусы
5 А5 Царство Растения 3.2 Б 1,5 1 2, 4, 5, 6
6 А6 Царство Растения 3.2 Б 1,5 1 2, 4, 5, 6
7 А7 Царство Животные 3.3 Б 1,5 1 2, 4, 5, 6
8 А8 Царство Животные 3.3 Б 1,5 1 2, 4, 5, 6
Эволюция органического мира
9 А9 3.4 Б 1.5 1 1, 3,5, 6
Происхождение человека
10 А10 4.1 Б 1,5 1 1, 2, 4, 5, 6
Нейрогуморальная регуляция
11 А11 4.2 Б 1,5 1 2,3, 5, 6, 7,
Внутренняя среда человека
12 А12 4.3 Б 1.5 1 2,3, 5, 6, 7, 8
13 А13 Транспорт веществ 4.4 Б 1,5 1 2,3, 5, 6, 7,
14 А14 Дыхание и питание 4.5 4.6 Б 1,5 1 2,3, 5, 6, 7, 8
15 А15 Обмен веществ 4.7 Б 1,5 1 2, 3, 5, 6, 7,8
16 А16 Опора и движение 4.8 Б 1,5 1 2,3, 5, 6, 7, 8
17 А17 Органы чувств 4.9 Б 1,5 1 2,3, 5, 6, 7
Психология и
18 А18 4.10 Б 1,5 1 3, 5, 6, 7
поведение человека
10
19 А19 Гигиена человека 4.11, 4.12 Б 1.5 1 7,
Среды жизни,
20 А20 взаимодействия живых организмов 5.1 Б 1,5
Экосистемы, их
21 А21 структура и 5.2 Б 1,5 1
разнообразие
Роль биологии.
Клеточный и
организменный уровень организации. Система
1.1
22 А22 П 2,5
2.1, 2.2
и
многообразие живой природы
Система живой
природы. Эволюция органического мира. Взаимосвязи организмов
3.1 – 3.4 5.1 – 5.2
23 А23 П 2.5
и
окружающей среды
Строение и
жизнедеятельность организма человека, приемы
24 А24 4.1 – 4.12 П 2,5
оказания
первой помощи
Строение и
4.1 – 4.12
25 А25 жизнедеятельность организма человека П 2,5
Часть 2
Обобщение и применение знаний об организме человека и многообразии органического мира
4.1 – 4.12
26 В1 П 8 2
3.1 – 3.4
Сопоставление особенностей строения и функционирования организмов разных царств
3.1 – 3.4
27 В2 П 8 2
4.1 – 4.12
Установление последовательности объектов, процессов, явлений
2.1, 2.2, 3.1
28 В3 – 3.4, 4.2 – П 8 2
4.12
Умение давать определения биологических понятий, использовать биологические
2.1, 2.2,
3.4,
29 В4 П 8
4.2 – 4.12,
5.1 – 5.2
термины
Часть 3
Применять биологические знания в практических ситуациях
4.2 – 4.12
30 С1 П 24 2 1,5,7,8
Умение работать с текстом (понимать, сравнивать, обобщать)
Все 3
31 С2 П 20 4, 5, 6
разделы
Используя текст,
делать выводы,
строить умозаключения, проверять гипотезы, обосновывать факты и явления
Все 3
32 С3 В 25 1,3,4,6,5,7,8
разделы
Всего заданий – 32, из них по типу заданий: А – 25,В – 4,С – 3; по уровню сложности: Б – 21, П – 10, В – 1. 41
Общее время выполнения работы – 150 минут.
12